1286 ...отцовское состояние. – Splendor со времени Цицерона означает принадлежность к всадническому званию. Отец Вокония не был богат; средства его не превышали обычного всаднического ценза: сын получил состояние не по наследству от отца, а в дар от матери. 1287 Иатролипт – врач, который ваннами, массажем и гимнастикой восстанавливал силы человека, уже поправляющегося после болезни. 1288 Он чужестранец, отпущенник чужестранки. – Плиний, обращаясь с этой просьбой к Траяну, не представлял всех формальных трудностей для ее выполнения. Во многих городах восточных провинций отпущенник не получал прав гражданина этого города. С египтянином было еще сложнее, как видно из дальнейшего. Плинию неизвестно, кто был наследником покойной хозяйки Гарпократа, и вопроса, каковы его права по отношению к Гарпократу, у него даже не возникает. 1289 Антония Максимилла. – Кто она была? Плиний называет ее necessaria: под этим словом можно разуметь и прямую родственницу и свойственницу. Редкое имя позволяет думать об Антонии Сатурнине, враче Домициана. 1290 Гедия и Гармерида принадлежали к низшему классу отпущенников, к Latini Iuniani; квиритское право ставило их в обычное положение римского отпущенника. Ius Quiritium относится к имущественным правам; ех iure Quiritium означало полное право собственности, которого Latini Iuliani не имели. Получение квиритского права им ее гарантировало. 1291 ...по просьбе их госпожи. – Это имело большое значение: госпожа, прося для своих отпущенниц квиритское право, тем самым добровольно отказывалась от их имущества, которое, оставайся они Latini Iuliani, переходило бы к ней. 1292 ...сообщил его годы и имущественное положение... – Сведения, необходимые для занесения в списки граждан. 1293 ...люди опытные... – Незнание местных обычаев и порядков было естественно для Плиния, как вообще для сенаторов, которым разрешалось посетить Египет или служить там только с разрешения императора. 1294 ...просить для него александрийского гражданства... – Между греческим населением Александрии, Навкратиды и Птолемаиды, с одной стороны, и жителями городов и деревень в χωρα, с другой, существовала резкая разница. Вся эта масса не была организована в самоуправляющиеся civitates, дававшие своим обитателям местное гражданство, не имела о нем никакого понятия и, по мнению римлян, к нему была неспособна (Тац. Ист. I, 11). Дарование александрийского гражданства вводило человека в круг греко-римских идей.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

20. Феодор продолжал говорит братиям почти до десятого часа. Окончив разговор с ними, он наконец призвал к себе, по имени, четырех братьев, и пред всеми нами сказал им следующее: «Братия наши Феофил и Копр плывут из Александрии и приближаются к нам. Чтобы они по неведению не проплыли мимо нас, подите на берег острова, и как скоро приметите людей, плывущих на судне, покажите им изгиб реки, чтобы они пристали к нашему острову. Феофил умеет править судном, пусть он войдет в безопасную пристань». Братия пошли на берег острова и немного пождавши там, приметили плывущее в изгибе реки судно, и с удивлением увидели, что им управляет Феофил. Посредством знаков известивши его, что Феодор находится на острове, возвратились к братиям и сказали им, что судно приближается к острову. Братия изумились, и вместе с Феодором пошли к пристани. Здесь он принял на берег выходящих из судна монахов, и облобызал их лобзанием святым. После сего мы окружили Феодора, и он сказал прибывшим монахам: «Вы имеете причину радоваться, потому что видели отца нашего Антония». Они ему отвечали: «Он прислал с нами письмо к тебе». И тотчас оное подали ему. Феодор, с великою радостью прочитавши письмо сие, отдал Елуриону и приказал ему прочитать оное для всех братий, а Феодору Александрийскому переводить на греческий язык, потому что оно было написано на египетском языке. Письмо это следующее: «Возлюбленному сыну Феодору, Антоний желает здравия от Господа. Я знал, что Господь Бог не делает ничего такого, о чем бы Он не открывал рабам Своим, пророкам. Бог давно открыл мне нечто, о чем объявлять тебе я почитал доселе ненужным. Но увидевши братий твоих, Феофила и Копра, я решился написать тебе о том. Итак объявляю тебе, что во всем почти мире весьма многие люди, истинно поклонявшиеся Христу, и сердечно оплакавшие грехи свои, сделанные ими после Крещения, и искренно раскаявшиеся в них, опять приняты Богом, и Он простил им грехи их, и грехи сие даже до настоящего дня, в который я пишу к тебе письмо сие. Прочитай оное братиям твоим, чтобы и они, услышавши