В наши дни стало популярным лечиться нетрадиционными методами: у экстрасенсов, в магических салонах или применяя различные восточные методики. Ассортимент предлагаемых услуг огромен. Церковь же часто обвиняют в том, что она якобы совершенно не интересуется физической стороной жизни, не имеет никаких практик для оздоровления организма, как, например, религии Китая и Японии. Действительно, в христианстве нет разных дыхательных упражнений, гимнастик, йоги. В христианстве ставятся иные цели и задачи. Но это вовсе не значит, что физическая сторона подностью обделена вниманием. Сам Христос совершил огромное количество исцелений, среди которых встречаются и такие, которые просто не укдадываются в рамки человеческого понимания. Как пример можно привести исцеление слепых, парализованных, прокаженных и даже воскрешение умерших. Апостолы, посланные и наученные Христом, тоже исцеляли больных. Церковь и в дальнейшем продолжала заботиться о людях, не только облегчая их душевное состояние, но и физическое. 0б этом говорит апостол Иаков в своем послании: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров (священников – прим. ред.) Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5, 14–15 ). Так совершалось у первых христиан Таинство Елеосвящения, или Соборования 45 , и с самого начала оно понималось как Таинство исцеления тела и души (прощение грехов). Постепенно чин Елеосвящения развивался. В первые века христианства оно совершалось преимущественно у постели тяжелобольных. Позже, когда возникла практика строить при храмах больницы (еще один пример заботы о физическом здоровье), совершение Таинства Елеосвящения переместилось в Церковь . Сейчас в храмах Соборование совершается преимущественно Великим постом, который является временем сугубого покаяния. В этом Таинстве прощаются также забытые грехи. Поэтому на Соборование приходят не только больные люди, чтобы получить исцеление от болезней, но и здоровые – для очищения своей души от всех грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закончил жизнь Понтий Пилат бесславно. Вскоре после этих событий он был отозван в Рим и заточен в тюрьму, где покончил с собой. О пятом члене Символа веры Христиане верят, что Христос воскрес на третий день после смерти на Кресте. После Воскресения Христос в течение сорока дней являлся ученикам, беседовал и ел с ними, чтобы показать, что Он действительно воскрес телом. Воскресение Спасителя, Его страдания, смерть и погребение были предсказаны еще в Ветхом Завете. Именно это имели в виду составители Символа веры , говоря по Писанием, то есть согласно Писаниям, предсказаниям ветхозаветных пророков. О шестом члене Символа веры Под Небом, о котором говорится в Священном Писании , не следует понимать какое-то конкретное место во вселенной и тем более наше небо – атмосферу Земли. Небо – это другой мир, иное состояние бытия. Слова одесную Отца означают: по правую сторону, на первом месте, во славе. Согласно древнему царскому церемониалу, сидение по правую руку от царя означало соучастие в царских почестях, во власти и управлении царством. Этими словами подчеркивается равенство Иисуса Христа с Богом Отцом в Их славе и могуществе. О седьмом члене Символа веры О Своем Втором пришествии Христос сказал: Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24, 27 ) 39 . Подробно описав признаки Своего Второго пришествия, Христос, однако, не открыл нам его сроки. Нигде в Библии нет точного указания на дату конца света, поэтому всякие вычисления и прогнозы с точным указанием года не имеют под собой никакой почвы и, как показывает практика, ни разу еще не сбылись. Ко Второму пришествию Спасителя мы должны быть готовы всегда. Христос сказал: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет ( Мф. 24, 42 ). О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф. 24, 36 ). Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян. 1,7 ). Совершителем последнего суда будет Сам Иисус Христос . Предметом суда будут не только дела – добрые и злые, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. После суда праведные обретут жизнь вечную, а грешные будут отвергнуты.