Брент Аллен Скачать epub pdf 7. Заключение Мы начали свое исследование с характеристики критических исследований наследия Игнатия в контексте Англии XVII столетия и споров Ашера с пуританами. Ключевым вопросом была форма церковного управления, дающая право церкви называться истинной. Также это был вопрос политического устройства общества, по крайней мере до Локка, и он совершенно не касался отделения церкви от государства или оценки законности правительства, которое можно было отделить от религиозных притязаний, даже если бы эти притязания понимались в утилитарных терминах относительно гражданского мира, как у Марсилия Падуанского. Божественное право королей шло рука об руку с божественным правом епископов управлять церковью. В таком контексте подлинность писем средней редакции, написанных Игнатием в конце апостольского периода, была вопросом о законности управления церкви епископами, а также законности гражданского правительства, которое епископы благославляли. Поэтому, отрицая подлинность писем Игнатия, континентальные протестанты и английские пуритане защищали также пресвитерианское управление своих церквей и гражданское правительство, правомочность которого, по их утверждению, следовало установить также, как и правомочность церквей. Совершенно ясно, что мой аргумент в пользу подлинности средней редакции не поддерживает ни одну из сторон тех исторических дебатов. Нарисованный мною потрет Игнатия – это портрет епископамиссионера, входящего в интеллектуальную среду определенной культуры с тем, чтобы полностью преобразить ее, к большому недоумению традиционных сторонников веры, из среды которых он вышел. Игнатий был готов переосмыслить церковное управление в терминах языческих религиозных культов с их сакральными предметами и в терминах их ведущих священнослужителей, изображавших божество и в некотором смысле становившихся божеством в разыгрывавшемся ими религиозном действе. Посланники городов во время Второй софистики, возрождавшие идеалы города-государства IV столетия до P. X., устанавливали между собой соглашения homonoia, в которых признавалось единство автономных городов в пределах греческого идеала. Игнатий наделил функциями этих послов представителей клира, которые как божественные послы и божественные «гонцы» убеждали малоазийские церкви в необходимости единства посредством принятия иерархии, сосредоточенной вокруг единоправного епископа 388 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

Сами обвинители Кирилла Лукариса, с одной стороны, говорят, что в Венеции, под руководством греческих учителей, он изучал грамматику, а не сравнительное богословие; с другой – они же говорят, что Кирилл, не только окончивши курс своего учения в Венеции, но даже окончивши оное, в высшем училище – в Падуанском университете, не имел никакого богословского образования. 293 Если же так, то как он мог получить в Венеции расположение к протестантизму, не имея о нем никакого понятия. Непримиримое противоречие!... Далее, сами же обвинители Лукариса говорят, что он учился в Венеции в греческом коллегиуме и под руководством греческих учителей. Откуда же он мог позаимствовать внутренние убеждения в истинности протестантизма, от кого мог услышать убеждения в пользу этого вероисповедания?... Далее, Лукарис послан был в Венецию по усмотрению Мелетия, и принят был в греческий православный коллегиум по ходатайству этого православного и ученого мужа. А это самое уже много нам может говорить о направлении этого училища и о том, что оно могло дать любимому воспитаннику патриарха Мелетия. Наконец, мы знаем, что Кирилл Лукарис в Венеции имел своим учителем и неотлучным руководителем Максима Маргуния, родом грека, ревностного защитника православной греко-восточной веры, прославившегося вместе с патриархом Иеремиею II, в переписке с Тюбингенскими богословами. Равно, и во второй период образования Кирилла Лукариса обвинители не представляют ни одного доказательства в пользу своих обвинений. Мы не видим в это время ни одного повода, по которому можно было бы подозревать Кирилла Лукариса в расположенности его к неправославию. В Падую он отправился по указанию Мелетия, которому хорошо было известно образовательное значение и направление тамошнего университета; и конечно, Мелетий знал, что его воспитанник не может заимствовать там ничего дурного и вредного для православия. Да и сами обвинители Лукариса характеризуют Падуанский университет, как самый благоустроенный и благонадежный в тогдашнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1592 г. Г. занял престижную кафедру математики Падуанского ун-та в Венецианской республике. Здесь в вопросах научного объяснения мира он окончательно перешел на позиции сторонников коперниканского учения. В 1604 г. Г. подверг критике космологическую систему Аристотеля - Птолемея, не входящую в противоречие с картиной мира, представленной Свящ. Писанием, и потому признаваемую Церковью. Наблюдение в 1604-1605 гг. рождения «сверхновой» звезды способствовало подтверждению несостоятельности аристотелевской доктрины о «совершенстве и несокрушимости» небесных сфер. Наряду с теоретическими занятиями Г. уделял значительное внимание техническим разработкам, в т. ч. по соображениям укрепления материального достатка семьи, т. к. после смерти отца на его плечи легла забота о содержании родных. Он читал лекции по фортификации, архитектуре, сконструировал новую модель «масштабного циркуля» для мореплавания, термоскоп (прообраз совр. термометра), магнит очень большой мощности, телескоп с 30-кратным увеличением, к-рый позволил ему сделать открытия в астрономии и на их основе выдвинуть ряд убедительных аргументов в пользу гелиоцентрической системы мира. Так, открытие Г. в янв. 1610 г. спутников Юпитера опровергло утверждение аристотелевской космологии о том, что природа «надлунного мира» отлична от земной и что Земля является единственным центром, вокруг к-рого вращаются все небесные тела. Др. подтверждением гелиоцентрической системы стало открытие Г. фаз Венеры. Наблюдение им пятен на Солнце также противоречило аристотелевским представлениям об абсолютной нетленности и неизменности небесных тел. Вместе с тем сложность стоящей перед Г. задачи защиты коперниканской модели Вселенной не всегда позволяла ему прибегать к правильным аргументам. Так, в качестве основного положения, подтверждающего движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, он ошибочно рассматривал существование морских приливов и отливов. Эта т. зр. вызвала справедливый критический отклик И. Кеплера , указавшего, что приливы и отливы обусловлены лунным притяжением. Г. отказался также принять сформулированные Кеплером законы об обращении планет вокруг Солнца по эллиптическим орбитам и до конца жизни остался приверженцем кругового движения планет.

