В отношении реформы духовных семинарий комиссия предлагала выделить в отдельные мужские школы первые 4 класса, в которых должны были преподаваться общеобразовательные дисциплины. По окончании этих 4 лет обучения выпускники получали бы право поступать для продолжения обучения в светские учебные заведения. В 5-м и 6-м классах семинарий должны были преподаваться специальные богословские дисциплины. А последние два класса семинарий, в соответствии с этим проектом, надлежало выделить в пастырско-богословские школы с более сложной богословской программой. Участники III сессии Всеукраинского Церковного Собора также выразили протест против нового государственного закона Украины о церковно-приходских школах и высказались за то, чтобы целиком заново рассмотреть вопрос об их деятельности. На Соборе было признано необходимым возвысить до степени епископа ректора Киевской Духовной семинарии. В соответствии с этим решением 20–21 октября 1918 г. состоялись наречение и хиротония ректора КДС архимандрита Амвросия (Полянского) во епископа Винницкого, викария Киевской митрополии. Однако большинство разработанных Учебной комиссией материалов делегаты Собора таки и не успели рассмотреть, так как соборные заседания были прерваны государственным переворотом и приходом к власти петлюровской Директории. После того, как петлюровские власти арестовали и выслали в Галицию митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Евлогия (Георгиевского), по инициативе митрополита Херсонского и Одесского Платона (Рождественского) 7–8 (20–21) декабря 1918 г. в Киеве был проведен Собор украинских православных архиереев. На нем было постановлено образовать в Киеве т.н. Контору Священного Собора епископов Украины – орган, призванный решать поточные церковные дела в перерыве между сессиями Собора епископов. Во главе Конторы был поставлен епископ Кременецкий Дионисий (Валединский), ее членами избраны епископ Каневский Василий (Богдашевский) и епископ Уманский Димитрий (Вербицкий). Однако реальным органом высшей церковной власти Контора Священного Собора епископов Украины так и не смогла стать, так как 1 января 1919 г. Директория своим декретом объявила об автокефалии Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев идеи автокефалии была сформирована т.н. «Украинская высшая освященная церковная рада» во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Впрочем, Рада вскоре также прекратила свое существование по причине наступления большевиков на Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Несмотря на протесты настоятеля Красносельской религиозной общины Тульчинской епархии, государственный регистратор Винницкой областной государственной администрации противоправно зарегистрировал клонированную «православную общину» как юридически законную. Таким образом произошел рейдерский захват Красносельского Иоанно-Богословского храма Украинской Православной Церкви, который в свое время торжественно освятил архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан . Члены Епархиального совета выразили решительный протест и осуждение противоправных действий политизированных групп погромщиков-радикалов «ПЦУ» по захвату храмов на канонической территории Тульчинской епархии. Они отметили «антигуманное равнодушие Патриарха Константинопольского Варфоломея , упорно " не замечающего " акты жестокого насилия политизированных радикалов ПЦУ по отношению к верным духовным чадам Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия , соборно избранного каноническим украинским православным епископатом на пост Предстоятеля Украинской Православной Церкви и получившего признание всей Полноты Поместных Православных Церквей, включая Поместную Константинопольскую Церковь ». «Поскольку в СМИ появились угрозы радикалов " ПЦУ " продолжить захваты храмов канонической УПЦ, есть основания полагать, что таковые угрозы являются следствием визита Патриарха Варфоломея в Киев, который, по заявлению главы " ПЦУ " Епифания Думенко, " окрылил " сторонников " ПЦУ " на т.н. самоутверждение в Украине», — подчеркивается в заявлении Тульчинской епархии. Члены Епархиального совета Тульчинской епархии поддержали заявление управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского и Броварского Антония , в котором говорится, что «образование ПЦУ разрушает не только единство православных в Украине, но и ведет к драматическому ослаблению внутреннего единства территорий страны». По итогам экстренного заседания Епархиального совета было принято решение направить письмо-протест президенту Украины Владимиру Зеленскому как гаранту Конституции и единства Украины с убедительной просьбой защитить права, честь и достоинство граждан Украины — православных верующих Тульчинской епархии УПЦ, части многонациональной и многомиллионной Украинской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5841234.ht...

