Преподобный Моисей Оптинский Подвижник, при котором Оптина пустынь стала такой, какой мы знаем ее сейчас — настоящим средоточием русской святости Михаил Боков Источник: Русская планета Преподобный Моисей Оптинский. Источник: krestobogorodsky.ru      29 июня Православная Ц ерковь чтит память преподобного Моисея Оптинского. Семья Преподобный Моисей Оптинский (в миру Тимофей Путилов) родился в 1782 году в Ярославской губернии в купеческой семье, где было десять детей. Один из его младших братьев в будущем пройдет с ним вместе большую часть монашеского пути и станет известен под именем Антония Оптинского. Он же напишет автобиографию, из которой станет ясно, какой путь привел братьев к высотам монашества. Отец не отдавал сыновей в училище, сам занимался с ними дома, учил грамоте и письму, нанимал, строго следя за ними, домашних учителей, пишет преподобный Антоний. В училище, как полагал отец, на детей станут дурно влиять однокашники, а педагогам будет недосуг смотреть за учениками. Отец же пел на клиросе и не пропускал служб. Вслед за ним в храм потянулись и дети. Когда Тимофею исполнилось 18 лет, его вместе с одним из братьев, Ионой, отправили на службу в Москву к знакомому отца. Уже тогда братья тяготели к духовной жизни: в Москве они свели знакомство с известной старицей Досифее, и та, по преданию, благословила их на монашеские труды. А вскоре пример им подал один из родственников: муж их сестры, рано умершей, ушел монахом в Саровскую пустынь. Подумав, последовали за ним и братья Путиловы. Саров Ко времени прибытия братьев в обитель там уже 37 лет жил Серафим Саровский. Кроме него, жил здесь и Назарий, восстановитель Валаама, пришедший в Саров проводить последние свои дни. От этих подвижников черпали братья духовные силы. Тимофей пробыл в Сарове три года и ушел в Орловскую епархию, в Свенский Успенский монастырь. Там он спустя некоторое время и был пострижен под именем Моисея. Было ему 29 лет, а постриг его старец Афанасий, ученик Паисия Величковского, известного переводчика Святых Отцов.

http://pravoslavie.ru/94816.html

     26 декабря Церковь празднует обретение мощей преподобных Моисея и Антония, старцев Оптинских. Преподобные Моисей и Антоний (в миру Тимофей и Александр Путиловы) открыли новую страницу в истории Оптиной пустыни. Вместе со старцами Львом (Наголкиным) и Макарием (Ивановым) они превратили небольшую, затерянную в калужских лесах обитель в духовный центр России середины XIX – начала XX века.      Братья были родом из благочестивой семьи. Их отец, Иван Григорьевич, воспитывал детей в христианском духе, однако не желал видеть их монахами. Стремившуюся в монастырь старшую дочь Анисью он насильно выдал замуж. Она вскоре (в 1800 году) умерла, а ее супруг ушел в Саровскую пустынь, где в ту пору подвизался преподобный Серафим Саровский. Туда же, вопреки воле отца, в 1805 году поступили старшие сыновья Тимофей и Иона (отец смирился с их решением только на смертном одре). Большое влияние на старших братьев Путиловых в начале их духовного становления оказали московские подвижники: монахиня Досифея (по преданию, княжна Тараканова) и старцы Новоспасского монастыря Александр и Филарет, с которыми Тимофей и Иона познакомились еще до поступления в монастырь в период их непродолжительной службы в Москве. Именно московские старцы благословили Тимофея перейти в Свенский монастырь Орловской епархии. Это произошло в 1808 году. Брат Иона (в монашестве Исаия) остался в Саровской обители и впоследствии стал ее настоятелем. В Свенском монастыре подвизались ученики старца Паисия (Величковского). Многие из насельников обители продолжали потом свой подвиг в находившихся рядом Рославльских лесах. В 1811 году Тимофей также ушел в лесной скит, став учеником старца Афанасия, опытного подвижника и молитвенника. Здесь он принял монашеский постриг с именем Моисей, в честь преподобного Моисея Мурина.      Пустынники ежедневно совершали службу по кельям, а на воскресные и праздничные дни собирались на богослужение вместе. Время проводили в трудах и молитвах. Отец Моисей читал аскетические труды святых отцов, переписывал богослужебные книги и переводы святоотеческих творений, сделанные еще старцем Паисием. Изредка приходили посетители, которым подвижники давали духовные наставления.

