Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ (Столяр Василий Петрович; род. 1 авг. 1972, город Ладыжин Тростянецкого района Винницкой области, Украина), митрополит Винницкий и Барский. Из семьи рабочих. В 1987 г. окончил Лукашевскую восьмилетнюю общеобразовательную школу и поступил в Одесский техникум измерений (с 1990 г. – Одесское высшее училище метрологии и качества), окончил учебное заведение в 1991 г. по специальности «техник-метролог радиотехнических измерений». После службы в рядах Вооруженных сил Украины (1991-1993) поступил в Киевскую Духовную семинарию. 3 нояб. 1996 г. за Божественной литургией в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских поставлен во чтеца митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) . По окончании семинарии был принят в Киевскую Духовную академию (1997-2001). 28 нояб. 1998 г. зачислен послушником в Киево-Печерскую лавру, 24 дек. того же года в Крестовоздвиженском храме Лавры епископом Вышгородским Павлом (Лебедем; с 2003 г. архиепископ, с 2011 г. митрополит) пострижен в рясофор с именем Варсонофий в честь преподобного Варсонофия Великого. С 1998 по 1999 г. исполнял послушание монастырского ризничего, а затем – келаря. 17 янв. 1999 г. в Трапезном храме Киево-Печерской лавры тем же архиереем рукоположен во диакона, 1 апр. того же года в храме преподобного Антония Печерского в Ближних пещерах пострижен в мантию. 7 апр. 1999 г. в Трапезном храме Лавры митрополитом Владимиром рукоположен во иерея. 5 февр. 2001 г. избран членом Духовного Собора Киево-Печерской лавры и назначен на послушание казначея Лавры. 7 апр. того же года в лаврском Трапезном храме митрополитом Владимиром возведен в сан игумена. 14 марта 2004 г. возведен в сан архимандрита. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 авг. 2012 г. избран епископом Бородянским, викарием Киевской митрополии. Наречен во епископа 27 авг. в храме Всех святых киевского Пантелеимонова женского монастыря в Феофании, хиротонисан 28 авг. за Божественной литургией в храме преподобных Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры. Богослужения возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

http://pravenc.ru/text/2502668.html

По благословению владыки Сергия отец Александр обратился с просьбой о постриге к самому митрополиту Иосифу, и тот выполнил желание отца Александра и его матушки, тайно посвятив их в монашество. Для этой цели отец Александр с матушкой в начале 70-х годов приезжали в Алма-Ату, и Владыка постригал их в своей домовой церкви на улице Минина. Отец Александр был назван Андреем, в честь апостола Андрея Первозванного, а матушку Владыка постриг с именем Антония – в честь преподобного Антония Печерского. И тогда же митрополит Иосиф возвел отца Андрея в сан архимандрита. Долгое время отец Александр держал это в тайне. А когда в 1987 году матушка Антония трагически погибла в автокатастрофе, и отец Александр остался один, встал вопрос о том, чтобы постриг легализовать, потому что до сих пор все знали его как протоиерея. Отец Александр очень переживал, что не мог открыто сказать о своем монашеском звании, поскольку некому было подтвердить это официально. Владыки Иосифа уже не было в живых, а сам отец Александр служил в то время уже в Винницкой епархии, где местный архиерей, владыка Агафангел, нынешний митрополит Одесский, не был тому свидетелем. Он говорил: «Отец Александр, я все это приму, но только надо как-то легализовать. Надо, чтобы высшая церковная власть подтвердила ваш постриг и сан». Это было в 1987 году, когда я был уже в сане епископа и занимал должность председателя Хозяйственного управления Московской Патриархии. А поскольку я знал о тайном постриге, то отец Александр приехал ко мне в Чистый переулок. Он объяснил ситуацию и сказал: «Так, видимо, Господь управил, я остался один, и хотел бы, чтобы мое монашеское звание было открыто официально, чтобы мне в монашестве доживать свою жизнь. Я хотел бы, но владыки Иосифа уже нет и подтвердить мое звание сейчас трудно, никто не решается взять это на себя». Поскольку я был посвящен в его тайну, то сразу же позвонил Святейшему Патриарху Пимену. И так как я сидел в резиденции практически рядом с Патриархом, то позвонил по местному телефону и сказал: «Ваше Святейшество, у меня есть вопрос, и я хотел бы с Вами посоветоваться о том, как можно его решить». Святейший ответил: «Заходите, Владыка».

