Амвросий – теперь мой духовный брат, он окормляется у того же Оптинского отца архимандрита, что и я. Стал мой брат делиться со мной своим сожалением, что не выполнил благословения духовного отца – как теперь на исповедь идти? Ну, дескать, попрошу прощения, объясню, что не смог, что в следующий раз выполню… – А благословение трудное? – Так-то нетрудное: благословили меня посетить монастырь святого Антония Великого, тот самый, что в Аризоне находится, в пустыне Сонора. Это не так далеко от моего родного штата Южная Каролина. Но я не смог собраться, дел было много, так и не съездил… Думаю, вы поймете, почему сердце мое при этих словах забилось часто. Приехал в этот раз Амвросий не один – с другом Михаилом. Михаил – русский, живет в Америке, кроме юридического факультета университета в России получил юридическое образование в университете имени Джорджа Вашингтона в столице США, лицензию и успешно работает адвокатом. Умный очень молодой человек. Верующий. Алтарничает в православном храме, регулярно исповедуется и причащается. Съездили мы вместе в Шамордино, искупались в святых источниках. Михаил прочитал одну из моих книг, она ему понравилась. И вот он меня спрашивает: – Ольга, а хотите увидеть православную Америку? – Хотеть-то хочу, да что толку? Мне до Америки – как до Луны… Посмеялись мои американские друзья. И вот, по молитве старца Ефрема, с помощью Миши и Амвросия я узнала, что до Америки путь намного ближе и легче, чем до той самой Луны. Пустыня Сонора Штат Аризона, пустыня Сонора В Аризону мы прилетели с Амвросием одновременно, только он из Южной Каролины – штата субтропиков, сабаловых пальм и белозубых улыбок, а я из строгого столичного Вашингтона, одного из немногих заранее распланированных американских городов, где сосредоточено множество исторических достопримечательностей, бесплатные музеи и роскошные парки. Встречаемся в аэропорту. Амвросий в одной руке саквояж держит, другой рукой к сердцу книжку прижимает, что в самолет с собой брал: – У тебя есть такая книга? Мне она очень-очень понравилась! Я никогда не читал ничего подобного! Никогда! Обязательно прочитай, если не читала!

http://pravoslavie.ru/89127.html

Непрерывная молитва В Оптиной я осознал значение молитвы. В детстве просто знал, что нужно молиться, это было знание такое поверхностное. А в монастыре понял это на опыте. Приобрел свой собственный духовный опыт. Одним из открытий этого опыта стало понимание того, как важна непрерывная молитва. Я ведь рос в верующей семье, регулярно исповедался, причащался, знал многие молитвы наизусть, а вот когда пошел в армию, там мне особенно помолиться не удавалось. И произошел такой случай. У нас рядом с частью стояли теплицы, где мы кое-что выращивали для собственной армейской кухни. Как-то мы, с разрешения начальника, позвали священника отслужить водосвятный молебен в этих теплицах, поскольку овощи что-то плохо плодоносили. И вот священник служит молебен и просит меня прочитать с Трисвятого по «Отче наш». Я начинаю бегло читать знакомые мне всю сознательную жизнь слова – и вдруг запинаюсь и, к своему ужасу, понимаю, что стал забывать молитвы. Вот что значит – не трудиться в молитве. Она должна быть ежедневной и непрерывной. История о послушании Архимандрит Антоний (Гаврилов)      Промысл Божий в жизни действует через родителей, тем паче через верующих родителей, через духовника и даже просто через жизненные обстоятельства. Если человек будет стараться внимательно прислушиваться к Промыслу Божию в своей жизни, то он обязательно получит подсказку. Вот, скажем, подъехал человек на машине к речке. На дворе март месяц, лед на реке вроде прочный. А на берегу стоит дедок и говорит водителю: – Сынок, лед тронулся, не езди! – Дед, что ты мне рассказываешь?! Я здесь много лет езжу, через эту речку по льду даже в апреле ездят, а сейчас еще март! Важно слышать подсказки, которые Господь нам посылает Поехал, а сам призадумался, слова деда из головы не выходят, он окна машины и опустил. Слышит – лед двинулся. Сразу назад повернул, подъезжает к берегу: – Спасибо, дедушка! То есть важно оказывать послушание, важно слышать подсказки, которые Господь нам посылает. У моего старшего брата, ныне моего духовника, Оптинского архимандрита Антония (Гаврилова), с детства имелось послушание, а у меня вот послушания не было, одно своеволие. В главном слушался, конечно, но и капризничать умел.

