713» и т.п. Иногда во втором месяцеслове встречаются дополнения к первому. Так, 10-го июня в первом месяцеслове нет и упоминания о свв.мм. Александре и Антонине, а во втором указана их память и сделана цитата: «Surius t. 3, f. 75 больше листа». То же самое надо сказать и о ссылках на источники, рассеянных по листам бывшего у Святителя Пролога. Там также есть и повторения и дополнения. Из вторых отметим: 4 марта, к памяти свв.мм. Павла и Иулиании – «Surius t. 4, f. 759»; апреля 12-го, к памяти преп. Афанасии «Surius t. 4, f. 672»; марта 11 -го, к памяти св. Пиония, – «Surius t. 1, 787». 149 Ср. Четии-Минеи, 25 февраля и Сурий, т. I, л. 1056. Подобное см. 8 декабря – житие св. Иоанна молчальника, написанное монахом Кириллом, а по нем писал С. Метафраст, Сурий, т. III, л. 295; 7-го февраля – житие св. Парфения Лампсакийского, «написанное Криспином и у Метафраста положенное», Сурий, т. I, л. 922; 17-го февраля – житие св. Феодора Тирона, «писанное от очевистнаго писателя, смотревшего на страдания святого. У Метафраста обретается» – Сурий, т. VI, л. 230; апреля 26-го – житие св. Василия Амасийского – «от Иоанна пресвитера Никомидийского и от Метафраста», – Сурий, т. II, л. 974; июня 18-го, житие свв.мм. Леонтия, Ипатия и Феодула, «написанное от очевистнаго свидетеля кир Нотария, обретается у св. Метафраста» – Сурий, т. III, л. 796; июня 23-го – повесть о покаянии Феофила, описанная очевистным писателем Евтихианом Клириком, иже бе слуга его. Обретается у Метафраста» – Сурий, т. I, л. 847; июня 25-го – житие св. Февронии девицы, списанное Фомаидою инокинею, смотревшею на страдание ея. Обретается у Метафраста» – Сурий, т. III, л. 739. 153 Ср. Четии-Минеи 24 сентября, Сурий, т. V, л. 389 и ВМЧ, изданные Археографической Комиссией, вып. II, стб. 1376–1390. Подобное см. 28 ноября – житие св. Стефана нового – Сурий, т. VI, л. 660; 7 декабря – житие св. Амвросия Медиоланского – Сурий, т. II, л. 525 и др. 154 Ср. Четии-Минеи, 11 апреля, Сурий, т. II, л. 683 «martyrium ex S. Metaphraste» и Acta SS., апрель, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

мученица сама «огласи» игемона Александра, – свят. Димитрий пишет, что она «повеле епископу Антонину огласити его» 563 ; писатель жития св. первомученицы Феклы Василий Селевкийский и Метафраст говорят, что св. дева крестилась в водоеме, куда сама бросилась со словами: «Во имя Твое, Господи, я крещаюсь в сей последний день», – Святитель, упоминая о ввержении св. Феклы в яму с различными гадами, умалчивает о крещении 564 ; в житии св.м. Христины о крещении ее Святитель рассказывает, что когда святая была брошена в море, «и бысть ей море то купелию крещения святаго, его же желаше и облак светел осени тую и глагол бысть свыше имя св. Троицы, по чину св. крещения, над нею вещающ, и виде Господа явльшася ей и радостотворныя словеса к ней изрекша»...В великих Четиих-Минеях, которые были источником для Святителя, тот же самый факт описан совершенно иначе: «И се рекши Святей Христине в нощи среде моря, прииде глагол с небесе, глаголя: Христино, услыша Бог молитву твою, и абие прииде с облак светел с небесе глаголя: радуйся, Христино, и крепися, Бог бо с тобою есть: и абие паде Христина на ногу и рече: се свет Господа моего помогаяй мне, и абие Господь Иисус Христос простер руку свою положи на главе ей и востави ю лежащу ницу и рече к ней: аз есмь Христос, его же возлюби и нарече имя Отца и моли взяти крещение воскресению, аз есмь Христос свет подая наричающим мя и верующим в мя, приидох осветите чистое отроча Христино. И поим ю сын Божий крести в мори, глаголя: крестится Христина в отец мой Бог небесный и во имя сына его и в святый дух мой и предаю тя архаггелоу Михаилу иакоже по трудоу и по страданию твоему ведет тя на место праведных, и поим ю Михаил изведе ю на сухо» 565 . Предполагаем, что все эти и подобные им отступления от источников Святитель сделал потому, что находил неудобной и не соответствующей цели своего труда буквальную их передачу. В частности, о таинствах он всегда старался передать своим читателям обычное, принятое Церковью учение и поэтому все, что не согласовалось с ним, видоизменял или пропускал.