После всего бывшего, преподобный отец наш Ефрем, видя, какую скорбь причинил враг всему священному сонму, сильно вооружился против него богоугодною жизнью в пещере, постоянною молитвою, постом и всенощным бдением. Повинуясь во всем советам отца и наставника своего, преподобного Антония, он обнаруживал большое усердие в подражании всем его добродетелям. Потому-то, по примеру преподобного Антония, который совершал путешествия из России на святую Афонскую гору, и сей преподобный отец наш Ефрем горел духом, стремясь к святым местам. Он желал быть самовидцем равноангельского жития святых афонских отцов, чтобы вдохновиться любовью к их добродетельным трудам. Посему он умолял преподобного Антония дать ему благословение на путешествие в греческую страну. Преподобный, не желая лишить его награды за странничество, отпустил его с благословением и молитвою, подобно тому, как некогда Ной отпустил голубку из ковчега, чтобы она принесла масличную ветвь. Тогда преподобный отец наш Ефрем, приняв, как два голубиные крыла, благословение и молитву, устремился в предлежавший ему путь и достиг до Константинополя. Везде по пути он наблюдал жизнь святых людей, посещал жилища отшельников, земных ангелов, насыщаясь в изобилии духовною пищею, душеспасительными беседами и наставлениями святых отцов. Вследствие этого он несколько замедлил в своем путешествии. Когда же его повлекла назад любовь к родине, он, чтобы не возвращаться в свой мысленный ковчег без какой-либо масличной ветви, списал устав святого Студийского монастыря 1037 и принес в Печерский монастырь, по поводу чего и посылал к нему, в бытность его в Греции, блаженный игумен Феодосий от имени преподобного Антония. По возвращении своем из святых мест, он пожил в Печерском монастыре недолго, но за то послужил образцом многих добродетелей к душевной пользе иноков, так что все благодарили о нем Бога. В это время преставился блаженный епископ переяславский Петр. По благоволению Божию, по совету всех и по желанию великого князя Всеволода Ярославича 1038 , преподобный отец наш Ефрем поставлен был Переяславским епископом преосвященным митрополитом киевским Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В заключение о житии Антония Римлянина следует упомянуть о некоторых отдельных подробностях. Упоминается гривенный слиток серебра: «понеже в то время у Новгородских людей не быстъ денег, но лиаше слитки серебряныя, ово в гривну, ово в полтину, ово в рубль, и теми куплю деяху». (Июнь, стр. 310). О поставлении игумена по насилию или по мзде: «аще князь нашлет игумена, (то есть, в монастырь Антония Римлянина), или епископ по насилию или по мзде, или который брат наш от места сего, а начнет хотети игуменства кроме братского соборного изволения, егоже произволят братия на игуменство, то иже мздою или насилием от князя или от епископа поставлен будет, тех преподобный проклятию предаст». (Там же, стр. 321). О монастырском имении: «Также и о земли утверждаяй глаголет (то есть, сам Антоний): о, братия моя, егда седох на месте сем купил есмь село сие и землю, и на реце сей рыбную ловитву, на строение монастырю, ценою из пречистыя сосуди, сиречь из бочки (которая приплыла в Волхове сама собою из Рима), и аще кто начнет обидети вас, или наступати на сию землю, ино им судит Мати Божия». (Там же, стр. 321). Эти опасения в завещании Антония напоминают нам ростовское повествование о тяжбе Захарии за церковную землю. О воздушных мытарствах. Собираясь умирать, Антоний между прочим говорит братии: «да измут ангели милостивии душу мою, и да избегну сетей вражиих от воздушных мытарств вашими святыми молитвами, понеже грешен есмь ...