Хотя позднее такой оборот дела породил новую смуту, но все-таки коварная политика Антония достигла своей цели: он имел удовольствие сойтись в Чернигове с князем, до некоторой степени обязанным ему своим положением. Чтобы по справедливости уменьшить слишком темные краски, наложенные на портрет еп. Антония, надо принять во внимание сложную и страстную атмосферу момента в церковной политике специально. Иерархи были в разделении из-за Климента Смолятича. Антоний, как грек, естественно ревновал о правах и интересах своего вселенского патриарха. Как друг гонимых греков, он великодушно и братски давал у себя приют и убежище и непринятому Андреем Боголюбским епископу Льву Ростовскому и самому несчастному митр. Константину, так трагически умершему в гостях у Антония. В это время (1164 г.) за год до своей смерти (1165 г.), Черниговский кн. Святослав Ольговнч сговорился с Ростиславом Киевским снова проводить на митрополию Клима Смолятича. Это и взорвало Антония и соблазнило его, путем коварства, отомстить русской национальной партии. Если ему «изменил» в последнее время Святослав Олегович, то казался еще щитом греческого принципа Новгородский князь Святослав Всеволодович, бывший под влиянием авторитета архиеп. Нифонта.    В другом случае, какой-то подозрительный маневр епископа остается не совсем ясным. Дело было в 1187 г. Рязанские князья (Глебовичи), притиснутые сильным соседом Всеволодом III Суздальским, для заключения мира обратились за третейским посредничеством к черниговским князьям и духовенству, тем более, что их земля входила в состав Черниговской епархии. Из Чернигова рязанские послы вместе с еп. Порфирием (неизвестным по национальности), пришли во Владимир. Всеволод склонился к миру и отправил своих бояр вместе с Черниговскими послами в Рязань для окончательных переговоров; но там еп. Порфирий вступил с рязанскими князьями в какие-то переговоры тайно от других послов и затем, опасаясь гнева Суздальского князя, поспешно убежал к себе в Чернигов. Он поступил в этом случае, по словам летописи, «не яко святительск, но яко переветник и ложь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Обитель Печерскую, по множеству в ней святыни, инок Филофей любил всей силой своей души; ее он называл «местом своего духовного рождения и воспитания». Есть свидетельства особенного благоговения преосвященного Филофея к Киево-Печерской Лавре: в нее он намеревался отойти с Сибирской митрополии на покой; в нее он посылал из Сибири значительные вклады; во имя основателей ее – преподобных Антония и Феодосия, равно как и в честь Успения Божией Матери, главного праздника в Киево-Печерской Лавре, созидал в Сибири храмы, например соборный придел во имя Антония и Феодосия и во имя тех же святых и еще во имя Успения Божией Матери Печерские приделы в Тюменском монастыре; в ней он хотел и жизнь свою кончить; но Промысл Божий вел его к новым, важнейшим подвигам служения. Петр I, великий во всем, возымел великую мысль и на счет сибирских инородцев и соседственных с ними народов, подвластных Китаю: он хотел всех их просветить светом Евангелия. Для осуществления сей высокой и благочестивой мысли указом от 18 июня 1700 года повелено было для занятия кафедры Сибирской митрополии, в то время не имевшей пастыря, Киевскому митрополиту Варлааму Ясинскому «поискать в малороссийских городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков человека не только добраго и благаго непорочнаго жития, но и ученаго, дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог, Божиею помощию, исподволь, в Китае и в Сибири, в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истиннаго Бога». Будущему митрополиту Сибирскому Государь поставлял в обязанность привести с собой двух или трех просвещенных иноков, которые были бы в состоянии изучить китайский и других инородцев языки и тем содействовать ему в обращении язычников. Варлаам Ясинский не нашел достойнее славного в то время и ему вполне известного с