Незадолго до своей кончины о. Антоний келейно принял великий образ схимы; 7 августа 1865 года старец предал свою душу в руки Божии. В заключение скажем об одной достойной ученице 383 игумена Антония, которая Промыслом Божиим была послана в утешение старцу, дочерним послушанием и доверием она как бы подражала отношениям, которые всегда имел о. Антоний к о. Моисею (своему брату и старцу). Своей жизнью она сделала видимыми силу влияния о. Антония на духовных детей и плоды его руководства. Каков был старец, такова была и ученица, усердие к молитве и к церковной службе имела примерное. Ее духовное расположение к старцу росло, как она выражалась, не по дням, а по часам, наконец она сделалась истинной послушницей игумена Антония. Ее заботило (как и преподобного Досифея, ученика аввы Дорофея ) только одно: как в точности исполнить заповеди духовного наставника и ни в чем их не нарушить. Мир с его борьбой и страстями будто перестал существовать для нее. Через четыре года, проведенных в полном отсечении своей воли, она в возрасте тридцати лет мирно, блаженно скончалась. Ее кончина показала, за какое время и каким путем человек может достичь высокой духовной жизни и переселиться в жизнь вечную. Есть свидетельство, что старец Антоний хотел быть похороненным рядом с ней на новом кладбище 384 . В 1877 году старец Амвросий (Гренков) писал из Оптиной пустыни к сестре ученицы игумена Антония, зосимовской монахине Марии: «Отношение твоей сестры м. Евфросинии к покойному отцу игумену Антонию доселе для многих служит назидательным примером; и действительно это отношение видимо казалось для всех самым искренним и полным, хотя внутренно сестра твоя и испытывала многие скорби и огорчения; и это отчасти и потому, что послушание и отсечение своей воли уподоблены св. Лествичником мученичеству; мученичество же без скорбей и болезней не бывает по причине искушений вражиих, непосредственно и через других. Повторю, что люди назидались тем, что видели» 385 . Письма старца Антония (Путилова) к любимой духовной дочери – отражение бесконечной любви Отца Небесного к своим детям 386 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

1045 Там же, л. 19 об. Преп. Амвросий Оптинский , объясняя требования, предъявляемые к истинному монаху, призывал: «Если… не хотим жить по своей воле и разуму, то не должны уклоняться от стези и учения свв. отцов, которые велят нам смиряться, покоряться, отсекать свою волю» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 118. С. 101–102). 1046 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 20. «Воля Божия исполняется в отсечении своей воли» (Письма о. Антония. С. 245). 1047 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 3. «В монастыре первый долг – отвержение себя, своей воли и разума» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 181). 1048 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 84. «Отвержение своей воли и разума составляет крест или скорбь, служащие нам на спасение» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 181). 1050 Там же, л. 101 об. Оптинский старец Макарий тем, кто жил по своей воле, говорил, что наша воля есть медная стена между Богом и нами. (Письма о. Макария. Т. 3. С. 496). Игумен Антоний Оптинский утверждал, что своевольник никогда не находит покоя в своих действиях, потому что «своя воля человека не столько учит, сколько мучит» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 110). 1051 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 28. Оптинский игумен Антоний писал: «Самосмышлению своему не верьте ни в чем» (Письма о. Антония. С. 233). 1052 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 45. Преподобный Амвросий Оптинский учил: «По мысленным внушениям, и то с рассуждением и великим рассмотрением, живут одни только совершенные. А новоначальные и немощные и страстные должны жить под правилом и руководством» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 126. С. 110). 1053 «Без благословения и одобрения духовной матери своей ничего не начинайте, не только рукоделия какого и внешнего упражнения, но самой молитвы, то есть келейного правила, количества поклонов, чтения книг, воздержания, поста, бдения, трудов и проч… И если они не будут рассмотрены, одобрены и благословлены святою матерью Вашею, то и Богу не будут приятны» (Письма о. Антония. С. 233). В письме к новопостриженному монаху о. Антоний Оптинский писал: «Обетов и канонов на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет Вам более пользы, нежели тысячу поклонов своевольных, чему верьте без сомнения» (Письма о. Антония. С. 239).