Если же их не было во времена Оригена , то измышлять их в XIX столетии – не следует. 3520 Что действительно 1-е Послание к коринфянам написано св. Павлом из Ефеса, в этом убеждают следующие его места: а) в 1Кор.16 :8сам Апостол яснейшим образом говорит именно об Ефесе, откуда пишет Послание: в Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много; б) в 1Кор. 16Апостол по обычаю шлет приветствие от тех церквей, в которых он находился во время написания Послания и пишет: приветствуют вас церкви Асийские – и дальше – Акила и Прискилла. 3526 Деян.23:11 . – Был у Апостола ранее другой план для своей после ефесской деятельности, а именно, сначала прибыть поскорее в Коринф, оттуда пойти в Македонию, затем снова возвратиться в Коринф и отсюда отправиться в Иерусалим ( 2Кор. 1:15:16 ). Но этот план Апостол в силу каких-то оснований должен был оставить и привести в исполнение вышеизложенный план. 3534 Dio Cass. XXXIX, 20. Diod. Sic. I, 15. – Amm. Marcel. (XXII, 13) замечает о философе Асклепиаде, что он, куда бы ни шел, обыкновенно брал с собой подобные амулеты. – В Британском королевском музее в числе многочисленных остатков, привезенных Вудом (Wood) из своего научного путешествия на развалины Ефеса, есть один документ, написанный на стене ефесского театра. Он датируется 104 г. по Р. Х. (т. е. 7-й год царствования Траяна). Это завещание известного Фибия Салютария. В нем между прочим завещается в пользу города масса металлических статуэток Артемиды. – The Expositor. 1890. Т. I, р. 419. 3541 Азиархи по 10 человек на каждый раз выбирались ежегодно из богатых граждан Асии для заведования религиозными празднествами. Страбон. География. XIV, 1, §42. Стр. 663. 3542 В коллекции ефесских мраморов, собранных упомянутым выше (прим. 224) Вудом, есть один мрамор, содержащий в себе декрет об этом праздничном месяце Артемизии. Документ датируется 160 годом по Р. Х. (проконсульство Попилия Каруса Педона, последний год царствования Антонина Пия).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

196 [Венедикт XIV, 1845], часть II, 56, р. 252: «Нерасторжимость одобренного брака прекращается также и в других случаях, кроме принесения монашеских обетов, когда Верховный Понтифик по уважительным и весомейшим причинам сочтёт, что его расторжение возможно. Так по настоянию традиции, так – по требованию послушания, так, наконец – в силу длившейся много веков практики Апостольского Престола, из чего прекрасно можно извлечь истолкование Божественного права». 197 Суарес, 1632], кн. IX, гл. XIII, 7, р. 542: «...хотя в каком-либо частном факте Понтифик и может ошибиться, однако ошибаться в целой, так сказать, разновидности факта, притом в вопросе столь важном, и часто пользуясь той властью, которой он не имеет – это была бы тяжкая ошибка, и весьма пагубная для Церкви!..». 198 Лeb XIII , Энцикл. посл. Arcanum (10. 02. 1880): Акты Льва XIII, т. II (1880), р. 22: «И, поскольку творцом брака является Бог,., по- «Etenim cum matrimonium habeat Deum auc- этому в нём есть нечто священное и религиозное, не привходящее, но врождённое; не принятое людьми, но заложенное по природе». 199 Энцикл. посл. Casti connubii (31. 12. 1930): A.A.S. 22 (1930), р. 552: «Nulla tamen, neque ullam ob causam, facultas huiusmodi cadere umquam poterit in matrimonium christianum ratum atque consummatum. In eo enim, quemadmodum maritale foedus piene perficitur, ita maxima quoque ex Dei voluntate firmitas atque indissolubilitas, nulla hominum auctoritate relaxanda, elucet». 