отличной стороны Новгород-Северского Спасского архимандрита, Димитрия Туптало – св. Димитрия, Ростовского Чудотворца, который 1701 г. марта 23 и был посвящен в Тобольского митрополита. Но св. Димитрий отказался от поездки в Сибирь. Суровый и гнилой климат Тобольска показался св. Димитрию опасным для его здоровья, и без того слабого и изнуренного разного рода трудами; при том он боялся, с удалением от Киева и Москвы, где находились нужные книжные пособия, не докончить важного своего труда – Четий-Миней, и поэтому он был вскоре переименован в митрополита Ростовского и Ярославского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Преставление епископа Тверского Арсения. Есть во всех. 5 . Перенесение мощей князя Смоленского и Ярославского Феодора и сыновей его Давида и Константина. Нет в служебнике 1602 г., в уставах 1633 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть. 11 . Проставление архиепископа Новгородского Евфимия. Есть во всех. 16 . Преставление архиепископа Новгородского Серапиона. Нет в служебнике 1602 г., в уставах 1633 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть. 17 . Преставление преп. Макария Колязинского. Нет в уставе Успенского собора, в остальных во всех есть. 26 . Преставление епископа Тверского Варсонофия. Есть в святцах с летописью; в остальных ни в которых нет. 30 . Преставление митрополита Ионы. Есть во всех. Апрель 1 . Преставление преп. Евфимия Суздальского. Есть во всех. 14 . Мучеников Литовских Антония, Иоанна и Евстафия. Есть в уставах 1633 г. и в уставе 1641 г.; в остальных нет. 17 . Преставление преп. Зосимы Соловецкого. Нет в уставе 1610 г.; в остальных во всех есть. 20 . Преставление Александра Ошевенского. Есть в уставе Успенского собора и в святцах с летописью; в остальных нет. 20 . Преставление Стефана, епископа Пермского. Есть во всех. 30 . Обретение мощей Никиты, епископа Новгородского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть.  Май 1 . Преставление преп. Пафнутия Боровского. Есть во всех. 2 . Перенесение мощей князей Бориса и Глеба. Есть во всех. 3 . Преставление преп. Феодосия Печерского . Есть во всех. 7 . Память преп. Антония Печерского. Есть во всех. 14 . Память Исидора, юродивого Ростовского. Есть во всех. 15 . Память Исаии, епископа Ростовского. Есть во всех. Преставление преп. Евфросина Псковского. Нет в служебнике 1602 г.; в остальных во всех есть. Убиение царевича Димитрия. Есть в уставах 1633 г., в уставе Успенского собора, и в уставе 1641 г.; в остальных нет. 16 . Перенесение мощей преп. Ефрема Перекомского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть 485 . 20 . Обретение мощей митрополита Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Наряду с предметами убранства в келии П. Т. сохранились принадлежавшие ему иконы: Спасителя с предстоящими (с надписью: «Поновлино рабом Божиим Павлом сия икона в 1852 году апреля 1»), преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (с надписью: «Сия икона сооружена рабом Павлом в 1820 году»), свт. Николая Чудотворца (с надписью: «Сия икона писана в 1848 году апреля 10-го дня от раба Павла»). На обратных сторонах Казанской иконы Божией Матери и образа равноап. Марии Магдалины имеются надписи, свидетельствующие о том, что иконы были освящены в 1890 г. в г. Кронштадте св. Иоанном Кронштадтским (Сергиевым). 20 июня 1999 г. П. Т. был прославлен в лике местночтимых святых Ростовской епархии, его мощи крестным ходом перенесены из часовни в Никольский храм. 2-3 февр. 2016 г. Архиерейский Собор РПЦ принял определение о всецерковном почитании П. Т.; 16 апр. 2016 г. утверждены тропарь, кондак и молитва, 14 мая 2018 г.