Архиепископ Никон (Рклицкий) op.cit., Том VI, стр.263. Полный текст Послания 1933 года помещён там же, стр.269-299. Архиепископ Виталий (Максименко), передает слова Митрополита Антония в 1935-ом году, когда первый уезжал в Америку: " Скажи им, что мы не добиваемся властвования, но единства Церкви: пусть они живут по своим внутренним порядкам, мы туда не вторгаемся, а когда они обратятся по какому делу к нам, мы готовы им помочь " op.cit., стр.123. См.Том VII Жизнеописания Митрополита Антония, стр.336 – касательно умилительной сцены чтения Митрополитом Антонием разрешительной молитвы над Митрополитом Евлогием. Сделав это, Митрополит Антоний взаимно просил прощения у последнего и просил его прочитать над ним ту же молитву. (в главе XIV " Принятие Митрополита Евлогия в молитвенное общение " , стр.333-338). А вот характеристика Митрополита Анастасия, данная епископом Аверкием в 1956 году: " Будучи очень строгим к себе и чрезвычайно снисходительным по отношению к другим, готовым на максимальные уступки, что вызывает иногда естественное безпокойство у многих ревнителей нашей веры и Церкви, наш Владыка Митрополит Анастасий бывает мягок и уступчив лишь до известного предела, дойдя до которого обнаруживает обыкновенно большую твердость в отстаивании вековых канонических устоев Церкви " . (Архиепископ Аверкий, op.cit., Том I, стр.179). Текст " Временного положения 1935-36 " опубликован на сайте Синода РПЦЗ www.synod.com Воспоминание Игоря Владимировича Перекрёстова, который был в то время Секретарем Приходского совета Св.Покровского собора г. Мельбурна. Воспоминание Анастасии Ивановны Павловой, прихожанки Мельбурнского собора с 1949 г. (и других прихожан). " Письмо Блаженнейшего Митрополита Антония Высокопреосвященнейшему Сергию, Митрополиту Новгородскому " в книге Архиепископа Никона (Рклицкого) op.cit., Том VI стр.265-266. М.Родзянко " Правда о Зарубежной Церкви " , " Православная жизнь " , No 6, 1976 г, стр.40. 40 Секретарь предсоборной комиссии по созыву IV Всезарубежного Собора РПЦЗ, прот.Пётр Перекрёстов, заканчивает свою беседу словами священномученика Вениамина Петроградского о том, что нужно " дать место благодати Божией " , " Православная Русь " No 18, 2005 г, стр.11. 41 Священник Дионисий Поздняев в книге " Православие в Китае (1900-1997 гг.) " , М. 1998 г., пишет: " 1 октября 1945 года делегации в составе епископа Ростовского и Таганрогского Елевферия и священника Григория Разумовского был выдан мандат No 1263 за подписью Патриарха с поручением посетить Харбин и " восстановить находящихся в расколе " на территории Манчжурии архиереев. (стр.89). Привожу свидетельство очевидицы об одной сцене из посещения Харбина этой делегацией:

http://religare.ru/2_29245.html

23-е число Святого Михаила исповедника, митрополита Синадского Св. Михаил, после иночества в одном из монастырей близ Константинополя, посвящённый в митрополита Синадского, во Фригии, был одним из отцов Седьмого Вселенского собора, пользовался доверием императора Никифора, который в 805 году посылал его к халифу Гаруну для заключения мира, и в 811 году послан был к папе Льву с известием о воцарении Михаила. Но император Лев Армянин за несогласие с его нечестивым собором, постановившим уничтожить иконы, в 815 году сослал Михаила в крепость Евдокиаду, во Фракии, где он и умер в 818 году. † Святого Леонтия, епископа Ростовского Св. Леонтий – один из самых великих святителей земли Русской 363 . Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края. Он велик на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую. По словам блаж. Симона, св. Леонтий был постриженником Печерского монастыря; в пещеру св. Антония пришёл он, конечно, не прежде 1032 г., так как Феодосий нашёл тогда у Антония только Никона. В епископа Ростову посвящён он прежде, чем Иларион, второй святитель из пещерян, поставлен был, в 1051 г., в митрополита 364 . В Ростове святитель встретил язычников упорных, суровых и диких. Предшественники его, Феодор и Иларион, первые Ростовские епископы, принуждены были бежать из Ростова от ярости язычников 365 . – Ростов до 1054 г. был в ведении великого князя Ярослава, жившего в Киеве; а по завещанию Ярослава, Ярославль, Белоозеро и всё Заволожье достались сыну его Всеволоду, который постоянно жил в южном Переяславле 366 . Таким образом св. Леонтий должен был бороться с язычеством в Ростове без близкой помощи князя 367 , а закоренелые язычники не хотели слушать его. Увещания и мольбы любви христианской пожалеть себя самих, не губить себя мраком и грехами, не склоняли заблудших к добру. Мало того, они осыпали святителя бранью, подвергли его побоям и выгнали из города. Но он решился не оставлять вверенного ему стада. Поселясь за городом близ ручья Брутовщицы, построил здесь небольшой деревянный храм архистратига Михаила 368 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Князь же великий Алескандр Ярославич идущу ему из орды Божиею волею разболелся и дошед до Горотца и пострижеся ноября в 14 день тоя же нощи. и преставися и везоша и положиша в Володимере у Пречистыя честного Ея Рожества, якоже напреди рекохом ноября в 23 инок же Севастиян и митрополит Кирилл приступль хотя разняти руку его да вложити грамоту прощальную святый же великий князь Александр а во иноцех Алексей простер руку свою сам яко жив и вложи митрополит грамоту в руку. Князь же согнув руку и приим ю к себе. Тако бо прослави Бог своего угодника. В той же день преставление преподобного Амфилохия игумена Глушиц Новгородского чудотворца (126 об.–128); ноября 24 – великомученицы Екатерины философицы и великомученика Меркурия Смоленского (129); ноября 26 – великомученика Георгия и освящение церкви иже в Киеве пред враты святыя Софеи (132 об.); ноября 27 – преставление Иякова епископа Ростовского (134 об.); ноября 28 – преставление Феодора архиепископа Ростовского чудотворца ученика преподобному Сергию (136 об.); декабря 3 – память преподобного Саввы игумена Звенигороц Сторож(ев)ского нового чудотворца, составльшаго обитель Пресвятыя Богородица наместе нарицаемем Сторожи (141): декабря 7 – память преподобного Антония игумена Живоначальныя Троица Сийского нового чудотворца иже на Двине. Списано бысть сие многогрешным Иоанном Русином родом от племени варяжска колена Августа Кесаря Римского в лето 7067. Преставися Антоней в лето 7060 в царство благочестивого и Христолюбивого царя и государя вели князя Ивана Васильевича всея России и по благословению преосвященного митрополита Антония Владимерского и Московского всея России и при благоверных царевичах Иоанне и Феодоре Ивановичех всея России (146 об.), служба ему (147); декабря 21 – преставление Петра митрополита Московского нового чудотворца святейшия митрополия Киевскиа и Московскыя всея России. Преставися в лето 6834 в неделю в 3 час нощи. Пас Божию церковь 18 лет и 6 месяц. Положены быша честныя его мощи в церкве Успения Пресвятыя Богородицы юже сам созда и подают честныя его мощи исцелениа и до сего дни приходящим с верою (165); января 10 – память преподобного Павла Обнорского чудотворца ученика Сергиева иже на Комелском лесу жившаго 3 лета в дувли, составльшаго пречестную обитель во имя Живоначальныя Троица в лето 6937.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Убиение царевича Димитрия. Есть во всех. 20 . Обретение мощей митр. Алексия. Есть во всех. 23 . Обретение мощей епископа Ростовского Леонтия. Есть во всех. 24 . Память преп. Никиты, столпника Переяславского. Есть во всех. 28 . Преставление епископа Ростовского Игнатия. Есть во всех.  Июнь 1 . Преставление преп. Дионисия Глушицкого. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть. 9 . Преставление преп. Кирилла Белозерского. Есть во всех. 25 . Петра и Февронии Муромских. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. Июль 5 . Обретение мощей преп. Сергия Радонежского. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. 8 . Преставление преп. Прокопия, юродивого Устюжского. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть. 10 . Память преп. Антония Печерского. В служебниках 1658, 1667 и 1668 гг., перенесенная с 7 Мая 490 . 