В начале встречи Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписали совместное обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и премьер-министру Турецкой Республики Р.Т. Эрдогану с выражением соболезнования в связи с катастрофой автобуса с российскими туристами в Анталье, повлекшей многочисленные жертвы. В последовавшей затем братской беседе, продолжавшейся более двух часов, обсуждались актуальные вопросы двусторонних отношений Константинопольской и Русской Церквей, а также вопросы общеправославного значения, в частности, связанные с подготовкой Всеправославного Собора, межхристианским диалогом, организацией пастырского окормления русскоязычных православных верующих в Турции и развитием православного паломничества к христианским святыням древней Византии. 25 мая в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся XIV Всемирный русский народный собор (ВРНС). Церемонию открытия возглавил глава собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. (Подробнее см. на с. 4) 26 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Казанскую Свято-Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в Шамордино (Козельский район Калужской области), отмечающую 20-летие возрождения монашеской жизни. В главном храме обители — соборе в честь Казанской иконы Божией Матери — Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. После богослужения Патриарх Кирилл осмотрел территорию обители и храм прп. Амвросия Оптинского, построенный на месте дома-келии преподобного старца. Святейший Патриарх посетил также храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и монастырскую богадельню. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Введенскую Оптину пустынь. Во Введенском соборе Святейший Патриарх совершил молитву у раки с мощами преподобного Амвросия Оптинского. От лица братии Предстоятеля приветствовал архимандрит Венедикт. Святейший Патриарх Кирилл обратился к насельникам и паломникам с Первосвятительским словом и передал в дар обители образ Спасителя и картину с изображением Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Затем Предстоятель посетил Казанский собор, где поклонился мощам прп. Антония Скитоначальника и прпп. Моисея и Исаакия, настоятелей Оптиной пустыни.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Для сего служащий иеромонах по окончании звона долго медлил начинать часы. Обычай этот в скиту и теперь наблюдается. По заведенному от основания скита и продолжавшемуся при старце Макарий и теперь продолжающемуся порядку, все скитские братия ради духовного общения с монастырскими во все двунадесятые праздники и в первый день Св. Пасхи ходили и ходят к церковным службам – ко всенощному бдению или вместо того к утрени и Литургии в монастырь. На второй же день великих праздников – Рождества Христова и Светлого Христова Воскресения – бывала, как и теперь бывает, в скиту своя полная служба. Кроме того, отправлялась (как и теперь отправляется) в скиту церковная служба в три полные в году седмицы – первую Великого Поста, Страстную и Пасхальную; также в какой-либо день среди каждой великопостной недели и непременно во все субботы и воскресные дни всего года. Чествовались еще (как и теперь чествуются) службою церковною все дни, посвященные памяти св. великого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, имени которого посвящен скит, праздники в честь некоторых Богородичных чудотворных икон, дни тоже некоторых св. угодников Божиих, восточных и российских, дни тезоименитства некиих духовных лиц, как, например, 1-е декабря – память св. Филарета Милостивого, тезоименитого двум достоуважаемым незабвенным старцам митрополитам Филарету Киевскому и Филарету Московскому ; дни преподобных – Моисея Мурина, Антония Великого и Макария Великого , имена которых носили три одновременно живших в Оптиной Пустыни великих старца – о. архимандрит Моисей , родной его брат о. игумен Антоний и описываемый старец Макарий 49 . Ко всем этим праздникам скитская церковь убиралась с особым тщанием. Во время всенощного бдения на величании угодникам Божиим возжигалась люстра и предстоящим давались в руки свечи. В скитский главный храмовой праздник, 7-го января, Собор св. Иоанна Пророка и Предтечи Господня, так же, как и на второй день Пасхи и Рождества Христова, служил в скитской церкви сам настоятель обители о. архимандрит Моисей или брат его о. игумен Антоний. Старец же Макарий, как выше упомянуто, не участвовал в священнослужении, частию по косноязычию, а частию, – можно полагать, – и по глубокому своему смирению; и при отправлении церковных служб обычно становился в коридорчике (бывшем на правой стороне), где совершалось деннонощное чтение Псалтири скитянами ради поминовения о здравии и упокоении своих братий, их сродников и благотворителей. Когда же старец изнемогал в силах, он удалялся в так называемую архиерейскую келлию 50 и отдыхал там. Впрочем, в первые годы своего пребывания в Оптинском скиту он участвовал в соборном служении только раз в год, на первый день Св. Пасхи. Также облачался иногда на погребение некоторых из братий или почему-либо особенно почитавшихся им мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Окормлявшийся у оптинских старцев, как и Н. Гоголь, и Л. Толстой, Ф. Достоевский вложил эти пророческие слова в уста духоносному герою своего великого романа – словно прозревая нас нынешних. Вот венец той мысли: «Смиренные и кроткие постники и молчальники восстанут и пойдут на великое дело. От народа спасение Руси. Русский же монастырь искони был с народом… Народ встретит атеиста и поборет его, и станет единая православная Русь. Берегите же народ и оберегайте сердце его. В тишине воспитайте его. Вот ваш иноче­ский подвиг, ибо сей народ Богоносец». Интересна цепочка и старческой книгоиздательской преемственности. Преп. Лев Оптинский, уроженец Орловской губ., был духовным учеником схимника Феодора, архимандрита Софрониевой пустыни Курской епархии, воспитанного Паисием. А старец Макарий Оптинский, из орловских же дворян, был духовным чадом подвизавшегося во Флорищевой и Площанской пустынях схимонаха Афанасия (Захарова), также ученика и постриженника преп. Паисия Величковского. Макарий со Львом сблизились еще в Площанской пустыни. Именно в годы старчества отца Макария пробудился интерес к Оптиной у русской интеллигенции. На руках у преп. Антония Оптинского и его родного брата преп. Моисея Оптинского, уроженцев Ярославщины, в 1819 г. в рославльских лесах скончался подвижник Феофан (Талунин), посещавший пустынников ради духовного общения, также ученик преп. Паисия, дело которого продолжал в Оптиной, где жил с 1800 г. Всё удивительно едино и взаимосвязано в русском старческом духовном окормлении: супруги Киреевские, Иван и Наталия Петровна, в юности бывшая духовной дочерью преп. Серафима Саровского, стали духовными чадами старца Макария и его помощниками в книгоиздательских трудах. Это они и передали профессору Московского университета С.П. Шевыреву текст, который в 1847 г. был издан под заглавием «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского». Старцы Моисей и Макарий при поступлении в Оптину привезли списки творений свв. отцов в переводах Паисия и его учеников, а также исправленные преподобным Паисием списки прежних славянских переводов святоотеческих книг. На издание этих трудов было получено благословение святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, того самого, что возразил в стихах на знаменитое пушкинское «Дар напрасный, дар случайный»; как помним, Пушкин с благоговением и смирением принял вразумление.

