В Москве открылась выставка " Джотто в Падуе " Москва, 23 марта 2004 г. Джотто. Распятие С гениальным художником эпохи Ренессанса знакомит россиян выставка " Джотто в Падуе " , которая в понедельник открылась во Всероссийской библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ) им М.И. Рудомино, сообщает РИА " Новости " . Центром экспозиции служит деревянный макет, в масштабе один к четырем воспроизводящий знаковую работу Джотто - расписанную им Капеллу Скровеньи, находящуюся в Падуе. Эти фрески мастер создал в период творческого расцвета, но не позже 1305 года, по заказу богатейшего гражданина Падуи - Энрико Скровеньи. Джотто. Бегство в Египет В любой книге наших дней можно найти определение этих росписей как абсолютного шедевра в мировом искусстве. Это и блестящая страница в истории европейской живописи, и важнейшее творение самого Джотто (1267-1337) - великого новатора, который считается родоначальником живописи Возрождения. Желая увековечить память своего отца и " замолить " его грехи, в 1303 году Скровеньи построил часовню рядом со своим дворцом, на месте римского амфитеатра (отсюда другое ее название - " Капелла дель Арена " ). Расписать храм был приглашен художник, в тот момент работавший в соборе св. Антония Падуанского и уже прославленный как автор цикла фресок в честь св. Франциска в Ассизи, а также создавший ряд знаменитых алтарных образов в родной Флоренции. Фрески Джотто на тему жития Богоматери, дополненные обширным циклом из истории Христа, покрывают стены и потолок небольшой капеллы в Падуе. Однако увидеть это чудо живописи, фрагменты которой включены в хрестоматии и изучаются в университетах всего мира, весьма непросто. Джотто. Сон Иакова Итальянцы берегут фрески как зеницу ока, гордятся тем, что недавно удалось их отреставрировать и " вернуть Капелле Скровеньи первозданный блеск " . А потому, дабы сохранить необходимый температурно-влажностный режим, туристов, стекающихся в Падую со всего света, в капеллу пускают только на 15 минут. Хотя стоит такой беглый осмотр, даже без услуг экскурсовода, недешево - больше десяти евро. Стоимость билета в Эрмитаж, по которому можно ходить по музею целый день, даже при новых, поднятых до ста рублей, ценах составляет примерно одну тридцатую часть этой суммы.

http://pravoslavie.ru/9326.html

Однако основной продукцией сиенской мастерской были литургические книги, градуалы и антифонарии для Сиенского собора, госпиталя и монастырских церквей региона. Поклонение пастухов. Грехопадение. Миниатюра из Часослова Фарнезе. 1537–1546 гг. (NY. Morgan. M. 69. Fol. 72v, 73) Поклонение пастухов. Грехопадение. Миниатюра из Часослова Фарнезе. 1537–1546 гг. (NY. Morgan. M. 69. Fol. 72v, 73) Во 2-й пол. XV в. школы книжной миниатюры были в Кремоне и Вероне; среди наиболее видных мастеров - Джованни Гадио, Фра Андреа да Кремона, Джироламо да Кремона, Либерале да Верона и Бонифацио Бембо да Кремона. Самый известный из них - Джироламо да Кремона - ломбардского происхождения; его произведения обнаруживают сходство с искусством Падуи, поэтому его идентифицируют с Джироламо Падовано, упоминаемым Вазари. Джироламо да Кремона работал в Венецианском и Падуанском регионах. В его мастерской выполнены фронтисписы 2-томного сборника трудов Аристотеля, напечатанного в Венеции (NY Morgan. 21194-21195, 1483 г.); в инкунабулах сер. XV в.- 1501 г. печатный текст нередко сочетается с рисованными миниатюрами. Расцвет школы Феррары в XV в. связан с правлением династии д " Эсте. Главное произведение существовавшей там мастерской Таддео Кривелли (и единственное, где документально подтверждено его авторство) - Библия Борсо д " Эсте (Modena. Bibl. Estense. VG12, 1455-1461 гг.). Кривелли находился под влиянием работавшего в Ферраре Антонио Пизанелло, однако в миниатюрах он пытался соединить стиль интернациональной готики с трактовкой формы, характерной для флорентийского Ренессанса. Каждая страница Библии украшена фризом с розетками, медальонами, гербами и девизами. Весь декоративный репертуар напоминает мотивы ранних работ Бельбело да Павия. Фигуративные сцены восходят к работам таких мастеров, как Пизанелло, Мантенья, Пьеро делла Франческа и Козимо Тура. Помимо Таддео Кривелли в создании декора рукописи принимали участие Франко де Росси, Джорджо д " Алемания, Марко ди Джованни дель Авогаро, Джироламо да Кремона и др.