Таким образом, подвижничество Антония было не пространственным только удалением от условий человеческого общежития, не внешними только аскетическими упражнениями, но и чисто внутренней борьбой с чувственностью и вызываемыми ею нечистыми помыслами. Обратной стороной удаления от чувственности было приближение умом к Слову. Умом монах живет на небе, а не на земле. Поэтому св. Афанасий обыкновенно называет монахов, собравшихся вокруг Антония, «вписавшимися в число живущих на небесах» 372 . Что же служило целью подвижничества? Чего, каких благ надеялся достигнуть подвижник, удаляясь от чувственного и приближаясь умом к Слову? Последней целью его подвижничества было общение со Христом в Духе, соединение души с Духом Святым, обнаруживающееся в разнообразных сверхъестественных духовных дарованиях, – одним словом, то, что в своем учении об искуплении св. Афанасий называет обожением. До грехопадения единение души с Духом Святым достигалось устремлением ума первого человека за пределы чувственного мира и свободой его от чувственных страстей. В настоящее время воздержание от удовлетворения чувственных потребностей приносит те же плоды. В замечательном по чистоте нравственного сознания послании св. Афанасия к монаху Аммуну есть интересные в этом отношении слова. Св. Афанасий рассуждает здесь о сравнительной ценности брака и девства. Брак не составляет греха. Напротив, «блажен, кто, в юности вступив в свободный союз, естественные силы обращает на чадородие». Спасение доступно как живущему в браке, так и девственнику, но духовные дарования, получаемые тем и другим, не равны: «Если кто изберет путь мирской, то есть супружество, то он хотя не заслужит порицания, однако же не получит и стольких дарований, а в той мере, в какой сам приносит плод в тридесять. А если кто возлюбит путь чистый и премирный, то хотя последний сравнительно с первым суров и труден, однако же идущий им приобретает чудные дарования , потому что произрастил совершенный плод во сто» 373 . Та же мысль встречается и в «Жизни Антония».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Кроме этого, члены Священного Синода заслушали доклад о деятельности Межведомственной рабочей группы по координации помощи пострадавшим и об организации взаимодействия с епархиями на территории Донбасса и сопредельных территорий. По итогам обсуждения Священный Синод выразил благодарность всем, кто оказывает помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям, находящимся в зоне конфликта и предложил установить регулярность докладов Священному Синоду Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, — раз в полугодие. По тематике внешних церковных связей было заслушано сообщение председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Антония о заграничных поездках, также было принято решение о подготовке очередного заседания комиссии по диалогу «Православие — ислам» и продолжении диалога с Ассирийской Церковью Востока.  Помимо этого, Священным Синодом была дана оценка решению Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида . По итогам обсуждения члены Священного Синода, принимая во внимание фактическое уклонение в раскол Патриарха Александрийского Феодора (признание им раскольнической группировки лиц, не имевших благодати священства и отлученных от Церкви, и евхаристическое общение с ними, поддержка раскола внутри Украинской Православной Церкви), и исходя из укорененного в канонах и традиции общепризнанного принципа неподсудности клириков одной автокефальной Церкви суду другой автокефальной Церкви, постановили считать решение Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида и все иные подобные решения в отношении клириков Русской Православной Церкви не имеющими канонической силы и недействительными.  Священным Синодом также был одобрен ряд гимнографических текстов и утверждены молитвы о воинах на брани сущих, раненых, плененных и без вести пропавших. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5990385...

