Назначение ректором Санкт-Петербургской академии совпадает с началом и его архипастырских трудов в Финляндии. 3 мая 1887 года в Александро-Невской лавре состоялась его хиротония во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской митрополии. Об активности епископа Антония свидетельствует тот факт, что уже через пять лет, 24 октября 1892 года, Святейший Синод учреждает самостоятельную Финляндскую и Выборгскую кафедру, на которую епископ Антоний (Вадковский) и был назначен с возведением в сан архиепископа и стал, таким образом, первым в истории правящим православным архиереем Финляндской епархии. В те годы подъём православия в Финляндии по-прежнему требовал особого толчка, личного внимания и энергичного систематического ежедневного вклада архипастыря. Численность православных верующих – по преимуществу карелов – оставалась незначительной рядом с последователями ставшего традиционным для тех мест лютеранства, которое в Великом княжестве Финляндском не только нисколько не притеснялось царским правительством, но являлось официальным государственным исповеданием. Иначе и быть не могло в автономном княжестве в составе империи, где к лютеранской конфессии принадлежала целая плеяда чиновников и генералов, происходивших из остзейских немцев. Другим фактором, сдерживавшим развитие православия в Финляндии, были особенности географии проживания православных карелов – значительная их часть пребывали вовсе не в Финляндии, а в Олонецком крае. Это обстоятельство, подчёркивающее, с одной стороны, историческую близость наших народов, создавало трудности для становления Православной Церкви на территории Великого княжества Финляндского. Трудами архиепископа Выборгского Антония (Вадковского) Финляндия обрела импульс постепенного превращения в страну православной традиции. В середине XIX века православие числилось, наряду с лютеранством, официальным вероисповеданием в сущности лишь постольку, поскольку являлось государственной религией Российской империи – подавляющее большинство православных прихожан были военнослужащими русских гарнизонов. Что же касается Финляндии в XX веке, статус православия в ней определяется реальным наличием православных приходов, верующих и духовенства. Предпосылки для этого качественного сдвига были в глубинной основе созданы именно трудами митрополита Антония (Вадковского).

http://bogoslov.ru/article/5622305

В понедельник страстной седмицы 1886 г. Петербургскую духовную академию по приглашению ректора архимандрита Антония (Вадковского) посетил Владимир Сергеевич Соловьев. Встреча состоялась в присутствии преподавателей и студентов, интересовавшихся экклезиологическими воззрениями философа. Среди собеседников Соловьева, кроме владыки Антония (Вадковского) , были иеромонах Михаил (Грибановский) , впоследствии епископ Таврический и Симферопольский, и иеромонах Антоний (Храповицкий) , впоследствии митрополит Киевский. На следующий день после встречи в Академии, посылая для двух Антониев и Михаила свои книги, Соловьев писал ректору: «Вчера я чувствовал себя среди общества действительно христианского, преданного делу Божию прежде всего " 1. В 1901 г. митрополит Антоний (Вадковский) благожелательно отнесся к замыслу Религиозно-философских собраний, предложенному Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус и их единомышленниками2. Председательствовать на собраниях митрополит благословил своего викария, молодого епископа Сергия (Страгородского) . Собрания стали важной вехой как церковной, так и общественно-культурной жизни России. Эти два события, разделенные пятнадцатью годами, находятся в самой непосредственной связи. В своем попечении о Церкви митрополит Антоний умел видеть далекие исторические перспективы, а значит, не мог не думать о последствиях отчуждения интеллигенции от Церкви, а Церкви – от секулярного общества. В молодости владыка был не только свидетелем, но и участником формирования первых поколений русской интеллигенции, и раскол этот должен был переживать как собственную рану. Заметим, что в случае с Соловьевым митрополит Антоний приглашал «светского» богослова в круг богословов «профессиональных», а через пятнадцать лет речь шла уже о встрече представителей двух изолированных миров… Характерно, что владыка старался не допустить опрометчивых шагов по отношению к Л.Н. Толстому, чей уход от кафолического Православия стал грозным предвестием крушения всех связей между государственной Церковью и либерально настроенным обществом. Подписав Определение Синода о графе Льве Толстом, митрополит с большим тактом ответил на экспансивное письмо Софьи Андреевны и в дальнейшем многократно давал понять Толстому, что для него дверь в Православную Церковь еще не закрылась навсегда. Сама форма Определения – свидетельство об отпадении Толстого от Церкви – является плодом редакторской работы митрополита Антония (первоначальный вариант обер-прокурора Победоносцева представлял собой не свидетельство, а отлучение)1. Но мистическая интуиция любви, собирающей людей в единую святую Церковь , привела владыку позднее к сожалению о том, что Определение вообще было выпущено. В этой связи мемуарист говорит, что митрополиту Антонию очень хотелось отменить ежегодные анафематствования в первое воскресенье Великого Поста2.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

