С. 247-259; она же. Теория октоиха в поздних ссылках (трактат о ладах И. Тинкториса)//Гимнология. 2011. Вып. 6. С. 370-382; она же. «Начало. Середина. Конец»: Средневек. учение о ладе, как учение о муз. форме//Музыкальное искусство и наука в XXI в.: История, теория, исполнительство, педагогика. Астрахань, 2014. С. 22-27; Псевдо-Одо. Диалог о музыке/Пер.: Р. Л. Поспелова//От Гвидо до Кейджа. М., 2006. С. 339-357; Пушкина Ю. В. Ладовая мутация в зап. хорале XI в.: (Неизв. страницы истории)//Там же. С. 46-70; она же. Трактат Гвидо Аретинского «Микролог» в контексте муз. культуры Высокого Средневековья: АКД. М., 2009; Холопов Ю. Н. и др. Музыкально-теоретические системы. М., 2006. С. 88-92; Москва Ю. В. Францисканская традиция мессы: Модальность григорианского хорала. М., 2007; она же. Григорианская модальность и формообразование: На мат-ле францисканских рукописных книг Градуалов//Журнал Об-ва теории музыки. М., 2013. 2(2). C. 23 [Электр. ресурс]; Caldwell J. Modes and Modality: A Unifying Concept for Western Chant?//Music in Medieval Europe: Stud. in Honour of B. Gillinham/Ed. T. Bailey, A. Santosuosso. Aldershot, 2007. P. 35-48; Кюрегян Т. С. и др. Григорианский хорал: Учеб. пособие. М., 20082. С. 19-26; Atkinson C. The Critical Nexus: Tone-System, Mode and Notation in Early Medieval Music. N. Y., 2009; Сторчак Н. С. Многоликость лада в трактате Маркетто Падуанского «Lucidarium in arte musice plane»//Старинная музыка. М., 2014. 4(66). C. 4-8; она же. Теория ладообразующих видов кварты и квинты Маркетто Падуанского (или разъяснение о «музыкальных блюдах»)//Музыковедение. М., 2015. 6. С. 62-70; она же. Учение о ладовой переменности в «Разъяснении» Маркетто Падуанского//Науч. вестн. Моск. консерватории. 2016. 1(24). С. 46-59; она же. Акциденции и транспозиции в контексте нотационной практики григорианского хорала: К изучению ладовой теории Маркетто Падуанского//Гимнология. 2017. Вып. 7. С. 451-459; она же. Ладовая теория 7 веков назад: К изучению трактата «Lucidarium» Маркетто Падуанского: АКД.

http://pravenc.ru/text/2581627.html

De fide quidem sua sustiliter disserit, sed ita, ut sincero animo sentire ac facere omnia videatur. 127 Пихлер не соглашается с признанием историков Маргуния за учителя Кирилла Лукариса в Венеции и опровергает это признание хронологическим описанием жизни Маргуния; но на каком основании он делает такое, а не иное распределение жизни Маргуния, – мы не знаем, а потому соглашаемся с общим свидетельством историков. Gesch. des Protest. – 43. 129 Gesch. des Protest, in der orient. Kirche, 44–45. Из наставников Кирилла Лукариса в Падуанском университете более других замечательны были два профессора: Косар-Кремонин и Франц-Пикколомений. Косар-Кремонин (Cosarus Cremoninus) слыл за знаменитого философа в Падуанском университе. Он, будучи 4 лет от роду, до такой степени привлек к себе сердца учеников, что тем самым даже возбуждал зависть в своих сослуживцах. Вместе с товарищем своим Риккобаном (Riccobann) он восставал против иезуитских школ, и настоял на том, что сенат, вследствие ходатайства университета, решил, в 1591 году, уничтожить изуитские школы. Кремонин был профессором в Падуанском университете в продолжение 30 лет, и умер 80 лет слишком. О нем с уважением отзывался Кирилл Лукарис, и только осуждал его несправедливые взгляды на происхождении мира, Промысл, бесмертие души, и т. п. Другой учитель Кирилла Лукариса Франц Пикколомений был профессором в Падуе в продолжение 35 лет. По учености и особенно безупречной нравственности он был замечательным человеком. Еще в молодости он входил в спор с профессором Цабареллою (Zabarella), бывшим учителем Мелетия Пиги в Падуанском университете, и пытался примирить ученее Аристотеля с учением Платоновым. До самой смерти своей, последовавшей на 84 году его жизни, он считался первым профессором в падуанском университете. Кирилл Лукарис относился к нему с уважением, и порицал его только за то, что он иногда открыто с кафедры профессорской раскрывал латинское учение о предопределении и оправдании. 131 Geschichte des Protest., 49–50; сравн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кремонин был профессором в падуанском университете в продолжение 30 лет, и умер 80 лет слишком. О нем с уважением отзывался Кирилл Лукарис, и только осуждал его несправедливые взгляды на происхождение мира, Промысл, бессмертие души, и т.