499 Автобиография игумении Осташковского Знаменского монастыря всечестнейшей матушки Аполлинарии, в схиме Амвросии, и письма к ней преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. СПб., 1998. С. 16. Репринт по книге, изданной в Твери в 1908 г. 500 РГИА. Ф. 796, оп. 137 (1856 г.), д. 2423, ч. 81 и 80. О постригах в монашество. РГИА. Ф. 796, оп. 143, д. 2569, ч. «б», л. 164–165. Ведомости о настоятелях и настоятельницах монастырей Московской епархии за 1862 г. 501 РГИА. Ф. 796, оп. 137 (1856 г.), д. 2423, часть 83. О постригах в монашество. Кто-то из постриженных в первый постриг 12 апреля получил имя Анна. Возможно, что Агриппина Туголукова. Умерла «монахиня Анна» 5 июля 1857 года [ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 433]. 502 ЦИАМ. Ф. 1368, оп. 1, д. 15. Список насельниц Зосимовой пустыни 1870 года. Агриппина Кириаковна Ползунова в монашестве была наречена в честь мученицы Аскитреи, день памяти которой совпадает с днем тезоименинства безбрежно почитаемого ею старца Зосимы – с днем памяти прп. Зосимы Соловецкого 17 (30) апреля. Имя «монахини Зосимовой пустыни Аскитреи» упоминается в келейных записках игумена Антония (Путилова) [ОР РГБ. Ф. 214, д. 304, л. 5]. 503 РГИА. Ф. 796, оп. 138 (1857 г.), д. 2447, ч. 70. О постригах в монашество. ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 80. Письмо к игумену Антонию (Путилову). Из четырех остальных постриженных наиболее известной монахиней стала Мария Мельчакова (в монашестве Максимилла), исполнявшая послушание ризничей и к 1895 году возросшая в духовном плане до старицы, которой поручались сестры для руководства [РГАДА. Ф. 1192, оп. 4,1895 г., д. 11]. 504 Третий постриг состоялся в праздник Введения во храм Девы Марии 21 ноября 1859 года. Из монашеских имен новопостриженных нам известно имя Филареты, данное вдове Елисавете Хлопониной [РГИА. Ф. 796, оп. 140 (1859 г.), д. 2055, часть 70]; в 1870 г. она – казначея [ЦИАМ. Ф. 1368, оп. 1, д. 19]. Есть сведение о постриге 17 октября 1862 года (видимо, четвертом) – см. данные о монахине Епистимии в Послужных списках 1895 года [РГАДА. Ф. 1192, оп. 4, 1895 г., д. 11]. Упоминаемый в тексте постриг 12 января 1863 года был, по-видимому, пятым – известно пять новопостриженных [см. там же], и тогда же была пострижена в монашество духовная дочь игумена Антония (Путилова) Екатерина Облеухова (в монашестве Феофания; ум. до 1895 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Указом Архиерейского Синода РПЦЗ 11 мая 1990 г. канонизированы старцы Лев, Макарий, Иларион, Анатолий (Зерцалов), Иосиф, Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий и Никон, а также схиархим. Моисей (Путилов), схиигум. Антоний (Путилов) , схиархим. Исаакий (Антимонов) и архим. Исаакий (Бобраков). Всем им дано обобщающее определение «старцы оптинские», хотя не все из них старчествовали. На Поместном Соборе РПЦ 1988 г. канонизирован старец Амвросий. Во Введенском соборе 16 нояб. 1988 г. произошло чудо мироточения Казанской иконы Божией Матери и образа прп. Амвросия. 26 июля 1996 г. состоялась канонизация в лике местночтимых святых старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова), Нектария и Никона, а также схиархим. Моисея, схиигум. Антония, схиархим. Исаакия (Антимонова) и архим. Исаакия (Бобракова). Все они вошли в состав Собора преподобных отцов и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, решением Архиерейского Собора 2000 г. утверждено их общецерковное почитание. Мощи большинства старцев обретены в июле 1998 г. в результате раскопок под рук. археолога С. А. Беляева. Обретенные мощи помещены в саркофаги и выставлены на поклонение в Казанском соборе (мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия (Антимонова)), во Введенском соборе (мощи старцев Амвросия и Нектария) и Владимирском храме-усыпальнице (мощи старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова)). Дореволюционные часовни на могилах старцев восстанавливать не стали, вместо них установили надгробные плиты. Кроме того, в разные годы были канонизированы ок. 20 выходцев из О. п., пострадавших от репрессий в ХХ в. Мощи одного из них - преподобноисп. Рафаила (Шейченко), находятся в Преображенском храме. Ряды мучеников пополнили в постсоветскую эпоху оптинские насельники иером. Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарёв), убиенные на Пасху 18 апр. 1993 г. В 2008 г. над их могилами в мон-ре воздвигнута часовня, служатся панихиды.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Внутри боковые стены были расписаны ростовыми изображениями вост. и рус. пустынножителей, подбором изображений занимался прп. Макарий. В 1902 г. на колокольню были подняты новые колокола, отлитые на заводе П. И. Оловянишникова и сыновей в Ярославле (вес самого большого - 120 пудов). В домике слева от колокольни проживали скитоначальники, а в «хибарке» справа - старцы и духовники обители, в т. ч. преподобные Амвросий, Иосиф и Нектарий. В 1858 г. было возведено новое здание братской трапезной с кухней, кладовой и 2 кельями для поваров, в 1860 г.- отдельный корпус с мезонином для скитской библиотеки. В 1866 г. на южной стороне И. П. с. был освящен корпус, выстроенный для мон. Климента (Зедергольма ; впоследствии иеромонах) на средства А. П. Толстого по плану, составленному прп. Амвросием. Келья прп. Антония (Путилова) в скиту св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (Архив Оптиной Пустыни) Келья прп. Антония (Путилова) в скиту св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (Архив Оптиной Пустыни) В кон. XIX в. почитатель прп. Амвросия купец М. И. Иванов собирался выстроить в И. П. с. каменное помещение для ризницы и б-ки. Было решено сделать каменную пристройку к ц. св. Иоанна Предтечи, однако прп. Амвросий, явившийся во сне прп. Иосифу, повелел оставить это намерение. Не разрешила строительство и епархиальная строительная комиссия. Через нек-рое время благотворитель решил увеличить сумму пожертвования для возведения каменной ц. во имя св. Льва, еп. Катанского, и прп. Иоанна Рильского (Рыльского). Участок для храма был определен на месте корпуса с соборной кельей, братия скита составила план. В 1901 г. на строительство было получено благословение прот. прав. Иоанна Кронштадтского , св. покровителем к-рого был прп. Иоанн Рильский. В том же году состоялась закладка, а 26 окт. 1902 г.- освящение церкви, к-рое совершил Калужский еп. Вениамин (Муратовский) . В честь торжества в храм были допущены женщины. Церковь исполнена в псевдорус. стиле, в подвальном помещении устроен придел в честь Собора арх.

