Братство устроило роскошный пир митрополиту, новому епископу и всей собравшейся шляхте, и, сверх того, подарило новому владыке коляску и пару лошадей. Но к соблазну всей православной церкви одновременно появился и другой епископ, именно Иван Шумлянский, родом шляхтич и по профессии военный, который при содействии партии его избравшей, а также латинского архиепископа, в свою очередь, добился королевского утверждения, и был посвящен в сан епископа под именем Иосифа в г. Яссах проживавшими там греческими митрополитами. Это событие имело роковое значение для православной Львовской церкви, которая, имея таким образом одновременно двух епископов, разделилась на две партии. Мы не станем здесь излагать этой печальной и достаточно известной истории, имевшей, к сожалению, свой прецедент в факте существования двух южнорусских митрополитов: Антония Винницкого и Иосифа Тукальского. Скажем только, что после смерти епископа Иеремии Свистельницкого, последовавшей в 1676 году, Иосиф Шумлянский остался один у власти и, склонившись тайно к унии, начал вести энергичную борьбу с Львовским братством, желая сломить его и обратить братскую церковь , лучшую в епархии, в свою кафедральную церковь. Новый польский король Ян Собесский, хотя и подтвердил, как и прежние короли, права братства, но в своей грамоте дал понять братству, что ему необходимо вступить в добрые отношения с епископом Иосифом Шумлянским, который пользовался расположением короля, как его прежний товарищ по оружию. Проживая часто в Львове, Собесский одной рукой поддерживал братство, которому даже подписывал разные декреты, заготовленные заранее братчиками, а другой рукой поддерживал и Шумлянского, с которым охотно проводил время, и при всяком удобном случае обеими руками брал деньги и подарки от братства. Со вступлением на престол Яна Собесского, как известно, вышло и сеймовое постановление о запрещении православным, под страхом смерти и конфискации имущества, всяких сношений с Константинопольским патриархом, а Шумлянский уже в 1679 году принял унию в Варшаве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

На заседании Собора 12 дек., к-рое посетил гетман Скоропадский, принято решение об избрании митрополита Киевского и др. правосл. архиереев Украины на Всеукраинском Церковном Соборе с последующим утверждением Патриархом Московским и всея Руси и информированием Правительства Украины; власти Украины не получали права вето по данным вопросам. Собор вновь подчеркнул, что правосл. Церковь является первенствующей конфессией на Украине и имеет соответствующий юридический статус. Экономическая комиссия во главе с еп. Никодимом (Кротковым) рассмотрела и после внесения незначительных поправок 10 дек. одобрила проект Мин-ва исповеданий об окладах клирикам, разработала «Положение о пенсиях духовенству», приняла решение направить 3 делегатов в Мин-во земледелия для отстаивания церковного землевладения. В комиссии были разработаны принципы материального обеспечения духовенства: 1) сохранение землевладения причта как исторического способа содержания клира вплоть до проведения II Всеукраинского Собора; 2) бесплатное служение клириков в случае введения гос. обеспечения духовенства. Собор постановил оставить клирикам земельные наделы даже при условии выплаты денежных окладов гос-вом. Комиссия по украинизации богослужения, председателем к-рой был Кременецкий еп. Дионисий (Валединский), вик. Волынской епархии, предполагала вынести на обсуждение Собора подготовленный прот. Николаем Бортовским вопрос об издании учебников Закона Божия на укр. языке, но к рассмотрению предложений комиссии приступить не успели. По инициативе митр. Антония в составе комиссии по вопросам духовного образования во главе с еп. Василием (Богдашевским) была создана подкомиссия для рассмотрения утвержденного правительством нового устава Киевской ДА; в нее вошли: митр. Платон (Рождественский), архиеп. Георгий (Ярошевский), еп. Василий (Богдашевский), архим. Тихон (Лященко), профессора Ф. Титов, Глаголев, М. Мухин и Станиславский. Учебная комиссия вновь вернулась к вопросу об освобождении помещений духовных учебных заведений и о ремонте их за счет духовных школ. В отношении реформы ДС комиссия предлагала: выделить в отдельные муж. школы первые 4 класса, преподавать в них общеобразовательные дисциплины и предоставить их выпускникам право поступать в светские учебные заведения; в 5-м и 6-м классах ДС преподавать специальные богословские дисциплины; последние 2 класса семинарий выделить в пастырско-богословские школы с более сложной богословской программой. Собор выразил протест против нового закона о церковноприходских школах. Он признал необходимым возвысить до степени епископа ректора Киевской ДС. 2-3 нояб. 1918 г. в Софийском соборе при участии 20 архиереев - делегатов Собора были совершены наречение и хиротония ректора семинарии архим. Амвросия (Полянского) во епископа Винницкого, викария Киевской митрополии.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Новые храмы освящают и строят в Украинской Православной Церкви 23 сентября 2021 г. 16:39 В Украинской Православной Церкви продолжается освящение и строительство новых богослужебных зданий. За последнюю неделю появилась информация об освящении храмов в Донецкой, Одесской, Харьковской, Винницкой, Днепропетровской областях и часовни на Киевщине. К возведению церквей приступили четыре общины Украинской Православной Церкви в разных регионах Украины. 20 сентября 2021 года состоялось освящение храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в  с. Касьяновка  Никольского района Донецкой области. По благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона чин совершил благочинный Никольского церковного  округа протоиерей Николай Крымский. Это первый храм в селе за его более чем столетнюю историю. Раньше верующим проходилось добираться на богослужения за десятки километров в г. Мариуполь или пгт Заря. Церковь построена за три года при помощи Благотворительного фонда «Фавор», финансовой поддержки разных организаций и частных пожертвований. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел освятил храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона в  с. Оксамитное  Болградского района Одесской области. Чин освящения и Божественную литургию в сослужении викария Одесской епархии архиепископа Болградского Сергия и духовенства архиерей совершил 19 сентября. Благотворителю храма С.С. Кастрову, архитектору В.Г. Кантареву и активным участникам восстановления поруганной святыни вручены церковные награды. В тот же день, 19 сентября, митрополит Изюмский и Купянский Елисей освятил храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в  пгт Малиновка  Чугуевского района Харьковской области и совершил в храме первую Божественную литургию. Настоятель архимандрит Герман (Дойников) награжден медалью преподобных Антония и Феодосия Печерских степени. Благотворителям прихода вручены архиерейские грамоты. Также 19 сентября состоялось освящение часовни в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», построенной на территории храма Архистратига Михаила в  с. Шандра  Мироновского района Киевской области. Чин совершил митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин . Настоятель прихода протоиерей Виталий Бойко награжден орденом Почаевской иконы Пресвятой Богородицы. Благотворителям и активным прихожанам вручены ордена, знаки отличия, благословенные грамоты.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Митрополит Филарет, имея «доброе мнение о действовании Евсевия и о состоянии академии» Московской при нем, 25 видимо благоволил Евсевию, 26 – и ему скоро открылось более широкое поприще, когда освободилась С.-Петербургская академическая ректура 27 за переводом 13 января 1847 г. епископа Винницкого Афанасия (Дроздова) на Саратовскую кафедру. Из трех кандидатов Евсевий, рекомендованный митр. Филаретом, стоял первым перед ректорами Семинарий С.