Но, видно, не приспел еще час воли Божией удалиться Александру из мира. Переписка эта попала в руки родителей; тринадцатилетний пустыннолюбец по сему случаю «пострадал очень чувствительно», как сам выразился впоследствии, и должен был отложить свое намерение, повинуясь воле отца, который и старших сыновей не вдруг и не без труда отпустил в монастырь. В 1809 году скончался родитель их. Распоряжаясь на его похоронах, Александр утешался тем, что одел покойника, как бы монаха, в одно черное платье. Так мысль его постоянно была занята одним! Отдавши же последний долг отцу, Александр со старшим братом Кириллом, (которому он был поручен умирающим родителем, и который был вместе с тем и крестным отцом его), отправился из Мологи, где в то время жило семейство Путиловых, в Москву, и определился в должность коммисионера к откупщику Карпышеву, у которого прежде служили и старшие его братья. В свободное от занятий время Александр и здесь любил посещать церкви и монастыри, так что, прожив в Москве только 3 года, он лучше многих старожилов узнал Московскую святыню, и даже в старости помнил, где там какой храм, или чудотворная икона и т. п. В 1812 г., в годину народного бедствия, и ему пришлось подвергнуться испытанию. Когда французы приближались к Москве, хозяин Александра, выехав из Москвы вперед, оставил его с братом Кириллом караулить дом. Прибравши в доме все ценное, при помощи добрых людей, (которые потом первые же и указали французам, где что спрятано), и они думали было укрыться от приближающегося неприятеля·, но было уже поздно. При выезде из Москвы, – это было 2 Сентября в три часа пополудни, – к Александру подскакал поляк и, приставив дуло пистолета ко лбу, сказал: «Пенензы!» Александр отдал кошелек с золотом за спасение жизни. Потом неприятельские солдаты отняли у него часы, сняли с него платье, и полунагого погнали за собою. Александр находился 10 дней в плену у Французов, был очевидцем ужаснейших происшествий, и сам много пострадал. Неприятели заставляли русских пленных переносить с места на место тяжелые ноши, которые состояли из награбленных ими по домам и лавкам вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

Макарий (Иванов Михаил Николаевич), иеросхимонах. Письма к Тимковской Варваре Ильиничне и др. 1847, 1856–1861, 1875 гг.//РГБ, ф. 213, к. 77, ед. хр. 25. Выписки из писем старца иеромонаха Макария (Иванова) к монахиням Троицкого Севского монастыря//РГБ, ф. 214, ОПТ-392. Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам//РГБ, ф. 214, ОПТ-397. По донесениям духовных Консисторий сведения, кем были управляемы монастыри в 1863 г.//РГИА, ф. 796, оп. 145, д. 238. Письма иеромонаха Макария (Иванова) , Леонида (Наголкина) и других к разным лицам//РГБ, ф. 214, ОПТ-384. Герман, архимандрит Святогорского Успенского монастыря Харьковской губернии. Письмо к Исаакию (Антимонову). 1864 г.//РГБ, ф. 213, к. 67, ед. хр. 55. По донесению Преосвященного Сергия, епископа Курского о деньгах, завещанных Курским купцом Александром Морозовым в пользу Глинской пустыни. Декабрь 1865 г.//РГИА, ф. 796, оп. 146, д. 1951. Глинский монастырь, об устройстве принятого от него в казну имения. Окт. 1866 г.//РГИА, ф. 385, оп. 18, д. 207. По предложению Обер-Прокурора Св. Синода об испрошении Высочайшего соизволения на приобретение Глинской Богородицкой пустынею Курской епархии Сеймских казенных мельниц. 1869 г.//РГИА, ф. 796, оп. 150, д. 1479. О разрешении принять от Глинской Богородицкой пустыни 4 % непрерывно-доходные билеты в уплату за купленные с торгов Сеймские казенные мельницы в Путивльском уезде Курской губ. Окт. 1869 г.//РГИА, ф. 583, оп. 4, д. 277. О покупке Глинской Богородицкой Пустынью Сеймских казенных мельниц. Окт. 1869 г.//РГИА, ф. 797, оп. 39, ст. 4, отд. 3, д. 124. Об укреплении земли за Глинскою пустынью, подаренной женою штабс-ротмистра Евдокиею Мовчан по Курской епархии. 1874–1875 гг.//РГИА, ф. 796, оп. 155, д. 173. По вопросу, возбужденному настоятелем Глинской Богородицкой пустыни о том, какие документы следует получить названному монастырю по содержанию водяной мукомольной мельницы. 1876 г.//РГИА, ф. 796, оп. 157, д. 1657. О доставлении Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода сведений о находящихся в России мужских и женских монастырях и общинах и о числе монашествующих. 