А. I. Письма митрополита новгородского Никанора Клементьевского к епископу-викарию старорусскому Антонию Шокотову (1851–1852) Сколько нам известно, в нашей церковно-исторической литературе не обнаружено особенного внимания к личности митрополита Никанора Клементьевского, – типические его черты, как иерарха, занимавшего некоторое время наивысший пост в русской церкви, и как человека, – остаются мало известными, чтоб не сказать совсем неизвестными. Роясь в некоторых литературных памятниках нашей старины, мы натолкнулись на человеческий облик Никанора – и он показался нам очень симпатичным. Именно – в бытность свою епископом калужским (1831–1834), Никанор выказал самые хорошие человеческие отношения к одному кишиневскому изгнаннику – игумену Антонию Жужинскому. Этот игумен Антоний был сначала инспектором кишиневской семинарии; но потом по разным наветам, будучи обвинен епархиальным начальством в строптивом и беспокойном характере, – был переведен на должность инспектора же семинарии в Калугу. Никанор обласкал опального игумена, как отец, и этим доставил ему великое утешение среди постигшего его, совершенно незаслуженно, горя от неправды людской. Об этом эпизоде мы узнали из писем игумена Антония на родину – в Кишинев, и расскажем о нем подробнее в другое время и в другом месте. Теперь, как материал для биографии Никанора, предлагаем письма его в бытность митрополитом новгородским и с.-петербургским к своему викарию – епископу старорусскому Антонию Шокотову. В письмах этих есть данные как для характеристики иерархически-правительственной деятельности Никанора, так и для истории новгородской епархии. 1 1 Ваше преосвященство, Скорым прибытием в Новгород вы много утешили и успокоили меня. Теперь не всякое дело, и не всякая просьба будет поступать ко мне. Тяжесть трудов вы разделите со мною. Мне очень приятно видеть ваше преосвященство, и побеседовать с вами о делах общего служения нашего. Прошу вас прибыть ко мне в С.-Петербург к 10 числу сего месяца, если не встретите препятствия. Помещение приготовлено для вас, и прогонные деньги получите в свое время из конторы архиерейского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРБОВЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Хырбовец) (Кишинёвской епархии), находится в с. Гербовец (Хырбовец) Каларашского (Кэлэрашь) р-на Республики Молдовы. По преданию, основан в XVII в. как скит монахами бершадского Преображенского мон-ря (совр. Винницкая обл., Украина), бежавшими от гонений униатов. Легенда объясняет название Г. м. тем, что один из них, иером. Иоанникий, был горбат (молд.- гырбовит). В 1730 г. скит был возобновлен (по др. сведениям, основан) боярином Константином Карпузом, построена деревянная Успенская ц. Неск. пожаров уничтожили к 1812 г. весь монастырский архив. В 1813 г. скит был преобразован в заштатный общежительный мон-рь и вошел в состав новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ. В 1816 г. на средства начальника жандармерии Кишинёва Стефана Лупу (впосл. схим. Серапион) был возведен каменный прямоугольный в плане Успенский храм с 5-гранной апсидой и колокольней в 4 яруса. В храме хранилась Гербовецкая икона Божией Матери . По ходатайству Кишинёвского архиеп. Антония (Шокотова) постановлением Святейшего Синода от 17 янв. 1859 г. Гербовецкий образ ежегодно к 1 окт. переносили крестным ходом в г. Кишинёв, а 23 апр.- в мон-рь. В эти дни Г. м. посещало множество паломников. Указом Святейшего Синода от 28 нояб. 1860 г. в Г. м. было положено проживать 30 монашествующим и 30 послушникам. В 1860-1872 гг. в Г. м. пребывал на покое и был затем погребен архиеп. Могилёвский Анатолий (Мартыновский) . В 1870 г. был построен каменный 4-столпный 5-главый крестово-купольный собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. При Г. м. действовали начальная школа, обширная б-ка, школа для монахов и псаломщиков, типография. В 1872 г. по благословению еп. Кишинёвского и Хотинского Павла (Шокотова) в Г. м. было открыто духовное уч-ще. За оградой мон-ря находились конюшня, 4 мельницы (водная, конная и 2 ветряные), маслобойня, 2 фруктовых сада, 4 виноградника, пруд. В селах Гербовец и Годжинешты были устроены 2 монастырские корчмы, в Кишинёве - дом с двором и службами.