показуя яко всем страшна чаша смертная, и многия же по воздухом истязателя имамы... да не покрыет мене темный тех воздух, ниже дым их помрачит душу мою, укрепи мя Господи мой, Господи, да преиду огненыя волны и глубины бездонныя». (Там же, стр. 318 и 322). Житие это в рукописях обыкновенно приписывается ученику Антония Римлянина, Андрею, который с 1147–1157 г. был игуменом Антониева монастыря. Судя по всему, сказанному вами выше, надобно предполагать, что многое в этом житии не принадлежит самому Андрею. IV. Теперь, по поводу изданного в Православном Собеседнике жития Авраамия Смоленского, переходим к Смоленску.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Антоний Падуанский. Миниатюра. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) Антоний Падуанский. Миниатюра. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) Мощи святого хранятся в базилике св. Антония в Падуе, в отдельном реликварии находится его язык. В 1263 г., при перенесении мощей святого в этот собор, обнаружилось, что язык А. П. остался нетленным. В 1981 г. специальная комиссия, в состав к-рой входили медики, подтвердила нетленность его голосовых органов, установив при этом, что гробница не вскрывалась с сер. XIII в. (Ricognizione del corpo di S. Antonio di Padova: Studi storici e medico-antropologici. Padova, 1981). Почитание А. П. распространилось и за пределами канонических территорий католич. Церкви. В XIV-XV вв. в генуэзской фактории Тана (близ совр. с. Недвиговка в Ростовской обл.) существовал храм св. Антония Падуанского, действовало братство св. Антония Падуанского. В его честь на территории совр. Белоруссии и Украины было возведено неск. католич. храмов: в Полосне под Слуцком (1598), в Мирополе на Волыни (1600), во Львове (1617), в Витебске (1685); в XIX в. были построены еще 6 храмов. В нач. XX в. сосланными в Сибирь поляками были построены деревянные храмы в честь А. П.: в Мариинске (Томская губ., 1904), в пос. Белостоцкий (Томская губ., 1908) и в пос. Креславский (Иркутская губ., 1908). В наст. время в России существуют приходы св. Антония Падуанского в Городовиковске (Калмыкия), Краснознаменске (Калининградская обл.) и мон-рь в С.-Петербурге. В Служебнике кон. XVII в., находившемся в собрании КДА, имелась служба А. П. на церковнослав. языке ( Лебедев А. Рукописи церк.-археол. музея Имп. Киевской Духовной Академии. Саратов, 1916. Т. 1. С. 27-28). Лит. наследие А. П. составляют 2 собрания проповедей, Sermones Dominicales (Воскресные проповеди) и Sermones festivi (Проповеди на праздники), написанные с целью создать образец - «модель» церковной проповеди для обучения проповедников-францисканцев: проповедь раскрывает смысл евангельского чтения, соответствующего данному празднику литургического года, будучи тесно связанной с интроитом (входным стихом), апостольским посланием и чтением на утрене того же дня.

http://pravenc.ru/text/116094.html

И на север – в землю Ростовскую и Суздальскую – стремились с Евангельской проповедью благодатные чада Антония и Феодосия. Мы видели прежде, что вера Христова еще не укоренилась в Ростове, и первый епископ того края святой Феодор вынужден был оставить Ростов и поселился в Суздале. Преемник его, грек Иларион, после бесплодной борьбы с язычеством, удалился в Царьград. Третий епископ Ростовский был святой Леонтий, один из учеников преподобного Антония, первый святитель (первопрестольник) из числа иноков Печерских. Он велик по действиям земной жизни как равноапостольный просветитель Ростовского края. Он велик на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую. В пещеру преподобного Антония пришел он без сомнения, позднее 1032 года, потому что тогда Феодосий нашел у Антония одного только Никона, а рукоположен в сан епископа прежде 1051 года, т. е. прежде нежели был посвящен блаженный митрополит Иларион, второй святитель из пещерян. В земле Ростовской, населенной чудским племенем Мери, святитель Леонтий встретил язычников упорных, суровых и диких. Они не хотели