А. Тихомиров , в недалеком прошлом идеолог «Народной воли», в основе программы которой лежали идеи государственного централизма и сильной авторитарной власти, с помощью которой революционеры надеялись переустроить общество на новых началах. Этот факт, думаем, не стоит недооценивать. В декабре 1902 г. в «Московских ведомостях» 343–345) была опубликована статья Л. А. Тихомирова «Запросы жизни и наше церковное управление». Появлению статьи предшествовали собрания, происходившие на квартире Тихомирова еще в 1901 г., на которых обсуждалась необходимость восстановления патриаршества и другие церковные реформы 1422 . В начале 1903 г. статья эта вышла отдельным изданием и, отметим, сразу же попала в поле зрения Императора Николая II, который 6 марта 1903 г. передал ее на отзыв митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) . Впоследствии этот факт неоднократно приводился в доказательство того, что инициатива церковных реформ исходила от самого Императора. Митрополит Антоний в письме от 15 марта 1903 г. не только изложил свое мнение по затронутым Тихомировым вопросам, выразив «согласие с тезисами автора», но представил развернутый отзыв, составленный по его поручению доцентом СПбДА иеромонахом Михаилом (Семеновым) 1423 . Выпускник Казанской духовной академии, иеромонах Михаил в сентябре 1902 г., после ухода профессора Т. В. Барсова , занял (при содействии митрополита Антония Вадковского) кафедру канонического права в СПбДА. Пользовавшийся особым расположением митрополита Антония (Вадковского) и епископа Сергия (Страгородского) , в то время ректора СПбДА, о. Михаил был активным участником С.-Петербургских Религиозно-философских собраний, в которых тема восстановления патриаршества также не оставалась без внимания, вызывая к себе неоднозначное отношение. Личность о. Михаила, сыгравшего заметную роль в церковно-реформаторском движении того времени, не раз привлекала внимание исследователей 1424 . Дополняют характеристику о. Михаила его письма своему учителю, профессору КазДА И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Камско - Волжская Речь. 22 декабря 1916, 283. Никанор, епископ. Кладбище Кизического монастыря. История его и описание. - Казань: Типография Губернского Правления, 1892. - С. 4. НА РТ, ф.98, д. 7, оп. 59, л. 39. См.: Казанский телеграф. 17 декабря 1916, 7038, суббота. Камско-Волжская Речь. 17 декабря 1916. 279, суббота. Варламов А.Н. Указ соч. - С. 27. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох. - М., 1994. - С. 138. Тобольские епархиальные ведомости. Январь 1917 г. Варнава (Беляев), епископ. Тернистым путём к Небу. Жизнеописание старца Гавриила Седмиозерной пустыни (ум. 1915). - М., 1996. - С. 317 - 318. Архиепископ Тихон (в миру Александр Троицкий); 12 (24) апреля 1883 - 30 марта 1963 - епископ Русской Православной Церкви Заграницей, архиепископ Сан - Францисский и Западно - Американский. В 1908 г. окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата Богословия. Бэттс Ричард (Фома). Пшеница и плевелы. - М., 1997. - С. 46 - 47. Ссылка на: Варламов А.Н. - Указ. соч. - С. 28. Труфанов С.М. (бывший монах Илиодор). Святой чёрт//Григорий Распутин. Сборник исторических материалов. - М., 1997. Т. 1. - С. 299. Ссылка на Варламов А.Н. - Указ. соч. - С. 29. Известия по Казанской епархии. Издание Казанской Духовной академии. 22, 8 июня 1904 г. - Казань: Типо-литография Императорского университета, 1904. - С. 702. О митрополите Антонии (Вадковском) см.: Елдашев А.М. Бог создал человека для радости (К 100-летию со дня смерти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского)//Тамбовские епархиальные ведомости. 10 (58). 2012. - С. 24 - 31., он же. Митрополит Антоний (Вадковский) (Казанский период). К 100-летию со дня кончины//Клио. Журнал для учёных. Санкт-Петербург. 3 (75), 2013. - С. 102 - 113, он же. «Бог создал человека для радости...» К 100-летию со дня кончины митрополита Антония (Вадковского)//Вестник Екатеринбургской Духовной семинарии. Выпуск 1 (5), 2013. - С. 150 - 162. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии. 21, 1 июня 1904 г. - Казань: Типо-литография Императорского университета, 1904. - С. 655.