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Папская автократия развилась в целую юридическую систему. Церковные постановления стали получать силу государственного закона. Главную добродетель её членов начали усматривать во внешнем соблюдении церковных предписаний и повиновении центральной духовной власти. Духовно нравственный порядок жизни, предполагаемый церковным общением, выродился в римском католицизме лишь в порядок правовой, подчинение которому обеспечивалось и чисто принудительными средствами, характеризующими общение государственное. Границы церковного и государственного слились, и это сопровождалось полным пренебрежением к христианскому началу свободы совести. Понятие еретика и даже вообще грешника у римского католицизма смешалось с понятием уголовного преступника. Великий авторитет средних веков Фома Аквитанский, например, сравнивал еретиков с фальшивомонетчиками. Если подделыватели монеты по справедливости предаются смерти, рассуждал Фома, то не тем ли более еретики по справедливости же должны быть не только отлучаемы, но и убиваемы, как скоро они изобличены. Истина или смерть – так, можно сказать, проповедовали иногда христианство представители римского католицизма. Напрасно раздавались голоса, как, например Марсилия Падуанского, о том, что св. Писание не учит о принуждении к исполнению заповедей обычными наказаниями. Предоставлять епископам и священникам принудительную власть в делах религий, разъяснял Марсилий Падуанский, бесполезно. Людям не послужит для их вечного спасения совершаемое ими вынужденно... Бог не хочет принудительного исповедания, не хочет, чтобы кто-либо приводим был к исповеданию насилием и страхом. 11 Но все эти справедливые указания тонули в общем направлении тогдашней церковной политики, касавшейся почти всех сфер жизни. Борьбу со злом в людях и с их заблуждениями представители церкви сосредоточивали не на внутреннем воздействии, рассчитанном на свободные нравственно-духовные перемены в человеке, а на требовании прежде всего внешнего подчинения церковному порядку и взглядам на всё, устанавливаемым высшей духовной властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Однако наряду с мыслителями, предлагавшими теологические по сути решения, снимавшие проблему Д. и., в позднем средневековье были философы, намеренно заострявшие эту проблему и вновь ставившие в рамках философии уже, казалось бы, исключенные из нее проблемы вечности мира, индивидуального бессмертия и т. п. При всем различии в решении частных вопросов общими для представителей этого философского лагеря, среди к-рых выделяются Жан Буридан ( 1358), Жан Жанден ( 1328), Блазий (Blasius) из Пармы ( 1416), а также нек-рые философы падуанской школы, были постепенный осторожный отход от апеллирования к авторитету Аристотеля и попытка построить независимую и объективную систему взглядов, основанную на получаемых эмпирическим путем естественнонаучных данных. У Жандена можно обнаружить пояснения к рассуждениям Аверроэса о том, что положения религии часто бывают «далеки от истины и человеческого разума». Хотя он объяснил, что эти слова применимы лишь к исламу и ложны в отношении христианства, однако сама идея выдуманности и нелепости религ. воззрений, будучи однажды введена, постепенно начала распространяться и на христианство, становясь все более влиятельной в философской среде (см.: Pine. 1973. P. 35). Так, Блазий из Пармы уже недвусмысленно заявлял о необходимости для философа отвергать христ. веру, коль скоро она вступает в противоречие с результатами его исследований (Ibidem). В некоторых сочинениях он прямо высказывал сомнение в истинности ряда библейских повествований, в частности сказания о потопе, предлагая вместо них собственные фантастические концепции (напр., о новом творении человеческих душ из материи после потопа), преподносимые в качестве необходимых «философских» положений. Еще более причудливо и враждебно христ. теологии основанное на астрологических увлечениях Блазия учение о возникновении религ. верований вслед. соединения Юпитера с различными планетами. Христианство ставится здесь в один ряд с различными верованиями и называется «сектой»: «От соединения Юпитера с Меркурием произошла христианская секта» (Ibidem). Под давлением резкой критики со стороны Церкви Блазий позднее осудил свои взгляды, однако сама идея естественного происхождения христианства сыграла значительную роль в подготовке языческого Ренессанса.