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Насельницы и духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (архив Зосимовой пуст.) Насельницы и духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (архив Зосимовой пуст.) Среди первых 17 сестер, приехавших из Сибири, были племянницы старца Зосимы - инокини Вера и Маргарита. При утверждении общежития в 1841 г. резолюцией Московского митр. Филарета (Дроздова) начальницей обители стала Вера (Верховская). После утверждения статуса мон-ря З. п. возглавляли: с 1856 г.- игум. Вера (Верховская; 4 дек. 1801 - 20 нояб. 1868), автор Жития прп. Зосимы, состоявшая в переписке со свт. Филаретом, с архиереями Леонидом (Краснопевковым) и Саввой (Тихомировым) (см.: РГБ ОР. Ф. 149. К. 12. Д. 5 и К. 2. Д. 2; Ф. 262. К. 57. Д. 26 и К. 22. Д. 71); с 1869 г.- игум. Афанасия (Качалова; 12 янв. 1818-1881), духовная дочь прп. Антония Оптинского; с 1881 г.- игум. Магдалина (Верховская; 1835 - 27 нояб. 1901); с 1902 г.- игум. София (Быкова; 1846 - не ранее 1931); в 1920-1928 гг.- игум. Афанасия (см. исп. Александра (Лепёшкина) ). Первым священником при утверждении общежития в 1841 г. стал Михей Павлович Богрецев, в 1857 г.- 70-летний свящ. Кирилл Стефанович Успенский. Из причта, служившего в храмах мон-ря в 80-90-х гг. XIX в., известны свящ. Петр Петрович Соловьёв и диак. М. Соколов. С 25 авг. 1906 г. служил сщмч. Михаил Виноградов . В июле 1910 г. упоминается 2-й свящ. Николай Васильевич Скворцов, с 1915 г. служил свящ. сщмч. Димитрий Ильич Розанов. Насельницы пользовались духовными советами свт. Филарета (Дроздова), преподобных Антония (Медведева), Антония (Путилова) . В 1841 г. в обители проживали 34 сестры, в 1877-1883 гг.- до 160 чел., в 1894 гг.- ок. 200, в 1899 г.- 252, в 1904 г.- 275 чел., в 1908 г.- 30 монахинь и 246 остальных насельниц, в 1913 г.- 277, в 1914 г.- 250 насельниц. В 1900 г. из положенных по штату (кроме игумении и казначеи) 39 монахинь и 39 рясофорных послушниц в З. п. проживали 27 монахинь, 36 рясофорных послушниц, в 1914 г.- 38 монахинь и 37 рясофорных послушниц. Особенности устава

http://pravenc.ru/text/200057.html

О. Арсений был тесно связан с Оптиной пустынью. Он жил здесь в 1833–1835 гг., общался со старцем Львом (Наголкиным) , затем в 1853 г. приезжал в гости. Многие сочинения духовного писателя хранились и переписывались в Оптиной, что свидетельствует об интересе к его личности. Однако оптинские старцы относились к ним настороженно. «Память о молитвенной жизни старца Василиска…» вызвала критический отклик старца Макария (Иванова) , написавшего «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную молитву Иисусову и о смирении». Иеросхимонах Макарий подчеркивал, что в посвященной старцу Василиску рукописи говорится лишь о радостях и утешениях, которые дарит умная, внутренняя молитва , но не упоминается об опасностях, грозящих тем, кто ее проходит, особенно неопытным 15 . В Оптиной учили осторожности: чтобы не впасть в прелесть, монашествующий должен был соблюдать постепенность при молитвенном углублении и, самое главное, поверять себя советами старца. В ОР РГБ я обнаружил письмо другого уважаемого оптинского насельника, игумена Антония (Путилова), от 1854 г. В нем автор скептически отозвался о молитвенной практике «отца Арсения, коего мудрование – как не во всем согласное с учением святых отец – весьма сожалительно!.. Молитвословие церковное толикую имеет силу и важность, что церковное едино Господи помилуй [подчеркнуто автором.– Г.З.] превосходит все келейные духовные упражнения… Нынешние отцы свои умствования не только не поверяют с учением св[ятых] отцов, но еще и выше свое ставят, а посему нередко и заблуждаются от истинного разумения» 16 . Любопытно, что это важное послание было опубликовано в сборнике писем игумена Антония 17 . Но в самом главном месте там стоит не имя о. Арсения, а многоточие. Дело в том, что в публикации, как и в других дореволюционных изданиях писем старцев, акцент был сделан на общих назидательных словах, а конкретные имена удалялись. Так что сотни людей, читавших опубликованные письма Антония, не могли догадаться, чье же «мудрование» он критикует, а разгадку хранил лишь архивный оригинал.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