http://pravoslavie.ru/66256.html

О. Арсений был тесно связан с Оптиной пустынью. Он жил здесь в 1833–1835 гг., общался со старцем Львом (Наголкиным) , затем в 1853 г. приезжал в гости. Многие сочинения духовного писателя хранились и переписывались в Оптиной, что свидетельствует об интересе к его личности. Однако оптинские старцы относились к ним настороженно. «Память о молитвенной жизни старца Василиска…» вызвала критический отклик старца Макария (Иванова) , написавшего «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную молитву Иисусову и о смирении». Иеросхимонах Макарий подчеркивал, что в посвященной старцу Василиску рукописи говорится лишь о радостях и утешениях, которые дарит умная, внутренняя молитва , но не упоминается об опасностях, грозящих тем, кто ее проходит, особенно неопытным 15 . В Оптиной учили осторожности: чтобы не впасть в прелесть, монашествующий должен был соблюдать постепенность при молитвенном углублении и, самое главное, поверять себя советами старца. В ОР РГБ я обнаружил письмо другого уважаемого оптинского насельника, игумена Антония (Путилова), от 1854 г. В нем автор скептически отозвался о молитвенной практике «отца Арсения, коего мудрование – как не во всем согласное с учением святых отец – весьма сожалительно!.. Молитвословие церковное толикую имеет силу и важность, что церковное едино Господи помилуй [подчеркнуто автором.– Г.З.] превосходит все келейные духовные упражнения… Нынешние отцы свои умствования не только не поверяют с учением св[ятых] отцов, но еще и выше свое ставят, а посему нередко и заблуждаются от истинного разумения» 16 . Любопытно, что это важное послание было опубликовано в сборнике писем игумена Антония 17 . Но в самом главном месте там стоит не имя о. Арсения, а многоточие. Дело в том, что в публикации, как и в других дореволюционных изданиях писем старцев, акцент был сделан на общих назидательных словах, а конкретные имена удалялись. Так что сотни людей, читавших опубликованные письма Антония, не могли догадаться, чье же «мудрование» он критикует, а разгадку хранил лишь архивный оригинал.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Архимандрит Даниил (Мусатов; 17/30 июня 1855). Ученик Оптинских старцев, аскет, подвижник, педагог Калужской Духовной Семинарии, затем Киевской Духовной Академии. Святитель Филарет (Дроздов, 19 нояб./2 дек. 1867), митрополит Московский и Коломенский. Величайший святитель XIX века. Покровитель издательского дела Оптиной Пустыни. В Оптиной не бывал, но по его приглашению Оптинские старцы ездили к нему в Москву, их он очень почитал, особенно преп. Макария и Антония. Игумен Антоний (Бочков; 5/18 апр. 1872). Оптинский воспитанник, духовный писатель, собеседник свт. Игнатия (Брянчанинова) , настоятель Череменецкого монастыря С.-Петербургской епархии. Инок высокой духовной жизни. Скончался во время эпидемии тифа в Москве, исполняя требы, пожертвовав собой на благо ближнего своего. Схимонах Сергий (Яновский; 6/19 янв. 1876). Духовный сын преп. Герасима Аляскинского, первый правитель Русской Америки. Впоследствии губернатор Калуги. Духовный сын преп. Антония Оптинского. В Оптиной Пустыни духовно окормлялась вся его семья. Игумен Парфений (1878). Скончался в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, известный путешественник по Православному Востоку, духовный писатель. Оставил интересные воспоминания о своем посещении Оптиной. Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов; 31 марта/13 апр. 1879), митрополит Московский и Коломенский. Просветитель Сибири и Америки. Приезжал в Оптину к преп. Амвросию Оптинскому . Епископ Петр (Екатериновский; 27 мая/9 июня 1889), бывший Уфимский и Мензелинский. Аскет, духовный писатель. Несколько лет жил на покое в Оптиной Пустыни. Иеросхимонах Герасим (Мартынов-Брагин; 16/29 июня 1898). Замечательный старец, юродивый, прозорливец, целитель, устроитель Никольской женской общины Медынского уезда Калужской губернии. Любил бывать в Оптиной Пустыни и общаться со старцами. Епископ Михаил (Грибановский; 19 авг./1 сент. 1898) Таврический. Всех общавшихся с ним поражала необыкновенная искренность, сердечность, любовь, отзывчивость, простота, доступность. Глубокий знаток Св.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjataja...