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И на тимпанах взыграйте. В честь праздника вы затрубите сегодня. Ночь новолунья — самое время, И пусть устав и закон Господний Вовеки чтит Авраамово племя. Иосиф с сонмом наших предтеч В земле Египетской прозябали И вдруг доселе невнятную речь, К себе обращенную, услыхали: «Я с плеч ваших взял непосильную тяжесть, С рамен неподъемную снял поклажу, Меня вы призвали, и Я услыхал, От грома избавил Я вас счастливо, От бед оградил, и путь указал, И вас испытал при водах Меривы. Израиль, тебя Я учил, говоря, Что Я Твой Бог и нету иного, Израиль, судьбу твою животворя, Я вывел тебя из края чужого. Но ты, беззаконье и грех свой творя, Не слышал этого вещего слова. И тех, кто упрям, Я на путь не наставил, Упрямству сердец Я их предоставил. О если б, народ Мой, ты праведно жил И если 6 Моих не оспаривал правил, Я всех бы врагов твоих усмирил, На этих врагов Свой гнев бы направил. Я бы их, злобных, заставил смириться, Сынов бы Израиля привечал, Питал бы обильным туком пшеницы И медом, который бы лился из скал». Н. Басовский - 81-й псалом (Асафа) Пойте Богу, единому в мире, в песнопенье вложите весь жар, на тимпане играйте и лире, в новолунье трубите в шофар! Восхвалите псалмом стоголосым установленный Богом закон — проходил по Египту Иосиф и услышал Всевышнего он: «Я народ Мой от бедствий избавил, и с плеча его тяжесть убрал, и свободными руки оставил, чтобы тот на псалтири играл. О народ Мой, тебя охраню Я, и утишится давняя боль, только в тёмную веру иную обратиться себе не позволь! Кто тебя, услыхав твои стоны, из Египетской вывел земли? Моему подчиняйся закону, и уста Я наполню твои». Но Меня не услышал Израиль и не взял ничего от щедрот, и тогда Я народ Мой оставил: пусть упрямец, как хочет, живёт. О когда бы Меня он послушал и Моими путями ходил! Я б спасал его тело и душу и удары врагов отводил. Неприступными стали б границы, получил бы он всё, что искал; Я б кормил его туком пшеницы, мёд ему добывал бы из скал! Псалом 81. Канонический русский перевод Псалом Асафа. 1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: 2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? 3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; 4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых. 5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. 6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; 7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. 8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы. Г. Державин - Властителям и судиям

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; Стрелы ее — стрелы огненные; она — пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем. (8,6-7) Любовь моногамна по природе. Невеста для Жениха «единственная». В ней он находит как бы свое «второе я», без которого не может жить. Так же и Невеста, несмотря на препятствия, всей душой стремится к своему возлюбленному. В радости соединения двоих осуществляется замысел Господень, цель которого — конечное единство и гармония всех. Земная любовь есть как бы школа, подготавливающая к высшей христианской любви. Но Песнь Песней имеет более глубокий, мистический смысл. Именно то, что земная любовь становится в Библии символом отношений между Богом и человеком , делает ее еще прекрасней. Уподобляя Завет брачному союзу, в котором «двое одна плоть», Слово Божие учит о высоком достоинстве чистой человеческой любви. Неслучайно Церковь относит брак к числу своих таинств. Православный богослов С. Н. Троицкий отмечал, что это единственное из семи таинств, основание которому было положено Богом изначала, еще в Ветхом Завете. Примечание. Кроме синодального и венского переводов Песни Песней есть и два новых: А. Эфроса (1909) и И. Дьяконова (1973). Существует также много поэтических переложений книги и ее частей (Державина, Байрона, Пушкина, Фета и др.). Навеянная Песней, повесть А. Куприна «Суламифь» построена на одном из вариантов буквального понимания книги. Вопросы для повторения 1. В какой период написано большинство Учительных книг? 2. Перечислите Учительные книги. 3. Какие книги относятся к «писаниям мудрецов»? 4. Чем они характеризуются? 5. Что значит название «Песнь Песней»? 6. Какие существуют мнения о времени написания Песни Песней? 7. Каковы литературные особенности книги? 8. Какова ее композиция? 9. Что означает слово «Суламита»? 10. Когда была включена Песнь Песней в канон? 11. В чем заключается ее буквальное толкование?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Итак, наши дети, вступая в пору юности, молодея, входят в самый тяжелый момент своей жизни. С пониманием, терпением и состраданием отнесемся к этому их тяжелому состоянию. Пусть примером в их жизни будут такие молодые люди, как юный Иосиф Прекрасный, который бегал не за грехом, а от греха; пусть примером для них станет юный ап. и епископ Тимофей, который решительно под руководством опытного духовника ап. Павла преодолевал соблазны современного ему мира. Посоветуйте вашим детям, молодым людям внимательно изучить оба послания ап. Павла к Тимофею, и пусть утешением для них станут слава сего Апостола: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим.4,12–16 ). ВОПРОС: Атеисты говорят, что религия возникла из-за страха, который человек испытывал перед силами природы. Так ли это? ОТВЕТ: Я думаю, что природа религиозного чувства сокрыта в том обстоятельстве, что