Мы атрибутируем эту прорись как изображение Амфилохия и Дионисия Глушицких, которых часто изображали также стоящими в рост и обращенными друг к другу 9 Вид монастыря на прориси (при всей условности изображения) не похож на традиционные изображения Соловецкого монастыря (см. ниже), зато имеет сходство с видом Сосновецкого Дионисиево-Глушицкого монастыря, на котором отчетливо виден круглый купол надвратной церкви 10 – деталь, которую можно увидеть и на прориси. Известно также, что «кругом монастыря идет высокая каменная ограда с величественными башнями по углам», 11 которая также изображена на публикуемой прориси. Изображения преподобной княгини Анны Кашинской 12 представлены только в поздних образцах XVIII–XIX вв. (Атлас, 20 , 29 ,    30 ). Однако образы святых жен Древней Руси довольно редко встречаются среди иконных прорисей. Поэтому мы решили воспроизвести здесь и эти изображения, хотя в них имеются существенные стилистические отличия от тех женских типов, которые были разработаны традиционной иконографией. Прорись с фигурами Антония Дымского, мученика Артемия и преподобной Ксении (Атлас,   31 ) выполнена путем прорисовки пером очень слабого оттиска. Детали ликов святых, а также изображение Мартирия Зеленецкого, пропечатались на оттиске столь слабо, что рисовальщик даже не стал обводить их чернилами. Две другие прориси с икон Антония Дымского (Атлас,    32 , 33 ) атрибутированы нами по видам монастыря и угловому изображению Казанской иконы Божией Матери, 13 присущему данному иконографическому изводу. Прорись с иконы Антония Римлянина (Атлас,  35 ) почти целиком совпадает с известной старообрядческой иконой XVIII в. 14 Сюжет, однако, восходит к более древним оригиналам XVII в. У нас есть уникальная возможность проследить основные этапы «иконизации» облика преподобного Антония Сийского, начиная от его древнейшего нагробного «портрета-иконы» (Атлас, 36 ), 15 благодаря большому числу изображений святого в Сийском лицевом подлиннике. 16 Любопытны характерные приписки-замечания на этих прорисях, сделанные чернецом Никодимом, впоследствии ставшим игуменом Сийского монастыя.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Источник находится недалеко от монастыря. Территория прекрасно ухожена. Для мужчин и женщин сооружены раздельные купели-домики. Я боюсь холода, но за многолетний паломнический опыт попривыкла окунаться в святых источниках и, памятуя какое блаженство наступает после выхода из их целительных вод, гоню свою робость прочь. После омовения в Тихвинской купели, мы совершенно счастливыми вернулись в Кострому, а спозаранку отправились домой в Петербург. С нами было благословение матушки Анатолии и драгоценные впечатления, подаренные в Преображение монастырями древней Костромы, волшебством Плёса и теплой заботой Свято-Никольской приволжской обители. И чувствовали мы себя действительно преображенными, вдохновленными радостью, упоёнными красотой земли нашей русской. Промыслительные встречи В молодости мне в руки неожиданно попала книга Митрополита Антония Сурожского «О встрече». Пришла она очень своевременно. В ней нашлись ответы на вопросы, в тот момент меня волнующие. С тех самых пор стараюсь относиться внимательно ко встречам не только с людьми, но и с книгами, через которые происходят знакомства с авторами, собеседующими с нами посредством своих произведений. В 2012 году в нашей семье произошла цепь интересных событий, когда одна неожиданная встреча стала началом долгой доброй истории. Летом мы решили съездить в Кашин. Супруг в то время алтарничал в петербуржской церкви Анны Кашинской (кстати, на тот момент в единственном храме России, наречённом в честь этой княгини, канонизированной дважды). Вот мы и захотели поклониться её честным мощам. Взяли благословение у духовного отца и поздно вечером выехали «в свой долгожданный отпуск» из Северной столицы прямёхонько по Московской трассе М10. Долго ли, коротко ли добрались до Вышнего Волочка. Возникла дилемма – куда дальше двигать – прямиком через Тверь или в объезд, как говорится, «прочими дорогами»? В то время вместо навигатора нас выручала карта. Неожиданно вспомнилось, что в Казанском монастыре Вышнего Волочка похоронена Любушка Сусанинская, пока в лике святых не прославленная, но народно почитаемая. Вот я невольно и обратилась к ней: «Любушка, ты нам подскажи, как к Анне Кашинской добраться!» В тот же момент перед глазами мелькнул указатель на поворот в сторону Кашина. Так мы и распрощались с Федеральной трассой М10.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