http://pravenc.ru/text/171507.html

Ибн Рушд ) трактатам Луллия, оставляя почти без внимания сочинения, посвященные полемике с последователями иудаизма и ислама, а также духовно-нравственные и естественно-научные трактаты (см.: Pomaro. 2005. P. 182-184; M ü ller. 2013. S. 111). Серьезные дискуссии среди исследователей вызвал вопрос о том, когда и почему Н. К. заинтересовался взглядами Луллия (обзор лит-ры и позиций см.: Reinhardt. 2005. S. 13-20). Одни исследователи полагали, что это могло произойти еще во время обучения в Падуе. Однако присутствие в Падуе последователей Луллия засвидетельствовано только для времени, когда Н. К. уже находился в Германии. В кон. 40-х или нач. 50-х гг. XV в. Н. К. действительно поддерживал контакты с падуанскими луллитами и получил в подарок от Фантино Дандоло, еп. Падуанского (1448-1459), рукопись с сочинениями Луллия, однако это не может объяснить раннего интереса Н. К. к луллизму. Др. исследователи предполагали, что о Луллии Н. К. впервые узнал от Геймерика де Кампо, а позднее вместе с Геймериком, знавшим о содержимом парижских б-к, посетил Париж (см.: Haubst. 1980; Colomer. 1982; Idem. 1983). Однако при всей рациональной убедительности этой гипотезы ее невозможно подтвердить прямыми свидетельствами источников, т. к. Н. К. нигде не упоминает о Геймерике в связи с поездкой в Париж или изучением работ Луллия. Мнение Р. Хаубста (см.: Haubst. 1980. S. 203-240), согласно к-рому в принадлежавшем Н. К. рукописном сборнике сочинений Луллия присутствует заметка Геймерика с его же маргиналиями (т. н. Ars generalis; Cusan. 83. Fol. 277r-303r; текст опубл. c атрибуцией Н. К.: Colomer. 1961. S. 42-46), даже в случае признания его справедливым, не может служить решающим доказательством, поскольку эта заметка находится в конце сборника и, вероятно, была присоединена к нему Н. К. в 30-х гг. XV в., а не во время поездки в Париж (см.: Reinhardt. 2005. S. 12-13). Хотя вопрос о побудительных мотивах обращения Н. К. к трудам Луллия остается открытым, не подлежит сомнению, что после работы в Париже в 1428 г.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

В этой концепции бросаются в глаза некоторые исходные посылки, вызывающие недоумение. Из чего, например, видно, что мир возникает из множества раздробленностей? Не стирается ли в этой теории граница, отделяющая человека от мира природного? Не выводится ли несовершенство человека из несовершенства природы? Только по одной причине: природа несовершенна – поэтому и человек несовершенен. Там был грех (еще не человеческий, а природный), а потом он переходит на человека. В природе нет греха, там есть понятие страдания. Когда страдает какое-то животное, мы это чувствуем и молимся даже за него. Ведь это тоже живая душа, и Господь видит его страдания. Богословы Запада вообще буквально истолковали слова Христа: идите и говорите Евангелие всей твари. В симфонии Малера (есть такой композитор) есть такая часть: «Проповедь Антония Падуанского рыбам». Он приходил и говорил рыбам, и они слушали его. Так что мир животный тесно связан с человеком, и владыка твари может распоряжаться жизнью животных и, конечно, вправе просить у Бога милости для животного мира. Таковы четыре типа истолкования догмата о грехопадении. Первое толкование освобождает нас от рабства перед буквой. Второе утверждает событийность падения (т.