Десять студентов получили балл 5, восемь – 4¾ , шесть – 4½ , пять – 4¼ , шесть – 4. Ответы этих тридцати пяти студентов отличались полнотой, точностью и отчётливостью. Посредственных ответов, обозначенных баллами ниже 4, но не ниже 3, оказалось девять. Студенты этой категории отвечали неуверенно и обще, делали ошибки и не показали надлежащей полноты, точности и твёрдости сведений. Наконец, двое отвечали совсем плохо. Волонтёр Уфимской семинарии на оба взятые им билета отвечал столь туго и вяло и сказал так мало, что казалось, будто он отвечает, совершенно неожиданно для себя, по предмету, который он изучал пять лет тому назад. Но на вопросы, предложенные ему по истории догматов, он ответил лучше. Волонтёр Кишинёвской семинарии на билет из последнего отдела догматики почти ничего не ответил; а на доставшийся ему другой билет из того же от- —249— дела совсем отказался отвечать, заявивши, что хотя в их семинарии этот отдел прошли, но он не успел его повторить. Однако и на третий билет, из первой части догматики (о существе и свойствах Божиих), он дал ответ, не отличавшийся ни стройностью, ни обстоятельностью. Средний балл из всех ответов 4¼, т. е., немного выше той минимальной нормы балла, которая принята в семинариях за основу для причисления воспитанников их к первому разряду. По семинариям в среднем выводе получили – четверо студентов Костромской семинарии – 4 7 / 8 , трое Вифанской – 4, пятеро Рязанской – 4¼, пятеро Московской и четверо Волынской – 4“. вв) Донесение комиссии, производившей испытания по общей и русской-церковной истории: „Из 45 студентов семинарии и одного волонтёра Московского Учительского Института, подвергавшихся экзамену по общей и русской церковной истории, 15 дали отличные ответы (5, 5−), 17 студ. – очень хорошие (4½, 4+, 4, 4−), 8 – посредственные (3½, 3+, 3, 3−) и 6 – неудовлетворительные (2½, 2+, 2, 2−). Таким образом, в окончательном итоге результаты экзамена должны быть признаны очень удовлетворительными. – Что касается в частности до ответов по древней церковной истории, то общие недостатки, наблюдаемые также и в лучших ответах, не раз были указываемы в предшествовавших отчётах, и повторять их не видится надобности: ни один ответ не возвысился над уровнем учебника. Худшие ответы объясняются слабым знакомством с учебником. Встречались, впрочем, и исключительные примеры невежества: так один (вол. Новгород. семин.) признал Антония, основателя восточного монашества, современником русских Соловецких и Валаамских подвижников и притом отнёс его к западным деятелям; другой (вол. Рязан.) ни слова не мог сказать об Оригене ; присл. Волын. не назвал ни одного сочинения свв. Афанасия Александрийского и Василия Великого ; волонт. Уфим. заявил, что он совсем не читал отдела о вселенских соборах. Вообще затруднялись в указании хронологии, имён председателей вселенских соборов, в отделах по истории догматических движений после все-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но это дело не долго скрывалось от Феофила. Узнав об этом, он позвал к себе Исидора и спрашивал о случившемся. Исидор рассказывал о деле со всею откровенностью. Этот рассказ привел в сильное негодование Феофила, однако же, он затаил в себе досаду и выжидал удобного случая к отмщению. Но кроме этого Феофил досадовал на Исидора еще за то, что он, свидетельствуя истину, воспрепятствовал ему невинно обвинить одного пресвитера александрийского 318 . После сего события прошло два месяца, и Феофил показал вид, будто все забыл, и одежды раздавались всем бедным, находившимся в Александрии. Но, в самом деле, спокойствие его было только наружное, а в душе своей он измышлял средства, как бы лучше отмстить правдивому Исидору. Но так как не находилось действительной вины к осуждению его, то Феофил выдумал сам на него клеветы и подкупил лжесвидетелей, и таким образом Исидор был обвинен и отлучен от общения св. тайн. Но лжесвидетели, мучимые угрызениями совести, вскоре объявили