http://pravenc.ru/text/164657.html

Успенский мужской монастырь (Гербовец) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский мужской монастырь (Хырбовец) (Кишинёвской епархии), находится в с. Гербовец (Хырбовец) Каларашского (Кэлэрашь) района Республики Молдовы. По преданию, основан в XVII в. как скит монахами бершадского Преображенского монастыря (совр. Винницкая обл., Украина), бежавшими от гонений униатов. Легенда объясняет название Гербовецкий монастырь тем, что один из них, иером. Иоанникий, был горбат (молд.- гырбовит). Содержание История [ править править код ] В 1730 г. скит был возобновлен (по др. сведениям, основан) боярином Константином Карпузом, построена деревянная Успенская церковь Несколько пожаров уничтожили к 1812 г. весь монастырский архив. В 1813 г. скит был преобразован в заштатный общежительный монастырь и вошел в состав новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ. В 1816 г. на средства начальника жандармерии Кишинёва Стефана Лупу (впосл. схим. Серапион) был возведен каменный прямоугольный в плане Успенский храм с 5-гранной апсидой и колокольней в 4 яруса. В храме хранилась Гербовецкая икона Божией Матери. По ходатайству Кишинёвского архиеп. Антония (Шокотова) постановлением Святейшего Синода от 17 янв. 1859 г. Гербовецкий образ ежегодно к 1 окт. переносили крестным ходом в г. Кишинёв, а 23 апр.- в монастырь. В эти дни Гербовецкий монастырь посещало множество паломников. Указом Святейшего Синода от 28 нояб. 1860 г. в Гербовецкий монастырь было положено проживать 30 монашествующим и 30 послушникам. В 1860-1872 гг. в Гербовецкий монастырь пребывал на покое и был затем погребен архиеп. Могилёвский Анатолий (Мартыновский). В 1870 г. был построен каменный 4-столпный 5-главый крестово-купольный собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. При Гербовецкий монастырь действовали начальная школа, обширная б-ка, школа для монахов и псаломщиков, типография. В 1872 г. по благословению еп. Кишинёвского и Хотинского Павла (Шокотова) в Гербовецкий монастырь было открыто духовное училище. За оградой монастыря находились конюшня, 4 мельницы (водная, конная и 2 ветряные), маслобойня, 2 фруктовых сада, 4 виноградника, пруд. В селах Гербовец и Годжинешты были устроены 2 монастырские корчмы, в Кишинёве - дом с двором и службами.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_мужс...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили с 1 июля 1867 по 1917 г.; с июля 1917 г. издавались под названием «Голос православной Бессарабской Церкви». Первое периодическое религ. издание в Бессарабии. Основано по инициативе архиеп. Кишинёвского и Хотинского Антония (Шокотова) . С 1867 по 1871 г. в «К. е. в.» материалы печатались в 2 колонках: в левой - русский текст, в правой - молдавский (кириллицей). С 1867 по 1904 г. «К. е. в.» выходили в свет дважды в месяц, с 1906 по 1917 г.- еженедельно. Состояли из офиц. и неофиц. отделов. За весь период существования издания вышло более 1,5 тыс. номеров. Тираж номера составлял от 600 до 700 экз. До 1886 г. журнал печатался в типографии архиерейского дома, далее, до окт. 1906 г.,- в частной типографии Э. Шлиомовича, затем (с 41) в епархиальной типографии. Кишинёвские епархиальные ведомости. 1909 г. 48. Обложка (ГПИБ) Кишинёвские епархиальные ведомости. 1909 г. 48. Обложка (ГПИБ) Первыми редакторами «К. е. в.» были ректор Кишинёвской ДС архим. Варлаам (Чернявский) (в 1880-1889 епископ Минский и Туровский) и М. И. Скворцов, проф. Кишинёвской ДС, церковный журналист. С 16 за 1870 по 21 за 1871 г. журнал редактировали Скворцов и П. Ф. Паховский, также преподаватель Кишинёвской ДС. С 22 за 1871 по 1 за 1872 г. редактором был Паховский, а с 2 за 1872 и до 1/2 за 1875 г.- он же вместе с преподавателем семинарии М. А. Ганицким. В 1875 г. 3/4 редактировал Ганицкий (впосл. священник, ректор Кишинёвской ДС), далее - вместе со свящ. Хрисанфом Бочковским (с 5 за 1875 по 22 за 1880 г.). В 1881 г. 1-14 редактировали свящ. Х. Бочковский и Л. П. Шпановский, 15-18 - Бочковский, с 19 за 1881 по 8 за 1883 г.- он же вместе с П. И. Чудецким, инспектором Кишинёвской ДС. В 9-10 за 1883 г. редактором указан прот. Х. Бочковский, с 11 за 1883 по 12 за 1885 г.- он же вместе с преподавателем семинарии М. И. Епури. В 1-17 за 1887 г. журнал редактировал свящ. Х. Бочковский, а с 18 за 1887 по 1895 г.- преподаватель Кишинёвской ДС А. Г. Стадницкий (см. Арсений (Стадницкий) , митр. Ташкентский и Туркестанский). В 1896-1905 гг. редактором был прот. Александр Яновский, ректор Кишинёвской ДС. С 1 за 1906 по 5 за 1908 г. журнал редактировал старший преподаватель и смотритель семинарии И. М. Пархомович, с 6 за 1908 по 48 за 1909 г.- преподаватель В. Г. Курдиновский. Редактором офиц. отдела с 49 за 1909 по 30 за 1913 г. являлся секретарь Кишинёвской консистории А. А. Богоявленский, с 31/32 за 1913 по 1917 г.- секретарь консистории В. В. Решетников. В 1909 (с 49) - 1915 гг. редактором неофициального отдела был Курдиновский, с 1/2 по 16 за 1916 г.- ректор архим. Дамиан (Говоров) и преподаватель семинарии И. Е. Смелов (с 17), а начиная с 15/16 за 1917 г.- епархиальный наблюдатель свящ. Александр Громадский (см. Алексий (Громадский) , митр., экзарх Украины).