1880 г.//РГИА, ф. 797, оп. 50, отд. II, ст. 3, д. 243.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Внешняя история Оптиной подобна истории многих других малых обителей Древней Руси. Основанная в XV в., в Смутное время она была совершенно разрушена польскими отрядами. На основании старых синодиков можно предполагать, что до своего разрушения монастырь этот был «мужеско–женским», а мужским стал лишь после своего возобновления, вскоре после Смуты. В 1717 г. при Петре Великом пустынь была на несколько лет закрыта, возобновили ее в 1726 г., но на протяжении XVIII в. она оставалась маленькой обителью, число иноков в которой не достигало десяти. Митрополит Московский Платон Левшин (1775–1812), который, подобно митрополиту Гавриилу Петрову, возобновил и привел в порядок множество монастырей в своей епархии  , обратил внимание и на эту пустынь, живописно расположенную на берегу реки. Он поручил архимандриту Макарию (Брюшкову), настоятелю Песношского монастыря (1788–1811), привести монастырь в порядок  . Этот Макарий был связан со школой старца Паисия Величковского, с которым он состоял в переписке. Макарий направил в пустынь монаха Авраамия, впоследствии ставшего настоятелем Оптиной, Авраамий в основном занимался внешним устройством пустыни. Главная заслуга в устроении внутренней жизни обители принадлежит настоятелю Моисею Путилову († 1862). Раньше он спасался в рославльских лесах, где был настоятелем одной из пустынь. Когда в 1820 г. епископ Калужский Филарет (Амфитеатров, впоследствии митрополит Киевский) основал скит около Оптиной, Моисей поселился там, а в 1825 г. епископ назначил его настоятелем скита. Моисей пригласил еще нескольких пустынножителей (Антония, Илария, Савватия), все они были приверженцами строгого общежительного устава в духе наставлений Паисия и неукоснительно соблюдали его. Время настоятельства Моисея (1825–1862) было самым важным периодом в формировании особого духа Оптиной, особого строя ее внутренней жизни  . Старчество введено было здесь отцом Леонидом Наголкиным (1768–1841)  . Лев Наголкин вырос в мещанской семье, около 10 лет служил он у одного купца, но потом оставил это место и в 1794 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Никон настоял на проведении дознания о нарушении саровскими монахами офиц. регламента, потребовав братскую ведомость и др. документы. Саровские старцы немедленно известили об этом архим. Троице-Сергиевой лавры прп. Антония (Медведева) , к-рый ходатайствовал за них перед митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) . Митрополит Московский вместе с Киевским свт. Филаретом (Амфитеатровым) защитил саровских насельников. «Что мог я сделать к миру Саровской обители, то сделал,- писал святитель.- Сообщил все нужное преосвященнейшему Киевскому, а он написал к преосвященнейшему Тамбовскому. Это в сем случае лучший путь дать движение полезной мысли. Предложить Синоду было бы не так в порядке, потому что Синод официально не знает о вакансии; притом она может быть уже занята епархиальным архиереем, по его праву, нежели Синод сделает распоряжение» ( Филарет (Дроздов). 2007. С. 262). Указом от 11 июля 1842 г. И. был вызван в Тамбов для офиц. поставления в строители пустыни, причем еп. Николай (Доброхотов) оказал ему «теплый прием». Указом от 26 авг. того же года дело об избрании настоятеля «вопреки предписанию» было прекращено. 15 авг. 1846 г. Тамбовским еп. Николаем И. был возведен в сан игумена. Прп. Моисей (Путилов), поздравляя брата с избранием на должность строителя обители, напоминал ему об обязанностях начальника с кротостью и беспристрастием «носить немощи немощных». По свидетельству монахов, в годы настоятельства И. «пустынь пользовалась таким спокойствием и согласием в братии, каких при других настоятелях не было», число насельников увеличилось до 300 чел. (Саровская общежительная пуст. 1908. С. 143). В то же время И. скорбел об «оскудении монашества» и о прекращении пустынножительства после кончины прп. Серафима. После смерти отшельника иеродиак. Александра (1840) ни игум. Нифонт (Черницын), ни И. никому не давали благословения на «пустынное житие, хотя и были желающие». Лишь бывшему насельнику Троице-Сергиевой лавры рясофорному послушнику Иоанну Короткову († кон. 1849) И.