публично, что они по справедливости ничего не имели сказать к обвинению пресвитера, а что говорили против него, то говорили по наущению патриарха. Это произвело сильное негодование в народе. Но Исидор недолго после сего оставался в городе; услыхав вскоре о тех злых намерениях Феофила, о которых мы скажем впереди, он стал опасаться за свою жизнь, и потому ушел в нитрийскую пустыню, где провел свою юность 319 . Гора, или пустыня нитрийская, которую блаженный Иероним называет градом Божиим 320 , по святости пустынножителей, обитавших в ней, была обширная пустыня 321 , на юг от озера Мареатского, граничившая к востоку с пустынею Скитскою, с другой стороны с Ливиею и землею Мазиков, и простиралась до Ефиопии. Она получила название от соседней горы, где в озерах было большое количество селитры (нитра). Святый Аммон, ученик св. Антония великого , первый поселился в сей горе. Высокие добродетели сего великого подвижника и трудные подвиги пустынного жития прешли от него и к его ученикам. Молитва , псалмопения, молчание, рукоделие, строгий пост, неусыпное почти бодрствование, подвиги самоумерщвления и упражнения в делах любви, были непрестанным занятием их днем и ночью, после кратковременного сна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Однажды он послал меня часу в девятом на свой колодезь налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Пришедши к колодцу, увидел я на дне его аспида и, в испуге не начерпавши воды, побежал к нему с криком: " Погибли мы, авва: на дне колодца я видел аспида! " . Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачивая головою, сказал: " Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов, или змей, или других ядовитых гадов во все колодцы и источники водные, ты не стал бы вовсе пить? " . Потом, вышедши из келии, он сам налил кадку и первый тотчас испил воды, сотворивши крестное знамение над нею и сказавши: " Где крест, там ничего не может злоба сатаны " . О Потамиене Блаженный Исидор-странноприимец рассказывал мне, что он, быв у святого и блаженного Антония, слышал от него нечто такое, что стоит записать. Именно: одна прекрасная лицом девица, Потамиена, во время Максимина-гонителя была рабою у какого-то сластолюбца. Господин долго старался обольстить ее различными обещаниями, но не мог. Наконец, пришедши в ярость, он представил ее тогдашнему александрийскому префекту как христианку, которая хулит настоящее правительство и царей за гонения, и обещал ему довольно денег за наказание ее. " Ежели ты, говорил он, убедишь ее согласиться на мое желание, то не предавай ее истязанию, а, когда она по-прежнему будет оставаться непреклонною, умори ее в мучениях " . " Пусть же, говорил он, живая не смеется над моею страстию " . Привели мужественную девицу пред судилище и начали терзать тело ее разными орудиями казни, в то же время и уговаривали ее различными словами, но она оставалась непоколебимою в своей душе, как стена. Тогда судия избирает из числа орудий казни самое страшное и мучительное: он приказывает наполнить большой медный котел смолою и поджечь его сильнейшим огнем. Когда смола стала клокотать и кипеть, безжалостный судия обращается к блаженной девице и говорит: " Или ступай покорись воле твоего господина, или знай я прикажу бросить тебя в этот котел " . Потамиена отвечала: " Можно ли быть таким несправедливым судиею, чтобы приказывать мне повиноваться сладострастию? " . Разъяренный судия повелевает раздеть ее и ввергнуть в котел. Тогда она вскрикнула и сказала: " Заклинаю тебя жизнью императора, которого ты боишься, прикажи по крайней мере не раздевать меня, если ты уже присудил мне такую казнь, а вели понемногу опускать в смолу, и ты увидишь, какое терпение даровал мне Христос, Которого ты не знаешь " . Таким образом, ее понемногу опускали в котел в продолжение часов почти трех, пока она не испустила дух, как скоро смола уже захватила у нее горло.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1973...