http://pravenc.ru/text/1841179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРБОВЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 1 окт.), чудотворный образ, принесенный в Гербовецкий в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (Кишинёвской епархии) ок. 1790 г. По преданию, игум. мон-ря Пахомий был дружен с полковником Николаем Алексеевичем Албадуевым из Москвы. В 1790 г., накануне Рождества, Албадуев приехал в мон-рь, где скончался после падения с лошади. Его похоронили 17 дек. «в старой церкви у иконы Николая Чудотворца». В дар мон-рю жена (по др. версии, мать) покойного принесла икону, бывшую фамильной святыней. Вскоре от образа были явлены многочисленные исцеления больных и он стал почитаться окрестными жителями. Гербовецкая икона Божией Матери Гербовецкая икона Божией Матери Мон-рь трижды разоряли и сжигали турки, но каждый раз монахи находили Г. и. в пепле неповрежденной, обращенной лицом к земле. Холст обгорел лишь по краям, а краски на одеждах Богоматери и Младенца Христа потемнели и вскипели, однако лики и руки остались «совершенно чисты и прекрасного письма», что было отмечено в описи 1817 г., составленной при архим. Серафиме. Насельники неоднократно получали подтверждение тому, что Божия Матерь покровительствовала мон-рю, особенно во время моровой язвы и холерной эпидемии. Офиц. признание Кишинёвской епархией Г. и. чудотворной произошло в 1859 г. По многочисленным просьбам жителей города и по ходатайству Антония (Шокотова), архиеп. Кишинёвского и Хотинского, 17 янв. 1859 г. было принято постановление Святейшего Синода о ежегодном перенесении святыни из Гербовецкого мон-ря на зимнее время в г. Кишинёв. С тех пор ежегодно к 1 окт. чудотворный образ приносили крестным ходом из обители в Кишинёв, в Крестовую ц., а 23 апр. возвращали в мон-рь. В эти дни собиралось множество богомольцев из различных мест; отмечены случаи исцеления. Так, в 1861 г., во время перенесения Г. и. из Кишинёва в мон-рь, произошли исцеления парализованной М. И. Гречин-Людвигской и страдавшего лихорадкой свящ. Никифора из с. Гординешты. В том же году после молитв перед списком Г. и. исцелилась 5-месячная дочь свящ. Варфоломея Усаневича. В 1862 г. в с. Киперчены Оргеевского у. от укуса бешеного животного заболели трое детей, среди них был сын местного священника, к-рый тут же отправился в Кишинёв, чтобы помолиться перед Г. и.; сын священника был исцелен, а др. дети умерли.

