составитель Терещенко Т. Н. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 . Собрание писем оптинского старца Амвросия к мирским особам. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2003. 2 . Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900. 3 . Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирянам. В 3 ч. Сергиев Посад, 1908. 4 . Прот. Сергей Четвериков. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Изд. Козельской Оптиной Пустыни, 1912. 5 . Сборник писем и статей оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1984. 6 . Ф.П. Ч-н. Тяжелая утрата. 2-е изд. М., 1892. 7 . Душеполезное чтение. 1892. Янв. 8 . Душеполезное чтение. 1900. Апр. 9 . Душеполезное чтение. 1901. Янв. 10 . Душеполезное чтение. 1901. Авг. 11 . Душеполезное чтение. 1902. Февр. 12 . Душеполезное чтение. 1902. Авг. 13 . Душеполезное чтение. 1908. Март. 14 . Душеполезное чтение. 1909. Янв. 15 . Душеполезное чтение. 1909. Февр. 16 . Душеполезное чтение. 1910. Март. 17 . Преподобный Амвросий Оптинский . Умудряйся и смиряйся: Сборник писем. М., Изд-во Сретенского монастыря, 2005. 18 . Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. 19 . Собрание писем оптинского старца Иосифа. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. 20 . Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000. 21 . Житие иеромонаха Никона. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996. 22 . Житие иеросхимонаха Льва. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. 23 . Житие схиархимандрита Моисея. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1992. 24 . Житие иеросхимонаха Илариона. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993. 25 . Житие иеросхимонаха Нектария. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996. 26 . Житие схиархимандрита Варсонофия. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995. 27 . Житие схиигумена Антония. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1992. 28 . Житие схиархимандрита Исаакия 1. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995. 29 . Беседы схиархимандрита оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПб., 1991. 30 . Письма оптинского старца Льва к монаху Иоанникию. СвятоВведенская Оптина Пустынь, 2002. 31 . Преподобный Амвросий Оптинский . Собрание писем к монашествующим. 32 . Преподобный Никон Оптинский (Беляев) . Дневник 1907–1919 гг. 33 . Иеромонах Никон (Беляев) . Дневник последнего старца Оптиной Пустыни. bogistina.info/bible Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т./[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009./Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Яровое. Ксение-Покровский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Ксение-Покровский женский монастырь на Покровском бульваре был основан в 1994 году при храме в честь блаженной Ксении Петербургской. Раньше верующие ездили в Славгород, в Никольский храм, но 21 июля 1991 года в день празднования обретения Казанской иконы Божией Матери была отслужена первая Литургия во вновь открывшемся храме в честь блаженной Ксении Петербургской с престолом Покрова Пресвятой Богородицы. В 1994 году здесь разместился Ксение-Покровский женский монастырь. Информация с сайта " Сувенироград " Ксение-Покровский женский монастырь. г.Яровое, Славгородского района, Алтайского края, ул.Покровская, 2. Основан в 1994 году. В обители несут послушание: 5 монахинь, 1 инокиня, 2 схимонахини. Настоятельница - монахиня Варвара (Шишкина), помощница - монахиня Никона (Дергалёва). В монастырском храме служит иерей Владимир Комментарии и обсуждение С 1996г. настоятельницей была монахиня Варвара (Шишкина),в 2009г. принявшая Схиму с именем Ксения, ныне настоятельствует монахиня Никона. В Ксение-Покровском женском монастыре имеются частички мощей: свт.Иоанна Тобольского, прп.Серафима Саровского, прп.Севастиана Карагандинского, прп.Амвросия Оптинского, прп.ЛьваОптинского,прп.МоисеяОптинского(Потапова) прп.Анатолия Оптинского(Зерцалова) прп.Нектария Оптинского,прп.ИсакияОптинского(Антимонова), прп.Иллариона Оптинского,прп.МакарияОптинского, прп.Варсонофия Оптинского,прп.АнтонияОптинского, прп.Иосифа Оптинского, свв.Виленских мучеников Антония,Иоанна,Свестафия,прп.Феодора Томского,прп.ФеодораСанаксарского,сщмч.Фаддея). Частицы мощей были собраны по благословению Преосвященнейшего епископа Антония Барнаульского и Алтайского, благодаря монахине Варваре и иеромонаху Порфирию (служившем в Ксение-Покровском женском монастыре с 1998-2006гг.)  Из статьи Кутеневой Валентины и Татьяны Мазной " Степной городок Яровое " ,информация с сайта Славгородского благочиния. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=21971