http://pravoslavie.ru/38977.html

11 янв. 1668 г. в кафедральном львовском соборе св. Юрия (Георгия), незадолго до этого захваченном сторонниками митр. Антония, на Львовскую кафедру из 4 кандидатов был избран Свистельницкий «немалым количеством духовенства, капитулы и обывателей рыцарского сословия Русского и Подольского воеводств», а также членами Львовского Успенского и др. церковных братств. В «Хронике города Львова» сообщается, что собор проходил «под председательством Киево-Галицкого митрополита Антония (Винницкого)». Оппоненты Свистельницкого пытались опротестовать результаты выборов, утверждая, что в них участвовало ограниченное число лиц, преимущественно из шляхты Перемышльской епархии, и правосл. греки Львовского братства. Несмотря на протесты, кандидатура Свистельницкого была предложена православными кор. Яну II Казимиру , к-рый в своей грамоте причиной утверждения Свистельницкого на кафедре указывал неканоничность избрания Шумлянского, осуществленного «частным способом, без ведома старших» и «в необычном месте». 5 марта 1668 г. Свистельницкий получил королевский привилей. Весной того же года он вступил в братство правосл. Манявского в честь Воздвижения Креста Господня скита , где принял монашеский постриг с именем Иеремия. 17 апр. Иосиф (Шумлянский), уже рукоположенный во епископа в Яссах, во главе отряда из 200 солдат захватил львовский собор св. Юрия, изгнав оттуда сторонников митр. Антония. 30 апр. 1668 г. во львовской братской Успенской ц. И. был хиротонисан во епископа Львовского митр. Антонием и Перемышльским еп. Юрием (Гошовским). И. не удалось вернуть себе Свято-Юрский собор. В мае того же года архиерей покинул Львов и обосновался в Галиче, где получил широкую поддержку правосл. населения. Архиерей обустроил свою резиденцию, завладел мон-рем в Крылосе и его владениями. Он регулярно совершал богослужения, рукополагал священнослужителей и управлял теми приходами и наместничествами Львовской епархии, где признавали его архипастырскую власть. 8 мая 1668 г. митр. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) заявил о неправомерности поставления И.

http://pravenc.ru/text/293652.html

Arhiva În regiunea Vinnia din Ucraina a fost marcat aniversarea a 1000 de ani a mnstirii rupestre Leadova 17 septembrie 2013 11:12 15 сентября 2013 года, в день памяти преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, состоялось празднование 1000-летия Свято-Усекновенского Лядовского скального мужского монастыря. Божественную литургию в этот день возглавил митрополит Винницкий и Барский Симеон . Ему сослужили: архиепископы Люблинский и Холмский Авель ( Польская Православная Церковь ), Могилев-Подольский и Шаргродский Агапит , Уманский и Звенигородский Пантелеимон ; епископы Единецкий и Бричанский Никодим ( Православная Церковь Молдовы ), Туровский и Мозырский Леонид ( Белорусский экзархат ), Конотопский и Глуховский Роман , духовенство Украины и других стран. Литургия была совершена у подножия горы, где находится монастырь. За богослужением пел сводный хор Спасо-Преображенского кафедрального собора и Сретенского храма г. Винницы под руководством протоиерея Сергия Выговского. По завершении Литургии был отслужен праздничный молебен, после чего на сцене, установленной неподалеку от летнего алтаря, состоялся концерт. Приветственное слово Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира по случаю 1000-летия основания Лядовского монастыря зачитал митрополит Симеон. По словам митрополита Владимира, древний Лядовский монастырь со своей нелегкой тысячелетней историей является одной из главных святынь Украинской Православной Церкви. Митрополит Симеон от себя лично поздравил настоятеля монастыря архимандрита Антония (Нетребина) и всех присутствующих с 1000-летним юбилеем обители, которая в народе получила название Подольского Афона. Первый заместитель председателя облгосадминистрации М. Боровский и председатель Винницкого областного совета С. Татусяк отметили, что Лядовский монастырь является одним из «семи чудес» и визитной карточкой Винницкой земли и работа по его восстановления должна быть в числе приоритетов для государства. Приветствие архиепископа Ясского, митрополита Молдовы и Буковины Феофана ( Румынская Православная Церковь ) зачитал его личный секретарь, передав в дар монастырю икону Божией Матери.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3295060...

