инициатив Мин-ва исповеданий, в частности против открытия богословских фак-тов при ун-тах Украины. В 1918 г. по решению Всеукраинского Собора В. был назначен председателем переводческого комитета при Киевской митрополии, организованного для работы над переводом Свящ. Писания и богослужебных текстов на укр. язык. Работа В. в этой области не удовлетворила националистов, о чем свидетельствуют многочисленные упреки участников «самосвятского» лжесобора 1921 г., адресованные архиерею и возглавляемому им комитету. На 3-й сессии Всеукраинского Собора Учебная комиссия во главе с В. выступила с предложениями реформировать образование в семинариях. Первые 4 класса ДС должны быть преобразованы в отдельные муж. школы с преподаванием общеобразовательных дисциплин, после их окончания выпускники получали право продолжить обучение в светских учебных заведениях. 5-е и 6-е классы ДС должны были стать пастырско-богословскими школами с более сложной, чем в семинарии, программой, включающей в себя специальные богословские дисциплины. Для ректора Киевской ДС был признан необходимым епископский сан, в соответствии с чем 22 окт. 1918 г. состоялась хиротония ректора архим. сщмч. Амвросия (Полянского) во епископа Винницкого. Однако большинство разработанных Учебной комиссией материалов делегаты Собора не успели рассмотреть, заседания были прерваны гос. переворотом и приходом к власти Директории, к-рую вскоре возглавил С. В. Петлюра. После ареста и высылки в Галицию митр. Антония и архиеп. Евлогия (Георгиевского) 20-21 дек. 1918 г. в Киеве по инициативе Херсонского и Одесского митр. Платона (Рождественского) был собран Собор укр. правосл. архиереев, на к-ром постановили образовать Контору Свящ. Собора епископов Украины для решения церковных дел между сессиями Собора. Контору возглавил Дионисий (Валединский) , еп. Кременецкий, вик. Волынской епархии, ее членами были избраны Киевские викарии - В. и Уманский еп. Димитрий (Вербицкий) . Однако реальным органом высшей церковной власти Контора так и не смогла стать, поскольку 1 янв.

http://pravenc.ru/text/150699.html

Затем последовало возвращение земли, занятой униатами и монахами соседнего августинского мон-ря. В дек. 1659 г. кор. Ян Казимир выдал Преображенской ц. грамоту на эти земли. Богослужебные книги для храма прислало Львовское братство. В 1664 и 1666 гг. послы правобережного гетманства добивались, чтобы решение о передаче православным храма в Люблине было подтверждено конституцией сейма. Успеха их выступления не имели, но, возможно, способствовали тому, что 5 дек. 1669 г. новый кор. Михаил Корибут Вишневецкий подтвердил грамоту Яна Казимира. При храме снова образовался правосл. мон-рь. Его игумены и монахи упоминаются в отрывках церковного помянника 1674-1703 гг. К 70-м гг. XVII в. условия функционирования и храма, и связанного с ним Л. б. серьезно ухудшились. Правобережное Гетманство вступило в конфликт с Речью Посполитой, в 1676 г. перестало существовать и больше не могло защищать православных в Люблине. Правда, братство продолжало поддерживать связи с волынской шляхтой, в рядах которой число приверженцев Православия, однако, уменьшалось, и она также не могла больше служить серьезной защитой для правосл. Церкви в Люблине и Л. б. В 1672-1676 гг. «старшие» братства жаловались на захваты церковных земель архидиаконом униат. Холмского епископа. Важные сведения об условиях жизни православных в Люблине содержатся в записке, которую игумен люблинского Преображенского мон-ря Иннокентий (Монастырский) подал русским властям в янв. 1679 г. В Москву игумен прибыл как посланец митр. Антония (Винницкого) ; очевидно, что люблинская обитель, как и ранее, пыталась воспользоваться поддержкой Киевского митрополита. Иннокентий сообщил, что правосл. священникам запрещено ходить к больным со Св. Дарами, старцам запрещается выходить из мон-ря. Работавших в поле 4 монахов схватили, избили и заключили в тюрьму, их с трудом удалось освободить «по заступлению шляхты русской». В февр. 1681 г., как сообщил еп. Гедеон (Святополк-Четвертинский) архим. Киево-Печерского мон-ря Иннокентию (Гизелю) , в Люблине был убит священник, шедший со Св.

