Иосиф Флавий Иудей и автор истории Иудеев представляет нам летосчисление, по которому с Моисея до Давида считается 585 лет; с Давида до 2-го года царствования Веспасиана 1179 лет; с этого года до 10-го года царствования Антонина (Пия) 77 лет. Таким образом с Моисея до 10-го года царствования Антонина, Иосиф считает 1933 года. Другие же с Инаха и Моисея до смерти Коммода считают 2942 года; еще иные 2821 год. В Евангелии по Матфею генеалогия Иисуса начинается с Авраама и кончается Марией, материю Господа. И всех родов, говорит евангелист, с Авраама до Давида число 14; Давида до переселения в Вавилон тоже 14; с переселения в Вавилон до Христа тоже 14 (Мф. 1:17). В итоге же тремя этими таинственными интервалами обнимается число поколений, живших в течение 6 седмин. 22. О Греческом переводе Ветхого Завета Вот различные летосчисления, коим следует большинство историков. A из свящ. Писаний закон и пророки, говорят, были переведены 168 с языка Еврейского на Греческий в царствование Птоломея сына Лагова или, по мнению других, в царствование Птоломея Филадельфа и что Димитрий Фалерейский величайшее усердие проявил в этом деле и доставлением необходимых для того материалов много ему способствовал. Действительно еще во время Македонского владычества над Азией 169 , Птоломей Лаг, желая обогатить основанную им в Александрии библиотеку всякого рода сочинениями, указал, чтобы и Иерусалимляне перевели на Эллинский язык писания своих пророков; и они, будучи тогда подвластны Македонянам, выбрали из среды себя 70 старцев, сведущих в понимании Писания и знающих Греческий язык и послали их с священными книгами к Птоломею. И после того, как каждый из этих старцев порознь перевел все священные книги, все 70 стали свои переводы сравнивать и нашли их между собою согласными и по мыслям и по выражениям. Устроено же было это дело волею Божиею для ознакомления Эллинов со свящ. Писаниями. И ничего нет удивительного в ниспослании на это дело Божественного вдохновения, – что пророки Еврейские по вдохновению Божию сделались так сказать Эллинскими пророками. Разве не было того же самого и прежде, когда Писания, – погибшие во время плена Иудеев Навуходоносором, – Ездрою, левитом и священником, по вдохновению Божию, в царствование Артаксеркса, царя Персидского, вновь были написаны?

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Об этом сохранилось упоминание у Иринея Лионского . Адриан усыновил Тита Аврелия Ария Антонина, имя которого дало наименование всей династии и целой эпохе. Антонин (138–161) за особое благочестие получил прозвище Пий, т. е. Благочестивый. Его правление стало эпохой мира, благоденствия и процветания. Антонин отличался человечностью, простотой, мягкостью и доброжелательностью. Однако и при нем шли процессы против христиан. В его эпоху был казнен муж апостольский Поликарп Смирнский . Описание его смерти является самым древним (если не учитывать новозаветные данные) рассказом о мученичестве конкретного христианина 39 . Преемником Антонина был Марк Аврелий (161–180), которого из-за его особой любви к философии называли «старушонка философесса». Философ-стоик, Марк Аврелий оставил после себя книгу размышлений «Наедине с собой», в которой нелестно отозвался о христианах (XI, 3:1). В его правление около 165 года стал мучеником христианский апологет Иустин Философ . Родным сыном Марка Аврелия был Коммод (180–183), который стал императором в 19 лет. По страсти к зрелищам он напоминал Нерона, а своим неблагочестием – еще и Калигулу. Однако для положения христиан его царствование было не самым худшим. Известно, что конкубиной, наложницей Комода была христианка по имени Маркия. По ее инициативе из рудников были возвращены римские христиане, в том числе будущий папа Каллист. Гонения на христиан не прекращались и при самых благочестивых правителях. Однако с такими императорами можно было надеяться хоть на какой-то разумный диалог. Поэтому к Антонинам обращались с христианскими апологиями Кодрат, Аристид, Мелитон, Иустин Философ . И хотя эти обращения значительных последствий не имели, само благочестие Антонинов породило мнение об их добром отношении к христианам. Так родились подложные указы Антонина Пия и Марка Аврелия, запрещающие преследовать христиан, которые передает Иустин Философ (Первая апология, 70, 71) 40 . Рядом с этими указами имеется и указ императора Адриана (Первая апология, 69), в котором предписывается наказывать христиан только в том случае, если обвинитель докажет, что они делают что-то