слушать его, а близкой помощи князя не было. 85 Увещания и мольбы любви христианской не имели успеха; язычники осыпали святителя бранью, били его и выгнали из города. Но он решился не оставлять вверенного ему стада. Поселясь за городом, близ ручья Брутовщины, он построил здесь деревянный храм архистратига Михаила. Видя невозможность действовать прямо на жителей Ростова, закоренелых в язычестве, он обратился к юному, еще не испорченному поколению: стал приглашать к себе детей, кормил их и ласкал; обласканные дети охотно ходили к Леонтию, а он учил их началам святой веры и потом крестил; вслед за детьми обратились к Христу и некоторые из взрослых. Но застарелые язычники взволновались и бросились к Церкви с дубинами и оружием. Причет, окружавший Леонтия, испугался; но святитель был спокоен, облачился в ризы святительские и вместе с священниками и диаконами, также облаченными в ризы, вышел к дикому народу. Спокойная твердость его поразила язычников: они пали перед ним в страхе, и многие из них крестились. Святой Леонтий рукоположил многих священников и диаконов, но не успел привести ко Христу всю «заблудящую чудь» (как выражается древний писатель жития его). Апостольский подвиг его окончился мученической смертью. 86

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Котовка (Богоявленское). Церковь Димитрия Ростовского. Димитриевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Димитрия Ростовского Год постройки:Между 1844 и 1847. Год утраты:1937 Адрес: Курская область, Касторенский район, село Котовка Координаты: 51.748441, 38.179815 Проезд:По дороге 38Н-276 Касторное - Погожево. Из Воронежа на пригородном поезде до о.п. 158 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Консисторская выписка от 22 февраля 1844 года. «Поверенные от общества государственных крестьян деревни Богоявленской Котовка тож Федот Рыкунов и Григорий Чуйков обратились в Воронежскую духовную консисторию с прошением о дозволении построить деревянную церковь на каменном фундаменте во имя Святителя и Чудотворца Димитрия Митрополита Ростовского». Необходимость строительства объясняли тем, что «ближайший храм находится в семи верстах от деревни – в селе Никольское Офросимово тож. Но из-за ненастья, разлития вод престарелые, оставаясь дома, лишаются необходимого утешения при их летах Божественного Слова, а малолетние – поучения в Божественном Писании». Жители деревни Котовка письменно обязались «содержать деревянное здание церкви, а священно-церковнослужителей обеспечить усадебной землей, построить каждому приличный дом, а также продовольствовать их по сильной и достаточной мере». Как следует из донесения в Святейший правительствующий синод архиепископа Воронежского и Задонского Антония, епархия поддержала прошение жителей деревни, дополнив доводы собственными аргументами. «К составлению нового прихода в деревне Богоявленской жителей числом 406 душ мужского пола достаточно». По Указу Его императорского величества и приказу Святейшего синода к 1847 году храм был построен. Что он из себя представлял, подробно сообщается в документе, составленном по результатам страховой оценки. 3 июля 1910 года ее проводили священники и прихожане. «Церковь деревянная на кирпичном фундаменте. Снаружи обита тесом и покрашена масляной краской. Внутри не оштукатурена, но покрашена масляной краской, покрыта железом. Длина церкви с колокольней – 35 аршин, наибольшая ширина – 12, больших окон 16, малых – 6. Трое деревянных створчатых наружних дверей, четверо таких же внутренних. Колокольня в два яруса, общая высота 18 аршин. На западной стороне в 10 саженях от церкви на кирпичном фундаменте стоит деревянное, крытое железом здание, в котором помещаются сторожка и церковно-приходская школа. В 16 саженях от церкви стоит общественный магазин деревянный, крытый соломой...».

