Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 20 августа 2024 года 7. Вторник. Попразднство Преображения Господня. Прмч. Дометия. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (службу зри 23 ноября) . Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Антония Оптинского . Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского, в Ближних пещерах. Прп. Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах. Служба прмч. Дометия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Преображения (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Митрофана, еп. Воронежского, в соединении со службой попразднства Преображения (Б) . А. На великой вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4й – 3, и преподобномученика, глас 6й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Прообразуя Воскресение Твое…». Вход. Прокимен великий, глас 7й: «Бог наш на Небеси и на земли…», со стихами (по обычаю). Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 6й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5й: «Приидите, взыдем на гору…». По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7й. Отпуст (в открытых царских вратах): «Иже на горе Фаворстей…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7й. Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50й. Каноны: праздника 1й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и преподобномученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученика). По 3й песни – кондак преподобномученика, глас 6й; седален преподобномученика, глас 8й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос праздника, глас 7й.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Письма Собрание писем великого старца Антония Оптинского. Здесь отдельно представлены письма преп. Антония к брату, Саровскому игумену Исайе. «С того времени еще, когда О. Антоний жил в Оптином скиту, многие лица, как мирские, так и монашествующие, смотря на жизнь его стали обращаться к нему за духовным советом. По смирению своему, О. Антоний всегда, по возможности, уклонялся от высокой обязанности духовного руководителя; но с другой стороны, по любви к ближним, не мог презирать их просьбе и душевных потребностей; а потому не отказывался, сколько позволяли силы его, подавать как словесно так и письменно духовные свои назидания тем, кто с верою к нему прибегал. Получив в детстве недостаточное, первоначальное образование (домашнее), О. Антоний впоследствии пополнил скудость оного постоянным, внимательным чтением Отеческих и других общеполезных книг, долголетним опытом; притом обладал даром естественного красноречия, или даже сладкоречия. Слово его как устное, так письменное, по свойству своему простое, мягкое, всегда было растворено духовною солию, и отличалось особенною какою-то меткостию и своеобразною выразительностию и силою; и часто в простой, или даже и шутливой форме содержало высокое назидание. Всеми чувствовалось, что поучения О. Антония, устные и письменные, были плод многолетних, иноческих трудов, опытного знания Отеческих писаний, личной, внимательной наблюдательности всякого рода людей, и монашеского деятельного жития и разумения. Часто как в письмах, так и в беседах, он приводил в пример, в шутливом виде, себя и свои немощи; но знавшие его хорошо понимали, что, прикрывая таким образом свою строго-монашескую жизнь, он при этом имел в виду душевную пользу ближних: говоря как бы о себе, он высказывал другим полезные уроки». Из предисловия 1868 г. Письма преподобного Антония, старца Оптинского Предисловие к письмам преподобного Антония, старца Оптинского