http://pravenc.ru/text/2561042.html

июля 23 вместе с причтом Воскресенского монастыря переведен к Собору всех учебных заведений настоятелем, с удержанием должности законоучителя при Обществе благородных девиц; 1837 г. мая 14 за отлично усердную службу, по ходатайству Совета Общества благородных девиц, награжден золотым наперсным крестом, выдаваемым из кабинета Его Императорского Величества, 1838 г. июля 16 определен духовником по благочинию, каковую должность проходил до 1848 г., когда за болезней отказался; 1840 г. апреля 20 сопричислен к ордену, Св. Анны 2 ст.; 1843 г. мая 21 награжден золотым наперстным крестом, украшенным драгоценными каменьями; 1844 г. июля 5 по резолюции Преосвященного митрополита Антония, определен помощником ректора академии, преосвященному Афанасия, епископу Винницкому, в наблюдении за преподаванием Закона Божьего в заведениях, учрежденных в столице, для воспитания благородных и низшего звания девиц; в 1845 и 1848 годах, по представлениям Совета Общества благородных девиц, получал Высочайшее награждение по 300 руб. сер., и в сем последнем году, по просьбе своей, к которой принужден был, доведенным до изнеможения от трудов no службе, здоровьем, уволен от преподавания Закона Божия в общих классах, с предоставлением уроков в одном специальном педагогическом классе и всего прежнего жалованья 1500 руб. асс., в награду за усердное при сем заведении служение в продолжение 17 лет. Полученный им урок в юности, при увольнении из академии, не прошел бесследно, образовав в нем характер твердый и настойчивый, по которому он не только сравнялся со своими сверстниками (студентами 1 академического приема, окончившими полный курс), но и многих из них превзошел репутацией основательного педагога, а еще более духовного отца своих питомиц, которые, и по выходе из стен заведения, постоянно обращались к нему за духовными советами и сохранили об нем благоговейную память. Умер он спустя недолго после оставления постоянных занятий в Обществе благородных девиц, именно в 1850 году января 20 дня. 2) Николай Раевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Ему принадлежит также мемуарный труд «Воспоминания», в которых живо и интересно повествуется о важных событиях церковной жизни, свидетелем которых был автор. В «Воспоминаниях» дан ряд талантливо очерченных портретов церковных и государственных деятелей, которых знал мемуарист: митрополитов Макария (Булгакова) , Платона (Городецкого) , Исидора (Никольского) , архиепископов Смарагда (Крыжановского) и Афанасия (Дроздова), обер-прокуроров К. П. Победоносцева , В. К. Саблера. Первым опытом полного изложения догматики в 19 в. стал вышедший в 1848 г. труд ректора Киевской духовной академии архимандрита Антония (Амфитеатрова) , впоследствии архиепископа Казанского, «Догматическое богословие». В 1852 г. вышла пятитомная «Полная система догматического богословия» пресвященного Макария (Булгакова) . Митрополит Макарий родился в 1816 г. в Тамбовской епархии. Образование получил в Киевской академии, с 1842 г. преподавал в Петербургской академии. В 1851 г. состоялась его архиерейская хиротония. С титулом епископа Винницкого он несколько лет состоял ректором СПбДА. Впоследствии занимал Тамбовскую, Харьковскую и Литовскую кафедры. Скончался в 1882 г. в сане митрополита Московского. Это был один из самых разносторонних и плодовитых русских богословов и известный церковный историк, его труды составили целую эпоху в церковной науке. «Догматика» митрополита Макария многократно переиздавалась, была переведена на французский язык. В книге собран большой, почти исчерпывающий библейский и