- акафист святому. Во имя П. Т. 14 февр. 2016 г. освящен храм в пос. Матвеев Курган Ростовской обл. Частицы его мощей имеются в Серафима Саровского преподобного мужском монастыре с. Новомакарова Грибановского р-на Воронежской обл., в кафедральном Знаменском соборе г. Кемерово, Троицкой ц. г. Петропавловска-Камчатского, в храме иконы Божией Матери «Целительница» г. Ростова-на-Дону, в Никольской ц. с. Николаевка Неклиновского р-на Ростовской обл., во Владимирском соборе-усыпальнице г. Севастополя, в мон-ре во имя Ассирийских отцов с. Дзвели-Канда (Грузия), в обители Пантократор на Афоне, в храме арх. Михаила в г. Альтеа (Испания), на Патриаршем подворье в г. Бари (Италия), а также во мн. храмах и обителях Украины, в т. ч. в Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Ист.: Жизнеописание народного благодетеля прп. Павла. М., 1911; то же, изм. загл.: Блж. Павел Таганрогский: Сост. послушницей блаженного старца Павла М. Цурютиной по рассказам знавших его людей. М., 2000. Лит.: Филевский П. П. История г. Таганрога, 1698-1898. Таганрог, 1996; Гаврюшкин О. П. Отблески золотых куполов. Таганрог, 1999; Св. блж. Павел Таганрогский. Таганрог, 1999; Фетисов Т., свящ. Из истории православия в Таганроге. Таганрог, 2000; Свет радости в мире печали: Митр. Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф [Чернов]/Сост.: В. В. Королёва. М., 2003; От земли до неба: Чудеса и житие блж. Павла Таганрогского. Р.-н/Д., 2004; Николай (Феодосьев), архиеп. Под сенью благодати Божией и под Покровом Божией Матери. Афон, 2014.

http://pravenc.ru/text/2578577.html

Церковь Воскресения Лазаря находилась в Ростове на Успенской улице (ныне Бебеля) при пересечении ее с Лазаревской (ныне Революции), уничтожена в 30-х гг. прошлого столетия. Согласно Летописи церкви Воскресения Лазаря за 1877-1909 г.: «… храм существует с 1809 года… вместо двух обветшавшых храмов, холодного – Лазарева Воскресения и теплого – свт. Николая, находящегося к северу в саженях 15, на том месте, где был древний Лазаревский мужской монастырь, в котором в 16 в. жил прп. Иринарх. … в трапезе два придельные алтаря, с правой стороны – во имя свт. Николая, а слева во имя святой Троицы. Олтари сии устроены… титулярным советником Юматовым и другими прихожанами. Никольский олтарь освящен по благословению Архиепископа Ярославского и Ростовского Антония прежде настоящего в 1808 году, настоящий в 1809 году, а Троицкий после обоих в 1822 году по благословению Симеона Архиепископа Ярославского и Ростовского в память бывшей на берегу озера Неро Троицкой церкви, по упразднению которой часть прихода ее и утвари перешла к церкви Одигитриевской, а другая часть к Лазаревской». В 1924-25 г. от общины Лазаревской церкви на временное хранение в музей, а затем и по изъятию поступили следующие вещи с финифтью: 1. Евангелие 1832 г. серебряное, оклад с 5-ю финифтяными образками. 2. Оклад с иконы Владимирской с финифтью серебряный. 3. Крест напрестольный 1807 г. с финифтью. 4. Потир 1816 г. с финифтью украшенный колосьями, стиль ампир. 5. Звездица 1816 г. с финифтью. 6. Евангелие 1805 г. с финифтяными образками. 7. Риза иконы Почаевской Божьей Матери с финифтью. 8. Евангелие с финифтью. Позже вещи были разукомплектованы и сегодня в виде отдельных комплексов мы имеем: дробницы с двух напрестольных крестов, от дарохранительницы, с наперсного креста, от двух Евангелий. Всего из церкви Воскресения Лазаря в музее хранится 40 икон на эмали, для приходского даже ростовского храма это немало. Финифтью была украшена не только ризница, но и сам храм. Судя по приведенному выше описанию церкви и составу поступивших экспонатов, в Никольском и Троицком приделах находились царские врата с финифтяными дробницами. Один комплекс из 6 дробниц работы мастера-монограммиста «Д.С.» находится в постоянной экспозиции, другой (предположительно работы Н. Сальникова) в фондах ГМЗРК. Для подвески на столбиках царских вратах предназначались иконы Спаса в образе Доброго Пастыря и Богоматери. В этих же приделах соответственно должны были располагаться и финифтяные храмовые иконы – свт. Николая и Троицы Ветхозаветной, которые также находятся в постоянной экспозиции. Один из популярнейших в музее экспонатов – финифтяная годовая минея – тоже поступила из церкви Воскресения Лазаря.