27 В рескриптах – от 8 апреля 1851-го г. и от 26-го августа 1856 г., из которых при первом препровождены были к преосвященному знаки ордена св. апостола Андрея Первозванного, а при втором –знаки ордена св. равноапостольного князя Владимира 1-й ст. 28 Принять и возложить на себя знаки этого ордена Высочайше разрешено преосвященному Никанору 30 июня 1851 г. 29 В продолжение 8 лет службы своей в С.-Петербурге преосвященный совершил освящение 13 церквей и 10 рукоположений во Епископа –рукоположение преосв. Христофора, ныне епископа вологодского, пр. Антония – ныне епископа оренбургского, пр. Макария, епископа винницкого, пр. Димитрия, епископа тульского, пр. Григория, епископа калужского, пр. Антония – ныне епископа архангельского, пр. Никодима, епископа чебоксарского, пр. Парфения, епископа томского, пр. Иоанникия, ныне епископа саратовского, и пр. Платона – ныне епископа ревельского. 30 Преосвященный обозревал ее в 1849-м, в 1851-м, в 1853-м, и 1855-м годах. Много полезных предположений сделал он после своих обозрений. Святейший Синод, утвердив предположения, изъявлял преосвященному несколько раз совершенную признательность. Академия, в свою очередь, в чувствах глубокой признательности к Архипастырю, ходатайствовала пред Святейшим Синодом о возведении высокопреосвященного Митрополита на степень Почетного Доктора Богословия, что и состоялось июля 6, 1854 года. 31 Его попечением устроена в Лавре библиотека, основу которой положил сам же преосвященный своими пожертвованиями. Иноческие обители составляли для него предмет особых попечений, как это можно видеть и из пожертвований, сделанных преосвященным. В 1850-м году преосвященный посетил Валаамский монастырь и освятил там церковь . Незадолго до смерти он начал было писать наставление настоятелям и настоятельницам обителей, к сожалению, оставшееся неоконченным. 32 По его желанию составлен русский перевод богослужебных канонов православной Церкви на дванадесятые праздники и св. Четыредесятницу. 33 Ход дел в Комиссии, учрежденной для описания древностей новгородских, особенно занимал преосвященного митрополита в последние годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) Вот они выступают орудиями отца лжи и клеветы. Тут одна правда, двух правд быть не может. И народ Божий это понимает и не принимает эту стамбульско-порошенковскую инициативу. Здесь, в Браилове, к монастырю приковано внимание многих людей. Как поведут себя монашествующие, ведь обитель эту окормлял не один год их правящий архиерей, который нынче ушел в раскол. Как они к нему относились? Как к родному отцу, молились за него, встречали его цветами, хлебом и солью, брали у него благословение. И вдруг этот «отец» отрекается от них, призывает идти за ним в раскол, в надежде, что они послушаются его, как слушались все эти годы. Но ведь они слушались его, как законного отца, служителя Церкви Христовой. А когда он отвернулся от Церкви и Христа, объявляя себя митрополитом турецкого Патриарха, представьте, какой это был удар для сестер обители! Родной отец предал их и ушел к мачехе, злой и незаконной, их переживания были безмерны. И вот, Господь через Блаженнейшего Онуфрия и Священный Синод посылает им нового пастыря, законного: архиепископа Варсонофия, постриженика Киево-Печерской лавры, где он нес высокие послушания и удостоился архиерейской хиротонии. И слава Богу за это! Встреча у святых врат обители «Слава Богу!» многократно звучало в этот день. Радостной и ликующей была встреча с Браиловской паствой, духовенством епархии и сестрами обители своего архипастыря. Особенно радостным для верующих, наполнивших храм преподобных Антония и Феодосия Печерских в это утро, были освящение престола и Божественная литургия, проникновенной была проповедь преосвященного Варсонофия. Многие слушали её со слезами на глазах. Долгожданная встреча Для меня символично, что свое первое архиерейское богослужение в монастыре Винницкой епархии я совершаю здесь, в Свято-Троицком монастыре, где бывал неоднократно, а ныне, уже как правящий архиерей, приглашен на освящение после ремонта и реставрации нижнего храма в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, сказал архиепископ. В обители этих святых я много лет нес различные послушания, принял монашеский постриг, был облечен в священнический, а затем и архиерейский сан. И, видимо, преподобные отцы Печерские таким образом поддержали меня, грешного, направив сегодня сюда, в храм, посвященный им.

