Место наречения и хиротонии архимандрита Серафима (Савостьянова) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 3. Епископом Жигулевским, викарием Самарской епархии, избрать игумена Фому (Мосолова), наместника Свято-Воскресенского мужского монастыря г. Самары. Место наречения и хиротонии игумена Фомы (Мосолова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 67 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Виктора о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия. Справка: Согласно пункту 26 главы XV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом». ПОСТАНОВИЛИ: Благословить Преосвященному митрополиту Тверскому и Кашинскому Виктору продолжить управление Тверской епархией.   ЖУРНАЛ 68 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Уральского и Актюбинского Антония о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия. Справка: Согласно пункту 26 главы XV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом». ПОСТАНОВИЛИ: Благословить Преосвященному архиепископу Уральскому и Актюбинскому Антонию продолжить управление Уральской епархией.   ЖУРНАЛ 69 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании 2 сентября 2015 года Синода Белорусского Экзархата. Справка: Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси».

http://patriarchia.ru/md/db/text/4250908...

Не лишено оригинальности «Слово о Царствии Небесном» (1626), написанное монахом Антонием, по прозванию Подольский, который, возможно, был выходцем из Юго–Западной Руси  . В шести главах «Слова» автор сначала говорит о сущности Святой Троицы и о Вочеловечении Христа — Источника нашего спасения, потом он пытается изобразить Царство Небесное, представить блаженство святых, их нетленность, их «возраст» (главы 1–4); вторая часть (главы 5 и 6) содержит сравнительную характеристику земных ценностей и небесного блаженства. Хотя «Слово» Антония не лишено внутренней логики и искреннего благочестия, чрезмерная риторичность и вычурность языка снижают ценность этого труда  . Следует еще упомянуть опыт толкования на Книгу Бытия — «Шестоднев» Афанасия, архиепископа Холмогорского (1682–1702), и его же «Исповедание веры» — изложение Символа веры  . Очень многосторонним писателем был Игнатий Римский–Корсаков. Выходец из служилой знати, некоторое время бывший стольником при дворе царя Алексея, он в 1677 г. поступил в Соловецкий монастырь, в 1685 г. он был уже архимандритом Новоспасского монастыря и в пору полемики о преложении Святых Даров принадлежал к числу самых ревностных приверженцев патриарха Иоакима. Его отношения с новым патриархом Адрианом сложились не очень удачно, и назначение его митрополитом Сибирским, возможно, было своего рода почетной ссылкой. Жизнь его окончилась трагически: Игнатий сошел с ума, в 1700 г. был уволен на покой и в 1701 г. скончался. В 80–90–е гг. он составил три жития: 1) «Житие св. княгини Анны Кашинской», 2) «Житие св. Симеона Верхотурского» и 3) «Житие и завещание патриарха Иоакима». Последнее сочинение, составленное с определенной целью — для содействия канонизации Иоакима, замысел которой не нашел одобрения у патриарха Адриана, тесно связано с позицией «православной партии» в споре о преложении Даров; сочинение это не особенно объективно, носит характер панегирика, но все же является важным источником по истории своей эпохи. Помимо того, Игнатию принадлежит «Толкование образа Софии, Премудрости Божией», два полемических сочинения, направленные против протестантизма и католицизма, три сочинения против раскола, получившие особенно широкую известность, и, наконец, «Известие о Русском царстве» и «Слово к воинству», составленное в связи с Крымским походом 1685 г. Два последних сочинения носят политический характер, они предназначены были для поддержки правительства царевны Софьи; «Толкование образа Софии» также содержит намеки на «премудрость» царевны Софьи  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