е. это не абстракция, а конкретное событие). Третье связывает несовершенство мира с грехом и свободой, а четвертое рассматривает падение в контексте всей мировой эволюции. Думаю, что каждый из вас должен в себе самом смоделировать собственный подход к этому событию на основе всего вышеизложенного, включающего и православную точку зрения. Так все-таки была ли эволюция? Кто-то говорит, что была, а кто-то – что не была. Сейчас есть эволюция на земле? Я согласен с тем, что сейчас ее нет. Слово «эволюция» я отождествляю со словами «Божественное дыхание», когда говорится: «И Дух Божий носился над водою» и сообщал природе определенные силы для ее развития. В Библии говорится, что производит земля и вода. И только акты творения жизни и творения человека в себе самих содержат возникновение принципиально нового. Во всем остальном я вижу премудрость Промысла Божиего, который вел процесс мироздания к определенному моменту – появлению на земле человека. Что такое я? Что такое мы все? Мы – прах земной. После смерти наши тела превращаются в прах земной. Я много раз убеждался в этом, беря в руки песок, который мы выкапываем из могил. Копают могилы и думают: вот-вот сейчас появится захоронение. Но ничего не остается. Проходит какие-нибудь 50–60 лет – и остается один только желтый песок. В этом песочке могут быть маленькие фрагменты костных останков, иногда какие-то вещи. То есть от человека остается чистый песок – прах земной, в который человек в конце концов приходит и из которого он взят.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Всякий смелый мыслитель, независимый естествоиспытатель был потому их личным врагом. И Галилей сделался таким врагом; ответом на его изобретения и открытия была смертельная ненависть и непримиримая борьба со стороны ученых монахов и иезуитов. Иезуиты не разбирали средств для достижения цели – поражения противника, неприкосновенная святыня была в их руках орудием для осуществления низких замыслов, Священное Писание , пройдя предварительно через горнило самых прихотливых толкований, должно было наложить печать молчания на уста Галилея. Мало того, что против него пущено было произведение Сития, иезуиты стали изыскивать другие, более практические способы погубить Галилея; во Флоренции, где они имели большую силу, начата была гнусная интрига, душею которой стал тосканский архиепископ Марцимедичи. Целью интриги было уличить Галилея в ереси. Не довольствуясь этим, иезуиты направили против него могущественное и страшное средневековое учреждение, находившееся в их распоряжении,  инквизицию; в бумагах инквизиции, относящихся к 1611 году, в первый раз попадается имя Галилея, в связи с неизвестным процессом Кремонини, профессора философии в падуанском университете. В протоколе заседания Священной Конгрегации 17 мая 1611 года встречается заметка: «справиться, поименован ли Галилей, профессор философии и математики, в процессе доктора Цезаря Кремонини». Очевидно, в заседании инквизиции рассуждали о Галилее и решено было припутать его к делу о Кремонини, который навлек на себя обвинение в атеизме. Попытка, вероятно, не удалась; потому что впоследствии ни разу не всплывала наружу. Но в руках врагов Галилея сочинение его получило иное значение. Оно давало им более прочную точку опоры для обвинения Галилея в том, что он идет в разрез с Свящ. Писанием и проповедует учение, не согласное с богооткровенными истинами. Несогласие они усматривали в теории о двояком движении Земли, годовом и суточном. При всяком удобном случае они старались внушить высокопоставленным и влиятельным лицам, что система Коперника, поддерживаемая Галилеем и его учениками, находится в прямом противоречии с известным местом книги Иисуса Навина и вообще расходится с Священным Писанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

