Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 383; Ф. Р-1498. Оп. 1. Д. 723; РГАДА. Ф. 1198. Оп. 2. Д. 5994. Ист.: Письма к разным лицам игум. Антония [Путилова], бывш. настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского мон-ря. М., 1869; ОДДС. Т. 6. Стб. 13-14, 485-486; Малоярославец: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1884. С. 11, 34-35; Малоярославец в Отечественной войне 1812 г.: Сб. док-тов и мат-лов. Малоярославец, 1992. Лит.: Глинка В. С. Малоярославец в 1812 г., где решилась судьба Большой армии Наполеона. СПб., 1842; Баталин В. О старинных рукописных памятниках, хранящихся при мон-рях и церквях Калужской губ.//Калужские ГВ. 1846. Ч. неофиц. 29; Николаевский Черноострожский мон-рь в г. Малоярославце//Там же. 1847. 7-8, 15, 22-23; Ляметри П. Ист. сведения о мон-рях Калужской губ.//Памятная кн. Калужской губ. на 1861 г. Калуга, 1861. С. 280-282; Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежит. мон-ря. СПб., 1863. М., 1903; он же. Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах мон-рей, городских и сельских церквей Калужской епархии//ЧОИДР. 1865. Кн. 4. Смесь. С. 40; К. Малоярославецкий Николаевский мон-рь после нашествия французов в 1812 г.//Калужские ЕВ. 1864. 21. Приб. С. 382-390; Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба: Калужская губ./Сост.: М. Попроцкий. СПб., 1864. Ч. 2. С. 536-538; Макарий, иером. Архим. Никодим, настоятель Малоярославецкого Черноостровского Николаевского мон-ря. СПб., 1867; Климент (Зедергольм), иером. Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского мон-ря, игум. Антония. М., 1870 (то же, изм. назв.: Житие прп. схиигум. Антония Оптинского. [Козельск], 1992); Ростиславов Д. И. Опыт исслед. об имуществах и доходах наших мон-рей. СПб., 1876. С. 79, 228, 242; Строев. Списки иерархов. Стб. 586-587; Зверинский. Т. 1. С. 284-285; Архим. Макарий и его сподвижники//ЖПодв. Авг. С. 601-625; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии.

http://pravenc.ru/text/2561740.html

Облечена в рясофор во время праздника утверждения монастыря осенью 1856 года с именем Аполлинария, пострижена в монашество 12 января 1863 года. Занималась в монастыре иконописью. Известно, что именно она разрисовывала заставки в рукописных книжках для духовного отца игумена Антония. В 1864 году перешла в Крестовоздвиженский монастырь в городе Белеве, чтобы быть ближе к духовнику. После смерти игумена Антония ее духовником стал Оптинский старец Амвросий (Гренков) . С 1875 по 1882 год мать Аполлинария снова подвизалась в Зосимовой пустыни и несла послушание благочинной. Впоследствии она была игуменией многих монастырей. В схиме носила имя Амвросия. Скончалась 7 марта 1906 года в Петровской пустыни, которая находилась в 12 верстах от Кашина и была приписана к Кашинскому Сретенскому монастырю, там ее и погребли. О почившей схиигумении написали книгу, переизданную в наше время, в 1998 году 395 . Сохранившиеся письма к о. Антонию (Путилову) от сестер Зосимовой пустыни свидетельствуют, что о. Антоний не отвергал прошений «о вразумлении», исходивших от других монахинь и послушниц. Среди них имена монахини Филареты (в миру Елизавета Ивановна Хлопонина, вдова, московская почетная гражданка; пострижена в 1859 году), инокини Филареты (Панютиной) 396 , послушницы Елизаветы Денибековой и других. 353 Архиепископ Филарет (Дроздов) был назначен на Московскую кафедру в 1821 году, а в августе 1826 года возведен в сан митрополита. И сразу же, с 20-х годов, начал споспешествовать устройству женских общежитий в своей епархии. 354 Покровский Хотьков монастырь получил статус общежительного уже после смерти митрополита Филарета [Ведомость о мужских и женских монастырях и общинах. СПб., 1901]. О различии между общежительными и своекоштными монастырями можно прочитать в Дневнике игумении Евгении (Озеровой) [Женская Оптина. Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. М., 1997. С. 289– 292]. 355 Слово на литургии 18 сентября 1873 года в Борисо-Глебском Аносине монастыре, по исполнении 50-ти лет со дня открытия монастыря, сказанное Леонидом, епископом Дмитровским//Душеполезное чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