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ XI. значение веры к словам старца. по беседам преподобного Антония Оптинского (1795 – 1865) Старец отец Антоний придерживался общего для всех старцев правила: без вопроса никому не предлагать своих советов, считая это не только бесполезным, но и вредным празднословием. Вместе с тем отец Антоний зорко следил за вопрошавшими: если кто предлагал вопросы не по душевной потребности, а из пытливости или подобных побуждений, в таком случае ничего не отвечал. Господи, не из праздного любопытства мы вслушиваемся в слова старческой беседы, а движимые душевной потребностью. И если закрадется в наше сердце пытливость, противоречащая общему правилу старцев, то Ты, Господи, прости нас и, по милости Твоей открой духовную пользу от этой беседы. «Когда кого вопрошают, – говорил отец Антоний, – то по мере веры получают и пользу: кто приходит с малой верой, получает малую пользу, а кто с великой – великую». Случалось и мне вначале спрашивать старца, как бы искушая: «Что-то он на это скажет? Ну уж и ответы такие выходили. А если положишь на сердце, что слышишь от старца ответ Бога Самого, то и Бог известит, и совсем человек другой станет, и услышишь, чего не ожидаешь». Господи, мы не умеем вопрошать своих духовных отцов с верой. Чаще всего мы вопрошаем с верой малой и, поэтому, и пользу получаем малую. Великая вера пока недоступна нам. Прости нас, Господи, за малую веру и вразуми, как следует вопрошать своего духовника, чтобы услышать от него ответ Самого Бога, услышать то, чего и не ожидаем. Некоторым посетителям отец Антоний говорил об их обстоятельствах намеками, а людям простым, которые принимали его слова в простоте сердца и с верой, он говорил прямо и просто. Если же кто многолетним духовным общением уже доказал свою искренность и преданность, тех он иногда даже вызывал на объяснение. Случалось, что кто-нибудь из его духовных детей, тревожимый помыслом, открывал о нем не в чине исповедания, а в простом разговоре, повествовательно; тогда старец сам возобновлял о том разговоре и успокаивался лишь тогда, когда все было как следует исповедано, и в заключение говорил: «Вот теперь-то хорошо; а то скорлупку покажешь, самого же зернышка не покажешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Церковь Все рубрики Протоиерей Вячеслав Тулупов Одеяние Божества, или о том, как приобрести смирение. (Часть 3. Внутреннее самоуничижение) Чувство смирения находится в сердце человека, но рождается оно от смиренномудрого состояния ума. Любовь к людям, проникнутая смиренномудрием, простирается на всех людей без различия их убеждений, национальности, образа жизни и положения в обществе. Смиренный христианин любит даже явных грешников, полагая, что причина их беззаконий коренится не в них самих, а в демонах, которые обольстили слабые души. Протоиерей Вячеслав Тулупов Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение. (Часть 2. Смиренномудрие) У схиигумена Антония Оптинского тридцать лет болели ноги. До колен они были покрыты страшными язвами, из которых струилась кровь. Случилось, что преподобного посетил известный православный мыслитель И.В. Киреевский. Видя страдания старца, он сказал:— Вот, батюшка, сбывается слово Писания, что многи скорби праведным: какой тяжкий крест возложил на вас Господь!То-то и есть, — возразил преподобный Антоний, — что праведным скорби, а у меня-то все раны, как и святой пророк Давид говорит: многи раны грешному Одеяние Божества, или о том, как приобрести смирение. (Часть 3. Внутреннее самоуничижение) Чувство смирения находится в сердце человека, но рождается оно от смиренномудрого состояния ума. Любовь к людям, проникнутая смиренномудрием, простирается на всех людей без различия их убеждений, национальности, образа жизни и положения в обществе. Смиренный христианин любит даже явных грешников, полагая, что причина их беззаконий коренится не в них самих, а в демонах, которые обольстили слабые души. Протоиерей Вячеслав Тулупов Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение. (Часть 2. Смиренномудрие) У схиигумена Антония Оптинского тридцать лет болели ноги. До колен они были покрыты страшными язвами, из которых струилась кровь. Случилось, что преподобного посетил известный православный мыслитель И.В. Киреевский. Видя страдания старца, он сказал:— Вот, батюшка, сбывается слово Писания, что многи скорби праведным: какой тяжкий крест возложил на вас Господь!То-то и есть, — возразил преподобный Антоний, — что праведным скорби, а у меня-то все раны, как и святой пророк Давид говорит: многи раны грешному Протоиерей Вячеслав Тулупов

http://pravmir.ru/category/cerkov/besedy...

Преподобный Антоний, в миру Александр Иванович Путилов, родился 9 марта 1795 года в городе Борисоглебске Ярославской губернии. Преподобный Антоний, в миру Александр Иванович Путилов, родился 9 марта 1795 года в городе Борисоглебске Ярославской губернии. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте, чему послужил в том числе пример его старших родственников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни. 2 февраля 1820 года он был пострижен в монахи и наречен Антонием, после чего во исполнении воли епископа Калужского Филарета вместе со своим братом-монахом отправились в Оптину пустынь для основания при этой обители скита. Со временем у преподобного Антония появилась тяжелая и длительная болезнь, несмотря на которую он некоторое время был игуменом в Черно-островском монастыре. 9 марта 1865 года в свое 70-летие старец принял великую схиму. 20 августа по новому стилю 1865 года вечером, во время всенощного бдения, старец вдруг потребовал, чтобы к нему пригласили настоятеля. Получив благословение настоятеля монастыря преподобного Исаакия, отец Антоний мирно предал свою душу Богу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pamyat-prepodobnogo-an...