http://pravoslavie.ru/118428.html

В 1847 г. было опубликовано «Введение в православное богословие». М. первоначально подготовил сочинение в виде 3 выпусков, каждый из которых поэтапно отправлял на рассмотрение духовных цензоров. В С.-Петербургском духовном цензурном комитете рукописи рассматривал архим. Аввакум (Честной). Далее рукописи поступали на рассмотрение в Синод, поручивший изучение текстов Курскому архиеп. Илиодору (Чистякову) . Архиерей допустил к печати все 3 выпуска, но в 1-м отзыве порекомендовал заменить первоначальное авторское название «Энциклопедия православного богословия» другим, «более сообразным с существом дела» (РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 1611. Л. 1-14). По поручению Синода в 1847 г. архиеп. Иннокентий (Борисов) должен был просмотреть сочинение М. и сообщить, можно ли эту книгу преподнести императору. Архиеп. Иннокентий отметил, что «книга сия и по важности своего содержания, и по способу изложения предметов, и по значительности труда, коего стоила она сочинителю» может быть преподнесена в качестве дара главе гос-ва, и одновременно высказал мнение, что будет справедливо М. «как за сей новый ученый труд, так и за предшествовавшие,- особенно по истории Русской Церкви», удостоить докторской степени (РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 1611. Л. 17-19). Ходатайство архиеп. Иннокентия и митр. С.-Петербургского Антония (Рафальского) было удовлетворено, и 31 окт. 1847 г. М. был удостоен степени доктора богословия. В 1849 г. был опубликован 1-й том «Православно-догматического богословия». 20 дек. 1850 г., после перевода бывшего ректора СПбДА еп. Евсевия (Орлинского) в Самару, М. был определен ректором СПбДА с присвоением степени настоятеля первоклассного мон-ря и оставлением за ним должности профессора богословия (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 1925). 20 янв. 1851 г. последовал указ о хиротонии М. во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии, и о назначении настоятелем первоклассного Шаргородского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря с оставлением на посту ректора СПбДА. На вакантную кафедру Синод на выбор предложил еще 2 кандидатов: настоятеля рязанского в честь Преображения Господня монастыря , ректора Рязанской ДС архим. Антония (Смолина) и настоятеля одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , ректора Херсонской ДС архим. Парфения (Попова) . М. оказался самым младшим, но император из 3 кандидатов выбрал именно его. 24 янв. 1851 г. состоялось наречение М., а 28 янв.- хиротония, к-рую совершил в Казанском соборе С.-Петербурга митр. Никанор (Клементьевский) в сослужении архиеп. Казанского Григория (Постникова) , архиеп. Астраханского Евгения (Баженова) , еп. Тамбовского Николая (Доброхотова) , митр. Неофита Илиупольского и еп. Ревельского Христофора (Эмаусского) (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 1955).