Прежде всего демоны стараются отклонить человека от подвижничества. Для этого они напоминают ему об оставленных родственниках, о покинутых удобствах жизни, о трудах и лишениях подвижнической борьбы, о продолжительности ее и слабости сил человека. Но монах должен помнить, что все покинутое им и весь труд его подвига ничтожны в сравнении с вечной славой, которая ожидает претерпевших до конца 386 . Потерпев неудачу в своем первом нападении на подвижника, демоны пользуются наклонностью человека к чувственным удовольствиям и стараются вовлечь монаха в блуд. Они внушают ему нечистые помыслы, раздражают члены, являются в образе женщин и мальчиков 387 . Но подвижник побеждает их силой Христа. Слово Божие, соединясь в лице Иисуса Христа с человеческой природой, произвело в ней ослабление чувственных инстинктов и этим дало возможность человеку противостоять искушениям, которые точкой отправления имеют чувственность: «Антонию содействовал Господь, ради нас понесший на Себе плоть и даровавший телу победу над дьяволом , почему каждый истинный подвижник говорит: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мной ( 1Кор. 15:10 )» 388 . «Это в Антонии было действием силы Спасителя, осудившего грех во плоти, да оправдание закона исполнится в нас, живущих не по плоти, а по духу ( Рим. 8:3–4 )» 389 . Смысл этих выражений становится вполне понятным, если мы сопоставим их с учением св. Афанасия об изменении чувственной природы искупленных, являющемся следствием воплощения Слова Божия. Третьей формой демонских искушений служат устрашающие привидения. Демоны являются к подвижнику целыми толпами, оглашают воздух громкими воплями, наносят монаху удары, принимают образ хищных зверей, ядовитых змей и разных чудовищ, бросающихся на отшельника с раскрытыми пастями, иногда приводят в колебание келью 390 . Целью демонов в данном случае ближайшим образом служит изгнание подвижника из занятого им места подвигов. С этой целью демоны нападали, например, на св. Антония после того, как он поселился в гробнице близ своего селения 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Дриотон делает поспешный вывод, что Афу воспитывался в авдианской общине. Доказательства его по меньшей мере зыбки [ 14 ]. Прежде всего, утверждает он, учителя Афу в " Житии " обрисованы " таинственно " и создается впечатление, что это некая " отдельная группа " - ces hommes que le papyrus designe si mysterieusement donnent bien l " impression d " etre des separes. Но в тексте нет ничего " таинственного " ! Сама фраза достаточно обыденна: Афу вышел из общины почтенных и " верных " учителей. Сами они были наставлены " учениками апостольскими " . На первый взгляд, утверждение действительно кажется странным. Для Дриотона это замаскированное указание на авдиан - un trait bien Audien [деталь, несомненно, выдающая авдиан]. Здесь Дриотон вспоминает ссылки авдиан на " апостольское предание " в споре о праздновании Пасхи. Однако он сам признает, что в " Житии " Афу (единственном документе, где упоминаются его учителя) нет ни слова о каких бы то ни .было необычных пасхальных традициях. Напротив, очевидно, что сам Афу придерживался обычного календаря Александрийской Церкви. Более того, в " Житии " нет никаких указаний на апостольское предание. Там говорится лишь, что учителя Афу были наставлены последователями - μαθητα - апостолов. Вопрос лишь в том, что означал этот термин в церковной и монашеской практике четвертого столетия. Но и на этот вопрос не так уж трудно ответить. В то время повсеместно считалось, что монашество есть следование примеру апостолов, и термин " апостольский " широко применялся при описании аскетического образа жизни - нищеты, ухода от мира, скитаний и так далее. Особенно часто этот эпитет применялся к отшельникам. Сам по себе уход из мира рассматривался, как апостольский поступок, подражание ученикам Христовым, которые оставили всё и последовали за Ним (см. Лк. 5:11 - αφντες πντα). Эта мысль ясно выражена в великом " Житии Антония " , хотя само слово там не встречается [ 15 ]. Евсевий рассказывает, что Ориген настаивал на буквальном понимании евангельской заповеди бедности - не владеть ничем (Hist.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1437...