[Марцелл; до избрания папой Римским Марчелло Червини] (6.05.1501, Монтефано, совр. пров. Мачерата, Италия - 1.05.1555, Рим), папа Римский (с 9 апр. 1555). Происходил из достаточно влиятельного тосканского рода; его отец, Рикардо Червини (1454-1534), чиновник Апостольской пенитенциарии (см. Трибуналы Римско-католической Церкви ), также был на службе у семьи сиенских банкиров Спаннокки; мать - Кассандра ди Доменико Бенчи да Монтепульчано († 1509). У Марчелло Червини было 2 сводных брата (от 2-го брака отца с Леонорой Эджиди) - Алессандро, который впосл. составил жизнеописание М. (ркп.: Cervini A. Vita di Marcello II//Archivio di Stato di Firenze. Carte Cervini. Filza 52), и Ромоло, который после изучения права в Падуанском ун-те участвовал в издательских проектах Паоло Мануцио, а также 2 родные сестры и 5 сводных. Одна из сводных сестер, Чинция, вышла замуж за Винченцо Беллармино; в этом браке род. Роберто Беллармино (см. Беллармин ), католич. богослов-полемист, деятель Контрреформации (в 1930 канонизирован Римско-католической Церковью). Марчелло Червини получил хорошее и разностороннее образование: отец давал ему уроки грамматики, риторики, основ философии, астрономии, а также архитектуры, агрономии, знакомил с литьем металлов, производством книг. Ок. 1520 г. продолжил обучение в Сиене, где занимался гл. обр. греческим языком, математикой (в к-рой продемонстрировал изрядные способности) и астрономией; он заручился покровительством кард. Джованни Пикколомини, архиеп. Сиены (1503-1529). В нач. 1524 г. Червини в составе делегации из Флоренции отправился в Рим, чтобы поздравить с избранием в нояб. 1523 г. на Папский престол кард. Джулио Медичи (папа Римский Климент VII в 1523-1534). Слухи о Червини как о талантливом математике получили широкое распространение (этому способствовали рекомендательные письма его отца - см.: Piacentini Scarcia. 1997. Р. 1431-1432), его привлекли к проведению разнообразных вычислений при подготовке реформы календаря (впосл. реформу провел папа Римский Григорий XIII (1572-1585); подробнее см. ст. Календарь ). В мае 1525 г. из-за начавшейся эпидемии чумы Червини уехал из Рима. В 1531 г. он получил покровительство кард. Алессандро Фарнезе (папа Римский Павел III в 1534-1549), к-рый был знаком с его отцом, но только после смерти отца (2 апр. 1534), урегулирования дел, связанных с наследством, и избрания папы Павла III Червини вернулся в Рим. Он стал секретарем у племянника нового понтифика Алессандро Фарнезе, кардинала-непота (подробнее см. ст. Кардинал ), с 1 янв. 1538 г. возглавившего папскую канцелярию. В Риме Червини получил возможность общаться с гуманистами - писателями, поэтами, переводчиками, учеными: Анджело Колоччи (1474-1549), Бернардино Маффеи (1514-1553), Карло Гвальтеруцци (1500-1577), Джованни делла Каза (1503-1556), Аннибале Каро (1507-1566), Франческо Мольца (1489-1544); переписывался с Бенедетто Варки (1503-1565), Пьетро Бембо (1470-1547), Пьеро Веттори (1499-1585).