http://pravenc.ru/text/577926.html

Следующим выдающимся событием в истории Оптиной было устроение при ней скита во имя Усекновения главы св. Иоанна Крестителя. Об этом позаботился первый архиерей новосозданной Калужской епархии епископ Филарет, впоследствии митрополит Киевский. «Любя от самой юности всей душой монашеское житие», – как он сам о себе говорил, – он считал, что нужно основать при Оптиной скит, где могли бы подвизаться иноки, желающие более уединенной, строгой и молитвенной жизни. Епископ Филарет стал искать людей, которые должны были основать такой скит. Он выбрал двух монахов: преп. Моисея и преп. Антония (Путиловых). В Рославльской пустыни жила маленькая группа отшельников-старцев, каждый отдельно в маленьких кельях. К одному из этих старцев примкнул, как послушник, будущий преп. Моисей Оптинский. Вскоре за ним последовал его младший брат Антоний. Рославльские старцы были учениками великого старца Паисия. Два брата опытным путем учились умному деланию – непрестанной Иисусовой молитве, совершаемой умом в сердце по наставлениям св. Отцов. Начиная в полночь, они келейно ежедневно совершали все церковные службы, кроме Литургии. В праздничные дни отшельники сходились и служили вместе. А в великие праздники приходил священник из ближайшего села и приобщал их запасными Дарами. В свободное от молитвенных правил время, отшельники занимались рукоделием – переписыванием святоотеческих книг и огородом, где кроме репы ничего не росло. Монахов такого закала, братьев Моисея и Антония (Путиловых), еп. Филарет счел подходящими для устройства скита. Получив старческое благословение, преп. Моисей и преп. Антоний отправились в Оптину с двумя другими рославльскими монахами. В 1821 году началась постройка скита. Расцветом и славой своей Оптина обязана настоятельству преп. Моисея, который управлял ею тридцать семь лет до своей кончины. При нем обитель была приведена в полное благоустройство: новые храмы были воздвигнуты, старые перестроены; были построены братские корпуса, каменная ограда с башнями, гостиницы и другие постройки. Разведены были огромные огороды и фруктовые сады, а земельные владения увеличены.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15109-pr...