201 Выступл. перед римскими приходскими настоятелями и великопостными проповедниками (17. 02. 1945): A.A.S. 37 (1945), р. 41. 202 Энцикл. посл. Accepimus: Акты Григория XVI, т. II, р. 98: «Matrimonium si semel valide contractum et consummatum fuerit, iuxta evangelicam et apostolicam doctrinam... solvi inter christianos, quoad vinculum, omnino nequeat». 203 Посл. Verbis exprimere (15. 08. 1859): Акты Пия IX, т. III, р. 100: «Quae quidem perpetua atque indissolubilis matrimonialis vinculi firmitas, non ex ecclesiastica disciplina profluens, tanta est in matrimonio consummato, turn ex divino, turn ex naturali iure, ut ullam ob causam ne ab ipso quidem Romano Pontifice dissolvi umquam possit».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Во внутренней политике И. стремился восстановить экономическое могущество Папского гос-ва и реформировать адм. систему Римской курии. Он предложил временно сократить расходы (в частности, в целях экономии были уменьшены расходы на войну с Генрихом IV) и создать резервный денежный запас, который должен был храниться в замке Св. ангела. Буллой «Quae ab hac Sancta Sede» от 4 нояб. 1591 г. И. подтвердил запрет Пия V и его преемников продавать церковное имущество. Папа провел реформу дипломатической службы Папского престола, разделив ее 3 ведомства по регионам: Франция и Польша были в ведомстве под рук. кард. Джованни Андреа Калигари, Германия - под рук. кард. Минуккьо Минукки, Испания и Италия - под рук. кард. Джованни Франческо Дзагорди. И. принял ряд мер, направленных на реформирование католич. клира в духе решений Тридентского Собора. На консистории 18 дек. 1591 г. возвел в кардинальское достоинство внучатого племянника 16-летнего Антонио Факкинетти. И. способствовал улучшению обеспечения Рима провизией, боролся с преступностью (булла «Pro faciliori expeditione Justitiae»), помогал благоустроить город. При нем был завершен купол нового собора св. Петра и перестроен порт Анконы. Скончался от простуды, заболев во время посещения патриарших рим. базилик 21 дек. 1591 г. Похоронен в Ватиканских гротах. Ни одно из сочинений И. не издано. Среди его произведений есть трактаты по философии Платона и Аристотеля «Nonulla in libros politicorum Aristotelis», «Notae in Platonis opera», этический трактат «Moralia quaedam theologica», антимаккиавеллианское соч. «Adversus Macchiavellem» и трактат «De recta gubernandi ratione». Отдельные записи И. по вопросам этики опубликованы Л. Фрати ( Frati L. I ricordi di due papi//Archivio Storico Italiano. Ser. 5. Firenze, 1905. T. 35. P. 447-452). Ист.: Cicarella Vita papae Innocentii IX//Historia B. Platinae de Vitis Pontificum Romanorum. Coloniae, 1600. P. 468-472; Petramellarius I. A. Ad librum Onuphrii Panvini de Summis Pontificis Continuatio. Bononiae, 1599. P. 364-373; Ciaconius A. Vitae et res gestae Pontificum Romanorum et S.R.E. Cardinalium/A cura di A. Oldoini. R., 1677. T. 4. Col. 235-248; Bullarum privilegiorum ac diplomatum Romanorum Pontificum. R., 1751. T. 5. Pars 1. P. 324-333; Nunziature di Venezia/A cura di A. Stella. R., 1963-1977. T. 8-10; Epistolae ad Principes/A cura di L. Nanni, T. Mrkonji. Vat., 1997. T. 3. P. 114-121.