патристический материал. Архиепископ Никанор (Бровкович) находил в «Догматике» митрополита Макария «необыкновенную мерность и верность богословского взгляда, необыкновенный дар найти и указать границу между положением богословским и небогословским, между догматической богооткровенной истиной веры и положением человеческого, хотя и богословского мнения». А историк П. Знаменский писал, что этот «труд совершеннейший из всех, какие до него являлись». В действительности, по полноте материала макариевская «Догматика» не знает себе равных в русской богословской литературе. Она и поныне остается прекрасным справочником.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Макария «И. Р. Ц.» XII, стр. 77. 40 «Акты Ю. и З. России», X, 705–765, 741 и 774. Соловьев, X, 292. Карпов, «Критич. обзор», М. 1870, стр. 86. Его же статья «Прав. Об.», 1871, IX, 315. 41 Гадячские статьи. Соловьев, XI, 37. Карпов, «Киевск. митрополия», III, 56. Чистович, «Очерк истории западной церкви», II, 137. «Акты Ю. и З. Р.», IV, 36. Макарий «И. Р. Ц.» XII, 542 и сл. 44 Соловьев, XI, 4. Карпов, III, 135–137. На Мефодия распространялось и проклятие Никона, наложенное на рукополагавшего его Питирима. Макарий, «И. Р. Ц.» XII, стр. 570. 47 Подтвердительная грамота на епископию белорусскую Иосифу, старшему виленскому обозначена 1662 годом. В 1670 г. копия с этой грамоты выдана архимандриту слуцкому Феодосию Василевичу. «Историко-юридические материалы из актовых книг витебских и могилевских». Витебск, 1879 X, 485. О распрях из за второго претендента Антония Винницкого см. Макарий «И. Р. Ц.» XII, стр. 581. Евгений «Оп. Киево-соф. собора» стр. 190. 50 Карпов, III, 127. Соловьев, XI, 183. Костомаров, «Руина» («В. Е.» 1879, V, 35. Ист. мон. XV, 144). 55 Соловьев, XII, 40. Карпов, III, 173. Костомаров, «Руина» «В. Е.», 1879, VIII, стр. 597, Ист. м. XV, 232). 58 Об этой близости заключаю по следующим обстоятельствам: 1) Димитрий называет Дзика «преподобнейший мой игумен» (записывая год его смерти), а об других игуменах так он не упоминает; 2) М. Дзик благословляет путешествующего Димитрия мощами, переписывается с ним и, уже будучи игуменом Михайловского м., позволяет Дмитрию остаться в Слуцке (Соч. I, 461), но с тем, чтобы ему Дмитрию сие угодно было. 61 Об энергии Тукальского, как защитника православия против унии может свидетельствовать следующий факт. В 1646 г. будучи игуменом Купятицкого монастыря, он собственноручно избил иеромонаха Боцевича за то, что тот принял унию и ездил жаловаться Луцкому униатскому епископу. Вот что приговаривал Тукальский: «a zdrayco, szalbierzu, unicie, ty do Ianowa jedzi, a tam juz unitem zostaé " s у dusz swoi do pieka zaprzedales! potzeba ci sprztns zeby ludzi nie zaraa».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Как управляющий Ивано-Франковской епархией в кон. 80-х гг. ХХ в. пытался противостоять захвату православных храмов активистами униат. Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ). В дек. 1989 г., протестуя против захвата кафедрального Воскресенского собора Ивано-Франковска группой униатов, М. остался в захваченном храме и объявил голодовку, продолжавшуюся 2 недели. Несмотря на это, 28 янв. 1990 г. Ивано-Франковский горисполком принял решение о передаче собора УГКЦ. При поддержке местных властей униаты и сторонники неканоничной Украинской автокефальной православной Церкви (УАПЦ) захватили большую часть правосл. храмов на Ивано-Франковщине. Активная позиция М. по защите единства Церкви не получила поддержки со стороны тогдашнего руководства Украинского экзархата. 20 марта 1990 г. постановлением Синода Украинского экзархата М. был уволен на покой. 