1­ апреля писал я в Москву А. П. Ушаковой, в ответ на ее письмо от 13 марта: «Посылаю Вам к светлому празднику Христову, вместо красного яйца, назидательную книжку. Примите ее с любовию. Старица Антония, коей житие Вам посылается, родная сестра покойного Н. П. Мезенцова 347 . Житие это составлено ее племянницею, нынешнею Кашинскою Игумениею Иннокентиею. Вот не стало и почтенного старца, благочестивого Григория Германовича 348 : вечная ему память! Вы были, вероятно, при его отпевании. Благодарю Вас за память о 68 годовщине. Пользовался я всю зиму от боли в ногах электричеством, чувствую некоторое укрепление в мышцах, но совершенного выздоровления ожидать, видно, уже нельзя. Надобно, впрочем, знать и честь; не все бегать да прыгать: пора и на месте смирно сидеть. Но, слава Богу, что эта боль, по крайней мере, не мешает мне заниматься своими делами. О Киевском видении преподобной Евфросинии Полоцкой до сих пор ничего я не знал и не слыхал». В тот же день получено было мною два письма с разных сторон: из Константинополя и из Москвы. Из Константинополя писал от 26 числа настоятель посольской церкви, архимандрит Арсений: «Наступающие дни Светоносного Воскресения Христова побуждают меня, по священному христианскому обычаю, с чувством искреннего почтения приветствовать Ваше Высокопреосвященство с сим праздником праздников нашей святой церкви заветным всерадостным – Христос воскресе! Тридневно из гроба воссиявший Жизнодавец Господь наш, озаривший и оживотворивший человечество Своим воскресением, да подаст Вам в радости духовной праздновать всесветлое торжество живоносного Воскресения среди паствы Вашей многая лета, споспешествуя Вам Своею благодатию в многотрудном служении Святой Церкви и охраняя Вас щедротами Своей благости в здравии и благополучии. Здесь на востоке все просвету нет; уже не говорю о болгарских неурядицах, и у Греков не лучше. То всю зиму шумели, выбирая нового Патриарха, который не успел взойти на патриаршество, как уже сделался предметом преследования греческой прессы и всего общества еллинского. Уже теперь грозят, что скоро удалят его. Вот и плоды восхваленного выборного начала, от которого сохрани Господь нашу Русь. Теперешний патриарх Дионисий – известный здесь русофоб, о котором в русских газетах было немало писано; поэтому лично его жалеть не приходится, но все-таки жалко за его высокий сан, к которому мы – русские и заочно относимся с великим уважением. Я во время сырной недели был у него с поздравлением, и он произвел на меня недурное впечатление, даже хорошее; был весьма любезен, а что будет дальше, увидим».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Приими ventilabrum maturissimi judicii, и отреби и провей сию пшеницу, яко да будет достойна житницы мысленныя – церкви, благочестивым на пищу душам, алчущим и жаждущим правды...». Посылая на потребности книгопечатания «сто риз» бумаги, Стефан давал архиепископу Антонию советы относительно шрифта, которым ему было бы желательно печатать «Камень веры»: «печатовати советую in folio не вельми стисло и тесно, но вельми и пространно. In medio virtus. A capite (с начала строки) часто починать, где инший сенс и значно различный из прежн его приходит, не так, якоже theatrum politicum печатано без отступки а periodo и без начинаний a capite различных сенсов, все помешано, без просветку темно, як в густом лесу, не хочется и читать густого без просветку друку...». В конце письма митрополит Стефан просил преосвященного Антония смягчить и сгладить те резкие выражения, которые встретятся в его книге по отношению к протестантам: «аще где-либо жестокая досада на противников обретается, оную надобе удалити или умягчати; о том и сам великий государь мне изволил говорити и тако по истине, доведется, ибо речено есть: «не воздавайте зла за зло. И Христос укоряем, противу не укоряше. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое...» 514 . Так заботился митрополит Стефан Яворский об издании в свет своего сочинения; но его хлопоты не увенчались успехом: «Камень веры» не был напечатан при жизни автора. Первое издание «Камня веры» было уже в царствование Императора Петра II. 9 ноября 1727 года в св. Синод был прислан из Верховного Тайного Совета указ Его Императорского Величества , которым повелевалось, «чтоб книгу, именуемую «Камень веры», которую сочинял Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, (и по приказу Верховного Тайного Совета свидетельствовал и своеручно подписал Феофилакт, Архиепископ Тверский и Кашинский) напечатать, в Москве сколько для народной продажи потребно по разсуждению синодскому». Во исполнение этого Высочайшего указа св. Синод повелел: «ту книгу Камень веры в Святейшем Синоде положить в архив и когда в Москву поход будет взять с тою ж архивою в Москву, и тамо, по прибытии, велеть в Московской типографии, напечатать таких книг целой выход по обыкновению» 515 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