сие, радовались. Приветствуй братий. Мои братия приветствуют тебя. Желаю тебе здравия от Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Во время длительной и жестокой борьбы с арианством появилась блистательная фигура страстного поборника взглядов Никейского собора Афанасия, епископа Александрийского, который оставил немалое число сочинений, посвященных теологическим спорам IV века. Он написал также Житие св. Антония, одного из основателей восточного монашества, изобразив в нем идеальную картину аскетической жизни. К V веку относится также крупнейший историк египетского монашества Палладий из Эленополя, родившийся в Малой Азии, но хорошо знакомый с египетской монашеской жизнью, так как он провел десять лет в египетском монашеском мире. Под влиянием Афанасия Александрийского Палладий еще раз изобразил идеал монашеской жизни, вводя в свою историю элемент легенды. Безжалостный враг Нестория, Кирилл, епископ Александрийский, также жил в это время. Во время его бурной и энергичной жизни он написал множество писем и проповедей, которые греческими епископами последующего времени иногда заучивались наизусть. Он оставил также известное количество догматических, полемических и экзегетических трактатов, которые являются одним из основных источников по церковной истории V века. Согласно его собственному признанию, его риторическое образование было недостаточным и он не мог похвалиться аттической чистотой собственного стиля. Другой весьма интересной фигурой этой эпохи была женщина-философ Ипатия, которая была убита фанатичной толпой в начале V века. Она была женщиной исключительной красоты и необычных умственных способностей. Благодаря ее отцу, знаменитому александрийскому математику, она познакомилась с математическими науками и классической философией. Она завоевала широкую известность благодаря своим замечательным качествам преподавателя. Среди ее учеников были известные литераторы, как, например, Синезий из Кирены, который упоминает Ипатию во многих своих письмах. Один источник говорит: " Одетая в плащ, она имела обыкновение бродить по городу и объяснять случайным слушателям сочинения Платона, Аристотеля или каких-либо других философов " .

http://sedmitza.ru/lib/text/434289/

В 341 г. при Григории Александрийском, он письмами (к dux Balacius, ) пытался действовать в пользу православных, но без успеха. Писал ли он в защиту Афанасия к императору Константину (Soz. р. 89), это сомнительно. Последние 15 лет жизни дряхлеющий старец жил на горе с двумя учениками. Незадолго до смерти он в последний раз посетил Писпир, преподал последние наставления, и возвратившись на гору Холзим – завещал ученикам похоронить его по-христиански, зарыв в землю – Антоний всегда был против державшегося между христианами египетского обряда погребения (изготовления мумии), убеждал их идти по стезе монашеских подвигов и не вступать в общение с арианами и мелетианами. «А затем, дети, спасайтеся. Антоний отходит, он уже не с вами». И с этими словами, с радостным лицом он скончался 17 января 355–356 г. Такова внешняя сторона жизни Антония. Его биограф и сборники отеческих изречений сохранили несколько подробностей, позволяющих бросить взгляд на его внутреннего человека, и понять хоть отчасти обаятельное действие его высокого нравственного характера на его современников. Если смотреть на внешнюю сторону его подвига, он до самой смерти остался строгим аскетом с чертами даже не симпатичными людям нашего века. Он всегда носил кожаную одежду сверху, а под нею власяницу, постился строжайшим образом и даже считал унизительным, что мы, при нашем бессмертном духе, должны все-таки питаться материальной пищей (n. 45). Никогда он не мыл не только своего тела, но даже и ног, не опускал их и в воду без крайней необходимости. Эта грязь, πος, говорит по-видимому о крайней узости взгляда. Да чего и ожидать, кажется, от ребенка без всякого образования, человека выросшего в мавзолеях, в опустелых укреплениях, что могли ему дать 20 лет полнейшего одиночества? Оказывается, однако, что это уединение вдумчивого человека обогатило его от природы меткий ум светлыми мыслями, расширили нравственный кругозор его, и его необыкновенно крепкую волю превратили в нравственное самообладание. Задумчивый ребенок стал зрелым человеком духовно собранным, с твердым нравственным средоточием в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Затем, по совету святой Мелании Старицы, ярой почитательницы Оригена , Евагрий уехал в Египет и принял там монашество; сначала он подвизался в Нитрии, а потом – в Келлиях, где