Вадим Иванович – см. Филиппов Вадим Иванович. Варлаам Калабрийский (ок. 1290 – 1348), византийский ересиарх. Учил о тварности Божественных энергий. – 85. Варсонуфий Великий (? – 563), преподобный, подвижник монастыря аввы Серида. – 141. Варфоломей (Поповский) (? – 24.12.1862), игумен. С 1837 настоятель Югской Дорофеевой пустыни, где ввел устав Белобережской пустыни. В 1853 приезжал в Санкт-Петербург для объяснения перед Св. Синодом по поводу своего отказа от настоятельства Соловецким монастырем. – 198, 199, 203, 204. Василий Великий (ок. 330–379), святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, богослов, великий отец и учитель Церкви. – 83, 85, 86. О. Вассиан (? – 28.05.1859), монах Оптиной Пустыни. Пострижен в мантию в 1819 в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В Оптиной пустыни подвизался с 1853 г. – 150, 162. Вера (Верховская) (04.12.1801 – 20.11.1859), первая игумения Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, племянница прп. Зосимы (Верховского) . Написала пространное житие прп. Зосимы с прибавлением его духовных высказываний. Духовная дочь прп. Антония (Путилова) Оптинского. – 197. Викторин (Любимов) (17.04.1821 – 21.08.1882), епископ, духовный писатель. 14.04.1857 возведен в сан архимандрита. С 15.09.1857 г. – бакалавр С.– Петербургской академии. С 29.10.1858 ректор Костромской семинарии и настоятель Игрицкого Богородицкого монастыря. В 1858 г. редакцией журнала «Христианское чтение» была издана книга архимандрита Викторина «Истинный друг духовного юноши: практические наставления воспитанникам духовных училищ». В 03.11.1868 хиротонисан во епископа Чебоксарского. – 131. Виталий (Гречулевич) (01.01.1822 – 14.05.1885), епископ, духовный писатель, деятель церковного просвещения, экзегет, проповедник. В 1857 издал книгу Авдия Востокова «Об отношениях Римской Церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду». 13.05.1879 хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. С 06.10.1882 – епископ Могилевский и Мстиславский. – 187. Гавриил (Спасский) (1817 – 02.01.1871), иеросхимонах Оптиной пустыни, художник, помогал прп. Макарию в написании писем. Написал несколько натурных портретов оптинских старцев – прп. Макария, прп. Антония, прп. Моисея. – 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Отец преподобных Моисея и Антония, Иван Григорьевич, строго соблюдал посты и часто посещал храм Божий, пел на клиросе, был очень умён и начитан, особенно любил читать Священное Писание, церковную историю, жития святых и исторические книги. Работал отец сборщиком налогов у хозяина-откупщика, и честность его была так очевидна, что хозяева в течение нескольких лет повысили ему плату от двухсот до тысячи двухсот рублей в год после того, когда Иван Григорьевич обзавёлся семьёй. Мать преподобных Моисея и Антония, Анна Ивановна, была благочестива, милостива к нищим и беднякам, смиренна, усердна к молитве. Дети её вспоминали, как часто их мать по ночам молилась Богу. С семилетнего возраста она почти ежедневно ходила к обедне в монастырь, в котором жил её родной дедушка, иеродьякон, старец маститых лет. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) Когда она приносила гостинец дедушке, он каждый раз говорил ей о сокровище. Когда Анна Ивановна спрашивала: «Где же сокровище? Ибо у вас в келье нет и сундучка», старец отвечал, что это сокровище лежит под престолом Божиим. Лишь много лет спустя она поняла, что старец предугадывал её счастливую семейную жизнь и то, что три её сына будут в монашеском чине настоятелями и наставниками. И действительно, все сыновья стали священнослужителями и после смерти отца, на его простом мраморном памятнике, у алтаря церкви Всех Святых, написали, что памятник сей воздвигли «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни, Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря». Мать преподобного Илариона, Евфимия Никифоровна, женщина достопочтенная и богобоязненная, воспитавшая четырёх сыновей, дважды брала отрока Родиона, будущего старца, в паломничество к святыням Киево-Печерской Лавры. Александр, будущий преподобный Амвросий, родился в благочестивой семье Гренковых, тесно связанной с Церковью: дед был священником, а отец, Михаил Фёдорович, – пономарём. Перед рождением ребёнка к деду-священнику съехалось так много гостей, что родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского. Родители, воспитывавшие восьмерых детей, отдали Александра учиться сначала в духовное училище, а затем в семинарию.