http://pravenc.ru/text/164655.html

Минина , был открыт особый, нижний храм. Здесь в 1849 г. было устроено 3 придела: в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя вмч. Димитрия Солунского (небесного покровителя кн. Д. М. Пожарского ) и во имя бессребреников Космы и Дамиана (первый из них - покровитель К. Минина). Освятить приделы довелось преемнику И. еп. Иеремии (Соловьёву) . Как и в Саратове, особое внимание уделялось духовному образованию. При И. б-ка Нижегородской ДС обогатилась сотнями книг из личного собрания архиерея. Открывал духовные уч-ща в уездных городах и селах, где было особенно много раскольников. Так, 1 сент. 1849 г. начались занятия в духовно-приходском уч-ще с. Лыскова, в 1850 г. такое же уч-ще открылось в г. Починки. В Н. Новгороде учредил особую противораскольническую комиссию, в к-рой сам вел собеседования с ревнителями старой веры. Митр. Филарет (Дроздов) свидетельствовал: «...добрые раскольники Саратовской и Нижегородской епархий все были бы в пастве преосвященного Иакова, если бы он долее пожил». 3 апр. 1849 г. И. был возведен в сан архиепископа Нижегородского и Арзамасского, 25 нояб. вызван в столицу для присутствия в Святейшем Синоде. В С.-Петербурге во время Великого поста И. тяжело заболел «горловой чахоткой» (врачи безуспешно убеждали архиерея оставить суровый пост). Архиеп. Никанор (Бровкович), встретивший его в столице, писал: «Это был самый благолепный лик подвижника-иерарха, какой я видел на своем веку: рост более среднего, корпус отощалый, рука из одних костей, белая до прозрачности, одеяние все черное, борода полубелая, большая - клином, глаза не потухшие, щеки впалые колера бледноистощенного, голос немощный, хорошего трогающего звука. Одним словом, облик иконный» ( Никанор (Бровкович). 1900. С. 26). Незадолго до смерти И. успел принять участие в хиротонии архим. Антония (Шокотова) на учрежденное в целях борьбы с расколом Вольское вик-ство Саратовской епархии. Похоронен в Александро-Невской лавре, под солеей Феодоровской ц. Отпевание совершил С.-Петербургский и Новгородский митр.