и оставался до самой кончины (399). В своих сочинениях авва Евагрий называет себя всего лишь учеником тех духовных наставников, которых он посещал в Египте – в особенности Макария Александрийского и Макария Египетского . Его высокий литературный талант и философская образованность позволили ему облечь свое учение в классически стройную форму. Представления Евагрия о духовной брани, о восьми смертных грехах, о различных ступенях созерцания и о «чистой молитве» говорят нам о нем как о чрезвычайно тонком психологе, обладающем выдающимся духовным опытом. Это учение вписывается в рамки космологических представлений, унаследованных им от Оригена . Согласно взглядам Оригена , Бог изначально сотворил мир состоящим только из духовных существ. Все эти духи, за исключением существовавшей и прежде души Христа, злоупотребив своей свободой, в той или иной степени согрешили; и тогда они облеклись в той или иной степени «плотные» тела и стали, в соответствии с этим, ангелами, людьми или бесами. В конце времен, после постепенного очищения, все вернутся к своему исходному состоянию и вновь образуют, благодаря апокатастасису (от греч. apokatastasis – «возвращение к исходному состоянию»), «генаду» – изначальное единство духовных созданий. Для падших людей путем к обретению утраченного ангельского состояния, которое станет для них преддверием возвращения к еще более духовному состоянию уже в том мире, за пределами истории, являются аскеза и молитвенная жизнь. Несомненно, учение Оригена и до Евагрия было известно некоторым египетским монахам, и его отголоски в виде кратких высказываний можно обнаружить уже в письмах Антония Великого (подлинность которых не доказана). Эта приверженность взглядам Оригена свидетельствует о том, что в кругах египетского монашества царила определенная свобода в богословском истолковании тех моментов, которые не касались принятых всеми догматов веры и могли обсуждаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

2. Впрочем, немного спустя расстроился брак Друзиллы с Азизом. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство: В то время наместником Иудеи был Феликс. Когда он увидал Друзиллу, отличавшуюся необыкновенною красотою, он захотел сблизиться с этою женщиною. Поэтому он подослал к ней некоего Симона, иудея, происходившего с острова Кипра и выдававшего себя за мага, и стал уговаривать ее бросить мужа и выйти замуж за него, Феликса. При этом он, в случае ее согласия, обещал сделать все для ее счастья. Друзилла была настолько испорчена, что дала себя уговорить преступить закон и выйти замуж за Феликса 1240 . К этому ее, между прочим, побудило также желание избавиться от постоянного выражения зависти со стороны своей сестры Береники, которая немало досаждала ей ее красотою. Она родила затем Феликсу сына, которого назвала Агриппою. О том, каким образом этот юноша погиб вместе со своею матерью при извержении горы Везувия во времена императора Тита, я расскажу впоследствии. 3. После смерти своего мужа и дяди Ирода Береника долго оставалась вдовою. Но затем, когда стали носиться слухи, будто она живет со своим братом, она уговорила Полемона, царя киликийского, принять обрезание и жениться на ней. Таким путем она рассчитывала покончить со всеми сплетнями. Полемон согласился на это, особенно ввиду ее богатства. Впрочем, этот брак продолжался недолго: Береника, как говорят, вследствие своей невоздержанности, вскоре покинула Полемона, который при этом отказался от иудаизма. Около этого же самого времени и Мариамма бросила Архелая и вышла замуж за Деметрия, родовитого и богатого александрийского иудея, который тогда был там алабархом. Родившегося от этого брака сына она назвала Агриппином. Впрочем, о каждом из них мы впоследствии расскажем подробно. Глава 8 1. Около этого времени умер император Клавдий, процарствовав тринадцать лет, восемь месяцев и двадцать дней 1241 . Между некоторыми лицами распространился слух, что он был отравлен женою своею Агриппиною. Отцом последней был Германик, брат Клавдия. Сперва она была замужем за Домицием Агенобарбом, одним из выдающихся римских граждан. После его смерти она долго вдовела, а затем вышла за Клавдия; у нее тогда был уже сын от первого брака, Домиций. Перед этою женитьбой на Агриппине Клавдий из ревности развелся с женою своею Мессалиною 1242 , от которой у него было двое детей, Британник и Октавия. Кроме того, у него была еще дочь, Антония, которую родила ему его первая жена, Петина. Октавию он выдал за Нерона, как Клавдий впоследствии, после усыновления, назвал Домиция 