-Петербургской Феогностом (Лебедевым) и Владимирской – Поликарпом (Сосниным, † 18 января 1868 г.) и был высочайше утвержден 17 января 1847 г. епископом Винницким с настоятельством в Шаргородском Спасском Николаевском первоклассном монастыре Подольской епархии, а по ходатайству С.-Петербургского митрополита Антония (Рафальского, † 16 ноября 1848 г.) Духовно-учебным Управлением определен 21 января в ректоры С.-Петербургской Академии. 28 Расстался он с Alma Mater, напутствуемый от митр. Филарета «благословением и пожеланием преуспеяния служению его везде, куда призовет Божие Провидиние и священная власть», 29 а прибыл в С.-Петербург 24 февраля в 6 часов вечера и вступил в академическую должность 25 числа, 30 подписавшись тогда под «клятвенным обещанием», как «Новоопределенный Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Архимандрит Евсевий». 9 марта 1847 г. последовала его хиротония в Казанском соборе митр. Антонием с присутствовавшими (1843 – 1848 гг.) в Синоде преосвященными Венедиктом (Григоровичем) Олонецким († 7 декабря 1850 г.), Илиодором (Чистяковым) Курским († 2 февраля 1861 г.) и Гедеоном (Вишневским) Полтавским († 11 октября 1849 г.) и с викарием С.-Петербургским, епископом Ревельским Наоанаилом (Савченко, † 4 марта 1875 г. в Чернигове). Вместе с сим преосвящ. Евсевием должен был заменить своего предшественника по председательству в комитете для рассмотрения конспектов о преподавании учебных предметов в Семинариях (с 7 апреля 1847 г. согласно предложению графа Н.А. Пратасова), 31 где немало хлопотал, 32 и по главному наблюдению за преподаванием Закона Божия в светских учебных и воспитательных заведениях столицы и её окрестностей (с 15-го марта). 33 Приходилось ему и покидать С.-Петербург, напр., летом 1849 г., когда Евсевий был отправлен для обозрения Семинарии Псковской, Могилевской и Смоленской, но сам потом просил продолжить командировку – частью для поправления здоровья, особенно же для осмотра в родном селе отстроенной им вчерне церкви 34 и для посещения не менее родной Академии Московской; 35 вернулся он обратно 9 августа и представил обстоятельные отчеты о всех ревизованных им Семинариях. 36

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Вместо московского патриарха Дионисий обратился за благословением к патриарху константинопольскому Парфению Кумкуму. Впоследствии, когда он, восставая против московского правительства, должен был удалиться из Киева, а в Киев на митрополию Московское правительство, считая её праздною, назначило блюстителем её Мефодия, Балабан отнёсся к константинопольскому патриарху с жалобою, что Мефодий изгнал его и силою похитил мптрополичий престол посредством мирской власти. По просьбам Балабана и Юрия Хмельницкого, патриарх выдал на Мефодия проклятие, которое Балабан переслал в Киев, отчего здесь произошло сильное волнение между духовными и мирскими людьми 86 . Это волнение было тем более естественным, что незадолго до того, после измены Выговского, Малороссы просили московское правительство, чтобы духовенство малороссийское было под властью константинопольского патриарха и избрание духовных властей по-прежнему оставалось вольное 87 . Иосиф Нелюбович–Тукальский также искал у константинопольского патриарха подтверждения прав на митрополию. В 1670 году он посылал в Константинополь Брацлавского протопопа Романа Ракушу, – с просьбою к патриарху Мефодию, чтобы он утвердил кого-нибудь одного митрополитом Киевским, или его – Тукальского, или же Антония Винницкого. По ходатайству бывшего тогда у султана Дорошенкова посла, патриарх утвердил одного Иосифа на митрополии Киевской, а другим запретил именоваться митрополитами 88 . В доказательство своей преданности восточным патриархам Тукальский поминал имена их при богослужении. Но как ни старались киевские митрополиты казаться зависимыми от патриархов константинопольских – это не могло спасти их от необходимости подпасть ведению патриарха московского. Уважение к патриархам константинопольским в народе