49]. Для того чтобы более чётко уяснить данную мысль святителя Кирилла, а заодно подчеркнуть преемственность этой самой мысли, можно прибегнуть к помощи другого известного святителя – Иннокентия Смирнова , епископа Пензенского и Саратовского, который, повторяя мысль предстоятеля Александрийской Церкви по существу, без какой бы то ни было двусмысленности свидетельствует о том, что «образ покорности Христовой состоял в том, чтобы Он, по причине принятой плоти, добровольно, но истинно истощил Себя и вместо нас делами Своими и страданиями исполнил “закон”» с. 97]. Далее предостерегая пылкого читателя от возможного ошибочного итсолкования этих слов, архиерей Иннокентий углубляет и уточняет их, предлагая понимать себя правильно. «Здесь надо сказать, – пишет он, – что Христос подверг Себя закону не по собственной обязанности. Ибо Он не только по Божеству, но даже и по человечеству не был под законом. По Божеству потому, что закон дан был человеку, не Богу, да Бог против закона Своего ничего и не делает, и ему не противится; впрочем Он – Сам Себе закон и непременный образ правды. По человечеству, частью потому, что Он, зачатый без греха Прародительского от Духа Святого родился чист и Свят; частью потому, что и человеческое естество не делало Его рабом закона, но Владыкой, как утверждает Евангелист: “Сын человеческий есть Господин и субботы” ( Мф. 12:8 ). И как Сын Божий по плоти подвергся закону не за Себя, то есть не для того, чтобы исполнив закон, снискать Себе или жизнь вечную, или высшую какую-нибудь степень славы, но за нас и для нас исполнил его. Закон требовал от нас и совершеннейшей покорности, и наказания временного и вечного за учинённые преступления. И то и другое Христос подъял на Себя, соделавшись окончанием, “исполнением закона. Весь закон исполни” ( Мф. 10:4 ). Он не только исполнил его Своим повиновением, делами, но и страданием» с. 97 – 98] (сноска на «( Мф. 10:4 )» не верна; вероятно, здесь имеет место опечатка). Как нетрудно заметить, данная мысль святителя носит разборчивый и удобопонятный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

– Есть ли у вас женские монастыри, и чем они содержатся? – Кроме Каира во всем Египте нет таких монастырей. А там их пять; и в них найдется до пятидесяти монахинь из девиц и вдов. Они зависят от Александрийского епископа, который, впрочем, не посещает их, потому что черницы недовольны им. Все эти монастыри содержатся доходами с принадлежащих им лавок и домов, да и монахини занимаются кое-какими рукоделиями. – В каких летах вы постригаете в монашество желающих сподобиться сего ангельского образа, и сколько времени держите их под искусом? – Мы постригаем и старых, и пожилых, и юношей, по усмотрению их способностей и нрава, после искуса трехлетнего, двухлетнего, я того менее, или более. – Вносите-ли вы подати? – Мы освобождены от них, и только ежегодно платим паше 15,000 пиастров за 300 федданов пахотной земли около Буша, кои мы нанимаем у него. – Кто же обрабатывает эту землю! – Местные феллахи. – На каких условиях? – Они получают за труды свои сорок паричек в день (6 коп. сер.), или хлеб, смотря по договору. – Едите ли вы мясо в монастырях? – Едим только в рождество Христово и в пасху: а вне монастыря, как вы видели, употребляем и мясное. – Отсюда близко до моря. Ловите ли вы в нем рыбу? – Было когда-то: старцы держали там сети, но покинули это занятие, потому что оно есть прихоть, а прихоть – грех . Да и трудно было кочевать у моря, где нет близко ни одного родника воды. Надлежало кипятить морскую воду и из паров ее добывать сладкую влагу капельками. – Услышав сие так нечаянно, я удивился, что здешним монахам известен способ добывания сладкой воды из горькой, и спросил о. Дауда: давно ли, и каким образом чернецы ваши узнали способ обращать морскую воду в потребную? – Он отвечал мне: это уже давно здесь известно. Старцы, занимаясь рыбною ловлей на море, по осадке соли на прибрежных местах заключили, что соль остается, потому что вода испаряется от солнца; а ежели она в жару поднимается на воздух, стало быть, в этом состояния бывает легка и пресна; если же солнце делает ее пресной, то может ее сделать такой и человек, вскипятив ее и приняв жары ее в сосуд, в котором они по охлаждении обратятся в чистую воду. Старцы так думали, так и сделали, и добыли сладкую влагу.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