http://pravoslavie.ru/56923.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) В душевную пользу всей братии Так привлекательна, как скромно величава неброская, но преисполненная монашеских и просто человеческих достоинств фигура брата настоятеля Оптиной Пустыни архимандрита Моисея – схиигумена Антония (Путилова)! Один из основателей Скита, скитоначальник, потом временно настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря, и затем уже до кончины насельник Оптиной, умудренный Богом монах, с которым имели совет старцы Леонид и Макарий… Он скрывал свои наставнические дары, но число духовных чад его росло и росло, и все они, как говорится, крепко держались за его монашескую рясу, чтобы не потонуть в бурном житейском море. Он спасал. Для того, чтобы узнать о нем побольше, надо читать его Жизнеписание, написанное монахом Климентом (Зедергольмом), и изданное впервые в 1869 году графом Александром Петровичем Толстым (обер-прокурором Св. Синода) собрание писем преподобного Антония, – замечательных, глубоко духовных, живых по слогу. А здесь мы коснёмся лишь книжных интересов старца, и то не совсем полно. В оптинской библиотеке (в обители и в Скиту) к концу XIX века собралось более тридцати тысяч томов самой разной литературы, – даже советским учреждением «Главнаука», ведавшим в 1918–1921 годах «музеем» Оптиной, эта библиотека была квалифицирована как «научная». Это было очень серьезное собрание. Богословие, аскетика, литература, сельское хозяйство, история, география, духовная и отчасти мирская периодика, богатейший отдел справочников и энциклопедий, очень большое собрание древних и новых рукописей, в том числе рукописных книг, исполненных монахами на высочайшем уровне этого искусства… В нее постоянно вливались монашеские келейные библиотеки. Вообще оптинские монахи много читали, об этом говорят сохранившиеся тетради выдачи книг. Оптина и сама издавала книги, в основном классику православной аскетики (это дело начал старец Макарий). Словом, – культура, просвещение в обители стояли высоко. Начало этой библиотеке положили братья-иноки отцы Моисей и Антоний в 1854 году. Они каждый имели в своей келлии богатые книжные собрания, печатные и рукописные. Они постоянно приобретали книги, особенно во время своих выездов в Москву, Калугу и другие города, где посещали книжные лавки, книжные развалы на базарах, – и там выискивали духовные книги. Оба они следили по печатным каталогам и объявлениям в периодике за выходящей церковной литературой и выписывали в Оптину нужное количество экземпляров, если усматривали что стоящее.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

В творениях г. Достоевского заметна в отношении религиозном одна весьма любопытная постепенность. Эту постепенность легко проследить в особенности при сравнении трех его романов: «Преступление и наказание», «Бесы» и «Братья Карамазовы». В первом представительницею религии являлась почти исключительно несчастная дочь Мармеладова (торговавшая собою по нужде); но и она читала только Евангелие ... В этом еще мало православного – Евангелие может читать и молодая англичанка, находящаяся в таком же положении, как и Соня Мармеладова. Чтобы быть православным, необходимо Евангелие читать сквозь стекла святоотеческого учения; а иначе из самого Священного Писания можно извлечь и скопчество, и лютеранство, и молоканство и другие лжеучения, которых так много и которые все сами себя выводят прямо из Евангелия (или вообще из Библии ). Заметим еще одну подробность: эта молодая девушка (Мармеладова) как-то молебнов не служит, духовников и монахов для совета не ищет; к чудотворным иконам и мощам не прикладывается; отслужила только панихиду по отце. Тогда как в действительной жизни подобная женщина непременно все бы это сделала, если бы только в ней проснулось живое религиозное чувство... И в самом Петербурге, и поблизости все это можно ведь найти... И вероятнее даже, что жития св. Феодоры, св. Марии Египетской, Таисии и преподобной Аглаиды 33 были бы в ее руках гораздо чаще Евангелия . Видно из этого, что г. Достоевский в то врем я, когда писал «Преступление и наказание», очень мало о настоящем (то есть о церковном) христианстве думал. В «Бесах» немного получше. Является перед читателем на площади икона, чтимая «народом» 34 . Автор видимо негодует на нигилистов, позволивших себе оскорбить эту народную святыню,– и только. Из высшего или из образованного круга русских действующих лиц многие и много говорят о Боге, о Христе (« оНем»),– говорят хорошо, красноречиво, пламенно, с большою искренностью, но все-таки не совсем православно, не святоотечески, не по-церковному... Все эти речи с точки зрения религиозной не что иное, как прекрасное, благоухающее «млеко», в высшей степени полезное для начала тому, кто вовсе забыл думать о Боге и Христе; но только «начало пути», только «млеко», а твердую и настоящую пищу православного христианства человек познает тогда, когда начнет с трепетным и до сердечного, так сказать, своекорыстия живым интересом читать Иоанна Златоуста 35 , Филарета Московского , жития святых , Варсонофия Великого 36 , Иоанна Лественника 37 , переписку оптинских наставников, Макария и Антония, с их духовными детьми, мирянами и монахами 38 (Путилов Александр Иванович ) – оптинские старцы, видные представители старчества. Их литературное наследие представлено в основном письмами. См.: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария. Ч. 1 – 6. Козельск, 1862 – 1863; Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославецкого монастыря . Изд. Введенской Оптиной пустыни. М., 1869..