http://pravenc.ru/text/161527.html

Специфическими признаками собственно религиозного «выгорания» являются ропот, сомнение в истинности веры, утрата смысла религиозных действий (обрядов) и законоположений, расцерковление и сомнение в бытии Бога и Его благости. Несомненно, что как таковой «духовный кризис» имеет непосредственную связь с «выгоранием» в любой сфере деятельности, но в случае с духовенством он проявляется самым очевидным образом. Если сравнить основные внешние причины профессионального выгорания с той ситуацией, в которой находится большинство священнослужителей, то мы встретим много общего. Основными причинами выгорания, как считает доктор Абель, являются следующие: 1. Значительное повышение требований, предъявляемых к специалисту, постоянное расширение круга обязанностей (в случае с духовенством – нелинейное возрастание нагрузок вместе с изменением условий прохождения пастырского служения соответственно вызовам времени). 2. Прессинг со стороны работодателя, предполагающий готовность постоянно жертвовать свободным временем, семьей, здоровьем ради блага дела (священство по своей природе – жертвенное служение, о чём ему регулярно и напоминают). 3. Пресыщенность работой (главный враг духовной жизни – «привычка ко святыне»). 4. Общая фрагментированность жизни, невозможность уединиться и сосредоточиться по причине необходимости быть постоянно «на связи», отвечать на звонки и письма электронной переписки (аналогичная ситуация в случае с духовенством). В исследовании, проведённом доцентом статистических наук Падуанского университета Маркантонио Кальтабиано в 2004 — 2005 гг., приводятся интересные статистические данные о группах духовенства, наиболее подверженных «выгоранию». Прежде всего, наибольшее число «выгоревших» среди относительно молодых священников – 25 — 29 лет, на втором месте – возрастная группа 60 — 69 лет; остальные распределяются более или менее равномерно. (Таблица 1). «Выгоранию» также более подвержены священники с низким уровнем образования; и духовное, и светское образование способствует, как свидетельствует исследование, появлению своеобразного «защитного эффекта» (Таблица 2).

http://pravmir.ru/krizis-pastyrskogo-slu...

