Вскрытие мощей преподобной Анны Кашинской произошло в Кашине 24 января 1930 года – последнее по времени. В нем принимали участие 39 членов специальной комиссии, свидетелями стали тысячи верующих, пришедших к городскому собору в тот день. Позднее, во время краткого «потепления» советского государства к Церкви, некоторые реликвии, в том числе мощи святых, были возвращены обратно в храмы. Как явствует из документов Совета по делам РПЦ, государство возвращало мощи святых в течение 1946–1948 годов (1946, март – возвращены мощи святи теля Тихона Задонского (Орел); 1946, апрель – преподобного Сергия Радонежского (Загорск); 1946 – преподобного Феодосия Черниговского (Чернигов); 1946 – Виленских мучеников Антония, Иоанна, Евстафия (Москва), в 1947 г. перевезены в Вильнюс в Свято-Духов монастырь; 1947, июнь – святителя Иоанна Тобольского (Тобольск); 1947, октябрь – святителя Алексия Московского (Москва), 22 января 1948 г. – преподобной Анны Кашинской (Кашин); младенца-мученика Гавриила Белостокского (дата передачи до сих пор не установлена)). Процесс возврата мощей проходил не без споров в органах государственной власти. Не было и речи об отмене декретов 1918 года или постановлений Наркомюста 1919 и 1920 годов. Правительство не создало ни одного правового акта, которым регламентировалось бы возвращение святынь. Возвращение мощей было обставлено исключительно как ж ест благоволения со стороны И.В. Сталина. 26 июля 1946 года председатель Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпов в инструктивном письме уполномоченным объявил, что «никакого массового возвращения мощей не может иметь места, уполномоченным не следует проявлять инициативу в части розыска мощей в музеях и других организациях». Поскольку Патриарх настаивал на возвращении мощей, то Г.Г. Карпов обратился в Совет Министров и получил от К.Е. Ворошилова зловещий ответ: «Надо сказать Патриарху, не глядя в глаза, – пора РПЦ уж отказаться от этого, отжило уже, это мистицизм». Председатель Совета по делам РПЦ пытался сопротивляться возвращению мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К настоящему моменту известен единственный письменный источник – «Выкупная запись Серко Федорова сына Олвсофиева и Семена Дмитриева сына Олвсофиева на «половину деревни Медведева у игумену у Енатия з братиею онтонова монастыря» 1545/1546 г., – который позволяет говорить, что монастырь к началу XVI в. носил имя своего основателя – прп. Антония. Поскольку церквей, которые были бы посвящены прп. Антонию Великому или какому-либо другому св. Антонию в монастыре не было (по источникам не прослеживаются), логичнее предположить, что наименование монастыря сохранило имя своего основателя. Так это обстоятельство воспринималось и в конце XVII века автором монастырского «Летописца». Наименованием монастыря Антониевым позволяет говорить о памяти и монастырском почитании основателя монастыря. Известные иконописные изображения прп. Антония поздние, XIX–XX веков. Имелись ли иконы прп. Антония в самом монастыре, неизвестно . С 1897 года по благословению архиеп. Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина) началось собирание сведений о тверских святых. В 1902 году по его просьбе была написана икона " Собор Тверских святых " , на ней Антоний Краснохолмский изображен старцем с седой круглой бородой, в монашеском одеянии и схиме, в правой руке святой держит храм, левая рука приподнята вверх. В 1904 году архиеп. Димитрий установил местное почитание Собора Тверских святых, в который вошел и Антоний Краснохолмский, сведения о нем были включены в Тверской патерик (1907). В 1979 году по благословению патриарха Пимена было установлено праздновать Собор Тверских святых в 1-е воскресенье после праздника святых апостолов Петра и Павла. В службе Собору прп. Антоний Краснохолмский упомянут в 4-й стихире на Господи воззвах и во 2-м тропаре 8-й песни канона утрени . Литература Использованные материалы   Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания//Исторические исследования: электронный журнал Исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. М., 2016. С. 228. URL: (дата доступа: 08.12.2016).; Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей//Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 66–73.

