Память митрополита Антония (Вадковского) почтили в Санкт-Петербурге в 100-летнюю годовщину его кончины ноября 2012 Панихиду совершил протоиерей Георгий Митрофанов. Память  митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского)  почтили в  Александро-Невской лавре  15 ноября. В этот день исполнилось 100 лет со дня кончины владыки. Панихиду у его могилы на Никольском кладбище возглавил  протоиерей Георгий Митрофанов . Ему сослужили насельник монастыря  игумен Стефан (Садо)  и  священник Сергий Рысев .   Помолиться об упокоении митрополита Антония пришли его внучатые племянницы и племянник. Родственники вспоминали владыку, как исключительно доброго человека. В семейном архиве хранятся его фотографии и книги о его жизни. " Это один из самых выдающихся архиереев Русской Церкви. Даже после смерти митрополита Антония деревянный крест на его могиле послужил людям - в годы блокады обогрел какую-то ленинградскую квартиру. Очень горько, что лишь немногие пришли сегодня почтить его память. Забывая о светлых страницах нашей истории, мы рискуем повторить ее темные страницы " , - отметил протоиерей Георгий Митрофанов.   Митрополит Антоний родился в 1846 году в Тамбовской губернии. Окончил семинарию, затем Казанскую духовную академию и был оставлен в ней преподавателем. Ему было за тридцать, когда умерла его жена, а потом и дети. Приняв монашеский сан, он стал инспектором, а затем ректором Санкт-Петербургской духовной академии. С 1900 года он был первенствующим членом Святейшего Синода. Среди его учеников были святой Патриарх Тихон, священномученик митрополит Петроградский Вениамин. Покои владыки были открыты для любого, кто в чем-то нуждался. Он отменил парадные выезды и роскошные архиерейские трапезы. Приезжая на приходы, он не только давал верующим пастырский совет, но и оказывал материальную помощь. Владыка многое сделал для того, чтобы состоялся Поместный Собор, исполнив роль " церковного Столыпина " . Краткая биография митрополита Антония II (Вадковского), 1898-1912 . " Вода живая " , 15.11.12 Поделиться Упоминания в новостях 24 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 14 апреля 2024 4 апреля 2024 6 ноября 2019 6 ноября 2019 15 октября 2019 15 октября 2019 14 октября 2019 28 апреля 2024 28 апреля 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=251...

Илья Басин Скачать epub pdf (к 150-летию со дня рождения митр. Антония (Вадковского) Содержание Биография Благовестие любви Жажда единства Попечение о Церкви Митрополит Антоний и св. Иоанн Кронштадтский Прошлое и будущее     В 1909 г. Сергей Николаевич Булгаков писал: Церковная интеллигенция, которая подлинное христианство соединяла бы с просвещенным и ясным пониманием культурных и исторических задач (чего так часто недостает современным церковным деятелям), если бы таковая народилась, ответила бы насущной исторической и национальной необходимости. Ко времени выхода в свет сборника «Вехи» Петербургскую кафедру уже двенадцатый год занимал иерарх, который с почти столетнего расстояния может показаться идеальным образцом как раз той церковной интеллигенции, которую не находил среди «современных церковных деятелей» С.Н. Булгаков. Но мы не в праве обвинить философа в близорукости или же усомниться в выдающихся качествах личности владыки Антония (Вадковского) , митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. О причинах такой странной на первый взгляд «невстречи» владыки с С.Н. Булгаковым я скажу чуть позже; сейчас же обратимся к обстоятельствам жизни митрополита Антония. Биография Будущий митрополит родился 3 августа 1846 г. в бедной семье приходского священника Василия Иовлевича Вадковского в селе Гремячки Кирсановского уезда Тамбовской губернии. С 1858 г. о. Василий служил в селе Ширингуши, здесь прошло отрочество будущего митрополита. Маленький Александр много раз слышал от матери Ольги Никифоровны рассказы о чудотворениях на могиле о. Серафима в Саровской пустыни, находившейся тогда в составе Тамбовской епархии. Через полвека сын сельского священника один из немногих поддержал инициативу канонизации преподобного Серафима, казавшуюся тогда почти невозможной, а летом 1903 г. возглавил открытие мощей святого. В 1866 г., после окончания духовной семинарии в Тамбове, Александр Вадковский как лучший ее выпускник был принят в Казанскую духовную академию. По воспоминаниям друзей, именно здесь он сложился целиком, в духе интеллигенции 1860–1870-х годов, здесь же обрел на всю жизнь особую любовь к славянофилам, из которых выше всех ставил А. С. Хомякова. Возвышенный идеализм шестидесятников, не замутненный левым радикализмом, но пронизанный пламенной верой, определил весь строй личности Александра Вадковского.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