постепенно ослабевало, потому что известно стало, что греки вовсе не такие ревнители просвещения и веры, какими были они во время унии, поддерживая братства, и какими казались долго после унии. Известно, что в 1623–26 годах путешествовал на восток один из епископов малороссийских – Мелетий Смотрицкий, и потом в своих сочинениях сообщал очень дурные вести о состоянии просвещения и веры на востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил ежегодное епархиальное собрание духовенства Киевской епархии 29 декабря 2018 г. 16:52 28 декабря 2018 года в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских Успенской Киево-Печерской лавры состоялось ежегодное епархиальное собрание духовенства Киевской епархии . Заседание возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий . В работе собрания также приняли участие управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , викарные архиереи Киевской епархии, благочинные, наместники и настоятельницы монастырей, а также клирики Киевской епархии. Перед началом заседанием Блаженнейший митрополит Онуфрий вместе с присутствовавшими вознес заупокойную молитву по усопшим в 2018 году клирикам Киевской епархии. Предстоятель Украинской Православной Церкви прочитал доклад , посвященный деятельности Киевской епархии в уходящем году. В начале доклада Блаженнейший владыка привел статистические данные из жизни епархии, согласно которым по состоянию на 25 декабря в Киевской епархии действует 396 приходов, объединенных в 33 благочиния, работают 12 епархиальных отделов и две комиссии. Управляющий Киевской епархией также отметил, что в 2018 году в Киеве было зарегистрировано два новых прихода, количество монастырей (22 обители) не изменилось. Блаженнейший митрополит Онуфрий с сожалением добавил, что два прихода при воинских частях в Киеве прекратили свою деятельность. На приходах и в монастырях Киевской епархии служат 779 клириков, в монастырях, в том числе ставропигиальных, несут монашеское послушание 992 человека: 478 в мужских и 514 в женских. За отчетный период из числа духовенства Киевской епархии четыре клирика было избрано на архиерейское служение, а управляющий Центральным киевским викариатством архиепископ Бородянский Варсонофий назначен управляющим Винницкой епархией ( журнал 72 ). Далее Блаженнейший митрополит Онуфрий озвучил ряд других статистических данных.

http://patriarchia.ru/db/text/5331190.ht...

в Афинах вышел его греч. перевод. Раздел о таинстве Е. у архиеп. Антония построен на основе соответствующей главы «Исповедания...» патриарха Иерусалимского Досифея II. В учении о времени преложения архиеп. Антоний следует катехизису свт. Филарета Московского - таинство совершается произнесением установительных слов и призыванием Св. Духа ( Антоний (Амфитеатров), архим. Догматическое богословие... СПб., 18628. С. 225-230). Значимым событием стало издание в 1849-1853 гг. «Православно-догматического богословия» ректора СПбДА еп. Винницкого (с 1851; впосл. митр. Московский) Макария (Булгакова) († 1882). Вышедшая в 5 томах книга представляла собой попытку систематизации и классификации богатого догматического материала, сопровождавшегося множеством святоотеческих цитат. До кон. XIX в. этот объемный труд был переиздан четырежды; издавалась также его сокращенная редакция; неск. репринтов изданий XIX в. были сделаны в кон. XX в. Полный текст книги был переведен на греч. язык и опубликован в Афинах в 1883 г. «Православно-догматическое богословие» митр. Макария стало самым известным учебником правосл. догматики. При изложении догматического учения о Е. митр. Макарий в значительной степени опирается на «Православное исповедание...» свт. Петра (Могилы) и «Исповедание...» патриарха Иерусалимского Досифея II («Послание восточных патриархов»), но сформулированные на их основе тезисы он подробно обосновывает библейским, святоотеческим и каноническим материалом. Изложение учения митр. Макарий начинает с вопроса об отношении Е. к