   Святый Макарий рассказывал о бывшем ему еще более страшном видении. Братия приступали к принятию святых Тайн. Лишь только иные простирали длани для принятия святых Тайн, эфиопы как бы предупредив священника, клали на руки некоторых уголья, между тем как Тело Христово, преподаваемое священником, возносилось обратно к алтарю. Напротив — когда более достойные из причастников простирали руки к алтарю, злые духи отступали от них и далеко убегали с великим ужасом. Видел он так же, что ангел Господень предстоял алтарю, вместе с рукой священника простиравший свою руку к алтарю и участвовавший в преподании святых Тайн. И с того времени почила на нем благодать Божия, открывавшая ему, как, во время бдений, при чтении псалмов и молитвах, кто-нибудь из братии, по внушению злых духов, предавался помышлениям, и не укрывались от него ни недостатки, ни достоинства братий, приступавших к алтарю.    Однажды, встретившись на пути к какому-то брату, оба Макария — человеки Божии вместе взошли на корабль для переправы через реку. На том же корабле находились некоторые трибуны, люди богатые и властные. При них было много коней, прислуги и разной поклажи. Один из трибунов, заметив двух иноков в дальней части корабля в дешевой одежде и без всякой поклажи, обратился к тем со словами:    — Блаженны вы, отрекшиеся от мира и ничего не имеющие в нем, — кроме самого бедного одеяния и ничтожного количества пищи!    — Правду ты сказал: кто последует Богу, те не привязываются к миру, — ответил один из Макариев. Но нам жаль, что вы, напротив, преданы миру.    Тронутый этими словами, трибун, возвратившись домой, немедленно оставил все, что имел и, раздав нищим, стал служить Богу, посвятив себя иноческим подвигам.    Много и другого досточудного передавали нам, как мы выше сказали, о деяниях святого Макария Александрийского. Кто пожелает, может найти описание их в 11 книге церковной истории. Об Аммоне    Передавали нам, что начало пустынножительства в Нитрии положил Аммон, — тот самый, душу которого, по разлучении ее с телом, видел возносящеюся на небо святый Антоний, как видно из жизнеописания блаженного Антония. Аммон был сын богатых и благородных родителей. Они принуждали его вступить в брак. Аммон исполнил волю родителей. Брак состоялся. Молодые были отведены в брачный покой и остались совершенно одни. И начал тогда Аммон говорить своей молодой супруге о целомудрии и хранении девства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Отшельник продолжал непрестанными молитвами беспокоить Бога, умножая свой пост, и вновь стал просить, чтобы ему было явлено, кому он равен. И вновь божественный глас сказал ему: «Ты похож на купца, ищущего хороший жемчуг ( Мф.13:45 ). Но встань и не медли. Навстречу тебе идет муж, которому ты уподобился». Сойдя с горы, старец увидел некоего мужа, благочестивого и христолюбивого александрийского купца. Он, наторговав двадцать тысяч золотых монет, спускался с сотней кораблей из верховьев Фиваиды, раздавая все свое имущество и товары нищим и монахам. Этот человек со своими слугами нес десять мешков бобов для Пафнутия. «Для чего это?» – спросил старец. «Вот плоды моей торговли, приносимые Богу для утешения праведных». «Почему же тогда ты, – говорит ему старец, – не пытаешься извлечь пользы 104 от нашего имени?». Купец сказал, что он сам стремился к этому. «До каких пор ты будешь заботиться о земном и не протянешь руку к небесному? Оставь всё другим, а сам обратись к более выгодной торговле и последуй за Спасителем, потому что в скором времени ты отойдешь к Нему». Купец без промедления приказал слугам раздать бедным всё оставшееся добро, а сам взошел на гору и закрылся в пещере, где умерли двое его предшественников. Он непрестанно молился Богу, и вскоре оставил тело и стал жителем Небесного града. Послав на небо и этого своего ученика, Пафнутий отложил попечение о своей душе, потому что у него не было сил на суровый подвиг. Ангел явился к нему и сказал: «Теперь твое время, блаженный, вселиться в небесный чертог Бога. Вот пророки, которые пришли принять тебя