В XIX в. особое покровительство мон-рю оказывал архиеп. Калужский Феофилакт (Русанов) , любивший совершать в нем богослужения и проповедовать. Так, известно слово архиерея, произнесенное в К. м. 17 мая 1806 г., в день памяти прп. Алексия, человека Божия. В XIX - нач. XX в. настоятельницы и сестры К. м. пользовались советами старцев и настоятелей Оптиной пуст., в т. ч. преподобных Льва (Леонида) (Наголкина) , Моисея (Путилова) , Антония (Путилова) , Исаакия (Антимонова) и Иосифа (Литовкина) , состояли с ними в переписке. Старец Лев в 1831 г. рекомендовал своим духовным дочерям А. И. и Л. Н. Черкасовым поступать в К. м. и отмечал, что игум. Ангелина (Богаридис) «жития трезвенного и воздержанная, благоразумием одаренная». Духовным сыном прп. Антония был статский советник С. И. Яновский (впосл. схим. Сергий; 1788-1876), автор «Записок» о кругосветном путешествии (Калуга, 1898). По благословению старца Антония дочери Яновского Александра, Елизавета и Елена поступили в К. м. Александра, приняв постриг с именем Ангелина, в 1896 г. стала настоятельницей. С 1895 г. духовником сестер К. м. и братии Лаврентиева калужского мон-ря был оптинский постриженик игум. Нил (Кастальский). Материальное положение По царскому указу К. м. был отведен участок земли (24×34 кв. саж.). В XVII в., при игум. Марине, «ввиду тесноты монастырского двора» монастырскому диак. Протопопову было позволено поселиться на пустыре между К. м. и Б. Московской дорогой; в 1684 г. он «потащился из Калуги», продав свой двор и огород посадскому человеку Посникову за 12 р. В одной из челобитных царю игум. Мариамна сообщала, что у монастыря «крестьян... нет, богомолиц-вкладчиков нет, питаемся трудами своими». К 1690 г. мон-рь владел «больше чем десятиной земли»; игум. Мариамна выкупила нек-рые соседние дворы и огороды у посадских людей (в частности, дворы Посникова, Д. Ермеева, Г. П. Крицына), а другие получила вкладом ( Зинченко. 1885. С. 51). В 20-х гг. XVIII в. игум. Гавдела и причт обители неоднократно жаловались в Синод на то, что положенное им из калужских таможенных сборов денежное и хлебное жалованье выдавалось лишь «в половину», а в 1715, 1718 и 1720-1722 гг. не выдавалось вовсе, тем более что «у обители... вотчин никаких, угодей также и вкладчиков - ничего нет». Причем «за теснотою земли под монастырскими постройками не имелось свободного места даже для посадки овощей», сестры «питались с самою крайнею нуждою, более мирским подаянием» (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. Стб. 492-493). В итоге Синод потребовал от Штатс-контор-коллегии выдавать регулярное жалованье сестрам, но отстранил от настоятельства игум. Гавделу. Указами Сената от 1 и 10 июля 1741 г. Калужская провинциальная канцелярия выплачивала мон-рю ружное жалованье: игумении и старицам общее - по 28 р. 61 к., священно- и церковнослужителям - по 10 р. 50 к.; хлебной же «дачи» не отпускалось (Там же. Т. 31. Стб. 253).