1022 Афанасий умер в 1666 г. По смерти Желиборского, на епископскую кафедру были два претендента: Евстафий Свистельницкий и Иван Шумлянский . Шумлянский прежде служил в военной службе под хоругвию гетмана, впоследствии короля, Яна Собиесского, часто жил при его дворе и там хорошо был принят по своему веселому нраву. Свистельницкий также принадлежал к шляхте. Народ разделился на партии. Шумлянский, имея большое родство в шляхте и привлекши на свою сторону несколько лиц низшего сословия, тайно собрав где-то свою партию, которая и избрала его в епископы. Но митрополит Антоний Винницкий, духовенство, большая часть шляхты и братство, не признавая его правильно избранным, избрали другое лицо – Свистельницкого, который и посвящен в 1668 г., приняв имя Иеремии . Между тем Шумлянский прибегнул к покровительству латинского архиепископа и, по ходатайству его и своей родни, получил королевскую привиллегию на львовское епископство; но, не надеясь на посвящение киевским митрополитом, отправился заграницу и посвящен был в Яссах греческим епископом Софронием, митрополитом филиппопольским, и Феофаном митрополитом хиосским, 1023 как впоследствии оказалось – по винам своим лишенными сана; 1024 а возвратившись в Львов, силой завладел епископской резиденцией, склонив на свою сторону соперника Антония Винницкого, митрополита Нелюбовича-Тукальского. 1025 Таким образом в Львове стали два епископа, и хотя оба выдавали себя за православных, но народ уже разделился на две стороны. Иеремия Свистельницкий, последний православный епископ львовский, умер в 1676 г. Иосиф Шумлянский , оставшись один львовским епископом, тотчас же принял унию и в 1677 г. 1 марта дал клятву в оной в королевском дворце в Варшаве. (Присяга его на латинском языке находится в архиве греко-униатских митрополитов, кн. XVII, 741). Несмотря на то, в 1679 г. королевской привиллегией поручена была ему администрация православной киевской митрополии, так как Иосиф скрывал свое отступничество. В 1680 году он разослал по своей епархии, в наставление священникам, составленную им и напечатанную в Уневе книжку, под заглавием: «Зерцало до предзрения и латвейшего разумения веры святой». В 1687 г. разослал также напечатанную в его собственной типографии во Львове «Метрику албо реестр для порядку церкви святой», причем, в окружном послании, увещевал священников ревностно исполнять пастырские обязанности, вести трезвенную жизнь и носить одежду приличную сану. (А. 3. Р. V, 167–169).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Представители киевского духовенства во главе с Иннокентием Гизелем не хотели признавать блюстителем митрополии проклятого Мефодия, явившегося, будто бы, вместо блюстителя губителем. Они просили назначить Барановича. Баранович не без укора и укола отвечал, что он уже дважды недостойно отправлял обязанности блюстителя, земетив при этом, что на его бедной кафедре нет никакой возможности на своем кошту держать местоблюстительство. Митрополичьи имения были по ту сторону Днепра, следовательно, пользоваться ими нельзя. Лазарь предлагал просить царя скорее назначить настоящего митрополита 1047 . Вышло не так, как хотелось киевскому духовенству и Барановичу. Мефодий остался блюстителем; гетманом 17–18 июня 1663 г. на Нежинской раде избрали Брюховецкаго. Самко и Золотаренко казнены 1048 . Западная польская сторона, не признававшая Мефодия, сама по себе занялась избранием митрополита. В ноябре 1663 г. 9 и 16 числа собирались два собрания. На второе явились Гедеон Четвертинский епископ луцкий, Антоний Винницкий епископ перемышльский и Афанасий Желиборский епископ львовский, поставленный на место брата Арсения, умершего 18 сент. 1662 г. Прибыл и сам гетман правой стороны Павел Тетеря, получивший гетманство после Юраски Хмельницкого, принявшего монашество с именем Гедеона. Как на первом, так и на втором собрании не было согласного выбора. Одни выбрали Антония Винницкого, другие Иосифа Нелюбовича Тукальского епископа мстиславского и оршанского. Обе стороны представили своих кандидатов королю. Король утвердил того и другого; гетман утвердил Тукальского. Новый митрополит, удержав за собой прежнюю епархию 1049 , стал жить в Чигирине, где жил гетман; впрочем, он бывал и в Корсуне, где умер его предместник. Таким образом, на правой стороне сразу стало два митрополита, а с блюстителем Мефодием, который после избрания Брюховецкого возвратился в Киев и примирился с киевским духовенством, – три. Но Тукальскому на митрополии сразу не посчастливилось. Его вместе с Выговским завинили в подстрекательстве казаков в пользу Москвы и сношениях с Юраской – Гедеоном против Тетери. Поляки расстреляли Выговского, а Тукальского с Хмельницким взяли в Варшаву и держали в плену 2 года. Антоний Винницкий за это время не вступал в управление митрополией и жил в Перемышле в постоянной ссоре с местным униатским епископом. Аднимистратором Киевской митрополии назывался Афанасий Желиборский епископ львовский. При такой путанице нельзя даже сказать, кому принадлежала киевская митрополичья кафедра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Закрыть Мы выстояли! Как остановить ядовыделение раскольничьих религиозных деноминаций? 20.08.2019 3001 Какими нужно быть глупцами, чтобы не понимать очевидное! Ведь живые примеры Господь шлет - вразумитесь! Некогда молния (не люди, а Господня Сила) убила Василя Червония, яростного ненавистника УПЦ и такого яростного приспешника униатского проекта Запада под названием «каноническая автокефалия» в команде Денисенко. Так вот, когда он вопил, что Патриарха самолет приземлится в Борисполе через труп его, Червония, то, когда шасси коснулись посадочной полосы в Борисполе - ударила молния за поле, через которое на своей родине бежал с рыбалки Червоний. Теперь вот через четыре месяца помер «священник», стремившийся ударить Винницкого Владыку Варсонофия. Варсонофий - Митрополит, полюбившийся народу, а того, так и не принесшего покаяние «священника» и имя никто не вспомнит. Теперь глава грекокатоликов зовет всех в Ватикан праздновать «владимирово крещение» и претендует на Софию Киевскую - ну, это уже не смешно, ибо это - диагноз! Угомонитесь! Уже вам и денег не дадут столько, как давали на грязь против УПЦ, уже и мы в УПЦ былую, в первые годы яростных нападок на нас, растерянность забыли и воссоединились вокруг нашего Предстоятеля, Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, уже Управляющего Делами УПЦ Митрополита Антония куда вы только не переводили из Киева, как и пытались гнобить Наместника Свято-Успенской Киево-Печерской лавры Митрополита Павла - все, время вышло! Мы выстояли! Мало того, мы знаем, как нам дальше быть, а теперь вы, панове, в растерянности! Но мы всегда вас ждали и готовы принять по-братски, с великой любовью, без шуток - с любовью, ваше покаяние - только снимите очки, подаренные вам заморскими ненавистниками Киевской Руси. Кстати, про заморских ненавистников Киевской Руси: согласно новому исследованию Pew Research Center, 70% римо-католиков не верят, что во время Евхаристии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми. Вот о чем вам нужно тревожиться, а не звать в Рим «гулять» праздник «владимирова крещения» - поминки уже заказывать пора униатам!

