О ходе переговоров Карбовского Кантакузин обещал давать знать Тяпкину через епископа Антония Винницкого. Кантакузин прибавил, что начало мирных переговоров у поляков с турками уже положено посредством хана крымского. Тяпкин при первом случае объявил литовским панам, что до него дошли слухи о тайных мирных переговорах с турками и что это противно Андрусовским и Московским договорам. Паны стали сначала домогаться, от кого резидент мог об этом проведать, и, когда Тяпкин отвечал решительно, что не скажет, начали говорить, что у них мира с турками еще никакого нет, отправлены только посланники в Седмиградскую землю и в Молдавию, чтобы как-нибудь задержать турок от нападения на Польшу, а между тем заключить окончательный договор о соединении с царскими войсками. «Удивляться этому нечего, что посланники и гонцы у нас бегают, – говорили паны, – утопающий и за бритву рад ухватиться; так и мы хотя много обещаний от царского величества слышим, но на деле до сих пор не можем ничего видеть, и от этого республика великий вред терпит». «Если царское величество, – говорил гетман Пац, – из подозрительности не хочет соединить своих войск с нашими, то король готов хотя заклад дать какой угодно, и не только заклад, готов сына своего отправить в Москву в заложники, лишь бы только царское величество велел соединить войска безо всякого подозрения и опасения. Если же турецкий султан покажет склонность к миру, то королевское величество и республика тебе тотчас об этом объявят». «А на каких бы условиях согласились вы заключить мир с султаном?» – спросил Тяпкин. «На условии возвращения Каменца и всех завоеваний», – отвечал канцлер Пац. «Но если султан не согласится на это условие?» – спросил опять Тяпкин. «Тогда делать нечего, – отвечал канцлер, – поневоле уступим все, чтоб республике не погибнуть». 16 марта прибежал гонец от польского резидента в Седмиградской земле, привез условия визиря, присланные к седмиградскому князю; условия были: Польша должна уступить Турции на вечные времена Каменец, Подолию, Волынь, Украйну всю по обе стороны Днепра; поляки не должны вступаться, когда турки будут отбирать украинские города, занятые русскими; султан отказывается от дани, обещанной королем Михаилом: пусть поляки как можно скорее высылают комиссаров для заключения мира, пока султан и визирь не вошли с войсками в польские пределы, а если войдут.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Одни, в том числе епископы и гетман, избрали Антония Винницкого, а другие — Иосифа Нелюбовича-Тукальского. Огорченные епископы в тот же день обнародовали протестацию, в которой объявляли, что Антоний Винницкий избран на митрополию единогласно всеми и торжественно, а Иосифа Тукальского избрал только слуцкий архимандрит Феодосий Василевич с несколькими духовными и светскими лицами, и избрал приватно, почему последнее избрание ничтожно и Тукальского нельзя признавать за избранного кандидата на митрополитскую кафедру . Несмотря, однако ж, на эту протестацию, обе стороны представили своих кандидатов на утверждение короля. И король Ян Казимир грамотою от 24 ноября утвердил на митрополитской кафедре Антония Винницкого и вслед за тем, если даже не прежде, утвердил такою грамотою и на той же кафедре Иосифа Нелюбовича-Тукальского с оставлением за ним и Лещинского монастыря. По крайней мере об утверждении последнего, верно, дано было знать от имени короля гетману Тетере, потому что Тетеря, хотя сам стоял при избрании за Антония Винницкого, издал универсал, которым объявлял, что на митрополии утвержден епископ Мстиславский Иосиф Тукальский и что ему должно оказывать послушание . Местом для своего пребывания Иосиф избрал, вероятно, Корсунь, где скончался его предместник, или Чигирин, где жил гетман. Но едва прошло несколько месяцев со времени избрания Иосифа на митрополию, как его постигло великое несчастье. Его обвиняли в том, будто он вместе с бывшим гетманом Выговским, который назывался теперь воеводою киевским, замышлял вытеснить поляков из Малороссии по правую сторону Днепра и возвратить ее московскому государю, а вместе с бывшим гетманом Юрием Хмельницким, теперь иноком Гедеоном, возбуждал казаков против гетмана Тетери. Выговский был взят в плен польским полковником Маховским и в марте 1664 г. расстрелян в Корсуне как изменник. А митрополит Иосиф и инок Гедеон Хмельницкий по жалобе на них гетмана Тетери королю, который проезжал тою же весною из-за Днестра через Корсунь, были схвачены и отвезены в Варшаву и оттуда в крепость Мариенбург, где и томились в заключении около двух лет.