http://pravenc.ru/text/200273.html

В офиц. отделе «К. е. в.» печатались высочайшие манифесты, указы и повеления по духовному ведомству, распоряжения Святейшего Синода, как общие, так и относящиеся к Кишинёвской епархии; известия о новых духовных учреждениях, об изменениях в составе высших духовных ведомств; сообщения о высочайших наградах в рамках Кишинёвской епархии или прихода; распоряжения епархиального архиерея и определения духовной консистории; списки служащих по духовному ведомству; объявления о вакансиях, о назначении и об увольнении должностных лиц в консистории, семинарии, училище и приходах; извлечения из годовых отчетов учебных заведений, свечных заводов, духовных братств и церковных общественных организаций; известия о количественном составе епархии, деятельности отдельных прихожан, об участии их в попечительствах или в благотворительных акциях, о пожертвованиях; материалы епархиальных съездов. В неофиц. отделе в 1 за 1867 г. были напечатаны статьи: «Димитрий, архиепископ Кишинёвский и Хотинский» (С. 1-12) (с продолжением в последующих номерах); «Слово в день избавления благочестивейшего государя императора Александра Николаевича от злодейского покушения на Его жизнь» свящ. Г. Галина (С. 13-26); «Мысли при молебствии, бывшем 4 апр. 1867 г., в память спасения жизни великого государя императора Александра Николаевича» Скворцова (С. 27-28); «Объяснение воскресных и праздничных апостолов» (С. 28-35). Впосл. в неофиц. отделе печатались речи и слова архиепископов Антония (Шокотова), Павла (Лебедева) , Сергия (Ляпидевского) , Серафима (Чичагова) , Платона (Рождественского) , возглавлявших Кишинёвскую епархию в разные годы; слова и обращения деятелей епархии к прихожанам либо краткие выписки из творений св. отцов; указания и рекомендации приходскому духовенству о проведении праздничных дней; описание и история сооружения церковных достопримечательностей (церквей, монастырей, семинарий), характеристика церковной утвари, информация о крестных ходах и проч.; беседы, проповеди, а также пастырские наставления прихожанам в связи с особыми случаями; назидательные размышления и духовные советы, примеры из жизни святых. Также публиковались некрологи, информация о храмовых праздниках. В декабрьских или январских выпусках помещали списки статей за год.

http://pravenc.ru/text/1841179.html

Им введены были выборные благочинные и учреждены благочиннические советы. Много заботился архиепископ Антоний о поднятии духовного и материального благосостояния учебных заведений Кишиневской епархии. Преосвященный Антоний принимал живое участие в борьбе с расколом, пастырей он убеждал действовать на раскольников увещанием и проповедями и не применять крутых мер. К. П. Херувимов, автор книги «Краткая историческая записка о деятельности уфимских архипастырей», называет преосвященного Антония «великим знатоком раскола во всех его проявлениях и непобедимым борцом с его защитниками». Во время своих поездок по епархии преосвященный Антоний часто совершал богослужения в единоверческих церквах, говорил назидательные и просто изложенные поучения, беседовал с раскольниками и сектантами. Духовенству приказывал вести церковные службы с благоговением и со всею чинопоследовательностью. Архиепископ Антоний был большой почитатель Богоматери. Он установил крестный ход с чудотворной Гербовецкой иконой Божией Матери. Ему приписывают составление обширной рукописи по исследованию истории Оренбургского края, но, к сожалению, рукопись эта утеряна. Труды: Слова и речи. – СПб.. 1862. Литература: Матвеевский П. Отзыв на слова и речи//Странник. – СПб., 1863. Чернавский H. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Исследование Николая Чернавского: в 2 т. – Оренбург, 1900–1903, т. 2. – С. 13, 662–778. Пархомович И. М. Архипастыри Кишиневской епархии. – Кишинев, 1910. – С. 14. Херувимов К. П. Краткая историческая записка о деятельности уфимских архипастырей. – Уфа, 1900. – С. 1–45. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876. – С. 36. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1402, 1407, 1412. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 325.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