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

До самой блаженной кончины И собор был построен, правда, отец Макарий не успел его расписать – скончался на руках послушника в 1839-м году. Он был таким деятельным, что даже смерть застала его в трудах. Погребен архимандрит Макарий вместе со своим другом и сподвижником – купцом Целебеевым – в Никольском соборе под спудом, точное место их погребения неизвестно. Новый настоятель Черноостровского монастыря На место отца Макария был прислан духовно опытный старец – Оптинский отец Антоний (в миру Александр Иванович Путил ов) (1795–1865). Он с юности был воспитан в суровом подвижничестве, а его духовным отцом был его родной брат, старец Моисей. Интересно, что третий брат Путиловых также был монахом-молитвенником, и после смерти отца три его сына написали на воздвигнутом ими отцовском памятнике у алтаря церкви Всех святых: «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни, Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря». Жизнь будущего старца Антония неоднократно подвергалась многочисленным смертельным опасностям, но Промысл Божий сохранял его невредимым. В 1812-м году семнадцатилетним юношей он попал в плен к французам и после десяти дней страданий и издевательств чудом бежал. В 21 год он отправился в рославльские леса к старшему брату – монаху-отшельнику, отцу Моисею, а после говаривал: «Приехавши к брату погостить, я прожил у него 24 года». В 1821-м году по благословению епископа Калужского Филарета (впоследствии митрополита Киевского) оба брата из рославльских лесов перешли в Оптину пустынь. После назначения отца Моисея настоятелем Оптиной отец Антоний был определен начальником скита и надеялся всю жить прожить под духовным руководством любимого старца в скиту – в этом райском уголке, где его окружала всеобщая любовь. Но Господь готовил для него настоятельский крест, и в 1839-м году новый владыка Калужский Николай, зная о светлой жизни и духовном опыте оптинского скитоначальника, благословил его в Малоярославец. Это назначение стало суровым испытанием для отца Антония.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/15/o_tom_...

168  Послушник Григорий (Григорий Яковлевич Ермаков), келейник скитоначальника. Впоследствии иеромонах Геронтий. 170  Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. Поучение 6-е, о том, чтобы не судить ближнего. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900. 175  Духовная дочь старца Варсонофия. О ней см.: Сергей Нилус. О старце Варсонофии. См. ниже, текст «Было это, помнится, в октябре или ноябре 1909 года...». См. также: Нилус С.А. На берегу Божьей реки. СПб., 1996. 180  Преподобный Оптинский старец схиигумен Антоний (Путилов; 1795–1825 г.), младший брат преп. Моисея. С 1821 г. – в Оптиной Пустыни, с 1827 г. – скитоначальник, и 1839–1853 гг. – настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря, затем – на покое в Оптиной. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. См.: Жизнеописание игумена Антония. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 1992. 186  Вероятно, здесь неточность: скорее о. Амвросию, так как Ф.М. Достоевский побывал в Оптиной в 1878 г., а преп. Макарий преставился в 1860 г. 188  Погожев Е.Н. (1870–1931), духовный писатель, автор широко известных книг о русских подвижниках XVIII–XIX bb., житий святых, жизнеописаний преп. Макария и преп. Амвросия, духовным чадом которого он являлся. Был близок к Оптиной Пустыни, часто жил там. 199  Преп. Варсонофий перефразировал оригинальный текст стихотворения Я. Полонского «Нищий» (1847): Знавал я нищего: как тень, С утра бывало целый день Старик под окнами бродил И подаяния просил... Но всё, что в день ни собирал, Бывало к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам – Таким же нищим, как и сам. В наш век таков иной поэт. Утратив веру юных лет, Как нищий старец изнурён, Духовной пищи просит он. – И всё что жизнь ему ни шлёт. Он с благодарностью берёт, И душу делит пополам С такими ж нищими, как сам... 210  Иеромонах Даниил (Болотов Дмитрий Михайлович: 1837–1907). Из дворян Тульской губ., брат схимон. Софии, первой настоятельницы Шамординского монастыря. Окончил Академию Художеств, был известным художником-портретистом. В 1880 г. принят в число братии Оптинского Скита; занимался иконописью, настенной росписью храмов; писал портреты Оптинских старцев. Имел дар проповеднического слова, занимался духовно-просветительской деятельностью среди окрестного дворянства, много общался с учащейся молодёжью и интеллигенцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