И поиск самого Бога отличается от исследования о Боге. Вообще говоря, сущность вещи следует отличать от ее привходящих признаков» 991 . Ориген считал, что «цель человека в созерцании Бога «достигается путем борьбы со страстями и освобождением от них» 992 . Для преп. Антония Великого « " Боговселение» или жизнь в Боге, является целью наших подвигов» 993 . Бессмертие, нетление Тертуллиан пишет: «мы считаем душу бессмертной и погибель ее видим не в уничтожении, а в мучении, то есть в геенне. И если это так, то спасение будет относиться не к душе, «спасенной» в силу своего природного бессмертия, а скорее к плоти, чья смертность известна всем» 994 . Согласно Клименту Александрийскому «человек есть творение Божие, и создан им для бессмертия» 995 . Ориген считал душу предназначенной к бессмертию: «Душа, как мы часто говорили, бессмертна и вечна; поэтому мы думаем, что на протяжении многочисленных и бесконечных, огромных и разнообразных веков она может и от высочайшего добра нисходить к крайнему злу, и от крайнего зла возвращаться к высочайшему добру» 996 . «Бог долготерпит некоторым из грешников не без основания: ведь душа предназначена к бессмертию и к бесконечному веку, и им (грешникам) полезно не скоро получить помощь в деле спасения, но быть доведенными до него медленно, после искушения многими бедствиями» 997 . «Хотя бы человек находился в величайших грехах, но, извергши эти грехи, вышедшие на поверхность, он может впоследствии снова научиться, получив очищение после греха. Бог же управляет душами, имея в виду, что они предназначены не к каким-нибудь пятидесяти годам здешней жизни, но к бесконечному веку, ибо Он сотворил разумную (душу) нетленною по природе и сродною Себе» 998 . Св. Мефодий Олимпийский пишет, что до грехопадения и устроения кожаных одежд «прародители жили с телом, наслаждаясь бессмертием», поэтому «нельзя почитать тело узами и темницею» 999 , «тело (человека) могло жить во век и быть бессмертным, если бы он не получил запрещения вкушать от жизни. А запрещение получил для того, дабы и грех был разрушен, умерщвленный вместе с телом, и тело восстало по истреблении греха» 1000 . Воскресение

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Господь дал печать верующим в Него, и он также даст; в образе человеческом явился Спаситель, и он придет в образе человека. Спаситель воздвиг (от смерти) и показал святую плоть Свою, как храм ( Ин.2:19 ), и он воздвигнет в Иерусалиме каменный храм» 880 . 3. Антропологические представления доникейского богословия В то же самое время, когда создавались произведения апологетов и антигностических писателей, имевшие чисто прикладные задачи, зародилось и научное богословие – новое направление церковной литературы, которое характеризуется самостоятельным интересом к изучению и систематизации христианства и его идей 881 . На востоке к этому направлению можно отнести богословов, воспитанных в Александрийской школе, – Климента Александрийского (ок. 150 – ок. 215) 882 , Оригена (ок. 185–254) 883 , Св. Дионисия Великого († 265) 884 , Св. Григория Неокесарийского (ок. 213 – ок. 270) 885 , Св. Мефодия Олимпийского (Патарского) († 312) 886 , а на западе северо-африканских писателей Тертуллиана (около 160 – после 220) 887 и Св. Киприана Карфагенского (201–258) 888 . К этому же времени относится и начало деятельности преп. Антония Великого (251–356) 889 считавшегося основателем монашества, который сам не писал, но его высказывания были собраны учениками 890 . Не все из перечисленных авторов рассматривают антропологические проблемы, их практически нет в дошедших до нас произведениях Св. Григория Неокесарийского 891 , Св. Дионисия Великого 892 и Св. Киприана Карфагенского 893 , преп. Антоний Великий сосредоточен на аскетическом делании 894 , а из воззрений Тертуллиана мы далее приведем только те из них, на которые не повлияло его отпадение в монтанизм 895 . К трудам связанным с антропологией можно отнести «О свободе воли» и «О воскресении» Мефодия Олимпийского 896 , а труды «О душе» и «О воскресении плоти» Тертуллиан написал уже в монтанистический период своей жизни 897 . Из представлений писателей этого направления заметно выпадает учение Оригена , считавшего, что грехопадение произошло в домирное время, учившего о предсуществовании и метампсихозе – переселении душ, которые есть охлажденные духи, помещаемые в тела для исправления, проповедавшего апкатостасис – всеобщее восстановление при завершении мирового процесса 898 . Изначальное устроение и назначение человека По Тертуллиану «человек – самое лучшее и совершеннейшее творение Божие. Он – владыка и венец видимого мира. Вселенная не была бы внешним обнаружением совершенств Божиих, вполне достойных Бога, если бы не было в ней человека», только человек стоит выше Ангелов, может приближаться ко Творцу, познавать и соединяться с Ним 899 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Октавиан, однако, не спешил: только год спустя, когда он убедился, что злополучная чета окончательно потеряла волю к сопротивлению, он высадил своих солдат в Александрийской гавани. К тому времени большая часть войск и приближенных покинула Антония. Когда Октавиан вступил в город, ему сообщили, что Антоний и Клеопатра предпочли смерть позору. Свою победу Август стремился представить как торжество римского оружия. Поэты изображали Актайскую битву в виде схватки богов республики со звероподобными демонами Нила: Чудища-боги идут и псоглавый Анубис с оружьем Против Нептуна на бой и Венера (Исида) против Сверху, взирая на бой, Аполлон Актийский сгибает Лук свой, и в страхе пред ним обращается в бегство Египет [ 12 ].   --- в данном случае означает Исиду   Аполлон назван здесь не случайно. Его храм возвышался на Актийской скале, а сам он считался богом грядущей мировой эпохи. Кроме официального мифа о «победе Рима и его богов», льстившего национальному самолюбию римлян, был пущен в ход и миф о «поражении тирании». Октавиан с гордостью заявлял, что его оружие «вернуло свободу республике, угнетенной бандой заговорщиков» [ 13 ]. Общее настроение, воцарившееся после Акция, выражено в известной Галикарнасской надписи. В ней цезарь именуется «спасителем рода человеческого, все молитвы которого Провидение не только исполнило, но и дало больше, ибо умиротворены море и земля, города же изобилуют благозаконием, согласием и благолепием» [ 14 ]. Мировая держава вступала в эпоху стабильности. Парфяне согласились на мир и вернули римские знамена, захваченные еще у солдат Красса. Ирод поспешил к Октавиану с изъявлением покорности, за что был обласкан и возвращен на престол как друг римлян. Законы империи, ее стиль жизни и нравы проникали повсюду. На берегах Британии, в селениях Африки, среди горных перевалов Малой Азии звучала одна и та же отрывистая команда латинских легионеров. Рим в свою очередь стал являть картину подлинного «вавилонского смешения народов». В шумной столичной толпе постоянно звучала чужеземная речь. В цирках, тавернах, конторах можно было видеть людей со всех концов света: послов из Индии, голубоглазых варваров Севера, арабских погонщиков, смуглолицых египтян, еврейских и финикийских матросов, греков-комедиантов и нумидийских стрелков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В настоящее время собрание творений св. Афанасия, сделанное бенедиктинцами, предлежит в обширном сборнике памятников древне-церковной письменности, изданном аббатом Минем, в так назыв. Патрологии Миня (Patrologiae cursus completus), где оно занимает 25–28 тома греческой серии. Новейшие исследования не внесли никаких поправок и дополнений 1 в греческий текст творений св. Афанасия, установленный бенедиктинцами, и в виду того совершенства, до какого доведен он здесь, сожалеть об этом пока не приходится. И не только текст, но и самая классификация сочинений Афанасия на подлинные и неподлинные, предложенная бенедиктинцами, в существенных своих чертах доселе остается неприкосновенною. Сделанные в последнее время попытки поколебать выводы бенедиктинцев на этот счет лишь подтвердили прочность тех оснований, на которые опирались издатели. Так немецкие ученые Шульце 2 и Дрэзеке 3 пытались было заподозрить принадлежность св. Афанасию двух его апологетических слов («Слово на язычников» и «Слово о воплощении Бога Слова»), но их старания не встретили ни малейшего сочувствия в ученом мире; напротив, специальное исследование об этих сочинениях, написанное Хоссом 4 на премированную тему, предложенную Тюбингенским университетом, блистательно доказало их подлинность. Та же история повторилась и с «Житием Антония», составленным св. Афанасием; в подлинности его сомневались Вейнгартен 5 и Гуоткин 6 , но теперь она принимается всеми солидными учеными 7 . Четвертая речь против ариан, отвергнутая Дрэзеке 8 , также признана подлинной 9 . В настоящее время на более или менее достаточных основаниях подвергается сомнению принадлежность св. Афанасию только двух его сочинений: а) «О явлении Бога Слова во плоти и против ариан» и б) «две книги против Аполлинария», но вопрос о них еще не закончен, и очень вероятно, что при более тщательном изучении их авторские права Афанасия будут восстановлены. Таким образом, пока все в бенедиктинском издании остается на своем месте. Этот бенедиктинский текст творений св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

