Тверская епархии проведет конференцию, посвященную 600-летию со дня кончины святителя Арсения Тверского 6 марта 2009 г. 13:48 По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора Миссионерский отдел Тверской епархии и Научно-исследовательский центр церковной истории и православной культуры (НИЦ ЦИиПК) им. В.В. Болотова проводят научно-церковную конференцию «Небесный молитвенник града Твери», посвященную 600-летию со дня кончины святителя Арсения, епископа Тверского. С докладами на форуме выступят историки, краеведы и богословы. Конференция пройдет 13 марта в актовом зале исторического факультета ТвГУ (ул. Трехсвятская, д.16/31). Начало в 12.00. Святитель Арсений, епископ Тверской, родился в Твери, в юности принял постриг в Киево-Печерском монастыре. Вступив на кафедру, епископ Арсений, как великий молитвенник и миротворец, смог прекратить многие раздоры в Тверском княжестве. В его правление, с 1390 по 1409 год, были построены и освящены соборы в честь Архангела Михаила в Старице и Микулине, обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор, заложена соборная колокольня. Святитель основал на реке Тьмаке, близ Твери, Желтиков монастырь, где по подобию Киево-Печерского монастыря была построена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (1394) и каменный Успенский собор (1406). Желая, чтобы иноки новой обители всегда назидались подвигами Печерских отцов, святитель Арсений повелел в 1406 году сделать с Киево-Печерского Патерика список, представляющий самую древнюю из дошедших до нашего времени редакцию этого драгоценного памятника русской письменности, получившую название Арсеньевской. Почил святитель в 1409 году, 2 марта, и был погребен в созданном им Желтиковом монастыре Успения Пресвятой Богородицы. В 1483 году мощи его были обретены нетленными и поставлены в монастырском соборе. В том же году иеромонахом Феодосием написано житие и канон святителю. На Соборе 1547 года состоялось общецерковное прославление святителя Арсения. В 1919 году монастырь закрыли, всех монахов, живущих там, разогнали. Были вскрыты и осквернены мощи святителя Арсения. Перед Великой Отечественной войной 1941-. на территории монастыря располагались авиамастерские, в соборе устроен магазин. В 1941 году, во время отступления наших войск из г. Калинина, были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь преподобных Антония и Феодосия, Алексеевская церковь, ризничная-часовня, ограда. В послевоенное время на территории монастыря располагался военный склад ГСМ. Мощи святого находились в Желтикове монастыре до 30-х гг. XX столетия, а потом бесследно исчезли.

http://patriarchia.ru/db/text/575577.htm...

Преосвященный Гавриил отличался высокими качествами души. Он имел дар проницательности. Посвящая одного ставленника, он пред великим выходом снял с головы его покров и отклонил его от посвящения: тот оказался виновным в уголовном преступлении, что после и было доказано. С высоким проницательным умом архипастырь соединял обширные знания и любовь к просвещению. По характеру он был скромен не только в поступках, но и в словах. Строгий сам к себе и всей душой преданный долгу, преосвященный Гавриил был строг и взыскателен к другим, чьи поступки и поведение не соответствовали носимому ими званию. Но строгость свою растворял он милостью: охотно помогал бедным, неимущих и больных снабжал лекарствами, составлением которых и сам иногда занимался. Бедных Новгородской епархии помещал в богадельни на свои средства. Несколько тысяч рублей внесено им было в Сохранную казну, чтобы проценты с них употреблялись на лекарства для больных, на бедных воспитанников Московской академии и на поминовение близких к нему усопших. На могиле его часто служатся панихиды и, преимущественно, по заказу людей, страдающих зубными болезнями, от коих и исцеляются по молитве у гроба святителя Гавриила. Кашинская игумения Антония (Память 26-го января). Во вторую половину нынешнего столетия Кашинский Сретенский монастырь достиг цветущего своего состояния, по преимуществу, во время управления Антонии Мезенцовой (1855–1875 г.). Дочь весьма почтенных родителей, с детства на всю жизнь оставшаяся болезненной и даже увечной, Антония носила великий дух в слабом теле. Поступив в 1839 году из Суздальского монастыря, Владимирской епархии, в деревянную келейку Сретенской обители, она 20 марта 1855 года преосвященным Гавриилом посвящена в сан игумении, и уже в первые годы настоятельства обнаружила необыкновенно предприимчивый и деятельный характер в устроении так называемой Кладбищенской церкви, история возникновения которой довольно примечательна. В 1800 г. пожалована была Сретенскому монастырю, в 12 верстах от него, близ села Давыдова, небольшая, в 30 десятин и 1621 сажен, пустошная земля с мелким лесом и небольшими сенокосными лугами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После посещения Петром I монастыря по случаю благополучного выздоровления его сына Алексея и во исполнение данного императором обета им была построена однопрестольная каменная церковь во имя Алексея человека Божия. 12 сентября 1709 г. Преосвященный Каллист, епископ Тверской и Кашинский, освятил эту церковь. В том же 1709 году царским иждивением была построена зимняя, каменная, одноглавая, однопрестольная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. Под церковью была устроена квасоварня, кладовая, хлебный амбар и подвал. Одиноко стоящая каменная колокольня между собором и Алексеевской церковью была построена в 1709 году. В одну линию по южной стороне монастыря, вдоль р. Тьмаки, на запад от церкви преп. Антония и Феодосия располагался каменный двухэтажный корпус братских покоев. За ними – трапезная на втором этаже, а внизу – кухня. На восток в одной связи с этой же церковью в каменном двухэтажном здании размещались ризница и настоятельские покои. В них находились портреты Тверских архипастырей и настоятелей Желтикова монастыря и две большие написанные на дереве иконы. В нижнем этаже – братские келии. Внутри монастыря около соборного храма располагалось небольшое кладбище, а на севере обители фруктовый сад. Особой уникальной ценностью Желтикова монастыря была находившаяся в соборе рака с обретенными в 1483 году мощами святителя Арсения Чудотворца. Территория монастыря с трех сторон, кроме южной, была ограждена высокой каменной с крытой галереей по верху оградой. На северном и западном углах ограды были полукруглые башни. Входов в монастырь было два. Через главные Святые ворота с востока и Водяные ворота, выходящие к р. Тьмаке. Украшением Святых ворот были порталы и над перекрытием их два предстоящих ангела с крестом между ними. В 1914 году Святые ворота были перестроены. За монастырской оградой находились гостиный двор, шесть дачных домов, скотный двор, бани, погреба, сараи для сена и дров, мельничная изба, дома для рабочих сторожа. В 1902 году на средства монастыря был сооружен мост через Тьмаку.