п. Другой учитель Кирилла Лукариса Франц Пикколомений, был профессором в Падуе в продолжение 35 лет. По учености и особенно безупречной нравственности он был замечательным человеком. Еще в молодости он входил в спор с профессором Цабареллою (Zabarella), бывшим учителем Мелетия Пиги в падуанском университете, и пытался примирить учение Аристотеля с учением Платоновым. До самой смерти своей, последовавшей на 84 году его жизни, он считался первым профессором в падуанском университете. Кирилл Лукарис относился к нему с уважением, и порицал его только за то, что он иногда открыто с кафедры профессорской раскрывал латинское учение о предопределении и оправдании. 138 Поэма о войне осторожской, краковского академика Пекалькского; печатные книги, изданные в Остроге. См. «Тр. к. д. ак.», 1867 г., 183 стр. 156 Andreae Wengerscii – IV. Письмо к Сигизмунду, стр. 467–469; письмо к Турновию, стр. 497; письмо к Брониевию, стр. 498. Monumeuta fidei Eccl. orient. Prolegom., стр. XXVIII. 163 Этими словами Кирилл Лукарис указывает на первое пребывание свое в юго-западной Руси – на Брестском соборе. 166 Кимель с жаром доказывает, что это письмо не принадлежит Кириллу Лукарису, а есть подлог П. Скарги. Monumeuta fidei Eccles. orient. Proleg., стр. XXVIII–XXIX. Но если принять во внимание то, что Кимель принадлежит к числу обвинителей Лукариса в протестантстве, – то доказательство его останется незаслуживающим доверия: он это делает с целью – уничтожить противоречие при речи о Кирилле, как кальвинисте. 167 М.О. Коллоничь в своих замечаниях об источниках для истории литовской церковной унии, говорит, что основою для сочинения М. Смотрицкого (Θρηνος) послужило исповедание веры Кирилла Лукариса, которое он написал в Литве, а Мелетий перевел на польский язык. T.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Наконец, все респонденты не поняли вопрос «Сколько лет вы исполняете эту обязанность», т.к. он относился не ко всему периоду священнослужения, а ко времени, проведенному на последнем месте исполнения пастырской деятельности. По этой причине, если количество лет священнослужения совпадало с количеством лет с начала последнего назначения и превышало 20, тогда период с начала последнего назначения вычислялся так: количество лет священнослужения минус 10. Поскольку епархиальные священники Падуанского диоцеза никогда не становятся настоятелями сразу после рукоположения, а назначаются приходскими викариями (вице-настоятелями) на период, длящийся около 10 лет. 3. Характеристики выборки Средний возраст респондентов оказался ниже среднего возраста всей совокупности священнослужителей Падуанского диоцеза. Как видно из таблицы 1, данные о возрастной группе от 50 до 59 лет и о группе от 60 до 69 весьма схожи, однако возраст значительной части священников еще не достиг 50 лет и только 37-ми – за семьдесят. Подобное можно сказать о количестве лет священнослужения: преобладают в выборке пресвитеры со стажем меньше 20-ти лет, а менее всего представителей духовенства, служащих более 40 лет.   Таблица 1 Процентное соотношение возрастных групп из общего числа священников Падуанского диоцеза и из числа респондентов   Возрастная группа     Выборка   Диоцез г. Падуя Общее количество   Немногим менее половины респондентов проживают с другими священниками (48%), большинство из них лишь с одним (29,3%). Кроме того, треть проживает с людьми не в сане (таблицы 2 и 3).   Таблица 2 Соотношение по количеству священников, с которыми проживают респонденты Число священников, с которыми проживает респондент   Таблица 3 Соотношение по числу людей, не имеющих сана, с которыми проживают респонденты Число людей, с которыми проживает респондент   Что касается деления по образовательному уровню, треть респондентов посещали начальные курсы богословия, но не сдали экзамены на степень бакалавра, вторая треть получила степень бакалавра, и лишь пятая часть получила более полное образование (аттестат или докторскую степень по церковным дисциплинам, диплом гражданского вуза или постдипломную специализацию) (таблица 4).