http://pravoslavie.ru/118203.html

     5 марта 2020 года исполняется пятая годовщина со дня упокоения духовного писателя, оптинского постриженника монаха Лазаря (Афанасьева). Завершив паломничество в Оптину пустынь в ноябре 2019 года и пропев «Вечную память», стоим в молчании на монастырском кладбище перед могилой монаха Лазаря (в миру – Виктора Васильевича Афанасьева), выдающегося исследователя русской поэзии, литературоведа, поэта, историка Церкви. Он скончался в Москве 5 марта 2015 года в больнице святителя Алексия на 83-м году жизни. Вспоминаю проникновенные, как слова молитвы, строки монаха Лазаря об Оптиной пустыни: Помним и славим, Знаем и любим Сильным и слабым Милую людям Ныне и присно, Тайно и устно Божию пристань – Оптину пустынь. По Промыслу Божиему оптинский постриженник, монах Лазарь, написавший их жития, упокоился здесь рядом с могилами убиенных оптинских насельников: иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима. По словам публициста Марины Бирюковой, «монах Лазарь (Афанасьев) похоронен на кладбище Оптиной пустыни среди тех ее покойников, о каждом из которых их брат Лазарь подробно и с великой любовью рассказал в своем оптинском патерике " Вертоград старчества " . Оптинская летопись приросла его страничкой, его судьбой, его монашеством, его песнью к Богу». Поэзия монаха Лазаря, по словам профессора Московской духовной академии М. М. Дунаева (1945–2008), «подлинная и православная по духу» (6-й том его фундаментального труда «Православие и русская литература», где творчеству монаха Лазаря посвящен специальный раздел!). …Мне, увы, не довелось знать его лично. Но для меня, как и для многих, книги монаха Лазаря были и остаются настольными. Из-под его пера вышло более 50 популярных книг. Читателю хорошо известны его биографические сочинения о русских поэтах XIX века. Он автор и духовных книг: жизнеописаний великих подвижников, как древних, так и прославленных в наше время: преподобных отцов Антония Великого, Нила Сорского, Серафима Саровского, Оптинских старцев.      Глубокое уважение вызывает такая грань в его судьбе: не имевший систематического образования (не только филологического, но и вообще высшего образования Виктору Афанасьеву получить не удалось!), он был глубочайшим знатоком русской литературы.

http://pravoslavie.ru/129085.html

В Казахстане прошли торжества по случаю 50-летия преставления преподобного Севастиана Карагандинского 19 сентября 2016 г. 22:34 17 сентября 2016 года в казахстанском городе Караганда начались торжества, посвященные 50-летию преставления преподобного Севастиана Карагандинского последнего Оптинского старца и небесного покровителя Казахстанской земли. В этот день митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском монастыре в карагандинском микрорайоне Михайловка месте молитвенных подвигов и душепастырских трудов преподобного схиархимандрита Севастиана с 1943 по 1966 год. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, духовник Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Петр (Горошко), благочинный приходов Караганды протоиерей Александр Угольков, настоятель Крестовоздвиженской церкви Алма-Аты иеромонах Мелитон (Поротиков), настоятель Благовещенского храма Алма-Аты иеромонах Клавдиан (Поляков); диаконский чин возглавил руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин. За богослужением молились: Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел; настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты игумения Любовь (Якушкина); настоятельница Троице-Никольского монастыря Ташкента игумения Екатерина (Мальгина); председатель Наградной комиссии Белорусской Православной Церкви игумения Евгения (Свиридовская); настоятельница Богородице-Рождественского монастыря монахиня Антония (Лисицына) с сестрами обители; келейница преподобного Севастиана Вера Афанасьевна Ткаченко, прибывшие на торжества священнослужители епархий Казахстанского митрополичьего округа; многочисленные паломники и прихожане. В храме присутствовал руководитель Управления по делам религий Карагандинской области К.К. Нуркенов. На заупокойной ектении возносились сугубые молитвы о приснопамятных родителях преподобного Севастиана Карагандинского рабах Божиих Василии и Матроне, его братьях монахе Рафаиле и иноке Иларионе, о почившей настоятельнице Богородице-Рождественской обители схиигумении Севастиане (Жуковой), почивших священнослужителях и монашествующих монастыря в Михайловке.

http://patriarchia.ru/db/text/4617850.ht...