http://sedmitza.ru/lib/text/436185/

Крупецкий снова мало-по-малу собрал вокруг себя униатов; но во время казацких войн снова был выгнан из епархии, предоставленной православному епископу, Антонию Винницкому . Крупецкий отправился в Львов просить короля о возвращении ему епархии и хотя получил привиллегию, но епархии не возвратил. В коадъюторы Крупецкому посвящен был униатским митрополитом архимандрит кобринский, Павел Овлучимский, с званием епископа самборского. Но Овлучимский умер в 1651 г. до кончины еще Крупецкого, умершего после 43-х-летнего управления епархией в 1656 г. В год смерти Овлучимского, посвящен был в преемники ему, коадъютором к Крупецкому, cum futura successione, Прокопий Хмелевский , которому поручено было также управление луцкой епархией (с униатской стороны, так как в Луцке были православные епископы). Но православные не допустили Хмелевского до управления епархией, так что, считаясь 12 лет перемышльским епископом, cathedram nunquam obtinuit propter insolentiam cosacorum. 1039 Умер в 1664 г. февраля 22. Преемником его был Антоний Терлецкий с 1664 г. Умер 29 декабря 1669 г. В последние годы жизни он по болезни не управлял епархией. Заведывание ею поручено было холмскому епископу Якову Суше, который и управлял ею до смерти и по кончине Антония. 1040 Еще при жизни Антония Винницкого 1041 православным епископом утвержден был в 1671 году Георгий Гошовский . 1042 После Георгия, на православную перемышльскую кафедру избран был Шумлянским Иннокентий Винницкий . В качестве номината он присутствовал на люблинском съезде 1680 г., обязавшись тайно принять унию в случае посвящения в епископы, – чего и достиг и объявил себя, потом, открыто униатом. С униатской стороны, еще прежде Винницкого, в перемышльские епископы посвящен был митрополитом Колендой из виленских супериоров Ян Малаховский . Но так как все имения кафедры поступили в заведывание Иннокентия Винницкого, то он принужден был уступить ему свой престол, как уже принявшему унию, а сам, имея сановных родственников (Малаховских, сенаторов Речи Посполитой), жил в Варшаве при дворе короля Uoahha III . Впоследствии, в 1692 г., получил холмскую кафедру, но вскоре (12 февраля 1693 г.) скончался. 1043

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Выдача монархом двух противоречивых привилеев усугубила разделения в православной иерархии, и повлекла к внутрицерковным конфликтам» (60). В принципе, решающее слово в утверждении кандидата на Киевскую митрополию при­надлежало Константинопольскому Патриарху. Но до Константинополя было далеко, а разви­тие событий требовало неотложного решения, и такое разрешение коллизии решил взять на себя гетман Правобережной Украины Павел Тетера. В конце ноября он направил духовенству и мирянам грамоту, в которой призвал призна­вать митрополитом Киевским Иосифа (Тукальского) и всецело ему повиноваться. Но здесь вмешались польские власти, которые усмотрели в митрополите Иосифе «скрытую злость в отношении к Отчизне». В 1664 г. он был арестован и заточён в Мариенбургскую крепость (Вос­точная Пруссия), где содержался около трёх лет. По заточении митропо­лита Иосифа, король Ян Казимир 27 марта 1644 г., проигнорировав другого кандидата – митрополита Антония (Винницкого) и в нарушение принятых норм, волюнтаристически назначил митрополитом Киевским епископа Львовского Афанасия (Желиборского). Через три года польское правительство, испугавшись волнений связанных с ­арестом популярного митрополита и в силу Подгаецкого договора с казаками, выпустило митро­полита Иосифа из тюрьмы. Вместе с тем, король отозвал свой привилей относительно утвержде­ния его митрополитом Киевским, и 12 августа 1667 г, снова назначил администратором митро­полии владыку Антония (Винницкого). Но так как Патриарх Константинопольский отказался утвердить владыку Антония на Киевской ка­федре, то в глазах приверженцев митрополита Иосифа он оставался единственным законным возглавителем Киевской митрополии. Церковными же делами Белорусской (или Мстиславс­кой) епархии, к которой относилась и Литва, фактически управлял его наместник архи­мандрит Слуцкий Феодосий (Василевич), впоследствии еп. Могилёвский. Напомним к сему, что по смерти митрополита Сильвестра по распоряжению гетмана Богдана Хмельниц­кого местоблюстителем (временноисполняющим) митрополии назначен был архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович), а в 1661 