http://bogoslov.ru/article/1240589

И этого-то мученика за православие пристрастные историки, личные враги патриарха и враги православной церкви, называли и называют изменником своей веры, предателем восточной церкви. На сколько несправедливы все эти обвинения, мы покажем в последней части. 107 Так называли этот город арабы, а по-простонародному он назывался Кандия (Candia), от которого весь остров в позднейшее время получил название – Кандия. Geschichte des Protest. Pichler, стр. 37; Monumenta fidei Ecclesiae Graecae. Kymmel. Prolegomena, стр. 22 108 Другие говорят, что «Лукарис“ есть собственное имя его отца, обращенное в фамилию. См. Monumenta fidei Kymmel. Prolegom., стр. XXII. 112 Между греческими учеными из острова Крита можно упомянуть о Максиме Маргуние, бывшем после епископом цитерийским, Мелетие Пиге, александрийском патриархе, Мелетие Сириге и др. Monumenta fidei Kymmel. Prolegom. стр. XXII. 117 Есть свидетельство, что Кирилл Лукарис начал свое образование в Крите под руководством Мелетия Пиги. Monum. Fidei, Prolegom., – XXIII. 126 Chronicon Philip. Cypr., р. 431. Puto hune Graecum tantum eruditionis habere quantum hodie alium neminem. De fide quidem sua sustiliter disserit, sed ita, ut sincero animo sentire ac facere omnia videatur. 127 Пихлер не соглашается с признанием историков Маргуния за учителя Кирилла Лукариса в Венеции и опровергает это признание хронологическим описанием жизни Маргуния; но на каком основании он делает такое, а не иное распределение жизни Маргуния, – мы не знаем, а потому соглашаемся с общим свидетельством историков. Gesch. des Protest. – 43. 129 Gesch. des Protest. in der orient. Kirche, 44–45. Из наставников Кирилла Лукариса в падуанском университете более других замечены были два профессора: Косар-Кремонин и Франц-Пикколомений. Косар-Кремонин (Cosaras Cremoninus) слыл за знаменитого философа в падуанском университете. Он, будучи 40 лет от роду, до такой степени привлек к себе сердца своих учеников, что тем самым даже возбуждал зависть в своих сослуживцах. Вместе с товарищем своим Риккобаном (Riccobano) он восставал против иезуитских школ и настоял на том, что сенат, вследствие ходатайства университета, решил, в 1591 году, уничтожить иезуитские школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В Падуе, принадлежавшей к той же венецианской республике, греческая колония состояла собственно из учащихся и учащих. Падуанский университет в XVI веке считался одним из знаменитейших в Италии и Европе; кроме того, будучи ближайшим к Греции из всех увиверситетов западной Европы, он был местом образования, по крайней мере, для девяти десятых частей из всех греков, которые искали этого образования в западной Европе. Сильным приливом греков в Падуанский университет объясняется и происхождение падуанской гимназии для греков. Учреждение ее вызвано нуждой иметь под рукой среднее учебное заведение для приготовления к слушанию университетских лекций. Время открытия падуанской гимназии, как и венецианской, относят к началу XVII века. Наконец, многие из греков, жаждавшие просвещения, получали образование в римских коллегиумах. Но воспитание здесь греков не оставалось без вреда для их православных убеждений: римские коллегиумы были одним из средств распространения на востоке латинского влияния. В этом отношении особенно важное значение имел коллегиум св. Афанасия в Риме, основанный папой Григорием XVIII в 1577 году. Здесь предположено было давать высшее образование греческим юношам; даровое содержание и обучение за счет папы привлекали сюда молодых греков, особенно из Пелопонеса и с островов. В коллегиуме, казалось, не думали латинить молодых греков, напротив, оставляли их при своих обычаях, языке, греческих учителях, греческом богослужении, внушая им, что назначение их – возвратиться и нести свет образования на родину. Но дух воспитания был дух римской церкви, основа его – флорентийская уния. По окончании образования в означенном коллегиуме, многие из воспитанников греков возвращались на родину верными сынами Церкви православной; но много было и таких, которые, возвратившись на родину и сделавшись ректорами школ, священниками и епископами в разных греческих городах, являлись ревностными слугами римского папы, словом и делом содействовали распространению папской власти на востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По иронии судьбы, храм, из которого украли Распятие, освящен в честь св. Антония Падуанского, которого католики почитают как помощника в обнаружении украденных и потерянных вещей. 8 декабря. ПРАВМИР. Неизвестные преступники похитили из католической церкви в Нью-Йорке Распятие высотой 1,5 метра прямо во время службы. Воры действовали во время проведения Мессы беспрепятственно. Очевидно, во время более раннего посещения католической церкви они ослабили соединительные болты в основании Распятия,  — сообщает Седмица.Ru Крест находился в вестибюле церкви, где над ним было начертано: «Иисус хотел бы, чтобы мы все Ему поклонялись». По иронии судьбы, храм, из которого украли Распятие, освящен в честь св. Антония Падуанского, которого католики почитают как помощника в обнаружении украденных и потерянных вещей. Расследованием кражи занимается полиция. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 31 июля, 2018 1 декабря, 2014 31 августа, 2023 16 августа, 2023 14 декабря, 2021 10 декабря, 2018 20 ноября, 2018 8 ноября, 2018 2 августа, 2018 31 июля, 2018 1 декабря, 2014 31 августа, 2023 16 августа, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/v-nyu-yorke-raspyatie-...