http://drevo-info.ru/articles/4919.html

Архив Пн В праздник Иверской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Новодевичьем монастыре г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского 26 октября 2015 г. 16:54 26 октября 2015 года, в день празднования Иверской иконе Божией Матери в честь принесения чудотворного образа в Москву в 1648 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь г. Москвы. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери. Чудотворный список иконы Божией Матери «Иверская», принесенный в 1648 году со Святой Горы Афон, находится в Успенском храме обители. Древнейший на Руси список Иверского образа на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре. После его закрытия икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. 6 мая 2012 года Президент России В.В. Путин передал чудотворный образ Русской Православной Церкви. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского, викария Патриарха Московского и всея Руси. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Тверской и Кашинский Виктор ; митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ; архиепископ Петергофский Амвросий ; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ; епископ Видновский Тихон ; епископ Серпуховской Роман ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай ; епископ Зарайский Константин ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; духовенство Москвы, Московской области и приходов Московского Патриархата в Италии.

http://patriarchia.ru/db/text/4255265.ht...

Двадцатилетнее служение выдающегося иерарха XIX века архиепископа Антония на одной кафедре (с 1826 по 20 декабря 1846 года) составило целую эпоху в истории Воронежской епархии. Промысл Божий избрал его «орудием» прославления святителя Митрофана Воронежского и подготовки к канонизации святителя Тихона Задонского. «Еще ничего не было известно, – говорил архиепископ Антоний, – как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового Угодника Божия». С 1830 года архиепископ Антоний начал готовить материалы к прославлению святителя Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод; 25 июня 1831 года, после повторного донесения в Синод, мощи святителя были признаны нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого – истинными. 6–7 августа 1832 года преосвященный Антоний в сослужении члена Синода архиепископа Тверского и Кашинского, впоследствии – митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, Григория (Постникова; † 1860) и двенадцати священников возглавил торжества по открытию и обретению мощей, на которых присутствовало более 60 тысяч верующих со всей России. Спустя сорок дней на поклонение прибыл император Николай I. 23 декабря 1832 года архиепископ Антоний торжественно переложил мощи в новую, подаренную воронежским купечеством, серебряную раку. 25 июня 1833 святые мощи были перенесены из Архангельского в возобновленный стараниями владыки Антония Благовещенский кафедральный собор, после чего день перенесения мощей стал по его указу общеепархиальным праздником. Для Благовещенского Митрофановского монастыря им было установлено еженедельное соборное чтение акафиста Божией Матери по субботам (с 1836 года), а по четвергам – акафиста святителю Митрофану (с 1842 года). Последнее было возобновлено митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием (Немцовым) в 1989 году не только пред мощами святителя Митрофана в Покровском кафедральном соборе, но и циркулярно – по всем приходам епархии. В 1832 году преосвященный Антоний издал указ по епархии «вспоминать имя Святителя Митрофана при всех служениях на отпустах пред именем дневного святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Третья часть вырезается в память: «Святых славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла, святых Апостолов Евангелистов: Матфея, Марка, Лука и Иоанна; Святых Апостолов: Андрея, Иакова, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Канонита, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима и всех святых Апостолов». Четвертая часть вынимается в память: «Святых отцов наших, Святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Злотоустого, Афанасия и Кирилла. Спиридона Тримифунского, Николая Мирликийского, Петра, Алексея, Иоаны, Филиппа-Московских, Никиты-епископа Новгородского, Леонтия-Епископа