Вадим Иванович – см. Филиппов Вадим Иванович. Варлаам Калабрийский (ок. 1290 – 1348), византийский ересиарх. Учил о тварности Божественных энергий. – 85. Варсонуфий Великий (? – 563), преподобный, подвижник монастыря аввы Серида. – 141. Варфоломей (Поповский) (? – 24.12.1862), игумен. С 1837 настоятель Югской Дорофеевой пустыни, где ввел устав Белобережской пустыни. В 1853 приезжал в Санкт-Петербург для объяснения перед Св. Синодом по поводу своего отказа от настоятельства Соловецким монастырем. – 198, 199, 203, 204. Василий Великий (ок. 330–379), святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, богослов, великий отец и учитель Церкви. – 83, 85, 86. О. Вассиан (? – 28.05.1859), монах Оптиной Пустыни. Пострижен в мантию в 1819 в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В Оптиной пустыни подвизался с 1853 г. – 150, 162. Вера (Верховская) (04.12.1801 – 20.11.1859), первая игумения Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, племянница прп. Зосимы (Верховского) . Написала пространное житие прп. Зосимы с прибавлением его духовных высказываний. Духовная дочь прп. Антония (Путилова) Оптинского. – 197. Викторин (Любимов) (17.04.1821 – 21.08.1882), епископ, духовный писатель. 14.04.1857 возведен в сан архимандрита. С 15.09.1857 г. – бакалавр С.– Петербургской академии. С 29.10.1858 ректор Костромской семинарии и настоятель Игрицкого Богородицкого монастыря. В 1858 г. редакцией журнала «Христианское чтение» была издана книга архимандрита Викторина «Истинный друг духовного юноши: практические наставления воспитанникам духовных училищ». В 03.11.1868 хиротонисан во епископа Чебоксарского. – 131. Виталий (Гречулевич) (01.01.1822 – 14.05.1885), епископ, духовный писатель, деятель церковного просвещения, экзегет, проповедник. В 1857 издал книгу Авдия Востокова «Об отношениях Римской Церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду». 13.05.1879 хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. С 06.10.1882 – епископ Могилевский и Мстиславский. – 187. Гавриил (Спасский) (1817 – 02.01.1871), иеросхимонах Оптиной пустыни, художник, помогал прп. Макарию в написании писем. Написал несколько натурных портретов оптинских старцев – прп. Макария, прп. Антония, прп. Моисея. – 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Кн. «На горах Кавказа», содержащая описание бесед И. со старцем Дисидерием, впервые увидела свет в 1907 г.; деньги на ее издание дала вел. кнг. Елизавета Феодоровна по рекомендации оптинского старца Варсонофия (см.: Варсонофий Оптинский. 1999. С. 281; Материалы к спору о почитании Имени Божия. 1913. С. 204-205). Книга сразу же обратила на себя внимание как монашествующих в России и на Афоне, так и верующей интеллигенции, вызвав восторженные отклики. С одобрения духовно-цензурного комитета она была переиздана дважды - в 1910 и 1912 гг. (в последний раз - 10-тысячным тиражом). «Эту книгу надо прочесть несколько раз, чтобы вполне воспринять всю глубину ее содержания,- говорил о ней старец Варсонофий.- Она должна доставить громадное наслаждение людям, имеющим склонность к созерцательной жизни» ( Варсонофий Оптинский. 1999. С. 281). Известный религ. философ кн. Е. Н. Трубецкой по прочтении книги И. написал: «Эта книга прожгла мне душу. Ничего более чистого, прекрасного и святого из человеческих произведений я не читал. Это - человек, который видит Бога» (Взыскующие града. 1997. С. 551). Даже архиеп. Антоний (Храповицкий) , к-рому суждено будет сыграть ключевую роль в разгроме имяславия , признавал, что книга И. «произвела большое впечатление на афонских монахов», так как «написана ярко, с большим подъемом» (Беспорядки на Афоне//Рус. слово. 1913. 21, 25 янв.). Основной темой книги является не теоретическое оправдание имяславия, а практическое руководство к молитве Иисусовой . Поэтому в книге не следует видеть «манифест имяславия». Более того, ошибкой было бы рассматривать учение об имени Божием, изложенное в кн. «На горах Кавказа», исключительно через призму полемики, развернувшейся вокруг имяславческой лит-ры в 10-х гг. XX в. В ходе этой полемики книгу рассматривали вкупе с сочинениями иеросхим. Антония (Булатовича) , такими как «Апология веры во Имя Божие», несмотря на то что еще в 1913 г. свящ. Павел Флоренский предлагал отделить оценку книги и личности И.- то, что он называл «Иларионовским вопросом»,- от оценки сочинений иеросхим. Антония: «Если о. Иоанн [Кронштадтский] и о. Иларион говорили духовное и по-духовному, то о. Антоний, желая оправдать себя и учение перед теми, перед коими надлежало хранить молчание, уже начал рационализацию, уже лишил Иларионовскую мысль, древнюю мысль, ее священного покрова непонятности» ( Флоренский П., свящ. Соч.: В 4 т. М., 1999. Т. 3(1). С. 297).