Трактатом «Lucidarium...» М. П. внес значительный вклад в теорию модальных ладов. Пытаясь разрешить актуальную для средневек. теории проблему ладовой атрибуции песнопений, М. П. предложил ряд ее оригинальных решений. При определении лада песнопения М. П. большее внимание уделяет т. н. видам (species) кварты и квинты (по-разному заполненные, они составляют звукоряды ладов), чем финалису и амбитусу песнопений. При этом в зависимости от ориентации видов кварты и квинты на финалис или конфиналис (5-я ступень вверху от финалиса) он разделяет лады песнопений на «правильные» (regularis, заканчивающиеся в финалисе, т. е. нетранспонированные), «неправильные» (irregularis, заканчивающиеся в конфиналисе, т. е. транспонированные на квинту вверх) и «выстроенные» (acquisitus, заканчивающиеся на др. звуках, т. е. не в финалисе и конфиналисе, а транспонированные на др. высоту, напр., как в причастном антифоне «Beatus servus», на кварту вверх). Исходя из амбитуса песнопений, зачастую не соответствующих заданным теоретической традицией параметрам автентических ладов и плагальных ладов , М. П. создает разветвленную классификацию, разделяя лады на «совершенные» (perfectus), «несовершенные» (imperfectus), «сверхсовершенные» (plusquamperfectus), «объединенные» (mixtus), «смешанные» (commixtus). Категория «смешанного» лада (tonus commixtus) связана уже не с внешними изменениями границ амбитуса лада, а с внутренними переменами в звукоряде. На примере разных способов «разбивки» (термин Лебедева) - interruptio - одного из видов квинты М. П. показал возможность появления этого интервала в границах разных ладов ( Сторчак. 2016). Мотет Маркетто Падуанского «Ave Regina caelorum». Фрагмент расшифровки по изд.: Beck E. M. Marchetto da Padova. 1999. P. 14 Мотет Маркетто Падуанского «Ave Regina caelorum». Фрагмент расшифровки по изд.: Beck E. M. Marchetto da Padova. 1999. P. 14 Трактат «Pomerium in arte musicae mensuratae», посвященный проблемам мензуральной нотации и ритмики, состоит из 3 книг, разделенных на главы. Вклад М. П. (входящего в «большую тройку» мензуралистов XIV в. наряду с Филиппом де Витри и Иоанном де Мурисом ) в теорию музыки состоит в систематизации мензурального учения периода Франко Кёльнского и его последователей, переносе этого учения на итал. почву и установлении принципов итал. мензуральной нотации. Подобно Филиппу де Витри, М. П. уравнял в правах двойное и тройное деления бревиса, а также выстроил оригинальную систему делений темпуса (divisiones), фактически представляющую собой возможные сочетания мензур собственно темпуса и уже существующей de facto пролации (т. е. деления семибревиса), которая, однако, не имеет еще статуса самостоятельной мензуры (нет у М. П. и термина prolatio). Музыкально-теоретическая традиция трактата «Pomerium...», ставшая основой итальянской мензуральной теории эпохи Треченто, была подхвачена и в каком-то смысле завершена другим значительным итальянским теоретиком - Просдочимо де Бельдоманди - в XV в.