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/20/my...

В 1663 г., после смерти митрополита Дионисия (Балабана) состоялся Собор, на котором избрали сразу двух кандидатов на Киевский митрополичий престол — Антония (Винницкого) (1663–1679) и Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) (1663–1675), причем оба кандидата были утверждены польским королем. Несмотря на то, что по политическому обвинению Нелюбович-Тукальский в 1664–1666 гг. был заточен в Мариенбургский замок, б(льшая часть православных признала митрополитом его, а Антоний (Винницкий) получил поддержку только в своей Перемышльской епархии. Тем не менее он продолжал оставаться Киевским митрополитом, хотя в его юрисдикции оставалась фактически лишь польская часть Украины. В Киеве и на Левобережье управление православной Церковью находилось в руках местоблюстителя, Могилевского епископа Мефодия (Максима Филимоновича). Иван Брюховецкий, ставший гетманом при поддержке епископа Мефодия, вначале благосклонно относился к нему. Однако усиление позиций последнего привело к обострению отношений между гетманом и местоблюстителем. Чтобы ограничить власть местоблюстителя и православного духовенства в целом, гетман обратился к московскому правительству с просьбой назначить митрополита, который бы противостоял митрополиту на «польской территории» . Осенью 1665 г. гетман Брюховецкий с большим посольством (вместе с прислугой 313 человек) приехал в Москву. Он подал на имя царя статьи, в одной из которых говорилось о том, что Киевский митрополит должен поставляться из Москвы . В Москве не решились на это, а когда стало известно о просьбе Ивана Брюховецкого, киевские игумены выразили свой протест воеводе П. Шереметеву. В феврале 1666 г. они стали просить его позволения отправить в Москву челобитчиков, чтобы получить от царя подтверждение их прав и позволение избирать митрополита по прежним обычаям. Поставленный из Москвы местоблюститель, епископ Могилевский Мефодий (Филимонович), который незадолго до этого занял место смещенного Лазаря (Барановича), также протестовал против нововведений. Но очень скоро выяснилось, что его поведение было связано лишь со стремлением отвести от себя подозрения остальной части духовенства в симпатиях к Москве .