http://pravenc.ru/text/674848.html

Возобновление монашеской жизни в Московском Покровском монастыре, прерванной гонениями советской власти 308 , началось в середине 1990-х годов с организации женской общины. Зимой 1996–1997 года провели вскрытие пола над захоронениями грузинских царевичей, их родственников и приближенных. Оказалось, что все могилы разрушены, надгробные плиты разбиты, их осколки и человеческие кости перемешаны, различить отдельные захоронения нет никакой возможности. Все останки собрали в несколько саркофагов и оставили в подклете церкви. Но в утешение всем снова горят лампадки в храме и возносятся к небу молитвы 309 . Место упокоения посещают грузины и заказывают панихиды по царевичам. Из грузин благотворила Зосимовой пустыни и графиня Анна Георгиевна Толстая, урожденная княжна Грузинская. Она была последней представительницей старшей линии Багратидов. Ее отец долгое время занимал пост нижегородского предводителя дворянства и владел богатейшим селом Лысково Нижегородской губернии, в котором вырос будущий наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев) 310 . Супруг Анны Георгиевны, граф Александр Петрович Толстой, также был потомком грузинской царствовавшей династии (но по женской линии) 311 . В 1856–1862 годах Александр Петрович занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода. Надо сказать, что именно его иждивением и усердием в 1869 году была издана книга писем игумена Антония (Путилова). По отзыву современников, он представлял «образец веры, которая выражается не в одних только благочестивых размышлениях, но во всем составе жизни, в каждой подробности действий, в ежеминутном ощущении присутствия и заступления промышляющего о своем создании Бога, в совершенном изгнании из сердца всякого человеческого страха и всякой житейской заботы и которая одна только и заслуживает своего высокого наименования» 312 . И его супруга, Анна Георгиевна, являла собой дивный пример древнего благочестия христианских жен. «Религия проникала всю ее жизнь и всю ее деятельность. Это была ее стихия, которой она жила, в которой одной она находила себе отраду и успокоение и которая руководила всею ее деятельностью. Особенно она ценила монашество, считая его образцом истинной христианской жизни и рассадником духовного просвещения. Она жила душой в духовном мире, любила говорить о религиозных предметах» 313 . Скончалась Анна Георгиевна 17 июля 1889 года, ее погребли в Донском монастыре рядом с мужем (ум. 21 июля 1873 года) – против алтаря Сретенской церкви, находящейся под собором, где погребены грузинские цари. Московским епархиальным начальством было сделано распоряжение, чтобы новопреставленная графиня Анна, известнейшая благодетельница, была поминаема в продолжение сорока дней во всех церквах Московской епархии 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

300. О нестяжании, коего надобно иноку держаться неукоснительно Возлюбленный о Господе брат мой и отче! Читая писания Ваши и видя из них, что Вы переведены ко святому храму Животворящаего Креста Христова, и возложено на Вас святое послушание благочиния над живущими при храме оном, и духовничества, приношу Вам поздравление мое с сим честным крестом, которой со упованием на Божию силу несите усердно. Вы жалуетесь на скудость свою, что не имеете достаточного рассуждения, ни дара слов. Для сего св. ап. Иаков, брат Божий, указывает место, где искать мудрости, говоря: «Аще кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога, и дастся ему; да просит же с верою, ничтоже сомняся: сомняйся бо уподобися волнению морскому ветры возметаему и развеваему». Особенно же в рассуждении духовничества немало встретите Вы затруднений: в таких обстоятельствах должно обращаться ко