Ростовского, Димитрия, Митрофона, Феодосия, Питирима, Иоасафа, Иоанна, Тихона Задонского и всех святых святителей». Вынимается и полагается пятая часть в воспоминание: «Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великомучеников: Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Иоанна воина, Флора и Лавра, Трифона, святых священномучеников Власия и Харалампия, Игнатия; Поликарпа, Афиногена; мучеников Мины Египтянина, Антипы, и всех святых мучеников. Святых мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии, Параскевы, Екатерины, Анисии, Веры, Надежды, Любви, Софии, Лидии, Иулиты, Устинии и всех святых мучениц». Шестая часть вынимается в память: «Преподобных и богоносных отцов наших: Антония, Евфимия. Онуфрия, Саввы, Афанасия Афонского , Антония и Феодосия Печерских , Зосимы и Савватия Соловецких, Сергия Радонежского, Серафима Саровского , Варлаама Хутынского и всех преподобных отцов, и преподобных матерей: Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулы, Евфросинии, Марии Египетской, Евфимии, Анны Кашинской и всех святых преподобных матерей». Вынимается седьмая часть в память: «Святых чудотворцев и бессребренников: Косьмы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона, Ермолая, Сампсона, Деомида, Фотия, Никиты, святых семи отроков Ефесских и всех святых бессребреников». Восьмая часть в память: «Святых праведных богоотцев Иоакима и Анны, свитых равноапостольных Нины, Константина и Елены, Кирилла и Мефодия учителей Словенских, равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги, Александра Невского, страстотерпцев: Бориса, Глеба и Игоря, князей Константина, Михаила, Феодора, Петра и Февронии, Андрея, Георгия, Глеба, (святого дневного) и всех святых, по молитвам которых посети нас, Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Вскоре после этого единоверцы возбудили ходатайство о проведении в Москве Всероссийского съезда. Синод разрешил только местный московский съезд. По просьбе участников съезда митроп. Владимир назначил его председателем епископа Серпуховского Анастасия (Грибановского) . В 1912 году Синод, по докладу своего члена архиеп. Волынского Антония (Храповицкого) разрешил созыв первого Всероссийского единоверческого Съезда в Петербурге. Он состоялся под председательством архиеп. Антония. 31 января депутация во главе с владыкой была представлена императору Николаю Александровичу. Владыка поднес государю икону благоверной Анны Кашинской и произнес слово. Единоверческий священник С. Шлеев поднес Царю и Наследнику Алексею Николаевичу подручники – коврики, которые единоверцы употребляют на молитве при земных поклонах. На сегодняшний день старообрядцы, в душе вполне возможно и вероятно склонные считать православных еретиками-никонианцами, в реальной жизни довольно миролюбиво относятся к православным верующим (но не к Православной Церкви). Идет некий примитивный диалог, в некоторых случаях старообрядцы принимают помощь от православных, а в Русской Зарубежной Церкви есть даже община старообрядцев, которая воссоединилась с Русской Зарубежной Церковью и в настоящее время возглавляется епископом Даниилом. Проблема отношения старообрядчества с Московской Патриархией ничем не отличается от проблемы отношения Русской Зарубежной Церкви с той же Патриархией. И решение ее, видимо, лежит не в двусторонних обвинениях во всех смертных грехах, а в понимании корневой истинности тех и других. До тех пор, пока мы будем выискивать явные или тайные грехи друг друга, дело Божие будет страдать. Речь не идет о явных еретиках. Старообрядцы – такие же православные, а в некоторых случаях и более строгие к вере и христианским правилам люди. Мы не можем судить их судом XVII века, пока мы не выясним нынешней позиции и их церковного руководства, и рядовых верующих. Люди, которые шли на костер за убеждение, что они защищают Православие, заслуживают того, чтобы с ними говорили не как с сектантами, а как с верующими, стремящимися сохранить то, что было нам дано и сохранено нашими предками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1125 Изданы под заглавием: Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Архимандриту Антонию. 1831–1367 гг. Части 1–4. Москва, 1877–1884. 1131 Жизнь графа М. Н. Муравьева, в связи с событиями его времени и до назначения его губернатором в Гродно. Биографический очерк, составленный Д. А. Кропотовым. СПБ. 1874. 