http://sedmitza.ru/lib/text/436221/

была передана Москвой под управление Мефодию (Филимонову или Филимоновичу), продолжавшееся до 1668 г., когда он был под стражей отправлен в Москву за поддержку гетмана Брюховецкого ( Чистович И. А. Ук. соч. Ч. 2. С. 144). На Правобережье в 1663 г. были избраны сразу два митрополита – Иосиф (Нелюбович-Тукальский) и еп. Перемышльский Антоний (Винницкий). Сначала оба кандидата были утверждены королем, однако вскоре король аннулировал свое утверждение Антония (Винницкого) и признал митрополитом одного Иосифа. В следующем 1664 г. король арестовал Иосифа и заточил в тюрьму, а для управления Церковью назначил временным администратором Киевской митрополии Львовского еп. Афанасия (Желиборского). (Карташев A. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб., 2004. Т. 2. С. 301–303). 1936 Епископ Могилевский. Константинопольским Патриархом утвержден 06.03.1668 в достоинстве Киевского митрополита. Был сторонником гетмана Дорошенко. При Иосифе (Нелюбовиче) (и его преемнике по кафедре Антонии [Винницком]) «...митрополия находилась в великом расстройстве от униатов...» (Строев. С. 4). Был «...заточен поляками в Мариенбург 1665; освобожден 1667». Скончался 26.07.1676 в Чигиринском Троицком монастыре, где имел пребывание. Погребен в Мгарском монастыре, где мощи его нетленны (Н.Д. Иерархия... С. 15). 1937 Еп. Львовский, администратор Киевской митрополии в период заключения Иосифа (Тукальского). В январе 1667 между Россией и Речью Посполитой было заключено Андрусовское перемирие. К России отошла Левобережная Украина, а также Киев (на 2 года). В том же году король освободил из тюрьмы Иосифа (Тукальского), и он вернулся к управлению Киевской митрополией, будучи признан и Константинополем. Тогда же Мефодий (Филимонов) изменил Москве, и церковное управлением Левобережьем было передано архиеп. Черниговскому Лазарю (Барановичу) (Карташев A. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб., 2004. Т. 2. С. 301–303). 1938 Епископ Перемышльский. Избран в одно время с Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). «...Неутвержденный в сане Патриархом, несмотря на многие утвердительные грамоты польских королей, вступил в управление частию митрополии в 1676 г.; † в 1679 в Вильне...» (Н.Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Константинопольский объявил епископа Мефодия запрещенным в священнослужении. Ходатайства Москвы перед Константинополем не имели успеха. Митрополит Дионисий (Балабан) на ту же Мстиславскую епископию поставил своего епископа Иосифа (Нелюбовича-Тукальского). Это усугубило и государственный раскол: Днепр разделил Украину на Левобережную (русскую) и Правобережную (польскую). Правобережный Киев остался в составе русской Украины. Сечевой гетман казачества Иван Брюховецкий признавал церковное возглавление Москвы. Кроме того, на днепровском острове Хортица был образован центр нейтральной Запорожской Сечи. По смерти митрополита Дионисия (Балабана; 1663) новый общий гетман Петр Дорошенко (польской ориентации) связал свою деятельность с занявшим Киевскую кафедру епископом Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). Сечевой гетман И. Брюховецкий вызвал из Москвы задержанного там на Соборе 1666—1667 гг. епископа Мефодия (Филимонова). Иван Брюховецкий практически требовал, чтобы Москва назначила наконец митрополита. Но Москва по-прежнему не склонна была идти против воли Константинопольского Патриарха, о чем и был уведомлен И. Брюховецкий. Москва даже приняла от Константинопольской Патриархии как жест благоволения возведение Черниговской кафедры на степень архиепископии и дарование занимавшему ее епископу Лазарю (Барановичу) титула архиепископа. Тем временем между Россией и Польшей в январе 1667 г. был заключен Андрусовский мир. Над разделенными частями исконно русской территории образовались три православные юрисдикции. В восточной Украине остался архиепископ Лазарь (Баранович). Он не поехал в Москву для получения титула митрополита, так как не отказывался от юрисдикции Константинопольского Патриарха. Но в то же время он принимал осуществлявшееся здесь фактическое возглавление церковных дел Москвой. В Запорожской Сечи со званием Экзарха Константинопольского Патриарха пребывал епископ Иосиф (Нелюбович-Тукальский). А над православными, жившими в польских границах, король Ян Казимир утвердил управляющим православного епископа Перемышльского Антония (Винницкого), канонически подчиненного Патриарху Константинопольскому.