http://pravenc.ru/text/389175.html

Работа Павлович «Из Евангельской истории» опубликована в «Богословских трудах» 6, 1966 г.) под именем архиепископа Антония (Мельникова) Второе «крыло» таланта Павлович раскрывается в ее... богословских статьях. Наиболее значима серьезная работа Надежды Александровны «Из Евангельской истории», опубликованная в «Богословских трудах» 6, 1966 г.) под именем архиепископа Минского Антония (Мельникова). Надежда Павлович вынуждена была скрывать свое авторство, в частности, для того, чтобы не быть исключенной из Союза писателей. «Архиепископом Антонием» была позднее опубликована еще одна — самая большая из посвященных религиозной тематике статей Надежды Александровны — «Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай », написанная в связи с прославлением святителя. Об Оптиной пустыне Надежда Александровна всегда писала с неиссякаемой любовью. Обители Павлович посвятила удивительно музыкальную и проникновенную поэму «Оптина». Вот лишь небольшой отрывок из нее: Неумолчных молитв отдается тепло, Только руку к земле приложи. В заснеженном лесу и тепло и светло, Здесь стоишь у небесной межи. И от белой в тяжелых проломах стены До изъязвленных храмов Твоих, В заповедном лесу, от сосны до сосны, Вечный шепот молитв не затих. Преподобные там, и казненные там, И умершие в дальнем краю. По кирпичикам там устрояется храм, Очертанья его узнаю. И уже широта, И уже высота Вознесенного к небу Креста. Надежда Александровна Павлович делала все, чтобы исполнить завещание духовного отца. В столь тяжелые годы ей удалось сдать все материалы оптинской библиотеки в Государственную библиотеку им. В.И. Ленина в Москве. Таким образом, ценнейшие материалы были сохранены. Во время работы в Красном Кресте она помогала родственникам и друзьям передавать вести и посылки заключенным (среди которых много было и оптинцев); навестила находящегося в заключении отца Сергия Мечева. Стараниями Надежды Павлович в 1974 году Оптина пустынь получила статус памятника культуры и была поставлена на государственную охрану. Перед властями на всех уровнях она добивалась полноценной реставрации обители.