Владыке, и от него испрашивать вразумления, например: о ставленниках, готовящихся к посвящению, как с теми поступать, которые окажутся нарушившими свое целомудрие, и проч. –  и что от Владыки услышите, тем и руководствуйтесь. А мой братский и дружеский совет Вам вот какой: так как кающиеся лица, после исповеди, дают деньги духовному отцу: то и советую Вам от сей вражией сети и ловитвы удерживать свою десницу, дабы с приятием даров и вся тягость грехов кающегося не осталась на душе Вашей, как Нееманова проказа на Гиезиевом теле!.. Не должно в этом отношении опираться на примеры других духовников, а должны помнить свой обет, данный пред святым Евангелием – хранить до смерти нестяжание и пребывать в нищете; и будем за несоблюдение оного обета истязаны на Страшном Суде Христовом. Притом Вы, по милости Божией, пользуетесь жалованием, и определенною Вам кружкою, посему и должно сохранять свою душу от любостяжания. Итак, простите мне, что тако пишу, но если бы Господь устроил побывать Вам в Оптиной Пустыни, тогда бы с приятным удовольствием сердца, побеседовали бы мы о прочем своем житье-бытье; а до того вожделенного свидания, поручаю себя продолжению Вашей о Господе любви и молитвам святым, в надежде коих остаюсь навсегда с искреннею любовию моею к Вам и с почтением, благожелательным богомольцем Вашим – немощный и недостойный и. Антоний. 3 декабря 1853 г. Читать далее Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря/Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - IV, 424 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optins...

168 Послушник Григорий (Григорий Яковлевич Ермаков), келейник скитоначальника. Впоследствии иеромонах Геронтий. 175 Духовная дочь старца Варсонофия. О ней см.: Сергей Нилус. «О старце Варсонофии». С. 514–519 настоящего издания. См. также: Нилус С. А. «На берегу Божьей реки». СПб., 1996. 180 Преподобный Оптинский старец схиигумен Антоний (Путилов; 1795–1865), младший брат преп. Моисея. С 1821 г. – в Оптиной Пустыни, с 1825 г. – скитоначальник, в 1839–1853 гг. – настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря, затем – на покое в Оптиной. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. См.: «Жизнеописание игумена Антония». Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 1992. 186 Вероятно, здесь неточность: скорее о. Амвросию, так как Ф. М. Достоевский побывал в Оптиной в 1878 г., а преп. Макарий преставился в 1860 г. 188 Погожев Е. П. (1870–1931), духовный писатель, автор широко известных книг о русских подвижниках XVIII–XIX вв., житий святых, жизнеописаний преп. Макария и преп. Амвросия, духовным чадом которого он являлся. Был близок к Оптиной Пустыни, часто жил там. 199 Преп. Варсонофий перефразировал оригинальный текст стихотворения Я. Полонского «Нищий» (1847): Знавал я нищего: как тень, С утра бывало целый день Старик под окнами бродил И подаяния просил... Но все, что в день ни собирал, Бывало к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам – Таким же нищим, как и сам. В наш век таков иной поэт. Утратив веру юных лет, Как нищий старец изнурен, Духовной пищи просит он. – И все что жизнь ему ни шлет, Он с благодарностью берет, И душу делит пополам С такими ж нищими, как сам... 210 Иеромонах Даниил (Болотов Дмитрий Михайлович: 1837–1907). Из дворян Тульской губ., брат схимон. Софии, первой настоятельницы Шамординского монастыря. Окончил Академию Художеств, был известным художником-портретистом. В 1886 г. принят в число братии Оптинского Скита; занимался иконописью, настенной росписью храмов; писал портреты Оптинских старцев. Имел дар проповеднического слова, занимался духовно-просветительской деятельностью среди окрестного дворянства, много общался с учащейся молодежью и интеллигенцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Он имел несчастье упасть с верха ограды на том самом месте, где ныне утвержден фундамент Казанской церкви, и ушибся смертельно. Во время своей жестокой болезни благочестивый инок молил Пречистую Богородицу, да продлит ему лета живота. И вот в сонном видении увидел он себя в доме помещицы Козельского уезда села Фроловского Елены Семеновны Сабуровой, слезно молящегося пред Казанскою иконою Божией Матери, ей принадлежащей. Проснувшись после сего благодатного видения, о. Макарий почувствовал облегчение от болезни и в то же время дал от полноты благодарного сердца обет – по совершенном выздоровлении ехать в дом госпожи Сабуровой и отслужить там молебен виденному им во сне образу Богоматери. При исполнении этого обета о. Макарием госпожа Сабурова в разговоре объявила ему, что она имеет намерение построить в одном из своих сел храм во имя сего образа, прибавив притом: “А если согласитесь устроить его в Оптиной Пустыни, то я с радостью отдам эту икону вам в обитель и сверх того пожертвую деньгами на постройку”. Иеромонах Макарий, возвратясь в обитель, передал желание госпожи Сабуровой о. игумену Авраамию, который, приняв это известие за знак особой милости Божией к его обители, немедленно решил устроить на месте происшествия, послужившего поводом к предложению госпожи Сабуровой, теплую церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Исполняя обещание, госпожа Сабурова вместе с упомянутою иконою прислала о. Авраамию значительную сумму денег на церковное строение, а иеромонах Макарий, по усердию своему, ездил за сбором подаяния на окончательную отделку храма. Сооружение Казанской церкви начато в 1805, а окончено в 1811 году; освящена настоящая того же года Евлампием, епископом Калужским и Боровским октября 23, а приделы – в 1815 году: Воздвиженский – преосвященным епископом Калужским Евгением, а Георгиевский – Новоспасского монастыря архимандритом Амвросием» (сс. 127–128). Теперь это самый большой храм в Оптиной Пустыни – в нем проводятся воскресные и праздничные богослужения. Здесь находятся гробницы настоятелей монастыря – схиархимандрита Моисея и брата его схиигумена Антония (Путиловых), архимандрита Досифея, схиархимандрита Исаакия и архимандрита Ксенофонта.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Сын серпуховского купца Тимофей Иванович Путилов (так назывался в мире о. Моисей) вырос в семье, отличавшейся строгим благочестием, и сам был очень благочестив. 19-ти лет он поступил на службу в Москву по торговому делу. Здесь он все свое свободное время проводил в чтении Свящ. Писания и любил бывать у людей высокой духовной жизни. На него оказали сильное влияние инокиня Ивановского монастыря Досифея и новоспасские иноки Александр и Филарет, державшиеся, как мы уже сказали, Паисиевой закваски. Слушая их беседы, Тимофей и сам разгорался жаждою всецелой жизни в Боге и наконец вместе со своим младшим братом Ионою ушел в Саровскую пустынь, где в то время подвизался о. Серафим Саровский . Иона здесь и остался навсегда, а Тимофею Господь судил перейти в Свенский монастырь, где к тому времени собрались многие из учеников Паисиевых – иноки Афанасий, Серафим, Василий и др., к обществу которых и примкнул Тимофей. Прослышав, что в непроходимых рославльских лесах Смоленской губернии поселилась в отдельных келлиях другая группа учеников старца Паисия, Тимофей возгорелся желанием разделить их образ жизни и в 1811 году перешел к ним. Здесь он принял пострижение с именем Моисея и целых десять лет жил совершенным отшельником, по подобию древних пустынножителей, под руководством старцев Афанасия, Досифея и Дорофея. Время его проходило в молитве, в чтении и списывании святоотеческих книг Паисиева