У о. Иоанна Страхова было четверо сыновей – Сергий (мой прямой прадед, отец моей бабушки по линии отца Надежды Сергеевны Страховой-Закатовой), Иоанн, Алексий и Михаил . Все они получили образование в Волоколамском духовном училище и Вифанской духовной семинарии . М.И. Страхов окончил училище в 1887 году и семинарию в 1893 году . Его обучение в Вифанской семинарии пришлось на период ректорства будущего Митрополита Томского Иакова (Пятницкого) и будущего Архиепископа Тверского и Кашинского Антония (Каржавина) . После получения образования, с 1894 года М.И. Страхов стал надзирателем в Волоколамском духовном училище. В 1897 году был определен на должность псаломщика в московский храм Сошествия Святаго Духа у Пречистенских Ворот , на месте которого ныне находится здание станции метро «Кропоткинская». В 1900 году вернулся в Волоколамск и уже в сане иерея служил в Воскресенском соборе Волоколамского Кремля . В 1900-1908 гг. состоял членом Волоколамского отделения Епархиального училищного совета; в 1904-1908 гг. – членом Правления Волоколамского духовного училища. В 1904 году получил богослужебную награду – набедренник. Заведовал Волоколамским свечным складом Епархиального свечного завода до 1908 г., а затем состоял заведующим такого же склада в Коломне. В 1908 году отец Михаил был переведен в Коломну в храм Рождества Христова . В 1909 году награжден правом ношения скуфьи. С 1911 (по другим данным – с 1912) года являлся законоучителем Коломенской ремесленной низшей школы и настоятелем домового храма Мартина Исповедника при богадельне братьев Шаниных . В это время отцу Михаилу довелось сослужить и общаться со знаменитым протоиереем Владимиром Игнатьевичем Востоковым (1868-1957), уроженцем села Голочёлово Коломенского уезда Московской губернии, священником, духовно близким св. преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне, видным деятелем монархического движения Российской Империи и русской эмиграции, в 1913 году отправленным по настоянию обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода В.К. Саблера за резкие высказывания о Г.И. Распутине из Москвы в Коломну для служения в Христо-Рождественском храме.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/27/...

Пользуются известностью его Пастырския Послания, особенно – к Волынскому духовенству. Большое место в литературной деятельности почившего занимала церковная публицистика, особенно – оценка властителей дум русского общества до-революционной эпохи – Льва Толстого, Ренана и других. На эти темы он выступал с речами, лекциями; затрагивал их и в своих живых и энергичных проповедях. Прекрасно знал почивший историю Родины своей и народа, ценил классическую русскую литературу и был в курсе литературы текущей. Но особенно преклонялся он, как известно, перед гением Ф. М. Достоевского. Еще в юности он «с затаенным дыханием» слушал Достоевского, выступавшего на литературных вечерах, «несколько ночей не мог спать» после прочтения «Братьев Карамазовых», – и это отношение пронес чрез всю жизнь, оставив в последний период своей жизни памятник такого отношения, в виде «Словаря к творениям Достоевского». Из иностранной литературы его внимание было направлено особенно на французскую литературу. В ней он выделял представителей «новой школы», как Поль Бурже, в которых видел поворот к нравственным основам творчества. Всю жизнь почивший Митрополит жил идеей возстановления в Русской Церкви Патриаршества и сознательно работал над ея осуществлением. С детского возраста эта идея вошла в его сознание, когда он однажды обратился с вопросом к отцу: «А почему же у нас нет своего Патриарха?» В связи с этой идеей, он высказал убежденно новый взгляд на историческую личность Патриарха Никона , считая его самоотверженным защитником великой идеи независимости Церкви. Новейшая объективная историческая наука подтвердила правильность этого взгляда. При участии Митрополита Антония и под его влиянием было совершено прославление русских святых, особенно – Иоанна Тобольского , Иоасафа Белгородского , Анны Кашинской. Им составлен длинный ряд церковных служб, между ними – Волынским святым: преподобному Макарию Овручскому, преп. муч. Анастасии, преп. Иову Почаевскому – служба с акафистом, Феодору Острожскому, затем службы с акафистом пред Почаевской иконой Божией Матери, пред Озерянской иконой Божией Матери. Кроме того, ему принадлежат службы свв. Кириллу и Мефодию, святителю Иоасафу и ряд других служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Но во Владимирском храме было весьма много и других святынь, заключающихся в частицах мощей святых угодников Божиих, подаренных, храму с иконами с изображениями этих святых, с крестами. Это хранилось у дарителей как семейная святыня. Части мощей угодников Божиих находились: в образе, в котором были вложены пять св. крестов и складной кипарисный обложенный серебряной рамкой маленький образ с частицами св. мощей следующих угодников Божиих, лики которых изображены на сем образе: св. Предтечи Иоанна, св. апостола Андрея Первозванного, св. апостола Павла, свят. Христовых Московских Чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Святых благоверных князей Александра Невского, Михаила Черниговского, благоверных княгинь Ольги Российския и Анны Кашинския, преп. Лазаря писца, св. муч. Ефимии всехвальныя. (Наполях дела 238 карандашом написано следующее: «В нашествие монголов мощи Ольги погибли или сокрыты неизвестно куда...» - Б.Р.) Святителей Христовых: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, Арсения Тверского, св. муч. Нестора и преп. Афанасия Афонского. Святых муч. Антония и Савватия, преп. отец Григория Двоеслова папы Римского, Григория Нисского, Филарета Милостивого, Евфимия Великого, Сергия игумена Радонежского, Арсения Великого и Николы святоши, кн. Черниговского. Святых влмч.: Федора Стратилата, Иакова Персиянина, Никиты. Свмч. Иоанна воина, Нестора, св. преп. Лукиана, пресвитера Антиохийского, и св. блаженного Иакова, Боровицкого Чудотворца. В подножьи крестов вложены в особо устроенных местах св. мощи угодников Божьих: преп. Нила Столобенского, Сергия игумена Радонежского, Сильвестра папы Римского, Симеона Сербского мироточивого, Ионы Пресвитера, Илариона Нового, свмч. Архидиакона Евпла, св. вел. муч. Варвары, св. вел. муч. Екатерины; преп. отец: Пимена Печерского, Варлаама Хутынского, Петра Афонского, Онуфрия Великого, Тита Чудотворца, св. Иоанна патриарха Александрийского милостивого, преп. Никона Печерского, Сухаго, преп. Исаакия Далматского.