Вышел в свет Патриарший календарь на 2018 год Москва, 8 ноября 2017 г. Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Патриарший календарь на 2018 год — официальное календарно-богослужебное, а также справочное издание Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru . Издание традиционно объединяет в себе собственно календарь, по которому Русская Православная Церковь будет жить и молиться в наступающем году, и обширный справочный раздел. Грядущий год ознаменован целым рядом церковных памятных дат, которым и посвящен календарь. В 2018 году исполняется 100 лет со дня мученической кончины Царственных страстотерпцев: императора Николая II и его семьи, и 150 лет со дня рождения святого царя Николая. Также исполняется 100 лет со дня преставления сонма новых мучеников Церкви Русской: священномучеников Владимира, митрополита Киевского, Андроника, архиепископа Пермского, Гермогена, епископа Тобольского, Варсонофия, епископа Кирилловского, Феофана, епископа Соликамского, Амвросия, епископа Сарапульского, Лаврентия, епископа Балахнинского, Никодима, епископа Белгородского, преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары и всех новомучеников, пострадавших в 1918 году. В 2018 году исполняется 700 лет преставления благоверного князя Михаила Тверского, 650 лет преставления благоверной княгини Анны Кашинской, 600 лет преставления святых Антония и Феликса Николо-Корельских, 450 лет преставления преподобного Феодосия Тотемского, 100 лет со дня прославления святителя Софрония, епископа Иркутского, и священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, 100 лет преставления преподобного Аристоклия, старца Московского, 25 лет обретения мощей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, 20 лет второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского, 20 лет обретения мощей: священномученика Илариона, архиепископа Верейского, святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского, преподобного Амвросия Оптинского, блаженных Андрея Симбирского и Матроны Московской.

http://pravoslavie.ru/107893.html

Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение. (Часть 2. Смиренномудрие) 14 июня, 2005. Протоиерей Вячеслав Тулупов У схиигумена Антония Оптинского тридцать лет болели ноги. До колен они были покрыты страшными язвами, из которых струилась кровь. Случилось, что преподобного посетил известный православный мыслитель И.В. Киреевский. Видя страдания старца, он сказал:— Вот, батюшка, сбывается слово Писания, что многи скорби праведным: какой тяжкий крест возложил на вас Господь!То-то и есть, — возразил преподобный Антоний, — что праведным скорби, а у меня-то все раны, как и святой пророк Давид говорит: многи раны грешному Познание собственной немощи. Святые отцы часто потребляли слова «смирение» и «смиренномудрие» как синонимы, но тем не менее придавали им различное значение. В святоотеческом понимании смиренномудрие — это правильный образ мыслей человека о самом себе и окружающем его мире. Именно смиренномудрие рождает смирение, которое представляет собой не что иное, как состояние внутреннего сердечного мира 1 . Следовательно, если мы желаем приобрести смирение, нам сначала надо стать смиренномудрыми. Чем же характеризуется смиренномудрие и каким образом его можно достигнуть? Прежде всего надо сказать, что смиренномудрие рождается в человеке от осознания собственной немощи и собственного ничтожества. Праведник считал себя чудовищем. Преподобный Макарий Оптинский в письме к одной из своих многочисленных духовных чад писал, что он исполнен гордости и лежит во грехах, и если бы у нее открылись глаза и она увидела только малую часть его злых деяний, то ее взору предстало бы чудовище. Это писал старец, достиг достигший духовного совершенства. Однако такое мнение святого о себе самом не удивительно: в свете славы Божией праведник яснее замечает свои человеческие недостатки, что дает ему повод для еще большего смирения. Знаменитый московский протоиерей Алексий Мечев руководил духовной жизнью тысяч москвичей, имел дар прозорливости и совершал чудеса. В день сорокалетия священнослужения ему была вручена патриаршая грамота. Будучи о себе самом очень

http://pravmir.ru/odeyanie-bozhestva-o-t...