1136 По случаю вступлфния Вел. Княжны Марии Александровны в замужество с принцем английским Алфредом-Эрнестом-Альбертом, Герцогом Саксен-Кобург-Готским. 1140 Речь Преосв. Леонида напечатана в Прибавлениях к Твор. св. отцев, 1859 г., ч. XVIII, и перепечатана в книге Преосв. Саввы, Воспоминания о Преосв. Леониде, архиеп. Ярославском, Харьков, 1877. Стр. 75–77. 1148 Старшей сестры Преосв. Леонида, Екатерины Васильевны, в замужестве Ушаковой, начальницы николаевского сиротского института. 1154 Лампада, висящая пред мощами св. Петра, принесена в дар Ея Высочеством в Июле 1861 г., в память Ея первой исповеди (в Лавре, у покойного Митроп. Филарета). Эта исповедь, как писал пр­-му Савве прот. И. В. Рождественский , была не первая, а вторая; первая была у о. И. В. Рождественского. 1156 Т.е. для помещения в Чтениях Общества Истории и Древностей Российских, в котором Бодянский был секретарем. 1160 Сведения эти заимствованы из брошюры, составленной и изданной в 1875 г. Протоиереем Ф. Иваницким, под заглавием: «Священник Ф. В. Одинцов, Полоцкой женской Спасо-Евфросиниевской обители духовник». 1164 Там и напечатан, стр. 173–220, под заглавием: Списки настоятелей Московского Высоко­-Петровского монастыря с 1379 г.; есть и отдельно. Москва, 1874. 1170 Василий Александрович, ныне доктор богословия и ординарный проффссор Академии по кафедре истории и разбора западных исповеданий. 1173 Антония Мезенцова, † 26 января 1875 г. См. брошюру: Кашинского. Сретенского монастыря игумения Антония Мезенцова. Тверь, 1887. 1175 Иван Иванович, впоследствии Начальник 2­-го отделения Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода, Действ. Ст. Сов. 1178 Она довольно обстоятельно описана в книге: «Прощание Епископа Саввы с Полоцкою паствою», Харьков, 1876 г., стр. 173–178. Примеч. Преосв. Саввы.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Председателем IV миссионерского съезда, приуроченного к празднованию 800-летия Киево-Михайловского монастыря, стал архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) . Еще до начала работ было ясно, что предстоявший форум будет отличаться исключительной активностью, а при рассмотрении некоторых вопросов, и непримиростью. По синодальной программе предусматривалось создание на съезде трех отделов: исторического, апологетико-полемического и организационного. Но подготовительная комиссия, созванная в Киеве под руководством архиепископа Антония, значительно расширила и видоизменила предположения Святейшего Синода. «Из узкого собрания специалистов миссионерского дела, – отмечал биограф владыки Антония епископ Никон (Рклицкий) , – подготовительная комиссия придала этому съезду общецерковный характер, сделав его как бы церковным Собором митрополичьего округа». На съезде было сформировано девять отделов: противораскольничий, единоверческий, противосектантский, противокатолический, по церковному учительству и по вопросу о мерах борьбы с социализмом, анархизмом и неверием, организационный, издательско-миссионерский, противомусульманский, преподавательский. Открытие IV миссионерского съезда приветствовал обер-прокурор Святейшего Синода П. П. Извольский, подчеркнувший, что в основе суждений делегатов, несомненно, будет лежать воля государя, выраженная в указе 17 апреля 1905 г. Но дарование свободы вероисповедания и общественной молитвы, по мнению Извольского, вовсе не означало того, что эта свобода дана «на ослабление и разорение Православия». Иными словами, заявлялось о стремлении государства и впредь поддерживать Православную Церковь силой внешнего авторитета власти. Дальнейшая работа съезда показала, что многие делегаты считали такую поддержку не только желательной и необходимой, но и естественной. Съезд рассмотрел вопрос и о секте иоаннитов, которую архиепископ Антоний считал весьма вредным хлыстовским лжеучением, 2 а также многочисленные миссионерские вопросы, проблемы церковного учительства, ситуацию с отпадением православных в католицизм, пропаганду атеизма и социализма и ряд других. Съезд приветствовал ходатайство Святейшего Синода о восстановлении почитания св. Анны Кашинской (оно было возобновлено через год, летом 1909 г.). Однако, решая вопросы церковной жизни, делегаты часто выносили в дела веры политику. Они не желали даже говорить о возможности «оказательства» для какой-либо иной, кроме православной конфессии. Миссионеры признали исполнение закона о свободе вероисповеданий умаляющим значение Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1733 Василий Александрович, ныне доктор богословия и ординарный профессор Академии по кафедре истории и разбора западных исповеданий. 