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/11/...

В 1886/87 г. преподавал гомилетику, литургику и церковное право в Холмской ДС. После назначения в 1887 г. на должность ректора СПбДА архим. Антония (Вадковского) , вскоре хиротонисанного во епископа, А. вернулся в академию уже в качестве преподавателя. В 1887-1889 гг. А. состоял в академии сначала и. о. доцента, затем доцентом по кафедре Свящ. Писания ВЗ, с 1889 г. исполнял обязанности инспектора СПбДА. Результатом занятий библеистикой стало соч. А. «Толкование на кн. пророка Михея» (СПб., 1890), раскрывающее мессианское значение книги. В 1888 г. за расширенное и переработанное кандидатское сочинение советом СПбДА А. был возведен в ученую степень магистра богословия. В 1887 г. вышла в свет статья А. «Правилен ли взгляд на церковную проповедь как только на передачу учения Церкви?», в к-рой он впервые сформулировал свое отношение к проповеди как к средству «пробуждения деятельного религиозного чувства». В 1888/89 г. А. читал в академии курс введения в круг богословских наук. Во время учебы и преподавания в СПбДА сформировались богословские взгляды А., вызывавшие впосл. полемику; в эти же годы состоялось его знакомство со св. прав. Иоанном Кронштадтским , продолжавшееся и во время ректорства А. в МДА. Бесценный опыт кронштадтского праведника стал одной из основ курса пастырского богословия, составленного А. Большое значение для судьбы А. имели и его знакомства с С. А. Рачинским , О. Ф. Миллером , с буд. обер-прокурором Синода В. К. Саблером . В кон. 80-х гг. XIX в. А. через архим. Антония (Вадковского) лично познакомился с В. С. Соловьёвым. В 1890 г. А. был назначен ректором С.-Петербургской ДС с возведением в сан архимандрита, в 1891 г. (в возрасте 27 лет) - ректором МДА. Имея возможность как ректор занять любую из академических кафедр, А. выбрал пастырское богословие, поскольку считал первоочередной задачей духовной школы, в т. ч. высшей, подготовку просвещенных пастырей. В период ректорства в МДА А. сформировался как церковный администратор: будучи близок к студенчеству, А.