в свои лики. Я не открыл тебе этого раньше из страха, что ты, превознесшись, лишишься награды». Пафнутий, прожив только один день, рассказал всё отцам, которые по некоему откровению пришли проведать его, а затем предал дух. Отцы ясно видели его, возносимого на небо с ликами праведных и ангелов, воспевающих Бога. XV. О Питирионе 105 В пределах Фиваиды мы видели высокую, очень опасную скалистую гору 106 рядом с рекой и монахов, живущих там в пещерах. Отец их – его звали Питирион, был одним из учеников Антония и третьим после него настоятельствовал в том месте. Он совершал много чудес, и все видели, как он изгонял нечистых духов. Наследовав Антонию и его ученику Аммону, он получил и их благодатные дары. Он часто беседовал с нами, особенно о различении духов [περ τς τν πνευμτων διακρσεως], говоря, что бесы следуют за страстями и часто направляют наши привычки на злое.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. Антоний во время пребывания в пустыне претерпевал сильные искушения со стороны своего тела, не хотевшего вполне подчиниться его духу. Средством в борьбе с греховными пожеланиями был для него усиленный пост. Во время его подвижничества он жил то в полуразрушенной крепости, то в заброшенной пещере, служившей некогда для погребения покойников; единственной пищей его были хлеб и вода, которые он вкушал обыкновенно раз в день после захода солнца, а иногда через два или даже четыре дня; тем и другим, хлебом и водой, он запасался вперед на целые полгода. Ученик Антония, св. Иларион, распространивший аскетические правила своего учителя в Палестине, Финикии и Сирии, руководствовался в своей собственной жизни такой мыслью: «Чтобы укротить осла, т.е. собственное тело, для этого нужно кормить его не ячменем, а мякиной». Иларион довольствовался пищей самой неприхотливой, принимая ее через несколько дней, и наконец достиг того, что ему довольно было вкушать пищу раз в неделю. Много сохранилось древних рассказов о подвижничестве св. Макария Александрийского. Наивероятнейшим из них представляется следующий: однажды в продолжение трех лет принимал он в пищу не более 8—10 лотов хлеба в день, и в чувстве борьбы с голодом воскликнул: «Как жаль, что нет возможности наше тело, этого злого мытаря, совершенно отлучить от пищи!» О другом подвижнике, св. Макарии Египетском история рассказывает много поучительного. Так, она повествует о той мужественной борьбе, какую он вел с чувством жажды. Своему ученику Евагрию, попросившему у него воды, так как Евагрий изнемогал под палящими лучами южного солнца, Макарии сказал: «Довольно с тебя, что ты имеешь тень, которой лишены многие путешественники и мореплаватели. Подумай, сын мой, вот я уже более 20 лет никогда не высыпаюсь и не ем досыта хлеба и не пью вдоволь воды. Все это время я ем хлеб в определенной мере, воду пью тоже в определенной мере, сну посвящаю лишь немного времени, потому что я засыпаю стоя, прислонившись к стене». По долгу гостеприимства Макарии иногда позволял себе выпивать с пришельцами немного вина, но за такое невоздержание он наказывал себя тем, что потом на столько дней совсем лишал себя воды, сколько чаш вина выпито им было вместе с гостями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В основе подвига Христа должно было лежать не какое-либо внешнее деяние, а исключительное по своей значимости религиозное переживание… Здесь Тареев и митр. Антоний (Храповицкий) совершенно едины. Для Антония это любовь как сострадание ко всему человечеству, для Тареева – отказ от внешнего могущества, силы, совершенства ради славы в убожестве: соединение «духовного совершенства с внешним уничижением и духовного блаженства с внешними страданиями» 918 . Главная богословская линия Тареева, вполне выразившаяся уже в его первой книге, – кенотическая. И сотериология его – в кенотическом подражании Христу 919 . Истинное богословие – именно «деятельное», нравственное, основой которого являются не отвлеченные понятия и схемы, а исторический образ Воплощенного Бога, примеры Его действования. На это обстоятельство не мог не