http://sobory.ru/article/?object=53553

Жития святителей Иоасафа Белгородского и Димитрия Ростовского Жития святителей Иоасафа Белгородского и Димитрия Ростовского. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 224 с.: ил. В книгу вошли жития двух глубокочтимых Русской Православной Церковью святителей — Иоасафа Белгородского и Димитрия Ростовского. Приводим отрывок из книги. ВВЕДЕНИЕ Подвижники христианской веры и благочестия как нравственные ориентиры в жизни христианина Жизнь подвижников христианской веры и благочестия имеет глубоко назидательное значение для души верующего человека. Еще в Ветхом Завете премудрый Соломон подметил нравственное значение жизни «светильников» веры для всех людей и сказал, что путие праведных подобне свету светятся: предходят и просвещают (Притч 4, 18). Пример в деле влияния на человека имеет огромную важность и силу. Особенно ярко это проявилось во времена Нового Завета, когда истинных праведников соделывает благодатная сила искупления. Пути святых Нового Завета, освещенные светом закона Христова и Божественной благодати, становятся примером тем людям, «которые по их следам, чрез очищение себя исполнением святых заповедей, удобнее могут восходить к духовному просвещению и через это достигать блаженного с Богом единения. Жизнь и подвиги угодников Божиих, дух которых восторжествовал над плотью, питают религиозное чувство ищущего спасения человека, возбуждают в его душе нравственную доблесть, укрепляют веру, мужество, призывают к самоотвержению. Святые эти — светильники горящие, светочи православной веры. Жизненная теплота добра, любви и чистой веры, сосудами которых они являются, оживляла и согревала мир. Они — живое воплощение высших идеалов христианства, благодатные помощники и воспитатели православного народа. Жизнь подвижников христианской веры вызывает подавленную в глубине души современного человека искру теплого религиозного чувства, воодушевляет мир любовью к Богу, живым опытом убеждает человека, что есть другая жизнь, чуждая суетных волнений, и есть другие цели бытия, которые более достойны природы нашей, цели, которые обнимают и удовлетворяют высшие, идеальные потребности, которые изгоняют из жизни современного человека ощущение недовольства жизнью, неудовлетворенности и неполноты» . Рассказ о жизни святых людей трогает душу, глубоко волнует человека. Блаженный Августин говорит в своей «Исповеди»: «Я знал двух почтенных мужей, которых молодость была очень небезукоризненною; но когда они прочитали описание жизни святого Антония Великого, то только тут познали суету и крушение духа, наполнившие их жизнь, и в них явилось сильное желание быть монахами» . «Сказания о праведных, — говорит святой Исаак Сирин, — также вожделенны слуху кротких, как и постоянное орошение недавно насажденному растению» .

http://pravoslavie.ru/6095.html

12 марта 1779 года Екатерина II подписала указ об отпуске на построение собора в уездном городе Петровске " из экономических сборов " 8000 рублей. К 1782 году на строительство было истрачено 7760 рублей 70 копеек с полтиной. Авторство проекта собора приписывалось губернскому архитектору Ивану (Эвану) Михайловичу Левенгагену, однако документально это предположение не подтверждено. Контракт на строительство заключил подрядчик Савельев. Строительство началось в 1780 году, в августе 1783 года собор " освидетельствован " ключарем Ростовского Успенского собора иереем Владимиром и освящён 10 сентября 1783 года архимандритом Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря Авраамом. На устройство интерьера было уделено особое внимание, выделены средства на приобретение церковной утвари. Иконостас и царские врата, работы первой половины XVIII века, были присланы в Петровский собор по указанию самой императрицы Екатерины II из Троице-Сергиевой Лавры. Впоследствии в 1836 году старый иконостас был заменён новым с разрешения преосвященного Авраама, архиепископа Ярославского и Ростовского, на собранную от добровольных пожертвований сумму. В 1818 году по благословению преосвященного Антония, архиепископа Ярославского и Ростовского, в храме исполнено стенное писание и настлан чугунный пол. В 1872 и 1873 годах старостою собора купцом Фёдором Николаевичем Яхонтовым были покрыты белым железом купол и шпиль колокольни, установлены башенные английские часы (часовой механизм был изготовлен в Букингеме) и устроена каменная входная лестница. В 1877 году был позолочен иконостас, благодаря щедрой поддержки петровских купцов, торговавших в Санкт-Петербурге: Абатурова, Коровина, Запевалова и Баранова. Четырёхъярусный, вызолоченный червонным золотом иконостас с колоннами, обвитыми рядами виноградных гроздьев и листьев, ещё долгое время блистал своим изяществом и красотой. Все иконы нижнего яруса были изготовлены придворными живописцами императрицы Екатрины Великой и отличались высоким мастерством.