http://pravenc.ru/text/2561378.html

В 1999 году древняя святыня была привезена в город Бар и Крестным ходом принесена в Свято-Успенский Собор, где Ее установили в особом киоте около иконостаса. Верующие снова потянулись к чудотворному Образу, с молитвой прибегая к заступничеству Царицы Небесной. В 2002 году митрополит Макарий, Винницкий и Могилев-Подольский, благословил создать в городе Баре общину в честь Барской иконы Божией Матери. Вскоре на окраине города началось строительство храма блаженной Матроны Московской, возле которого и образовалась община. 1 июня 2010 года Указом архиепископа Симеона, Винницкого и Могилев-Подольского, храм блаженной Матроны Московской и земли были переданы под скит Браиловского женского монастыря. Игумения Антония с сестрами постепенно начали восстанавливать монашескую жизнь в новой Обители. Началось строительство ограды, Святых ворот и сестринского корпуса с трапезной и келиями. В этом же году 19 октября состоялось освящение Храма блаженной Матроны Московской. С 1 октября по 31 декабря 2010 года проходил Крестный ход с Барской иконой Божией Матери по всем благочиниям Винницкой Епархии, чтобы опять вспомнить о чудотворном Образе, который знали и любили не только на Подолье, но и во всей России. 12 января 2011 года торжественным Крестным ходом, в котором участвовали все духовенство Винницкой епархии во главе с Архиепископом Симеоном, Винницким и Могилев-Подольским, была перенесена икона Барской Божией Материй из Свято-Успенского Собора города Бара в Скит Браиловского женского монастыря. Икона была установлена в специальном киоте в храме блаженной Матроны Московской с правой стороны около иконостаса. С этого времени в храме блаженной Матроны Московской каждый день Служится Божественная Литургия. В 2011 году Священным Синодом УПЦ празднование Барской иконы Божией Матери было перенесено на 1 октября и в этот праздничный день был освящен нововозведенный корпус для сестер. 4 июня 2012 года, в день Святого Духа, была совершена торжественная закладка Собора в честь Барской иконы Божией Матери, с нижний храмом в честь пророка Божьего Илии. Закладку Собора возглавил Митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Симеон. 20 июля 2012 года Священным Синодом УПЦ Скит в честь Барской Божией Матери получил Статус самостоятельного монастыря, настоятельницей которого является игумения Антония (Стеценко).

http://sobory.ru/article/?object=28853

Хотя И. Шумлянский в молодости не отличался христ. ревностью, именно его после смерти осенью 1666 г. Львовского правосл. еп. Афанасия (Желиборского) местное духовенство и шляхта избрали в янв. 1667 г. кандидатом на Львовскую кафедру. И. Франко и З. Лисевич писали, что незадолго до избрания И. Шумлянский был униатом, но еще при жизни еп. Афанасия (Желиборского) он отрекся от унии и присоединился к правосл. Церкви. Избрание И. Шумлянского состоялось на «партикулярном сеймике» с участием правосл. шляхы и духовенства Галичины, прошедшем в Галиче между 24 янв. и 1 февр. 1667 г. 27 февр. того же года Шумлянский получил грамоту кор. Яна II Казимира на Львовскую епископию «за услуги, оказанные Речи Посполитой под Чудновом и за Днепром». Эта номинация вслед. начавшегося в янв. 1668 г. противостояния Шумлянского с др. кандидатом на Львовскую кафедру - Иеремией (Свистельницким) неоднократно подтверждалась королем. В марте-июле 1667 г. в разных местах - в Галиче, в Рождество-Богородицком мон-ре в с. Сварычев (ныне Ивано-Франковской обл.) (15 марта), в Гошевском Преображенском мон-ре в с. Гошев (12 апр.) и во львовском Свято-Юрском соборе состоялись элекционные (выборные) собрания, в к-рых участвовали правосл. шляхта, протопопы, приходское духовенство и члены братств, поддержавшие кандидатуру Шумлянского; были приняты декларации о его «вольном избрании-элекции». Одновременно Шумлянский заручился протекцией неск. влиятельных правосл. деятелей. В частности, Феофил, игум. Манявского в честь Воздвижения Креста Господня скита , 22 июня 1667 г., при посещении И. Шумлянским скита, дал ему свидетельство о том, что тот достоин епископства; последний в свою очередь принял присягу на сохранение верности Православию. В нач. осени 1667 г. И. Шумлянский в Креховском Преображенском мон-ре принял монашеский постриг с именем Иосиф, 4 нояб. того же года был рукоположен во иерея Луцким еп. Гедеоном (Святополк-Четвертинским) в церкви мест. Степань Луцкого повета. В связи с оппозицией по отношению к И. членов Львовского братства , части правосл. шляхты и приходских священников, администратора Киевской митрополии в пределах Речи Посполитой митр. Антония (Винницкого) и избранного по его протекции 11 янв. 1668 г. на Львовскую кафедру Иеремии (Свистельницкого) И. не смог получить епископскую хиротонию от Ясского митрополита и др. румын. архиереев, поскольку противники И. распространяли слухи о его склонности к унии. Впосл. И. добился епископской хиротонии от 3 странствующих греч. архиереев. 1 февр. 1668 г. в ц. свт. Николая в с. Висучка на Зап. Подолье (ныне с. Высичка Борщёвского р-на Тернопольской обл.) И. был хиротонисан во епископа Львовского Софронием, митр. Филиппопольским и экзархом Македонским, Феофаном, митр. Хиосским и Кикладским, и неким Даниилом, экзархом К-польского патриарха. По др. сведениям, названные архиереи совершили хиротонию И. по повелению польск. короля в Яссах в кон. янв. 1686 г. ( Петрушевич. 1873. С. 598).

