Зная слабость природы человеческой, он снисходительно смотрел на немощи братии. Однажды старец пришел к Феодору и сказал, что один брат возвратился в мир. Феодор отвечал: не дивись этому; но подивись лучше, когда услышишь о ком-либо, что он возмог избежать врага. Он говорил: превосходнейшая из добродетелей добродетель – никого не презирать. Посему он дал совет одному пустыннику: если твой друг впадет в искушение плотское, подай ему руку и подними его, если можешь. Но он велел скорее удаляться, если он впадет в ересь и не примет наставления, чтобы самому не заразиться его ядом. Феодор достиг глубокой старости; только в пустыне он прожил более семидесяти лет. При конце жизни Бог посетил его продолжительною болезнью. Он скончался уже после обоих Макариев 39 . 9 Поучения преп. Аммона Нитрийского часто встречаются в славянских рукописях. Латинский перевод их издал Воссий в приложении ко второму тому сочинений Ефрема Сирина . Colonid Agrip. 1675 ап. pag. 499–503. Под заглавием: Sancti Abbatis Ammoni capita paraenetica decem et novem. Воссий не находит никакого сомнения приписать ему их. 10 Ликон есть глубокий рукав Нила. Палладий говорит, что ему и в лодке было страшно переправиться чрез него. Лавсаик. Гл. 8, с. 28. 11 Афанасий в жизни Антония Велкиого. Отсюда видно, что Аммон скончался прежде Антония. Тильмон полагает его кончину между 340–345 гг. Том 7, с. 158. 18 Rufin. Hist. Eccl. Lib.II. c. IV. Сократ. Церковная история. Кн. 4, гл. 24. Созомен. Церковная история. Кн. 6, гл. 20. 33 Сведения о жизни Макария Александрийского находятся у Палладия в «Лавсаике» , гл. 19, 20. Rufin. Hist. mon. c. XXIX. Сократ. Кн. 4, гл. 23. Созомен. Кн. 3, гл. 14. Достопамятные сказания о подвижничестве… 175. Макарию Александрийскому приписывалось слово о исходе души, но в лучших списках оно встречается с таким надписанием: Το γου λεξνδρου το σκτου λγος, περι ξδου ψυχς, или κ τυ ερωτησωυ το Μακαρου λεξυδρου πρς τυ υσβωυ λεξυδρας. Flossi Macar. epist. 1830. Bonud. p. 242–244. Следовательно, сие слово принадлежит не Макарию, но Александру.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

В противоположность гностическим сектам Александрийская школа создала стройную религиозную философию, предназначив ей быть ступенью к богословию – чистому созерцанию Бога. Соответственно и богословие впитало в себя философские начала, поскольку оно само являлось только путем к вожделенной цели. Заимствовав терминологию философских школ, церковная школа поставила себя, по крайней мере отчасти, в зависимость и от их культуры мышления. Александрийский интеллектуализм был по преимуществу интуитивен, что позволяло удобно сочетать философские и богословские идеи в их развитии, получая уникальный синтез философского знания и религиозной веры. Но он принципиально не был иррационален и всегда апеллировал к «общим началам познания». Впрочем, следует отметить, что сама интеллектуальная интуиция всегда была и соблазном для учителей «блистательной Александрии». Средневековое «Добротолюбие» донесло до нас изречение преподобного Антония Великого : «Способом познания Бога является благость» (Увещания, 29) 27 . Смысл этих слов предельно ясен: Бог , непостижимый по природе, но дающий ощутить Себя в опыте, который выше природы, открывается чистому сердцу, а не «чистому разуму». Всегда, превращаясь из цели созерцания в его пассивный предмет, Бог исчезал из поля зрения религиозных философов, уступая место пантеистическому Абсолюту. В дальнейшем нами будут рассмотрены примеры такой утраты. Вопросы к семинарским занятиям • Дайте общую характеристику религиозной политики эллино-римской власти в Александрии. • Перечислите основные религиозные течения, составившие палитру александрийской духовности. • Проанализируйте роль герметической традиции в формировании античного синкретизма. • Каковы значения терминов «гнозис» и «гностицизм»? • Охарактеризуйте христианское монашество как явление на фоне александрийской духовности. Темы докладов и творческих работ 1. Феномен религиозного синкретизма в Александрии. 2. Александрийский иудаизм в контексте эллинистической культуры. 3. Септуагинта: первый опыт перевода Библии на иностранный язык.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