http://pravenc.ru/text/468789.html

Таким образом, по Лукиану, к осужденному узнику собиралась разношерстная команда вдов и сирот, с некоторыми «главарями» общины, которые находились в очень близком контакте с ним, предлагали взятки и подарки, и относились к заключенному с благоговейным почтением. Игнатию же нужно было облечь сопровождавшую его процессию в другие «одежды». Как мы уже видели, Игнатий охарактеризовал свою мученическую процессию как жертвенную, где ему отводилась роль козла отпущения, которого вскоре принесут в жертву на языческом алтаре в Риме. Но как он понимал роли тех, кто присоединился к этой процессии от различных церквей, доставляя его письма и ответные сообщения? Как осужденного узника его вели вдоль официального имперского пути, приготовленного для военных и других общественных чиновников, путешествующих по делам империи, однако в случае Игнатия он был заключенным под стражей. Этот путь называли cursus publicus (на греческом языке, dromos demosios). По этому пути проезжали многие чиновники второго ранга, посыльные с письмами от императора или от самоуправляемых местных городов-государств Малой Азии, которые сообщали о своих постановлениях имперским властям. Курьеров, обслуживающих переписку, назвали «скороходами» или «гонцами» (hemmxlromoi) 120 . Также по cursus publicus прибывали послы из различных городов-государств Малой Азии. Эти послы могли иногда приходить в Рим, чтобы получить честь для своего города в основании храма культа императора, в котором поклонялись умершим и обожествленным императорам прошлого и их семьям. Они обычно несли копии постановления гражданского сообщества, ekklesia, которое подавало прошение об одобрении императором основания такого культа. По тому же самому cursus publicus они возвращались, а затем несли новое постановление, выражающее их «общую радость», если решение императора было положительным 121 . Послы также договаривались о соглашениях между двумя городами-государствами, подобными соглашениям homonoia. Примерно через двадцать лет после традиционной даты мученичества Игнатия была выпущена серия монет, связанная с документацией, ознаменовавшей соглашение, заканчивающее спор между соперничающими городами, который, возможно, касался спорной территории, или даже точного официального статуса города в порядке очередности или уважении. Примером последнего случая был спор между Эфесом, Смирной и Пергамом во время правления Антония Пия (138–161). Их спор был вызван тем, кому из этих городов было позволено использовать звание «Первого и дважды neokoros Азии» и кто, таким образом, мог утверждать, что сначала ему дали разрешение быть Neokoros (хранителем храма) культа императора 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СТРАТОНИКИЯ КАРИЙСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Стратоникия. Амфитеатр (ХХ в.) Стратоникия. Кария (ХХ в.) В 130 г. до н.э. между Родосом и Стратоникией возник спор из-за города Варгилии (τα Βαργλια) . В том же году Аристоник – предводитель восстания против римского владычества в Пергамском царстве – бежал в Стратоникию после поражения от римского консула Марка Перперны, но после длительной осады города Аристоник был пленен. В период войн Рима с понтийским царем Митридатом VI Евпатором , последний в 88 г. до н.э. не только захватил Стратоникию, но и сделал ее на время своей резиденцией. Поднятое в городе восстание было подавлено, на жителей была наложена дань, а в городе был поставлен гарнизон. Но вскоре, после окончания войны римский легат Левкий Корнелий Силла возместил городу весь ущерб, снова провозгласил его свободным и вернул во владение порт Керам (Κραμος) . Орды парфян, долгое время осаждавшие город в 40 г. до н.э. , не смогли захватить Стратоникию, за что город удостоился похвалы Августа и римского Сената, о чем была размещена памятная надпись в храме Гекаты в близлежащем селении Лагина (Λγινα). Раздосадованные парфяна разграбили храм Гекаты в Лагине и безуспешно пытались разрушить храм Зевса в Панамаре. За свои заслуги город получил от Рима особые политические и экономические привелегии и был освобожден от налогов с целью восстановления экономики. Во II в. н.