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Филитера – на 30-е декабря; 2-го июня – св. Александра Цареградского – на 30 августа; 13-го – св.м. Антонины – на 1-е марта; 14-го – св. Кирилла епископа Гортинского – на 6 сентября; 15-го – свят. Ионы митроп. Московского – на 31 марта; 21-го – св. Иулиана исповедника – на 8 января; 28-го июля – свв. мм. Квинтилиана, Дады и Максима – на 28-е апреля; 16-го августа – преп. Равула – на 19-е февраля; 17-го – свв.мм. Павла и Иулиании – на 4 марта; 25-го– свв. 37 мм. в Филиппополе пострадавших – на 20 августа и 28-го – св. Анны – на 3-е февраля. 62 Четии-Минеи, ч. 1, 13 сентября. Архиеп. Сергий первых двух святых различает (Полный месяцеслов Востока, т. II, с. 272 и 281), а вторых тоже объединяет (ibid., с. 276 и 281). 63 Четии-Минеи, ч. IV, июля 3-го. Архиеп. Сергий (Полный месяцеслов Востока, т. II, с. 199) подтверждает это. См. подобную же заметку 17 августа о свв.мм. Фирсе и Левкие. 64 Сентября 10-го опущены: св. апостол Климент и свв. Петр и Павел Никейские; 12-го – св. Феодор Александрийский, «сей св. Феодор мнится быти Феодот, иже утро» (Пролог, ч. I, л. 45); 17-го – преп. Агафоклия; 18-го – св. Симеон Иерусалимский, «сей же апреля 27-го» (Пролог, ч. I, л. 62); 30-го – свв.мм. Рипсимия и Гаиания; Октября: 7-го – св.м. Пелагия, «не сего времени но мая 4-го» (Пролог, ч. I, л. 137); 20-го – празднование иконе Богоматери ради избавления от ляхов; 24-го – св.м. Сигклитикия и блаж. Еливзой царь Эфиопский, по всей вероятности, потому, что они упомянуты в житии св. великом. Арефы, в тот же день воспоминаемого; 28-го – свв.мм. Африкан, Терентий, Максим, Помпилий и иные 36, они воспоминаются еще апреля 10-го, там положено и житие им; – Иоанн Хозевит, «тут Иоанна Хозевита не воспоминати, бо уже был сего месяца, числа 3-го» (Пролог, ч. 1, л. 221-й); 30-го – Анастасия Селунская, «таяжде се, яже и вчера бе» (Пролог, ч. I, л. 231-й); Ноября: 9-го – св. Иоанн Колов (в Прологе только повесть о нем), «той же Иоанн декабря 28-го» (Пролог, ч. I, л. 265-й); 17-го – св. Иоанн усмарь и Захария, о которых в Прологе повесть; Декабря: 3-го – Феодор Александрийский, «Септ.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ибо Им создано все, что на небесах, и что на земле, видимое и невидимое. Престолы ли, Господства ли, начала ли, власти ли, – все Им и для Него создано. Он есть прежде всего, и все Им стоит. Он есть Глава телу Церкви. Ибо благоугодно было Отцу, чтобы с Ним обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, и земное и небесное, даровав мир чрез Него, кровью Креста Его». г) Российское миссионерское общество не встретило бы значительных затруднений, если бы вознамерилось в пользу воспитанников миссионерского института составить собрание лучших стихотворений и образцовых прозаических сочинений на русском языке. В выборе этих произведений русской словесности слушали бы строжайшей критики. В самом расположении сочинений соблюли бы порядок и систему, которая была бы угадываема чувством читателя, например: сборник стихотворений начинался бы одой Ломоносова «Вечер». Лице свое скрывает день, Луга покрыла мрачна ночь, Вошла на горы черна тень, Лучи от нас сокрылись прочь, Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна. Потом бы следовало стихотворение Жуковского, также « Вечер»; но тут некоторые, не многие выражения надлежало бы переменить на другие. Далее; « Утро» Ломоносова, а за ним « Утро» Державина и его же славная ода « Бог»; Козлова « Моя Молитва»; Ломоносова «О ты, что в горести напрасно На Бога ропщешь, человек». Мысли из Экклезиаста, стихотворения Карамзина и ода Державина на смерть Мещерского: Глагол времен, металла звон, Твой страшный глас меня смущает, Зовет меня, зовет твой стон, Зовет, и к гробу приближает. Без сомнения, не пропустили бы оды