http://sobory.ru/article/?object=04673

В 1615 году она приняла схиму с именем Дорофея. Преставилась преподобная 24 сентября 1629 года. Мощи и почитание Останки святой Дорофеи были погребены близ Сретенского соборного храма обители, на северной стороне. Над могилой был поставлен памятник из белого камня, обтесанный наподобие колонны, длиною около 2,5 аршин, толщиною в диаметре около 7 вершков, с надписью: " ко 29 году (7129) месяца сентемврия представися раба Божия смонахиня Дорофея Феодоровская жена Лодыгина, а жила осемьдесят лет " . Благодарная память о подвижнице осталась жить как в восстановленном ею монастыре, так и во всём Кашине. В обители было записано немалое количество достоверных случаев, когда притекающие к могиле Дорофеи, с верою обращаясь к её молитвенному предстательству пред Всевышним, получили благодатную помошь и исцеление. Написание первой известной иконы святой связано с видением игумении обители Антонии (Мезенцовой) . В 1848 году во время утренних кафизм матери Антонии было видение схимонахини, вышедшей как бы из северных дверей алтаря Троицкого храма. После богослужения Антония бегло в своей келии набросала карандашом на бумаге виденную схимонахиню, которую сочла за подвижницу Дорофею, постоянно призываемую ею в молитвах. Впоследствии она написала это изображение в том же самом виде, во весь рост, на холсте масляными красками. На образе подвижница представлена в виде схимонахини, держащей в правой руке деревянный крест и восковую заложенную свечу, а в левой, на которой висит подобранная мантия, дымящееся кадило. Та же игумения Антония, по совету чтимого Угличского старца о. Петра Томаницкого , летом 1857 года воздвигла над могилой преподобной Дорофеи часовню. Эта часовня из железа с покровом из белой жести стояла до 1870 года, когда по благословению Тверского владыки Филофея (Успенского) была построена новая, в 9 аршин, каменная часовня, иждивением А. Вапчаковой. Здесь совершалось чтение Псалтыри и горела неугасимая лампада пред чтимой иконой Владычицы Милостивой . В день празднования иконы 12 ноября в часовне после литургии торжественно совершаелся водосвятный молебен; здесь же два раза в году отправляли соборные панихиды о схимонахине Дорофее - 24 сентября , в день её преставления, и 6 февраля , в день её тезоименитства.

http://drevo-info.ru/articles/13679565.h...