1) Георгий Онисифорович в 1417 году соорудил церковь каменную во имя Преподобного Антония Великого; 2) неизвестный в 1418 году на воротах каменную же церковь во имя Св. Пророка Илии; 3) монастырским 125 иждивением в 1515 году сооружена соборная церковь каменная во имя Преображения Господня вместо обветшавшей, заложенной Преп. Варлаамом незадолго перед его кончиной, а совершённой Преп. Антонием, его преемником, и стоявшей около 270 лет; новопостроенная церковь освящена на 6 число Августа; 4) в 1535 году под колокольней устроена и освящена церковь во имя Григория Великой Армении; в 1552 году соборная церковь тёплая во имя Преподобного Варлаама разобрана, и вместо оной сооружена вновь пространнейшая с трапезой и доныне существующая (см. ниже). В начале XVII столетия этот монастырь претерпел великие бедствия от Шведов, пришедших в Новгород под предводительством Генерала их Якова Понтуса Делагарди, который имел здесь и главную свою квартиру. Летописи уверяют, что Настоятеля этого монастыря, Архимандрита Киприана томили они за стражей, с гроба Пр. Варлаама сняли серебра весом 139 гривенок (фунтов) 12 золотников, а ценой по тогдашнему времени на 720 руб. 12 алтын, да жемчуга на 58 рублей. При переписи 1615 года, бывшей после опустошения сего, означены в этом монастыре следующие ЦЕРКВИ: 1) во имя Преображения Господня; 2) во имя Пр. Варлаама Хутынского с трапезой; 3) под колокольней во имя Григория Армянского; 4) на воротах св. Илии Пророка; 5) на других воротах – двупрестольная во имя Св. Николая Чудотворца и Пр. Антония Великого; 6) а КОЛОКОЛЬНЯ была при соборной церкви на юго-восточной стороне, где и доныне виден фундамент оной. В настоящее время здания в монастыре сем имеются все каменные следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня о 5 главах, крыта листовым железом и выкрашена ярью, кресты золочены через огонь. В церкви иконостас резной, золочёный Готической архитектуры, устроен при Архимандрите Вениамине, иконы Греческого письма. Пол выстлан Путиловской плитой, и окна распространены, а стены расписаны при Преосвященном Антонии Знаменском, Викарии Новгородской Митрополии. При церкви этой два придела: с южной стороны во имя Покрова Божьей Матери; устроенный в 1646 году, а с северной – во имя Иоанна Богослова, в том же году устроенный. В 1810 году придел этот возобновлён, распространён и расписан настенным письмом иждивением Действительной Статской Советницы Борзовой 126 . С западной стороны соборной церкви – паперть, а с южной – ризница со сводами, все крыты железом. При входе в паперть – крыльцо Готической архитектуры, у западных дверей церковных в паперти имеется следующие надписи:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