http://pravenc.ru/text/1320163.html

Предлагаемое теперь жизнеописание старца отца Леонида под заглавием «Первый великий старец Оптинский, иеромонах Леонид (в схиме Лев)» вновь переделано, значительно дополнено, и погрешности в нем по возможности исправлены. В состав его, кроме изложенного в записках киево-печерского иеросхимонаха Антония, вошло еще несколько устных рассказов оптинских старожилов-монахов, которых теперь уже давно нет на свете. Также принята во внимание помещенная в «Душеполезном чтении» за апрель 1881 года статья Андрея Ковалевского под заглавием «Воспоминания о духовнике Киево-Печерской лавры иеросхимонахе Антонии». В этой статье автор поместил немало сведений об оптинском старце отце Леониде, слышанных им от иеросхимонаха Антония. Но в статье этой встречаются неточности. Например, предместником Калужского епископа Николая (Соколова) Ковалевский называет Евлампия (Введенского). На самом же деле предместником епископа Николая был епископ Никанор (Клементьевский) , впоследствии Санкт-Петербургский митрополит. И между епископом Евлампием, скончавшимся в 1813 году, и епископом Николаем, вступившим на Калужскую кафедру в 1834 году, был целый ряд калужских епископов (см.: «Церковные ведомости» за 1899 год 33. «Калужские архипастыри»). Еще: оптинского старца иеросхимонаха Макария Ковалевский называет спостником киево-печерского иеросхимонаха Антония. Отца Макария можно назвать спостником Антония, только не киевопечерского, а оптинского скитоначальника иеромонаха Антония (Путилова). Киево-печерский же иеросхимонах Антоний был в то время одним из новоначальных скитских послушников и вскоре переведен был в Тихонову пустынь. Еще: путешествие киево-печерского иеросхимонаха Антония на Валаам, в Свирский и другие монастыри Ковалевский относит ко времени после кончины старца Леонида и говорит, что ему на дорогу оптинский скитоначальник Антоний дал пять рублей. Но старец отец Леонид скончался в 1841 году, а оптинский скитоначальник Антоний в 1839 году переведен был в Малоярославецкий монастырь в настоятеля, где и прожил более десяти лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

В конце жизни Г. принял схиму. Похоронен в Боголюбивой обители, над его могилой поставлена каменная часовня. После 1917 г. мон-рь был полностью разрушен, останки, вероятно, утрачены. Сохранилось неск. уникальных натурных изображений оптинских старцев работы Г.: портрет прп. Макария (Иванова) 1854 г. (РГБ) с дарственным автографом художника на обороте («Сей портрет почтеннейшаго Старца иеромонаха Макария, писанный 1854го года ноября 28го дня усердствую я многогрешный иером. Гавриил на память достопочтеннейшему батюшке - отцу игумену Антонию»); портрет прп. Антония (Путилова) 1854 г. (ЦАК МДА) с аналогичной надписью («Портрет почтеннейшаго старца игумена Антония писан 1854го года декабр[...] грешным иеромонахом ски[т]ским Гавриилом»); портрет прп. Моисея (Путилова) 1855 г. (ЦАК МДА; автограф: «С натуры писал скитский иеромонах Гавриил 1855го года февраля 25-го»). К произведениям Г. близки по живописному исполнению и технологическим особенностям созданные в сер. XIX в. портреты прп. Льва (Наголкина) (РГБ) и прп. Макария (Иванова) из собрания музея Данилова мон-ря, 2 изображения иеросхим. Иоанна (Малиновского) (РГБ). Портрет свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского, кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIX в. (ГМЗРК), согласно владельческой надписи, тоже выполнен «с натуры известным иеромонахом Оптиной пустыни Гавриилом», но по иконографии воспроизводит др. известные изображения святителя. Свящ. А. Щёголеву принадлежала Калужская икона Божией Матери, написанная Г. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 418 об.- 419, 1020 об.- 1022, 1090 об.- 1091; Ф. 214. Опт. 360. Л. 51 об., 63, 83 об., 102, 110, 128, 129 об.- 130, 185 об., 208; Опт. 361. Л. 54, 94, 126, 260. Лит.: Об открытии жен., в с. Петропавловском, Мосальского у., общины, под названием «Казанской Боголюбивой»//Калужские ЕВ. 1868. 23. С. 224-228; Новооткрытый в Калужской епархии жен. Казанский Боголюбивый общежит. мон-рь//Там же. 1893. 4. С. 119-127; ЖПодв. Нояб. С. 417-458; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание оптинского старца Макария. М., 1997. С. 205, 338; Зеленина Я. Э. Живописец Оптиной пустыни: Портреты Оптинских старцев работы иеросхим. Гавриила (Спасского)//Светильник. М., 2002. Нояб./дек. С. 49-55.