э. Стратоникия получила 250 тысяч динаров от императора Антонина Пия на восстановление от последствий землетрясения. В тот период город считался столицей Карии . Уроженцами Стратоникии были выдающийся античный ученый Дракон Стратоникийский (ок. 170-90 г.г. до н.э.), ученик Цицерона оратор Менипп (ок.77 г. до .н.э.), ученик Карнеада Киренского, математик и философ-эпикуреец Метродор (II до н.э.). В сферу влияния Стратникии входили расположенная вблизи Иеракома (Ιερ Κμη, иначе Лагина), а также поселения с карийскими названиями Колиорга (Κολιοργ), Кораза (Κραζα), Корея (Κοραα), Ловолда (Λβολδα), Лондарга (Λνδαργα), Воранда (Βρανδα), Тармиана (Ταρμανα), Фемеса (Θμεσα), Тралда (Τρλδα). Религия В византийский период в городе располагалась епископская кафедра . Уроженцами города были сщмчч. Трофим и Фал Лаодикийские (+ ок. 300). Использованные материалы Редакция текста от: 23.01.2023 17:43:21 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/22541.html

Минуций Феликс и его сочинение «Октавий» О Минуцие Феликсе и его сочинение «Октавий» Ряд христианских писателей-апологетов II века заканчивается Минуцием Феликсом , который хотя по языку, на котором писал, принадлежит к Церкви латинской, но по направлению и приемам защищения христианства ближе примыкает к апологетам греческим. Притом деятельность Минуция Феликса , по всей вероятности, относится также ко времени императоров Антонина Пия или Марка Аврелия, и его разговор между христианином и язычником, известный под именем «Октавия» появился ранее защитительного слова (Apologeticum) Тертуллиана , изданного около 197–199 г. 396 Марк Минуций Феликс жил во второй половине II века и в начале III. Неизвестно в точности, Италия или Африка была его родиной; но верно то, что он, будучи еще язычником, переселился в Рим и здесь занимал видное место между адвокатами (Иерон. Catal. c. 58; Лактан. Instit. V, I). Об его уме, ораторском даровании, многосторонней учености и ревности к христианской Вере, в которую перешел уже в зрелых летах из язычества, свидетельствует сохранившееся до нас его сочинение «Октавия». Это сочинение написано в форме Цицероновских разговоров и представляет собой воспроизведение беседы об язычестве и христианстве, происходившей между друзьями Минуция – Цецилием язычником и Октавием христианином, по имени которого назван и самый разговор. В начале сочинения (гл. 1–4) Минуций Феликс рассказывает об обстоятельстве, послужившем поводом к разговору. Однажды, по прибытии Октавия из провинции в Рим, Минуций отправился с ним для прогулки в Остию, ближайший к Риму приморский городок; их сопровождал и Цецилий. На пути Октавий с удивлением заметил, что Цецилий по языческому обыкновению сделал приветствие статуе Сераписа, мимо которой они проходили, и упрекнул Минуция в небрежении об обращении столь близкого друга от языческого заблуждения к истинной вере. Оскорбленный замечанием Октавия, Цецилий, молча и в печальном расположении духа, продолжал путь с своими друзьями, но потом с спокойною уверенностью предложил Октавию основательно исследовать во взаимной беседе религиозный вопрос, разделавший христиан и язычников. Вызов был принят: спорящие для большего удобства сели и предложили Минуцию Феликсу быть посредником и судиею в споре. Содержание последовавшей беседы Минуций и изложил в своем сочинении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

„Я согласен, писал к Августину Нектарий каламский, что истинное наше отечество там, где обитает Бог, что его надобно искать и желать; но я не думаю, чтобы нужно было покидать то отечество, где мы родились, воспитались и получили образование, и за преданность которому уготовано нам место на небе» 335 . Греки вели с христианством чисто догматическую борьбу; они отрицали его не потому, что оно было не согласно с обычаями государства, а потому, что считали его религией ложной, дурной и стоящей всеми отношениями ниже эллинизма. Но рядом с этою политическою партиею в римском обществе выступает другая, ученая партия, которая, вполне разделяя образ мыслей первой, старается еще более подкрепить его доктринами философии. Примыкая