11 . Преставление вел. кн. Ольги. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет. 15 . Преставление вел. кн. Владимира, Есть во всех. 24 . Память князей Бориса и Глеба. Есть во всех. 25 . Преставление преп. Макария Унженского. Есть во всех.  Август 2 . Преставление блаж. Василия, юродивого Московского. Есть во всех. 3 . Преставление преп. Антония Римлянина. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. 4 . Проявление мощей митр. Петра. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет. 21 . Преп. Аврамия Смоленского. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет. 24 . Перенесение мощей митр. Петра. Есть во всех. 30 . Преставление преп. Александра Свирского . Есть во всех. В служебнике 1655-го года находится 57 памятей. Б служебнике 1656-го года не достает против служебника 1655-го 27-ми памятей, а всех – 30 памятей. В служебниках 1658, 1667 и 1668 гг. против служебника 1656 г. лишних 18 памятей, а всех – 48 памятей. Из святых, канонизованных к общему празднованию, находятся не во всех святцах: 7 Сентября Иоанн, архиепископ Новгородский, 19 Сентября князья Ярославские Феодор, Давид и Константин, 27 Сентября Савватий Соловецкий, 23 Декабря митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но вскоре после подтвердительного соборного определения патриарха Антония, 19 Мая 1389 года, скончался Дмитрий Иванович Донской. Заступивший его место сын его Василий Дмитриевич, подчиняясь соборным приговорам, изъявил желание принять Киприана, и последний прибыл в Москву, чтобы занять кафедру митрополии всея России. При отправления Киприана из Константинополя на Русь мы видим при нём ростовского архиепископа (бывшего симоновского игумена – архимандрита) Феодора. Это необходимо понимать так, что великий князь Василий Дмитриевич по своему вступлению на великокняжеский престол послал в Константинополь Феодора звать в Москву Киприана. Сохранился до настоящего времени на славянском языке заёмный вексель, который 8 Сентября 1389 года Киприан и Феодор дали в Константинополе ближнему человеку императора, Николаю Нотаре диерминевту, в тысяче старых новгородских рублей 555 . Эта тысяча рублей, как должно думать, была израсходована на прощальные подарки императору с его сановниками и патриарху с его чиновниками. А так как нельзя полагать, чтобы Феодор прибыл от великого князя без денег, то на эту тысячу рублей нужно, собственно, смотреть только как на дополнение к не хватившим наличным деньгам 556 . 1 Октября 1389 года Киприан отправился из Константинополя в Россию 557 . В минуту отправления, кроме Феодора ростовского, находились при нём в Константинополе и потом возвратились вместе с ним ещё два русских епископа: Михаил смоленский и Иона волынский 558 ; Михаил сопровождал Пимина в его последнее путешествие в Константинополь и от митрополита, объявленного низложенным, перешёл там к митрополиту, объявленному законным; как и зачем попал в Константинополь епископ волынский, не видно, но вероятно, что он принёс Киприану деньги с его литовской митрополии 559 . Патриарх послал с Киприаном в качестве своих апокрисиариев, имевших водворить его на кафедре, двух своих митрополитов (тех самых – адрианопольского и ганского, которые приходили в 1384–85 году). По переплытии Чёрного моря, высадившись в Белгороде или нынешнем Аккермане, куда прибит был бурей 560 , Киприан держал свой путь на Киев. Из Киева он отправился в Москву перед великим заговеньем 1390 года (которое было 14 Февраля) и прибыл в неё в сопровождении двух греческих митрополитов и шести русских епископов (из которых четыре, кроме Феодора ростовского и Михаила смоленского, или прибыли к нему в Киев или выехали на дорогу), на середокрестной неделе великого поста 561 , быв торжественно встречен великим князем 562 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Украинские исследователи, принимавшие участие в российских конференциях, как правило, обращали внимание на детали биографии митр. Димитрия 106 . В