Жуковского: « Певец во стане Российских воинов», но надлежало бы поставить и эту дорогую картину в приличном месте. Такие сочинения воспитанники первых четырех классов утверждали бы в памяти и учились бы произносить наизусть. Такие мелочи, как эпиграммы и эпитафии и другие подобные сочинения, тут не имели бы места. В собрании прозаических сочинений, без сомнения, первое место занимали бы избранные слова проповедников Российской Церкви. Они были бы также размещены по порядку определяемым отношениями и связями истин. Это было бы похоже на прекрасную богословскую систему в проповедях, которые воспитанники утверждали бы в памяти и учились бы произносить наизусть. Может быть, в это собрание вошли бы сочинения Муравьева « Письма о богослужении Восточной Церкви» и « Путешествие в Палестину»; « Разсуждение о молитве за усопших» протоиерея Тимофея Никольского; « Разсуждения воспитанников академий духовных»; « Сокровище Духовное от мира собираемое», творения Тихона Воронежского,

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Н.И. Державин Вероучение Православной Церкви Заповеди блаженств В ветхозаветные времена Бог дал людям через Моисея десять заповедей 34 (см. Исх. 20, 2–17 ). Десять заповедей – это система строгих запретов, направленная на то, чтобы обуздать подчас самые грубые проявления человеческой натуры. В Новом Завете Христос дает людям новое учение, которое, не отрицая ветхозаветного Закона, возводит его на новую, более высокую ступень нравственного и духовного состояния (см. Мф. 5, 3–12 ). Заповеди блаженств – это не закон строгой правды, но закон Божественной любви и благодати. Святитель Иоанн Златоуст называет их «Золотой лестницей добродетелей», в которой каждая последующая заповедь является очередной ступенью в духовном возрастании, это путь в Царствие Божие, указанный Самим Христом: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Первая заповедь В наши дни особое недоумение вызывает первая заповедь. Действительно, мы привыкли положительно оценивать духовно богатого человека. А человек нищий духом с современной точки зрения – это убогий, забитый, и, уж конечно, совершенно никому не интересный субъект. Христианство несколько иначе понимает духовную нищету. Все наши духовные и телесные блага, наша жизнь – все это принадлежит Творцу. Мы владеем этим только как Божиим даром. И в этом смысле мы не имеем ничего своего, мы – нищие. Без небесной помощи невозможно ни духовное богатство, ни материальное благополучие. Богатство материальное не может заменить богатства духовного. Господь сказал: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мф. 16, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

получил бы он всё, что искал; Я б кормил его туком пшеницы, мёд ему добывал бы из скал! ПСАЛОМ 81 Канонический русский перевод Псалом Асафа. 1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: 2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? 3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; 4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых. 5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. 6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; 7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. 8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы. Г. Державин. ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ Г. Державин ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков. Не внемлют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса. Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны. И так же смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, Боже, Боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царём земли! Н. Гребнев. ПСАЛОМ 81 Н. Гребнев ПСАЛОМ 81 Господь наш великий, владыка сил, Средь сонма святого судил да рядил: «Доколе вы будете ложью грешить, Лицеприятствовать нечестивым, Над бедными суд свой неправый вершить, Грешить приговором несправедливым? Да будет ваш суд справедлив к сироте И праведен к тем, кто погряз в нищете. Так вызволяйте из рук нечестивых Людей униженных и несчастливых, Живущих во тьме и бредущих во мгле. Ведь все они чада Бога живого, А суд неправедный на земле Колеблет устои ее и основы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