После сугубой ектении митрополит Амвросий вознес молитву о завершении строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Твери. По заамвонной молитве перед старинной вышитой пеленой с изображением святителя Арсения Тверского, ковчегом с частицей его святых мощей и мощей Тверских святых митрополит Амвросий прочитал молитву святым, затем духовенство и хор пропели величание. Глава митрополии поблагодарил всех, кто посетил в этот день восстанавливающийся монастырь, основанный святым Тверским епископом Арсением. По окончании богослужения архипастырь благословил всем молящимся трапезу на территории обители в шатре. Для паломников и гостей был организован концерт, для детей — катание на лошадях. Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример служения родной земле и мученического подвига святой благоверный князь Тверской Михаил Ярославич и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская, а также святитель Арсений, епископ Тверской, молитвами и трудами которого в 1394 году был основан Жёлтиков монастырь и построена деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Святитель Арсений был погребен в Жёлтиковом монастыре в притворе правого придела во имя образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви, в той самой гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба его совершалось много исцелений с верою приходящих. Жёлтиков монастырь был основан в 1394 году святителем Арсением, епископом Тверским, по подобию Киево-Печерского монастыря. Он находился в нескольких километрах к западу от Твери в излучине реки Тьмы, был обнесен каменной оградой длиной около 400 метров и окружен сосновым бором. Место это считалось одним из красивейших в окрестностях Твери. В начале ХХ века обитель постигла судьба многих храмов и монастырей. Монастырь был практически весь разрушен, не осталось ни одного храма. 11 ноября 2020 года на территории Жëлтикова монастыря митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил чин закладки храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В основание храма была положена частица мощей преподобного Агапита Печерского, врача безмездного. За 333 дня храм был возведен, наполнен необходимой церковной утварью, на колокольню были подняты колокола.

http://patriarchia.ru/db/text/5944947.ht...

50 к. 6 р. 00 к. Из Олонецкой духовной семинарии 20 р. 00 к. 2 р. 00 к. Из Починковского духовного училища 5 р. 00 к. 7 р. 00 к. Из Смоленской духовной семинарии 6 р. 25 к. 5 р. 25 к. Из Самарской духовной семинарии 5 р. 00 к. 3 р. 00 к. Из Тверской духовной семинарии 8 р. 00 к. 6 р. 00 к. Из Тобольской духовной семинарии 2 р. 00 к. Из Тамбовской духовной семинарии 5 р. 00 к. 4 р. 00 к. Из Углического духовного училища 5 р. 00 к. 5 р. 00 к. Из Уфимской духовной семинарии 2 р. 00 к. 5 р. 00 к. Из Харьковской духовной семинарии 1 р. 25 к. 1 р. 45 к. Из Холмского духовного училища 10 р. 00 к. 5 р. 00 к. Из Черниговской духовной семинарии 7 р. 00 к. 3) Единовременные пожертвования: От Московского епархиального свечного завода 300 р. 00 к. От Московского Чудова монастыря чрез Наместника-Архимандрита Арсения 25 р. 00 к. От Московского Ставропигиального Законоспасского монастыря чрез Настоятеля-Архимандрита Феофилакта 25 р. 00 к. От Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря чрез Наместника Архимандрита Нифонта 25 р. 00 к. От Общества для пособия нуждаю– —42— щимся литераторам и ученым со гласно завещанию покойного Григор. Захар. Елисеева 25 р. 00 к. От графа Сергия Владимировича Орлова-Давыдова на содержание одного беднейшего студента Академии 220 р. 00 к. 4) От почетных членов: Высокопреосвященного Антония, Митрополита С.-Петербургского 100 р. 00 к. Преосвященного Виссариона, Епископа Костромского 20 р. 00 к. Преосященного Агафодора, Епископа Ставропольского и Екатеринодарского 200 р. 00 к. Высокопреосвященного Ионафана, бывшего Архиепископа Ярославского и Ростовского 100 р. 00 к. Высокопреосвященного, Николая, бывшего Архиепископа Тверского и Кашинского 300 р. 00 к. Настоятеля Московского Верхоспасского придворного собора, протоиерея Николая Васильевича Благоразумова 2 р. 50 к. 2 р. 50 к. Настоятеля Андреевского Кронштадского собора, протоиерея Иоанна Ильича Сергиева 100 р. 00 к. Владимирского, Павла Сергеевича, Действительного Статского Советника 100 р. 00 к. Священника Василия Андреевича Быстрицкого (по подписн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