1736 Антония Мезенцова, † 26 января 1875 г. См. брошюру: «Кашинского Сретенского монастыря игумения Антония Мезенцова». Тверь, 1887. 1738 Иван Иванович, впоследствии Начальник 2-го отделения Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода, Действ. Ст. Сов. 1741 Она довольно обстоятельно описана в книге: «Прощание Епископа Саввы с Полоцкой паствой», Харьков, 1876 г., стр. 173–178. Примеч. Преосв. Саввы. 1742 Об Ахене очень любопытные сведения в XIX письме С. Васильева из-за границы, напеч. в 246 «Москов. Вед.» 1880 г. Примеч. Преосв. Саввы. 1758 Преосвящ. Нил, Архиеп. Ярославский, бывши в августе 1867 г. на юбилее почившего в Бозе Митрополита Филарета, посетил Москву и оттуда испросил у Его Высокопреосвященства соизволение совершить в Московском Успенском Соборе, накануне храмового праздника Успения Пресв. Богородицы, молебен и в Чудове монастыре 15 августа литургию. Я был в это время также в Москве, и после праздника отправлялся в Троицкую Лавру, чтобы проститься со Владыкой. Когда я рассказал при этом Митрополиту, как Преосв. Нил праздновал в Москве праздник, Владыка сказал: «Да, он поехал, чтобы рекомендовать себя Москве на мое место». Примечание Преосв. Саввы. Ср. т. III Хроники, стр. 761. 1760 Подлинное письмо хранилось у Протоиерея Киево-Софийского Собора Н. И. Флоринского, женатого на родной племяннице Архиепископа Смарагда. 1766 Преемником Преосв. Нила на Ярославской кафедре был архиеп. Димитрий Муретов (со 2 октября 1874 г.), а после него в 1876 г. 15 мая в Ярославль назначен был Преосв. Леонид с возведением в сан архиепископа; в том же 1876 г. 15 декабря он скончался. 1775 Имеется в виду «Сборник памятников относящихся до книгопечатания в России». Выпуск первый. Издание Московской Синодальной Типографии. Текст В.Е. Румянцова. Москва, 1872. 1784 Бердникова, помощника Викторова по Румянцевскому музею и инспектора Синодальных певчих, † 7 января 1880 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Облечена в рясофор во время праздника утверждения монастыря осенью 1856 года с именем Аполлинария, пострижена в монашество 12 января 1863 года. Занималась в монастыре иконописью. Известно, что именно она разрисовывала заставки в рукописных книжках для духовного отца игумена Антония. В 1864 году перешла в Крестовоздвиженский монастырь в городе Белеве, чтобы быть ближе к духовнику. После смерти игумена Антония ее духовником стал Оптинский старец Амвросий (Гренков) . С 1875 по 1882 год мать Аполлинария снова подвизалась в Зосимовой пустыни и несла послушание благочинной. Впоследствии она была игуменией многих монастырей. В схиме носила имя Амвросия. Скончалась 7 марта 1906 года в Петровской пустыни, которая находилась в 12 верстах от Кашина и была приписана к Кашинскому Сретенскому монастырю, там ее и погребли. О почившей схиигумении написали книгу, переизданную в наше время, в 1998 году 395 . Сохранившиеся письма к о. Антонию (Путилову) от сестер Зосимовой пустыни свидетельствуют, что о. Антоний не отвергал прошений «о вразумлении», исходивших от других монахинь и послушниц. Среди них имена монахини Филареты (в миру Елизавета Ивановна Хлопонина, вдова, московская почетная гражданка; пострижена в 1859 году), инокини Филареты (Панютиной) 396 , послушницы Елизаветы Денибековой и других. 353 Архиепископ Филарет (Дроздов) был назначен на Московскую кафедру в 1821 году, а в августе 1826 года возведен в сан митрополита. И сразу же, с 20-х годов, начал споспешествовать устройству женских общежитий в своей епархии. 354 Покровский Хотьков монастырь получил статус общежительного уже после смерти митрополита Филарета [Ведомость о мужских и женских монастырях и общинах. СПб., 1901]. О различии между общежительными и своекоштными монастырями можно прочитать в Дневнике игумении Евгении (Озеровой) [Женская Оптина. Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. М., 1997. С. 289– 292]. 355 Слово на литургии 18 сентября 1873 года в Борисо-Глебском Аносине монастыре, по исполнении 50-ти лет со дня открытия монастыря, сказанное Леонидом, епископом Дмитровским//Душеполезное чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010