http://sobory.ru/article/?object=03765

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЯ КАШИНСКАЯ (Мезенцова Александра Павловна; 5.11. 1814, с. Высокое Угличского у. Ярославской губ.- 26.01.1875, г. Кашин Тверской губ.), игум. Род. в дворянской семье, религ. воспитанием обязана матери и няне (впосл. мон. Дорофея). В 1818 г., после молитвы у мощей свт. Димитрия Ростовского , Александра излечилась от паралича ног, к-рым страдала от рождения. В 5 лет потеряла отца, в 13 - мать. С юности стремилась к монашеской жизни, но братья и сестры удерживали ее от принятия пострига. В 1837 г. поступила в суздальский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь , в 1839 г. по настоянию родственников вместе с няней переехала в кашинский Сретенский мон-рь. Обладала незаурядными художественными способностями. В 1843-1844 гг. училась живописи в С.-Петербурге, в 1844 г. написала лики для иконостаса строившейся в кашинском мон-ре Троицкой ц. и запрестольное Распятие. В 1848 г. пострижена в рясофор с именем А. в честь прп. Антония Великого . В 1849 г. особым распоряжением архиеп. Тверского Гавриила (Розанова) назначена начальницей тверского приюта для девочек духовного звания. В 1850 г. вернулась в кашинский Сретенский мон-рь, в 1854 г. приняла постриг в мантию. В 1855 г., несмотря на стремление к уединенной жизни, назначена настоятельницей мон-ря с возведением в сан игумении. Возобновила в мон-ре богослужебное пение по нотам, обучала сестер иконописи, расширила благотворительную деятельность, завела скотный двор, построила кирпичный завод. При заводе вскоре была основана пустынь - построена кладбищенская ц. во имя пустынножителей Петра Афонского, Онуфрия Великого и Иоанна Лествичника и 2-этажный корпус. На деньги благотворителей возвела ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, каменную часовню на могиле мон. Дорофеи и школу. Добилась расширения штата монашествующих, построила 2 каменных 2-этажных келейных корпуса, где поместила беднейших сестер. В 1864 г. награждена наперсным крестом. Отличалась нестяжательностью, нищелюбием, была усердной молитвенницей, обладала даром исцеления. Погребена в часовне кашинского Сретенского мон-ря. Лит.: ЖПодв. Доп. т.: Январь-июнь. С. 82-140; Тверские ЕВ. 18-23; 1886. 1-3; 1887; Иннокентия (Ошанина), игум. Кашинского Сретенского мон-ря игум. Антония Мезенцова. Тверь, 1887. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/114050.html

Как свет, сияющий во мраке темного гроба, они с особенною силою отгоняют от людей тьму бесовскую; эта тьма не может объять сего света, но обычно исчезает от блистания его. Избавляют мощи преподобного отца нашего Антония и от различных недугов, ополчающихся не на одно лишь тело, но и на душу. Это вполне постиг святой Иоанн Многострадальный : после трехлетней борьбы с нечистыми страстями, доставившей ему много мучений распалением плотской похоти, он пришел ко гробу преподобного Антония и здесь пробыл в молитве день и ночь. И вот он услышал голос преподобного, обращенный к нему: – Иоанн! Иоанн! Должно тебе затвориться в сей пещере, чтобы, с помощью Божиею, прекратилась брань, побежденная уединением и молчанием. Иоанн так и сделал. И благодатию Божиею по молитвам преподобного отца нашего Антония был спасен: нечистые страсти телесные, хотя и вооружались на него вместе с нечистыми духами едва не тридцать лет, однако, как видим из жития его, не одержали над ним победы 4578 . Преподобный Антоний не оставил, как обещался, и места своего святого. Заботясь