противозаконное. По мнению В. В. Болотова , из всех этих трех указов, только указ Адриана может представляться подлинным 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 января) незадолго до смерти Адриана. Многие учёные, на том основании, что в адресе Марк Аврелий не назван кесарем и, что в передаче этого адреса у Евсевия эпитет философа прилагаем не к Люцию Веру, а к его отцу Верриссиму Веру, полагают, что Апология написана до объявления Марка Аврелия кесарем и ещё в то время, когда Люцию было только 8 лет и он, следовательно, не мог носить звание философа, то есть в 138 г., в первые дни правления Антонина Пия. Но мнение это вряд ли справедливо. Апологеты вообще не следили за точностью титуляции и при том название философа ставили выше даже титула Кесаря (Афинагор), поэтому пропуск этого титула при Марке Аврелии не может ещё служить основанием для датировки Апологии. С другой стороны, название его философом говорит за более позднее происхождение Апологии. Марк Аврелий обратился к изучению философии не ранее 147 года. Равным образом Люций не мог быть назван в 138 г. любителем наук, философом, ибо такое название применимо скорее к 18–20-летнему юноше и изучающему свободные искусства. Таким образом из адреса Апологии можно заключить, что она написана не раньше 147 года. Этот вывод подтверждается и содержанием Апологии: а) в ней неоднократно (Iust. Martyr. 1 Apol., 1, 2, 3, 12//PG. T. 6. Col. 544B; р. п.: C. 41) Марк Аврелий представляется соправителем Антонина, так что по словам Иустина выходит, что на престоле восседают благочестие и философия, между тем Марк Аврелий бьш объявлен соправителем в 147 году. б) В Апологии говорится, что Христос родился за 150 лет (1 Apol., 46//PG. T. 6. Col. 397B; р. п.: C. 76), это говорит против [более] раннего происхождения Апологии. в) Иустин упоминает (1 Apol, 26, 58//PG. T. 6. Col. 368В, 416A; р. п.: C. 56:89) o Маркионе, как о своём современнике и говорит о большом распространении его ереси («по всей Вселенной»); между тем, Маркион явился в Рим после 140 г. и процветал собственно при Аниките, то есть в 154 – 166 годах. г) В Апологии упоминается об александрийском префекте Феликсе (1 Apol., 29//PG.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Скачать epub pdf Cod. 58. Арриан. Парфика Переводчик: Мещанский Д.В. Прочитал Парфику Арриана, в 17 книгах. Он же дал лучшее описание походов Александра Македонского; другая его работа – о Вифинии, касающаяся дел его отечества, о чем и написана книга «Вифиника»; так же писалось и об аланах, о чем написана «Аланика». 66 Здесь же, говорится о войнах Парфии с Римом, во время правления в Риме Траяна. Он считает, что парфяне – народ, произошедший от скифов, отпавший от господствовавших над ним македонян во время когда персы были побеждены, по следующей причине. Арсак и Тиридат были братьями Арсакидами, сыновьями Арсака, потомка Фриапита. Они, с пятью сообщниками, убили Ферекла, назначенного сатрапом в Парфию царем Антиохом (имеющего прозвище Теос), 67 мстя за оскорбление, нанесенном одному из Арсакидов. Они изгнали македонян, стали править самостоятельно и так окрепли, что достойно сражались с римлянами, а, иногда, одерживали победы в войне. Парфяне, во время царствования Сесостриса, египетского царя, и Яндуса, скифского царя, покинули Скифию, уйдя в земли, которые теперь населяют. Римский император Траян покорил их, но оставил свободными, в соответствии с договором, и назначил им царя. Этот Арриан – философ и один из учеников Эпиктета, 68 жил во времена правления Адриана, Антонина Пия и Марка Антонина. Его называют «Младшим Ксенофонтом». Благодаря своим выдающимся знаниям, ему поручались различные государственные должности, и, наконец, он был произведен в высокую должность. 69 Он был также автором других произведений: «Учение Эпиктета», известные нам, и «Беседы Эпиктета», в двенадцати книгах. Его стиль сух, и он настоящий подражатель Ксенофонта. Он говорит, что является автором и других работ, но они не попали ко мне в руки. Конечно же, он не лишен риторического мастерства и силы. 67 Антиох II Теос (др.-греч. Αντοχος Β» Θες; ок. 286 – 246 до н. э.) – царь государства Селевкидов в 261 – 246 до н. э. 68 Эпиктет (греч. πκτητος; ок. 50, Гиераполь, Фригия – 138, Никополь, Эпир) – древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу. 69 …κα ες τ τν πτων νβη τλος. Во времена правления Адриана он достиг консульства, а с 130 по 138 год назначается наместником Каппадокии. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Установленным отношением между первой и второй апологией упрощается решение вопроса о времени происхождения их, так как оказывается достаточным установить время написания одной из них, в данном случае – первой. Основанием для решения вопроса служит прежде всего адрес первой апологии. Но здесь же мы прежде всего и встречаемся с историческими и текстуально–критическими затруднениями. Евсевий цитирует адрес первой апологии (Hist, eccl. IV, 12), но вносит в текст его некоторые изменения: «Самодержцу Титу Элию Адриану Антонину Благочестивому Кесарю Августу, Вериссиму, сыну философу, и Люцию, родному сыну Кесаря философа, усыновленному Благочестивым, любителю учености, священному сенату и всему римскому народу». Должно заметить, что и свидетели текста Евсевия – рукописи и древние переводы – не во всем согласны между собой. Во всяком случае, здесь существенная разница в словах: «Люцию, родному сыну Кесаря философа, усыновленному Благочестивым», тогда как в рукописи апологии стоит: «Люцию философу, родному сыну Кесаря, усыновленному Благочестивым». Кроме этого, обращают внимание на отсутствие титула «кесарь» у Марка Аврелия, между тем как Марк Аврелий получил этот титул в скором времени после вступления на престол Антонина Пия – в 138 или же в начале 139 г. На этом основании полагают 442 , что апология написана в первые же дни правления Антонина Пия. Но против такого датирования выставляются весьма основательные возражения. Как бы .ни оценивали правильность и неповрежденность адреса апологии, во всяком случае ясно, что наряду с Антонином Пием, на прославленное благочестие которого апология указывает неоднократно (Apol. I, 1; 2; 3; 12; cf. И, 2; 15), всюду стоит, если не в равном достоинстве, то, однако, как соучастник в управлении и в ответственности перед Богом, его сын философ, т. е. Марк Аврелий Вер, или, как Иустин вслед за Адрианом называет его, Вериссимус. На философское образование и философский образ мыслей его Иустин рассчитывает не меньше, чем на благочестие и справедливость его отца по усыновлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Как неправомыслящий, но совершенно изолированный от всяких других еретических партий, и без всякого намека на существование происходящей от него секты, он упоминается у Ипполита и Псевдо- Тертуллиана (Hippol., Refut. VIII, 16; Χ, 18; Ps.-Tertull., Libellus adv. omnes haereses 20 464 ). Евсевий первый делает его ρχηγδς τν γκρατιτν   [основателем энкратитов] (Hist. eccl. IV, 28–29), но с достойной внимания прибавкой: λγος " χει   [как говорят]. Но если иметь в виду, что ц сирийское предание ничего не знает о Татиане как об основателе еретического общества и сохранило воспоминание о нем только как об ученике Иустина и авторе составленного им свода четырех Евангелий, то ересеологические конструкции относительно него, начинающиеся с Евсевия, необходимо признать лишенными исторического содержания. С другой стороны несомненно, Татиан «отпал от Церкви» (ποστς της εκκλησας),   как свидетельствует Ириней (Adv. haer. I, 28.1); разрыв был формальный 465  и полный, – иного толкования слова Иринея не допускают. Но в настоящее время мы лишены возможности определить, в чем, собственно, лежал корень заблуждения Татиана. Ириней свидетельствует, что этот разрыв с Церковью произошел только после мученической кончины Иустина, так как, находясь вместе с ним, Татиан «не высказывал ничего такого», т. е. еретического. Конечно, отпадение подготавливалось постепенно, и если допустить, что начало внутреннего брожения падает только на время после мученичества Иустина (ок. 165 г.), тогда нет основания сомневаться в относительной точности свидетельства Евсевия, что расцвет деятельности Татиана в качестве еретика относится к 12 году царствования Марка Аврелия (Chron. ad an. Abrah. 2188; у Иеронима 466  точнее: Tatianus haereticus agnoscitur [ Татиан признан еретиком]), т. е. к 172–173 гг. Епифаний (Haer. XLVI, 1) полагает этот факт в 12 году царствования Антонина Пия (τδ δε ατο διδασκαλειον προεστσατο απ» αρχς μεν εν τ Μση τν ποταμν [ς] περ τδ ιβ» ετος ντωννου του εσεβος Κασαρος πικληθντος   [свою школу он сначала основал в Междуречьи, около 12 года (царствования) Антонина Кесаря, прозванного Благочестивым]). Упоминание об Антонине, конечно, ошибочно, но ввиду свидетельства «Хроники» позволительно думать, что цифра для обозначения года указана точно, если исправить ошибку относительно царствования и отнести в действительности к Марку Аврелию. Епифаний, поместивший