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Лазарь, получив первое известие о смерти Дионисия от наказного гетмана Самки, отвечал: «Помилуй, Боже! В такие трудные времена, когда нам наиболее нужны богомольцы, чтобы отвращать праведный гнев, мы лишились столь благочестивого пастыря. Нужно нам молиться, чтобы Бог всякие утехи утешил Церковь Свою и не оставил овец без пастыря». А в ответе Иннокентию Гизелю, который с великою скорбию извещал о кончине Дионисия, Баранович выражался: «Вечная память усопшему о Господе! Усерднейше желаю вашей пречестности видеть на себе опыты утешений Божиих». Сам Баранович составил скончавшемуся митрополиту и эпитафию . В письме своем от 10 июня 1663 г. к наказному гетману и всему запорожскому войску Баранович, как мы уже упоминали, отказываясь от блюстительства митрополии, которое ему предлагали, просил ходатайствовать пред великим государем, чтобы дозволил избрать действительного митрополита на Киевскую кафедру. Просьба Барановича осталась неисполненною. Между тем православные других епархий Киевской митрополии, не находившихся под властию Москвы, хотя и не так скоро, позаботились об избрании для себя митрополита. Первое собрание их духовенства и представителей от мирян происходило 9 ноября в городе Корсуне. Но собравшиеся разделились на две партии: одна из них избрала Иосифа Нелюбовича-Тукальского, епископа Мстиславского, который назывался также епископом Белорусским, наместником митрополии Киевской, архимандритом лещинским и старшим монастырей виленского Свято-Духова, пинского Богоявленского и иных; другая же избрала Антония Винницкого, епископа Перемышльского и Самборского. Вследствие такого разногласия назначено было на 19 ноября новое собрание, на которое кроме епископов — Луцкого Гедеона Четвертинского, именовавшегося прототроном, Перемышльского Антония Винницкого и Львовского Афанасия Желиборского (недавно избранного на место родного брата его, епископа Арсения, скончавшегося 18 сентября 1662 г.) прибыл и сам гетман правой стороны Днепра Павел Тетеря. Но и на этот раз согласия между избирателями не установилось.

http://sedmitza.ru/lib/text/436185/

По распоряжению митр. Антония эта должность возложена, 6 мая того же года, на ректора академии Афанасия, епископа Винницкого. В 1847 г., за отбытием его на Саратовскую епархиальную кафедру, главное наблюдение за преподаванием закона Божия во всех здешних заведениях возложено на преемника его по ректорскому званию, епископа Винницкого Евсевия 220 , а после него, с 1851 г., на преосв. Макария. – Ректору академии усвояются права и название главного наблюдателя за преподаванием закона Божия в учебных заведениях столицы и ее окрестностей: но в помощь ему, для той же цели, назначаются образованнейшие и почетнейшие лица из монашествующего и белого духовенства столицы, для ближайшего наблюдения за преподаванием закона Божия по разным учебным ведомствам – военному, министерства народного просвещения и воспитательным учреждениям. – В 1850 г., независимо от главного наблюдателя и его помощников, с разрешения Минист. народного просвещения, назначен еще особый визитатор по закону Божию для всех гимназий и казенных училищ столицы 221 . – После возложения на законоучителей преподавания логики и психологии, эти предметы также вошли в круг надзора означенных наблюдателей. Инспекторы: 5) Магистр, иером. Афанасий Протопопов, с 13 авг. 1814 г; в 1816 г. марта 18 переведен в Казань ректором академии. Скончался Тобольским архиепископом. 6) Доктор богословия, иером. Григорий Постников , с 19-го марта 1816 г.; в 1817 г. 29 июня произведен в архимандрита; в 1819 г. определен ректором академии. 7) Магистр, иером. Нафанаил Павловский, с 7 мая 1819 года; в 1821 г. июля 26 определен ректором Ярославской семинарии. Скончался Псковским архиепископом. 8) Магистр, соборн. иером. Иоанн Доброзраков, с 26 июля 1821 г.; 16 августа произведен в архимандрита Юрьева-Польского Архангельского монастыря Владимирской губернии; в 1823 г. сент. 5 присвоена ему лично степень второклассного Антония Римлянина монастыря, с сохранением старшинства перед тамошним настоятелем; в 1824 г. ноября 14 определен ректором С.-Петербургской дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В апр. 1668 г. И. и его дядя чашник подольский Александр с отрядом из 200 солдат силой заняли Свято-Юрский собор во Львове, изгнав оттуда своих противников во главе с Антонием (Винницким). 