Подпишитесь на наш Телеграм В этот Рождественский пост у нам много новых проектов: Подписывайтесь на нашу рождественскую рассылку для тех, кто хочет подготовиться к Рождеству, для кого важны эти дни как дни углублённой духовной жизни. В ней всего 8 выпусков. Там будет много цитат из Писания, объяснения некоторых неочевидных отрывков, размышления о посте и его месте в нашей жизни. Мы постараемся помочь вам настроить сердца на ожидание Рождества, как ждали его люди Ветхого Завета. Два выпуска уже вышли — читайте в блоге . Серия рецептов постного меню от монахини Елисаветы (Сеньчуковой). Также она подготовила «Пять книг на Рождественский пост» . Серия роликов протоиерея Димитрия Сизоненко «Крылатые выражения из Библии». Первый ролик уже есть — «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» . Будем делать этим постом киноподборки; первая готова — 12 шедевров христианского кино . Книги Добавили аудиоверсию поучений прп. Никодима Святогорца . Прп. Никодим здесь касается самых разных проблем: война, начатая Христом, бессильная вера, две сети диавола и пр. Добавили аудиоверсию выдержек из писем преподобного Антония Оптинского о семье: обязанности крестных родителей, скорби матери о неверии сына, воспитание детей и даже выбор невесты и пр. « О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения» . Аннотация издателей: «Книга о жизни удивительного подвижника — схиархимандрита Виталия, в миру Виталия Николаевича Сидоренко (1928–1992). Воспитанный в традициях Глинской пустыни у великих старцев, он прошел путь монастырского послушника, странника-юродивого, монаха-пустынника и старца, который явился пастырем многих людей. Он сам исполнил Евангелие всей своей жизнью и учил этому других». «Имеет ли человек право предать себя на смерть и быть убит ради истины?», «О различии между гением и апостолом» — два крайне нетривиальных размышления о мученичестве и апостольстве от великого христианского мыслителя Сёрена Кьеркегора. Лекции

http://blog.predanie.ru/article/nashi-pr...

Преподобные оптинские старцы Амвросий и Антоний. Наставления пословицами и поговорками, духовные поучения и размышления. Издание Сретенского монастыря, Сестричество святителя Петра митрополита Московского, 2002   ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ         ИЗДАТЕЛЬСТВО   ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ Преподобные оптинские старцы Амвросий и Антоний НАСТАВЛЕНИЯ ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ, ДУХОВНЫЕ ПОУЧЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ 128 стр. Мягкий переплет. ПРИОБРЕСТИ МОЖНО ЗДЕСЬ: МАГАЗИН " СРЕТЕНИЕ " Б. Лубянка, 19.    Метро: " Чистые пруды " , " Тургеневская " , " Кузнецкий мост " , " Лубянка " . Тел. 923-80-46, оптовый отдел: 928-82-10 ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Эта книга была задумана для православных детей среднего и старшего возраста с целью ознакомления их со святоотеческой литературой в доступной для них форме. Но оказалось, что рукопись привлекла внимание и взрослых. Книга состоит из двух частей: первая посвящена Оптинскому старцу преподобному Амвросию, а вторая — другому Оптинскому старцу, преподобному Антонию. В основу первой части легли письма преподобного Амвросия к духовным чадам (монашествующим) и «Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия», составленное схиархимандритом Агапитом (Беловидовым), который сам начал свой иноческий подвиг в Оптиной Пустыни. В книге используются не только избранные места из этих писем, но и устные поучения и наставления старца Амвросия, размышления на духовные темы, даются примеры из его жизни, приводимые по воспоминаниям учеников и очевидцев. Во второй части, посвященной преподобному Антонию, использованы письма старца к разным лицам. Книга состоит из разделов, а каждый раздел начинается с новой страницы, на которой в качестве заголовка вынесена пословица или поговорка. Почему именно пословица или поговорка, будет понятно, когда Вы начнете читать эту книгу. Из писем взяты небольшие фрагменты. Иногда после этих фрагментов дается текст, набранный курсивом. Это слова старцев, взятые из других писем. Они поясняют или дополняют предыдущий текст. Если текст взят не из письма, а из другого источника («Жизнеописание» и др.), то он берется в кавычки и в конце текста дается сноска с указанием источника. В конце каждой части даны краткие сведения о Старцах. Письма преподобных Амвросия и Антония были написаны более 150 лет тому назад. Естественно, что наш язык претерпел некоторые изменения за это время, поэтому для облегчения чтения мы дали необходимые пояснения.

http://pravoslavie.ru/sretmon/izdatel/op...