20 июля того же года назначен Свящ. Синодом РПЦ архиепископом Клинским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в США и временно управляющим патриаршими приходами в Канаде. После отстранения от руководства Украинской Православной Церковью бывш. Киевского митр. Филарета (Денисенко), учинившего раскол, изверженного за это из сана и лишенного всех степеней священства, М. смог вернуться на Украину. В 1992 г. он был назначен архиепископом Винницким и Брацлавским. В том же году стал председателем ОВЦС УПЦ. В период пребывания в Киеве (июнь 1992) принял активное участие в противостоянии сторонникам Денисенко, пытавшимся захватить Киево-Печерскую лавру. После разделения Винницкой и Брацлавской епархии 4 окт. 1994 г. назначен архиепископом Винницким и Могилёв-Подольским. В 2000 г. возведен в сан митрополита. Награждался орденами РПЦ: св. кн. Владимира 2-й степени (1977), прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1988), св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1995), свт. Иннокентия, митр. Московского, 2-й степени (2003); орденами УПЦ: преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских 2-й степени (2000), Рождества Христова 1-й степени (2000), орденом прп. Нестора Летописца 1-й степени (2003), а также наградами Поместных Церквей: орденом св. Гроба Господня Иерусалимского Патриархата, орденом св. вмч. Георгия Победоносца Грузинской Православной Церкви, орденом св. равноапостольных Кирилла и Мефодия Болгарской Православной Церкви, орденом св. Марии Магдалины Польской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2561398.html

См. Опис. Киево-Софийск. собора. Киев, 1825 г. Прибавление 17. – «Грамата г. Б. Хмельницкого к патр. Никону просительная». 476 Приемник Сильвестра, Дионисий Балобан жил в Корсуне, а Иосиф Недюбович – Тукальский преемник Дионисия в гг. Камене и Чигиреве: оба они даже не бывали в Киеве. См. истор. Р. иерарх. ч. 1, стр. 290; Оп. Киево Соф. соб. стр. 197. 477 Упомянутый в предыдущем примечании митр. Иосиф имел у себя двух советников поочередно, – сперва – в лице Перемышльского еписк. Антония Винницкого, потом в лице Львовского еписк. Иосифа Шумлянского. Кроме того в тоже время от Алексея Михайловича дано было поручение выдать дела Киевской митрополии Мефодию еписк. Мстиславскому. См. Опис. Киево-Соф. собора стр. 191–196. 478 Иосиф Шумлянский, наприм., называвшийся «администратором Киевской митрополии», чтобы достигнуть кафедры митрополичьей при помощи польского короля Яна Сабесского в 1677-м году тайно подал ему на Гродненском Сейме письменное обязательство о принятия унии. См. оп. Киево-Софийского собора стр. 196. 479 Известно, что когда гетман Дорошенко дал присягу в Константннополе на подданство султану, то патр. Паисий издал грамату, которою предавались анафеме все непослушные этому гетману. См. Истор. Мадорос. Маркевича т. II, стр. 180. «Киев» Аскоченского стр. 206. 480 Иосиф Нелюбовичь-Тукальский, достигший звания митрополита при содействии гетмана Дорошенка был последний из Киевских митрополитов, утвержденных Константинопольским патриархом; он утвержден был в звании митрополита в 1670 г., а умер в 1676 г. в июле месяце. См. Опис. Киево-Соф. собор. стр. 195–196. См. рук. ик. дел патриар. л. 3 обор. и 4. Замечательна эта грамата патр. Иоакима по изображению состояния Малороссийской церкви, – соствляющему ея большую часть и по высказываемой патриархом заботливости; об устройстве Киевской митрополии. Мы считаем не лишним привести эту грамату почти сполна. – «Многое время в малороссийстей царскаго величества стране, в таком многолюдстве христианскаго народа киевския епархия и по царствоваемом граде первом славном граде, именованном Киев, несть начальшейшаго пастыря – киевскаго митрополита и великаго благочестия (яко слышу) оный престол и великая епархия (иже имать под собою и епископы) лишися и доселе той престол вдовствеует.