Новосибирск. Часовня Собора Оптинских старцев. Часовня. Не действует.   Освящена в честь: Собора преподобных Оптинских старцев Год постройки:Между 2015 и 2016. Адрес: г. Новосибирск, Кировский район, Затулинский ж/м, ул.Громова, д. 19 к. 2 Координаты: 54.933414, 82.910293 Проезд:общественным транспортом до остановки " Улица Громова " . Далее пешком 480 метров. Часовня находится на территории храмового комплекса (церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Амвросия Оптинского). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 23 октября 2015 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон освятил закладной камень часовни в честь Оптинских старцев, собор которых празднуется на следующий день. Часовня будет возведена на территории храма во имя преподобного Амвросия Оптинского на Затулинке, в котором по случаю престольного праздника состоялось праздничное богослужение. http://nskmi.ru/news/1717/ 23 октября 2016 года церковь праздновала память преподобного Амвросия, старца Оптинского. В престольный праздник в храме на Затулинском жилмассиве литургию возглавил епископ Павел, викарий Новосибирской епархии. Ему сослужили протоиерей Александр Реморов, протоиерей Иаков Конкин, игумен Гурий (Прокичев), духовенство прихода. По завершении литургии прошел крестный ход от Успенской церкви до храма во имя преподобного Амвросия Оптинского. Здесь епископ Павел освятил кресты на святые врата и строящуюся часовню в честь Оптинских старцев. http://www.orthedu.ru/eparh/ 27 июня 2018 года в Успенском приходе произошло важное событие: освящение и подъем купола и креста в навершие строящейся часовни в честь Собора преподобных Оптинских старцев. На купол установлены 16 икон: Господа Вседержителя, Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов» и 14 икон Оптинских старцев: прп. Льва, прп. Макария, прп. Моисея, прп. Антония, прп. Илариона, прп. Амвросия, прп. Исаакия I, прп. Анатолия ст., прп. Иосифа, прп. Варсонофия, прп. Анатолия мл., прп. Нектария, прп. Никона исп., прмч. Исаакия II. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон совершил освящение, после чего был совершен подъем купола и креста. http://uspenie-nsk.cerkov.ru/category/news/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=45300

VII. Монастырская библиотека До 1854 года монастырские книги хранились в ризнице и состояли, преимущественно, из богослужебных книг. В этом году заведена библиотека, причем, настоятель обители, о. архимандрит Моисей , пожертвовал более 1500 книг, составлявших его собственную келейную библиотеку. Описи были составлены по форме, утвержденной Святейшим Правительствующим Синодом для монастырских библиотек вообще. Согласно оной, все книги разделены на шесть отделений: 1) рукописи, 2) книги Священного Писания , 3) книги богослужебные, 4) писания святых отцов, 5) прочие книги духовного содержания, 6) исторические. Книгам, не вошедшим, по содержанию своему, в состав шести упомянутых отделений, а также книгам ветхим и незначительным, составлены особые описи. Описи были окончены в начале 1855 года. Всех книг состояло тогда 3015 номеров. После сего, число их значительно увеличилось. От о. архимандрита Моисея , еще при жизни его, кроме вышеозначенных, поступило до 600 книг; по смерти о. игумена Антония, осталось 60 рукописей и более 2000 томов печатных книг; довольное количество книг поступило после умерших братий; также, и от разных жертвователей. Так, в I860 и 1861 г. Археографическая Комиссия, Императорское Археологическое Общество и Московское Общество любителей истории и древностей Российских, по ходатайству бывшего Обер-Прокурора, графа А. П. Толстого, снабдили Оптинскую библиотеку своими изданиями. В 1864 г. Оптина Пустынь удостоилась получить через о. архимандрита Леонида Кавелина , от Великой Княгини Елены Павловны несколько экземпляров, изданных содействием ее Императорского Высочества и по ее побуждению: требника и молитвенника Православной Церкви, в переводе на немецком и французском языках. В 1868 году супругой тогдашнего попечителя московского учебного округа, Княгиней Марией Александровной Мещерской, пожертвовано известное издание Минье: Patrologiae cursus completus. Scries Graeca. 161 том. Это драгоценное издание, содержащее все сохранившиеся творения св. отцов и учителей Церкви, в греческом подлиннике с латинским переводом, составляет одно из важнейших приобретений Оптинской библиотеки за последние годы. В настоящее время, число книг в библиотеке следующее: 1) Рукописных книг на бумаге – 194. Книг печатных: 2) Священного писания – 201. 3) Богослужебных – 952. 4) Писаний св. отцов – 1174. 5) Прочих книг духовного содержания – 2928. 