" Они уже не могли молиться, " когда человекоподобный образ Бога был изгнан из их сердца. " " Взяли Господа моего от меня, и не на Кого мне надеяться, " плакал один из них; " и не знаю, Кому мне молиться и к Кому взывать " ... В позднейших памятниках монастырской литературы мы часто встречаемся с полемикой против видений. " Если и действительно явится тебе ангел, не принимай его; но смирись и скажи: недостоин видеть ангела я, живущий во грехах. " Видение своих грехов лучшее из видений, еще лучше видеть чужие добродетели... Дьявол явился некоему старцу в образе Христа. И старец ему ответил: " здесь я не хочу видеть Христа, но в той жизни " ... Ориген привлекал не только, как мистик или богослов, но еще как толкователь Писания. В монастырях Священное Писание читали постоянно, изо дня в день, по келлиям и за богослужением, и даже заучивали целые библейские книги наизусть. Изучению Писания устав и обычай придавали такую важность, что в киновиях преподобного Пахомия грамотность именно поэтому была обязательна, - неграмотных учили читать сразу же после принятия в общежитие, а тем временем они должны были заучивать Псалтырь и Евангелие с голоса. На общих собраниях и в частных собеседованиях прочитанное обсуждалось. Отсюда понятен особый интерес к толковой литературе. И в истолковании или применении библейских текстов у египетских подвижников, очень ярко сказывается аллегорическая тенденция, " александрийский " стиль восприятия. Здесь можно видеть влияние Оригена, прямое или через посредство Дидима, вообще близкого к монашеским кругам... Влияние Климента можно видеть уже в том, что идеал аскетического подвига часто определяется, как бесстрастие παθεα (β " Духовных беседах, " у Евагрия, у Палладия в предисловии к " Лавсаику " )... У Каппадокийцев и позже в Ареопагитиках можно отметить сознательное заимствование неоплатонической и мистериальной терминологии. Это было в духе Климента... Влияние александрийского богословия ясно чувствуется уже в первом опыте аскетического синтеза, в знаменитом житии преподобного Антония, составленном Афанасием Великим.

http://sedmitza.ru/lib/text/538190/

К канону Никиты Мидикийского (3 апреля) приписано на июле «его же акростихис кроме богородичнов: твое чествую всесветлое житие отче». К первой его песни прибавлен тропарь с замечанием: «греч. хар.» Против канона Иосифу песнописцу (4 апр.) – «сего канона в греч. несть». В минее 1690 удержан. 13 апр. – «в греч. печатной минее Артемону службы несть». 14 апр. служба Литовским мученикам: Антонию, Иоанну, Евстафию зачеркнута с замечанием: «сия службы не писать понеже ея несть» (т. е. в уставе). 19 апр. кондак преп. Иоанну Ветхопещернику: «воздержанием отче», зачеркнут и на поле замечено: «не быть для того, что в уставе несть и в 18 числе сей же положен». Действительно, под 18 числом этот кондак читается и положен ученику св. Григория Декаполита . 23 апр. стихиры великомученику Георгию, положенные на малой вечерне, зачеркнуты и отнесены на хвалите, а вместо них на особом листке записаны другие «из трефолоя львовскаго»; к стихирам на стиховне прибавлена одна «из харатейной минеи»; стихиры на великой вечерне правлены «с греч. харат. и львовск.» 2 мая зачеркнута служба пренесению мощей свв. Бориса и Глеба, а оставлена служба одному Афанасию Александрийскому . На конце впрочем помещена служба и нашим князьям мученикам, но она зачеркнута с заметкою: «сея службы несть», согласно уставу 1682 года. 7 мая вычеркнута память преп. Антония Печерскаго, согласно уставу 1682 г. и в оправдание замечено: «чисто; зде сея службы не писать для того, что в уставе сего святаго память положена маия в 10 числе, а писать службу со львовскаго трефолоя». 12 мая, о стихирах св. Епифанию: «сих стихир в греч. и харат. несть». Но в минее 1691 г. оне помещены и остались доселе. Против канона: – «о сем каноне спросить». 