Лл. 147–154. Спасского в Ярославле монастыря архимандрита Каллиста в архиепископа Тверского и Кашинского, 1703 г. Феврали 21; хиротонию совершали: Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, Парфений, митрополит Лаодикийский, и Дионисий, архиепископ Вятский и Великопермский. Лл. 155–165. –«– Троице-Сергиевского монастыря архимандрита Илариона в митрополита Сарского и Подонского, 1703 г. Марта 21; хиротонию совершали: Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, Парфений, митроп. Лаодикийский, Каллист, архиепископ Тверской и Каншиский, и Дионисий, Вятский и Великопермский. Лл. 166–176. –«– Новгородского Юрьевского монастыря архимандрита Аарона в епископа Карельского и Ладожского. 1714 г. Января 24; хиротонию совершали: Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, Иосиф, архиепископ Вологодский и Белоезерский, и Варлаам, епископ Иркутский и Нерчинский. Лл. 177–183. –«– Новоспасского архимандрита Досифея в епископа Ростовского и Ярославского, 1711 г. Июня 17: хиротонию совершали: Стефан, митроп. Рязанский и Муромский, Феодосий, епископ Сарский и Подонский, и Варлаам, епископ Иркутский и Нерчинский. Лл. 184–193. –«– Симановского архимандрита Дорофея в митрополита Смоленского и Дорогобужского. 1712 г. Ноября 1; хиротонию совершали: Стефан, митроп. Рязанский и Муромский. Игнатий, епископ Суздальский, и Варлаам, еп. Иркутский. Лл. 194–206. –«– С. Петербургского Александро-Невского монастыря иеромонаха Иоакима в епископа Астраханского и Терского, 1716 г. Января 22; хиротонию совершали: Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, Варлаам, еп. Тверской и Кашинский, и Аарон, епископ Карельский и Ладожский. Лл. 207–216. –«– Донского архимандрита Антония в архиепископа Коломенского и Каширского. 1705 г. Марта 18; хиротонию совершали: Стефан, митроп. Рязанский и Муромский, Иларион, митроп. Сарский и Подонский, Каллист, архиеп. Тверской и Кашинский, Сильвестр, архиеп. Холмогорский и Важский и Ефрем, митроп. (@Петоцрквенки и србьски@). – См. эту подпись выше. лл. 32–40. Лл. 217–224. –«– Давурские страны, города Туроханска, Троицкого монастыря архимандрита Варлаама в епископа Иркутского. 1706 года; хиротонию совершали: Стефан, митроп. Рязанский и Муромский. Филофей, митроп. Сибирский и Тобольский. Иларион, митроп. Сарский и Подонский и Ефрем, митроп. Сербский и Пятоцерковенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

По заамвонной молитве перед иконой Собора Тверских святых митрополит Амвросий прочитал молитву, затем духовенство и хор пропели величание. Глава митрополии поблагодарил всех, кто пришел в этот день в возрождаемый кафедральный храм на соборную молитву. Митрополит Амвросий также наградил принимавших участие в праздничных мероприятиях в честь 500-летия обретения мощей преподобного Макария Калязинского. После богослужения в епархиальном управлении Тверской епархии состоялось заседание архиерейского совета Тверской митрополии. Затем митрополит Амвросий посетил восстанавливающийся Жëлтиков Успенский монастырь и освятил часовню-реликварий в честь святителя Арсения. В обитель для постоянного пребывания был принесен ковчег с частью мощей ее основателя. Также митрополит Амвросий побывал в строящемся храме в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, в котором в этот день была совершена первая Литургия. Собор всех Тверских святых — праздник, установленный в память о святых, просиявших в Тверской земле. Празднование Собора приурочено к первому воскресенью после 12 июля — праздника святых апостолов Петра и Павла. С 1897 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина) начался сбор сведений о Тверских святых. По его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году архиепископ Димитрий освятил престол в честь Тверских святых во втором ярусе колокольни кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание всех Тверских святых. Начатое архиепископом Димитрием дело получило завершение через 70 лет благодаря трудам архиепископа Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва). Он составил службу всем Тверским святым и ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом совершать память всех святых, в земле Тверской просиявших, в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святейший Патриарх Пимен удовлетворил ходатайство и благословил внести празднование Собора Тверских святых в календарь Русской Православной Церкви, начиная с 1979 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5829405.ht...