некоторых документов о церковной реформе. Без уяснения этих моментов трудно понять ту, преимущественно негативную, реакцию представителей академической корпорации, какую вызвали слухи о спешно готовящейся церковной реформе. К основному тексту «Исторической записки» приложены копии упоминаемых в ней документов. Среди них наибольший интерес вызывает переписка, возникшая в ходе обсуждения проектов церковной реформы в марте-апреле 1905 г., и письмо митрополита Антония (Вадковского) Николаю II от 15 марта 1903 года. Цель «Исторической записки» – осветить события февраля-апреля 1905 г. и представить доказательства того, что все действия митрополита С.-Петербургского Антония (Вадковского) и Св. Синода (включая составление «Вопросов о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви», Всеподданнейшего доклада и адреса Императору Николаю II) были предприняты исключительно «по призыву сверху». Они никоим образом не являлись самостоятельной инициативою, а тем более «интригой» С. Ю. Витте и митрополита Антония (Вадковского), в чем обвиняли последнего некоторые современники 1419 . Напомним, что в рамках подготовки вероисповедной реформы по изменению законодательства о положении старообрядцев, сектантов и иноверцев в январе 1905 г. в Особом совещании, созданном для реализации указа Николая II от 12 декабря 1904 г., председателем этого совещания С. Ю. Витте был поднят вопрос о необходимости устранения «светской опеки» и над Русскою Православною Церковью . Причем остается неясным, имел ли Витте полномочия на подобную постановку вопроса. Дальнейшее обсуждение отразило, на наш взгляд, столкновение двух течений, расходящихся во взглядах на цели и пути церковной реформы. Первое – церковно-реформаторское, движимое лозунгом восстановления «канонического строя» (=достижения соборности) через возобновление практики созыва церковных соборов и восстановление института патриаршества. Со времени отмены патриаршества и учреждения Св. Синода мысль о неканоничности церковной реформы присутствовала у части общества, выраженная в словах Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Исходя из специфики миссии в лютеранской стране, большое значение Антоний Вадковский уделял благотворительности. Он создал епархиальное попечительство (богадельню для православного духовенства и его семей). Но при этом он не растворился в деятельности внешней, социально-просветительской, а оставался монахом. Короткие периоды отдыха архиепископ Антоний проводил в Ильинском скиту на одном из островов Ладожского озера, где жил в простой монашеской келье, как простой монах, совершая монашеское правило. Пребывание в Финляндии не изолировало архиепископа Антония от высшего церковного управления. В 1893 году он возглавил комиссию по диалогу со старокатоликами, которые тогда всерьез рассматривали перспективу возвращения в Православную Церковь . Эта перспектива, действительно, была чрезвычайно реальной: у старокатоликов не было евхаристического общения с протестантами, они не приняли постановлений Первого Ватиканского собора и имели православную догматику. В 1892 году в Санкт-Петербурге появилась книга архиепископа Антония «Из истории христианской проповеди », где были собраны все его многочисленные работы по гомилетике. Этот солидный фолиант стал основанием для того, чтобы в 1895 году Казанская Академия присвоила арх. Антонию докторскую степень. В 1897 году состоялся исторический визит архиепископа Антония в Англию. Приглашение было по случаю шестидесятилетия королевы Виктории. Это был первый визит такого высокопоставленного иерарха Русской Православной Церкви в Англию, а тогда стоял вопрос и о диалоге с англиканами. Его личность произвела очень благоприятное впечатление, архиепископ Антоний получил докторские степени Кембриджского и Оксфордского университетов, самых главных университетов в Англии. Он проявил себя не только дипломатом, он проявил себя также и богословом, способным вести очень конструктивный диалог с инославными, свидетельствовать о Православии в стране, в которой, действительно, чрезвычайно сложно было поколебать протестантские устои. Тем не менее, пребывание в Англии Антония (Вадковского) открыло для него сердца многих англичан, с которыми он общался; это была очень успешная поездка.