Когда мы встречаем в IV в., с одной стороны, людей, создающих новый миф и новых героев (ярчайшим произведением этого жанра является принадлежащее перу Афанасия Александрийского «Житие святого Антония»), а с другой стороны – людей, этот новый миф и его героев критикующих (а таков Синезий и его трактат О жизни по Диону) – мы должны, я полагаю, сказать несколько слов о предыстории спора. 1. Традиция идеализации варварства в эллинской литературе от гиппемолгов и абиев до жития св. Антония Литературной традиции идеализации варваров посвящен превосходный очерк Н.С. Широковой 796 , выписку из которого я позволю себе здесь привести: «Традиция эта в греческой прозе восходит еще к Землеописанию Гекатея Милетского (V-VI вв. до н.э.)> говорившего о праведных гиперборейцах, обитавших на севере, за Рипейскими горами, в поэзии же – к самому Гомеру, у которого содержатся упоминания о «благородных гиппемолгах» и «питающихся молоком абиях – справедливейших из людей» (Ил., XIII, 6): они, конечно же, тоже обитали на севере. Место этих легендарных народов позднее заменяют скифы и кельты, у которых с их предшественниками на первых порах не так мало общего: «Так, из Аристотеля мы узнаем, что скифы и кельты живут вблизи того места, где океан обтекает землю (De mundo)», т.е. там же, где жили и гиперборейцы. Затем, Исократ, его ученик Эфор и ученик Аристотеля Дикеарх – все они считали, что поскольку цивилизация приносит неравенство, несправедливость и охраняющее их государство, то равенство и справедливость существуют в тех обществах, где нет ни цивилизации, ни государства. От этих ранних утопистов остался лишь фрагмент из Эфора, цитировавшегося Страбоном (География, VII, 7, 7–9): «Скифы Эфора справедливы, воздерживаются от употребления мяса, благочестивы, не знают частной собственности, не знакомы со страхом, завистью, ненавистью». При этом совершенно невозможно сказать, что греки не знали реальных варваров во всей их дикости и неприглядности, а Страбон и описывал их такими (VII, 9). В этот же ранний период следует упомянуть и об идеализации Исократом критян, а Платоном и киниками – спартанцев: всех этих мыслителей привлекала суровая, почти аскетическая простота жизни, в противовес растленной жизни «цивилизованного» человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

342 Рукопись Московской Синодальной библиотеки 182, месяц июль, послание Фотия митрополита Псковского, лист 644 оборот, столб. 2. 343 Рукопись Хлудовской библиотеки 1 по прибавлениям к Каталогу, состав А, глава 2, о еретиках Богомилах, лист 54. 363 Москва. 7158 (1650) г., глава 42, лист 329 оборот, от Свитка новых заповедей Иустиниана царя, число 75. 372 Рукопись Московской Синодальной библиотеки 183, месяц август, св. Козмы пресвитера, лист 678 оборот, столб. 1. 373 Рукопись Московской Синодальной библиотеки 182, месяц июль, послание Антония , патриарха Цареградского, лист 67 оборот,. столб. 2. 379 Рукопись Московской Синодальной библиотеки 183, месяц август, слово св. Козьмы пресвитера на еретики, лист 670, столб. 1. 381 Рукопись Московской Синодальной библиотеки 1, месяц июль. Послание Антония , патриарха Цареградского, лист 850 оборот, столб. 2. 394 Рукопись Московской Синодальной библиотеки 1, месяц август, св. Коз м ы пресвитера на еретики, лист 673, столб. 2. 398 Москва. 7158 (1650) г., глава 15, лист 144 оборот, на 71 правило Карфагенского собора в толковании. 399 Рукопись Московской Синодальной библиотеки 183, месяц август, св. Козмы пресвитера о церковном чине, лист 672 оборот, столб. 2. 412 Рукопись Московской Синодальной библиотеки 183, месяц август, св. Козмы пресвитера на еретики, лист 670 оборот, столб. 2. 427 Там же, вопросы Марка , патриарха Александрийского и ответы Феодора Валсамона, патриарха Антиохийского, лист 364 оборот. 428 Рукопись Хлудовской библиотеки 1 по прибавлениям к Каталогу состав А, глава 2 о Наватианах, лист 55 оборот. 439 Москва. 23 ноября 7150–7151 (1642) г., житие св. Амфилохия, епископа Иконийского, лист 397 оборот. 441 Рукопись Московской Синодальной библиотеки 182 месяц июль, послание Фотия митрополита в Псков, лист 647, столб. 1–2. 445 Рукопись Хлудовской библиотеки 71, о ереси новгородских еретиков, лист 21, по казанскому изданию стр. 55. 446 Москва. 7150 (1642) г., Зиновия мниха слово обличительное на ересь, лист 17 оборот, второго счёта.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vypiski-...