6) Исторических – 2146. Книг, не вошедших, по содержанию своему, в состав 6-ти отдел., как-то: медицина, хозяйств. и проч. – 950. Всего 8545 номеров. В приложении помещено описание замечательных рукописей, старопечатных (до 1700 г.) и других редких книг, находящихся в церквах и в библиотеке Оптиной Пустыни. Читать далее Источник: Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни/[Л. Кавелин]. - 4-е изд. - Москва : Тип. М.Г. Волчанинова, 1885. – 238, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Амвросий, архиепископ Волновахский, викарий Донецкой епархии (Скобиола Андрей Петрович) Дата рождения: 22 февраля 1980 г. Дата хиротонии: 6 апреля 2019 г. Дата пострига: 22 августа 2001 г. День ангела: 23 октября Страна: Украина Биография: Родился 22 февраля 1980 г. в г. Корсакове (Сахалинская обл.) в семье рабочих. Крещен в 1983 г. В том же году семья переехала в г. Ясиноватая Донецкой области УССР. В 1987-97 гг. учился в общеобразовательной школе. По окончании школы поступил на водительские курсы, затем работал автослесарем на Ясиноватском машиностроительном заводе. Параллельно в течение пяти лет нес послушание пономаря и чтеца в Никольском храме г. Ясиноватая. В 1999 г. вступил в создаваемый Успенский Николо-Васильевский монастырь в с. Никольское Волновахского района Донецкой области. Нес послушание келейника наместника обители схиархимандрита Зосимы (Сокура). 22 августа 2001 г. по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона пострижен в мантию с наречением имени Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского. Постриг совершил схиархимандрит Зосима (Сокур). 7 октября 2001 г. митрополитом Иларионом рукоположен в сан иеродиакона, 10 декабря 2003 г. — в сан иеромонаха. 18 апреля 2006 г. возведен в сан игумена. В 2008 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию . 22 марта 2012 г. возведен в сан архимандрита. 4 октября 2013 г. назначен и.о. наместника Васильевского мужского монастыря в с. Никольское. Решением Синода Украинской Православной Церкви  от 19 июня 2014 г. (журнал 12) назначен наместником (игуменом) Васильевского мужского монастыря Донецкой епархии . Решением Синода УПЦ от 3 апреля 2019 г. избран  епископом Волновахским, викарием Донецкой епархии. Наречен во епископа 5 апреля 2019 г. в Аннозачатиевском храме Киево-Печерской лавры . Хиротонисан 6 апреля за Божественной литургией в храме прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерской лавры. Богослужения возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий . Указом Блаженнейшего митрополита Онуфрия от 17 августа 2022 г.  возведен  в сан архиепископа. Образование: Санкт-Петербургская духовная семинария. Епархия: Донецкая епархия (Викарный архиерей)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Амвросия (Скобиолы) при наречении во епископа Волновахского, викария Донецкой епархии. E-mail: eparhiadonetsk@yandex.ru Web-caйm: http://donetsk.church.ua Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг 7 April 2024 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5408910...

Юго-восточный угол сей комнаты, как и в приемной, и большая часть южной стены над окном убраны были св. иконами. В числе их была особенно чтимая старцем Макарием Владимирская икона Божией Матери, пред которой теплилась неугасимая лампада 45 . Около нее – различные иконы – Богородичные и св. угодников Божиих, которые присылались старцу из разных обителей русских и св. мест восточных, иконы разной величины, окладные и без окладов, писанные на досках, на стекле, на финифти и перламутровые; кресты также разной величины, деревянные, живописные, резные из кипариса, перламутра, единороговой и слоновой кости; некоторые из них со св. мощами. Под иконами, в том же углу, деревянный угольник. Против угольника, на особом аналойчике для чтения обычных келейных правил лежала Следованная Псалтирь; по сторонам – Евангелие и Апостол, Канонник Богородичный Киевского издания, в коем находятся одни дневные Богородичные каноны всех восьми гласов, исповедная книжица. Вдоль западной стены, изголовьем к окну, стояла узкая деревянная кроватка, на которой старец давал краткий отдых своему утружденному телу. Над изголовьем – Распятие, выше его – образ Спасителя, вземшаго на рамо погибшее овча. Западная стена над кроваткой убрана была портретами. В средине – два живописных изображения Оптинского настоятеля о. архимандрита Моисея и брата его по плоти и по духу о. игумена Антония. Вокруг их фотографические портреты некоторых из учеников старца Макария и живописный – давно скончавшегося отца протоиерея Феодора Александровича Голубинского, профессора Московской академии, принимавшего в свое время, как ниже будет сказано, участие в издании Оптиною Пустынью святоотеческих книг. Над дверью, на северной стороне, ряд живописных портретов нескольких приснопамятных и близких сердцу старца мужей, как-то: святителя Тихона Задонского , в настоящее время прославленного Св. Церковью угодника Божия; схимонаха Симеона, основателя Белобережской пустыни; Московского Новоспасского монастыря иеромонаха Филарета; Площанской пустыни схимонаха Афанасия Захарова, бывшего старцем описываемого здесь старца Макария; Площанской пустыни иеросхимонаха Иосифа; схимонаха Феодора, ученика старца Паисия Величковского ; Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва), ученика сейчас упомянутого схимонаха Феодора и Оптинского скита столетнего старца монаха Илариона.