К сему еще скажу чудное событие: в тот самый день, когда это случилось, отец М. пришёл с утрени в свою келлию и прилег и, вздремнувши, видит в тонком сне отца архимандрита (скончавшегося за год до того о. Моисея. – Сост.), приказывающего ему, М-у чтобы он немедленно бежал на скотный двор, где нужно быть поскорее; о. М., зараз проснувшись, с удивлением побежал на скотную, и там его встретили с печальною вестью. А из сего можете вы заключить, что батюшка о. архимандрит Моисей и по кончине своей заботливо печется обо всем, о чем – слава Богу!.. Еще скажу вам об отце архимандрите Моисее , что пред погребением девицы Надежды одна скотница в тонком сне видит отца архимандрита в мантии, с посохом идущего в церковь, куда вынесена была новопреставленная. Принявши благословение, спрашивает: «Куда вы, батюшка, так спешите?» – Отвечает: «Иду Надежду проводить». И так видите, какие бывают отрадные сны о моем святом отце». В том же 1874 году 18 июля, как сообщает под тем же числом скитская Летопись, в Калужской Тихоновой пустыни скончалась, «духовная дочь и ученица о. Антония (Путилова) Надежда Васильевна Петрова, постриженная келейно в мантию с именем Антонии. Она была дочь полковника. С юных лет вступила в Московский Страстной монастырь, где провела около 15-ти лет. Имевши хороший голос, была там из лучших певиц и читальщиц. Впоследствии из Страстного монастыря перешла под духовное руководство старца о. игумена Антония, поселилась в Оптиной Пустыни—в числе сестер на скотном монастырском дворе; была там долгое время начальницей. В то же время прислуживала старцу писала по его поручению письма, искусно излагая их; иногда готовила кушанье и все поручения старца исполняла с большим усердием. Она любила старца как отца и заботилась послужить к его успокоению. Когда она входила к нему, чтобы предложить услуги, больной старец, как дитя, часто встречал ее обычною фразою: «А что мы сегодня ямы и пиемы?» Старец при разговоре с уважением относился о ней: «Она полковницкая дочь, ученая и знает французский язык».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

     Преподобного Моисея можно назвать образцовым настоятелем. Он уникальным образом сумел соединить истинную нестяжательность и неустанное попечение о нуждах обители. Вся его «экономическая политика» строилась на полном подчинении воле Божией и служении ближнему. В результате запущенный маленький монастырь превратился в славную своими молитвенниками обитель, где нищий всегда мог найти кров и хлеб, ищущий духовной пищи – мудрое наставление, запутавшийся в житейских обстоятельствах – разумное руководство. Отец Антоний, будучи скитоначальником, оказывал огромную помощь брату в деле устроения обители. Когда же он вернулся в Оптину вновь после настоятельства в Малоярославецком монастыре, открылись многие его духовные дарования. Вот как вспоминает о нем отец Климент (Зедергольм): «Он не отчаивался ни в чьем исправлении и умел воздвигать людей нерадивых и малодушных, и как бы кто ни упадал духом, всегда успевал беседами своими вдохнуть благонадежие. В советах же и наставлениях своих был крайне осторожен и указывал на слова святого Исаака Сирина, что надо с людьми обходиться как с больными и успокаивать их наиболее, а не обличать, ибо это больше их расстраивает, нежели приносит им пользы...» Отца Антония в Оптиной любили все без исключения. Он помнил день Ангела каждого из насельников обители, поздравлял и делал небольшие подарки. Говорили, что даже один его вид вселял в души мир и успокоение.      Весной 1862 года тяжело заболел отец Моисей. 6 июня его постригли в схиму, а 16 июня он тихо отошел ко Господу. Кончина брата подорвала силы отца Антония. 9 марта 1865 года он был пострижен в схиму. С этой поры старец еще более уединился, чувствуя, что исход его из этой жизни уже недалек. Он прекратил прием мирских лиц, а братию стал принимать реже. Отец Антоний постоянно ощущал около себя присутствие брата. Души их таинственно беседовали, и почти не проходило дня, чтобы почивший во сне не являлся ему.      Скончался старец Антоний 7 (20) августа 1865 года и был погребен возле брата в Казанском соборе монастыря.