о нем, он, по преставлении своем, подобно тому как и ранее во время жизни, явился вместе с преподобным Феодосием в Константинополе и здесь условился с греческими иконописцами относительно изготовления ими честных икон для печерской церкви; при этом он вручил им довольно золота, как и ранее храмоздателям с тем же преподобным Феодосием. Преподобный Антоний послал иконописцев в Киев в Печерский монастырь к блаженному Никону, бывшему тогда игуменом; это сообщает сказание об украшении печерской церкви 4579 . Не ложен явился преподобный отец наш Антоний и в благостном своем обетовании по своем отшествии содействовать любящим его, в том, чтобы они оканчивали жизнь свою, проведенную на его святом месте, в покаянии и сподобились помилования от Господа. Это слово обетования его чудотворно сбылось самым делом на блаженном Еразме, черноризце Печерском. Оплакивая расточение золота, потраченного им на украшение печерской церкви 4580 , он впал в лютый недуг; семь дней лежал он без чувств и уже, по видимому, приблизился к кончине, но никак не мог преставиться; ибо не хотел Господь, чтобы он скончался на том святом месте без покаяния. И вот на восьмой день блаженному Еразму явился преподобный Антоний с преподобным Феодосием и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В месяца августе, индикта 15, года 6855 (=1347), в понедельник на Преображение быль избран и поставлен епископом в Суздаль иеромонах Нафанаил 4037 , в присутствии и боголюбивейших епископов: Иоанна Ростовского 4038 и Феодора Тверского. 10 В месяце марте 2 [числа], года 6838 (=1330) индикта 13, выборы [на епископию] богоспасаемого города Суздаля, в присутствии боголюбивейших епископов: Антония Ростовского, Софонии Сарайского 4039 и Григория Рязанского, с согласия и прочих епископов. По чину каноническому были избраны кандидатами три достойные лица: иеромонах Даниил, Андрей и Ефрем; [из них] предпочтен и избран иеромонах Даниил, который и поставлен епископом Суздальским. 4040 11 В том же месяце и того же года, были выборы [на епископию] богоспасаемого города Твери, в присутствии и боголюбивейших епископов: Антония Ростовского и Даниила Суздальского, с согласия и прочих епископов. По чину каноническому были избраны кандидатами три достойные лица: иеромонах Лаврентий, иеромонах Феодор и иеромонах Ефрем; [из них] предпочтен и избран иеромонах Феодор, который поставлен епископом Тверским. 4041 12 В месяце августе 25 [числа], индикта 14, года 6839 (=1331), выборы [на епископию] богоспасаемого города Великого Новгорода, в присутствие боголюбивейших епископов: Афанасия Владимирского, Феодора Галицкого, Григория Холмского и Марка Перемышльского, с согласия и прочих епископов. По чину каноническому были избраны кандидатами: иеромонах Арсений, Василий иеромонах и Лаврентий архимандрит; [из них] предпочтен и избран иеромонах Василий, который и поставлен архиепископом. 4042 13 В месяце ноябре 19 [числа] на пророка Авдию, индикта 4, года 6844 (=1335), выборы [на епископию] богохранимого города Чернигова, в присутствии боголюбивейших епископов: владыки Афанасия Владимирского, владыки Феодора Галицкого, Григория Холмского, Трифона Луцкого и Иоанна Смоленского, с согласия и прочих епископов. По чину каноническому были избраны кандидатами три достойные лица: иеромонах Иоанн, Максим, архимандрит Печерский, и иеромонах Петр; [из них] предпочтен и избран иеромонах Иоанн, который и поставлен епископом богоспасаемого города Брянска.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010