смерть Иустина при Адриане [(ibidem)], допустил и вторую ошибку такого же рода. Епифаний обозначает собственно время основания Татианом еретической школы (διδασκαλειον)   в Месопотамии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Изданию такого, отчасти благодетельного для христиан, закона содействовали апологии Кодрата, христианского писателя, и Аристида, христианского философа, которые они представили императору. При Адриане в первый раз являются защитники христиан. Преемник Адриана Антонин Пий (138–161 гг.) держался той же политики относительно христиан, какой и его предшественник. В его время Римскую империю постигли разные общественные бедствия: голод, наводнения Тибра в Италии, землетрясения в Греции и Малой Азии, пожары в разных городах и тому подобное. Народные массы, видя в этих бедствиях выражение гнева богов за нечестие и безбожие христиан, волновались и производили на них нападения. По этому поводу Антонин издал эдикт, которым запрещал предпринимать что-либо новое против христиан, оставляя, таким образом, в силе действовавшие до него законы. Во время народного возмущения против христиан в Греции в это царствование погиб мученически епископ Афинский Публий. § 19. Гонение на христиан при Марке Аврелии и последующих императорах до Гелиогабала (161–219 гг.) При преемнике Антонина Пия Марке Аврелии Антонине Философе (161–180 гг.) произошла существенная перемена в отношениях римского правительства к христианскому обществу. Доселе правительство не разыскивало христиан, производя над ними суд лишь тогда, когда их приводили пред судилища и обвиняли; теперь оно само начинает разыскивать и преследовать их. Марк Аврелий, замечая постоянное увеличение христианских обществ и опасаясь за государственную религию, а вместе с нею и за целость империи, старался всеми мерами поддержать в народе отечественное служение богам. Кроме того, как государь-философ и притом стоик, он смотрел на христиан, как на заблуждающихся, упрямых фанатиков, и ненавидел их за их, по его понятию, суеверное учение, особенно за их горячую веру в будущую жизнь и святое одушевление при встрече со смертью . Такой государь не мог безучастно смотреть на христиан; если они, думал он, суеверы и фанатики, не разумеющие лживости своих убеждений и еще вредные для государства, то надо их разубедить, сообщить им правильные убеждения, чтобы они были достойными членами государства, хотя бы для достижения этой цели пришлось употребить насилие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Участники конгресса приняли особое постановление об изучении исторической географии Востока и об издании Актов Восточных церквей в журнале ассумпционистов Echo d’Orient. III конгресс состоялся в Равенне 25–30 сентября 1932 г., после 32-летнего перерыва. Его председателем был монсеньор И. Кирш. В конгрессе участвовало около 500 человек из 19 стран, в том числе из стран Восточной и Центральной Европы, которые появились после Второй мировой войны: Югославии, Венгрии, Чехословакии, Румынии. Энрико Джози сделал доклад о новых раскопках в Риме. Широко были представлены доклады с материалами об исследованиях в Малой Азии (С. Гуйер), Сирии (Ж. Лассюс, Р Мутерд), Палестине (Ф.М. Абель, А.Э. Мадер) 2166 . IV конгресс проходил 16–22 октября 1938 г. в Риме под председательством И. Кирша, в нем участвовало более 300 человек из 23 стран. На этом конгрессе, как и на предыдущем, представителей СССР не было. Нацистское правительство, со своей стороны, выступило против участия в нем ученых из Германии. Основной темой конгресса была архитектура, главный в раннехристианскую эпоху тип здания – базилика. Несколько докладов было зачитано о базиликах на Востоке: в Египте (У. Моннере де Виллар), в Палестине (Дж. Кроуфут), Сирии (Ж. Лассюс), Греции (Г. Сотириу), а также о купольном здании на Востоке (С. Гуйер), о декоре восточных церквей (Г. де Жерфаньон). О памятниках на месте святилища Моисея на горе Небо (Нево) доклад сделал о. Беллармино Багатти, это было начало изучения знаменитого комплекса археологами-францисканцами. Первый том «Актов» конгресса был издан до войны, второй – после нее 2167 . Первые конгрессы по христианской археологии проходили нерегулярно, российские ученые после 1900 г. в них не участвовали. Таким образом, конгрессы того времени еще не стали инструментом, объединяющим археологов всех стран. § 4. Христианская археология после Второй мировой войны 1. Раскопки в Ватикане Важной археологической инициативой папы Пия XII было проведение