Изучив житие и подвиги Оптинских старцев, подвижников веры, и отметив их праведное житие во исполнение заповедей Христовых и во славу Святой Троицы, духовничество и наставление в вере православной чад церковных, дар прозорливости и пророчества, исповедничество и мученичество, бывшие по молитвам старцев чудотворения, продолжающиеся и поныне, непрекращающееся народное почитание, мы с благоговением и любовью определяем: 1. Причислить к лику местночтимых святых Оптиной пустыни преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина), схиархимандрита Моисея (Путилова), иеросхимонаха Макария (Иванова), схиигумена Антония (Путилова), иеросхимонаха Илариона (Пономарева), схиархимандрита Исаакия (Антимонова), иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова), иеросхи­монаха Иосифа (Литовкина), схиархимандрита Варсонофия (Плихан­кова), иеросхимонаха Анатолия (Потапова), иеросхимонаха Нектария (Тихонова), иеромонаха Никона (Беляева), исповедника, и архимандрита Исаакия (Бобрикова), священномученика. 2. Честные их останки считать святыми мощами. 3. Установить им общее Соборное празднование 11/24 октября. 4. Службу сим преподобным составить особую, а до времени составления таковой после сего дня прославления их отправлять общую преподобным. 5. Писать Оптинским преподобным иконы для поклонения и чествования согласно правилам Седьмого Вселенского Собора. 6. Составить и напечатать отдельным изданием Оптинский Патерик для наставления и назидания в вере православной чад церковных. 7. О сей благой и благодатной радости прославления Оптинских старцев в Соборе Оптинских святых возвестить пастве Русской Православной Церкви. Молитвами и предстательством Оптинских святых да дарует Всемилостивый Господь благословение всем, с верою и любовию притекающим к их небесному заступничеству. Божиею милостию смиренный АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси, Священноархимандрит Свято-Введенской Оптиной пустыни Преподобный Оптинский старец Лев – †11/24 октября 1841 Первый оптинский старец, преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин), в молодости объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Первоначально скитское братство состояло из шести человек: о. Моисея (Путилова), ставшего начальником ски­та, его брата о. Антония (Путилова), о. Савватия, послуш­ника Иоанна Дранкина, а также схимонаха Вассиана и монаха Илариона, присоединившихся к рославльским инокам уже в Оптиной пустыни. Однако первым великим оптинским старцем стал иеросхимонах Лев (Наголкин), прибывший в скит в апреле 1829 года. Именно к нему обращались за духовной помощью не только насельники монастыря и скитская братия, но и многие миряне из разных сословий и званий, жившие ча­сто в далеких российских губерниях. Что же такое старчество? В чем его суть? «Рассудительность, — писал преподобный Кассиан Рим­лянин, — есть дар Божий, который однакож надлежит разви­вать и воспитывать. Как? Отдавая все свое на рассуждение опытнейших старцев. Это самая мудрая школа рассудительно­сти, в которой научаются добро рассуждать о достодолжном даже и такие, которые не имеют к тому особой способности. Приобретается истинная рассудительность истинным смирением, коего первым доказательством служит — от­крывать отцам не только то, что делаем, но и то, о чем думаем, ни в чем не доверяясь своему помыслу, но во всем следовать наставлениям старцев и считать хорошим или худым только то, что они признают таковым. Такое дей­ствие и способствует безопасно пребывать на правом пути и охранять от всех сетей дьявольских. Тому, кто свою жизнь располагает не по своему сужде­нию, а по совету преуспевших, не возможно пасть от прельщения бесовского. Так предание рассуждению отцов своих помыслов заменяет свою рассудительность и научает ей! Враг не любит света; почему откровение злых помыс­лов тотчас, как они открываемы бывают, разгоняют их и истребляют. Как змея, извлеченная из темной норы на свет, старается убежать и скрыться, так и злые помыслы, буду­чи обнаружены откровенным признанием и исповедью, стараются бежать от человека. Это подтверждается многи­ми и премногими примерами и опытами». Свято-Введенская Оптина пустынь и прославилась имен­но как обитель, в скиту которой просияли духовные старцы.