Храм в честь Рождества Богородицы (Тверь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь Рождества Богородицы в городе Тверь построен в 1784 году, главный престол был освящен в 1795 году, второй придел — во имя Михаила Архангела освящен в 1802 году. Здание храма имеет типовую архитектуру для Твери — " восьмерик на четверике " . Содержание История и описание [ править править код ] Начало XX века В старину напротив того места, где ныне находится храм Рождества Богородицы, на берегу реки Волги, располагался один из древнейших монастырей Тверской Земли­ — монастырь во имя Архангела Михаила. В 1764 году монастырь был упразднен, т.к. на протяжении длительного времени находился в упадке и разорении. На месте древнего монастыря во имя Архангела Михаила остались две деревянные церкви: одна во имя святого князя Михаила Ярославича, другая — во имя Рождества Богородицы (ее перевезли из Кашинского монастыря). В 1766 году была устроена одна деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святого благоверного князя Михаила Ярославича, которую освятили 5 февраля того же года. 7 июля 1777 года священник Алексей Алексеев подал архиепископу Тверскому и Кашинскому Арсению «всепокорнейшее прошение». Результатом прошения стало возведение нового каменного храма — того, что существует и по сей день. В 1784 году был освящен южный придел святого Михаила Тверского в трапезной. Освящение основного «холодного» храма был совершено 23 сентября 1795 года. В 1800 году в трапезной был устроен северный придел, и 6 ноября 1802 года придел в честь Архистратига Божия Михаила был освящен. В 1803 году была построена каменная колокольня над притвором и заменена глава. В 1814 году вокруг храма была выстроена каменная ограда, которая несколько раз чинилась. В 1847 году была перестроена вся трапезная. В 1887 году в холодной части храма установили голландские печки, и он стал теплым. В 1889 году храм был расписан фресками. В 1903 году в храм была привезена святочтимая икона святого благоверного великого князя Михаила Тверского и святого Иоанна Милостивого — Александрийского патриарха, с частицами их мощей. В 1910 году на пожертвования прихожан были вызолочены два креста на храме, покрашена церковь и построена часть железной ограды кругом церкви (вторую часть доделали в 1911 году). В 1912 году, с разрешения архиепископа Тверского и Кашинского Антония, были вызолочены два киота (с образами Воскресения Христова и Смоленской Божией Матери), обновлены два иконостаса в приделах св. благоверного князя Михаила Тверского и св. Архистратига Михаила, сделан новый киот к иконе Рождества Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_Р...

Архив Пн Празднование Собора Тверских святых состоялось в Тверской епархии 19 июля 2022 г. 11:37 Собор всех Тверских святых — праздник, установленный в память о святых, просиявших в Тверской земле. Празднование совершается в первые выходные дни после 12 июля — дня памяти святых апостолов Петра и Павла. Накануне праздника, 16 июля 2022 года, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Воскресенском кафедральном соборе Твери. Архипастырю сослужили архимандрит Сергий (Швырков), протоиерей Михаил Королев, протоиерей Даниил Алыев, протодиакон Роман Соколов, диакон Иоанн Зорин, диакон Даниил Грудинский, диакон Михаил Быков. По случаю праздника украшенная цветами икона Собора Тверских была помещена в центре храма. На литии поименно были перечислены все святые, включенные в Собор Тверских святых.   После полиелея глава Тверской митрополии прочитал на утрене уставные каноны, а также канон Тверским святым, написанный митрополитом Алексием (Коноплевым).  17 июля, в день праздника, на площади перед храмом преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в восстанавливающемся Успенском Жëлтиковом мужском монастыре г. Твери митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Амфилохий (Желябовский), архимандрит Сергий (Швырков), духовество Тверской епархии.  За богослужением пел хор храма Новомучеников и исповедников Российских культурно-просветительского центра с. Санино под руководством Ильи Капрелянца. Под сенью, украшенной цветами, были установлены рака с сохранившимся покровом, некогда пребывавшем на мощах святителя Арсения, епископа Тверского, а также ковчег с частицей его честных мощей и ковчег с частицами мощей Тверских святых.  Молитвенно почтить память всех Тверских святых в возрождающейся обители собрались благочинные и настоятели храмов, наместники и настоятели, игумении монастырей Тверской епархии , монашествующие и миряне. После чтения Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь. 

http://patriarchia.ru/db/text/5944947.ht...