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Половина, которую занимал старец, состояла из двух комнат – обе с передними и с выходами в коридор. Первая передняя вела в приемную комнату, стены которой, кроме юго-восточного угла, занятого св. иконами, были обвешаны видами русских иноческих обителей и портретами известнейших наших архипастырей и мужей, просиявших подвигами благочестия. На западной стороне, над диваном, находились живописные портреты преосвященных: Астраханского Никифора Феотоки, Пензенского Иннокентия, Черниговского Лазаря Барановича; литографированные изображения: Александрийского Патриарха Иерофея и Всероссийского – Никона; высокопреосвященных митрополитов: Филарета Московского 43 , Филарета Киевского, Никанора, Григория и Исидора Новгородских и С.-Петербургских; архиепископов Воронежских Антония и Игнатия; епископов: Белгородского Иоасафа Горленки (ныне прославленного Св. Церковью ) и Калужского – Григория П. Кроме сих, на других стенах келлии были еще портреты известных своею высокою жизнию старцев: Илариона Нефедьевича (вернее – Мефодиевича), подвизавшегося в посте и молитве в селе Троекурове Лебедянского уезда Тамбовской губернии более 30 лет при церкви св. Димитрия Солунского 44 ; Иоанна, Затворника Сезеновского, той же губернии и уезда; Серафима, старца Саровского (ныне прославленного Св. Церковью угодника Божия); Киево-Печерской лавры иеросхимонаха Парфения, духовника высокопреосвященного Филарета, митрополита Киевского; архимандрита Макария (Глухарева), бывшего Алтайского миссионера, а потом настоятеля Волховского Оптина монастыря, скончавшегося в 1847 году; основателя Белобережской пустыни схимонаха Симеона; игумена Валаамского монастыря отца Назария; Саровского иеромонаха Илариона; Задонского затворника Георгия Машурина; Оптинского старца иеросхимонаха Иоанна, известного своими сочинениями против раскольников; Оптинского старца иеросхимонаха Леонида; Саровского схимонаха Марка; Задонского схимонаха Митрофана. Сверх того портреты мирских особ: Ивана Васильевича Киреевского , лежащего во гробе, и Ивана Акимовича Мальцева.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Анатолия (Зерцалова) , о. Агапита (Беловидова) и др. были подготовлены и изданы церковно-исторические труды самой Оптиной пуст.: «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария» (сост. архим. Леонидом (Кавелиным). М., 1861, 18812); «Историческое описание скита при Козельской Оптиной пустыни» (сост. иером. Леонидом. М., 18622); «Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария» (1862-1863. 4 т.); «Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря» (М., 1869); «Жизнеописание настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря игумена Антония» (сост. иером. Климентом. М., 1870); «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни, с приложениями» (сост. иером. Леонидом. М., 18763); «Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (сост. иером. Климентом. М., 1876; Од., 1890); «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея» (сост. архим. Ювеналием. М., 1882). Кроме того, были выпущены в свет 20 брошюр и переиздавались ранее вышедшие произведения. Книги рассылались епархиальным архиереям, по б-кам мон-рей, академий, семинарий и раздавались богомольцам. С именем А. связано устройство в 1884 г. Шамординского жен. мон-ря , в к-рый в отличие от др. мон-рей принимали неимущих и больных женщин. По благословению старца в 1890 г. худож. Д. М. Болотовым (впосл. иером. Даниил ) для обители была создана икона Божией Матери «Спорительница хлебов» . В Шамординской обители А. провел последние полтора года своей жизни. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето, трижды пытался он вернуться в Оптину, но по причине нездоровья не мог уехать и скончался в Шамордине. 15 окт. 1891 г. святые мощи А. были перенесены в Оптину пуст. и похоронены на юго-вост. стороне Введенского собора, рядом с прп. Макарием. Много раз А. после смерти являлся больным во сне с повелением отслужить молебен свт. Амвросию Медиоланскому, иногда указывал пить воду из колодца близ скита.