непосредственно к афинской школе неоплатоников, эта партия была особенно расположена к теургическим учениям этой школы и демонологическим идеям предшественников ее, Апулея и Порфирия. Религиозные идеи Порфирия нам уже известны; считаем нужным представить здесь демонологическую теорию Апулея. Апулей, модорский неоплатоник 336 , жил и писал во времена Антонина Пия и Марка Аврелия (126–180). Свое образование он получил в Карфагене, кончил в Афинах и довершил путешествиями; в Риме он долго отличался в качестве адвоката 337 . Он был вполне сыном своего времени и соединял с неоплатоническою многосторонностью знания неоплатоническую же недостаточность критики и выбора; в его сочинениях мы находим смешение суеверных доктрин времени с чистым учением Платона и Аристотеля, высокое значение, которое он давал народной религии и древним мифам, высокое мнение о языческих мистериях в противоположность христианству, и все вообще воззрения, которые отличали языческих мыслителей этого времени. Для нас важны философско-теологические воззрения Апулея на божество, на мир духов и людей. Первоосновами бытия Апулей считает божество, материю и идеи. Божество есть совершенный, невыразимый и неопределимый дух, свободный не только от всех страстей, но даже и от всякой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Мученики при Адриане, Антонине Пие и Марке Аврелии    О гонении при Адриане есть лишь одно достоверное известие: епископ римский Телесфор в 135 или 137 г., по словам Иринея, скончался мученически. Ириней есть единственный свидетель об этом, и ничего более о мученичестве Телесфора неизвестно.    На царствование Антонина Пия (10 июля 138 — 7 марта 161 г.) падают два мученичества: епископа Поликарпа в Смирне и нескольких мучеников в Риме.    Дата мученической кончины св. Поликарпа весьма спорная. Это мученичество, собственно говоря, составляет крест для хронологов; по этому вопросу исписано очень много бумаги и, однако, его нельзя считать подвинутым к окончательному решению. По Eus. hist. eccl. IV, 15, св. Поликарп пострадал при Марке Аврелии (7 марта 161—17 марта 180), но год царствования не определяется. По Eus.— Hieron. Chron., мученическая кончина его была в 7 год М. Аврелия (167—168). Прежние ученые относили это мученичество приблизительно к 166 году. Но в 1867 г. вышло сочинение французского ученого Ваддингтона (Waddington, Memoire sur la chronologic de la vie du rheteur Aelius Aristide), которое произвело переворот в науке: кончину св. Поликарпа стали относить к 155—156 г. В настоящее время замечается отлив в сторону прежнего мнения. К Ваддингтону примкнули: Renan, Aube, Lipsius, Hilgenfeld, Gebhardt, Harnack. Против Ваддингтона: Keim (1878), Wieseler, Langen, Reville, Uhlhom, А. П. Лебедев. Образовалась целая литература по вопросу об этой спорной дате. Взгляд Кейма, очевидно, можно назвать традиционным; его противники полагают, что свидетельство Евсевия не может иметь решающего значения.    Св. Поликарп пострадал или а) около 155 г. (A. Harnack, J. В. Lightfoot: 23 февраля [суббота] 155 [при вруце-лето AF]), или b) около 166—167 г. (Chronicon Paschalë 26 марта, в великую субботу, 163 г.; но в 163 году вруце-лето ДС, 26 марта было в пятницу).    Вопрос о дне и годе мученичества св. Поликарпа есть прежде всего материальный вопрос о наших хронологических источниках. Marturion св. Поликарпа (послание смирнской церкви к церкви филомилийской во Фригии) состоит а) из текста, который почти сполна принят в церковную историю Евсевия (IV, 5), и Р) из хронологического приложения (appendix: «Marturei de»), которого Евсевий в церковной истории не приводит. Сторонники Кейма эту прибавку или прямо отказываются принимать, как позднейшую, или не придают ей полного значения. Сторонники Ваддингтона признают свидетельство этой прибавки надежным и заслуживающим полного внимания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Был он maxima rerum, но res: средоточием фактов, нагромождением вещей. Амфитеатры, рынки, казармы, гостиные дворы; бани огромнейшие и роскошнее всех храмов. Были, правда, и храмы — трезвых римских богов и слегка подвыпивших восточных. Был