Савва ( Тихомиров ), архиеп. Хроника моей жизни. Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. Т. 9: 1891–1896. Сергиев Посад: 2-я тип. А. И. Снегирёвой, 1911. Список лик, служащих в духовно-учебных заведениях Вологодской епархии в начале 1900–1901 учебн. года//ВЕВ 1900. 18. Официальная часть. С. 306–310. Литература Андроник ( Трубачёв ), игум. Епископ Антоний (Флоренсов), старец московского Донского монастыря. Сергиев Посад: Издательство МДА, 2019. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии 1819–1920-е гг. Т. 3. Киев: Издательский отдел Украинской Православной Церкви, 2019. Богданова Т. А. Владимир (Благоразумов)//ПЭ. 2004. Т. 8. С. 649–650. Боченков В. В. Епископ Михаил (Семёнов)//ПЭ. 2017. Т. 45. С. 657. Розанов Ю. В. Старец Антоний (Флоренсов) и декаденты//Учёные записки Петрозаводского государственного университета. Сер.: Общественные и гуманитарные науки. 2015. 7 (152). С. 63–68.   Приложение. О приезде епископа Антония в Вологду «О приезде еписк[опа] Антония в Вологду я передам рассказ очевидца. Накануне своего приезда епископ телеграммой просил бывшего в Вологде викария, преосвящ[енного] Варсонофия не начинать до него литургии, так как намерен был служить сам. Викарий и весь сонм духовенства ко времени прибытия поезда были уже на вокзале. Как произошла самая встреча, неизвестно. Рассказывали только, что с первых же слов новоприбывший владыка сделал замечание викарию за то, что он самовольно отлучался из Вологды в Устюг летом. Заехать ко Спасу, по обычаю всех вновь прибывающих в Вологду, владыке не пришлось, так как давно уже было время служить литургию, так что прямо с вокзала он и направился в Успенский собор. Служили вместе оба преосвященные. Все служащие обратили внимание на особенную торопливость преосв[ященного] Антония в служении и на манеру употреблять дикирий и трикирий. Последнее особенно как-то неловко выходило у него. Преосвященный Варсонофий говорят какую-то остроту отпустил на этот (л.

http://bogoslov.ru/article/6174623

Архив Пн Собор Вознесения Господня в Твери 1 июля 2010 г. 17:00 История собора Вознесения Господня уходит корнями в начало XVII в. Известно, что до 1612 г. на этом месте стояла деревянная церковь с тем же наименованием, рядом находилась также деревянная церковь в честь Святого Богоявления. Обе они были сожжены во время польско-литовской интервенции. В 1624 г. церковь Вознесения была отстроена заново, а в 1709 г. здесь опять возвышались две церкви — Вознесения и Богоявления. Но в 1725 г. Богоявленская церковь сгорела и больше не восстанавливалась. В XIX в. по проекту губернского архитектора Н. Легранда начала строиться каменная церковь Вознесения Господня с приделами Богоявления и преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1831 г. был закончен и освящен придел преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1833 г., в праздник Вознесения Господня, был освящен весь храм. В 1922 г. из Вознесенского собора комиссией по изъятию церковных ценностей были конфискованы утварь и иконы. В 1935 г. храм был закрыт; с 1936 г. в его здании размещалась экспозиция областного краеведческого музея. В 1972 г. здание было передано под выставочный зал Областной промышленной выставки. При этом была произведена его значительная перестройка: сделаны межэтажные перекрытия, заменена отопительная система, с восточной стороны пристроен пандус. В 1991 г. собор был возвращен Тверской епархии. На втором этаже был устроен придел в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских и священномученика Фаддея, архиепископа Тверского , мощи которого покоятся в соборе (перенесение мощей состоялось 29 декабря 1994 г.). Наместником Архиерейского подворья Вознесенского собора с 1995 г. является архимандрит Адриан (Ульянов). В настоящее время в клире собора — 4 священника и 1 диакон. Клирики собора окормляют областной онкологический диспансер, областной кожно-венерологический диспансер, женскую консультацию 5. В 1998 г. при соборе по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора создан Центр духовного развития детей и молодежи, в который входят семь образовательных структур: детская школа хорового пения, школа-комплекс дошкольного и начального школьного образования «Русская школа», авторская студия Тверской вышивки «Светлица», две воскресные школы, детская православная театральная студия, молодежный клуб «Ирини».

http://patriarchia.ru/db/text/1192283.ht...