4 .2.3. Историко-полемические сочинения, В которых Св. Афанасий оправдывает свои действия или описывает поведение ариан. К ним относятся: – «Апология против ариан», в которой собраны документы, освещающие дело Св. Афанасия из времен первого и второго изгнания. Эта работа написана по возвращении из второго изгнания в 350 г. «Апология к царю Констанцию», – в ней опровергаются клеветнические обвинения, возведенные на Святителя, за которыми последовало его третье изгнание. «Апология о своем бегстве при нападении Сирина». Написание относится к 357–358 гг. 4 .2.4. О действиях ариан Св. Афанасий говорит в следующих сочинениях: – «Послание к монахам или история ариан – написано в 335–337 г. г. – «Окружное послание к епископам Египта и Ливии, написанное в 356 г. – «Послание о постановлениях Никеиского собора» о мнениях Дионисия Александрийского – написание относят к 350–354 г. г. – «Послание к Серапиону» об обстоятельствах кончины Ария в 358 г. – «Послание о соборах в Армении и Селевкии» в 359 г. – «Свиток к Антиохийцам» и «Послание к Руфиниану», – в них говорится о постановлениях Александрийского собора 362 г. – «Два послания к Люциферу» на латинском языке, – составлены около 360 4 .2.5. Экзегетические сочинения, от которых сохранились только отрывки, наиболее значительные относится к толкованиям на псалмы и Евангелия от Матфея и Луки. 4 .2.6. Аскетические сочинения. К ним относятся: – «Житие преподобного Антония» написано, по мнению одних в 357 г., по мнению других – в 365., и «Послания к монахам Драконти... и Аммуну». Особенно важное значение имела первая работа, так как получила широкое распространение, была переведена на латинский язык и способствовала развитию аскетических идей, как на Востоке, так и на Западе. – «Пасхальное письмо» сохранившееся, главным образом, в сирийском переводе; от греческого подлинника остались лишь фрагменты. Этот раздел произведения Св. Афанасия важен для уяснения истории арианства. 4.3. Учение Св. Афанасия о Боге В учении о Боге Св. Афанасий разделяет мысли неоплатоников о противоположности Творца и твари. Лишь только одному Богу может принадлежать самобытность и вечность, лишь Он только может быть назван подлинно Сущим. В противоположность Божественному бытию тварь, вызванная творческим актом из ничтожества, без поддержки Божественной Ненова может погрузиться в бездну небытия. Ее существование определяется лишь причастностью Божественному Слову. Которое, содержит в себе совокупность Божественных идей, дает бытие миру и определяет в нем начала красоты, гармонии и порядка. Поэтому весь мир отражает в себе Божественный Образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

947 Древняя покаянная молитва, первая часть которой находится в ИАК (Mercier. P. 222, 23), сирийской литургии и александрийской греческой ГРИГ (Renaudot. I. P. 33, 104). Ныне ее можно увидеть в последовании изобразительных (типике) византийского обряда (ср. Horologion. Rome, 1937. P. 187) и в причастных молитвах византийской литургии в некоторых рукописях, см. Ligier L. Pénitence et eucharistie en Orient: théologie sur une interfirence de prières et de rites//OCP. 1963. 29. P. 16, 34, 37. 948 Triodion. Rome, 1879. P. 622, 633, 643, 656. Тропарь появляется на входе в списках Ethnike bibl. 752, 757, 766, 751, 770, 773, 763, 767, 765 (Trempelas. P. 79). 949 Tarchnišvili M. Liturgiae. P. 55. О датировке этой рукописи см. Jacob A. Version georgienne. P. 66. 950 Arabatzoglou. P. 237. Пропущена пунктуация между двумя инципитами, но это понятно по самой рукописи (f. 513r). 951 О славянской литургической практике см. труды: Petrovskij А. Rédaction slave, passim; Дмитриевский А. А. Богослужение в русской церкви в первые пять веков//Православный собеседник. 1882. III. С. 375 и списки: Невоструев-Горский. III. С. 1; Орлов. С. 125; Муретов С. К материалам. С. 86. Некоторые русские списки содержат особенности, не имеющие аналогов в современных греческих текстах, например, Служебники Антония Римлянина и Варлаама Хутынского (Невоструев-Горский, Описание III. 1. С. 2, 6; Petrovskij А. Rédaction slave. P. 867); Sinai Slav. 14 и 15 и т. д. Некоторые славянские списки, например, Sinai Slav. 40, приводят столько же рубрик, сколько ранние константинопольские евхологии. 952 Греческий текст из Barberini 336 приводится в LEW. P. 312, 16–22. Славянская версия находится перед Великим входом в кодексах Синод. 345 (XIV в.) и 366 (XVII в.), Невоструев-Горский. III. 1. С. 21, 96; Петербург Акад. 526 (XIV в.), Муретов С. К материалам. С. 87; Петербург Акад. 520, Казань 712, и некоторых печатных изданиях (Муретов С. Проскомидия. С. 23, 25; Petrovskij А. Rédaction slave. P. 920). 