обобщающих работах по истории культуры Украины XVII в. фигуре митр. Димитрия также неизменно уделялось внимание 107 . Полнее образ митр. Димитрия Ростовского была раскрыт в труде С. Кагамлык, посвящённом Киево-Печерской лавре в XVII−XVIII вв., однако здесь автор лишь обобщил уже известные сведения о Ростовском митрополите и его деятельности, в особенности − об учёных трудах и проповедничестве; кроме того, владыка признается одним из многочисленных подвижников, которых выпестовала Лавра 108 . Были в украинской историографии и попытки богословского осмысления наследия митр. Димитрия. Труд митр. Антония (Фиалко) «Святитель Димитрия Ростовский и его пастырство» 109 , написан в традициях церковно-исторических исследований начала ХХ в., выводы его в целом, не выходят за рамки того, что было сформулировано его предшественниками. Б о льший интерес для исследователя представляют статьи В. Шумило и М. Загорулько в черниговском журнале «Вера и дело», посвящённые рассмотрению отдельных аспектов творчества митр. Димитрия с богословской точки зрения 110 . Личность митр. Димитрия Ростовского привлекала и зарубежных исследователей. Наиболее крупным среди них – равно как и наиболее известным отечественному читателю стала Дж. Броджи Беркофф, итальянская славистка, посвятившая «Летопису» Димитрия Савича несколько обстоятельных статей 111 . В этих статьях исторические штудии ростовского владыки рассматриваются в контексте европейской культуры Раннего Нового времени. Автор приходит к заключению, что митр. Димитрий с одной стороны, систематически использовал западную методологию и тексты, с другой − сохранял своё лицо и как автор, и как представитель православной традиции. Выводы эти совпадают с теми, к которым пришла Л.А. Янковская. Практически неизвестен в России (мы не встречали ссылок на него в отечественной историографии) канадский исследователь Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Между тем, под влиянием белокриницкого Павла, Антоний постепенно свыкался с существующими в митрополии порядками. Был однако случай, когда его строго-раскольнические, беспоповщинские убеждения были так глубоко оскорблены, что он готов был уйти обратно к беспоповцам, и только Павел даже необычной в его характере уступчивостью успел удержать его от исполнения этого намерения. В Белокриницком монастыре введено было читать во время братской трапезы жития святых по Четиим-Минеям св. Димитрия Ростовского , в которых имя Спасителя напечатано Иисус, – обычай, действительно не согласный с раскольническими понятиями и свидетельствовавший, к чести белокриницких учителей, что они снисходительно относились к разности в произношении имени Христа Спасителя и ценили достоинства книги, составленной даже столь ненавистным для ревнителей раскола писателем, как святитель Димитрий. И вот именно за употребление этой, по его убеждению, „еретической“ книги Антоний возбудил в монастыре горячие споры и воспылал такою ревностью о расколе, что готов был действительно уйти обратно к беспоповцам в Климоуцы. Из опасения такого с его стороны поступка, который возбудил бы крайне неприятную для митрополии молву и еще более ухудшил бы ее отношения к беспоповцам, Павел, скрепя сердце, сделал уступку Антонию, – отменил чтение Миней за братской трапезой 448 . Этой уступкой Антоний был не только успокоен, но и польщен; она могла даже способствовать усилению его расположения к митрополии, на что, по всей вероятности, и рассчитывал инок Павел. Спор из-за Четиих-Миней случился еще в то время, когда инок Павел Прусский жил в Климоуцах; а через месяц по его отъезде началось и произведение Антония в священные саны. 1 октября, в день главного монастырского праздника, он поставлен был Кириллом в диаконы, а через 2 месяца, 6 декабря, в другой нарочитый для монастыря и особенно чтимый Павлом день, „произведен во священника“ 449 . Затем предстояло и поставление Антония в епископы. Так как при назначении нового епископа для России имелось в виду ограничить, если но совсем пресечь, на будущее время бесчиния Софрония, то присудили учредить в России, архиепископию, по примеру Славской, и произвести Антония прямо в архиепископы, с подчинением ему, согласно такому его сану, всех прочих российских старообрядческих епископов, какие будут поставлены, и прежде всех, разумеется, самого Софрония.