http://pravoslavie.ru/118203.html

Содержание Чудеса Видение ученика старца Антония Дар исповеди Извещение свыше Смирение и прозорливость старца Ведение помыслов (прозорливость) По молитвам старца Антония Прозорливость Избавление от томительного вражеского искушения     Преподобный Антоний (Путилов), родился в 1795 году. Он был младшим братом игумена Оптиной Пустыни Моисея. С юных лет, подобно братьям, стремился к монашеству. При нашествии французов в 1812 году оказался в Москве и жестоко пострадал от них – еле спасся. После многих мытарств присоединился к преп. Моисею, жившему пустынником в Рославльских лесах. Здесь он навык истинному подвижничеству, смирению, послушанию. Он вместе с братом, как было уже сказано, собственными руками выстроил скит в Оптиной Пустыни. Начальником скита он стал в тридцатилетнем возрасте, после назначения его брата игуменом Оптиной Пустыни. В Оптиной Пустыни в скитском братстве не было такого смиренного послушника, каким был молодой скитоначальник Антоний, который ни малейшего распоряжения не делал без благословения своего старца и брата преп. Моисея. В сохранившихся его помянниках мы читаем: «Помяни, Господи, господина моего духовного отца и благодетеля всечестнейшего игумена иеромонаха (в других – игумена, схиархимандрита) Моисея». Скитская братия состояла главным образом из почтенных старцев, и какой кротостью и каким тактом надо было обладать молодому начальнику, чтобы не иметь ни с кем недоразумений. Ввиду малочисленности братства, сам начальник исполнял многие братские послушания. Часто доводилось ему оставаться без келейника, который исполнял обязанности то повара, то садовника, то хлебопека. «Как самый бедный бобыль, – писал старец Антоний в 1832 году одному родственнику, – живу в келье один: сам и за водой, сам и за дровами… Чином священства почтенных, теперь у нас в скиту собралось пять человек, но все они престарелы и многонемощны, почему и тяготу служения за всех несу один». Он жил всем « бых вся, да всяко некия спасу » ( 1Кор. 9, 22 ). Этот текст в прямом смысле относится к старческому служению. Однако ни преп. Антоний, ни преп. Моисей не брали на себя прямой обязанности душепопечения лиц монастырской братии. Но будучи сами духоносными старцами, они понимали значение старчества и предоставили тем великим старцам, которых они привлекли в Оптинский скит, самое широкое поле деятельности. Таким образом, насаждение в Оптиной Пустыни старчества было всецело делом этих двух братьев. И не только насаждение, но и процветание.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optins...

За сим испрашиваю на Вас благословение Божие и остаюсь навсегда недостойный игумен Антоний» 497 Праздник состоялся в октябре-ноябре 498 1856 года. «Служил наместник Троице-Сергиевой Лавры отец архимандрит Антоний. По окончании часов прочтен был указ о возведении Зосимовой пустыни на степень монастыря и переименовании ея в Троице-Одигитриевский общежительный монастырь. В это же время несколько сестер облечены были в рясофор» 499 . Первые пострижения в монашество В 1856 году, когда Зосимова пустынь получила статус монастыря, матушке Вере (Верховской) было уже 54 года, а ее сестре матери Маргарите 51 год. Их постриг в монашество был совершен в сентябре в Свято-Троицкой Лавре; 26 сентября того же 1856 года матушка Вера была возведена в игумений Троице-Одигитриевского монастыря 500 . Первый постриг сестер состоялся 12 апреля 1857 года. Среди первых пострижениц – известные нам духовные чада игумена Антония (Путилова): Екатерина Загряжская (в монашестве Евгения), Любовь Загряжская (в монашестве Антония), Феодосия Поливанова (в монашестве Мария), Наталия Качалова (в монашестве Афанасия), а также ученицы самого старца Зосимы, приехавшие вслед за ним из Туринского монастыря – родные сестры Стефанида и Агриппина Туголуковы 501 , Анисия Ивановна Конюхова. Еще пять чад старца Зосимы получили монашеский постриг осенью 1857 года: трое приехавших из Сибири – Агриппина Ползунова (в монашестве Аскитрея 502 ), Параскева Иконникова, Анна Костоусова и две пришедшие к о. Зосиме в пустыньку под Вереей – Анна Болотина и Ирина Чернецова (в монашестве Зосима) 503 . Такие торжества оставляли неизгладимое впечатление в памяти сестер. Когда 12 января 1863 года наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) постриг еще шестерых послушниц, то об этом о. Антонию (Путилову) сразу же написала монахиня Филарета 504 , вот как трогательно звучат ее слова: «Ваше Высокопреподобие! Достопочтеннейший мой батюшка! Отец Антоний! Приношу Вам мое усерднейшее поздравление со днем Вашего святого Ангела 505 ! Даруй Вам Господь еще многие лета оный праздновать в добром здравии. И еще Вас позвольте поздравить со днем рождения возлюбленной Вам дщери, многоуважаемой мною матушки Афанасии 506 . И ей Промыслом Божиим какой устроен подарок для дня ее рождения: ей Господь вручил двух евангельских дщерей. Очень чувствительное для души было сие пострижение шести сестер и грешной мне напоминовение три года тому назад моего пострижения. И очень чувствительно было слышать предание оных от Евангелия, которого меня Господь не сподобил, ради грехов моих множества. Я по незнанию оного не добивалась и во всем расположилась на волю Божию, но впоследствии очень о сем скучала, но и тут усматриваю везде Промысл Божий! И сама себя утешаю тем, что ежели Господь тако устроил, что не благоволил мне предызбрать матери духовной, но в великий день празднества Введения во храм Божия Матери устроилось мое пострижение, то сильна эта милосердная Руководительница управить мое окаянство на путь спасения!» 507