http://pravenc.ru/text/161313.html

1058 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 22 об. Отец Амвросий Оптинский считает преслушание великим грехом, «который и мученичеством не заглаждается» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 214. С. 183). «Послушание исполняя, считай, что оно тебе поручено от Господа через человека, и от усердия исполнения его зависит твое спасение» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 291. С. 45). «За своеволие неизбежно последует искушение» (Письма о. Антония. С. 253). 1059 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 23 об. Старец Амвросий писал: «Телесные добродетели (пост и бдения) – только орудия добродетелей… Нужно больше заботиться о душевных добродетелях, касательно же употребления пищи и других телесных подвигов у вас должно стоять, впереди всего, благое рассуждение со смирением» (Письма о. Амвросия к мирским. Ч. I. П. 127. С. 145). «Корень всему злу – самость и упрямство… нужно всячески постараться вырвать этот злой корень смирением и послушанием…» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 84. С. 79). «Все свое за святое послушание должно оставлять без смущения, ибо святое послушание выше всего правила и больше есть поста и молитвы» (Письма о. Антония. С. 264). 1060 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 49. Оптинский старец Макарий наставлял: «Наши подвиги: уединение, пост, молитва, поклоны… и проч. нужны для отыскания плодов смирения, без которых эти подвиги ничтожны» (Выписки из писем старца иеромонаха Макария (Иванова) к монахиням Троицкого Севского монастыря. РГБ, ф. 214, ОПТ-392, л. 160. Далее – «Выписки»). 1061 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 102. Старец Амвросий также говорит: «При смирении всякая вещь бывает на своем месте; ни к кому нет ревности и зависти, ни к здоровым, ни к предпочтенным, ни к обласканным; всем свое, а нам наше при смирении будет полезно и богоугодно, и даже приятно, если вполне восчувствуем собственное сознание пред Богом и пред людьми» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 128 С. 114). Оптинский о. Антоний писал: «Бог, видя смирение, возвратит спокойствие души твоей и возвеселит сердце твое радостью о спасении» (Письма о. Антония. С. 262). «В смирении наш душевный покой, наши радости и наше спасение» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 160). «Смиренный человек… во всякое время пребывает в тишине и покое» (Письма о. Антония. С. 247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