И хотя и я сам скуден здоровьем, но с Вами страстотерпице Христова, поделился бы последним, если бы можно было сообщить от одного другому так же, как мы переливаем целительный бальзам из одного сосуда в другой. Но это не в нашей воле, а в Божией, Который глубиною мудрости Своей человеколюбиво все строит и полезное всем подает. Итак, возлюбленное чадо мое, не огорчитесь Вы на меня за то, что я одною рукою поглаживаю Вас по головке за все доброе, а другою – деру за ушко за все недоброе. Житие преподобного Оптинского старца Антония Преподобный Антоний (в миру Александр Путилов) родился 9 марта 1795 года в г. Тутаеве (бывший г. Романов) Ярославской губернии. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в ранней юности, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни. При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и сильно пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в Рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей – будущий игумен Оптиной Пустыни преподобный Моисей. В 2 февраля 1820 года Александр был облечен в ангельский образ и наречен Антонием. Вскоре, сполняя волю епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) , преподобные Моисей и Антоний отправляются в Оптину Пустынь для основания при обители уединенного скита. Очистив от леса место, пустынники построили небольшую келлию и соорудили церковь во имя святого Иоанна Предтечи Господня, а затем стали строить и братские корпуса. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной Пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. За четырнадцать лет его начальствования скит получил прочное основание как во внешнем, так и в духовном отношении, сюда стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах старцы. В 1839 году игумен Антоний был назначен настоятелем Малоярославецкого Николаевского монастыря и тринадцать лет нес это тяжелое для него бремя.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Удивителен Промысл Божий! Всю жизнь покойная сестра старалась как можно менее других беспокоить, как можно менее собственно для себя тратить. А по смерти пришлось поднять немалую тревогу в обеих столицах: в С.-Петербурге хлопотать о дозволении отпевать и перевезти тело ее, а в Москве пр. Леонид удостоил служить при гробе, стоявшем сутки в Алексеевск[ом] мон[астыре], панихиду и сам благословил ее в путь – в пустынь. И сколько при этом расходов! И еще замечательное, удивительное и поучительное знамение: родилась она в дер. Покровской, отпета в церкви Покровской игуменом из Моск[овского] Покровского монастыря и легла на вечный покой под святой иконою Покрова Пресвятой Богородицы, которою была благословлена в младенчестве 4-х лет. Очевидное покровительство Царицы Небесной! О скорби нашей семейной при этой утрате матери утешительницы нет слов. Плачет о ней вся обитель. Преемницею ее, кажется, будет их казначея м. Афанасия». Вторая настоятельница игумения Афанасия (Качалова) 563 Игумения Афанасия, в миру Наталия Григорьевна Качалова, – дочь дворянина Калужской губернии Козельского уезда, родилась в сельце Стрельне 12 января 1818 года. До семнадцати лет она отличалась живым, веселым характером, ничто в ее душевном устроении не предвещало каких-то внезапных перемен. Вдруг, без всякой внешней причины, она переменила беззаботную девическую жизнь на жизнь лишений и труда ради Спасителя: стала ревностно посещать храм Божий, дома постоянно читала Евангелие и Апостольские послания и в течение семи лет странствовала по святым местам, горячо молясь Всевышнему, да укажет Он ей путь ко спасению. Во время своего странствия юная подвижница вкушала пищу только один раз в день – вечером, чай пила два раза в неделю – в субботу и воскресенье и неуклонно исполняла всякий день утреннее и вечернее правило. По благословению своего духовного отца старца Антония (Путилова) Наталья Григорьевна всегда одевалась в мужское платье. От природы она была высокого роста, ее доброе спокойное лицо часто оживляла ангельская улыбка.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