образ вселенной, Пантеон, «совокупление неба и земли» по слову, позднему слову, Аммиана Марцеллина. Чего только не было: волчица, Тарпейская скала, «и ты, Брут», всесожжения, гладиаторы, триумфы; Цинциннат, Сципионы, Сулла, шествие Августа к Алтарю Мира со свитой и августейшею семьей, Нерон с его котурнами и трагическою маской, Адриановы архитектурные потехи в летней резиденции близ Тибура и среди свирепых сеч вечно грустный Марк Аврелий. Было и небо над всем этим, но как в Пантеоне — чересчур в супружестве с землей. Было небо, да не было небес, или разве те, куда так грузно возлетает ширококрылый отрок, знаменующий, Время и посмертное обожествление императорской четы, на цоколе исчезнувшей колонны Антонина Пия в одном из ватиканских внутренних дворов…     Небеса невидимы. Но молитвы, что стали возноситься к ним, словно приподняли небо над Римом, сделали его легче и светлей. Выросли базилики на холмах, колокольни устремились ввысь, а потом пришла очередь и куполам. Сколько их нынче, не счесть. Но всех выше, округленнее, стройней поднялся тот, что в мечте своей выносил одинокий, скорбный, даже и славой своей измученный старик, и поставил над собором, воздвиг в небо и в небеса, дабы вечно он плыл и сиял над величественнейшим в мире городом. С тех пор высоким, возвышенным величие это стало с окончательной ясностью для всех. Завершилось восполнение того, чего некогда Риму недоставало. Посреди Колизея нынче стоит большой деревянный крест в память мучеников, принявших смерть на его арене. Но искупительное просветление началось с первых же их погребений и с первых базилик. Был еще по-древнему великолепен Рим, когда к подземным усыпальницам и апостольским его гробницам вереницей потянулись с пением, ладаном и зажженными свечами паломники из отдаленнейших земель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

Но в них также встречаются рассказы об исторических явлениях, рассказы, облеченные в форму пророчеств; источник этих рассказов проследить не трудно. В этих повествованиях весьма часто перемешано то, что случилось во время жизни составителя оракулов, с тем, что было когда-то прежде. Религиозный характер, как естественно, преобладает в разбираемых оракулах. Здесь можно находить указания на учение о единстве Божества, о тайне воплощения, о христианской нравственности, об антихристе, о втором пришествии Христа, кончине мира, страшном суде, воскресении мертвых, будущем блаженстве праведных. 366 Целью составления оракулов и их распространения было научить язычников истинам иудейской и христианской религии, при чем давался делу такой вид, как будто бы обо всем, о чем говорят сивиллисты, уже предсказано было в язычестве, и сивиллисты лишь сообщают древние предсказания. Другими словами, под покровом столь почитаемых в язычестве Сивиллиных книг, иудейские и христианские сивиллисты сообщали миру свои собственные воззрения, выдавая их за древнейшие предсказания. Часть этих оракулов христианские сивиллисты заняли у иудейских, и с своей стороны лишь далее обработали готовый материал. 367 Из 12 книг Сивиллиных оракулов для нашей цели особенно важны пятая и восьмая. Обе они касаются царствований Адриана и Антонина Пия и появились, по всей вероятности, в это время. 368 Содержание этих книг любопытно в том отношении, что отсюда мы узнаём, как христиане уже II века были глубоко проникнуты мыслью об имеющем скоро последовать падении язычества. Так, здесь сивиллисты, порицая язычество, соединяют с этим возвещение о его падении, которое будет сопровождаться, по их воззрению, падением многих городов и опустошением целых стран. Один из сивиллистов обращается с такою речью к египетским божествам и в особенности к Изиде и Серапису: О Изида, богиня несчастная, и у вод Нила, И на песках Ахерона, беспутная, ты одинока Будешь, и имя твое придет повсюду в забвенье. И тебя, Серапис, на камнях восседающий, много Бедствий постигнет: как труп великий в Египте несчастном Будешь лежать; тебя твои почитатели горько Станут оплакивать все; а те, что Бога воспели, Те, чей дух просветлен, твою ничтожность познают.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010