http://sobory.ru/article/?object=43120

Телефон: 8 (86391) 2-28-01 Подробнее... Храм святителя Димитрия Ростовского (Сальск) [ править править код ] Храм Святителя Димитрия Ростовского стал первым Храмом, возведенным в Сальске за полтора столетия. Новая веха в православной жизни сальчан началась в 2006 году, когда было принято решение о строительстве Храма Святителя Димитрия Ростовского на улице Крымского. Место для Святыни выбрано не случайно. Старожилы вспоминают, что когда-то в этом микрорайоне Сальска стояла церковь. Датой начала строительства нового Храма стало 7-е июля 2006 г. Именно в этот день архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном был отслужен молебен перед началом строительства и заложен первый камень в основание будущего Храма. В этом же 2006 году строители заложили фундамент. 7 апреля 2007 года на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, были начаты работы по кирпичной кладке. 21 сентября 2008 года на праздник Рождества Пресвятой Богородицы совершилась первая Божественная Литургия в цокольном этаже строящегося храма. Адрес: Россия, Ростовская область, г. Сальск, ул. Крымского, 25А Телефон: 8(86372)74120 Подробнее... Церковь Архангела Михаила (Новочеркасск) [ править править код ] В своё время в Черкасске, бывшей столице Донского казачества, был построен одноименный деревянный храм. После переноса столицы в Новочеркасск возникла необходимость переноса храма. Разрешение на перенос храма из Черкасска в Новочеркасск деревянной церкви было получено в декабре 1812 года от епископа Воронежского и Черкасского Антония, несмотря на то, что существовал запрет Св. Синода на перенос храмов из Черкасска в Новый Черкасск. Однако Св. Синод также дал согласие, но с условием, что после возвращения Донских казаков с полей сражений с Наполеоном, они должны были построить в Новочеркасске каменную церковь. В 1813 году храм разобрали и перевезли в Новочеркасск. Вместе с переносом деревянного Михайловского храма в Новочеркасск перевезли также богатую церковную утварь, иконы и т. д. По описи 1830 года в храме был многоярусный иконостас с резными украшениями и позолотой, иконы в серебряных окладах, запрестольные иконы старинного письма были украшены жемчужными ожерельями, золотыми накладками, вставками из изумрудов, бриллиантов и полудрагоценных камней и др.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовская_обл...

7. Икона преподобного Афанасия Высоцкого с частицей его святых мощей. Благословение Высоцкого монастыря г. Серпухова Биробиджанской епархии. 8. Список Владимирской чудотворной иконы Божией Матери. Написан в 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II и освящен у чудотворного Владимирского образа в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее в Москве и приложен к древнему образу. В алтаре собора хранятся другие святыни. Они выносятся для поклонения верующим в дни их празднования, в дни Светлой седмицы, а так же по просьбам паломников. 1. Старинный храмовый образ Святителя и чудотворца Николая (Никола Можайский) XVII века. 2. Ковчег с 18 частицами мощей святых Угодников Божиих – Свт. Филиппа Митр. Московского; свт. Димитрия Ростовского; свт. Игнатия Ростовского; свт. Иннокентия Иркутского; свщмч. Фаддея Тверского; свщисп. Сергия Серебрянского; прп. Аврамия Ростовского; прп. Макария Калязинского; прп. Даниила Переславского; прпмч. Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия; благ. кн. Александра Невского; благ. кн. Давида и Константина Ярославских; благ кн. Анны Кашинской; прав. воина Феодора Ушакова; блаж. Матроны Московской. 3. Ковчег с частицами мощей преподобных отцов и старцев Оптинских: Льва, Макария, Антония, Иллариона, Амвросия, Анатолия I, Исаакия I, Варсонофия , Анатолия II, Нектария. 4. Икона с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского. Икона святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского с частицей его мощей (находится в епархиальном женском монастыре во имя свт. Иннокентия) 5. Точная Афонская копия чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница». 1. Икона с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского. 2. Ковчег с частицей мощей преподобноисповедницы Параскевы Дмитровской (Матиешиной; +5 декабря/22 ноября 1952 г.). 3. Ковчег с частицами мощей святых дев мучениц, пострадавших за Христа в 258 году: Конкордии (13 августа); Виктории (Ники) (10 марта и 16 апреля); Викентии (17 и 26 января).