http://sobory.ru/article/?object=34502

Л. считал, что рус. народ стремится к единству идеалов государственности и церковности на основе не только юридических норм, но и уважения, «нравственного взаимного долга». Церковь, говорил Л., «вынянчила Русское государство… блюдет… русскую народную душу» и в «будущем под Ее спасительный кров будут собираться православные русские люди, вдохновляющиеся религиозной верой, без к-рой нет жизни ни для отдельных лиц, ни для народов, ни для государства» (см.: Гос. Дума. 3-й созыв: Стенографические отчеты. СПб., 1910. Сессия 4. Ч. 1. Стб. 164-182, 194-200). Л. вспоминал, что на предсоборном присутствии государь упоминал о своей готовности стать кандидатом на Патриарший престол. Л. принимал участие в восстановлении почитания св. блгв. кнг. Анны Кашинской (1909), в перенесении мощей прп. Евфросинии в Полоцк (1910), в подготовке прославления свт. Иоасафа (Горленко) , еп. Белгородского (1911). В 1910 г. Л. поддержал начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Леонида (Сенцова) , инициировавшего сооружение православного храма близ дуба Мамврийского в ознаменование рождения наследника цесаревича (начато еще в 1904 г.). Определенная противоречивость позиции Л. проявилась, в частности, в его действиях по вопросу церковной миссии на Дальн. Востоке. С одной стороны, в письме П. А. Столыпину от 16 янв. 1910 г. Л. призывал создать там внутренний уклад жизни, «который действительно придает переселенцу облик русского человека». Роль Церкви будет особенно велика в непривычных «условиях жизни», когда человек тоскует по родине и может попасть под влияние разного рода сектантов ( Ремнёв А. Н. Вдвинуть Россию в Сибирь//Новая имперская история постсоветского пространства. Каз., 2004. С. 240). С др. стороны, в 1910 г. Л., по свидетельству еп. Нестора (Анисимова) , несмотря на поддержку митр. Антония (Вадковского) , директора Департамента духовных дел инославных исповеданий А. Н. Харузина и ряда членов Гос. думы, в наибольшей степени препятствовал регистрации устава Камчатского православного братства, с отд-ниями в крупных городах Российской империи, имевшего миссионерские, церковно-просветительские и благотворительные цели.