http://pravoslavie.ru/115801.html

Тенор Николай Гедда с мужским хором «Капелла» п/у Б. М. Ледковского, г. Нью-Йорк Еще мне помнится, что я несколько раз бывал в Знаменском соборе в Нью-Йорке, когда Синодальным хором управлял регент-композитор Борис Михайлович Ледковский. Я мало тогда разбирался в тонкостях церковного пения, но отметил его благородную, спокойную и стройную манеру управления и исключительно культурный и строгий репертуар хора. В 1979 году я посетил Мюнхен и несколько раз был на дому у историка русского богослужебного пения и церковного композитора Ивана Алексеевича Гарднера. Его рассказы о пении в Успенском соборе Московского Кремля и о богослужебной практике русских архиереев-литургистов, о блаженном митрополите Антонии (Храповицком) и архиепископе Челябинском Гаврииле (Чепуре) мне запомнились на всю жизнь. Иеромонах Иларион (Капрал), будущий Первоиерарх РПЦЗ, с Иваном Алексеевичем Гарднером, г. Мюнхен – Еще что-то вспомните? – Да, еще во время моей учебы в магистратуре в Русской школе Норвичского университета (штат Вермонт) я познакомился с удивительными русскими людьми и преподавателями: Екатериной Александрой Волконской, Александром Петровичем Оболенским, Николаем Всеволодовичем Первушиным и другими. Братья Перекрестовы (Георгий и Петр), русский танцевальный ансамбль при Русской школе Норвичского университета И в Калифорнии оказались интереснейшие люди как среди духовенства, так и среди мирян. Отмечу архиепископа Антония (Медведева), с которым я служил 20 лет, духовного сына старца Нектария Оптинского – епископа Нектария (Концевича), сподвижника святителя Иоанна (Максимовича) архимандрита Митрофана (Мануйлова)… Александр Петрович Оболенский и Екатерина Александровна Волконская, Русская школа Норвичского университета Остаться русским в чужой стране – Вы росли в Америке, где живете и сегодня. При этом вашей основной средой была русская эмиграция, в ту пору относительно монолитная, более закрытая в хорошем смысле слова. Сегодня в беседах духовенство старой школы часто жалуется, что ассимиляция русских происходит заметно быстрее, чем раньше. С чем это связано? Сталкивалась ли эмиграция с этой проблемой раньше, в годы вашего детства, юности и молодости?