7 мая 1668 г. благословенная грамота Киевского митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) о легитимности хиротонии И., данная в Чигирине, была внесена в актовые книги Львовского духовного суда. 12 июня 1668 г. кор. Ян Казимир отменил назначение И. на Львовскую кафедру. Несмотря на это, И. оказал поддержку Александрийский патриарх Паисий , который осенью 1669 г. находился на территории Львовской епархии - в Могилёве на Подолье. 8 окт. 1669 г. патриарх дал грамоту о законности епископской хиротонии И. Паисий снял клятву с И. и угрожал анафемой сторонникам Антония (Винницкого). В послании, написанном в с. Сервиры (ныне Сыровары, Тернопольская обл.), Паисий призвал И. стойко переносить преследования со стороны Антония (Винницкого). Хиротонию И. осудил Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара , которого привлек на свою сторону Антоний (Винницкий). В 1670 г. патриарх Досифей огласил в Яссах проклятие И. как «фальшивому пастырю». В противостоянии с Антонием (Винницким) и Иеремией (Свистельницким), 30 апр. 1668 г. хиротонисанным на Львовскую кафедру, И. опирался на помощь К-поля. 8 апр. 1670 г. по просьбе гетмана Правобережной Украины П. Дорошенко и митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) К-польский патриарх Мефодий III подтвердил хиротонию И. и потребовал отстранения Иеремии (Свистельницкого), к-рого патриарх Мефодий III в июне 1670 г. предал анафеме за насильственный захват монастыря св. Илии в Крылосе близ Галича. 26 окт. 1669 г. кор. Михаил Корибут-Вишневецкий выдал И. привилей на Львовскую кафедру (по др. данным, конфирмационный привилей был получен от Яна Казимира 26 июня 1668). Львовское Успенское братство (во главе с греком Иоанном Мазараки) заявило, что И. получил привилей благодаря ходатайству католического Львовского архиеп. Яна Тарновского († 1669), который оказывал И. протекцию. Несмотря на это, в 1670 г. братство признало И. правящим архиереем. Вскоре конфирмационный привилей И. был отменен и на кафедру вновь был назначен Иеремия (Свистельницкий). В 1670 г. кафедру снова передали И., на основании чего последний занял резиденцию Галицких епископов в Крылосском мон-ре, но в том же году привилей вновь был аннулирован в пользу Иеремии (Свистельницкого). В 1670-1672 гг. так повторялось неск. раз: кор. Михаил Корибут-Вишневецкий поочередно поддерживал то одного, то др. кандидата.

http://pravenc.ru/text/578563.html

патриарха епископ Иосиф (Нелюбович-Тукальский). А над православными русскими в польских границах король Ян Казимир утвердил управляющим православного Перемышльского епископа Антония Винницкого, канонически подчиненного патриарху КПльскому. И все три части киевского православного епископата, ценя государственный протекторат Москвы для защиты православия, в то же время продолжали отстаивать свою каноническую независимость от Москвы. Временное трехчастное управление православными церквами продолжалось недолго. Еп. Иосиф (1676 г.) умер. Король еще при жизни его назначил в помощники ему Львовского епископа, тоже по имени Иосифа (Шумлянского). По смерти И. Тукальского (1676 г.), король сделал Иосифа Шумлянского главой православных, а Антония (Винницкого) переместил на старую его кафедру Перемышльскую, где тот тоже вскоре умер (1679). Осталось только две юрисдикции: одна польской и другая московской ориентации. Но московская вскоре выдохлась. Мефодий (Филимонов), по возвращении из Москвы, вскоре в родной украинской атмосфере перестроился и стал солидаризироваться с противниками Москвы. Он примкнул к Печерскому архимандриту Иннокентию Гизелю, и они героически заявили, что запрут ворота и Лавры и Братского монастыря, и пусть их оттуда вытаскивают даже за ноги, но они добровольно не подчинятся митрополиту, поставленному Москвой.    То были два десятилетия (1676—1686 гг.) великого распада Киевщины, казаков и их Сечи, которые вспоминаются в песнях как годы «зруйнивання», т. е. разрушения, распада казачества на бредущие во все стороны и интригующие фракции. Гетман Дорошенко поставил ставку на Турцию, соблазнил на это и Брюховецкого с Мефодием. Но Мефодий успел во время убежать в Москву, где он заслуженно попал в монастырское заключение. Брюховецкий же просто был убит увлекшимся единодержавием Дорошенкой. Последний диктаторски назначил главой церкви Иосифа (Тукальского). Но этого не признали благоразумные епископы русской Украины под водительством Лазаря (Барановича). Лазаря признавали законным возглавителем церкви православные и в правобережной и в левобережной Украине, что вскоре и было оформлено легально.