Папамихаил (см. ниже). О научной деятельности преосв. Порфирия написано довольно много (последняя работа, где приводится более ранняя библиограф.: Л. А. Герд. Еп. Порфирий Успенский: из эпистолярного наследия//Архивы русских византинистов в Санкт–Петербурге/Под ред. И. П. Медведева. СПб. 1995. 8–21), но, к сожалению, все еще нет целостного портрета этой в высшей степени своеобразной личности. За отсутствием такового, можно пока рекомендовать воспоминания близкого ученика святителя Филарета Московского и известного палеографа: Савва [Тихомиров], архиеп. Тверской и Кашинский. Хроника моей жизни. Автобиографические записки. Тома IV, V, VI. Свято–Троицкая Сергиева Лавра 1902, 1904, 1906 (по указателям), а также Мелочи архиерейской жизни Н. С. Лескова (глава «Архиерейские запоры»). Отзыв иеросхим. Антония Булатовича, еще в бытность его на Афоне, имеет особенный интерес (см. ниже о роли о. Антония в изучении исихазма): «…В этих объемистых, толстых книгах покойный Епископ Порфирий (не тем будь помянут он на том свете) шаг за шагом осмеивает и отрицает путем научных данных чуть не каждое афонское предание о том или ином чуде, проявляет очень мало благоговения к афонским святыням, осмеивает святогорцев в их подвигах и т. д. …Может ли ослабнуть любовь Руси к Афону… от ничтожных писаний либерального Богослова Епископа Порфирия?!» (Предисловие//Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского/Пер. с греч. рукописи [и предислов. иеросхим. Антония]. Редактировал… архим. Александр. Изд. Келлии Благовещенской старца Парфения на Афоне 1912 [репринт: СПб. 1996]. С. XXI). 314 Игумен Модест. Святый Григорий Палама, митрополит Солунский, поборник православного учения о фаворском свете и действиях божиих. Киев 1860. Гораздо позднее, в книге, которая и по нынешним временам считается основным справочным изданием для русских клириков, помещается любопытная заметка «Исихасты» в алфавитном списке ересей и сект, которая заканчивается словами: «Вздорное мнение исихастов об условиях восприятия несозданного света вскоре само собою предано было забвению»; заметка написана с некоторым знанием истории, и вождем «еретиков» назван Григорий Палама (С.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

СЛУШАЛИ: 10. Прошение преосвященного митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира об освобождении игумена Серафима (Гончара) от обязанностей настоятеля Князь-Владимирского мужского монастыря с. Горешть Яловенского района Республики Молдова и о назначении на эту должность игумена Нектария (Германа). ПОСТАНОВИЛИ: 1). Освободить игумена Серафима (Гончара) от обязанностей настоятеля Князь-Владимирского мужского монастыря с. Горешть Яловенского района Республики Молдова. 2). Назначить игумена Нектария (Германа) настоятелем Князь-Владимирского мужского монастыря с. Горешть Яловенского района Республики Молдова. СЛУШАЛИ: 11. Прошение преосвященного архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета о благословении на открытие мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни в селе Сазанье Сердобского района Пензенской области и о назначении иеромонаха Андрея (Афанасьева) настоятелем обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Благословить открытие мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни в селе Сазанье Сердобского района Пензенской области. 2). Назначить иеромонаха Андрея (Афанасьева) настоятелем мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни села Сазанье Сердобского района Пензенской области. СЛУШАЛИ: 12. Прошение преосвященного архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета о благословении на открытие Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских в селе Трескино Колышлейского района Пензенской области и о назначении игумена Кронида (Петрова) настоятелем обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Благословить открытие Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских в селе Трескино Колышлейского района Пензенской области. 2). Назначить игумена Кронида (Петрова) настоятелем Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских села Трескино Колышлейского района Пензенской области. СЛУШАЛИ: 13. Прошение преосвященного архиепископа Тверского и Кашинского Виктора об освобождении монахини Анастасии (Зиберт) от обязанностей настоятельницы Ольгинского женского монастыря на истоке Волги с. Верхневолжье Осташковского района Тверской области и о назначении на эту должность монахини Софии (Прощаевой).

http://patriarchia.ru/db/text/283491.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010