http://pravoslavie.ru/145509.html

С приложением избранных поучений его. Сергиев Посад, 1908. Ераст [Вытропский], иеромонах. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губ.)//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. Ефрем (Кицай), епископ. Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) , его жизнь и пастырское служение. Киев, 1999. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова . М., 2002. Жизнеописание Оптинских новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима. Благословенно воинство. Мученичество в жизни Церкви. Оптина Пустынь, 2003. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: [В 13 кн.]. М., 1906–1910. (См. жизнеописания преподобных Оптинских старцев и подвижников благочестия по датам их памяти.) Житие и поучения Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Оптина Пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Варсонофия. Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина Пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина Пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Макария/Сост. архим. Леонид (Кавелин) . Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Нектария. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Никона/Сост. М. С. Добромыслова. Оптина Пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова). Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского . 1805–1873. Оптина Пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). Житие преподобного схиархимандрита Моисея Путилова. Оптина Пустынь, 1992. (Преподобные старцы Оптинские). Житие преподобного схиигумена Антония Оптинского. 1795–1865. Оптина Пустынь, 1992. (Преподобные Оптинские старцы).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свято-Николаевский Черноостровский женский монастырь в г. Малоярославце. Основан в XIV в., в Смутное время находился в запустении, возобновлен в 1659 г. как мужской, в конце XVIII в. был обращен в приходскую церковь, но уже в 1800 г. началось его возрождение. В 1812 г. сильно пострадал во время решающего сражения с Наполеоном. Полностью восстановлен в 1822 г. В 1839 г. построен Свято-Никольский собор, как памятник победы при Малоярославце. В XIX — начале XX вв. в монастыре была поставлена строгая монашеская жизнь. В 1918 г. закрыт и разграблен. Возвращен Церкви в 1991 г. Восстановлены все храмы и монастырские постройки. Святыни . Частица мощей свт. Николая в ковчеге, привезена из г. Бари, стопа прп. Антония, старца Оптинского в ковчеге, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня; иконы с мощами святых: прпп. Киево-Печерских, прпп. старцев Оптинских, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Феодосия Тотемского, св. Иоанна Тобольского, прмц. Елисаветы. Крестный ход 25 октября, в праздник Калужской иконы Божией Матери, установленный в честь заступничества Богородицы в войне 1812 г. Казанский девичий монастырь в г. Калуге. Основан в начале XVII в., имел странноприимный дом, монахини занимались шитьем белья, вязанием, деланием цветов и вышиванием золотом. После революции монастырь был закрыт, но просуществовал под видом трудовой артели до 1922 г., когда проживавшие в нем 118 монахинь и послушниц были репрессированы. Возобновлен в 1992 г. В настоящее время располагается в здании бывшего духовного училища с храмом в честь свт. Гурия Казанского. В этом же здании находятся православная гимназия и епархиальное женское училище с пансионом на 40 человек. С 2000 года монастырь ведет восстановление Спасо-Воротынского монастыря, построенного на месте Великого стояния на Угре (1480 г.). Святыни . Ковчег с мощами свт. Гурия Казанского, крест с частицей Животворящего Креста Господня, мощи мчч. Савваитов в ковчеге, крест-мощевик с мощами прп. Сергия Радонежского, прп. Иосифа Оптинского, прп. Максима Грека, свт. Филарета Московского, свт. Луки Одесского, прп. Нила Столобенского, прп. Зосимы Владимирского, прп. Макария Калязинского, прп. Иова Почаевского, прп. Нектария Оптинского, прп. Анатолия Оптинского (мл.), блгв. кн. Петра Муромского, мчч. горы Елеон, мчч. пустыни Хузив; иконы с частицами мощей свв. угодников Божиих прп. Серафима Саровского, прпп. старцев Оптинских, свт. Иоанна Суздальского, свт. Иоанна Тобольского, свт. Игнатия Ростовского, свт. Филарета Московского, свт. Иннокентия Московского. Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери (XVI в.) 21 июля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416421...