http://pravenc.ru/text/116026.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОСЛОВСКИЙ Михаил Иванович (11.01.1844, с. Эксталь Тамбовского у. Тамбовской губ.- 4.07.1915, Казань), рус. правосл. богослов, библеист. Сын пономаря соборной церкви г. Шацка Тамбовской губ. Закончил Шацкое ДУ (1860), Тамбовскую ДС (1866) и КазДА (1870; однокурсник (13-й вып.) буд. митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) . После окончания ДС был назначен преподавателем словесности и избран помощником библиотекаря. За курсовое соч. «О вариантах в книгах Нового Завета, их происхождении, отношении к вопросу о целости священного текста и критических приемах, употребленных для утверждения общепринятого чтения» получил степень магистра богословия. После предоставления лекционной программы 2 нояб. 1871 г. был избран на должность доцента по кафедре Свящ. Писания НЗ, одновременно в 1884-1896 гг. преподавал нем. язык. В 1873 г. женился на дочери проф. Казанского имп. ун-та прот. М. М. Зефирова . С 1875 г. Б. входил в комиссию по описанию рукописей Соловецкой б-ки и составил реестр большинства библейских книг из 1-го отдела собрания. В дек. 1876 - февр. 1882 г. состоял членом комиссии КазДА по объяснению неудобопонятных слов и выражений в пророческих книгах Свящ. Писания ВЗ. С 29 янв. 1886 г. экстраординарный профессор. С 1891 г. вместе с прот. А. П. Владимирским занимался исправлением Синодального перевода Библии, однако поданные в Святейший Синод материалы (ок. 1 тыс. слов и выражений из НЗ, подлежащих исправлению) оказались невостребованными. В 1894 г. за соч. «Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи по Евангелиям свв. апп. Матфея и Луки» (Каз., 1893) Б. был удостоен степени д-ра богословия. Несмотря на сопротивление К. П. Победоносцева , находившего «не совсем удачным собственно название диссертации», после вмешательства архиеп. Финляндского Антония (Вадковского) 24 апр. 1894 г. был утвержден Святейшим Синодом в степени д-ра богословия. В 1896 г. за диссертацию получил полную премию митр. Макария (Булгакова). Я. А. Богородский назвал сочинение «выдающимся явлением в богословской литературе не только отечественной, но и всей западной» (Протоколы… 1896. С. 109). П. А. Юнгеров отметил, что Б. первым в рус. богословской традиции применил к евангельскому повествованию историко-экзегетический метод исследования.