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Гравюра мон. Илии к Жити. прп. Афанасия Затворника. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 242 об. (РГБ) мон., укр. ксилограф, работал в 30-60-х гг. XVII в. во Львове и в Киеве (подписывался: Iлля, Iлi, Iлia, Iлuiя, Uлiя, I.C.C.K., И, ИА, ИЛ, UЛI, UЛICCK, Helias и др.). Известно, что в нач. 30-х гг. XVII в. он был монахом Онуфриевского монастыря во Львове. Исполнял ксилографии для Львовской братской типографии и типографии Михаила Слёзки. В 1636 г. по приглашению Киевского митр. Петра (Могилы) переехал в Киев, стал монахом Киево-Печерской лавры. В Киеве работал в основном для лаврской типографии. Исполнил ок. 600 гравюр (титульные листы, заставки, иллюстрации). Среди них - изображение герба Петра (Могилы) и ряд гравюр для «Требника» митр. Петра (Могилы) (К., 1646), изображение соборной Успенской ц. Киево-Печерского монастыря и планы Антониевых и Феодосиевых пещер для «Патерика, или Отечника, Печерского» (К., 1661). Наиболее известные произведения - иллюстрации к ВЗ (133 ксилографии), исполненные в 1645-1649 гг. Их иконография восходит к нидерландским иллюстрированным Библиям XVI-XVII вв., в частности к Библии Пискатора. Иллюстрации к ВЗ были отпечатаны в кон. XVII в. отдельными тетрадками (РГБ, ГМИИ, РНБ, РГАДА, НБУВ) вместе с 54 иллюстрациями к НЗ из разных киевских и львовских изданий. И. исполнял антиминсы: известны 2 подписанных мастером (с 10 предстоящими и 4 евангелистами (Музей Киево-Печерской лавры), архиеп. Лазаря (Барановича) (1680, Львовский музей укр. искусства)) и 2 неподписанных (митр. Антония (Винницкого) (1650, Львовский музей укр. искусства), митр. Дионисия (Балабана-Тукальского) (1660, Львовский музей укр. искусства)). И. создал гравюры к изданиям: «Минея праздничная» (Анфологион) (Львов, 1638, 1643), «Апостол» (Львов, 1639), «Октоих» (Львов, 1640), «Полуустав, или Правило истиннаго християнскаго жития» (К., 1643), «Собрание короткой науки о артикулах веры» митр. Петра (Могилы) (К., 1645), «Наука о седми сакраментах албо тайнах» митр. Сильвестра (Коссова) (К., 1657), «Новый Завет с Псалтирью» (К., 1658) и др. Гравюры И. использовались в киевских и во львовских изданиях 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/389359.html

Митрополит Симеон в ответном слове поблагодарил Предстоятеля Украинской Православной Церкви за визит в Винницу и передал в дар Его Блаженству икону Божией Матери «Знамение». В продолжение торжеств 15 сентября, в день празднования в Винницкой епархии 1000-летия блаженной кончины святого равноапостольного великого князя Владимира, Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил Литургию в Свято-Троицком женском монастыре поселке Браилов Винницкой области. Его Блаженству сослужили: митрополиты — Одесский и Измаильский Агафангел, Верийский, Наусский и Кампанийский Пантелеимон, Тульчинский и Брацлавский Ионафан, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, Черкасский и Каневский Софроний , Сарненский и Полесский Анатолий, Винницкий и Барский Симеон, Криворожский и Никопольский Ефрем, Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр; архиепископы — Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, Владимир-Волынский и Ковельский Владимир; епископы — Семятицкий Георгий, Единецкий и Бричанский