http://pravenc.ru/text/2562336.html

Т. о., декорация болонских Библий по композиции страницы близка к франц. образцам, а по стилистике и иконографии сюжетных сцен - к произведениям визант. искусства. Ученые выделяют т. н. первый (1260-1270) и второй (с 1280) болонский стили. Композиции, исполненные в «первом стиле», близки «maniera greca», а во «втором» - стилистике палеологовского ренессанса. В посл. четв. XIII в. болонские мастера создавали рукописи с полностраничными миниатюрами на сюжеты земной жизни Иисуса Христа. В них также заметно визант. влияние. Среди таких рукописей - Эпистоларий мастера Джованни да Гайбана (Padua. Bibl. Capit. S. n., 1259 г.). В конце века появилась группа рукописей, состоявшая в основном из Библий и Псалтирей, при создании которых были использованы визант. модели. В нее входят Падуанская Псалтирь (Paris. Smith-Lesouef 21, посл. четв. XIII в.) и Псалтирь из университетской б-ки в Болонье (Bonon. 346, посл. четв. XIII в.). Сошествие во ад. Миниатюра из Падуанской Псалтири. Посл. четв. XIII в. (Paris. Smith-Lesouef 21. Fol. 213v) Сошествие во ад. Миниатюра из Падуанской Псалтири. Посл. четв. XIII в. (Paris. Smith-Lesouef 21. Fol. 213v) В Юж. Италии, возможно в Неаполе, при кор. Сицилии Манфреде (1258-1266), сыне Фридриха II Гогенштауфена, были изготовлены несколько рукописей, в трактовке фигур и драпировок, в инициалах и оформлении страниц которых заметно влияние англо-франц. миниатюры: Библия Манфреда (Vat. lat. 36, 1250-1258 гг.), трактат Фридриха II о соколиной охоте (Vat. Palat. lat. 1071, 1258-1266 гг.), трактат Пьетро да Эболи о банях в Поццуоли (Angel. 1474, 1260 г.) и Библия Конрадина (Baltim. W. 152, 1260-1270 гг.). Раздача зерна во Флоренции. Миниатюра из трактата Доменико Ленци «Il Biadaiolo» (Laurent. Tempi. 31355. Fol. 79) Раздача зерна во Флоренции. Миниатюра из трактата Доменико Ленци «Il Biadaiolo» (Laurent. Tempi. 31355. Fol. 79) В XIV в. в итал. книжной миниатюре сосуществовали различные стилистические течения, что было связано с разной художественной ориентацией отдельных центров.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Первые годы жизни и деятельности Галилея связаны с городом Пизой: здесь он родился (18 февраля 1564 г.), здесь провел часть своего детства, в пизанском университете он учился, в том же университете занимал потом кафедру математики. Натянутые отношения к некоторым влиятельным лицам, особенно из придворной сферы, сделали положение Галилея в пизанском университете шатким, он оставил занимаемую им кафедру и, по ходатайству своего доброжелателя и почитателя Гвидубальдо дель Монте, получил кафедру математики в падуанском университете. Блестящими лекциями в падуанском университете Галилей скоро приобрёл всеобщую известность; слушатели стекались к нему толпами, и число их быстро возрастало; приезжали послушать его даже высокопоставленные лица, как то: Фердинанд, эрцгерцог австрийский, Филипп, ландграф гессенский, князья Эльзаса, Мантуи и др. Несмотря однако ж на такую лестную популярность, университетская деятельность тяготила Галилея: лекции отнимали у него много времени и мешали научным исследованиям. Он стал искать такого положения, в котором бы, пользуясь содержанием, не был стеснён никакими обязательствами и на свободе смог бы заниматься изысканиями. Он вошёл в сношения с тосканским двором, и великий герцог Флоренции Козьма II согласился сделать его математиком и первым философом в пизанском университете (без обязанности читать лекции), а также при своей особе, с жалованием в 1000 скуди флорентийскою монетою. В 1610 г. Галилей переселился из Падуи, где он пользовался покровительством свободной венецианской республики во Флоренции, под защиту молодого государя, находившегося под влиянием Рима и иезуитов, которые держали в своих руках политику и науку. Этот в высшей степени неосторожный шаг Галилея имел роковое значение в его судьбе: он оставался до конца своей жизни (1642 г.) придворным математиком и первым философом, аккуратно получавшим свои 1000 скуди; но за то очутился во власти иезуитов и римской курии; флорентийское правительство не в состоянии было оказать ему такой защиты, какую могла оказать своим учёным венецианская республика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010