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Временным администратором король назначил Львовского епископа Афанасия Желиборского. Антоний Винницкий, которого королем сначала признал митрополитом наряду с Иосифом, но затем аннулировал свое решение, вернулся к исполнению обязанностей епископа Перемышльского (хотя и продолжал именовать себя митрополитом). В апреле 1665 г. Павло Тетеря просил короля все же позволить Антонию вступить в управление Киевской митрополией, но Ян Казимир отказал гетману. Было очевидно, что католические власти Речи Посполитой вновь целенаправленно разрушали церковную жизнь православного Правобережья. В 1666 г. новый правобережный гетман Дорошенко также пытался добиться от короля утверждения Антония Винницкого на митрополии, а когда это не удалось, просил короля разрешить повторные выборы митрополита, но и в этом получил отказ. Вскоре, однако, поляки были вынуждены освободить Иосифа Нелюбовича-Тукальского из заключения и он, оказавшись под защитой Дорошенко объявил, что принимает на себя управление Киевской митрополией. Духовенство Левобережья не принимало участия в избрании Иосифа Тукальского и Антония Винницкого. В Московской части Ураины управление церковными делами по-прежнему оставалось в руках Мефодия Филимонова. После избрания Брюховецкого гетманом он, наконец, вернулся в Киев. Постепенно нормализовались его отношения с киевским духовенством, которое ранее отказывалось признавать его местоблюстителем как преданного анафеме. Мефодий просил Алексея Михайловича заступиться за него перед Патриархом Константинопольским, что царь и сделал. Московский государь в своем послании, отправленном в Стамбул, извещал Патриарха о том, что поставление Мефодия состоялось по его царскому указу в виде исключительной меры, необходимой в условиях церковной смуты в Малороссии, вызванной изменой и бегством в Польшу митрополита Дионисия. Патриарх снял анафему с Мефодия, и прежде чуждавшиеся его киевские священнослужители вскоре вновь признали Мстиславского епископа законным местоблюстителем, вошли в общение с ним и стали возносить его имя за богослужением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/420/...

54 . АНТОНИЙ Винницкий избран в Чигирине, как выше сказано, из епископов Перемышльских гетманом правой стороны Днепра Тетерей в звание митрополита в одно время с Иосифом, и по заточении Иосифа два года управлял Киевской иерархией, а по возвращении его удерживал только имя митрополита; по кончине же его с дозволения польского короля опять принял правление с 1679 г., но не жил ни в Киеве, ни на Украине. Ибо с российской стороны тогда Киевской митрополии администратором был Черниговский архиепископ Лазарь Баранович. Самая столица митрополии, Киев, удерживаема была российскими царями, а Чигирин, столица правой стороны Днепра гетманов, с 1678 г. занята была турками; Подольской же Украиной владели они еще с 1672 до 1680 г. Посему неизвестно, где пребывал Антоний Винницкий, а вероятно в Вильне или Новогродке литовском, прежних столицах Киевских митрополитов. В Перемышле же на место его с 1680 г. Несецкий упоминает православного епископа Иоанна; или как Стебельский поправляет в своем Каталоге, Иннокентия Винницкого, в 1692 г. предавшегося в унию. Неизвестно также и о времени кончины Антония Винницкого. 55 . ГЕДЕОН Святополк, князь Четвертенский, избран из Луцких и Острожских епископов. Он, будучи на Волыне гоним католиками и униатами, весной 1688 г. приехал в Чигирин к Малороссийскому обеих сторон Днепра гетману Ивану Самойловичу с прошением защиты и другой епархии. Ибо Луцкую, коей он управлял 25 лет, отнял у него для брата своего Афанасия Иосиф Шумлянский, епископ Львовский, именовавшийся администратором Киевской митрополии, и разграбил все его имение. В то время гетман с киевским духовенством и чиновниками думал уже об избрании православного митрополита Киевского. Созваны были в Киев окрестные православные епископы и в Петров пост на соборе в Софийской кафедральной церкви по предложению и одобрению гетмана все духовенство и чиновники единогласно избрали Гедеона, который принял сие избрание с тем только условием, чтобы посвящен был в сан митрополита Московским патриархом, а не Константинопольским, как прежде бывало.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010