http://pravoslavie.ru/5923.html

     26 декабря Церковь празднует обретение мощей преподобных Моисея и Антония, старцев Оптинских. Преподобные Моисей и Антоний (в миру Тимофей и Александр Путиловы) открыли новую страницу в истории Оптиной пустыни. Вместе со старцами Львом (Наголкиным) и Макарием (Ивановым) они превратили небольшую, затерянную в калужских лесах обитель в духовный центр России середины XIX – начала XX века.      Братья были родом из благочестивой семьи. Их отец, Иван Григорьевич, воспитывал детей в христианском духе, однако не желал видеть их монахами. Стремившуюся в монастырь старшую дочь Анисью он насильно выдал замуж. Она вскоре (в 1800 году) умерла, а ее супруг ушел в Саровскую пустынь, где в ту пору подвизался преподобный Серафим Саровский. Туда же, вопреки воле отца, в 1805 году поступили старшие сыновья Тимофей и Иона (отец смирился с их решением только на смертном одре). Большое влияние на старших братьев Путиловых в начале их духовного становления оказали московские подвижники: монахиня Досифея (по преданию, княжна Тараканова) и старцы Новоспасского монастыря Александр и Филарет, с которыми Тимофей и Иона познакомились еще до поступления в монастырь в период их непродолжительной службы в Москве. Именно московские старцы благословили Тимофея перейти в Свенский монастырь Орловской епархии. Это произошло в 1808 году. Брат Иона (в монашестве Исаия) остался в Саровской обители и впоследствии стал ее настоятелем. В Свенском монастыре подвизались ученики старца Паисия (Величковского). Многие из насельников обители продолжали потом свой подвиг в находившихся рядом Рославльских лесах. В 1811 году Тимофей также ушел в лесной скит, став учеником старца Афанасия, опытного подвижника и молитвенника. Здесь он принял монашеский постриг с именем Моисей, в честь преподобного Моисея Мурина.      Пустынники ежедневно совершали службу по кельям, а на воскресные и праздничные дни собирались на богослужение вместе. Время проводили в трудах и молитвах. Отец Моисей читал аскетические труды святых отцов, переписывал богослужебные книги и переводы святоотеческих творений, сделанные еще старцем Паисием. Изредка приходили посетители, которым подвижники давали духовные наставления.

http://pravoslavie.ru/118203.html

Изучив житие и подвиги Оптинских старцев, подвижников веры, и отметив их праведное житие во исполнение заповедей Христовых и во славу Святой Троицы, духовничество и наставление в вере православной чад церковных, дар прозорливости и пророчества, исповедничество и мученичество, бывшие по молитвам старцев чудотворения, продолжающиеся и поныне, непрекращающееся народное почитание, мы с благоговением и любовью определяем: 1 . Причислить к лику местночтимых святых Оптиной пустыни преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина) , схиархимандрита Моисея (Путилова), иеросхимонаха Макария (Иванова) , схиигумена Антония (Путилова), иеросхимонаха Илариона (Пономарева), схиархимандрита Исаакия (Антимонова), иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) , иеросхимонаха Иосифа (Литовкина) , схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова) , иеросхимонаха Анатолия (Потапова), иеросхимонаха Нектария (Тихонова) , иеромонаха Никона (Беляева) , исповедника, и архимандрита Исаакия (Бобрикова), священномученика. 2 . Честные их останки считать святыми мощами. 3 . Установить им общее Соборное празднование 11/24 октября. 4 . Службу сим преподобным составить особую, а до времени составления таковой после сего дня прославления их отправлять общую преподобным. 5 . Писать Оптинским преподобным иконы для поклонения и чествования согласно правилам Седьмого Вселенского Собора. 6 . Составить и напечатать отдельным изданием Оптинский Патерик для наставления и назидания в вере православной чад церковных. 7 . О сей благой и благодатной радости прославления Оптинских старцев в Соборе Оптинских святых возвестить пастве Русской Православной Церкви. Молитвами и предстательством Оптинских святых да дарует Всемилостивый Господь благословение всем, с верою и любовию притекающим к их небесному заступничеству. Божиею милостию смиренный АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси, Священноархимандрит Свято-Введенской Оптиной пустыни Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6. Прославить как общецерковных святых в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938). В приложении к настоящему докладу дается полный поименный список подвижников, предлагаемых к общецерковной канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских и список новомучеников и исповедников, прославленных как местночтимых, имена которых предлагается включить в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Предлагая вниманию участников Архиерейского Собора результаты многолетней работы Комиссии, выражу общее мнение ее членов о том, что прославление всех этих подвижников, в особенности Собора новомучеников и исповедников Российских, явится величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками. Промысел Божий ведет каждого человека к познанию Истины, к изменению, к преображению через оставление «путей неправды». Через обращение к такому сонму молитвенников на небесах, жизнью засвидетельствовавших верность Богу, мы все имеем дерзновение просить Его о прощении народу нашему греха богоотступничества. Открывая в 1992 году Освященный Архиерейский Собор Вы, Ваше Святейшество, подчеркнули: «Мы ныне лишь прикасаемся к тому сонму мучеников, страстотерпцев, исповедников, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну. Нам предстоит длительный и во многом мучительный, но духовно вдохновляющий процесс возвещения не только чадам нашей Святой Церкви, но и всей Полноте Православия имен мучеников Христовых, пролитием крови своей давших миру наивысшее свидетельство веры и любви»