http://pravenc.ru/text/114352.html

И так, с чувством духовного утешения и благодарения Богу, Матери Божией и святым угодникам, распростились они с близкими знакомыми лаврскими монахами, которые, по любви и усердию к старцу Макарию, поднесли ему в дар – кто образочки, кто книжки или еще что-либо достойное замечания. 4-го июля после обеда путешественники отправились из Киева и чрез Севск прибыли в Орел, где представлялись архиепископу Смарагду, который принял посетителей тоже очень благосклонно и угощал их чаем и фруктами. Вообще во все время своего долгого путешествия, где бы старец Макарий ни останавливался, везде встречал весьма радушный прием. Везде знавшие его, по усердию своему, удерживали его на некое время и относились к нему с глубоким уважением и почитанием. Наконец старец с сопутствовавшим ему братом, проехавши на лошадях в оба конца 2040 верст в продолжение 70 дней, к общей радости всего оптинского братства прибыл 24 июля в свой скит, от всей души возблагодарив Господа, сохранившего его целым и здравым. Каждый раз по возвращении из далекого путешествия старец Макарий, по обычаю, продолжал заниматься своими делами; между тем в недалеком будущем, после поездки в Киев, его ожидала еще поездка в Москву для личного представления высокопреосвященному Московскому митрополиту Филарету, а затем в Свято-Троицкую лавру для поклонения св. мощам угодника Божия преп. Сергия. Это сложилось так. Еще в 1849 году в октябре посетил Оптину Пустынь известный умом и благочестивою жизнию пользовавшийся в свое время благоволением Московского митрополита Филарета и уважением всего московского знатного общества наместник Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Антоний в сопровождении вышеупомянутого настоятеля Малоярославецкого монастыря досточтимого о. игумена Антония. Оба они в этот раз неоднократно посещали скит. Были и в келлиях скитоначальника о. Макария, который преподнес о. наместнику несколько изделий скитских братий – ложечек и некоторых точеных вещиц. С любовию принял о. наместник эти незатейливые дары и даже хотел некоторые из них поднести митрополиту Филарету.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

М., 1877; Письма митр. Московского Филарета к наместнику Св.-Троицкия Сергиевы Лавры архим. Антонию, 1831-1867 гг. М., 1877-1884. Ч. 1-4; Казанский П. С. Очерки жизни архим. Антония, наместника Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878; И. Ф. Случай из жизни архим. Антония//ДЧ. 1879. Ч. 1. С. 89-103; Субботин Н. Митр. Филарет и архим. Антоний как почитатели заветов и памяти прп. Серафима. М., 1904; Об отказе митр. Московского Филарета освящать Триумфальные ворота в Москве по совету архим. Антония: Из зап. Преосвящ. Леонида, архиеп. Ярославского//ДЧ. 1905. Ч. 3. С. 35-36; ЖПодв. Май. С. 48-78; Нилус С. Святыня под спудом. Серг. П., 1911. С. 39-41; Хибарин И. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архим. Антоний//ЖМП. 1954. 7. С. 11-12; Георгий (Тертышников), архим. Архим. Антоний (Медведев), наместник Св.-Троицкой Сергиевой Лавры: Жизнеописание. Серг. П., 1996; он же. Житие прп. Антония (Медведева), наместника Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. Серг. П., 1996; Филимонов К. Сергиев Посад: Страницы истории: XIV - нач. XX в. М., 1997. С. 120; Голубцов С. , протодиак. Троице-Сергиева Лавра за последние сто лет. М., 1998. С. 9-18. Архим. Георгий (Тертышников) Иконография Сохранилось неск. живописных и графических прижизненных портретов А. На портрете 1858 г. (ГИМ) он представлен по пояс, сидящим возле стола, в рясе и клобуке, с панагией, наперсным крестом, орденами св. Владимира и св. Анны на груди. Аналогичный по иконографии и стилистическим особенностям портрет сер. XIX в. (Патриаршие покои ТСЛ), вероятно, написан тем же художником. На небольшом поясном изображении кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. (РГБ) из собрания Оптиной пуст. (по-видимому, работа оптинского живописца) у А. изображены 2 наперсных креста, орден св. Владимира 2-й степени, в руке четки. Наиболее точно внешний облик А. воспроизводят эстампы: литография 1862 г. (ГИМ), выполненная в мастерской И. Корелина по рисунку Шемиота (для изд.: Портреты духовных лиц. СПб., 1862. Вып. 3), и тонолитография 1863 г. (ГИМ). Уникальным памятником является митра 1871 г.

http://pravenc.ru/text/115982.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010