14 мая память преп. Евфросина Псковскаго зачеркнута, и перед службою ему замечено: «не быти сей службе». Действительно, в минее 1691 г. она исключена, равно как нет ее в уставе 1682 и следующих. Празднование преп. Евфросину было утверждено на соборе 1549 г. а служба ему составлена много раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Ему удалось найти в «Лавсаике» только две цитаты из Евагрия (на остальные места Драге ссылается как на аллюзии), чего явно недостаточно для того, чтобы это мнение было чем-то большим, чем просто гипотеза. Другой подход наиболее ясно сформулировал А. Гийомон. Он полагал, что аскетика Евагрия не являлась его личными построениями, а отражает аскетическое учение отцов египетской пустыни и была, при известных оговорках, адекватной оригиналу [см. Bartelink, 1974b. Р. XXIII]. Лишь в созерцательную (мистическую) часть своего учения Евагрий включил элементы, восходящие к Оригену . В такой перспективе ссылки Бунге на «евагрианскую» аскетику как на надежный индикатор «евагрианского» или «палладианского» духа в коптских фрагментах не кажутся нам бесспорными. В качестве аргумента того, что некоторые эпизоды коптских житий, изложенные более пространно, чем в «Лавсаике», не являются позднейшими добавлениями, Бунге говорит о том, что они более контекстно обусловлены, вероятно, имея в виду их большую детализацию 90 . Однако сам факт более полного житийного рассказа сам по себе еще не свидетельствует о его первичности по отношению к другому, более краткому: одна из «стратегий» дальнейшего развития агиографического текста как раз и состоит в том, что к нему добавляются отдельные эпизоды, иногда даже происходит нарочитая детализация повествования, но при этом текст может зачастую «абстрагироваться» от некоторых конкретных реалий (имен собственных и топонимов). Сам Бунге дает несколько ярких примеров работы коптских составителей, где, как кажется, проявляется в том числе и эта тенденция: в эпизоде с исцелением девицы (Житие преп. Макария Александрийского ) опущен ее родной город Фессалоника, который указан в греческом тексте «Лавсаика», но прибавлено, что она умерла три года спустя; в эпизоде с исцелением гиены (там же) отсутствует упоминание о Пафнутии; диспут Евагрия с еретиками (Житие Евагрия) изложен описательно, с ошибками, коптский составитель этого текста явно избегал тонкостей богословской полемики 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

219 Διατρψας ν διαφροις μοναστηροις πντε τη (Butler, 1898–1904. II. P. 100). Этот пример не единичен. Можно вспомнить, что в коптском «Житии блаженного Афу» указано, что перед тем, как подвизаться в стаде антилоп, Афу жил в послушании у «верных людей» [Rossi, 1886, Р.67]. Под «верными людьми» в данном случае следует понимать общину подвижников [Флоровский, 1998b. С. 327–330]. 220 Слово οκονμος употреблялось в нескольких смыслах. Во-первых, так могли называть того, кто постоянно находился возле старца и прислуживал ему. «Эконом» мог также означать монаха, отвечающего за управление (вероятно, и хозяйственное) церковью в монашеской общине. Ориген мог прислуживать старцу по причине его преклонного возраста и одновременно быть распорядителем всех хозяйственных дел. Впоследствии он, возможно, принял сан – в той же главе сообщается, что Ориген был экономом и пресвитером (τ πρεσβυτρ κα οκονμ). В киновийных монастырях «эконом» означал заведующего имуществом всей общины или опреде­ленной группы монахов внутри ее. Однако сам Палладий в рассказе о пахомианском монашестве такой должности не упоминает Bartelink, 1974b. Р. 323, n. 15. 221 Буквально сказано – «населенная земля»: δι τ γγυτρω ατν εναι τς οκουμ­νης (Butler, 1898–1904, II. P. 40) 222 Буквально: чуждался научения и увещевания людей благочестивых – ς ποξενωθες διδασκαλας κα συντυχας νδρν σων (Butler, 1898–1904. II. Ρ. 83). 223 В главе, посвященной Серапиону (cap. 37), Палладий приводит рассказ о затворнице в Риме. Можно предположить, что городское затворничество было еще домонашеской формой аскезы. 224 Палладий упоминает, что незадолго до своей кончины она просила свою мать пере­дать епископу (предположительно, самому Палладию) толкование (σγγραμμα) Климента Александрийского на пророка Амоса. Несмотря на то, что мнение о «безграмотности» в среде египетского монашества, как и коптского крестьянства, подвергается обоснованной критике – Sheridan, 1997. Р. 184–189; Sheridan, 2002. Р. 11–16), чтение толкований одного из столпов александрийской богословской школы выдает в затворнице городскую жительницу, обладающую достаточно высоким уровнем культуры. Само толкование Климента на пророка Амоса не сохранилось – Barlelink, 1974b. Р. 393, n. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010