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Преподобные Антоний, Моисей и Макарий Оптинские. Литография. Кон. 50-х — нач. 60-х гг. XIX в. по рис. П. Ф. Бореля Преподобные Антоний, Моисей и Макарий Оптинские. Литография. Кон. 50-х — нач. 60-х гг. XIX в. по рис. П. Ф. Бореля В 1827 г. в Площанскую пуст. перешел прп. Василий (Кишкин), у которого М. стал исповедоваться. 6 окт. 1828 г. по пути в Оптину пуст. Площанскую обитель посетил прп. Лев (Наголкин) , ставший духовным руководителем М. после кончины 17 окт. 1825 г. его наставника схим. Афанасия. Лето 1831 г. М. провел в Севске как член комитета по постройке Севского училищного корпуса и духовник севского Свято-Троицкого монастыря. С окт. 1831 по 21 окт. 1832 г. в С.-Петербурге М. исполнял должность казначея и эконома при еп. Орловском Никодиме (Быстрицком), вызванном в Синод на чреду священнослужения. По пути в столицу побывал в Оптиной пуст. По благословению настоятеля прп. Моисея (Путилова) составил прошение «о перемещении в число братии Оптиной пустыни», которое в марте 1833 г. настоятель подал Калужскому еп. Никанору (Клементьевскому) (РГБ ОР. Опт-360. Л. 23а). В дек. 1833 г. М. был уволен из Орловской епархии и 16 янв. 1834 г. определен в число братии Оптиной пуст. 5 февр. прибыл в Иоанно-Предтеченский скит, 14 окт. 1836 г. определен братским духовником. Насельники исповедовались у М., для откровения помыслов ходили к прп. Льву. С 1839 по 1860 г. М. «принял от пострига» 60 монахов. После перевода прп. Антония (Путилова) настоятелем малоярославецкого Черноостровского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря 30 нояб. 1839 г. М. был назначен оптинским скитоначальником. Активно привлекал благотворителей к пожертвованиям на скит, добился его финансовой самостоятельности. Также помогал прп. Льву в переписке. Мн. письма были составлены М., который, подписывая их, оставлял выше место для подписи прп. Льва. В последние годы жизни прп. Лев благословлял своих учеников обращаться также к М. «Когда спрашивали о чем-либо о. Макария, он без старца о. Леонида не давал никакого решения. Также и старец без о. Макария ничего не решал и в подобных случаях говаривал: «Подождем, придет о. Макарий, вместе поговорим»». Иногда прп. Лев прилюдно смирял и обличал его, однако ближайшим ученикам признавался: «Отец Моисей и отец Антоний - великие люди, а Макарий - свят» (Там же. С. 42, 47). После кончины прп. Льва многие его ученики перешли под руководство преподобного. М. проживал в корпусе скитоначальника, слева от скитских ворот; из-за косноязычия он служил мало, раз в месяц причащался в алтаре Св. Таин и при этом, по воспоминаниям современников, буквально обливался слезами. Сохранилось описание внешности подвижника: «Волосы на голове и бороде имел он недлинные и седые, бороду окладистую. Руки его отличались мягкостью и гибкостью, как и весь его стан - стройностью. Лицо белое и чистое, ничем, впрочем, с первого взгляда не поражающее и по недостатку в глазах несколько неправильное» (Там же. С. 67).

http://pravenc.ru/text/2561314.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010