Ей посчастливилось встретить дядю Антония, который был самым добрым из жителей нашего острова. Он работал в одной александрийской пекарне. Как-то раз, пойдя за хлебом, Ленио познакомилась с этим уроженцем Пароса. Она быстро привязалась к нему, но ей трудно было примириться с необходимостью оставить ради него свой большой город и провести всю свою жизнь на каком-то Паросе – бесплодном острове в Эгейском море. Чтобы завлечь её туда, Антоний рассказывал ей о садах и померанцевых деревьях, которые будто бы росли в его имении, доставшемся ему от отца по наследству. В конце концов она согласилась выйти замуж за Антония и переехать с ним на Парос. Так Ленио покинула свой прекрасный родной город, чтобы никогда уже туда не вернуться. Остров оказался вовсе не таким чудесным, как она ожидала. Когда дядя Антоний привёз её в местность Ставрос, где находился его дом и хозяйство, то Ленио стала искать сады и парки, о которых он ей рассказывал. – Где же, муженёк, твои лимонные и апельсиновые деревья?! Да здесь одни кусты да колючки! Где сады?! Здесь нет даже воды для питья! Впрочем, несмотря на трудности, бедность и нищету, она была верной женой Антонию и любящей матерью детям, которых дал им Бог . Её глубокая вера давала ей силы плыть по морю жизни без уныния и ропота. Она всегда славила Бога и ежедневно молилась Честнóму Кресту 15 , храм которого находился чуть ли не у неё во дворе. Двое человек, которые часто бывали в тех местах, видели, как каждый полдень Ленио выбегала из своего дома с кацеёй 16 в руке и кадила воздух с такой скоростью, что казалось, будто она летала. Дойдя до какого-то развалившегося строения, она останавливалась, делала поклон и возвращалась обратно. Дедушка Дамаскин, часто видевший это, однажды набрался смелости и спросил у неё: – Зачем ты кадишь набегу и кланяешься этим развалинам? – А ты что, действительно не видишь, чему я кажу и чему кланяюсь? – Нет, дорогая госпожа Ленио, ничего не вижу; вижу только то, что ты кажешься сумасшедшей. – Дорогой мой Дамаскин, я кажу святому Георгию. Каждый полдень он приходит ко мне домой, я кладу в кацею ладан и провожаю его до того места, где ты меня видишь, и там он исчезает. Может быть, ты знаешь, что это было за строение?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

Можно радоваться, что прошли те дни, когда почтенные историки, вроде Gwatkin " a, могли говорить о " великом отшельнике Антонии, которого никогда не существовало " . Зато личность святого Афанасия была для нас слишком бесспорной, чтобы без колебаний решить, в какой мере Житие представляет собой портрет реального Антония, в какой мере это создание художника. К счастью, существует немало свидетельств в других источниках - в жизнеописаниях Пахомия, Словах отцов пустынников, у Евагрия, Кассиана и других, которые подтверждают этот образ; да и качества самого Афанасия-историка (допустим, и предвзятого) в других его трудах склоняют в пользу точности того исторического очерка, который он дает нам. Больше того, мы можем теперь с достаточной уверенностью утверждать, что и семь посланий, которые еще блаженный Иероним считал принадлежащими святому Антонию, дошли до наших дней: одно послание и несколько фрагментов на коптском языке, еще одно - на сирийском, очевидно, непосредственно основанное на коптском оригинале; и все семь - в латинской и грузинской версиях пропавшего греческого перевода. Несмотря на некоторые темные места в переводах, - а если верить святому Афанасию, сам коптский оригинал должен был быть записан под диктовку, - мы чувствуем, что в посланиях с нами на самом деле говорит Антоний Жития. Год " Миланского эдикта " , 313-й, - может считаться рубежным годом " прихода эпохи " христианской Церкви. В Египте это был, вероятно, год трех знаменательных событий: вступления юного Афанасия на службу к епископу Александрийскому; крещения Пахомия и начала его подвижничества; удаления Антония во " внутреннюю пустыню " к Красному морю. Два последних события отмечают " приход эпохи " христианского монашества, хотя и не рождение его. Учитель Пахомия, Паламон, передал ему правило жизни, которому сам был обучен, и облачил его в особую монашескую одежду ( " схиму " ), что воспринималось уже как нечто само собой разумеющееся И Антоний, которому было за шестьдесят, так же провел сорок лет, вырабатывая тот образ жизни, в котором вначале не видели чего-то уникального, и чей пионерский характер только теперь раскрылся вполне. У него также были наставники в третьем столетии. Его жизнь представляет собой мост между двумя эпохами - временем мучеников и временем христианской империи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/50/f...