http://azbyka.ru/palomnik/Еврейская_авто...

Как это ни покажется странным, но далеко не во всех случаях зафиксировано наличие над ракой святого его иконы. Такая ситуация существовала у гробниц преп. Саввы Крыпецкого в 1584–1587 гг. 1550 , преп. Ферапонта в можайском Лужецком монастыре в 1596–1598 гг. 1551 , свт. Иоанна Новгородского и князя Владимира Ярославича в новгородском Софийском соборе в 1617 г. 1552 . Но все-таки над значительным числом рак подобные иконы существовали 1553 , иногда их было две или несколько, как, например, над раками Зосимы и Савватия Соловецких 1554 , Антония Сийского 1555 . Известны случаи, когда над ракой или вблизи нее помещали житийную икону святого 1556 , но это, видимо, делали тогда нечасто. Роль иконы святого над ракой исполняло порой его фресковое изображение 1557 . Характерно, что в ряде случаев святой на иконе, установленной у раки, изображался в молении перед Иисусом Христом, Богоматерью или перед ними обоими. Такие иконы существовали вблизи гробниц Петра и Ионы митрополитов Московских 1558 , Зосимы и Савватия Соловецких 1559 , Германа Соловецкого 1560 , Антония Сийского 1561 и преп. князя Игнатия Угличского в Спасо-Прилуцком монастыре 1562 . По-видимому, подобная икона существовала над гробницей св. Леонтия Ростовского еще в XV в. 1563 Это предельно наглядно демонстрировало заступничество святого за людей перед Богоматерью и Богом.  Обычным, видимо, было и наличие над гробницей икон Иисуса Христа, Богоматери и некоторых других святых 1564 . Бывало, когда над ракой или вблизи нее размещали деисусный чин 1565 или целый двух-трехъярусный иконостас, состоявший из небольших икон 1566 . Важным и часто упоминающимся в документах элементом надгробного комплекса являлась свеча или лампада, или несколько свечей и лампад 1567 . Значение свечи подчеркивалось иногда не только ее размерами («пудовая» свеча у раки митрополита Петра Московского 1568 ), но и особой функцией – «свеча неугасимая» 1569 . Известны два упоминания конца XVI – начала XVII вв. о «кружках» для денежных подаяний у рак св. Антония Сийского 1570 и Саввы Вишерского 1571 . Но, очевидно, данный элемент надгробного комплекса встречался в рассматриваемую эпоху чаще. Об этом косвенно свидетельствует факт поступления денег от раки Алексея митрополита Московского 1572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4546 Скопец Ефрем был главным домоправителем у великого князя Изяслава; впоследствии он удалялся из печерского монастыря в Константинополь, где жил в одном из монастырей, из которого и был возведен на кафедру Переяславскую. Неизвестно, когда скончался; последнее упоминание о нем летописи относится к 1091 г. В сане епископа Ефрем прославился строительством церковным. 4548 Вторую пещеру прп. Антония составляют нынешние ближние или Антониевы пещеры. Холм этой пещеры отделяется от холма первой глубоким оврагом, в настоящее время от ближних до дальних пещер по галерее, перекинутой через помянутый овраг, 91 сажен. Прп. Антоний удалился во вторую пещеру с небольшим числом учеников, желавших посвятить себя строгому отшельничеству, и после принимал он к себе хотевших подвизаться с ним. 4549 Точные слова летописца дают несколько иной смысл: прп. Антоний братии, просившей назначить игумена, дал следующий ответ, прямо указывавший на преподобного Феодосия: «Кто болий в вас, як же Феодосий, послушливый, кроткий, смиренный, да сей будет вам игумен». 