http://pravenc.ru/text/2562320.html

   Из приведенного отрывка, взятого из дневника Крузия, видно, что на Западе очень внимательно относились к грекам, посещавшим тамошние университеты. Видно и то, что даже профессора-небогословы, вроде Крузия, любили заводить с ними богословские споры, стараясь отстаивать свои религиозные воззрения.    Кроме отрывочных сведений о некоторых греках, посещавших западные университеты, до нас сохранились и более обстоятельные известия об отдельных греческих выходцах, предпринимавших заграничные путешествия с научной целью в рассматриваемое время, т. е. в конце XVI и начале XVII в. Вот что, например, известно в этом отношении о Кирилле Лукарисе, впоследствии Александрийском и Константинопольском патриархе. Кирилл Лукарис, родившийся в 1572 г., очень рано сделался предметом попечений известного Александрийского патриарха Мелетия Пиги, который и позаботился об его образовании. По достижении Кириллом двенадцатилетнего возраста Мелетий отправил его на Запад, где только и можно было тогдашнему греку получить основательное научное образование. Сначала он учился в Венеции: здесь им было приобретено образование, подготовлявшее его к прохождению высшего курса наук; а потом он переправляется в Падую для занятий в тамошнем университете. Этот город принадлежал Венецианской республике, а потому здесь наука мало была стеснена по отношению к свободе преподавания; папский гнет, которого так опасались и боялись греки того времени, здесь отсутствовал. У кого же и чему учился Кирилл в Падуе? Насколько правительство здесь обнаруживало заботливость о нравственном поведении учащихся, настолько же оно оставляло без внимания характер и направление учащих. Уже об Якове Заборелле, падуанском профессоре, у которого раньше учился Мелетий Пига, известно, что он был скептиком, и о нем говорили даже, что он не верил в бессмертие души. Еще хуже того был один из здешних профессоров, у которого довелось слушать уроки Кириллу. Говорим о Цезаре Кремонини, считавшемся первым философом своего времени. Он умел привлечь к себе сердца своих учеников, они считали и восхваляли его как единственного профессора в своем роде.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Галилео Галилей (1564–1642) происходил из знатного, но бедного флорентийского рода. Закончил медицинский факультет Пизанского университета, впоследствии преподавал математику там же, а ещё позднее – в Падуанском университете (до 1610 г.). Изучал античную математику и философию. В 1609 г. изготовил подзорную трубу, а в следующем году результаты наблюдений над небесными телами опубликовал в работе «Звёздный вестник». У Галилея крепнет убеждённость в правоте коперниковой системы, и в 1632 г. он издаёт свою наиболее известную работу «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой». По поводу публикации этой работы в 1633 г. состоялся суд над Галилеем, на котором он отрёкся от высказанных в книге астрономических воззрений. Галилей исповедует теорию двойственной истины: есть одна истина, но открывается она двояким образом: как истина, изложенная в Священном Писании , и как истина, изложенная в книге природы. Они не противоречат друг другу, поскольку Священное Писание является книгой Божественного откровения, а книга природы – книгой Божественного творения. Но познавать эти две книги мы можем разными способами. Обе они самостоятельны: познавая Священное Писание путём откровения, путём веры или познавая книгу природы путём разума, мы приходим в конце концов к одним и тем же положениям. Священное Писание, по мысли Галилея, безошибочно, ошибаются его толкователи. Здесь Галилей занимает антисхоластическую позицию. Библию не следует понимать буквально; главное в понимании Библии – аллегорическое её исследование. Но когда человек изучает природу, он должен изучать именно природу, а не Библию, иначе происходит подмена методов, и пользы от такого исследования не будет. Главная заслуга Галилея – в создании основоположений современного научного естествознания. В чём же состоит та революция, которую он совершил? Обычно смысл её сводится к нескольким положениям. В частности, утверждается, что новая наука отошла от умозрительных принципов средневековой науки и стала больше опираться на опыт. Иногда говорят, что наука перешла от созерцания к деятельности. Утверждают также, что наука Нового времени стала отдавать приоритет физическим способам исследования. Очень часто утверждают, что наука возникла в результате борьбы с Церковью . Но это не совсем верные утверждения, поскольку основное отличие науки Нового времени от науки средневековой и античной состоит в другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010