Старчество, процветавшее в Оптиной, во многом обязано своим существованием схиархимандриту Моисею (1782-16/29 июня 1862). Заслуга преподобного Моисея состоит в том, что именно благодаря ему, его соработничеству со старцами Львом и Макарием, стало возможно не только внешнее благоустройство Оптиной Пустыни, но и самый ее духовный расцвет. Когда преподобный Моисей после основания им Оптинского скита сделался настоятелем всей обители, в скит прибыл отец Леонид (старец Лев), положивший начало старчеству в Оптиной. Благодаря тому, что преподобный Моисей прошел тот же духовный путь внутреннего делания, что и старец Лев, между обоими строгими подвижниками сложилось глубокое взаимное понимание, единодушие в полном смысле этого слова. Сам строгий постник и подвижник, преподобный Моисей был преисполнен самой нежной любовью к людям и снисходителен к их погрешностям. Всю жизнь преподобного можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге среди непрестанных забот и попечений внешних. Старец Моисей успел благополучно скрыть себя от людей, почему многие, не знавшие Оптинского игумена близко, считали его, хотя и хорошим, но обыкновенным человеком: только духовные мужи ощущали благоухание добродетелей преподобного Моисея и считали его высоко-духовным старцем. Схиигумен Антоний (1795-7/20 августа 1865) в 1825 году, после назначения его брата по плоти — преподобного Моисея, настоятелем Оптиной Пустыни, был определен начальником Оптинского Иоанно-Предтеческого скита. А до этого он, так же со своим братом, подвизался в строгой жизни в Рославльских лесах, пока наконец они не сошлись с последователями духовной традиции молдавского старца Паисия — преподобным Львом и преподобным Макарием. Во время настоятельства преподобного Антония в Предтеченском скиту туда с разных сторон стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах отцы. Вскоре, впрочем, преподобный был назначен настоятелем другого монастыря, однако затем по болезни вернулся в Оптину уже навсегда. Сокровенным монашеским подвигом преподобного Антония было несение через всю жизнь креста тяжелого, продолжительного недуга. Многие, видя всегда светлое его лицо и слыша его оживленную беседу, не понимали, какой страдалец находится перед ними. Как великий любитель безмолвия преподобный Антоний желал уединенной жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии. Но его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и духовное назидание. Были основательные причины утверждать, что преподобный Антоний имел великое дерзновение в молитве к Богу, и сподоблялся духовных видений и других благодатных посещений.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Но продолжим прерванную нить главного рассказа. После свидания с сестрой своей Варварою Николаевной старец был в Воронеже и Белграде Курской губернии на поклонении св. мощам святителя Митрофана и еще не прославленного в то время святителя Иоасафа Горленки; также в Борисовской женской пустыни и в г. Курске у посетившего несколько лет тому назад Оптинский скит архиепископа Илиодора; а квартиру имел в доме почетного потомственного гражданина Ивана Васильевича Антимонова, родителя взятого им с собой послушника Ивана Ивановича Антимонова, где они прожили пять дней. К сему понудило старца следующее обстоятельство. Иван Иванович уехал из дома и поступил в Оптину Пустынь вопреки воле своего родителя, даже не сказавши ему о сем; почему отец недоволен был сыном за его своеволие. Нужно было потому примирить их. Пробывши же известное время в доме Ивана Васильевича, старец, при помощи Божией, достиг сей цели. Отсюда чрез Севск старец Макарий со своим проводником 18 июня прибыли в Киево-Печерскую лавру и приняты были с любовию и с особенным почтением к старцу екклисиархом лавры иеромонахом Мелетием, родным братом Ивана Ивановича Антимонова, и другими монахами, полагавшими в свое время начало иноческой жизни в Оптиной Пустыни. В лавре пребывали они в келлиях о. екклисиарха в продолжение десяти дней. В это время они неоднократно сподоблялись прикладываться к святой чудотворной иконе Успения Божией Матери и к мощам почивающих в пещерах угодников Божиих и св. великомученицы Варвары в Михайловском монастыре. Были на благословении у высокопреосвященнейшего митрополита Филарета, основателя Оптинского скита, и приняты им были отечески благосклонно. Посетили расположенных к Оптиной Пустыни инспектора Киевской академии иеромонаха Даниила и ректора семинарии архимандрита Антония (Амфитеатрова) . Пред отъездом же из Киева были в Голосеевском скиту, где слушали Литургию и приняли на возвратный путь благословение от находившегося там владыки митрополита, который еще оставлял было гостей на несколько дней; но по краткости срока паспорта нельзя им было долее в Киеве оставаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вспоминает Владимир Воропаев: «…и вот в начале 1970-х годов уже зрелый поэт, издавший несколько поэтических сборников, почувствовал, что не может больше написать ни одной строчки. Источник оказался исчерпанным. Всегда любивший русскую поэзию и хорошо знавший ее, Виктор Афанасьев серьезно занялся изучением жизни и творчества поэтов первой половины XIX века, засел в архивы и библиотеки. Начали появляться книги – документальные повествования». В 1970-е – 1980-е годы издательство «Детская литература» выпускает серию книг Виктора Афанасьева о жизни и творчестве русских поэтов первой половины XIX века: И. И. Козлова (1977), К. Н. Батюшкова (1987), Н. М. Языкова (1990). Наибольшую известность получили биографии К. Ф. Рылеева (1982), В. А. Жуковского (1986) и М. Ю. Лермонтова (1991), вышедшие в серии «Жизнь замечательных людей». Некоторые его коллеги, наверное, были бы удовлетворены уже этой творческой работой. Но не требовательный к себе Виктор Афанасьев. «Биографии поэтов вдруг отошли в сторону, когда Господь вразумил Виктора Афанасьева взяться за жизнеописание преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Это была первая полная биография великого святого ( " Дивный старец " , 1993), вызвавшая поток читательских откликов, – подчеркивает Владимир Воропаев. – С этого времени и началась близкая душе православного писателя работа. Затем вышла " Жизнь святого Антония Великого " , напечатанная Издательским отделом Московской Патриархии (1994). Оптиной пустынью были изданы " Житие священномученика архимандрита Исаакия " (1994) и " Житие Оптинского старца Варсонофия " (1995)». А что же стихи?! «До осени 1995 года Виктор Афанасьев не писал стихов, хотя и делал попытки, – вспоминает Владимир Воропаев. – Но вдруг (именно так) появился целый цикл духовных стихотворений. Поэт был несколько смущен: надо ли продолжать? Есть ли на то воля Божия? И решил испросить благословения у близкого ему духовно оптинского иеромонаха и тогдашнего скитоначальника отца Михаила (Тимофеева). Послал стихи с твердой решимостью в случае неодобрения не писать их более. Но одобрение было получено. Через год вышел первый сборник духовных стихотворений Виктора Афанасьева " Лествица " (1996). Появились публикации стихов в журналах и альманахах. Затем вышел сборник духовных стихотворений и поэм " Зреет жатва " (1999)».