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Иоанн Восторгов . Полное собрание сочинений. Т. III. М. 1915. С. 412–415). Как известно, была предпринята попытка учреждения Общества для защиты о. Иоанна от клеветы. Среди инициаторов его создания были митрофорные протоиереи Александр Дернов и Философ Орнатский , протоиереи Павел Лахотский и Петр Миртов , священники Михаил Прудников, Иоанн Орнатский и Николай Гронский. Проект устава Общества, одобренный св. прав. о. Иоанном Кронштадтским , не был однако утвержден митрополитом С.-Петербургским Антонием (Вадковским , По словам секретаря «Общества в память о. Иоанна Кронштадтского » Я. В. Ильяшевича (И. К. Сурского, †23.3.1953), он «завидовал славе о. Иоанна и не любил его. [...] Ненависть митрополита С.-Петербургского Антония (Вадковского) к о. Иоанну получила свое яркое выражение после блаженной кончины Великого молитвенника Земли Русской и Чудотворца, когда митрополит воспретил служить молебен в церкви-усыпальнице о. Иоанна. Один из друзей моих благочестивый петроградский протоиерей рассказывал мне, что очень люта была смерть митрополита Антония (Вадковского). У него случился удар, – он лишился зрения и языка, но все слышал и понимал в течение 6 дней» (Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский . Т. 1–2. М. «Паломник». 1994. С. 118). Такое отношение митрополита Антония не было случайностью. Как известно, владыка сочувствовал обновленческому движению. Защищал ректора С.-Петербургской духовной академии и студентов, демонстративно отслуживших панихиду по казненном бунтовщике и изменнике лейтенанте Шмидте. Директор департамента полиции С. П. Белецкий (†1918), давая показания комиссии временного правительства, сообщил, что в его ведомстве имелась схема одной из масонских организаций, согласно которой вл. Антоний был «сторонником освободительных идей Витте, также принадлежал к этой ложе...» (Острецов В. М. Черная сотня. Взгляд справа. М. 1994. С. 28). Исследователь противоположного направления приводит другой архивный документ – справку департамента полиции о деятельности в 1906–1907 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ II (ВАДКОВСКОГО) 1898-1912 ноября 2002 Высокопреосвященный Антоний, в миру Александр Васильевич Вадковский, по рождению принадлежит к священнической семье Тамбовской епархии. Его отец священствовал в селе Ширингуши, Спасского уезда Высокопреосвященный Антоний, в миру Александр Васильевич Вадковский, по рождению принадлежит к священнической семье Тамбовской епархии. Его отец священствовал в селе Ширингуши, Спасского уезда. В 1866 году, двадцати лет, по окончании курса учения в тамбовской семинарии, он поступил в Казанскую Духовную Академию, в которой сразу сделался заметен и как лучший студент, и как лучший участник в чтении и пении за церковным богослужением. Прекрасно окончив академический курс в 1870 году, Александр Васильевич Вадковский остался в Академии доцентом кафедры пастырского богословия и гомилетики. Через год был утвержден в степени магистра, а через два года женился. С 1879 года сделался редактором журнала " Православный Собеседник " . Свои научные занятия он посвятил древне-славянской письменности В 1879 году чахотка унесла в могилу жену Александра Васильевича; а в ноябре 1882 года он схоронил обоих своих детей, Бориса и Лидию, умерших от дифтерита. Впереди в жизни все казалось грустно и темно. Невольно стучала в голову мысль об отречении от мира и о служении Господу в чине иноческом. В то время в Казани святительствовал архиепископ Палладий, впоследствии митрополит Петербургский. Он с любовью принял намерение Александра Васильевича, его. самого взял под свое непосредственное покровительство и руководство, переселил его в свой архиерейский дом и 4 марта 1883 года, в пятницу первой недели Великого Поста, в своей архиерейской церкви, при многочисленном стечении народа, постриг в монашество с именем Антония. На следующий день после пострижения монах Антоний был посвящен в иеродиакона, а на следующий за сим день, в Неделю Православия, в иеромонаха. Архиепископ Палладий вскоре дал ему в управление заштатный Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, который в короткое время из запустения был приведен в такое благоустройство, что заслужил своему новому настоятелю искреннюю архипастырскую благодарность. 14 ноября 1883 года иеромонах Антоний был посвящен в архимандрита, в декабре следующего года назначен инспектором Академии, а в августе 1885 года переведен на ту же должность и на кафедру Священного Писания Ветхого Завета в Петербургскую Духовную Академию. 15 апреля 1887 года архимандрит Антоний назначен был ректором Академии, а 1 мая состоялось в Святейшем Синоде наречение его в епископа Выборгского, второго викария Петербургской митрополии, а третьего - хиротония в Троицком соборе Лавры.