Венецианское правительство нашло выход из сложившейся ситуации. Первоначально делегировав право присвоения звания доктора «auctoritate veneta» («властью Венецианской республики») одному из профессоров, якобы в видах помощи неимущим студентам и другим категориям школяров (каким – не уточнялось), государственная комиссия, ответственная за функционирование падуанской школы (Riformatori allo studio di Padova), несмотря на протест католической Церкви образовала альтернативные коллегии вначале в «университете» искусств, а потом и права. Они стали называться Collegio VenetoGiurista и Collegio VenetoArtista в отличие от первоначальных трех, которые именовались SacroCollegio. Именно в Колледжо Венето могли сдавать выпускные экзамены студенты трансальпинских и ультрамаринских До сих пор не было известно, какие именно предметы и насколько успешно сдал на выпускном экзамене Софроний Лихуд. В этой связи особо интересен документ – экзаменационный лист, удостоверяющий прохождение испытания Софронием Лихудом и присвоение ему звания доктора Документ состоит из трех частей: презентация кандидата, назначение по жребию пунктов обсуждения, защита и объявление результата. Приведу его содержание: «Во вторник 13 мая 1670 г. Джироламо Фриджимелика в качестве поручителя (promotor) представил президенту (Колледжо Венето) Карло Ринальдини Софрония Лихуда из Кефалонии и попросил, чтобы были назначены вопросы по философии согласно обычной процедуре, принимая во внимание, что все взносы, необходимые для сдачи экзамена, были полностью заплачены (cum integra [solutis]). В четверг 15 мая 1670 г. были определены по жребию пункты обсуждения по философии, взятые из аристотелевских трактатов “О Душе” и “Второй Аналитики”. В пятницу 16 мая 1670 г. в 12.00 часов Софроний Лихуд был вызван в Колледжо Венето и защищал свои пункты по философии в присутствии вице-синдика университета искусств и докторов Карло Ринальдини, Раймондо Фортис, Джироламо Фриджимелика (который впоследствии вручил ему знаки отличия доктора), Антонио Маркетти, Пьетро Франзано, Доменико Маркетти, Анжело Монтаньяна, Джованни Чикала.

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

Под влиянием этих школ, а также благодаря тому, что наиболее способные греки продолжали своё обучение на Западе, в Греции утвердился схоластический тип образования, который следовал практически во всём западным тенденциям. Этому посвящена глава «Коридаллевс и коридализм»: здесь Яннарас на примере наиболее известного греческого философа этой эпохи Феофила Коридаллевса, обучавшегося в Падуанском университете, а затем основавшего собственную школу в Янине, ещё раз сравнивает традиции западного и «эллинистического» Аристотеля. В главе «Исповедания веры» кратко описываются богословские споры XVI–XVIII вв., а также рассматриваются составленные тогда «исповедания веры», которые Яннарас вслед за о. Георгием Флоровским считает отходом от традиционно православного образа мышления. «Патриарх-антизападник, — пишет он о Патриархе Досифее Иерусалимском, — в конце концов написал западнический текст идеологического характера, в котором выразилось “религиозное” сознание, никак не связанное с аскетической практикой и евхаристической динамикой церковной истины» . XVII–XVIII века Яннарас в целом рассматривает как период застоя (десятая глава так и называется: «Историческое бездействие»), вслед за которым пришла эпоха просвещения, вызвавшая мощную волну антизападной полемики со стороны так называемых «колливадов»… Надо сказать, что в этих главах Яннарас не совсем компетентно и не совсем точно (допуская то и дело грубые ошибки) пересказывает и комментирует со своей богословской позиции события трёх веков — при этом в историческом изложении основываясь на действительно компетентном и проблемном исследовании Герхарда Подскальски . Тем не менее, в анализе Яннараса попадаются и весьма ценные наблюдения. Например, полемика Афанасия Паросского с Адамантием Кораисом, говорит он, не была противостоянием консерваторов и модернистов, вопреки убеждению многих исследователей эпохи греческого просвещения; это была встреча двух различных идеалов, каждый из которых представлял своё понимание эллинизма — с одной стороны, «реализм тропоса», то есть культуры в том виде, в каком она воплотилась в византийском понимании «рода христиан», а с другой стороны — мечта о возрождении воображаемого узко-национального эллинизма, черпающего свою идентичность напрямую в древне-классическом своеобразии греческого этноса.