1016 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59. Старец Амвросий Оптинский указывает: «И о прежних святых пишется, что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному в псалмах, «проидохом сквозе огнь и воду и извел ны еси в покой». Видно, иначе нельзя достигнуть оного покоя, как не потерпеть да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 190. С. 165). 1017 «Как из Египта исшедшие имели себе путеводителем Моисея, а из Содома избегшие имели себе наставником Ангела, нужно иметь некоего Моисея, ходатая… к Богу и наставника. Если же кто, надеясь на свой разум, думает не иметь нужды в руководителе, такой вскоре заблудит от пути правого» (Письма о. Антония. С. 229). «…не бывшу просвещенну благодатию Христовою не можно разобрать себя самого и управить безбедственно» (Письма о. Моисея (Путилова) к его брату Александру//Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. С. 223). 1019 Там же. «Самочинное подвижничество и опасно и душевредно». (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 66. С. 69). 1021 Там же, л. 31 об. Оптинский старец о. Антоний писал, что без исповеди, чистосердечного откровения помыслов не может быть успеха в духовной жизни «не можем мы быть ни смиренномудрыми, ни мирными, ни в других добродетелях благоуспешными» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. Рукопись//РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 56 об.). 1024 Там же, л. 87 об. Оптинские старцы также считали самым надежным средством в борьбе с помыслами открытие их духовному руководителю. Игумен Антоний наставлял: «От беспокойства помыслов более всего можно освободиться раскрытием их перед своим духовником» (Письма о. Антония. С. 233). Иеросхимонах Макарий считал, что откровение помыслов является основанием внутреннего благоустройства и порядка в обители (Жизнеописания… подвижников… Сентябрь. М., 1909. С. 119). 1025 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 28. Оптинский старец Антоний (Путилов) писал новопостриженной монахине: «Если хочешь … избегнуть сетей вражиих, то ничего не скрывай и не утаивай от духовной матери своей» (Письма о. Антония. С. 246–247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

1026 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 85. Старец Макарий писал: «Когда будешь следовать совету других, по Боге пекущихся о тебе, тогда не посмеет враг предлагать тебе свое рассуждение» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 233). 1029 Там же, л. 4. Оптинский игумен Антоний писал: «Необходимо в лице настоятельницы своей видеть лицо Божие, и иметь к ней преданность и доверенность… Один Бог действует во всех духовниках и старицах и какова наша вера к ним, таковы и ответы услышим от них» (Письма о. Антония. С. 263). 1030 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 45. Именно «в вере или доверии скрывается непостижимое Таинство, так что человек самый простой и необразованный больше премудрого может не только вразумить, но и успокоить душу вопрошающего с доверием, а кто без доверия захотел бы искать разрешения в недоумении своем, тот хотя бы вопросил и прозорливого мужа или пророка, ничего или очень мало услышит удовлетворительного» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. Рукопись. РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 7 об.). 1031 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 27 об. Оптинский старец Антоний писал о недоверии к руководителю: «Если случится Вам искушение против Евангельской Матери своей, то я скажу, что это самое тяжкое искушение, тяжелее которого не может быть ничего. Но в этом вина – Ваше нетерпение и неискусство в обращении» (Письма о. Антония. С. 246–247). 1032 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 123 об. Точно такое же толкование дает на это изречение и Оптинский старец Макарий. «Не со многими советоваться, а с кем должно и обо всем» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 39–40). 1034 Сказание о жизни… схиархимандрита Илиодора… С. 153–154. Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 63. С. 67. 1035 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 5. Преп. Амвросий Оптинский писал: «По свидетельству Св. Писания нет выше дарования, чем дарование смирения» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 285. С. 21). Оптинский старец Макарий учил: «Смирение более всех подвигов и добродетелей нужно для спасения». (Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву. Изд. 2-е. Шамордино, 1913. С. 3. Далее «Предостережение»). «Что соль для всякой вещи, то смирение для всякой добродетели необходимо» (Письма о. Антония. С. 247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Отец Антоний вступил в должность наместника Троице-Сергиевой Лавры, будучи тридцати девяти лет от роду, в полной крепости душевных и телесных сил, и более сорока шести лет исполнял эту обязанность. [Архимандрит Георгий (Тертышников). Архимандрит Антоний (Медведев), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1996. С. 4, И, 14, 19]. 