человек был создан по образу и подобию Бога. Не страх, а самосознание приводит человека к мысли о Боге. Великий русский поэт Державин писал: «Я есть, значит, есть и Ты». Христос прямо призывает нас искать Царство Божие внутри нас самих. В Библии сказано: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим.4,16 ). Некоторые утверждают, что религиозное чувство есть продукт того страха, который человек испытывает перед возможной болезнью и неизбежною смертью . Но и подобное представление ошибочно: продуктом вышеозначенных фобий (страхов) скорее всего является медицина, но никак не религия. Религиозное чувство учит человека терпеливо переносить болезни и саму смерть, а не отодвигать их от себя любою ценою. И более того, религиозные люди охотно могут идти за свои убеждения и на саму смерть и совершенно спокойно переносить самые тяжелые болезни, претерпевать любую боль в мученичестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как символ зеленых пальмовых ветвей праздничное облачение священников – зеленое. Вознесение Господне Празднуется в четверг, на 40-й день после Пасхи Само название праздника говорит о том событии, которое в этот день торжественно празднует Церковь . После Воскресения Христова прошло 40 дней, и в течение всего этого времени Иисус Христос являлся Своим ученикам и говорил им о Царствии Божием. Число 40 имеет у христиан сакральный, мистический смысл. 40 дней плавал в водах всемирного потопа на своем ковчеге праведный Ной; 40 дней постился в пустыне пророк Моисей; 40 дней провел в пустыне Иисус Христос перед выходом на проповедь; наконец, Церковь верит, что в течение 40 дней после смерти души усопших остаются с нами и не покидают еще окончательно земных пределов. В сороковой день Господь взошел на вершину Елеонской горы в окрестностях Иерусалима. Его сопровождали апостолы. Согласно церковному Преданию, среди них была и Богоматерь. Прощаясь, Господь дал ученикам завещание: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Так сказано в Евангелии от Марка ( Мк. 16, 15–16 ). И еще, перед тем как телесно вознестись на небо, Спаситель пообещал апостолам и всем нам, жившим, живущим и тем, кому только предстоит жить на земле: Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28, 20 ). Благословив учеников, Господь стал возноситься на небо, и облако взяло его из вида их. И когда они смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1, 11 ). Как пишет евангелист Лука: Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью ( Лк. 24, 52 ). Теперь ученики окончательно убедились в Божестве Иисуса Христа. Цвет праздничного облачения духовенства – белый. Тропарь праздника: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Надо бы побольше, ведь супруг при штурме погиб. БЕЗ СВЯЗКИ ДУХОВНОГО и мирского, православного и светского настоящей, спасающей литературы не рождается. Настоящая у нас, в России, она вся из церкви. Митрополит Иларион, преподобный Нестор - это понятно и не обсуждается. Но потом, хотя бы кратко, такая закономерность, такое движение в веках: Державин - митрополит Платон, Пушкин - митрополит Филарет, Гоголь - отец Матфей, Достоевский - старец Амвросий… В наше время: Солоухин - Патриарх Пимен, Белов - митрополит Иоанн, Распутин - Патриарх Алексий… Это явное и это совсем малое исчисление благотворного направляющего влияния духовенства на писателей. Названы крупные иерархи, а общение писательское, в основном, было с батюшками. И бывали, и бывают наши братья - современники, мастера русского слова, под епитрахилями на исповеди у наших замечательных батюшек, «им же несть числа». Не учитывая этого, понять русскую литературу невозможно, и даже глупо пытаться. ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЧТЕНИЯ Деяний святых Апостолов, текстов из Евангелия, Псалтыри очень освежают голову и питают сердце. Они же не случайно избраны и рекомендованы к прочтению именно на этот день. И как торжественно выносится Евангелие в Храме, как готовятся молящиеся к слушанию Его. «От святаго Евангелиста Иоанна чтение!» - возглашает батюшка. «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», - закрепляет хор. И, в последнюю секунду перед чтением возглас: «Вонмем!» - то есть: замрём, растворимся во внимании, будем слушать. Тихо в храме. Медленно, громко, спокойно, чётко проговаривает строки Писания батюшка или диакон. (Сегодня о запрете апостолам от членов синедриона говорить об Иисусе. Вместе с тем в Иерусалиме и окрестностях уже известны многие чудеса, свершённые Христом, уже здравы те, кого все знали неизлечимо больными. И члены синедриона «призвав их (апостолов), приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса), Но звучит великий ответ: «Но Петр и Иоаннн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/16/...