г) Совету Академии известно, что Святейшим Синодом, в силу тех или иных обстоятельств или по снисхождению к требованиям нужды, в прежнее время неоднократно разрешаем был отпуск особых сумм из духовно-учебного капитала в дополнение к сумме, ежегодно ассигнуемой по штату духовных академий на содержание лиц Управления и учащих. Так: 1) Когда в 1897 году, при отсутствии в Московской Духовной Академии свободных вакансий экстраординарного профессора, Ректор Новгород- —346— ской Духовной Семинарии и настоятель монастыря Антония Римлянина, магистр богословия, Архимандрит Арсений (ныне Преосвященный Епископ Псковский и Порховский) указом Святейшего Синода от 10 января за 89 назначен был Инспектором названной Академии с званием исправляющего должность ординарного профессора, – то содержание ему назначено было Святейшим Синодом в размере, присвоенном должностям экстраординарного профессора и инспектора, с дополнением, кроме того, из духовно-учебного капитала по 800 рублей в год. – 2) По вниманию к ходатайству Совета Киевской Духовной Академии, Святейший Синод, указом от 18 мая 1902 года за 3657, удостоил доцента означенной Академии, магистра богословия, Димитрия Богдашевского, в виде изъятия из общих правил, звания экстраординарного профессора сверх штата, но с присвоенным сей должности содержанием и с отнесением дополнительного по сему содержанию расхода по 800 рублей в год на счёт духовно-учебного капитала. Определил и: 1) О назначении Преосвященного Арсения Епископом Псковским и Порховским, О. Архимандрита Евдокима – Ректором Академии и доцента иеромонаха Иосифа – экстраординарным профессором и Инспектором оной внести в формулярные о службе их списки. – 2) Копии указов Святейшего Синода передать в Правление Академии для сведения и надлежащих, в чём следует, распоряжений. – 3) Принимая во внимание изложенное в п. 2 справки, – почтительнейше просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о предоставлении штатной вакансии экстраординарного профессора доценту Академии, магистру богословия, Павлу Тихомирову и о назначении, – совместно с сим, – Инспектору и экстраординарному профессору иеромонаху Иосифу с 9 декабря 1903 года – дня утверждения его в означенных должностях Святейшим Синодом – дополнительного (к окладу по званию доцента в 1200 р.) содержания по 800 рублей в год из духовно-учебного капитала; если же Святейшему Синоду не благоугодно будет исполнить означенную просьбу Совета Академии, – то об удостоении доцента Тихомирова, в виде изъятия из общих правил, звания

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

491 Никон. лет. 4, 312, 316. Собр. лет. VIII, 74. В ист. иер. 4, 105. О времени основания обители – ошибка, а в печат. житии 1764 г. – ошибка о построении храмов. 492 Послесловие к патерику, ныне находящемуся в руках ржевского купца Берсенева. Кубарев о патерике стр. 25. Буткова ответ на новый вопрос стр. 14–16, 44. Спб., 1850. 493 Этот гроб с 1655 г. стоит в храме преп. Антония и Феодосия. Истор. опис. Желтикова мон. стр. 15, 21, 24. 494 Собр. лет. VI, 111, 112. Никон. лет. 5, 30–32. Печ. житие Арсения заставляет онемевшего Арсения говорить длинное поучение. 496 Акт. 3, 1, 201. Ист. иер. 4, 106. «Преставление св. Арсения епископа тверского 2 марта». В святцах устава XVI в. у Толстого. J. N. 100. 500 Древн. гос. рос, V, 57, Этнограф. сборн. 1, 201. В опис. святых г. Твери: «преп. Савва игумен сретенского монастыря». 501 О том, что этот устав – собственность Саввина тверского монастыря, не оставляет никакого сомнения надпись в начале его: «л. 7138 сия книга устав тверского уезда Саввина монастыря; взят в Москве при игумене Тихоне, сент. в 24 день по отписке тверского и кашинского архиепис. Евфимия. Принесли же тот устав того же монастыря начальники Савва и Варсонофий с собою из грек». Только здесь последняя заметка 17 в. – ошибка. По словам преп. Иосифа на Афон ходил преп. Савва Бороздин. 508 По ркп. житию Герасим пришел «от богоспасаемого града Киева, тояже веси глушевского монастыря постриженик». По самому составу слов видно, что вологжанин многого не разобрал в подлиннике – Глушенского монастыря не было в Киеве; а известна гнилецкая успенская обитель с пещерами. (Киевлянин на 1841 г. стр. 27–47. Обозр. Киева, стр. 17, 18. К. 1847 г). Предисловие жития говорит, что житие пр. Герасима и служба ему затерялись во время разорений Вологды и что предлагаемые сведения взяты из вологодских летописных заметок. 509 Ист. иер. 4, 323. Карамз. 4, пр. 117. Ркп. святцы «преп. отец Герасим, начальник троицкого монастыря у Кайсарова ручья, преставился в л. 6686 мес. мар. в 4 д.». 511