Никодим, Туровский и Мозырский Леонид, Львовский и Галицкий Филарет , Конотопский и Глуховский Роман, Бородянский Варсонофий, Сорокский Иоанн, Золотоношский Иоанн , духовенство и гости Винницкой епархии в священном сане. Богослужение совершалось перед семью чудотворными иконами Винницкой епархии: Браиловской-Почаевской, Браиловской-Ченстоховской, Барской, Зинонинской, Писаревской, Кировской, Тывровской, Винницко-Рожецкой, а также мощами прп. Симеона Столпника. После чтения Евангелия Блаженнейший владыка произнес проповедь. По завершении богослужения был совершен крестный ход, в котором приняли участие несколько тысяч паломников. После завершения шествия Блаженнейший владыка еще раз поздравил митрополита Симеона и всех присутствующих с праздником в честь Собора Винницких святых, а также с празднованием 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Также Предстоятель Украинской Православной Церкви напомнил о подвиге преподобных Антония и Феодосия Печерских, память которых празднуется в этот день, и призвал усилить молитвы о мире и стабильности на Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/4221346.ht...

Ранее, 14 мая 1992 года, митрополит Никодим послал тогдашнему митрополиту Филарету письмо, в котором просил его выполнить свое обещание, собрать и провести Архиерейский Собор " ради мира в нашей Церкви " . Но ответа не последовало. Первоначально Собор предполагалось провести в Киеве. Но Филарет, во время очередного звонка владыки Никодима, настаивавшего на созыве Собора, продолжал угрожать: " Имейте в виду, если вы приедете в Киев, вас побьют камнями, вы ног не унесете из Киева " . Именно это обстоятельство и послужило единственной причиной тому, что было принято решение собраться епископам в Харькове. Исходившие из Пушкинской угрозы были не безосновательны. Все хорошо помнили события первого Софийского побоища, которое показало, что для политиков-националистов, водворившихся в Киеве, нет ничего святого. Зная о тесных связях Филарета с политическими структурами и соответствующими государственными службами, от него можно было ожидать любых провокаций. Каждый член Собора 1992 года подавал записки с именами трех кандидатов. В первом туре за митрополита Харьковского Никодима было подано 7 голосов, за митрополита Ростовского Владимира (Сабодана) - 13, за архиепископов Полтавского Феодосия (Дикуна), Житомирского Иова (Тывонюка), Ровенского Иринея (Середнего) - по 4 голоса, за архиепископа Черниговского Антония (Вакарика) - 3 голоса, за митрополита Винницкого Агафангела и архиепископа Одесского Лазаря (Швеца) - по 2 голоса. Перед вторым туром митрополит Харьковский Никодим взял самоотвод. Во втором туре митрополит Владимир получил 16 голосов. О своем избрании на Киевскую кафедру митрополит Владимир узнал в Финляндии, где возглавлял делегацию Русской Православной Церкви. Поздно вечером 27 мая на затянувшееся заседание конференции прибыл президент Финляндии с букетом цветов. Он приехал поздравить нового предстоятеля Православной Церкви в Украине. Сам митрополит Владимир о своем избрании узнал из вечернего выпуска новостей. Митрополит Владимир стал первым свободно и соборно избранным предстоятелем Украинской Православной Церкви. Определение Архиерейского Собора УПЦ о его избрании было с одобрением принято всеми Поместными Православными Церквями. Их предстоятели свидетельствовали об этом телеграммами, в которых выражали поддержку решений Харьковского Собора и признавали митрополита Владимира единственным законным Первоиерархом УПЦ.

http://zavet.ru/news/0206/n03.htm

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010