Нравственные законы Ветхого Завета были восприняты христианством. Но если в Ветхом Завете говорилось преимущественно о внешних поступках человека, то в христианстве главное значение приобретает внутреннее его состояние. Христос показал нам более глубокое и духовное понимание Моисеевых заповедей. Вот что говорит нам Сам Спаситель в Нагорной проповеди : Вы слышали, что сказано древним: не убивай... А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду... Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем... Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (см. Мф. 5, 21–44 ). По этим нравственным законам Нагорной проповеди воспитывались многие поколения людей на протяжении двух тысяч лет. И то, что мы сейчас воспринимаем как нормальные человеческие отношения, по которым живут цивилизованные люди в цивилизованных государствах, на самом деле имеет христианские корни. В историческом развитии русской нации, в формировании ее христианской души и совести, несомненно, самую главную роль сыграло покаяние. Один из наиболее любимых национальных образов – это образ раскаявшегося и ушедшего в монахи грешника. Через все наше искусство, литературу красной нитью проходит все та же тема – покаяние. Первым прощеным человеком, вошедшим в Царство Небесное, был разбойник, распятый вместе со Христом. Если судить по человеческим законам, был он разбойником, разбойником и умер. Господь же судил иначе. Только Он знает, что произошло в душе этого злодея за несколько минут до смерти. Именно эти мгновения искупили и оправдали всю его многогрешную жизнь и открыли двери Царства Небесного. Настоящее раскаяние в своих грехах и покаяние перед Богом очищают человека, и в этом смысле покаяние может стать рождением в новую жизнь, «вторым Крещением» – такое определение мы находим в чинопоследовании Таинства Покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О восьмом члене Символа веры Святой Дух – такой же истинный Бог , как и Отец и Сын. Поэтому мы называем Его Господом. Животворящим Он называется потому, что вместе с Отцом и Сыном дает всему жизнь. О соучастии Святого Духа в сотворении мира сказано в Ветхом Завете: Дух Божий носился над водою ( Быт. 1,2 ). Святой Дух – не безличная Божественная сила, Он обладает всеведением (см. 1Кор. 2, 10 ) и волей (см. 1Кор. 12, 11 ). Как истинному Богу Ему подобает поклонение и прославление, равное с Отцом и Сыном. Христос сказал нам, что Дух Святой исходит от Отца – это личное свойство Святого Духа (см. Ин. 15, 26 ). Во времена Ветхого Завета Святой Дух говорил с людьми устами пророков (глаголавшаго пророки), а сейчас Его дары получает всякий, принимающий Крещение (после совершения Таинства крещаемый помазывается святым миром со словами: Печать дара Духа Святаго. Аминь) 40 . Все, что совершается в Церкви: все Таинства, богослужения, молитвы – все это вдохновлено и проникнуто Святым Духом. На пятидесятый день после Воскресения Христова, в праздник Пятидесятницы, Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов. Этот день вошел в историю христианства как день рождения Святой Церкви. С тех пор Церковь считается особым местом присутствия Третьей Ипостаси Святой Троицы, где каждый христианин может получить дары Святого Духа через Таинства и молитву. Именно Святой Дух дает человеку познание Бога и возможность общения с Ним. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12, 3 ), то есть увидеть во Христе Бога может только тот, кому помог в этом Святой Дух. О девятом члене Символа веры Церковь – это все христиане, и живые, и отошедшие в мир иной, соединенные между собой верой, молитвой и Таинствами. Христос начал создавать Церковь еще во время Своего земного служения. Избрание апостолов, Тайная вечеря и Пятидесятница стали важнейшими этапами создания Церкви. Апостол Павел называет Церковь Телом Христовым: Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом... И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12, 12–13, 27 ). Итак, все множество людей, соединившихся с Иисусом Христом: от Матери Божией Девы Марии и апостолов до ныне живущих христиан, – составляют единое Тело Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Однажды св. Колумба созвал своих монахов и сказал им: “Поможем молитвой монахам игумена Комгела, которые утопают в этот час в Телячьем озере, ибо вот в этот момент они сражаются в воздухе против сил зла, тщащихся захватить душу чужестранца, которая утопает вместе с ними”. Затем после молитвы он сказал: “Благодарите Христа, ибо сейчас святые Ангелы встретили эти святые души, освободили того чужестранца и с торжеством спасли его от воинствующих демонов”» 458 . Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Получив земные чувства он (то есть наделенный тем или иным талантом человек. – О.С.) усвоил себе познание о небесном, познавая Творца через тварей, бестелесное – через телесное, невидимое – через видимое и вечное  – через кратковременное » 459 . Сказано: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим.1:19–20 ). Возможно естественное познание Бога – через рассматривание мира природы, как в себе, так и вне себя, как некогда воспел стихотворец Державин: Как капля, в море опущенна, Вся твердь перед Тобой сия. Но что мной зримая вселенна? И что перед Тобою я? В воздушном океане оном, Миры умножа миллионом Стократ других миров, – и то, Когда дерзну сравнить с Тобою, Лишь будет точкою одною: А я перед Тобой – ничто. Ничто! – Но Ты во мне сияешь Величеством Твоих доброт; Во мне Себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод. Ничто! – Но жизнь я ощущаю, Несытым некаким летаю Всегда пареньем в высоты; Тебя душа моя быть чает, Вникает, мыслит, рассуждает: Я есмь – конечно, есть и Ты! 460 Сказано: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим.4:16 ). И мы читаем далее: Мф.25:17 . «точно так же и получивший два таланта приобрел другие два». Святитель Григорий Великий пишет: «Есть такие, которые, словно бы став обладателями двух талантов, получили способность осмыслять и воплощать, – они понимают тонкость внутреннего (содержания явления) и совершают внешне удивительные поступки.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010