О, сколь блаженны были бы мы, если б всегда пребывали внимательными к внушениям нашей совести и научились одерживать славнейшие из всех побед, победы над самими собою! Сколько бы мы были любезны Богу, если б, вместо того, чтобы прилагать грехи ко грехам, научились хоть сколько-нибудь распинать плоть свою со страстями и похотями и шли к Нему с покаянием, если б от чистого сердца и с полным желанием оставить путь греха могли с блудным сыном сказать Отцу небесному: Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой. Сотвори мя яко единого от наемник Твоих (Лук. 15, 18. 19)! Поистине Он отверз бы нам Свои объятия и сказал: изглажу беззакония твои, как тумань, и грехи твои, как облако (Ис. 44, 22). Ам Состояние души по разлучении ее с телом (Память преп. отца нашего Антония Великого. Прол. янв. 17) В Прологе, в кратком сказании о житии преподобного Антония Великого, между прочим, говорится, что он получил от Бога дар видеть то, что происходит с душою человека, по разлучении ее от тела. Это в сказании выражено так: " Антоний в мертвенне телеси, егда от тела кому отступльшу, и самыя восходы душевные смотряше и оных крамолящя бесы, еже мысленному и бесплотному естеству есть особно " . Что же это значит, братие? Что происходит с душою человека по разлучении ее с телом? И что такое восходы душевные? И как понимать выражение: " бесы крамолящя? " Побеседуем об этом в наше назидание. С душою, по разлучении ее от тела, по учению Макария Александрийского, происходит следующее: " в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить на земли, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около гроба, в котором положено тело, иногда около дома, в котором разлучилась с телом; и таким образом проводит два, дня, ища подобно птице гнезда себе; а добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день Бог повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Ему. После сего повелевается показать душе различные приятные обители Святых и красоту рая. Все сие рассматривает душа шесть дней; при этом она изменяется и забывает скорбь, которую имела в теле. Но если она виновна во грехах, то, при виде наслаждения Святых начинает скорбеть и укорять себя различными упреками. По рассмотрении же, в продолжение шести дней, всей радости праведных, она опять возносится Ангелами на поклонение Богу. После вторичного поклонения, Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучения. По сим различным местам мук душа носится тридцать дней трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение. В сороковой день она опять возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяете приличное ей по делам место " (Воскресенье Чт. 1841 г. 43, стр. 390).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Не уступчивый от природы и страстный Несторий 3188 в своем новом положении на деле обнаружил большой жар против еретиков. Уже через пять дней после вступления он приказал разрушить молитвенный дом ариан и даже обеспокоил мирных новациан 3189 . Он объявил войну всем еретикам. Inter ipsa ordinationis initia 3190 он добился от императора издания драконовского закона 30 мая 428 г. 3191 , являющегося квинт-эссенцией всего греко-римского законодательства против еретиков. При посредстве Антония, епископа города Гермы, он стеснил македониан в Геллестпонте и, когда они убили Антония, то Несторий воспользовался этим случаем для поддержания своих стремлений и убедил самодержцев отнять у македонян церкви 3192 . С особой яростью преследовал он четырнадцатидневников в Азии, Лидии и Карии и довел их до открытого возмущения в Милете и Сардах 3193 . Cunctarum haereseon blasphemias insectabatur, говорит о нем Винцентий 3194 . Являясь самым отъявленным врагом еретиков, он не мог себе даже и представить, чтобы он сам мог быть заподозрен в лжеучении 3195 . Между тем это случилось! Кирилл александрийский , как мы видели, давно уже точил в темноте кинжал против константинопольского иерарха, но до поры до времени скрывал свой замысел. Со вступлением неосторожного Нестория на константинопольскую кафедру для Кирилла представился давно желанный случай свести счеты со столичным епископом и указать этому счастливому выскочке надлежащее место. В лице Нестория на константинопольскую кафедру вошел аскетический антиохиец. Пылкий проповедник и ненавистник еретиков, он с жаром стал проводит в столице доктрины, усвоенные им в антиохийской школе 3196 . Его христология, говорит Гарнак 3197 , была Феодоровой, но нельзя сказать, чтобы он пошел дальше. Напротив на нем заметно влияние Златоуста. О человеческом развитии Иисуса Несторий не говорил и взгляд на единство в нем сильнее, чем в Феодоре 3198 . Беда только в том, что воззрения его в Константинополе