http://sedmitza.ru/lib/text/436393/

Хотя Тетеря утверждал, что от И. исходит «все злое, что делается» на Украине, под воздействием казацкой среды он вынужден был ходатайствовать о его освобождении. Просьба об освобождении И. и Гедеона (Хмельницкого) была включена в инструкции послам войска Запорожского на сейм поздней осенью 1664 г. В нач. 1665 г. киевская шляхта также дала поручение своим представителям ходатайствовать об арестованных. Когда Правобережную Украину снова охватило восстание, польск. ставленник Тетеря бежал, новый гетман П. Д. Дорошенко добивался освобождения узников, и вопрос начал обсуждаться в правящих кругах Польско-Литовского гос-ва. 29 нояб. 1665 г. И. и Гедеон (Хмельницкий) были приведены к присяге на верность королю и Речи Посполитой, но за этим не последовало их освобождение. В составленных в февр. 1666 г. новых инструкциях послам Запорожского войска на сейм подчеркивалось, что войско признает законным митрополитом только выбранного при его участии И. и ходатайствует об освобождении его из заключения. На обстоятельства освобождения И. проливает свет ответ кор. Яна Казимира на это обращение. Король заявил, что он «простил» И., но предложил войску признать митрополитом Антония (Винницкого), т. к. И. сказал, что он на этот пост не претендует. Очевидно, условием освобождения стал отказ И. от притязаний на митрополичий стол. По мнению Мироновича, И. был освобожден в кон. 1666 г. в связи с польско-рус. переговорами и подготовкой подписания Андрусовского мира, заключенного 30 янв. 1667 г. По преданию, освободившись, И. ехал в свою епархию через Вильно. Там он запретил насельникам мон-ря Св. Духа звонить в колокол в день, когда в Вильно прибыли останки Иосафата Кунцевича , торжественно переносимые униатами из Жировиц в Полоцк. (Однако останки Кунцевича были привезены в Вильно почти через год после освобождения И.- 25 сент. 1667 г.) В февр. 1667 г. И. находился в Лещинском монастыре, к нему обратились жители Могилёва с просьбой об освобождении их от «неслушнаго в Москве публикованого проклятья», что И.

http://pravenc.ru/text/578527.html

1668 г. Львовскую кафедру занял при содействии И. Иосиф (Шумлянский) , к-рый и удержался на ней, несмотря на противодействие Антония (Винницкого). Впосл. между И. и Иосифом (Шумлянским) наметился конфликт, связанный с тем, что последний в противовес Антонию (Винницкому) добивался у короля привилея на должность администратора Киевской митрополии в Речи Посполитой. Глава духовенства в Великом княжестве Литовском митрополичий наместник архим. Феодосий (Василевич) посылал священников на поставление только к И. У последнего был большой авторитет, в частности, благодаря тому, что он активно боролся против униатства. Папский нунций Пигнателли в письме к кард. А. Барберини от 14 дек. 1667 г. обвинял И. в том, что он захватил имения, принадлежавшие униат. Перемышльскому епископу, и при помощи казаков организовал избиение униат. духовных лиц (MUH. Vol. 3. P. 289). Посланец царя В. Тяпкин, побывавший на Украине в кон. 1667 - нач. 1668 г., сообщал в Москву, что «мещане и казаки, паче же черные люди, по обе стороны [Днепра] зело любят и почитают» И., а архим. Киево-Печерского мон-ря Иннокентий (Гизель) и И. «великую любовь меж собою и в народех силу имеют». Т. о., И. имел сторонников и на Левобережной Украине. В Москве не торопились приводить последний договор в исполнение. В преамбуле документа по настоянию руководителя рус. внешней политики А. Л. Ордина-Нащокина было записано, что, прежде чем применять силу, следует попытаться убедить казаков, чтобы они «от бусурман отлучились». Ордин-Нащокин полагал, что, опираясь на это положение договора, можно добиться мирного присоединения Правобережной Украины к Русскому гос-ву. С этой целью на Украину в кон. 1667 г. с особой миссией был отправлен Тяпкин. Он должен был убедить гетмана Дорошенко разорвать союз с татарами и подчиниться верховной власти царя. При выполнении своей миссии Тяпкин искал содействия И., и тот обещал и посланцу, и киевскому воеводе кн. П. В. Шереметеву «влиять в благоприятном духе» на гетмана. В 1667 г. И. отправил письма кн.

http://pravenc.ru/text/578527.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010