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Старчество – такой институт, который лёг в основу всего строя монашеской жизни. Оно представляло прочную цепь внутренних и внешних отношений, которыми держалась совместная жизнь любой монашеской общины. Вот почему старческий институт совместим со всеми формами монастырской жизни и его можно наблюдать всюду, где только —487— было устроенное монашество любой формы. Организация монашеской общины начинается с подчинения старцу собравшихся к нему для подвига братий. Группы учеников, каждая во главе со своим старцем – это те клеточки, из множества которых слагается весь организм монастыря. Игумен его имеет собственно все права старца – „духовного отца“ и нередко называется этим именем (чаще сокращённым – „отец“). По примеру препод. Антония, анахореты всех стран не чуждались старчества несмотря на то, что с обязанностью старца было трудно совместить строгость отшельнического уединения. Старчество удобно совмещается и с келлиотством. Один старец два года жил вместе с учеником, хотя не знал его имени 2017 . Макарий Великий , подвизаясь в Скитской пустыне, жил отдельно в глубине пустыни и имел при себе двух учеников: один принимал приходящих, другой жил подле него в особой келье 2018 . Иоанн Златоуст четыре года проводил отшельническую жизнь у одного старца, который был его наставником. Юные отшельники платили своим духовным руководителям так сказать житейскими услугами: готовили пищу, доставляли воду и исполняли другие их нужды 2019 . Однако при отшельнической и келлиотской форме монашества старчество не получило строгой организации. Преп. Антоний повиновался многим старцам, изучая добродетели каждого и вероятно переходя от одного к другому 2020 . Но в организованной монашеской среде этим нарушалось правило верности раз избранному старцу и единства духовного отца. Авва Иаков из Келлий открывает свои искушения демоном блуда авве Фоке помимо —488— своего духовного отца 2021 . Но это было бы непростительным грехом с точки зрения организованного старчества. В отшельническом старчестве мы не встречаем ещё одной важной черты института – сожительства старца и ученика, как обязательного условия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1961 „Возбуждённый многими рассказами о более древних духовных отцах (διηγμασιν ρχαιοτρων πνευματικν πατρων κεντρωθες) я пошёл в самую глубину пустыни“. Historia Eausaica с. VII. Migne P. G. XXXIV, 1020. В таком же значении термин употребляется в Уставе отшельнической жизни, приписываемом неправильно преп. Антонию: „Духовные отцы наши (patres nostri spirituales) утверждают, что пустыня есть самое пригодное место для размышления о смерти“. Migne, P. G. XL, 1077. 1962 Полезно для юных „сообращаться с опытными из духовных отцов (μπειροις πνενματικν πατρων συναναστρφεσϑαι), стараясь быть с ними и пользоваться их руководством“. Ibid. LXV, 1048; р. п. Добротолюбия I, 422. В арабском житии преп. Пахомия рассказывается, что ангел показал ему дела его, чтобы Пахомий „научил им отцов духовных“ (les pères spirituels). Annales du musée Guimet, t. XVII. Monuments pour servir a l’histoire de 1’ Egypte chrétienne au IV-e siècle. Par E. Amélineau. Paris, 1889. p. 368. Пользуясь коптскими и арабскими источниками, мы читали их во французском переводе издателя. 1963 ποκρσεις, διαφορος ποϑσεσιν Βαρσανουτφου κα Ιωννου. Ενετισιν 1816. ποκρ. 252 (рус. пер. изд. Козельской пустыни, отв. 250): „Если же ты и её (душу) предал Богу и духовным отцам твоим (τος πνενματικος σο πατρσιν), то зачем же сомневаешься вверить им маловажное“ (имущество)? То же самое в вопросах преп. Дорофея и ответах ему Варсануфия и Иоанна (р. п. Твор. преп. Дорофея. Μ. 1856, стр. 222). ποκρ. 317: „Скрывающий свои помыслы... исправляется только частым вопрошанием о них отцов духовных (ν τ περωτν περ ατος τος πνευματικος πατρας)“. То же самое в вопросах преп. Дорофея (р. п. его Творений, 271 стр.). ποκρ. 659: „Духовные отцы (ο πν. πατ.) ничего не говорят без цели, но всё на спасение души“. – На вопрос, оставаться на месте или бежать во время гонения, даётся ответ: „спроси духовных отцов (τος πν. πατ.) и как они скажут, так и поступи“ (ποκρ. 710). – В отшельн. уставе, известном с именем преп. Антония, говорится: „Отцов твоих духовных (patres tuos spirituales) люби больше, чем родителей плотских, потому что те заботятся о тебе больше Бога“ Migne. P. G. XL. 1075.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010