370 После обучения грамоте Андрей был отдан в ученики к аптекарю. Живой и восприимчивый юноша скоро так успешно стал лечить больных, что вскоре ему было поручено заведывание больницей в Лыскове. Прикомандированный за недостатком врачей к готовившемуся в 1812 году Нижегородскому ополчению, Андрей получил формальное разрешение на врачебную практику [Там же. С. 5]. 372 Георгий (Тертышников), архим. Архимандрит Антоний (Медведев), Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1996. С. 62. 373 Существует мнение, что архимандрит Антоний (Медведев) приходился побочным сыном Грузинскому князю Георгию Александровичу, владельцу имения Лысково Нижегородской губернии, где вырос будущий наместник Лавры. См. также Андроникашвили Б. Страницы прошлого читая. Тбилиси, 1987. С. 125– 126 (со ссылками на воспоминания известного мемуариста. Ф. Ф. Вигеля и на А. О. Смирнову-Россет). 374 РГАДА. Ф. 1287, оп. 1, д. 5376. Рукопись С. Д. Шереметева «Митрополит Филарет и архимандрит Антоний». С. 7–8. 375 РГАДА. Ф. 1204, оп. 1, д. 11378, л. 2–3. Об увольнении наместника Свято-Троицкой Лавры архимандрита Антония от благочиннической должности. 378 Свидетельство Ново-Валаамского иеросхимонаха Михаила приведено в очерке Сергея Большакова «На высотах духа» Православная жизнь (изд. Джорданвилль, США), 2003. С. 21. 381 ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2. Письма насельниц Зосимовой пустыни к игумену Антонию (Путилову). 383 Екатерине Александровне Поливановой (в монашестве Евфросинии), чья родная сестра Феодосия (в монашестве Мария) подвизалась в Зосимовой пустыни с 1844 года. 385 ОР РГБ. Ф. 213, к. 55, д. 23, л. 88. Письмо Оптинского старца Амвросия (Гренкова) к зосимовской монахине Марии (Поливановой). Также: в кн. «Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII–XX веках». М., 2002. С. 275. 386 ОР РГБ. Ф. 213, к. 57, д. 11, л. 25–29. Письма игумена Антония (Путилова) к Екатерине Александровне Поливановой. 387 Составлено по келейным запискам игумена Антония и по письмам зосимовских монахинь к их духовнику игумену Антонию (Путилову).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Известно, с какой грустью приняла весть о потере духовного наставника зосимовская игумения Афанасия. Чтобы утешить оставляемых им сестер, он часто писал по-отечески теплые письма матушке: «Что же делать, когда Господь посещает меня болезнями и великой слабостью?» – говорит архимандрит в одном письме. «Мне вас очень жаль; я о вас всегда думаю и всегда вы у меня в душе. О чем вы так скучаете? Приезжайте ко мне почаще. Я от вас не отказываюсь и всегда помню вашу обитель; до гроба не забуду и готов помочь вам во всем и не оставлю вас никогда» 376 . Еще большую утрату понесли все несколько лет спустя: 12 мая 1877 года архимандрит Антоний, соборовавшись и приняв Святые Тайны, тихо почил о Господе. Более 60 священнослужителей участвовало в его отпевании. Как свидетельствуют очевидцы, стечение народа было чрезвычайное, гроб праведника был предан земле возле могилы святителя Филарета, около Духовской церкви. В 1995 году было проведено обретение мощей архимандрита Антония и перезахоронение за алтарем церкви Сошествия Святого Духа. Там организовался как бы небольшой некрополь лаврских наместников. 16 октября 1998 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялось торжество прославления архимандрита Антония (Медведева) как местночтимого лаврского святого, его возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Мощи преподобного с тех пор почивают в раке, в Духовском храме. Святая Лавра! Как милостив Господь, сохранивший нам такую отраду! Застываешь на месте, когда с горы видишь ее величие, понимая всю бессмысленность и суетность за ее стенами! И потом, замерев у колонны в полутьме Троицкого храма, сознаешь, что «игумену земли Русской» ты не смеешь нести свои мысли, а только просьбу: «Помолись обо мне, грешной, чтобы укрепил Бог веру мою, чтобы в море возможностей и желаний помог распознать то, что Он от меня ждет». Но есть для зосимовской монахини в Лавре еще святыня, к которой припадет она с трепетом, как к «родной», – это мощи преподобного Антония Радонежского. Как отрадно бывает в Духовской церкви помолиться в уединении около его раки: «Отченька святый! Ты помнишь, конечно, Зосимову пустыньку? Помолись о нас!» Игумен Антоний (Путилов) и его духовные чада из Зосимовой пустыни