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

465 ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 7, л. 17об. Письмо игумена Антония к игумену Моисею. ОР РГБ. Ф. 213, к. 59, д. 1, л. 303. Письмо игумена Моисея к игумену Антонию. Оптинский монах Адриан был из однодворцев Щигровского уезда Курской губернии (род. ок. 1810 г.); определен в число братства указом 30 декабря 1837 г.; пострижен в монашество 28 ноября 1843 г.; в 1845–1847 годах нес послушание монастырского эконома. «К церкви усерден, к чтению и пению мало способен». [Гос. архив Калужской обл., Ф. 33, оп. 2, д. 1036. Ведомость монашествующих и послушников за 1847 г.]. В списках 1877 года не упоминается. Сообщила Варвара Каширина. 468 ОР РГБ. Ф. 213, к. 59, д. 1, л. 406,410 415,427,429. Письма игумена Моисея к игумену Антонию. 469 Письма митрополита Филарета к настоятельнице Троице-Одигитриевской (Зосимовой) пустыни игумении Вере//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1876. Август. Ч. 3. Раздел «Материалы для истории Русской Церкви ». С. 116–121. 470 Жития Оптинских старцев. Преподобный Моисей. Изд. Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2004. С. 209. 471 ОР РГБ. Ф. 213, к. 80, д. 8, л. 1об., 3. Письма игумена Антония (Путилова) к Оптинскому старцу Макарию (Иванову) . Игумен Антоний пишет из Малоярославца, что «матушке Вере с сестрами приписание отца Макария объявил», а также о передаче писем из Зосимовой пустыни на имя отца Макария. 473 ОР РГБ. Ф. 213, к. 76, д. 22, л. 83. Письма Оптинских старцев иеромонаха Макария (Иванова) и иеросхимонаха Леонида (Наголкина) к их духовной дочери из Севского монастыря монахине Досифее (Дарии Михайловне Лыкошиной). 475 Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1997. С. 133, со ссылкой на письмо 51 в кн. «Письма старца Макария к монахиням». Ч. 3. 477 Построен Одигитриевский храм был чрезвычайно быстро. Еще в феврале того же 1851 года только решался вопрос о начале строительства нового храма вместо предполагавшегося расширения Троицкого. Это видно из письма митрополита Филарета к матушке Вере от 9 февраля: «План распространения вашей церкви не одобрен. Семен Лонгинович подает иную мысль: оставить нынешнюю церковь неприкосновенною и построить другую отдельно, несколько пространнее нынешней, соответственно с потребностью вашего места. Сие новое предприятие будет не ценнее или не много ценнее прежнего, но выгода та, что вы будете иметь два строения целых вместо одного, составленного из обломков, что, конечно, менее прочно. Притом дело начать можно будет скорее; и богослужение у вас будет продолжаться в существующей церкви беспрепятственно. Подумайте о сем и напишите, что думаете » [Письма митрополита Филарета к игумении Вере].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