1243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«О что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходили» ( 3Езд.7:48 ). Однако свобода сохранилась и после падения, так что люди не имеют оправдания во грехах своих (ср. 3Езд.8:55–61 ) 101 . Есть указание на грех и в книге Еноха, например, 3Езд.1:9, 5:6–9, 10:16–22 ). Мы видим, что содержание 3 кн. Ездры и чаяния её будущего проникнуты существенно этическим характером. Здесь нет даже таких ярких образов при описании будущего, какие встречаются у пр. Исаии и в псалмах, или в апокалипсисе Варуха (гл. 29). Заметно даже пренебрежете или осуждение средств насилия при борьбе Избранного с врагами (ср. 3Езд.13:3–38 ). Кроме рассмотренных, есть еще один апокалипсис, но уже являющийся подражанием не иудейскому пророчеству, а кутающийся в одежду языческого оракула. Мы разумеем книги Сивилл (Oracula Sibyllina), литературный сборник разновременного происхождения александрийского иудейства. Богатством мессиалогического и эсхатологического материала особенно отличается 3-я книга Сивилл, и именно стихи с 97–807, относящиеся к 140 г. до Р.Х. 102 , и с 36–92, приписываемые времени Антония и Клеопатры, т.е. 2-й половины 1-го века до Р.Х. 103 Мы не будем подробно излагать содержание указанных стихов, а остановимся лишь на самых важных. Так, неизвестный автор, при описании мировых событий и переворотов изображая те бедствия, которые причинит Египту вышедший из Азии «сильный царь, могучий орел», – продолжает: «тогда (когда бедствия губительной войны достигнув крайних пределов) с востока (собственно с солнца) Бог пошлет царя, который успокоит землю от губительной войны, умерщвляя одних и исполняя твердые обетования (данные) другим 104 (ст. 652–654). «Но все это он совершит не по собственной воле, а исполняя высшие определения великого Бога» 105 . Тогда народ Божий опять овладеет великими богатствами и будет украшаться золотом, серебром и пурпуром; плодоносная земля и море будут изобиловать всевозможными благами. Но цари опять начнут враждовать друг против друга, питая в сердце злобу; ещё раз властители народов вооружатся против той страны (Иуде), уготовляя себе погибель, но имея в виду уничтожить дом великого Бога и избранных мужей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Между прочим, они говорили, что в Каире пятнадцать семей Коптских приняли магометанский закон, потому что не захотели лишиться хлебных должностей своих в разных судебных местах, в следствие распоряжений Аббаса паши, которому угодно было, чтобы все служащие чиновники были из магометан. 3, Понедельник Спутникам моим захотелось посмотреть на разные Египетские и Греческие древности , собранные в доме бывшего консула Австрийского Г. Лаурина. Не пошел бы я с ними, если б не было близко. Посетившему Фивы не так-то хочется видеть какие-нибудь обломки, отрывки, куски древнего ваяния. Но надлежало послушаться друзей. Послушался, пошел, и видел, что же? Сфинксов и богов с звериными головами, изваянных из разноцветных гранитов, несколько мраморных статуй изящной отделки, и беломраморного грифона на таком же подножии, на котором начертана надпись: Несколько минут я любовался сим пернатым. Не белизна и не чистота отделки его, а бодренность и чрезвычайная зоркость привлекли мое внимание. Справедливо думали, что грифон означает или ведение Божие, для которого нет ничего сокровенного, или разумение человеческое, усиливающееся познать все, что может. Не таково значение сфинксов, у которых по большой части голова и грудь женская, а тело львиное. Такой состав, по толкованию Климента Александрийского , есть образ сочетания разнородных стихий мира, знамение лада в природе, и припоминание наблюдателю о том, что познание Бога и естества весьма трудно. В самом деле сфинксы выражают эти три понятия. Так как женское тело, по мнению древних, означало влажную стихию природы, а тело львиное – стихию огненную; то соединение сих двух тел в сфинксе служило образом сочетания воды и огня, кои по учению Египтян составляют основу всей природы, и выражением гармонии, происходящей от соединения сих двух стихий, устроенного премудростью Божией. Когда сфинксу придавали лице богини Изиды; тогда он означал природу творящую, которую можно постигать не иначе, как изучая ее постепенно. Когда же виделось на нем лице другого божества; тогда он возвещал собою посвященному в таинство, что каждое светило небесное, или каждая стихия земная содействует всемирному ладу, и что мир есть загадка, предложенная творцом человеку на удивление, изучение, и для изощрения ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Он запрещал своим ученикам входить в какое-либо общение с ними: беседы с ними называл пагубными для души, слова их гибельнее яда змеиного. «В наше время, – писал он к своим ученикам, – явился в Александрии Арий и вымыслил нечестивое учение о Единородном. Безначальному он положил начало, Безконечного и Неограниченного он сделал конечным и ограниченным. Мы знаем, что если человек сделает грех против другого человека, можно умолить Бога за него и испросить ему прощение. Но если человек согрешит против Бога, то кто умолит Бога за него? Арий сделал великое беззаконие. Грех его непростителен и осуждение неизбежно» 136 . «Сердце сих людей, – писал Антоний в другом письме об Арианах, – в сердце змия, или лучше сказать, змий обитает в их чреве и сердце» 137 . Раз Ариане пришли к нему в гору, он велел прогнать их. Сам Антоний старался не входить в словопрение с ними. Но Ариане сами вызвали его на открытое обличение их ереси. Они распустили слух, будто Антоний согласен с их образом мыслей, надеясь одним именем его увлечь многих в заблуждение. Эта клевета и усильные просьбы Афанасия Архиепископа Александрийского вызвали ревностного поборника благочестия из пустыни в Александрию. Здесь пред всем народом осудил он лжеучение Ариан, и называл их предтечами Антихриста. «Сын Божий, говорил Антоний, – не есть тварь и не из несущих, но присносущное Слово и Мудрость существа Отчего. Не имейте никакого общения с Арианами: ибо кое общение свету ко тьме ( 2Кор.6:14 )? Если соблюдаете благочестие, то вы Христиане, а те, именующие Сына Божия и Слово сущее от Отца тварью, ничем не различаются от язычников, потому что служат твари, паче создавшего Бога. Поверьте мне, – продолжал Антоний, – самые стихии мира негодуют, и вся тварь воздыхает о безумии арианском, видя сравненным с собою своего Господа, чрез Которого все сотворено». Появление Антония, восьмидесятилетнего старца, и его слова произвели глубокое впечатление в Александрии. Православные радовались, слыша, что Арианская ересь проклята столь великим мужем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Все эти эпизоды описаны очень натуралистично, с почти научной исторической «достоверностью» и выгодно отличаются своей кажущейся «убедительностью» от совершенно «нереальных» библейских повествований вроде Ноева ковчега или Вавилонской башни. Остаётся лишь непонятным, откуда автор «узнал» имена своих узколобых героев и героинь… Страницы про любовные игры (или «груминг») у различных видов приматов особенно «удались» автору. Заметно его озабоченное внимание к вопросу полового отбора сс. 146–147]. 2. Иерей Антоний – против согласного мнения святых отцов Священник Антоний Лакирев с восторгом говорит о появлении в XIX веке новой эволюционной идеологии, связанной с «пониманием того, что человек произошёл от обезьяны» c. 6]. Автор абсолютно убеждён в истине дарвинизма: «Сходство человека с обезьянами — бросающийся в глаза факт: о нашем родстве с ними  догадывались многие  умные люди. Догадывались, но  предпочитали благоразумно помалкивать, чтобы не навлечь на себя  враждебность окружающих» c. 6]. Дескать, «умные» люди о своём родстве с обезьянами всегда «догадывались», а глупые — потому и глупые, что проявляли и до сих пор проявляют к нам, «умным», свою «враждебность». Странно, что среди «умных» за две тысячи лет не нашлось ни одного святого, кто бы решился открыто исповедовать эволюционную идеологию. Неужели все святые, по словам иерея Антония, «предпочитали благоразумно помалкивать»? Священник Антоний Лакирев тоном знатока и признанного эксперта заявляет: «В истории христианской мысли за почти две тысячи лет было  несколько разных способов думать о том, как именно Бог сотворил мip и человека, в том числе и о том, как следует понимать те библейские тексты, которые говорят о творении» c. 6]. Это откровенная ложь. Высказывания о Шестодневе более двух сотен отцов Церкви — от представителей александрийской, антиохийской и иных богословских школ древности до святых XIX–XX веков, живших после Дарвина, — собраны в нашей монографии В ней показано, что вопрос о Сотворении является вероучительным. Также показано, что среди церковных учителей разногласий по этому догматическому вопросу никогда не возникало. Напротив, наблюдается  согласное мнение Отцов о Боге как Творце. Упоминаемые же иереем Антонием «несколько разных способов думать» о Сотворении мира встречаются только у еретиков (например, у Оригена).

http://ruskline.ru/opp/2022/04/13/pochem...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010