Преподобный Антоний Оптинский. Автор прижизненного портрета: иером. Гавриил (Спасский) Двадцатого августа мы празднуем память преподобного Антония, старца Оптинского. Преподобный Антоний, в миру Александр Иванович Путилов, родился в городе Борисоглебске Ярославской губернии в 1795 году в благочестивой семье, где ближайшие родственники: старшие братья, дядя, двоюродная сестра — тяготели к монашеской жизни. Семья Путиловых подарила России трёх монахов-молитвенников Семья Путиловых подарила России трёх монахов-молитвенников, и после смерти отца три сына на его памятнике у алтаря церкви Всех святых написали: «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни , Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря». Жизнь будущего старца неоднократно подвергалась многочисленным смертельным опасностям, но Промысл Божий сохранял его невредимым. В 1812 году Александр попал в плен к французам и после десяти дней страданий и издевательств чудом бежал. В двадцать один год юноша отправился в рославльские леса к старшему брату — монаху-отшельнику отцу Моисею, а после говаривал: «Приехавши к брату погостить, я прожил у него 24 года». Через четыре года был пострижен в иноческий чин, первый день ангела встретил в безмолвии и молитве и радовался этому: «Воистину Пасху Господню в то время чувствовала в себе самой душа моя». Ничто так не смирило моего окаянства, как ежегодное очищение отхожих мест Молодому послушнику поручали самые тяжёлые работы: рубить дрова, собирать для удобрения огорода по проезжим дорогам конский помет, готовить еду. За любую провинность «ставили на поклоны», и он так привык к этому, что бывало «скучал» без епитимьи в виде поклонов. Позднее вспоминал: «Я имел характер самый пренесносный, и старец мой чего-чего не употреблял, чтобы смирить мою жестоковыйность. Но ничто так не смирило моего окаянства, как ежегодное по нескольку раз, в течение шести лет, очищение отхожих мест». Как-то темной дождливой осенней ночью отправили Александра через глухую лесную чащу на реку проверить сети. С молитвой, за послушание, дошёл он до реки, рыбы не оказалось, но на обратном пути он почувствовал удивительную радость и лёгкость, а вокруг, среди тьмы, разлился свет. Так Господь Сам утешал инока.

http://pravoslavie.ru/73045.html

преподобный Антоний Оптинский (Путилов) (09.03.1795–07.08.1865) Письма Аудиокниги преподобный Антоний Оптинский (Путилов) Старец Оптиной пустыни, настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря. Младший брат преподобного Моисея Оптинского. Биография День памяти: 7( 20) августа , в Соборах Оптинских старцев, Московских и Ростово-Ярославских святых. В миру Александр Иванович Путилов. Родился в городе Борисоглебске Ярославской губернии (ныне Тутаев Ярославской области). Родители его Иван Григорьевич и Анна Ивановна Путиловы были люди благочестивые и богобоязненные, детей своих воспитывали в страхе Божием и в духе строгого Православия. В детстве и юности Александр был весьма тих и скромен. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни. При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей, будущий игумен Оптиной пустыни преподобный Моисей. Выдержав четырехлетний искус, 2 февраля 1820 года Александр был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю епископа Калужского Филарета, преподобный Моисей и преподобный Антоний 3 июня 1821 года отправляются в Оптину пустынь для основания при сей обители уединенного скита. Место было выбрано в 170 саженях к востоку от монастыря в густом лесу. Очистив от леса само место, пустынники построили небольшую келию и соорудили церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня, а стали строить и братские корпуса. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. В новоустроенный безмолвный скит с разных сторон стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах отцы... К добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного Антония вскоре присоединился и крест тяжелой, длительной болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optins...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010