А ведь совсем недавно, после крестной смерти Христа, все ученики в страхе разбежались, а Петр даже трижды отрекся от Учителя. Что же такое произошло с ближайшим окружением Спасителя, что переродило охваченных страхом мужей в бесстрашных апостолов, своей проповедью перевернувших мир и без колебаний отдавших свои жизни, но не отступивших более от Христа? Без помощи Божией, без Святого Духа, сошедшего на них в виде пламенных языков, не смогли бы двенадцать малообразованных рыбаков противостоять всему миру и покорить ero. С тех пор на протяжении уже двух тысячелетий христиан более не пугали ни гонения, ни пытки, ни мучения, ни даже сама смерть. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы 69 , ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Так писал в своем Послании к Римлянам святой апостол Павел ( Рим. 8, 35, 38–39 ). Так праздник ветхозаветной Церкви стал днем рождения христианской Церкви Нового Завета. В память о Сионской горнице, которая в праздник Пятидесятницы по иудейскому обычаю была убрана зеленью, православные христиане украшают свои дома и храмы березовыми ветками и цветами. Тропарь праздника: Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. Русский перевод: Достоин прославления Ты, Христос Бог наш, сделавший рыбаков премудрыми, ниспослав им Святого Духа, и через них уловивший (то есть привлекший к вере) вселенную. Человеколюбец, слава Тебе. Кондак праздника: Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. Русский перевод: Когда Вышний (то есть Бог), сошедши, смешал языки, Он тем самым разделил народы 70 , а когда подал огненные языки, Он призвал всех к единству (веры); и вот мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Апостол Павел в своем послании к Ефесянам уподобляет брак мужчины и женщины союзу Христа и Церкви (см. Еф. 5, 22–33 ). Образ этот удивительно глубок. Он отражает то высокое и прекрасное понимание брака, которое присуще христианству. По учению Православной Церкви, союз двух обвенчавшихся людей не может прекратиться даже со смертью – это дар вечный. Православные христиане венчаются не «пока смерть не разлучит», а пока смерть и переход в вечность не соединят супругов навеки. Современные мужчины, даже неверующие и нецерковные, знают и очень любят слова апостола Павла, которые священник читает во время венчания: а жена да боится своего мужа ( Еф. 5, 33 ). Это изречение среди людей мирских имеет сейчас некое фривольное значение. Безусловно, современный муж, глядя на свою эмансипированную жену, может процитировать Апостола только несколько игривым и извиняющимся тоном. Церковный же брак, в отличие от современного брачного контракта, никогда не мыслился как союз двух равных партнеров. По-русски мы говорим: мужчина женится, но девушка – выходит замуж. После венчания она за мужем, и муж берет на себя всю ответственность за дальнейшую судьбу своей второй половины. Именно так Церковь понимает супружество, и вот что устами священника говорит венчающимся апостол Павел: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее... Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа ( Еф. 5, 22–23, 28–33 ). Конечно, боязнь жены – это не просто страх. Страха между теми, кто любит друг друга, не бывает. Жена должна бояться обидеть своего мужа, бояться оскорбить его своими грехами. Такова иерархия и обязанности супругов в церковном браке. Таинство Венчания – одно из самых красивых, самых торжественных и радостных событий в жизни человека. И основой ему должна быть, несомненно, любовь. Этому чувству апостол Павел посвятил 13-ю главу в своем Первом послании к Коринфянам. Ее еще называют Гимном любви, настолько всеобъемлюще и во всей полноте говорит в ней Апостол о любви. Гимн