После того как все было подготовлено к съемке, отец Сергий подвел оператора к Казанской иконе Божией Матери и поведал ему о событиях мироточения, которое происходило 3/16 ноября 1988 года. Затем они перешли в другой придел, к иконе преподобного, и отец Сергий замер от изумления: на иконе явственно были видны два пятна с потеками мира. В храме никого не было, кроме послушников у свечного ящика в другом конце собора. Отец Сергий, по его собственным словам, не смог скрыть своего удивления, что бесстрастно зафиксировала камера. Оператор заметил ему: " Я вижу, что с вами что-то происходит " . Отец Сергий указал на причину. После этого позвали послушника, и когда у иконы появился второй свидетель, началась съемка. Ощутивший Божественный аромат оператор воскликнул: " Жаль, что нельзя снять запах! " . Фильм был показан на фестивале в Амстердаме и имел большой успех. Так преподобный, имеющий " болезное сердце о всех с верою притекающих к нему " , вновь вышел на проповедь к людям, и свидетельство об этом распространилось за пределы дальние. В современном мире, скованном вторгшимся в плоть и кровь людей безбожием, чудеса, подобные оптинскому, наполняют душу христианина горячей надеждой на заступничество Владычицы Небесной и святых. 19 января/1 февраля 1990 года состоялась передача (тогда еще только частичная) Иоанно-Предтеченского скита монастырю Оптина пустынь. В 1990 году возобновилась издательская деятельность Оптиной пустыни. Изданы жизнеописания старцев, частично — их письма и поучения, и некоторые другие книги. 13/26 декабря 1994 года были обретены мощи Оптинских старцев Антония и Моисея. 1/14 февраля 1995 года обретены мощи старца Исаакия I Оптинского. 13/26 июля 1996 года состоялось прославление Собора преподобных старцев Оптинских и установлено им общее соборное празднование — 11/24 октября. К лику местночтимых святых были причислены: иеросхимонах Лев (Наголкин), схиархимандрит Моисей (Путилов), иеросхимонах Макарий (Иванов), схиигумен Антоний (Путилов), иеросхимонах Иларион (Пономарев), схиархимандрит Исаакий I (Антимонов), иеросхимонах Анатолий старший (Зерцалов), иеросхимонах Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонах Анатолий младший (Потапов), иеросхимонах Нектарий (Тихонов), иеромонах Никон (Беляев) исповедник, архимандрит Исаакий II (Бобриков) священномученик.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Степанов Александр; ранее 1771, Москва - 31.12.1844, Свенский мон-рь), иеросхим., Рославльский, Младший. Сын диакона. В 25 лет поступил в Пешношский мон-рь Московской губ. В 1796 г. настоятелем мон-ря иером. Макарием был послан в числе 12 братий для восстановления запустелой Оптиной пуст. , там был пострижен в монашество с именем А. (1796), рукоположен во иеродиакона (1797), во иеромонаха (1802) и назначен духовником обители. желая безмолвной жизни, А. собирался на Афон , но не попал туда и поступил в Белобережскую пуст. , откуда без благословения ушел в Рославльские леса (см. Рославльские подвижники ), через 4 года вернулся и был определен в Свенский мон-рь с запрещением священнослужения за самовольную отлучку. Однако А. не пошел в мон-рь, а в апр. 1807 г. удалился в Якимовичские леса (неподалеку от сельца Якимовского). Поселившись в Свенском мон-ре лишь в 1816 г., инок оставил его 13 июля 1817 г. ради пустынножительства в Якимовичских лесах. А. пользовался большим уважением среди отшельников, под его духовным руководством находились новоначальные иноки братья преподобные Моисей (1811-1821) и Антоний (1816-1820) (Путиловы, впосл. оптинские старцы). В 1821 г. Калужский еп. Филарет (Амфитеатров) пригласил рославльских подвижников устроить скит при Оптиной пуст., большая часть пустынников приняла предложение (в т. ч. братья Путиловы), но А. не согласился на переселение. В 1825 г. начались гонения на рославльских пустынножителей со стороны властей. По указу Рославльского земского суда А. был заключен в острог, отправлен по этапу в Свенский мон-рь, куда прибыл в февр. 1826 г. Послушанием А. в мон-ре была продажа свечей. Орловский еп. Гавриил (Розанов) разрешил ему священнослужение, но по смирению А. священнодействовал только ради принятия Св. таин. А. имел дар умной молитвы, отличался кротостью, смирением и незлобием. В свободное время А. с учениками переписывал переводы творений святых отцов, сделанные прп. Паисием (Величковским) . Лит.: Брянский Свенский мон-рь. М., 1866. С. 93; Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870. С. 10-14, 20, 22; Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архим. Моисея. М., 1882. С. 17-20, 26-30, 38-43, 249-250; ЖПодв. Март. С. 139-143; Дубовский С. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-61. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне

http://pravenc.ru/text/76928.html

Памятуя евангельскую заповедь поминать наставников наших и подражать вере их (Евр 13:7), поспешим сегодня в молитве припасть к иконе вновь прославленных местночтимых старцев Оптинских, которые отныне вместе со всероссийски почитаемым преподобным Амвросием Оптинским будут сиять на небосводе церковном, молясь о всех нас, а наипаче о богохранимом крае, перед Престолом Всевышнего о даровании всем нам сил в несении жизненных испытаний, чтобы имели мы мир душевный, чистоту сердечную и проводили жизнь в целомудрии и святости, сохраняя единство духа в союзе мира (Еф 4:3). Деяние о канонизации Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших Иеросхимонаха Льва (Наголкина) Иеросхимонаха Макария (Иванова) Схиархимандрита Моисея (Путилова) Схиигумена Антония (Путилова) Иеросхимонаха Илариона (Пономарева) Иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) Схиархимандрита Исаакия (Антимонова) Иеросхимонаха Иосифа (Литовкина) Схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова) Иеросхимонаха Анатолия (Потапова) Иеросхимонаха Нектария (Тихонова) Иеромонаха Никона (Беляева) Архимандрита Исаакия (Бобрикова) в лике местночтимых святых Оптиной пустыни. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сию благодатную эпоху возрождения Русской Церкви, когда поднимаются из руин тысячи порушенных и оскверненных святынь, когда Православие возвращается к полноте традиционного служения Богу и миру, когда народ обращается к духовным истокам христианства, перед нашим взором вновь предстает уникальный опыт старцев Оптиной пустыни, сочетавших в своей жизни строгую верность православной монашеской традиции и пастырскую открытость миру, глубокую молитву и деятельную любовь, преподобническое житие и исповеднический, мученический подвиг. В старчестве Оптинских подвижников веры, воплотивших в себе благодатные черты старческого служения древних отцев и преподобных Паисия Величковского и Серафима Саровского, раскрылись и преумножились богатейшие дары духовного делания: дар духовничества и наставления, дар врачевания душ и исцеления, дар прозорливости и пророчества. Все эти дары по-разному присутствовали в служении Оптинских подвижников: духовничество первых старцев, пророчество живших накануне великих испытаний, исповедничество и мученичество в эпоху гонений на Русскую Православную Церковь. Но всегда это было вдохновенное свидетельство о Господе нашем Иисусе Христе — подвигом ли веры и исповедничества (1 Тим 6:12–13) или мученической кровью (Откр 7:14).

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания святителя Макария, святого праведного Алексия Мечева, преподобного Алексия старца Зосимовой пустыни, преподобного Серафима Вырицкого, 34 преподобномучеников Валаамских, священномученика Арсения Ростовского, святителя Иннокентия Пензенского, преподобного Макария, святого праведного Алексия Бортсурманского, преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского монастыря. 2. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) – как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) – как преподобномученика. 3. Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами; а у коих не обретаются, оставить на Божие произволение. 4. Службы сим святым составить особые, а до времени составления таковых после сего дня прославления отправлять по Общей Минеи, каждому по его чину. 5. Память их праздновать: святителю Макарию – 16 февраля/1 марта; праведному Алексию Мечеву – 9/22 июня; преподобному Алексию, старцу Зосимовой пустыни, – 19 сентября/2 октября; преподобному Серафиму Вырицкому – 21 марта/3 апреля; 34-м преподобномученикам Валаамским – 20 февраля/4 марта; священномученику Арсению Ростовскому – 28 февраля/12 марта; святителю Иннокентию Пензенскому – 10/23 октября; преподобному Макарию – 15/28 мая:

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ (Путилов Александр Иванович; 9.03.1795, г. Романов Ярославской губ.- 7.08.1865, Оптина пуст.), прп. (пам. 7 авг., в Соборе Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых), Оптинский. Род. в большой купеческой семье, родители отличались благочестием и дали детям христ. воспитание. Когда Александру было 10 лет, 2 его старших брата ушли в Саровскую пуст. , после чего он также почувствовал призвание к монашеской жизни. В 1809 г. после смерти отца А. Путилов переехал в Москву и стал служить комиссионером у откупщика, в свободное время посещал церкви и мон-ри. Во время Отечественной войны 1812 г. попал в плен к французам, бежал к родным в Ростов, где также служил комиссионером, но мыслями продолжал стремиться к монашеству. Посещал ростовский Спасо-Иаковлевский мон-рь , где помогал старцу Амфилохию (Яковлеву) в его послушании у раки свт. Димитрия Ростовского . В 1816 г. тайно оставил мир, удалившись в рославльские леса (см. Рославльские подвижники ), где подвизался его старший брат Тимофей (впосл. прп. Моисей Оптинский), и 15 янв. 1816 г. стал послушником; его духовным отцом был иеросхим. Афанасий (Степанов). А. ревностно исполнял различные послушания: был будильщиком братии, рубил дрова, трудился в огороде, ежедневно вместе с братом вычитывал всю церковную службу, стоя переписывал уставом творения святых отцов. 2 февр. 1820 г., в праздник Сретения Господня, келейно пострижен в монашество с именем А. в честь прп. Антония Великого , его восприемником от Евангелия при постриге и духовным отцом стал прп. Моисей. В июне 1821 г. прп. Моисей был назначен настоятелем скита, созданного при Оптиной пуст. по благословению еп. Калужского Филарета (Амфитеатрова ; впосл. митр. Киевский ). А. вместе с братом принимал участие в строительстве скита, 2 марта 1822 г. был определен в число его братии, 24 авг. 1823 г. рукоположен во иеродиакона, в 1825 г., после назначения прп. Моисея настоятелем Оптиной пуст., назначен скитоначальником, рукоположен во иеромонаха 15 авг. 1827 г. А. отличался безграничным смирением, все распоряжения отдавал лишь с благословения прп. Моисея, ввиду малочисленности братии сам исполнял многие послушания, пел на клиросе; совершаемые им богослужения отличались особым благоговением. В скитской церкви было заведено непрерывное чтение Псалтири, А. читал часы наряду с братией, а также в то время, когда вся братия отдыхала. А. и прп. Моисей всемерно содействовали развитию в Оптиной пуст. старчества , приглашая опытных старцев из др. мон-рей. В 1836 г. у А. открылась тяжелая болезнь ног, к-рая причиняла ему жестокие страдания до самой кончины.

http://pravenc.ru/text/115872.html

Отец Моисей и здесь нашёл себе занятие, связанное с любимыми духовными книгами: он переписывал полууставом Священные Писания. Из благоговения делал это стоя. Часто подстерегали пустынников опасности: целую зиму кругом выли волки, расхищали огород медведи, однажды напали на них разбойники, иногда придиралась полиция. Но страшнее всего были бури, ломавшие столетние деревья. Одно такое дерево чуть не раздавило келью отца Моисея. Игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря Антоний (Путилов) и игумен Оптиной Пустыни Моисей (Путилов)      В 1816 году к нему приехал подросший младший брат Александр, чтобы разделить с ним его жизнь монаха и пустынника. Через четыре года испытания Александра постригли в монахи с именем Антония и поручили руководству старшего брата, отца Моисея, к которому отец Антоний и сохранял послушание всю жизнь. Во время пустынной жизни отец Моисей созрел духовно, он приобрёл сосредоточенность, молчание, внимание, дар молитвы, глубокое знание учения Святой Церкви и святоотеческих творений. Из его дневниковых записей в то время можно судить о его духовной высоте: «…блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мной братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои». Господь силен устроить любые внешние обстоятельства для своих избранников, нет сомнений, что в подходящее время Он приведёт ищущего спасения человека в нужное место и поместит его в подобающие условия. Так и случилось с преподобным Моисеем. Когда он созрел для духовного руководства, Господь переменил обстоятельства его жизни и призвал его на высшее служение, вручив ему пастырство и настоятельство. Произошло это следующим образом. В 1820 году, в возрасте тридцати восьми лет, отец Моисей проездом побывал в Оптиной Пустыни, и был представлен Калужскому архипастырю, преосвященному Филарету. Этот знаменитый подвижник всей душой с юности любил монашество. Дикий сосновый бор, окружающий Оптину пустынь, навёл его на мысль устроить при Оптиной скит. Знакомство с отцом Моисеем утвердило его в этом намерении. После переписки и приглашения преподобный Моисей с братом, преподобным Антонием, и ещё двумя монахами прибыли в Оптину и поместились на монастырской пасеке.

http://pravoslavie.ru/71848.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010