20 нояб. Н. назначен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским с управлением Александро-Невской лаврой, 30 нояб. 1848 г.- членом секретного комитета о раскольниках и отступниках от правосл. веры. 9 дек. 1848 г. Н. выехал из Варшавы, утром 17 дек. прибыл в С.-Петербург. «Все ожидали от него много доброго и ожидания эти сбылись, по крайней мере, отчасти: он не употреблял мер строгих и жестоких, хотел быть доступным и внимательным к своим подчиненным и был с ними кроток» ( Морошкин. 1901. С. 131). За 8 лет пребывания на С.-Петербургской кафедре Н. освятил 13 церквей, в т. ч. ц. Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в санкт-петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Христова женском монастыре (28 июля 1854), ц. ап. Никанора при доме призрения малолетних убогих; совершил 10 епископских хиротоний: Христофора (Эмаусского) (25 марта 1850), Антония (Шокотова) (2 апр. 1850), Макария (Булгакова) (28 янв. 1851), Димитрия (Муретова) (4 марта 1851), Григория (Миткевича) (9 дек. 1851), Антония (Павлинского) (8 июля 1852), Никодима (Казанцева) (14 февр. 1854), Парфения (Попова) (14 марта 1854), Иоанникия (Горского) (16 янв. 1855), Платона (Фивейского) (24 мая 1856). В 1849, 1851, 1853 и 1855 гг. проводил ревизии СПбДА и дважды (28 сент. 1851, 13 нояб. 1853) получал благодарность Синода за «отчетливое и подробное обозрение» и предоставление мн. полезных предложений по усовершенствованию преподавания академических наук (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 200, 201). Обращаясь к выпускникам 1849 г. (18-й курс), в числе которых были И. Л. Янышев (буд. протопресвитер) и А. И. Поповицкий, буд. писатель и издатель духовных журналов, Н. говорил: «Церковь, как возродившая вас и воспитавшая, потребует от вас многого; от ваших познаний Богословских - христианской деятельности по учению веры, философских - здравых суждений, согласных с учением веры, исторических - подражания святым своим учителям и пастырям, от познаний церковной словесности - не пышных слов и надутых фраз, но благочестивых мыслей и чувств в простоте и ясности слова» (Избр. слова и речи. 1857. Т. 3. С. 415). 26 янв. 1854 г. конференция СПбДА по предложению ректора Макария (Булгакова) единогласно ходатайствовала перед Синодом о возведении Н. в степень почетного доктора богословия, и указом Синода от 6 июля он был удостоен степени, а 12 июля получил диплом.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

С. Шимкевича, 99) Мефодия Пишнячевского, 100) П. С. Авсенева (арх. Феофана), 101) имп. Николая I, 102) Иннокентия Борисова , 103) Филарета Амфитеатрова , 104) патр. Констанция, 105) прот. И. М. Скворцева, 106) В. Н. Карпова, 107) Антония Шокотова, 108) Анатолия Мартыновского , 109) имп. Александра II, 110) Димитрия Муретова , 111) Антония Амфитеатрова , 112) Макария Булгакова , 113) Антонина Капустина , 114) м. Михаила Иоанновича, 115) графа Д. А. Толстова, 116) Исидора Никольского , 117) Арсения Москвина , 118) Иосифа Семашко . Значительное большинство перечисленных лиц состояли в сане митрополита или епископа, и только очень немного из светских (краткие биографические сведения об этих лицах см. в книжке «для посетителей портретной залы киевской дух. академии», К. 1874 г.). Из указанных портретов в 1866 г. были только 21 (см. жур. Внутр. Прав. от 27 окт. 1866 г.), а все остальные приобретены преосвящен. Филаретом. 168 Проект об учреждении Общества и музея выработан комиссией из профессоров академии–П.А. Лошкарева, А. Д. Воронова и Ф. А. Терновского и подвергался многим изменениям и дополнениям, сделанным как Советом академии, так особенно Св. Синодом. (См. протоколы заседаний Совета академии, в Труд. киевск. акад. 1870 г.. стр. 15–18, стр. 37–42, 1872 г., стр. 11–16, стр. 1–6, 1873 г, 3, стр. 130–134, стр. 258–265). 169 Из этих денег 10.000 были пожертвованы пр. Филарету одною благодетельницею, а 3000 употреблены им из своих средств. Подробнее об этом пожертвованы см. в Труд. киевск. акад. 1882 г., стр. 67–69. 171 Пред входом в залу, где помещается филаретовская коллекция икон, находится портрет пр. Филарета, что и имеет в виду оратор. 172 В киевской академии доселе сохраняется добрый обычай ежегодно совершать 31 декабря торжественную панихиду, на коей вспоминаются имена почивших начальников и наставников академии. 174 См. в Труд. киевск. акад. 1882 г., стр. 58–73, статью Н. И. Петрова «преосв. Филарет рижский, как первый председатель церковно – археол. Общества», в коей с подробностью изображена деятельность пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010