http://pravenc.ru/text/149569.html

1/14 июня. Посетил в Петрограде Общество религиозно – нравственного просвещения, где в своем слове напомнил, что Предсоборное присутствие 1906 года не только высказалось за восстановление патриаршества, но и наметило определенное лицо в патриархи – митрополита Антония (Вадковского) . 3/16 июня. Вечером выехал из Петрограда в Москву. О поездке патриарха Тихона в Петроград «Церковные ведомости» сообщили: «Святейший Тихон пробыл в Петрограде только шесть дней, с 29 мая по 3 июня, и все это время провел в молитве и беседе с верующим народом, утешая и ободряя последний и вместе с ним переживая светлые чувства о будущем Русской Церкви, под натиском прещений возрождающейся к новой жизни. Патриарх совершал Божественную литургию в Исаакиевском и Казанском соборах, Иоанновском монастыре, Александро – Невской лавре, несколько раз всенощную в Троицком подворье, принимал в покоях Владыки Митрополита депутацию от всех епархиальных учреждений и в зале Общества распространения религиозно – нравственного просвещения на Стремянной депутации от всего церковного Петрограда, столь многочисленные, что первоначально предложено было делегациям проходить перед Святейшим с молчаливым поклоном, оставляя приветствия в письменной форме. И только уже во время приема некоторым из них, посланным крупными организациями, ввиду общего желания собравшихся, предоставлено было право огласить свои адреса. Патриарх с особым вниманием отнесся к Братству приходских советов Петрограда и епархии, посетив организованный братством в Исидоровском епархиальном училище «чай» и, посвятив здесь целый вечер беседе с представителями приходов, разделил праздничные трапезы, устроенные приходскими советами Исаакиевского и Казанского соборов, молился у Скорбящей, посетил часовню Спасителя, Благовещенское подворье, Братство при Александро – Невской лавре, могилу Митрополита Антония (Вадковского) , Духовную Академию и тяжело больного ректора ее Преосвященного Анастасия, посетил также Кронштадт, овеянный воспоминаниями об о. Иоанне Кронштадтском .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Соч.: Критическая заметка на «Жизнь сельского священника» Ф. В. Ливанова. М., 1877; Из истории христианской проповеди: Очерки и исслед. СПб., 1895; Письмо гр. С. А. Толстой к митр. Антонию [и ответ митр. Антония]. СПб., 1901; Записки о реформе Церкви//ВиР. 1908. 15. С. 285-288; Речи, слова и поучения. СПб., 19123; Письма// М. Б. Антоний, митр. С.-Петербургский и Ладожский. СПб., 1915. Прил.: 186 с.; Святоотеческие творения как пособие проповедникам//БТ. 1986. Юбил. сб.: 175-летие ЛДА. С. 299-350; «Ответ» митр. С.-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) на «Открытое письмо» лидера Союза Русского Народа А. И. Дубровина//Русское прошлое. 1994. 5. С. 20-39; О проповедях блаж. Августина: (Лекции для студентов СПб.)//Сосуд избранный: История российских духовных школ/Сост. М. Склярова. СПб., 1994. С. 33-58. Лит.: Терновский С. А. Историческая заметка о состоянии Казанской ДА после ее преобразования, 1870-1892 гг. Каз., 1892. С. 117-118, 343-347; Высокопреосв. Антоний, митр. С.-Петербургский и Ладожский. СПб., 1899; Четыркин Ф. В. Минувшие судьбы Петербургского края (по поводу 200-летия С.-Петербурга). СПб., 1903. С. 165-168; Десятилетие на кафедре С.-Петербургской митрополии первосвятителя Русской Церкви. СПб., 1909; Венок на могилу... высокопреосв. Антония, митр. С.-Петербургского и Ладожского. СПб., 1912; Богородский Я. А. Казанский период жизни и деятельности митр. Антония//ПС. 1913. Февр. С. 263-279; Дмитриевский А. А. В Бозе почивший митр. Антоний и его сношения по делам церковным с православным Востоком//Там же. 1914. Апр. С. 597-606; Май. С. 920-931; он же. Личные воспоминания о митр. С.-Петербургском Антонии. Пг., 1916; М. Б. Антоний, митр. С.-Петербургский и Ладожский. СПб., 1915; Корольков И., прот. Памяти высокопреосв. Антония, митр. Петербургского и Ладожского. К., 1916; Воронова Е. Несколько лепестков (памяти почившего митр. Антония). СПб., 1918; Вениамин (Муратовский), митр. Как и почему я сделался обновленцем (характеристика митр. Антония)//Вестник Св. Синода Православной Русской Церкви. М., 1927. 5/6. С. 15; Сергиевский С. П. Митр. Антоний (Вадковский) и его значение в истории Русской Церкви: Курс. соч./ЛДА, 1951. Ркп.; Талин В. Антоний, митр. С.-Петербургский и Ладожский//ЖМП. 1963. 2. С. 65-72; Сорокин В., прот. Из богословского наследия митр. С.-Петербургского и Ладожского Антония//БТ. 1986. Юбил. сб.: 175-летие ЛДА. С. 295-299; Фирсов С. Л. Православная Церковь и гос-во в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб., 1996.