перевода. Еще будучи в Свенском монастыре, он переписал для себя полууставом с перевода о. Паисия книгу св. Иоанна Лествичника и житие преп. Симеона Нового Богослова . В рославльском лесу, у старца Афанасия, он нашел много других переводов о. Паисия, которыми также поспешил воспользоваться для своего духовного назидания. В 1816 году к нему переселился его другой младший брат, Александр, который вскоре был также пострижен в иночество с именем Антония. Чтобы показать читателю, какими мыслями и чувствами были проникнуты юные подвижники в их лесном уединении, приведем отрывок из письма о. Моисея к брату – тогда еще мирянину – Александру, письма, написанного о. Моисеем после возвращения из поездки в Москву в свое лесное убежище. «Достигши своего пустынного гнезда, желал и спешил душою скорее сообщить вам мои строки… Можно сказать, что как после трудов сладок покой, так и по окончании странствования и бывшей при этом рассеянности очень приятно быть в пристанище тихого уединения. Собственный опыт при этом открывает, что находясь в кругу предметов, занимающих зрение, вкус, слух и все чувства, не может уже быть столь сладко мысленное занятие в памяти Бога и поучение святого закона Его. Удалением же от мира освободившись от чувственных встреч, увлекающих ум и мысли, все духовное занятие становится живее, сладостнее, потому что ум, освободясь от случаев к рассеянию, начинает собираться к себе, а чрез то и душа начинает чувствовать присутствие Божие, благоговейный к Нему страх и любовь ощутительнее…

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

390 В своем письме к игумену Антонию (Путилову) Софья Семеновна Загряжская писала: «Насчет завещания моего по смерти, вот как я думаю распорядиться капиталом, который достанется мне по продаже имения: тысячу серебром желала бы пожертвовать на поминание души в Белев или в тот монастырь, где буду жить и окончу где жизнь мою; тысячу серебром в Оптину пустынь и скит тоже на поминание меня и родных; тысячу серебром Вам в полное Ваше распоряжение с просьбой помянуть мою душу; 200 серебром в Зосимину; 200 серебром в Малый Ярославец; 200 серебром в Боровск и 200 в Юрьевское на поминание мое; 200 серебром по бедным и нищим; а последнюю тысячу серебром, если я не проживу ее при жизни моей, то предоставить ее также Вам в полное распоряжение, как Вы заблагорассудите устроить о ней и о душе моей. Если Вы найдете это расписание дельным, то я сообразно с сим сделаю дома завещание, которое буду просить сестер по смерти моей не иначе исполнить, как с советом Вашим, и что все то и по смерти одобрю, что Вы захотите переменить» [ОРРГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 455–456]. 392 В своем письме к отцу Антонию (Путилову) монахиня Антония (Загряжская) писала 21 июля 1863 года: «Я как всегда и везде молилась и за Вас, мой дражайший благодетель батюшка, хотя и чувствую недостоинство своих грешных молитв, но не могу не молиться за Вас. И в Юрьевске у Боголюбской Божией Матери молилась за Вас, и на ектение заздравной Вас там поминали» [ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л.275]. В настоящее время чудотворная икона из села Юрьевского находится в Покровском храме села Карижа под Малоярославцем. Исторические сведения о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Боголюбская», что у Варварских ворот в Москве, и прочих списках с нея в России (а именно: в с. Зимаров Рязанской губ., в с. Юрьевском Боровского уезда Калужской губ., в городе Тарусе и др. местах). Сост. И. Ф. Токмаков. М., 1894. 394 ОР РГБ. Ф. 99, к. 25, д. 54; к. 9, д. 14. Письма Екатерины Ивановны Облеуховой (ур. бар. Черкасовой), в монашестве Феофании, к Елагиной Авдотье Петровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010