обратить внимание автор первой диссертации о Тарееве, американский исследователь Поль Валье: «Тареев, – пишет он, – черпает из так называемой „кенотической школы“ протестантского богословия девятнадцатого века» 920 . Но школа эта родилась не на пустом месте. Отнюдь не случайно Тареев уделяет исключительное внимание св. Кириллу Александрийскому , которому принадлежит честь «первого по времени и по совершенству последовательного раскрытия идеи кеносиса в святоотеческой литературе» 921 . Хотя выбор между св. Кириллом и блж. Феодоритом был делом очень тонким, и не бесспорно, что Тареев сделал его в полном согласии с пафосом своей системы 922 . Можно также вспомнить и о спиритуалах XIII века, о Фоме Кемпийском, кардинале Берулле… Путь спасения, то есть соединения с Богом, кенотическая традиция видит в «подражании Христу», его смирению, кротости, самоуничижению, самоистощанию… «Убогое мира избра Господь»… Всякая метафизическая декорация, всякая религиозно-общественная проблематика отодвигаются в таком случае на второй план… Эта подлинная доминанта богословского творчества Тареева проявится и в таких его работах, как «Цель и смысл жизни» (1901) 923 , «Основы христианства» и других. Образ Христа внеположен любым логическим хитросплетениям платонизма и рассудочному догматизированию; перед «славой в уничижении» меркнет всякий социальный проективизм…

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАНСЛЕБ Вáнслеб [франц. Vansleb; нем. Wansleben] Иоганн Микаэль (1635- 1679), нем. ориенталист. После углубленного изучения эфиоп. и араб. языков в 1664-1665 гг. прибыл в Египет с намерением предпринять путешествие по Эфиопии, но копт. патриарх Матфей IV (102-й патриарх кафедры св. Марка (1648-1675)) отсоветовал ему делать это. Затем В. отправился в Рим, принял католичество и вступил в орден доминиканцев. Он получил заказ на приобретение вост. рукописей для Парижской королевской библиотеки. С этой целью прибыл в Египет, где оставался с июня 1672 по окт. 1673 г. Он посетил Белый мон-рь и мон-рь св. Антония . В., сопровождавшему епископа Асьюта в его пастырской поездке, первому из европейцев удалось побывать в самых юж. районах Египта и наблюдать там жизнь христиан-коптов - многое из того, что он увидел, В. описал в отчете, к-рый вышел в Париже в 1677 г. Затем В. посетил Стамбул, где написал «Историю Александрийской Церкви», содержащую краткий очерк иерархии Коптской Церкви, ее обычаев, богословия, литургики и канонического права, с приложением списков копт. патриархов и арабоязычных копт. авторов, с перечислением их сочинений. В 1676 г. он вернулся во Францию, где был обвинен заказчиком в том, что затянул свое пребывание в Турции и не пытался проникнуть в Эфиопию. Способности В. находить и приобретать рукописи, имеющие большую научную ценность, выдвинули его в первый ряд исследователей и путешественников, к-рые познакомили Зап. Европу с христ. Египтом. Среди 355 кодексов, приобретенных им в Египте, были трактаты Абу-ль-Бараката , «История патриархов египетской Церкви», «Церкви и монастыри Египта и соседних стран». Эти рукописи составили основу для сравнительных лексиконов копт. слов и их араб. эквивалентов, исследований по копт. каноническому праву и литургике. Соч.: Conspectus operum Aethiopicorum. P., 1671; Histoire de l " église d " Alexandrie. P., 1677; Nouvelle Relation en forme de journal d " un voyage fait en Égypte en 1672 et 1673. P., 1677. Лит.: Pougeois A. Vie et voyages de Vansleb, savant orientaliste et voyageur: sa vie, sa disgrâce, ses œuvres. P., 1869; Omont H. Missions archéologiques françaises en Orient aux XVIIe et XVIIIe siècles. P., 1902. P. 54-174, 883-951; Carre J. -M. Voyageurs et écrivains français en Égypte. Cairo, 1956. Vol. 1. P. 29-36; Martin M. Note sur la communauté copte entre 1650 et 1850//Annales islamologiques. 1982. Vol. 18. P. 193-215. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова: АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ

http://pravenc.ru/text/154059.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010