http://pravenc.ru/text/578563.html

Между тем 10 мая 1663 года скончался проживавший в Польской украйне митрополит Дионисий Балабан. Русское духовенство, собравшись в Корсуни, 704 выбрало на киевскую митрополию белорусского епископа Иосифа Нелюбовича-Тукальского. Живя в Корсуни, Тукальский заслал в Царьград браславского полковника Ивана Сербина, «чтоб царегородский патриарх благословил его на киевскую митрополию». Но в Волошской земле бывший там иерусалимский патриарх и волошские князь и митрополит «в Царьгород ехать ему не велели, для того, что на киевскую митрополию принял благословение у цареградского патриарха Мефодий епископ за повелением великого государя». Да притом же сказали ему, что они тех людей, которые отступилиот благочестия, от великого государя и пришли в подданство польскому королю, проклинают и анафеме предают. 705 Назначение митрополитом, с польской стороны, Антония Винницкого. – Заточение м. Тукальского. – Враждебные действия Мефодия против России Между тем, ни гетман правой стороны (Тетеря), ни польское правительство не признали Иосифа митрополитом. В 1664 г. польское правительство дало привилегию на киевскую митрополию перемышльскому епископу Антонию Винницкому, запретив духовенству короны признавать пастырем Тукальского. 706 Тукальский же, оклеветанный пред королем Тетерей в том, что будто, вместе с бывшим гетманом Юрием Хмельницким, смущает казаков, в июне 1664 г. схвачен был полевым гетманом Чарнецким и под стражей, вместе с Хмельницким, отвезен в Мариенбург (в Пруссии), где содержался более двух лет. Не поладив ни с казаками, ни с духовенством, Тетеря не мог долее держаться на гетманстве и ушел в Польшу. Правая сторона Днепра избрала гетманом чигиринского казака Петра Дорошенко. Но и на восточной стороне ладу было не больше. В сентябре 1665 г. Брюховецкий был в Москве, жаловался на шатость малороссийских жителей, просил прислать во все города царских воевод, а для лучшей всего народа крепости прислать в Киев святителя из Москвы. Последняя статья привела в ужас и ярость киевское духовенство. «Если будетъ изволение великого государя, чтобы отнять у них вольность и права, и быть у них московскому митрополиту, а не по стародавным правам и вольностям по их избрании, то лучше велел бы их всех казнить, нежели им на то поступить. Только-де приедет к ним в Киев московский митрополит и они запрутся в монастырях и разве их из монастырей за шею и за ноги поволокут, – тогда только московский митрополит в Киеве будет... и лучше им смерть принять, нежели у них в Киеве московскому митрополиту быть». 707

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010