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В глубокой старости преставился преподобный († ок. 1073–1077), оставив благодатный след Христовой веры на Ростовской земле. Святые мощи его были обретены во второй половине XII века. По молитвам преподобного Авраамия изгонялись бесы, получали исцеление различных недугов больные. Преподобнаго Феодосия Сийскаго Тропарь, глас 8: Подвигом добрым подвизався от юности твоея, преподобне Феодосие,/мирскую суету отвергл еси,/девство же и целомудрие возлюбил еси Царствия ради Небеснаго,/вина и упояющаго пития до кончины не вкусивый,/Единаго Бога взыскуя,/пустыню пречуднаго отца Антония достигл еси/и в ней во смиренномудрии и слезах все житие препроводил еси,/оного житию подобяся/и во всем быв образ добродетелей твоим учеником./И ныне в Горния обители преселився,/Святей Троице предстоиши,/поминай нас, чад твоих, Пресвятей Троице моляся,//от всяких бед и скорбей избавити и спасти души наша. Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: От юности твоея, преподобне, Господеви возложив вся,/плотская мудрования воздержанием увядил еси,/в постех, молитвах образ быв твоим учеником,/добродетели богомудраго Антония наследовав,/и того обитель измлада достигл еси,/и в ней трудолюбне свою жизнь препроводил еси в терпении мнозе,/и ныне со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/поминай нас, чтущих всечестную память твою,/да вси велегласно вопием ти://радуйся, досточудне Феодосие, наставниче духовный. Преподобный Феодосий Сийский (в миру наречен Феодором в честь святого великомученика Феодора Тирона) родился около 1612 года в Холмогорах. Его отец, Игнатий Лебедев, был ремесленником-среброковачем, мать звали Феодосией. С 12 лет мальчика отдали в обучение грамоте, надеясь, что он продолжит дело отца. Вскоре прилежный Феодор научился грамоте и стал усердно проводить время за чтением. За это ему пришлось терпеть побои отца и насмешки сверстников. В 18 лет Феодор против воли родителей ушел в Антониев-Сийский монастырь и 2 августа 1632 года был пострижен игуменом Ионой (1597–1634) и отдан в послушание монаху Давиду. В июле 1635 года преподобный Феодосий был посвящен во иеродиакона, а 12 января 1644 года Новгородский митрополит святитель Аффоний рукоположил его в священный сан и поставил игуменом Сийского монастыря. Много трудов приложил преподобный Феодосий, чтобы укрепить монастырское общежитие. Никто не видел его праздным. Но по-прежнему все свое свободное время он отдавал книгам: переписывал, собирал древние рукописи, чтобы сделать с них достоверные списки. Преподобный Феодосий был также иконописцем. Известно, что он написал сам иконы Святой Софии – Премудрости Божией и основателя монастыря преподобного Антония Сийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отношение русского духовенства к культу камней было двойственным 109 . В грамоте 1534 г. новгородского архиепископа Макария в Водскую пятину предписывалось уничтожать языческие капища: «...многие христиане молятца по скверным своим молбищом древесом и каменью, по действу диаволю, по всем тем чудцким и ижерским местом, в селах, и в деревнях, и в лесах те скверные мольбища, камение и древеса везде разоряти и истребляти в конец, и огнем жещи...» 110 . Борьба с культом камней отражена в одном из эпизодов Жития Иринарха Ростовского. Как рассказывается в памятнике, неподалёку от Борисоглебского монастыря в «бояраке», в камне жил демон, заставляя жителей окрестных весей приходить к нему в день Петра и Павла и воздавать камню почести. Дьякон монастыря повелел камень «вринути в яму, чтобы род христианский тако не творили, и к каменю не приходили» 111 . Идолопоклонные камни церковным следователям предписывалось «как возможно, без упущения