953 См. рецензии в Служебнике Антония Римлянина († 1147), Синод. 342 (605), Муретов С. К материалам. С. 5960 и Единоверческий чиновник. Л. 9v.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Хосроев, 1997 – Хосроев А. Л. Из истории раннего христианства в Египте: по материалам коптской библиотеки из Наг-Хаммади. М., 1997. Хосроев, 2002 – рецензия на: Смагина, 1998//ХВ. Т. 3 (9). 2002. С. 509–517. Хосроев, 2004 – Хосроев А. Л. Пахомий Великий : Из ранней истории общежительного монашества в Египте. СПб.; Кишинев; Париж, 2004 (Библиотека журнала «Нестор»: Источники и исследования истории и культуры России и Восточной Европы. T. VII). Челидзе, 1989 – Челидзе Э. О взаимоотношении грузинских переводов и редакциях «Жития Антония Великого ». Многоглав. XV. Тбилиси, 1989. С. 7–17 (на груз. яз.). Шинджикашвили, 1972 – Шинджикашвили М. Редакции грузинского перевода сочинения Афанасия Александрийского //Вестник АН Грузии. 1. Тбилиси, 1972. Шпидлик, 2000 – Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства: систематическое изложение. М., 2000. Abramowski, 1988 – Abramowski L. Vertritt die syrische Fassung die urspruengliche Gestalt der Vita Antonii?//Mélanges A. Guillaumont (Cahiers d’Orientalisme 20). Genève, 1988, P. 47–56. Antonini, 1940 – Antonini L. Le chiese christiane nell’Egitto dal IV al IX secolo secondo i documenti dei papiri greci//Aeg. 20. (1940). P. 129–208. Alexandre, 1996 – Alexandre M. La construction d’un modèle de sainteté dans la Vie d’Antoine par Athanase d’Alexandrie//Saint Antoine entre mythe et légende/Ed. Ph. Walter. Grenoble, 1996. P. 63–93. Atkins, 2001 – Atkins M. E. «And Immediatedly He Received His Sight»: St. Macarius and the Miracle of the Hyena//StP. Bd. 35(2001). P. 3–9. Bagnall, 1993 – Bagnall R. Egypt in Late Antiquity. Princeton, 1993. Bammel, 1996 – Bammel С. P. Problems of Historia Monachorum//JTS. Vol. 47. Part. 1 (1996). P. 92–104. Barison, 1938 – Barison P. Ricerche sui monasteri dell’ Egitto bizantino ed arabi secondo i documenti dei papiri greci//Aeg. 18. 1938. P. 29–148. Barnard, 1974 – Barnard L. W. The Date of S. Athanasius Vita Antonii//VigChr. Vol. 27. 1974. P. 169–175. Barnard, 1993– Barnard L.W. Did Athanasius Know Antony//Ancient Society. Vol. 24 (1993). P. 139–149.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Наиболее ярко это видно в главе об авве Пахоне (cap. 23). После многих искушений блудной похотью Пахон услышал голос в сердце, сказавший ему: «Пахон, иди подвизайся (γωνζου), уповай не на свой образ жизни, а на помощь Божию». Успокоенный таким повелением, Пахон более не тревожился этой бранью (πολμου) [Butler, 1898–1904. II. P. 77] 580 . Нельзя также не отметить, что Палладий часто обозначает христианских подвижников «атлетами» там, где в значении «христианский подвиг» он использует термин θλος. Во введении он говорит, что кратко описал подвиги (θλοι) подвижников Христовых (τν το Χριστο θλητν) [ibid. P. 5]. Вполне возможно, что, используя «атлетическую» лексику, Палладий хотел выделить наиболее известных египетских монахов именно как борцов с дьявольскими искушениями. С тем же значением используется θλητς в главе о преп. Макарии Александрийском (cap. 18). В эпизоде, где преп. Макарий посетил могилу волхвов (μγοι) Ианния и Иамврия 581 , его искушал демон, «вечно враждующий против подвижников (τος θλητας) Христовых» [ibid. P. 49]. Что же касается употребления, собственно σκησις в «Лавсаике», то оно, как нам представляется, более последовательно, чем в «Житии св. Антония» очерчивает круг значений «особого, монашеского образа жизни, сопряженного с телесными и духовными трудами» 582 . Часто Палладий использует термин πολιτεα, употребляя его как полный синоним σκησις в значении «монашеский образ жизни». Так, во введении, он говорит о мужах и женах, «подвизавшихся в высоком житии» (κραν πολιτεαν ξασκησαςν) [Ibid. P. 4], в 18-ой главе преп. Макарий Александрийский называет свой образ жизни πολιτεα 583 , наконец, Палладий использует тот же термин для обозначения подвижничества свв. Моисея и Павла Фермейского (cap. 19, 20 – Butler, 1898–1904. II. P. 62 1 2 ,19 ]. Πολιτεα употребляется в «Лавсаике» синонимично другому, более узкому значению σκησις – отдельному телесному или даже духовному упражнению, своего рода правилу, которое тот или иной подвижник добровольно налагает на себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