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Возникала, действительно, серьезная проблема. Как ее можно было решить? Радикальный способ решения этой проблемы – серьезные изменения Основных Законов России и, хотя бы, выведение законов, касающихся Церкви, из компетенции Государственной Думы и Государственного Совета с тем, чтобы Синод обсуждал какие-то вопросы, и только Государь имел бы право утверждать синодальные решения. Но такого рода изменения не были осуществлены вплоть до 1917 года, поэтому уже в 1905–1906 гг. остро встал вопрос о том, как относиться к возможности участия духовенства в деятельности Государственной Думы. Может быть, считали многие, стоит попытаться церковной иерархии принять участие непосредственно в деятельности Государственной Думы, чтобы, во-первых, как-то повлиять на ее политику в области религиозной жизни в стране, а, во-вторых, попытаться в целом внести в работу этого органа, который будет настроен радикально в политическом отношении, элементы традиционного православного понимания государственной жизни. Второй вопрос, возникавший в связи с этим, касался того, нужно ли духовенству участвовать в деятельности политических партий? Позиция митрополита Антония (Вадковского) была в этом отношении очень определенная. Он был категорически против участия духовенства в деятельности политических партий – каких бы то ни было. Он был категорически против того, чтобы духовенство получило активное избирательное право, он признавал возможным только пассивное избирательное право. Представители духовенства могут участвовать в выборах как граждане России, но баллотироваться на выборах, выставлять свои кандидатуры они не должны иметь права. Он очень опасался, что Церковь начнут использовать различные политические силы в своих интересах, что будет предпринята попытка создать клерикальную партию. И, таким образом, если церковная иерархия будет занимать ту или иную политическую позицию, это может подорвать и без того уже не очень прочный ее авторитет в обществе. В общем и целом нужно сказать, что позиция митрополита Антония была весьма в этом отношении последовательная и правильная. Но не все так смотрели на ситуацию. В частности, синодальные чиновники были настроены подчас иначе. И уже в 1906 году произошел конфликт, который прогремел по стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Александр Васильевич воспитывал двух детей, вел преподавательскую деятельность, но его постигло еще одно страшное испытание. Однажды вечером к нему пришел сотрудник журнала «Православный собеседник». Они беседовали о журнальных делах, журналист тот был очень грустный, сказал, что у него дома дети болеют дифтеритом. Он ушел, а через несколько дней оба ребенка Александра Васильевича Вадковского заболели дифтеритом, и один за другим умерли. Это случилось в 1882 году. Ему было всего лишь 36 лет, он уже вдовец и человек, потерявший детей. Александр Вадковский для себя сделал выбор очень определенный – он решил принять монашеский постриг. 4 марта 1883 года его постригли с именем Антония Печерского в память об очень уважаемом им Казанском архиерее Антонии (Амфитеатрове) . Он остался преподавателем. 6 марта отец Антоний уже иеромонах. Его пострижение в монашество было воспринято профессорско-преподавательской корпорацией как какое-то юродство; он был вторым монахом после ректора среди преподавателей Казанской Академии, большинство же были миряне. Им казалось странным, что освободившийся от пут семьи вдовец, который вполне может еще вступить во второй брак, статский советник, у которого весьма благополучно складывается карьера, вдруг обрек себя на такую жизненную стезю. Обратите внимание, как это характеризует ситуацию в Казанской Академии: профессора, которые преподают богословие, аскетику, не могут согласиться с тем, что один из коллег принимает монашество. Если мы вспомним митрополита Антония (Храповицкого) , который побывал преподавателем в трех, а ректором в двух Академиях и вел нескончаемые битвы с профессорами, то поймем, почему они сформировали потом целую плеяду обновленчески настроенных священнослужителей. 