http://pravoslavie.ru/87030.html

1840-х годов 1849 г. Выход в свет книги Жизнеописания старца Василиска, написанного о. Зосимой (издание Введенской Оптиной пустыни) Скончалась благодетельница грузинская царица Мария 1850 г. марта 29 Скончалась благодетельница грузинская царевна Тамара 1850 г. июля 23 1852 г. Освящение надвратного храма во имя Смоленской иконы «Одигитрии» (построенного на средства Елизаветы Петровны Арсеньевой) июля 27 Расширение Троицкого храма двумя приделами на средства Марии Ивановны Головиной, С. Л. Лепешкина и др. 1855 гг. Скончался благодетель обители Московский купец Семен Лонгинович Лепешкин 1855 г. августа 10 1855 г. октября 1 Освящение обновленного Троицкого храма митрополитом Московским Филаретом 1856 г. марта 3 Высочайшее соизволение на утверждение обители в статусе монастыря 1856 г. Указ Св. Синода об утверждении Троице-Одигитриевского женского монастыря марта 22 1856 г. Праздничная литургия по поводу возведения обители в статус монастыря октябрь 1857 г. Первый монашеский постриг в Зосимовой пустыни апреля 12 1857 г. Освящение храма во имя Рождества Иоанна Предтечи во втором ярусе колокольни, достроенной тщанием сыновей С. Л. Лепешкина июля 22 1857 г. Второй монашеский постриг в Зосимовой пустыни 1859 г. Скончалась схимонахиня Маргарита (Верховская) июля 27 Скончался грузинский царевич Ираклий 1859 г. октября 10 1859 г. ноября 21 Третий монашеский постриг в Зоси-мовой пустыни начало 1860 года 1862 г. Четвертый монашеский постриг в Зосимовой пустыни октября 17 1863 г. января 12 Пятый монашеский постриг в Зосимовой пустыни Преставление Оптинского игумена Антония (Путилова) 1865 г. августа 7 1865 г. Шестой (?) монашеский постриг в Зосимовой пустыни сентября 10 Преставление митрополита Московского и Коломенского Филарета 1867 г. ноября 19 (Дроздова) 1868 г. ноября 20 Скончалась первая настоятельница Зосимовой пустыни игумения Вера (Верховская) 1869 г. марта 28 Утверждение казначеи Афанасии (Качаловой) новой настоятельницей монастыря 1871 г. Архимандрит Антоний (Медведев) оставил должность благочинного Зосимовой пустыни

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   12 апреля 2009 года свечной ящик из храма «переехал» в отдельное помещение (церковную лавку) возле храма. Теперь внимание молящихся не отвлекает шум у свечного ящика.    В конце 2009 года в здании колокольни была окончательно оформлена трапезная с массивными деревянными столами и лавками ручной работы. В настоящее время ведутся активные работы по завершению строительства колокольни. Уже доставлены купол и крест, которые будут венчать колокольню. Но предстоит сделать еще очень, очень много.    Сегодня службы проходят в деревянном, обложенном кирпичом трех-купольном храме, со звонницей, расположенной над притвором. Иконостас храма деревянный, с писаными иконами. Прихожанка Антонина так рассказывает о храме: «...Наш храм очень уютный, красивый и чистый. Находится в нем радостно. Обычно после посещения храма чувствуешь себя духовно чище.»    Одна из главных святынь храма — список чудотворной иконы «Всецарица». Кроме того, в храме хранится «Поясок Богородицы», освященный на поясе, вышитом рукой Богородицы, хранящемся на Афоне. Есть терновый венец, освященный на Гробе Господнем. Также имеются частицы мощей святых: Прп. Феофила; Прп. Игнатия архимандрита Печорского; Прп. Анастасия; мощи 11 Оптинских старцев, в том числе Амвросия Оптинского; Священно мученика Лукиана; частица тапочка Спиридона Тримифунтского; Прп. Ефрема; Прп. Макария; Святителя Феодосия Черниговского; Прп. Лаврентия Черниговского; Святителя Афонасия Царегородского; Святителя Дмитрия Ростовского; Блаженного Николая Псковского; Прп. Корнилия Александровского; Благоверного князя Дамвонта, в крещении Тимофея; Благоверного князя Всеволода, в крещении Гавриила; Мученика младенца; Иоанна Угличского; Корнилия Крыпецкого; Прп. Антония Радонежского; Святителя Луки Крымского Войно-Ясенецкого; Никиты Столпника; Святителя архиепископа Иоанна Шанхайского.    Источник: Сайт прихода Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=10506

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010