О времени построения этой ризницы неизвестно. Вход в нее из диаконика. Величиною она без стен 2 саж. 1½ арш. 2 вершка, а в ширину 2 саж. 2 вершка. С южной стороны главного храма находится теплый придел во имя Антония Римлянина (1671). Входы в него один из общей западной паперти и три из главного храма. Из этих трех входов один, ведущий из главного алтаря в алтарь придельный, другой у западной стены, а в средине устроены для сообщения две арки за стеклянными рамами, из коих в одной устроена стеклянная дверь подле раки преподобного. Придел сей выдается восточным полукружием, скрывающимся несколько за ризницею, а вышиною досягает до половины главного церковного здания. Длиною он в 8 саж. ¼ арш. от горнего места до иконостаса, а шириною в 3 саж. Свод у придела полукруглый, окон 5, из коих два в алтаре и три в церкви. Жертвенник устроен в нише из стены; горнее место и седалища также каменные. С северной стороны главного храма придел во имя Иоанна Богослова (1680). Входы в алтарь придельный из главного алтаря чрез жертвенник, а в самую церковь чрез две арки, пробранные в стене без стекол. Величиною придел сей в длину от горнего места до западной стены 6 сажен, из коих 2 саж. ¾ арш. до иконостаса, а в ширину 3 саж. Он со сводом и вышиною пониже придела Антониевского. С северо-западной стороны у угла главного храма возвышается круглая ровная башня с приделом вверху оной во имя Онуфрия Великого и Петра Афонского. Придел сей предание относит ко времени преп. Антония. Вход на башню из внутри храма чрез дверь, устроенную в оконечности северной стены. Диаметр придела, равно как и башни, 3 сажени. В него ведет из соборного храма витая кругом из путиловской плиты лестница, о 58 ступенях, с двумя узкими старинными окнами. На половине лестницы в стене устроена тесная за дверью келлия, в которой преп. Антоний совершал уединенную молитву и где теперь постоянно теплится лампада. Придел сей в длину и ширину по 2 саж., из коих на половине поставлен иконостас. В нем два окна в алтаре и два в церкви. Жертвенник устроен в стене. Для лучшего эха по стенам устроено множество голосников, а с южной стороны дверь, ведущая на чердак главного храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Скачать epub pdf Преподобный Антоний (9 марта 1795 – 7/20 августа 1865) Преподобный Антоний (в миру Александр Иванович Путилов) был братом прп. Моисея. Призвание к монашеству он почувствовал еще в ранней юности, но, повинуясь воле отца, отложил свое намерение. В 1816 г. тайно от родных он направился в Рославлъские леса, где подвизался его старший брат Моисей. Там в 1820 г. Александр был пострижен в монашество и наречен Антонием. В 1821 г. вместе с о.Моисеем монах Антоний прибыл в Оптину пустынь для устроения при ней скита. В 1825 г. после назначения прп. Моисея настоятелем Оптиной пустыни прп. Антоний стал начальником скита. Вскоре к добровольным тяжелым иноческим трудам присоединился и невольный крест неизлечимой болезни ног, которая до самой кончины причиняла преподобному тяжкие страдания. В 1839 г. иеромонах Антоний был назначен игуменом Малоярославецкого Николаевского монастыря. По окончании устроения обители в 1853 г. игумен Антоний отказался по болезни от настоятельской должности и провел остаток дней своих в Оптиной пустыни. Духовные дарования прп. Антония привлекали к нему за духовным утешением и назиданием множество народу. По словам очевидцев, не было в обители человека, который при одном виде старца Антония не ощущал бы особенного духовного утешения. Указание пути ко спасению Сколько должно пролить поту, употребить трудов и претерпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на небеси! ...Сердце и устне, благодарящие Бога за все, привлекают к себе милостивое благоволение Его, а ропотливых не терпит Бог, аще не накажет. Более всего смиряйте себя в мысли пред Богом и людьми, чрез что и Царствие Божие узрите внутри себя, и в то же время будет лице ваше сиять благоговейным спокойствием и приятной улыбкой. ...Если все святые несли свои кресты, да и Сам Спаситель наш был распят на кресте, то и мы должны, взирая на них, распинать плоть свою со страстьми и похотьми; а иначе, лежачи и покоясь по всему, как бы не свалиться в преисподнюю.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010