http://bogoslov.ru/article/2593536

Рейхстаг являл собой весьма широкое собрание, в котором участвовали все князья империи и представители городов, обсуждавшие дела общенационального масштаба. Опасаясь за свою свободу, Лютер обратился к Фридриху с просьбой оказать ему содействие и добиться, чтобы его допрашивали не в Риме, а на территории Германии. Курфюрст с готовностью исполнил эту просьбу, и в Риме ее приняли благосклонно. Ответственным за организацию процесса в Германии назначили папского легата кардинала Каетано, присутствовавшего на рейхстаге. Это был человек, вполне достойный возложенной на него миссии. Фома де Вио, по прозвищу Каетано (он был родом из Гаэты), считался одним из выдающихся мыслителей своего времени. Вступив в орден доминиканцев, он преподавал в Падуанском университете, пока в 1508 году не занял пост главы своего ордена. Кардинальский сан и звание легата он получил незадолго до своего появления в Аугсбурге. Каетано придерживался философских взглядов, которые вполне могли привлечь к нему симпатии Лютера. Придавая Откровению гораздо большее значение, нежели доводам разума, он учил, что в вопросах веры философия бесполезна. В отношениях с окружающими он проявлял себя человеком сдержанным, терпеливым и дружелюбным. Внимательно изучив толстую папку с делом Лютера, он пришел к выводу, что из всех выдвинутых последним тезисов только два находятся в противоречии с католической верой, но эти два заслуживают звания еретических: во-первых, тезис об отрицании заслуг Христа, служащих основанием для отпущения грехов и получения индульгенции, а во-вторых, тезис о том, что вера действенна без добрых дел. Допрашивать Лютера он начал 12 октября и первым делом убедился, что приписываемые последнему тезисы действительно принадлежат его перу. Затем он предложил ему отречься от своих взглядов, но это предложение не встретило отклика: брат Мартин подошел к этапу окончательного формирования своих убеждений, которые ему предстояло пронести через всю жизнь. В то же время он с настойчивостью подчеркивал, что остается покорным сыном Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Когда патриарх Иеремия II проводил преобразование Патриаршей академии, он, вероятно, сознавал это. Хотя он поощрял изучение таких наук, как физиология и химия, новую философию он не включил в программу.   Следующее поколение пошло еще дальше. Выдающийся критянин, Кирилл Лукарис, который был патриархом с некоторыми краткими перерывами с 1620 г. до своей казни в 1638 г., был страстным покровителем современной мысли. Его судьба будет рассмотрена ниже. Здесь прежде всего отметим, что он устроил в патриархате греческую типографию, приобретенную в Англии, что обеспечило широкий размах греческой образованности за краткий период ее существования. Во–вторых, он продолжил реформу Патриаршей академии. В 1624 г. он поставил во главе ее своего друга Феофила Коридаллевса, тогдашнего ректора Афинской академии. Коридаллевс попал под влияние Кремонини из Падуи и проявлял глубокий интерес к неоаристотелианству. Он ввел курс по его изучению и, что еще более ценно, курс по физике, развитию и разложению. Следовательно, студенты академии могли получить такое же хорошее научное образование, какое обеспечивали большинство западных университетов. В 1639 г. Коридаллевс был смещен со своего поста, так как поддерживал учение Кирилла Лукариса, осужденного как еретика. Позже он был реабилитирован и на некоторое время стал митрополитом Арты. Но порядок, введенный им, сохранился, а курсы были возобновлены его учеником Иоанном Кариофилисом, назначенным ректором в 1642 г. Кариофилис был, в свою очередь, смещен по обвинению в ереси и изза грубости; но курсы были теперь прочно закреплены и не были прекращены.   Их поддерживали последующие ректоры, прежде всего Александр Маврокордато, о замечательной судьбе которого пойдет речь ниже. Он встал во главе академии в молодом возрасте 24 лет в 1666 г. и сам читал лекции по философии, медицине и классическому греческому языку. Поскольку он был в то же время по своей должности великим ритором патриархата и принадлежал к одной из самых богатых семей Константинополя, от которой патриархат находился в зависимости, никто бы не осмелился обвинять его в ереси. Он учился как в коллегии св. Афанасия, так и в Падуе, и обучение юношеских лет сделало его расположенным к поиску взаимопонимания с Римом, которого он надеялся достичь на основе новой философии. Когда он удалился из академии, то стал великим драгоманом Высокой Порты; его преемником был Севаст Кименит, родом из Кимены близ Трапезунда. Он также был выпускником Падуанского университета, но был представителем старой традиции. Действительно, он написал трактат в защиту учения Паламы. Однако, вероятно, ему не понравилась жизнь в Константинополе, и вскоре он вернулся обратно в Трапезунд, где возглавил местную академию. В 1702 г. он умер преподавателем в Бухаресте.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Папа Сикст V (1585-1590), бывший до избрания членом Ордена францисканцев, вернул обратно большую часть праздников святых, исключенных Пием V (св. Франциска, св. Антония Падуанского и др.). При нем же началось исправление Вульгаты , к-рое завершил Климент VIII (1592-1605). В 1588 г. была создана Конгрегация священных обрядов, к-рая взяла под свой контроль исправление и издание всех литургических книг, в результате чего в следующем году на утверждение папе был предложен целый ряд изменений в Б., но смерть понтифика вновь остановила реформы. Комиссия, созванная папой Климентом VIII, состояла из знаменитых ученых (кардиналов Цезаря Барония и Роберто Беллармина , литургиста Б. Гаванта и др.), но при этом ее главной задачей было «внести как можно меньше исправлений» ( Righetti. T. 2. P. 678). Булла «Cum in Ecclesi»a (от 10 мая 1602) закрепила в Б. григорианский календарь и пересмотренный текст Вульгаты (т. н. Sixtino-Clementina). В понтификат Павла VI (1605-1621) при участии Беллармина была произведена адаптация рим. Б. для бенедиктинского богослужения (эта редакция утверждена в 1609). При папе Урбане VIII (1623-1644) очередная комиссия по пересмотру текстов (super emendationem) Б., прежде всего гимнографических, предложила ввести знак астериска для обозначения паузы при пении или чтении и поправить метрический размер и стиль гимнов, исключив нек-рые, казавшиеся грубыми по языку и сомнительными по содержанию. Новый Гимнарий был издан в 1629 г., а полный Б.- в 1632 г. (утвержден буллой «Divinam psalmodiam» от 25 янв. 1631). В начале понтификата Климента X (1670-1676) множество памятей святых было переведено в разряд «двойных» (duplices), тоже произошло и с новоканонизированными святыми ( Righetti. T. 2. P. 679). Вместо 138 праздников святых в 1-м издании Б. Пия V в изданиях XVIII в. их было уже 228 ( Idem. P. 683). Только вмешательство Конгрегации обрядов в 1671 г., а затем декрет Климента XI (в 1714) смогли приостановить этот процесс. В 1746 г., при папе Бенедикте XIV , несмотря на движение за реформу оффиция, вновь были добавлены службы новоканонизированным святым. В целом в эпоху Просвещения интерес к Б. среди мирян стал пропадать. Во Франции вошли в употребление т. н. неогалликанские Б. (H. de Villars. Vienne, 1678; F. de Harlay de Champvallon. P., 1680; Ch. de Vintimille. P., 1736; и др.- всего 7 изданий), а также Б. монашеских орденов (напр., бенедиктинские - Cluny, 1686; St-Vanne, 1777; St-Maur, 1787) и отдельных франц. диоцезов (Orlean, 1693; Sens, 1725; Auxerre, 1726). Заключение конкордата папы Пия VII с Наполеоном (1801) и особенно деятельность аббата Проспера Геранже (1805-1875) способствовали возвращению рим. Б.