др. таинствам (говоря об исключительности Е., он не только называет ее «непостижимейшим и спасительнейшим из таинств, но вместе» и Жертвой - Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 368), затем говорит о различных наименованиях Е., после чего рассуждает о библейских основаниях таинства. Следующая глава раздела о Е. посвящена «видимой стороне» таинства. Митр. Макарий подробно обосновывает необходимость совершения литургии на чистом пшеничном квасном хлебе (но не опресноках) и вине, смешанном с водой, а затем кратко перечисляет основные части литургии и переходит к вопросу о времени освящения Даров.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Москва назначила своего местоблюстителя – епископа Мефодия (Филимонова), которого в 1669 г. заменила опять архиепископом Лазарем. Всю эту вереницу претендентов на Киевскую митрополию породила политическая нестабиль­ность в пределах её территории, столкновение интересов соперничающих государств и Церк­вей. «Малороссия к сему времени распалась на три лагеря: заступивший место Юрия Хмельницкого гетман Дорошенко отдался в покровительство Турции, гетман с московской сторо­ны Брюховецкий тоже изменил Москве и ссылался с Польшею, а Киев пребыл верным России» (2). Соответственно этому, «над тремя государственно разделёнными теперь частями... установились три православных юрисдикции. Над восточной, оккупированной московскими силами, Украиной остался возглавителем архи­епископ Лазарь (Баранович). Он не пожелал ехать в Москву для получения титула митро­полита, ибо не отказывался от традиционного возглавления Константинопольского Патриарха, но толерантно принимал фактическое возглавление церковных дел Москвой. На самостийную маленькую территорию Запорожья опёрся со званием экзарха Константинопольского Па­триарха епископ Иосиф (Нелюбович-Тукальский). А над православными русскими в польс­ких границах король Ян Казимир утвердил управляющим православного епископа Антония Винницкого, канонически подчинённого Патриарху Константинопольскому» (20). С ка­нонической точки зрения наиболее правомерным возглавителем митрополии был всё же вла­дыка Иосиф (Тукальский), получивший в 1668 г. утверждение своего назначения на Киевскую кафедру с титулом «митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси, экзарха Констан­тинопольского Престола, епископа Белорусского и архимандрита Лещинского» от Констан­тинопольского Патриарха Мефодия III. «Декрет, наделяющий Тукальского званием экзарха, кроме Патриарха, подписали 18 греческих епископов» (60). Митрополит Иосиф предпри­нимал попытки централизации иерархической власти, налаживая переговоры с людьми Киевс­кого воеводы Петра Шереметьева. Но «Москва не признала права Тукальского на митрополию Киевскую, несмотря на то, что воевода реко­мендовал царю его признать» (60).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но покровительство Короля Яна не доставило, по смерти Иосифа, митрополии Киевской Архиепископу Львовскому, и самая его измена православию не принесла ему личной выгоды: униаты уже имели в Полоцке собственного Митрополита Киприана. Столь же неуспешны были происки другого соперника Антония Винницкого; Лазарь, Архиепископ Чернигова, пастырь опытный и добродетельный, продолжал заниматься делами Киевской иерархии, вместе с ученым архимандритом Печерским Иннокентием Гизелем, до избрания нового Митрополита. В то время, когда гетман Дорошенко, домогаясь совершенной независимости, от России и Польши, еще держался в Чигирине с Митрополитом Иосифом, и все усилия Царя обращены были на Украину, явился другой возмутитель казаков, совсем иного духа и характера, Стенька Разин. Собрав шайку удальцов, он свирепствовал с нею по Волге, Уралу и берегам Каспийского моря, взял Саратов, Астрахань и умертвил там воеводу и Митрополита Иосифа. Число приверженцев его возросло при ложной вести, им рассеянной, будто бы Царевич Алексий, недавно умерший, жив и находится в его стане вместе с Патриархом Никоном , избавленным им из заточения. Неудачная осада Симбирска поколебала счастье Разина, атаман Донских войск довершил начатое воеводами царскими, схватил самого мятежника и представил на казнь в Москву. Это было последнее, сильное потрясение державы Алексия Михайловича; в остальные годы его правления, дела внешние и внутренние, начинали мало-помалу приходить в устройство. Кроме походов Украинских против Дорошенки и набегов Крымских, Царь находился в мире с прочими соседями и отправлял посольства свои во все Европейские государства, даже в Китай, для распределения восточных, непрестанно расширявшихся, пределов наших. Мирна была Швеция: Польша, враждебная столько лет, ослабела в царствование Яна Казимира, который испытал более бедствий, нежели кто-либо из его предместников; последний из дома Вазы, оставляя добровольно корону, он предвидел будущее разделение своей державы между Россиею, Австриею и Пруссией. Преемник его, Михаил Вишневецкий, уже искал союза с Москвою, уступив ей навсегда Киев, а перемирие Андрусовское обратилось в мир при славном победителе Турок, Короле Яне Собесском, который избран был после Михаила, хотя в числе искателей престола Польского находился Царевич Феодор Алексеевич. Но Феодору готовился другой, более прочный престол Московский, и славный преемник в новорожденном брате: – Царь Алексей Михайлович, по кончине первой супруги Марии, сочетался браком с воспитанницею боярина Матвеева, Наталиею, из рода Нарышкиных, и благословенным плодом сего брака был великий Петр. Его исполинскому гению предстояло довершить начатое отцом устроение царства, и велика была радость о его рождении для всей России, как бы предчувствовавшей кто ей родился! 8. Питирим

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

епископ должен был получить все имения кафедры, кроме нескольких, переданных следующему униат. епископу. Вопреки королевскому декрету между Крупецким и Гулевичем-Воютинским развернулась борьба за владения кафедры. Униат. епископ жил в Спасском мон-ре, который, по декрету короля, принадлежал правосл. кафедре. Еп. Сильвестр в 1636 г. захватил обитель и изгнал из нее Афанасия, также была захвачена епископская резиденция в Перемышле. В начавшемся по жалобе Афанасия судебном процессе Сильвестра поддержал митр. Петр (Могила). Требования Крупецкого разделяла часть шляхты на сеймиках в Прошовицах, Щроде (Сьроде), Опатове, Судовой Вишне и Белзе. В 1637 г. еп. Сильвестр был приговорен к инфамии - лишению гражданских прав. В 1641 г. архиерей был восстановлен на кафедре, но мон-ри, которые он первоначально получил, передавались униатам, а после смерти Сильвестра кафедра должна была отойти униат. епископу. В 1643 г. Сильвестр вновь силой занял мон-рь Св. Спаса, после чего был снова лишен кафедры; умер в 1645 г. в Каменце-Подольском. В 1642 г. еп. Сильвестр принял участие в Синоде в Яссах, на к-ром обсуждались сочинения Кирилла Лукариса (см. Кирилл I Лукарис ). Архиерей пользовался поддержкой православных Перемышльской земли - мещан, шляхты, крестьян. В течение 5 лет П. е. находилась под властью Афанасия (Крупецкого). После победы армии Б. М. Хмельницкого под Зборовом в авг. 1649 г. и подписания Зборовского соглашения королевским дипломом от 12 янв. 1650 г. было постановлено, что Перемышльскому правосл. епископу должны перейти мон-рь Св. Спаса и др. мон-ри, а после смерти Афанасия (Крупецкого) - все имущество кафедры. 25 июня (по др. данным - 15 июля) 1650 г. Киевский митр. Сильвестр (Косов) назначил на П. е. Антония (Винницкого) , 27 сент. Антоний получил привилей на кафедру от кор. Яна II Казимира. При поддержке правосл. шляхты и клироса кафедрального собора епископ вернул владения кафедры, Афанасий (Крупецкий) сбежал из Свято-Спасского мон-ря в Валяву. После поражения казаков под Берестечком (18-30 июня 1651) король утвердил в Перемышле коадъютора Афанасия униата Прокопия (Хмелёвского) и декретом от 31 июля 1651 г.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010