этот стал основанием, столпом, на котором зиждется все последующее двухтысячелетнее европейское понимание любви. И хотя эту главу не читают во время Венчания, но настоящая, истинная любовь понимается христианами только в свете любви Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Больший интерес представляют последние главы, особенно третья, посвященная источникам Четиих-Миней. Выводы этой главы не во всем совпадают с моими и поэтому в своей работе я подробно излагаю их и доказываю, что зависимость свят. Димитрия от польского агиографа П. Скарги не была такой сильной, какою изображает ее проф. Пачовский. В своем сочинении я привожу много выписок из рукописей свят. Димитрия. Обилие их может показаться излишним, но мне не хотелось, чтобы эти крупицы из богатой сокровищницы Святителя оставались в неизвестности, – не хотелось потому, что в них иногда очень живо отражается личность свят. Димитрия, его научные взгляды и приемы. А ведь наибольшее уяснение этой выдающейся, светлой личности и составляло конечную цель молей работы. Вплести хотя малую веточку в тот венок славы, каким увенчан свят. Димитрий, прибавить новые черты к его привлекательному, с детства знакомому образу, – вот те внутренние, душевные побуждения, которые руководили мною во время работы. Заканчивая ее, сознаю, что в ней много недостатков, но я сделал, что мог. «Ты же, Святителю Христов, яко благ и милосерд, воззри не на достоинство творения сего, но на усердное мое произволение». (Акафист Свят. Димитрию, 4-ый кондак). Глава первая Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?.. А если бы все были один член, то где было бы тело?.. Первое послание к коринфянам св. апостола Павла, гл. 12 Вышедшие в свет в конце XVII и начале XVIII века, Четии-Минеи свят. Димитрия, митрополита Ростовского, завершили собой долгий период, пройденный до них русской агиографией. Поэтому, чтобы лучше уяснить то место и то значение, какое принадлежит им в этой области, необходимо, прежде чем говорить о них, дать хотя бы краткий очерк русской агиографии до свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В нашей современной жизни вопрос единого крещения вновь стал актуальным, так как многие люди, родившиеся в годы советской власти, просто не знают, были ли они крещены в детстве. Если человек хочет быть полноценным членом Церкви, но не уверен, крещен он или нет, то об этом необходимо сказать священнику, так как существует специальный чин Крещения с оговоркой: Аще не крещен, крещается. Об одиннадцатом члене Символа веры На протяжении веков люди пытались разгадать тайну смерти: есть ли загробная жизнь? куда уходит душа после смерти? как к этому подготовиться?.. Христианство отвечает на эти вопросы так: смерть не является концом жизни человеческой души, ибо она бессмертна. Воскресение Христа – залог всеобщего воскресения. Для того и умер Христос, чтобы победить смерть. Смерть побеждена Христом, поэтому все воскреснут. Апостол Павел пишет: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор. 15, 12–14, 20 ) 42 . Всеобщее воскресение наступит, когда Христос вновь придет на землю, на этот раз во всей Своей Божественной славе. Воскресение – это основа, тот стержень, на котором держится христианство , и в то же время – это камень преткновения для многих, ибо еще со времен апостольской проповеди людям сложнее всего было принять и понять именно учение о воскресении. О двенадцатом члене Символа веры Двенадцатый член продолжает тему одиннадцатого. Жизнь будущего века, о которой здесь говорится, наступит после всеобщего воскресения и суда. 37 Термин «ипостась» означает самостоятельное существование, конкретное существо и равнозначен терминам «лицо» и «личность». 38 Еврейское слово «машиах» с тем же значением в греческой транскрипции звучит как «Мессия». В Евангелии это слово также встречается. 39 В 24-й и 25-й главах Евангелия от Матфея содержится подробное описание Второго пришествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010