14 ноября 1883 года иеромонах Антоний (Вадковский) был возведен в архимандриты и стал настоятелем Казанского Иоанновского монастыря, но продолжал оставаться профессором Духовной Академии. Это был прецедент, для Казанской Академии необычный. Хочется подчеркнуть, что Антоний не был монахом «условным», он действительно совершал в монастыре монастырскую службу, монашеское правило, и его монашество было своеобразным вызовом весьма секуляризованной профессуре Казанской Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Вспомним также, что епископы Русской Церкви, в том числе и митрополит Антоний, не смогли дать прямой ответ на вызов истории, брошенный грозными событиями первых пяти лет ХХ в. Произносились проповеди , Синод издавал те или иные документы, но вокруг этих текстов уже была пустота. Церковные власти были неспособны говорить, как «власть имеющий», а Булгакова и многих его современников, религиозных философов, волновала именно новая роль христианства в истории, определенная Господом в притчах о закваске и свече на подсвечнике ( Мф 5: 15; 13: 33 ; Мк 4: 21 ; Лк 8: 16; 11: 33; 13: 20–21 ). Сосредоточивая в себе лучшие качества православных архиереев своего времени, митрополит Антоний, наряду с такими людьми, как св. патриарх Тихон, был в то же время одним из последних представителей старой русской церковности… И дело не только в том, что приближался тотальный погром, физическое истребление верующих. Одновременно приближалось и начало совершенно новой эпохи – в жизни Церкви и в истории человечества, – требующей, в частности, нового осмысления пастырского служения. Наглядный пример «невстречи» митрополита Антония с С.Н. Булгаковым (и не с ним одним) еще раз напоминает нам об этом. И все-таки в истории жизни митрополита Антония (Вадковского) , кроме очевидной драматической ноты, звучит и голос надежды. Все его служение устремлено в будущее, зиждется на беспредельной любви к Христу, дышит Преданием Церкви, и потому способно открыть новые перспективы в жизни Православия. Владыка стоит на рубеже той ушедшей эпохи, которой он, казалось бы, должен был принадлежать целиком. Но, подобно патриарху Тихону, митрополит Антоний и своими трудами, и внутренним обликом говорит нам о дне завтрашнем. И в этом его величие. На свете много хороших людей, и митрополит Антоний был одним из них. Но еще он – добрый пастырь, смиренно берущий на себя проблемы своей Церкви, чтобы отдать нерешаемое Христу. Для нас это пример и ободрение, урок терпения и надежды. Читать далее Источник: Басин И. Пастырь на рубеже эпох : к 150-летию со дня рождения митр. Антония (Вадковского)//Православная община. 1996. 33. С. 75-91.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Вообще в нашей петербургской духовной школе этот период – период сначала инспекторства и ректорства Антония Вадковского , а затем уже период с 1898 года, когда он становится митрополитом Санкт-Петербургским, – один из самых плодотворных, самых ярких. Наша духовная академия, конечно, не была идеальной, но она была настолько плодовитой на достойных выпускников, что можно лишь поразиться этому. Это было одно из главных завоеваний владыки Антония Вадковского . Чтобы не говорить много об этом периоде, я просто назову ряд имен. Имея рядом с собой такого ректора, как епископ Антоний, такого инспектора, как архимандрит Михаил Грибановский , будущий Патриарх имел своими соучениками будущего митрополита Антония Храповицкого , будущего священномученика митрополита Кирилла Смирнова и будущего Патриарха советской эпохи Сергия Страгородского . Согласитесь, что при всем различии жизненных путей этих людей, это личности значительные, и таковыми они смогли стать во многом благодаря тому, что Господь сподобил их учиться в нашей духовной академии именно в этот период. Учеба Василия Ивановича развивается опять-таки без особых взлетов и падений. Он вообще был спокойный, цельный, ровный человек, что даже как-то для русского поповича и странно. Справедливо отец Сергий Булгаков говорил, что, как правило, все духовно одаренные семинаристы должны были переживать духовные же и кризисы в семинарии. Вот нет у нас сведений, чтобы какой-то кризис переживал Василий Белавин. Он довольно цельно и стабильно шел по семинарской и академической стезе. Правда, уж очень специфическое кандидатское сочинение он защитил: «Quesnel и его отношение к янсенизму» на кафедре истории и разбора западных исповеданий. Так это не вяжется с ним. Вы помните его облик: даже не епископ, и даже не священник, а крестьянин, да еще Василий Иванович – и янсенизм, за которым маячит величественная фигура мрачноватого Паскаля. Но, во всяком случае, французский язык он при этом освоил очень хорошо. Когда наступил период окончания академии, он честно констатировал тот факт, что не сделал своего дальнейшего выбора, будет ли он священнослужителем (для этого надо было жениться) или монахом, а значит, архиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010