http://pravenc.ru/text/Бревиария.html

По большей части респонденты являются настоятелями приходов (68,2%) или приходскими викариями (17,4%). Количество священников, выполняющих другие обязанности, составило 15% от общего числа респондентов.   Таблица 4 Соотношение респондентов по образовательному уровню Уровень образования   Аттестат начальной средней школы Диплом высшей средней школы Начальные богословские курсы (без степени бакалавра) Бакалавриат Аттестат по церковным дисциплинам или диплом гражданского вуза Докторат по церковным дисциплинам или постдипломная специализация   Таблица 5 Соотношение респондентов по выполняемым обязанностям Обязанности   Настоятель храма Приходской викарий Преподаватель Директор отдела или учреждения Ассистент ассоциации Капеллан больницы или другого учреждения Принимающий исповедь Ассистент в семинарии   Количество часов служения в неделю распределяется достаточно равномерно во всех группах (таблица 6), с перевесом в группе с 57-70 часами в неделю (33,3%), также существенная доля респондентов представлена в группе с 98 часами в неделю (т.е. более 14 часов в день). Таблица 6 Соотношение респондентов по количеству часов служения в неделю Часы служения в неделю     В конечном счете, данная выборка может вполне считаться показательной для Падуанского диоцеза и немного менее показательной в отношении священников преклонного возраста, которых, однако, с большой вероятностью можно считать не подверженными синдрому выгорания ввиду того, что они редко исполняют пастырские обязанности активно.   Результаты теста MBI 1. Качество результатов Для базового анализа данных был использован статистический пакет SPSS 13. В первую очередь был проведен расчет внутренней согласованности трех подшкал, посредством подсчета коэффициента Альфы Кронбаха (таблица 7). Показатель оказался надежным для подшкал «Эмоциональная истощенность» (ЭИ), с Альфой равной 0,82, и «Личностная реализация» (ЛР), с Альфой равной 0,78. Результат оказался менее удовлетворительным для подшкалы «Деперсонализация» (ДП) – Альфа равна 0,56 (подобное значение было получено и для монашествующих в 2004 г.). Этот малоудовлетворительный результат, возможно, зависит от меньшей согласованности между ответами этой подшкалы (5, 10, 11, 15, 22). Вероятно, многие священники в своих ответах на вопросы этой подшкалы предпочли не сознаваться в некоторых трудностях и проблемах. Отсюда меньшая согласованность.

http://bogoslov.ru/article/1240589

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010