http://pravoslavie.ru/129085.html

Житие священномученика архимандрита Исаакия [II]/Сост. В. Афанасьев. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни/Сост. игум. Дамаскин (Орловский): Письма преподобноисповедника Рафаила [Шейченко]. Оптина пустынь, 2008. Записи старца Никона (Беляева) в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству»//Даниловский Благовестник. М., 1995. 7. С. 52–67. Записки священника Сергия Сидорова. М., 1999. Зеленская Г. Архимандрит Леонид (Кавелин) . К 100-летию со дня преставления//Глаголы жизни. М., 1991. 1. С. 30–34. Иоанн (Снычёв), митр. Митрополит Мануил Лемешевский . СПб., 1993. Карагандинский старец преподобный Севастиан/Сост. В. Королёва. М., 2002. С. 381–382. Киево-Печерский духовник иеросхимонах Антоний//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. Оптина пустынь, 1994. (Репр. с изд.: М., 1909). С. 293–316. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. М., 1911. Киреевский И.В. Разум на пути к истине. М., 2002. Климент (Зедергольм) , иером. Житие преподобного схиигумена Антония Оптинского (1795–1865). Оптина пустынь, 1992. (Преподобные Оптинские старцы). (Репр. с изд.: М., 1870). Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Троице-Сергиева Лавра; Владимир, 1995. (Репр. с изд.: Джорданвилль, 1970). Корольков А. Пророчества Константина Леонтьева . СПб., 1991. Котельников В. Православная аскетика и русская литература (на пути к Оптиной). СПб., 1994. Леонид (Кавелин) , архим. Житие Оптинского старца Макария. Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). (Репр. изд.). Леонид (Кавелин) , архим. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, (Репр. с 3-го изд.). Леонид (Кавелин) , иером. Иеросхимонах Иоанн Оптинский [Малиновский]//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. Оптина пустынь, 1996. (Репр. с изд.: М., 1909). С. 65–69. Леонид (Кавелин) , иером. Историческое описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1862.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За стеклом в киоте запрестольного образа Божией Матери хранились и хранятся в особом серебряном ковчежце мощи св. новых преподобномучеников Афонских – Игнатия, Акакия и Иоанна. На престоле, с правой стороны ковчега, водруженный в подставу, украшенный разноцветными камнями крест с частицами разных св. мощей – дар скиту бывшего о. наместника Свято-Троицкой лавры архимандрита Антония 46 , о чем будет сказано дальше; а с левой стороны – небольшое, в сребропозлащенном окладе Евангелие с изображением на средине «Моления о Чаше» – дар тульского предводителя дворянства Феодора Захаровича Ключарева, скончавшегося в скиту схимником. Обе святыни под стеклянными выпуклыми футлярами. В задней же, так называемой домовой, части храма 47 , на восточной стене, устроен был особый иконостас, составленный, по мысли старца Макария, из нескольких рядов икон, между которыми были иконы работы скитских братий-живописцев, а иные присланы были посторонними лицами. Иконостас этот усердием благотворителей в семидесятых годах прошлого, XIX века заменен новым; а прежние иконы – какие хранятся в ризнице, а какие поставлены в скитской трапезе. В последние годы старца Макария описываемая скитская церковь преобразилась совершенно, и тоже благодаря его попечению. Весь иконостас вызолочен был вновь; причем позлащены и колонны, его украшавшие. Потолок и стены, как в алтаре, так и в церкви, вновь были расписаны по мысли старца. На это Господь, видимо благоволивший ко всем его начинаниям, послал совершенно неожиданно знающего и усердного исполнителя 48 . Заботясь о внешнем украшении храма, старец вместе с тем обратил особенное внимание на отправление церковных служб. Будучи сам знатоком церковного устава, проходя порядно послушание канонарха и уставщика еще в Площанской пустыни, любя и твердо зная нотное церковное пение, он и в Оптинском скиту личным руководством, трудом и терпением постепенно ввел порядок и точность в отправление церковных служб; установил плавное чтение, без ложной чувствительности, во избежание тщеславия чтецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010