Глава 15. Старец Феодосий (†1920) Ближайшим учеником о. Варсонофия, назначенным на его место скитоначальником и старцем оптинской братии, был о. Феодосий, сведения о житии которого немногочислены. Из книги «Немноголетний старец» архим. Антония (Медведева), ныне архиеп. Сан-Францисского и Западно-американского, мы узнаем некоторые черты из жизни о. Феодосия: «…про него рассказывали, что он, любя читать акафист Божией Матери, желал знать его наизусть. И когда скончался его наставник, старец Феодосий, завернувшись в его одеяло, вдруг стал читать на память Богородичный акафист, получив этот дар, как Елисей с милотью Илииною». Из той же книги мы узнаем, что о. Варсонофий в день  своего ухода в монастырь был произведен в генералы. Кроме того, там говорится о даре, который был присущ о. Варсонофию – это дар исповедывать «так, что ни одна душа не отходила от него, не открывшись ему вполне, не оставив чего-либо невыясненным по недоумению высказаться или по забывчивости». Это мы выше показали на примере нескольких лиц. То был дар необычайной прозорливости. Несколько кратких черт из жизни о. Феодосия, мы почерпаем из устных рассказов шамординской монахини м. Александры Гурко, как, например, о вере о. Феодосия в святость его покойного старца: «Собрался он как-то раз в Калугу по делам к архиерею. Второпях он не обратил внимание на рясу, которую ему подал его келейник и тот уже в пути сознался, что подал ему рваную рясу. О. Феодосий не только не огорчился, но даже обрадовался: ряса принадлежала его старцу и о. Феодосий счел этот случай за доброе предзнаменование. И действительно, дело его окончилось так, как он хотел». О. Феодосий, будучи духовным сыном о. Варсонофия был его же духовником. Однажды приходит о. Феодосий к старцу: «Батюшка, вот к вам ваш сынок пришел!» – «Какой он мне сынок, – возразил, улыбаясь, старец, – мы с ним ровня». Улыбнулся и сам о. Феодосий. Оба они знали, что он был именно «сынком» и относился к старцу с младенческим смирением. После кончины о. Варсонофий являлся многим из живших в скиту монахам. О. Феодосий сильно огорчался, что неудостоин был такого видения. Однажды он прилег на койку днем во время послеобеденного отдыха и вдруг увидел, что прямо против него сидит покойный старец и пристально на него смотрит. О.Феодосий не мог пошевельнуться от чувства благоговейной радости. Видение продолжалось довольно долго и оставило надолго в келлии ощущение благодати, которое сопровождало чудесное видение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Конференция " Религия и власть в России. 1905-1917 " прошла в Санкт-Петербурге июня 2017 В Государственном музее истории религии 13-14 июня прошла конференция " Религия и власть в России. 1905- 1917 " . Конференция собрала несколько десятков участников. В рамках общей конференции работала отдельная конференция, посвященная церковно-исторической тематике - " Власть и Церковь в Древней Руси: события, личности, идеи " . В ней участвовали восемнадцать специалистов из одиннадцати городов России, Украины и Белоруссии. Заседания проходила как в Музее истории религии, так и в Свято-Исидоровском храме . Участников из Санкт-Петербурга было трое: клирик Успенского Оптинского подворья протоиерей Стахий Савицкий , клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы - подворья Антониево-Дымского монастыря иерей Димитрий Пономарев и клирик Свято-Исидоровского храма, проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин . Протоиерей Стахий Савицкий представил доклад об источниках предыстории спора нестяжателей и иосифлян. Докладчик обратил внимание присутствующих на неизменную актуальность этого спора. Он подчеркнул, что вопрос церковных имуществ был актуален уже во времена императора Константина и святых отцов " золотого века " , а также с первых столетий бытования христианства на Руси. Особую важность он приобрел в годы княжения Дмитрия Донского, когда крупные земельные собственники - монастыри стали избирательно относиться к своей княжеской юрисдикции, защищая права собственности на землю. Наибольшего накала эта проблема достигла к моменту создания единого государства Иваном III. Клирик подворья Антониево-Дымского монастыря иерей Димитрий Пономарев поделился с присутствующими своим методом выделения " духовной семьи " среди преподобных отцов на примере духовной связи преподобных Варлаама Хутынского и Антония Дымского. Эта теория лежит в основе его кандидатской диссертации, которую он будет защищать в СПбДА 23 июня. С помощью данного метода, помимо прочего, можно более точно датировать время жизни и подвижничества русских святых и выявлять ранее неизвестные достоверные данные из их житий.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Церковь Все рубрики Протоиерей Валентин Свенцицкий Диалоги. Диалог четвертый " О Церкви " Для того, чтобы понять то, о чем ты говоришь, надо сначала уяснить себе по-настоящему характер церковного единства. Единство Церкви совсем не то, что организационное или материальное единство видимого мира. Разница в том, что церковное единство имеет совершенно иную природу. Когда мы утверждаем, что единство Церкви подобно единству Пресвятой Троицы, мы употребляем не простое сравнение, а устанавливаем действительное подобие, уясняющее нам тайну существа Церкви. Протоиерей Вячеслав Тулупов Одеяние Божества, или о том, как приобрести смирение. (Часть 3. Внутреннее самоуничижение) Чувство смирения находится в сердце человека, но рождается оно от смиренномудрого состояния ума. Любовь к людям, проникнутая смиренномудрием, простирается на всех людей без различия их убеждений, национальности, образа жизни и положения в обществе. Смиренный христианин любит даже явных грешников, полагая, что причина их беззаконий коренится не в них самих, а в демонах, которые обольстили слабые души. Протоиерей Вячеслав Тулупов Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение. (Часть 2. Смиренномудрие) У схиигумена Антония Оптинского тридцать лет болели ноги. До колен они были покрыты страшными язвами, из которых струилась кровь. Случилось, что преподобного посетил известный православный мыслитель И.В. Киреевский. Видя страдания старца, он сказал:— Вот, батюшка, сбывается слово Писания, что многи скорби праведным: какой тяжкий крест возложил на вас Господь!То-то и есть, — возразил преподобный Антоний, — что праведным скорби, а у меня-то все раны, как и святой пророк Давид говорит: многи раны грешному Диалоги. Диалог четвертый " О Церкви " Для того, чтобы понять то, о чем ты говоришь, надо сначала уяснить себе по-настоящему характер церковного единства. Единство Церкви совсем не то, что организационное или материальное единство видимого мира. Разница в том, что церковное единство имеет совершенно иную природу. Когда мы утверждаем, что единство Церкви подобно единству Пресвятой Троицы, мы употребляем не простое сравнение, а устанавливаем действительное подобие, уясняющее нам тайну существа Церкви. Протоиерей Валентин Свенцицкий