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Он исправил и дополнил «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни» архим. Леонида, которое вышло 3-м изданием (М., 1876). Одним из первых К. начал составлять жизнеописания оптинских старцев. В 70-х гг. XIX в. вышли его труды, посвященные преподобным Льву (Леониду) (Наголкину) и Антонию (Путилову) . Для подготовки жизнеописаний К. использовал наследие архим. Леонида, неоконченные записки игум. Антония (Бочкова), ранее пытавшегося составить биографию старца Льва, келейные записки прп. Антония, письма преподобных Льва и Антония и др. лиц, устные рассказы. К. старался передать индивидуальные черты подвижников, особенности их характеров. Особое внимание он уделил традиции старчества, «гонениям» на старца Льва, недоброжелателям среди архиереев и монахов. К. собирал материалы и о жизни прп. Моисея (Путилова) , к-рые были включены архим. Иувеналием (Половцевым) в «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архим. Моисея» (М., 1882). В том же издании вышла подготовленная К. ст. «О пустынножительстве в Рославльских лесах». Также он собирал материалы для свода житий «русских ревнителей последних веков». В 1873 г. А. П. Толстой, находясь в Женеве, тяжело заболел. Его жена А. Г. Толстая, а также жена И. В. Киреевского Н. П. Киреевская обратились к К. с просьбой приехать и духовно поддержать графа. По благословению игум. Исаакия и старца Амвросия 6 июля 1873 г. К. со своим келейником выехал из Оптиной пуст. В калужском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре он был рукоположен во иерея. В Москве получил заграничный паспорт и отправился через Варшаву, Вену и Мюнхен. В Женеву К. прибыл 18 июля; успел напутствовать умирающего Толстого, который ранее отказывался принимать причастие из рук др. священников. 23 июля К. участвовал в отпевании графа в рус. Крестовоздвиженской ц. в Женеве. К. вернулся в Москву 2 авг., а 5 авг. были совершены заупокойная литургия и панихида, за к-рыми он сослужил свт. Иннокентию (Вениаминову) , митр. Московскому.

http://pravenc.ru/text/1841359.html

Благодетель позаботился поставить ограду так, чтобы храм был посередине между северной и южной сторонами, а к западу – напротив святых врат, иначе не позволяло месторасположение. Особым крепостным актом земля и лес были отказаны «Одигитриевому Троицкому женскому общежитию, состоящему в Верейском уезде, в вечное и неотъемлемое его владение» 457 . Семен Лонгинович в пользу обители купил огороды недалеко от Москвы, которые ежегодно приносили пусть и небольшой, но необходимый для обители доход 458 . Земля эта, луговая и сенокосная, расположенная в пойме реки Москвы около деревни Печатники, всегда отличалась плодородием. В прошлом соседями по меже были огороды Спасо-Андрониковского и Спасо-Симонова монастырей, несколько южнее располагался Николо-Перервинский монастырь 459 . Интересен комплект писем, хранящийся в фонде Оптиной пустыни в отделе рукописей РГБ 460 в Москве, а также изданные письма игумена Антония (Путилова) 461 , адресаты которых из Зосимовой пустыни угадываются по некоторым чертам. Они открывают важные подробности из жизни сестер Зосимовой пустыни, пути их духовного преуспеяния и глубину покаянного чувства, а также события, происходившие в обители. Есть свидетельство о поездке начальницы Зосиминой пустыни (как назвал пустыньку игумен Антоний (Путилов)) матушки Веры в Малоярославецкий монастырь в декабре 1842 года 462 . А в мае 1844 года игумен Антоний послал в обитель свою первую ученицу, а затем и несколько других 463 . Как ясно видно из дошедших до нас писем, немало скорбей, искушений, болезней надо было претерпеть душе, вставшей на путь стяжания Божией благодати. И о. Антонию окормление женской обители доставляло множество искушений, ведь и в 44-м году о. Моисей продолжал отвечать на вопросы брата в прежнем духе: «Зосимину пустынь почитаю и всем обитательницам в оной искренне желаю спасения от Господа. Но в тех, хотя и благонамеренных потребностях, которые отречены законами верховного правительства, к удовлетворению совета дать не смею» 464 . Письма, найденные в фонде Оптиной пустыни, содержат мало сведений о сестрах, не принадлежавших к числу духовных чад игумена Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010