В частности, акцент на познании самого себя и Бога очень напоминает учение о «гносисе» Климента Александрийского 507 . Иногда указывается, что постоянное подчеркивание в посланиях того, что подлинной сутью человека является «умная (духовная) сущность» ( οσα νοερ), единая для всех разумных тварей (причем тело мыслится как нечто инородное этой сущности), достаточно тесно соприкасается с аналогичным учением Оригена ; весьма неопределенное высказывание преподобного о «первом творении» (можно понимать его как творение только одной этой «умной сущности») также очень напоминает идею Оригена относительно изначального творения единства первозданных духов или «умов» 508 . Думается, что подобное подчеркивание влияния идей Оригена на преп. Антония искажает сущностные черты его миросозерцания. Высказывание «отца монашества» о единой для всех людей «умной сущности» является аналогом известного тезиса, фундаментального для всего христианского богословия, об образе Божием в человеке. Причем для всех александрийских богословов характерным было подчеркивание мысли о том, что этот образ содержится прежде всего в разумном начале человека. Далее, для преп. Антония, как для любого подлинно христианского богослова, чуждо презрение к телесному началу человека; наоборот, человека он мыслит как органичное единство ума, души и тела. Одно место из первого послания (по русскому переводу) ясно свидетельствует об этом: «Вначале тело очищается многим пощением, бдением и молитвами и служением, которое укрепляет человека телесно, отсекая всякую плотскую похоть. И дух покаяния становится руководителем его в этих вещах и испытывает его ими, чтобы враг не смог вернуться назад. Затем Дух-водитель начинает открывать очи его души, чтобы ей подать покаяние, и тем самым она бы очистилась. Ум начинает различать между телом и душой и начинает учиться у Духа, как очистить и тело, и душу покаянием. И наученный Духом, ум становится нашим проводником в трудах души и тела, указывая, как очистить их. И он отделяет нас от плодов плоти, которые смешались с каждым членом тела нашего с первого прегрешения, и приводит все члены тела к их первоначальному состоянию, которое не имело ничего от нечистого духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

21 Название: Врухий (Βρουχεον) произошло вследствие изменения слова: πυρουχεον (– житница), которое было официальным названием этой части города, в которой были склады хлеба (запасные магазины). 22 Дмитрий Фалерейский – известный государственный муж и ученый IV–III в. до Р. Хр. Тот же Птоломей Филадельф сослал его потом в ссылку в Верхний Египет, где он и умер, как говорят, от укушения ядовитой змеи. См. Плутархову биографию Димитрия Фалерейского. 23 Так как сами греки только после падения Западной Римской Империи (в V в. по Р. Хр.) стали называться римлянами, то при этом разумеются, вероятно, римские поселенцы, жившие в различных областях древней Греции. 25 Талант золота у греков был ценностью в десять раз дороже таланта серебра, который стоил около 1500 рублей. 500 талантов золота, употребленные на трапезу, следовательно, стоили около 7500000 рублей. 26 Такое непомерно великое число апокрифических книг, написанных будто бы на еврейском языке, объясняется числом толковников и может быть отнесено к некоторым отдельным священным книгам и отделам книг, согласно вышесказанному. 28 Серапиум был языческий храм в Александрии и при этом храме была библиотека, которая, вместе с храмом, сожжена была во время войны при Юлие Цезаре, как о том свидетельствует Аммиан Марцеллин. 29 Правильнее было бы сказать: Филометор, как он и значится по хроникам Александрийской и Евсевиевой. 33 Если так точно вести счет, то выйдет, что царство Лагидов прекратилось (с Клеопатрою) в 18 году до Р. Хр., а между тем известно, что Октавий победил Антония и Клеопатру не в 18-м, а в 30 г, до Р. Хр. Ошибка произошла в счете лет царствования Клеопатры, которых при этом полагается 32 вместо 22, как полагается в хрониках Александрийской и Евсевиевой. 35 Все эти три императора, то есть Гальба, Отонъ и Вителий, как не долго царствовавшие, не упоминаются у св. Епифания в Слове Якорном (см. стр. 105). 38 Не Максимина ли, или Максимиана, близких к Константину по времени управления в Римской империи? 44 В Якорном Слове упоминается еще предшественником его Макрин, царствовавший 1 год. См. там же и примеч. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Недостаток в деньгах и болезнь, лихорадка, два раза мучившая меня в Руссике, понудили меня уехать с Афона в Константинополь. На пароходе капитан вручил мне 196 полуимпериалов, составляющие мое жалованье с 1 мая 1858 по 1 мая 1859 года. Но невозможно мне было возвратиться на св. гору, да надлежало подумать и о своем здоровье. В Константинополе опять схватила меня лихорадка и помешала писать к вашему сиятельству. Оздоровев, я отправился в Иерусалим за своими пожитками и приехал сюда 19 февраля. По благоволению блаженнейшего патриарха Кирилла, помнящего заслуги мои, оказанные апостольскому престолу его, мне дано великолепное помещение в новых покоях его. Все здешнее греческое и арабское духовенство утешило меня своим любвеобильным и почтительным приветом. Библиотека и пожитки мои, кроме немногих обветшавших и пропавших вещей, сохранены очень хорошо. С начальником и с членами нашей духовной миссии здесь я виделся дважды. О молитвах и слезах моих на св. местах молчу. Возобновить личные сношения мои с коптским патриархом в Каире не надеюсь, потому что для поездки туда не имею лишних денег. Однако располагаю писать к его высокостепенству и после напоминания ему о приятном путешествии моем с ним в монастыри св. Антония и Павла Фивейского предложу ему догматическое воссоединение с православной церковью, предоставив ему на выбор именоваться блаженнейшим католикосом всего Египта и всей Эфиопии (Абиссинии и Шои) и воспоминать в обычных молитвословиях александрийского патриарха, или по-прежнему титуловаться блаженным патриархом этих стран и по единоверию возглашать во время богослужения имена четверопрестольных патриархов и священных синодов православных, ради самоглавенства (ατοκεφαλα) и независимости по примеру архиепископа кипрского и в избежание щепетильного вмешательства александрийского патриарха в управление его коптскими и абиссино-шойскими церквами, монастырями и школами. Что касается до ученых занятий моих в здешних книгохранилищах, то они уже начаты рассмотрением рукописного Евангелия на халдейском языке и снимкой почерка его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но поэтому и внезапно острый рецидив оригенизма в конце пятого века и начале шестого был не случайностью: в нем вскрылась вся сила - даже в самом церковном сознании - непреодоленных эллинских мотивов, все продолжающийся соблазн философской «рационализации» христианства. Возрождение оригенизма нужно толковать в этой связи. Прежде всего, не случайно, что эти споры об Оригене, приобретающие такую остроту при Юстиниане, ограничены почти исключительно средой монашества. Мы видели, что монашество рождалось как путь или метод «практического» воплощения евангельского максимализма. Но очень рано аскетический опыт стал «осмысливаться», обрастать определенной теорией. И вот в создании этой теории влияние Оригена и оказалось одним из решающих факторов. И не только одного Оригена, но и всей александрийской традиции, с ее интересом к мистическим, духовным истолкованиям Писания, с ее идеалом «гнозиса» - то есть созерцания, как высшего пути, и «обожения». Поэтому споры об Оригене возникают среди монахов очень рано. По преданию, уже Св. Пахомий Великий запрещал своим последователям читать его произведения. С другой же стороны влияние Оригена чувствуется и в «Жизни Антония», составленной Св. Афанасием Великим. Оригеном увлекаются Василий Великий и его друзья, создатели монашества на греческой почве, и, наконец, уже несомненно, в прямой зависимости от оригенизма находятся аскетические произведения Евагрия Понтийского, получившие огромное распространение на востоке и оказавшие сильное влияние на всю дальнейшую аскетическую письменность. Наряду с усвоением многого ценного в Александрийской традиции, все яснее ощущалась и ее опасность: она заключалась в «спиритуализации» христианства, в очень тонком, очень сокровенном «развоплощении» человека; это была опасность непреодоленного греческого идеализма, желания «созерцанием» заменить «спасение». В начале шестого века, эти споры и сомнения об Оригене, по-настоящему никогда не затихавшие среди монахов, выходят за пределы Пустыни, привлекают к себе внимание более широких церковных кругов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436723/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010