http://pravenc.ru/text/115944.html

1417 Термин «церковная интеллигенция» все чаще употребляется в современных исследованиях. См.: Соловьев А. А. Интеллигенция и церковь в России в начале XX века: опыт взаимоотношений: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кострома, 1997. К церковной интеллигенции автор относит «основную часть преподавателей высших учебных и средних духовно-учебных заведений, имеющих высшее богословское образование, профессионально занимающихся религиозно-культурными проблемами и формально не принадлежащих к духовному званию. Тем самым церковная интеллигенция является своего рода связующим пограничным слоем между представителями Церкви и светского образованного общества» (Там же. С. 4). По мнению А. А. Соловьева, в рассматриваемое время происходило «формирование профессиональной общности церковной интеллигенции», преобладающая часть которой высказывалась за реформу Церкви на «принципах соборного начала» (Там же. С. 5, 6). См. также: Леонтьева Т. Г. Церковная интеллигенция Тверской губернии в конце XIX–haчaлe XX века (1895–1907): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Петрозаводск, 1992 и др. 1418 Среди материалов Епархиальной комиссии и хранится этот документ (ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. 764. Л. 5–12). 1420 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. 764. Л. 24. Копия черновика письма митрополита Антония (Вадковского) К. П. Победоносцеву от 4 апреля 1905 г. Письмо это опубликовано в несколько иной редакции, см.: Ореханов Г., диакон. Император Николай II и Поместный Собор Русской Православной Церкви. Два письма//Богословский сборник. Вып. II. М., 1999. С. 70–71. 1423 Копия черновика письма митрополита Антония (Вадковского) от 15 марта 1903 г. приложена к «Исторической записке», см.: ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. 764. Л. 14–16 об. Это письмо и отзыв иеромонаха Михаила (Семенова) послужили основой циркулировавших весной 1905 г. слухов о некоей поданной митрополитом Антонием Императору еще в 1903 г. специальной записке о необходимости церковных реформ. 1424 Фирсов С. Л. К вопросу о церковном реформаторстве начала века: штрихи к портрету старообрядческого епископа Михаила (Семенова)//Проблемы социально-экономической и политической истории России XIX–XX века: Сборник памяти Валентина Семеновича Дякина и Юрия Борисовича Соловьева. СПб., 1999; Ореханов Г., иерей. На пути к Собору. С. 40–44.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Его похороны стали общественно значимым событием. Невзирая на сильный мороз, в Кронштадт устремились тысячи паломников. По завещанию И. К. местом его погребения должен был стать храм прор. Илии и прав. Феодоры (небесных покровителей его родителей) в крипте с.-петербургского Иоанновского жен. монастыря на Карповке. Еще в 1904 г. И. К. ходатайствовал перед императором и получил разрешение императора и митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) быть погребенным в Иоанновском мон-ре в качестве исключения из существовавшего законодательства. И. К. просил, чтобы его тело в С.-Петербург сопровождал еп. Гдовский сщмч. Кирилл (Смирнов) , а отпевание совершил митр. Антоний (Вадковский). Гроб с останками И. К. был выставлен в кронштадтском Андреевском соборе, всю ночь на 22 дек. шло прощание с пастырем, непрерывно совершались панихиды. Заупокойные службы по завещанию И. К. совершал еп. Гдовский Кирилл. Утром 22 дек. после литургии и панихиды траурная процессия направилась по льду Финского зал. к железной дороге в Ораниенбаум. Гроб везли на катафалке в сопровождении 94-го Енисейского полка, несколько военных оркестров и более чем 20 тыс. чел. В Ораниенбауме гроб был помещен в вагон специального траурного поезда и доставлен на столичный Балтийский вокзал, откуда намного увеличившаяся процессия двинулась на Карповку. По пути следования служились литии или панихиды. Во время частых остановок желающие прощались с усопшим, поскольку вход в Иоанновский монастырь был ограничен. Одна из остановок была у здания Синода, гроб был внесен в помещение, и была совершена лития. По особому повелению государя для совершения литии на нек-рое время траурное шествие остановилось у Зимнего дворца. В монастырском верхнем соборе на Карповке несколько архиереев во главе с митр. Антонием и в сослужении ок. 60 пресвитеров и 20 диаконов отслужили литургию и чин отпевания. Затем гроб был перенесен в нижнюю церковь-усыпальницу, помещен в беломраморную гробницу и закрыт массивной мраморной плитой с изображением креста, Евангелия и резной митры. В 1911 г. на гробнице был помещен образ прп. Иоанна Рильского работы академика живописи Н. П. Шаховского. Перед образом горела неугасимая лампада. На гроб от имени имп. Александры Феодоровны обер-церемониймейстером Двора гр. В. А. Гендриковым был возложен крест из цветов. На груди почившего лежал венок, присланный вдовствующей имп. Марией Феодоровной. 25 дек. 1908 г. поклониться гробнице прибыли вел. княгини Милица и Анастасия Николаевны - супруги вел. князей Петра и Николая Николаевичей. В рескрипте от 12 янв. 1909 г. на имя митр. Антония (Вадковского) имп. Николай II назвал почившего «великим светильником Церкви Христовой» и «молитвенником Земли Русской» (Высочайший рескрипт//ЦВед. 1909. 3. С. 11-12).

http://pravenc.ru/text/471321.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010