встретили неблагоприятную почву. Как это справедливо предполагает Лоофс 3199 , в Константинополе они пошли вразрез с распространенными здесь традициями александрийского происхождения или даже прямо аполлинаристической окраски 3200 . Весьма возможно, что еще до прибытия Нестория в Константинополь здесь уже существовал спор,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Таков смысл божественкаго повеления злой силе: «изыди из него и к тому не вниди» и затем изречение Господне, что, когда изгнанный губитель, но без этого вторичнаго предостережения, оставляет свою жертву на некоторое время, а потом призывает еще семь бесов лютейших и находит свое прежнее помещение в душе грешника подметенным и вытертым, то бывает человеку тому последняя лесть горши первыя ( Матф. 12, 45 ). Итак, напрасно господа медики, наткнувшись на загадочные случаи душевных болезней, нередко стараются доказать, будто в данном случае нет никакого участия бесовской силы, а просто физический психоз, ибо бывает большею частью одно при другом». 19. Миссионерское призвание русскаго народа 17 . Ряд статей владыки Антония, также продиктованных им нам в разное время, был посвящен специально миссионерскому призванию русскаго народа. I. « С вою беседу на данную тему мы начнем издалека. В нашем годичном Богослужении существует два оригинальных чинопоследования – многолетие на Царских часах в Рождественский и Крещенский сочельники. Это единственный случай, когда в церкви возглашается полный титул русскаго Государя, конечно, это было до начала революции, а затем многолетие: – «Святейшим Патриархам Православным – Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому...» (Всероссийскаго тогда еще не было). С особенным подъемом религиознато чувства певцы возглашали 12 раз «Многая лета», иногда вставляя слова «Сотвори им Господи, даруй им, Господи, многая лета. Кирие елейсон. Христе елейсон. Многая лета, многая лета, многая лета». Не скажу, чтобы эти столь редко совершаемыя Богослужения и при том в канун праздников, когда обыватели с утра до вечера заняты хозяйственными хлопотами, собирали несметныя толпы народа, но среди последняго можно было всегда заметить в эти дни особенно сильно воодушевленныя лица, а иногда и радостныя слезы. Это проявляли те православные христиане разных сословий, которые дорожили выше всего полнотою Христовой Церкви и ожидали в продолжении нескольких месяцев услышать эти дорогия христианскому сердцу многолетия, напоминающия нам слова Свящ. Писания: «блюсти единение духа в союзе мира». ( Ефес. 4, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

C. 236–238). Понятие «ведение» ( γνωσς) и связанный с ним комплекс представлений также играли существенную роль в богословии преп. Антония, для которого человек, как разумное существо ( λογχς), способен познавать свою духовную сущность ( οσα νοερ), то есть образ Божий в себе, а через такое познание обрести и ведение Бога, и ведение всего тварного мироздания (см.: Rubenson S. The Letters of St. Antony. Origenist Theology, Monastic Tradition and the Making of a Saint. Lund, 1990. P. 59–62). Поэтому и творения преп. Антония, и сочинения св. Аммона являются важными звеньями в традиции православного «гносиса», берущей истоки в Новом Завете, затем получившей развитие в трудах представителей Александрийской школы и, посредством Евагрия Понтийского , обретшей зрелые формы в творениях преп. Максима Исповедника , преп. Симеона Нового Богослова , поздневизантийских исихастов и других церковных писателей. 194 Ср. у Оригена , говорящего о Боге следующим образом: Он «ведает тайны сердца ( γνσχων τ χρφα της χαρδας) и предвидит будущее», а поэтому по Своему долготерпению позволяет обнаружиться посредством внешних обстоятельств ( δ των εξωθεν συμβανντων) сокрытому [в человеке] злу для того, чтобы очистить его, вместившего по нерадению семена греха. См.: Origene. Traite des principes. T. III «Ed. раг H. Crouzel et M. Simonetti//Sources chretiennes. 268. Paris, 1980. P. 78). 195 Букв.: практиком ( πραχτιχς); термин также отражает традицию александрийского православного «гносиса», продолженную Евагрием. Это слово, как и близкие к нему понятия ( τ πραχτιχν, πραχτιχ), является почти непереводимым и затрудняло уже древних переводчиков (на сирийский и др. языки), которые часто просто транскрибировали его. В указанной александрийской традиции «практика» всегда сополагалась с «гносисом» и обозначала «духовное делание», преимущественно стяжание добродетелей (подробно см. предисловие к изданию: Evagre le Pontique. Traite pratique. T. I. P. 38–63). Относительно же «хранения языка (уст)» в аскетической письменности говорится постоянно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010