в 1939–1949 гг. раскопок под базиликой св. Петра в Ватикане. О. Энгельберт Киршбаум, о. Антонио Ферруа, о. Энрико Джози и архитектор Аполлони Гетти изучили пространство длиной 70 м под западной, алтарной частью базилики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ражение непорочно-зачатой Девы, находящееся над престолом капеллы хора. На средине залы поставлен интересный памятник, сооружённый на средства французских религиозных обществ, коллегий и частных лиц и поднесённый в подарок папе Пию IX-мy в 1877 г. от имени всех верных католиков, в воспоминание и прославление догмата непорочного зачатия. Памятник этот представляет собой большую эллиптической формы витрину превосходной парижской работы из драгоценного дерева, слоновой кости, эмали, перламутра и пр. с тонкой резьбой и изящными рисунками. На среднем гребне, возвышающемся вдоль всей витрины, виднеются надписи: «Pio IX, P. M. Orbis catholicus», «Memores erunt nominis tui Africae (или Europae, Asiae, Americae) gentes», при чём при каждой из этих надписей соответствующие рисунки, изображающие людей, животных и растения каждой части света. На вершине гребня стоит серебряная вызолоченная, украшенная голубой эмалью, статуя непорочно-зачатой Девы с короной на голове, а под нею тексты Свящ. Писания: «Ave Maria, gratia plena: Dominus tecum» etc. «Quia fecit mihi magna, qni potens est» est. ( Лк.1:28, 49 ) и изображение сидящего на троне Пия IX-ro. Верхние, прикрытые стёклами, помещения самой витрины, а равно и множество выдвижных ящичков в её пьедестале, наполнены роскошно-переплетёнными и украшенными книгами разной величины и формата, имеющими вид нарядных альбомов. В этих книгах собственно и сосредотачивается главный смысл памятника: он заключает в себе папскую буллу «Ineffabilis Deus», определяющую догмат непорочного зачатия, в переводе более чем на триста языков и наречий мира, прославляя, таким образом, непогрешимость учителя веры на языках всех концов вселенной. В ряду лежащих под стеклом нарядных экземпляров есть один с надписью: «Empire de Russie». Он имеет вид напрестольного евангелия, причём крышка его из малахита, а на середине его и по углам её пять круглых изображений Богоматери в серебряных вызолоченных ризах. Так благочестивые католики и Россию привлекли к участию в торжестве папской идеи!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—141— содержания, снова протестовал против причинённого насилия. Изливая свою бессильную горесть в этом ряде резких протестов и проклиная своих оскорбителей, Пий IX затворился в своём ватикане и превратился в «ватиканского узника». По-видимому, он твёрдо веровал, что бедствие постигло папу на то время и что, когда исполнятся меры ниспосланного Богом испытания, католический мир восстанет на защиту оскорблённого и восстановит его в его наследии. Ещё пред взятием Рима папа говорил графу Понца, послу В. Эммануила, «я не пророк и не сын пророческий, но могу вас уверить, что и вы не останетесь в Риме и недолго будете пользоваться плодами своего насилия». И позднее он несколько раз высказывал ясно это убеждение; но пора крестовых походов, очевидно, миновала; никто не подумал вооружиться на защиту попранных прав римского престола; идёт теперь уже 31-й год, как папа перестал быть государем, а пророчество Пия IX-ro и до сих пор остаётся неисполненным. Из всех его речей по этому поводу правдивым оказалось, можно думать, только то, что он действительно был не пророк и не сын пророческий. А между тем, Виктор-Эммануил со своей стороны, сидя в Риме, часто любил повторять: «мы здесь и мы здесь останемся». Затвориться папа пришлось надолго. Зачем же, однако, понадобился этот затвор и что за смысл его? Поклонники оскорблённого папства утверждают, что иначе Пий IX и поступить не мог. Под впечатлением национальной победы, в Риме водворилось такое возбуждённое, ликующее настроение, при котором святому отцу опасно было показываться на улицах города и вообще где-либо пред народной толпой. Мог ли он принимать участие, как прежде, в блестящих торжественных богослужениях, когда теперь никак нельзя было ручаться за то, что, не смотря на святость места, не разразится какая-либо враждебная выходка, не произойдёт какой-нибудь скандал со стороны возбуждённой толпы? Возможно ли ему было появляться, по-прежнему, в грандиозных религиозных процессиях, своей красотой и величием поражавших некогда мир, когда на пути этих процессий пред опечаленным взором перво-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010