времени, искоренить неотложно» 112 . Зачастую камни сложно было уничтожить, «за великостью их и за неимением инструментов», кроме того, «ежели де оное каменье разжигать, то б не учинилось деревьям пожарного случая». Чтобы скрыть каменные великаны от взоров окружающих, повелевалось, «подкопав под те каменья ямы, глубиной как возможно, опустить в землю и засыпать, чтоб никакова им виду не было...» 113 . Следует отметить, вместе с тем, что не подвергалась сомнению допустимость почитания константинопольских и палестинских камней-реликвий, о которых хорошо было известно на Руси 114 . О почитании камней, связанных с Богородицей, Иисусом Христом и библейскими пророками, подробно рассказывается в популярном в древнерусской книжной традиции «Хождении игумена Даниила» 115 . Известна также традиция возведения храмов и обителей на Руси на месте языческих капищ. Отголосок преданий, об основании монастырей и храмов на месте языческих поселений и капищ, некоторые исследователи видят в сюжете об основания монастыря Рождества Богородицы в Житии Антония Римлянина. В нём рассказывается о том, что камень святого Антония пристал в Великом Новгороде в местечке Волховском («И приста камень, на нём же преподобный стоя и моляшеся, при брезе великиа реки, нарицаемой Волхова, в селцы, еже именуемо Волховском» 116 . Ф.И. Буслаев комментирует этот факт следующим образом: «Самое название сельца Волховска может указывать на дохристианские предания о мифическом существе, Волхове, чародее, которого чтили как бога, и который был сближаем с Перуном местечка Перыня или Перынь» 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По преставлении благоверного князя Владимира власть захватил безбожный и окаянный Святополк 4534 , севший на великокняжеском престоле в Киеве. Желая истребить с лица земли своих братьев 4535 , он убил Бориса и Глеба принявших, таким образом, мученическую кончину 4536 . Видя такое кровопролитие, преподобный Антоний снова удалился на святую гору. Но вот благоверный князь Ярослав, победив Святополка, сел в Киеве 4537 . Ярослав любил Берестово 4538 с его церковью во имя святых Апостолов; при ней был пресвитер, именем Иларион, муж благочестивый, великий постник и сведущий в божественном Писании. (Спустя много лет, Ярослав, любивший окружать себя духовным чином 4539 ), по изволению Божию и согласию собранных им епископов, избрал Илариона митрополитом, в которого он и был поставлен в Киевском храме святой Софии 4540 . Пресвитер Иларион удалялся временами из Берестова на Днепр, на холм, покрытый вековым лесом, где ныне находятся дальние или Феодосиевы пещеры монастыря; в этом холме Иларион ископал себе пещеру сажени в две, где и молился в тайне Богу, воспевая псалмы и творя поклоны. Преподобный же Антоний в это время находился на святой горе, в монастыре своего пострижения, и опять игумену было откровение от Бога: – Пошли, – сказал Господь, – Антония снова в землю русскую, ибо он Мне нужен там. Игумен, призвав преподобного открыл ему: – Антоний! По воле Божией иди опять в землю русскую и да будет с тобою благословение святой горы! Вместе с этим игумен предсказал преподобному, что в земле русской он явится отцом многих черноризцев; благословив, затем, Антония, игумен отпустил его с напутствием: – Иди с миром! С этим благословением преподобный Антоний опять пришел в Киев. Взойдя на холм, где Иларион ископал помянутую небольшую пещеру, преподобный Антоний возлюбил это место. Помолившись Богу со слезами. он сказал: – Господи! Да будет на сем месте благословение святой Афонской горы и – молитва моего отца, меня постригшего; утверди, Боже, мое вселение здесь! После этого он избрал пещеру местом своего обитания. И жил здесь преподобный в непрестанной молитве, вкушая сухой хлеб и удовлетворяя жажду умеренным количество воды, да и то через день, иногда же через два; а иногда он не вкушал ничего всю неделю, пребывая день и ночь в молитвенном бдении и усердно руками своими копая большую пещеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010