176 ОР РГБ. Ф. 213, к. 44, д. 3, л. 1. Письмо игумена Антония (Путилова) к игумение Вере (Верховской). 183 Сергей Большаков. На высотах духа//Православная жизнь (изд. Джорданвилль, США), 2003. 6(641). С. 27. 184 Альтман М. С. Достоевский по вехам имен. Саратов, 1975. С. 125. Громыко М. М. Сибирские знакомые и друзья Ф. М. Достоевского. Новосибирск, 1985. С. 130–145. Украинский Г. Святитель Игнатий Брянчанинов и образ старца Зосимы у Ф. М. Достоевского//Журнал Московской Патриархии. 1989. 6. С. 69–73. 185 Шадрина. А. С. Двадцать два дня из жизни Ф. М. Достоевского (г. Кузнецк, 1856–1857 годы). Новокузнецк, 1995. Кушникова М., Тогулев В. Загадки провинции. «Кузнецкая орбита» Федора Достоевского в документах Сибирских архивов. Новокузнецк, 1996. 186 Абрамов Н. А. Туринск. Николаевский девичий монастырь//Тобольские губернские ведомости, 1865. 45. С. 289–290. 187 Любинецкий Н. А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи. СПб., 1900. IV. С. 38. 190 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 763, д. 120. Послужные списки монахинь Троице-Одигитриевского монастыря 1914 года. Л. 26. 192 Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска. М., 1849. 193 ОР РГБ. Ф. 213, к. 98, д. 25, л. 3. Письма о. Порфирия (Григорова) к неизвестным лицам. Письмо не датировано. 195 Житие преподобного Амвросия, старца Оптинского. Изд. Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2001. С. 190. 196 Изречения схимонаха Зосимы и извлечения из сочинений его. М., 1863. Эта книга включала в себя следующие творения прп. Зосимы: 1) Изречения, 2) Поучения, 3) Житие монаха и пустынника Василиска, 4) Житие Петра Мичурина. Житие и подвиги о Бозе почившаго блаженный памяти старца Василиска – сподвижника схимонаха Зосимы Верховскаго . М., 1899. Житие блаженного старца Василиска. М.: Сполохи, 1998. Житие святого старца-пустынножителя преподобного Василиска Сибирского. Екатеринбург, 2003. 198 ЦИАМ. Ф. 2393, оп. 1, д. 1824. О неодобрении к напечатанию в журнале «Москвитянин» рукописи «Повествование ученика о старце Василиске, бывшем в Сибирской пустыни»

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

135 Гартман Эдуард (1842–1906) – немецкий  философ-идеалист, опирался на философию Шопенгауэра и Шеллинга, отрицал идею социального прогресса, противопоставляя ей пессимистический взгляд на историю. Веру как в земное, так и в потустороннее счастье людей считал иллюзией. 144 Варсонофий Beлukuй (VI b.) – отшельник,  почитавшийся на христианском Востоке. Ок. 540 г. удалился в пустыню и жил в полном уединении. Известно сочинение, содержащее ответы Варсонофия на вопросы учеников; ответы имеют нравственно-аскетический характер. 145 Иоанн Лественник, (общепринято: Лествичник;  ум. между 650 и 680) – один из «отцов церкви», был настоятелем монастыря на Синае. Автор трактата о ступенях на пути самоусовершенствования – «Лествица, возводящая к небесам», или «Лествица райская», представляющего собой руководство к иноческой жизни и являющегося результатом глубокого самонаблюдения и самоанализа. Трактат пользовался популярностью в Древней Руси. 146 Макарий (в миру Иванов Михаил Николаевич) и Антоний (Путилов Александр Иванович ) – оптинские старцы, видные представители старчества. Их литературное наследие представлено в основном письмами. См.: Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария. Ч. 1–6. Козельск, 1862–1863; Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославецкого монастыря. Изд. Введенской Оптиной пустыни. М., 1869. 148 Сергий Радонежский (до принятия монашества Варфоломей Кириллович; 1321–1391) – выдающийся деятель русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры. Оказал поддержку Дмитрию Донскому в подготовке Куликовской битвы. Канонизирован, является одним из самых чтимых святых русского православного пантеона. 149 Тихон Задонский (1724–1783) – деятель русской церкви, духовный писатель, был епископом Воронежским; с 1769 г. поселился в Задонском монастыре, посвятив себя аскетическому служению. Личность Тихона Задонского послужила прообразом Тихона в «Бесах» (см.: Т. 11. С. 5–30 (гл. «У Тихона»); Т. 9. С. 511–513). 150 Примеч. 1885 г.: Даже и его духовный авторитет по государственным вопросам. Еще раз позволяю себе обратить внимание читателей на ту весьма полезную книгу, о которой я уже упоминал один раз: Государственное учение Филарета (Митроп. Московского). В. Н. – вторым изданием вышедшую в Москве в нынешнем году. Авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010