http://pravmir.ru/category/cerkov/besedy...

Церковь Все рубрики Протоиерей Вячеслав Тулупов Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение. (Часть 2. Смиренномудрие) У схиигумена Антония Оптинского тридцать лет болели ноги. До колен они были покрыты страшными язвами, из которых струилась кровь. Случилось, что преподобного посетил известный православный мыслитель И.В. Киреевский. Видя страдания старца, он сказал:— Вот, батюшка, сбывается слово Писания, что многи скорби праведным: какой тяжкий крест возложил на вас Господь!То-то и есть, — возразил преподобный Антоний, — что праведным скорби, а у меня-то все раны, как и святой пророк Давид говорит: многи раны грешному Редакция " Правмира " Толкование на 50-й псалом Кем этот псалом составлен и когда? Псалом этот (псалом-песнь) составлен пророком царем Давидом, когда он каялся в том великом грехе, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женою Вирсавиею. Почему этот псалом называется покаянным? Потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании; потому-то этот псалом и читается часто в церкви во время богослужения, и нам, виновным в тех или других грехах, следует произносить его возможно чаще. Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение. (Часть 2. Смиренномудрие) У схиигумена Антония Оптинского тридцать лет болели ноги. До колен они были покрыты страшными язвами, из которых струилась кровь. Случилось, что преподобного посетил известный православный мыслитель И.В. Киреевский. Видя страдания старца, он сказал:— Вот, батюшка, сбывается слово Писания, что многи скорби праведным: какой тяжкий крест возложил на вас Господь!То-то и есть, — возразил преподобный Антоний, — что праведным скорби, а у меня-то все раны, как и святой пророк Давид говорит: многи раны грешному Протоиерей Вячеслав Тулупов Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/category/cerkov/page/1...

25 января/7 февраля мы празднуем память преподобного Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Он подвизался в Оптиной Пустыни в пору ее расцвета, был учеником преподобного Макария и великого Оптинского старца преподобного Амвросия, современником преподобных Моисея, Антония и Илариона. Но даже среди этих великих подвижников имя преподобного Анатолия (Зерцалова) не тускнеет, не теряется. Именно о нем сказал преподобный Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Явное действие Промысла Божия Преподобный Анатолий (Зерцалов) В жизни отца Анатолия (в миру Алексея) явственно действовал Промысл Божий: еще в юности он заболел туберкулезом – неизлечимой в те времена болезнью. С ним вместе заболели два товарища-чиновника. Юноша дал обет: в случае выздоровления поступить в монашескую обитель. Товарищи его скоро оба умерли, а будущий Оптинский старец поправился. Тесным путем Поступив в обитель в 1853 году, Алексей долго был послушником. Его духоносные наставники прозорливо видели в молодом послушнике будущего старца, но не торопили его духовное созревание и вели тесным путем испытаний и тягот, чтобы закалить его и создать в нем доброе иноческое устроение. Лишь через десять лет Алексея постригли в мантию, а в сан иеромонаха рукоположили только в 1870 году. Алексей был очень аккуратным и любил чистоту, а его, дабы не привязывался к суетному и материальному, постоянно переводили из кельи в келью, воспитывая странническое устроение. Старец Амвросий говаривал: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». Поселят Алексея в келью, он там приберется, наведет чистоту и порядок, расставит свои любимые духовные книги. И его тут же переведут в новую келью, и нужно начинать всё с начала. Потом ему пришлось жить в башне. От непривычки мало спать, от неудобных помещений и непривычных трудов у Алексея стала очень болеть голова. Иногда целыми днями лежал он с больной головою, и некому было подать ему воды; часто оставался и без пищи, когда на трапезу ходить не мог. А внизу в башне кололи дрова, и этот стук еще более отягощал положение больного.

http://pravoslavie.ru/68212.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010