4551 По свидетельству летописца монастырь построен не прп. Феодосием, а предшественником его на игуменстве Варлаамом. Но как бы то ни было, можно сказать, что монастырь построен не позднее 1062 г. Через 11 или 12 лет после построения монастыря над пещерой прп. Феодосий начал постройку нового обширнейшего монастыря на новом месте через овраг от первого монастыря близ второй пещеры прп. Антония. В 1073 г. прп. Феодосий не успел докончить постройку нового монастыря – это сделали его преемники по игуменству: Стефан, Никон и Иоанн. Печерский монастырь до сих пор остается на этом его втором месте, почему Антониевы пещеры (вторые) и суть ближние к монастырю. Старый, или ветхий, монастырь, после переведения братии в новый, не был уничтожен: пещера, при которой он находился, была обращена в усыпальницу для братии; для погребения ее в старом монастыре находилось несколько человек братии, в числе их пресвитер и диакон для ежедневного совершения в церкви монастыря заупокойной литургии «за умирающую братию».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Архимандрита Антония (Храповицкого) – Ректора Казанской Духовной Академии, который приветствовал св. Кирилловскую обитель с торжеством 500-летия в следующих выражениях: «К благоговейным молитвам Архипастырей, братии и народного множества Казанская Академия просит приложить ее молитвенное коленопреклонение Великому Угоднику Кириллу Белозерскому, истинному просветителю отечественной церкви». 2) от Настоятеля обители Комельской, Игумена Антония, с братьями: «Празднуя завтра свое 400-летие, обитель преподобного Корнилия Комельскаго Чудотворца приветствует с 500-летием славную обитель Кириллову, где Угодник Божий Корнилий, трудясь в хлебне и занимаясь писанием книг, учился смирению, послушанию». 3) от Преосвященного Антония, Настоятеля Древне-Ростовского Яковлева монастыря: «Приветствую Ваше Высокопреподобие, Вашу святую обитель с юбилейным торжеством. Прошу молитвенно помянуть меня, мою братию пред мощами преподобного Кирилла, посвященного в монашество Феодором, Архиепископом Ростовским и Белозерским, племянником преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. У Архипастыря Вашего испрашиваю себе и братии моей святительское благословение. Епископ Антоний». Накануне праздника прислано на имя о. Архимандрита Никодима письмо от Его Преосвященства Анастасия, Епископа Воронежского и Задонского. Досточтимый Архипастырь выражал в нем свой привет обители Кирилло-Белозерской с ее знаменательным торжеством 500-летия и желал ей еще многих лет духовно-нравственного процветания во славу Православной отечественной церкви. При этом Владыка выразил и свое сожаление, что по сложности епархиальных дел не может участвовать в ее духовном торжестве. Но выразителями особенно задушевных благоговейных чувств к обители Кирилло-Белозерской и к ее святому подвижнику и основателю преподобному Кириллу явились здесь в лице своих представителей Санкт-Петербургская Духовная Академия и Вологодская Духовная Семинария, прислав свои адресы. Вот дословный текст адреса от Санкт-Петербургской Духовной Академии, прочитанный здесь за обеденным столом ее представителем доцентом Иваном Ивановичем Бриллиантовым: «1397–1897 Кирилло-Белозерскому монастырю от Санкт-Петербургской Духовой Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010