http://pravenc.ru/text/2110883.html

1862. 16. С. 374-376; Письмо Н. В. Гоголя//ДВ. 1864. 4. С. 583-585; Письма к одному из соборных старцев Киево-Печерской лавры//Полтавские ЕВ. 1868. 6. С. 176-178; Письма к Гавриилу [Городкову], архиеп. Рязанскому: 1829-1857. М., 1869; Два письма к редактору «Домашней Беседы»//ДБ. 1870. Вып. 45. С. 1224-1225; Максимович М. А. Письма о Киеве и воспоминание о Тавриде. СПб., 1871; Письма к настоятелю херсонского Успенского собора прот. о. Максиму Перепелицыну//Херсонские ЕВ. 1878. 6. С. 100-104; 21. С. 651-656; Иннокентий Борисов, архиеп. Херсонский и Таврический, в письмах к наставнику и руководителю его в детстве, свящ. В. Климентову, 1822-1855 гг.//РС. 1881. 11. С. 575-590; Письмо по случаю появления перед Одессой союзного флота в 1854 г.//ХЧ. 1881. Ч. 1. 5/6. С. 801-803; Письма к Макарию [Булгакову], митр. Московскому//ЦВ. 1883. 17/18. С. 6-7; 24. С. 3-5; 26. С. 7-10; Письма И. Я. Бодянскому//ЗапООИД. 1883. Т. 13. С. 269-271; Письмо высокопреосв. Филарета [Дроздова], митр. Московского//ТКДА. 1884. 1. С. 112-115; Письма Филарета [Амфитеатрова], митр. Киевского, и архим. Антония [Амфитеатрова], ректора Киевской академии (впосл. архиеп. Казанского)//Там же. 4. С. 621-631; 5. С. 69-102; 6. С. 258-292; Письма Арсения [Москвина], митр. Киевского//Там же. 8. С. 583-592; Письма Димитрия [Муретова] Херсонского//Там же. С. 593-600; Пять писем М. А. Максимовича//Там же. 9. С. 132-145; Письма Макария [Булгакова], митр. Московского//ХЧ. 1884. 5/6. С. 798-817; Письма Гавриила [Розанова], архиеп. Тверского и Кашинского//Тверские ЕВ. 1884. 14. С. 433-454; 15. С. 473-477; Письма разных лиц архим. Иннокентию Борисову//ЧОИДР. 1884. Отд. 5. Кн. 4. С. 1-67; Письма прот. В. И. Нордова//Вологодские ЕВ. 1885. Приб. 17. С. 351-363; 18. С. 367-379; Письма прот. И. М. Скворцова//ТКДА. 1885. 6. С. 314-328; 7. С. 472-482; 8. С. 671-675; 9. С. 165-167; 10. С. 311-318; Письма Евгения [Казанцева], архиеп. Ярославского//Ярославские ЕВ. 1885. 9. Стб. 136-141; Три письма из бумаг Иннокентия, архиеп. Херсонского//ПС.

http://pravenc.ru/text/389617.html

В число целей и задач предварительного обыска входило, как мы видели, еще свидетельствование мощей. Но прежде, чем говорить о последнем, мы должны решить вопрос: составляло ли в этот период нетление мощей того или другого святого такое же необходимое условие для канонизации, каким были чудеса? Факты канонизации этого времени позволяют нам дать отрицательный ответ на этот вопрос. Что действительно нетление мощей не было в это время условием, необходимым для церковного прославления святых, это положение легко доказать фактами. Присматриваясь в последним, мы видим, что многие святые этого периода были канонизованы задолго до открытия их мощей. Таковы, напр., преп. Маварий Желтоводский 524 , преп. Евфросиния Суздальская (мощи ее обретены в 1698 году); мощи же некоторых святых, как, напр., преп. Антония Сийского, Иосифа Волоцкого и Корнилия Комельского и совсем не были открыты 525 . Мощи же других святых, хотя и были открыты, но канонизация их последовала много спустя после этого открытия. Так, напр., мощи Авнежских чудотворцев Григория и Кассиана были открыты в 1524 году, но установить праздник в честь их или канонизовать их решено было только в 1560 году. Кроме того, из конца этого периода имеем ясное свидетельство, которое говорит, что нетление мощей не было в числе условий, необходимых для совершения канонизации. Так, собор 1678 года, созванный по делу о канонизации княгини Кашинской Анны, рассуждая об основаниях для ее канонизации, между прочим, говорит: „понеже жития вел. княгини Анны известного отдревле писаного не обретохом и слагати ей тропари и кондаки и канона непочему и того ради и ко святым в церкви поемым вычислити не дерзахом, понеже и прежним архиереем и великим князем и княгиням и преподобно жившим отцем аще и мощи их целы обаче чрез толикая лета тропари, кондаки и каноны им не составишася, и во имя их церкви не созидахуся, прежним архиерейским собором не дерзающим и не повелевавшим» и проч., и дальше перечисляются те святые, чьи нетленные мощи, хотя и почивают нетленными, но которым Церковь празднований, однако, не установила. Так, напр., «по явлени и чудодеянии вел. кн. Даниила Александровича, повелеша пети по нем панихиды и литургия служити, точно также Печерские иноки: Дамиан, Иеремия, Исаакий, Алимпий, Агапит, Марк, Кукша, Пимен, Никола

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010