архиепископ). С 8 декабря 1877 г. архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. Впоследствии митрополит Московский и Коломенский (1882), Киевский и Галицкий (1891). 1057 Примерный смысл греческой шутки Епифания: «привет от истины, той самой, которую съели». Греческая идиома «съесть истину» употребляется в смысле «утаить истину». 1064 Имеется в виду Фотий (Пероглу, 1853–1925). Его называли «Фотием малым» – в отличие от архимандрита Фотия Великого, ректора Патриаршего богословского училища при Крестном монастыре. Секретарь Патриарха Иерусалимского Иерофея (1874–1882). После смерти последнего, в 1883 г., был избран на патриарший престол, но не был утвержден султаном. В 1884–1892 гг. пребывал в ссылке в Синайском монастыре. Митрополит Назаретский (1898), Патриарх Александрийский (1900–1925). В 1894 г. участвовал в отпевании о. Антонина. См.: Фотий (Пероглу), архимандрит. Слово, сказанное при погребении настоятеля Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина// Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. С. 462–466. 1066 Греч. дословно ‘черные отченашники’ – греческое фамильярное обозначение монашествующего духовенства. О. Антонин всегда приглашал после службы к чаю сослуживших ему иеромонахов РДМ или гостей Миссии – архимандритов-паломников из России. 1067 Рудниковский – псевдоним писателя М. Н. Былова, автора популярных «романов-фельетонов», публиковавшихся в 1880-х гг. в газете «Московский листок». 1070 Статья, содержащая первое в русской литературе сообщение о Силоамской надписи. См.: Из Иерусалима//Церковный вестник. 1881. 38. С. 4–5. То же: Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. С. 300–304. 1071 Музей – так в дневниках Антонина и позднейшей литературе именуется коллекция древностей (археологических, нумизматических, палеографических, художественных), разновременно и в различных местах собранных и приобретенных им. Собирание антиков Антонин начал в константинопольский период (1860–1865), в Иерусалиме это становится постоянным занятием.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Посланник в Афинах (1870) и в Берлине (1879–1884). Член Государственного Совета (1900). Ожидавшееся в 1879 г. назначение его в Константинополь не состоялось. 520 Архимандрит Антонин неточно называет фамилию. Имеется в виду Решетилло Дионисий Федорович (ум. 1908) – доктор медицины, врач Русской больницы в Иерусалиме в 1879–1890 гг. По возвращении в Россию работал на медицинском факультете Московского университета. 521 В 1850 г. иеромонах Антонин был назначен настоятелем русской посольской церкви в Афинах, где служил десять лет (1850–1860), затем был переведен на аналогичную должность при посольстве в Константинополе, наконец, с 1865 г. возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме – в режиме постоянного взаимодействия с русским иерусалимским консульством. 522 На самом деле архимандрит Антонин познакомился с Б.П. Мансуровым еще в мае 1857 г., когда тот в Афинах «провел несколько чудеснейших дней» на обратном пути из Палестины (Мансуров Б.П. Письма из путешествия по Православному Востоку в 1857 г./Подг. к изданию и публ. К.А. Ваха и А. фон Виннинг. М., 2014. С. 162). Очевидно, Антонину больше запомнилось пребывание в Греции великого князя Константина Николаевича в апреле 1859 г., когда он торжественно встречал августейшего паломника в русской посольской церкви, а Мансуров находился в его свите. 523 О. Антонин имеет в виду построенную под его непосредственным руководством в Афинах церковь Святой Троицы, ставшую в 1855 г. русской посольской церковью, которую называли в городе, по одному из приделов, церковью Никодима (исторически «Ликодимой», поскольку она находилась близ места древнего Аристотелева Лицея). О. Антонин провел на территории храма археологические раскопки, а затем, после реконструкции памятника, превратил его в своеобразный «Панафинеон» – поместив на стенах и столпах храма изображения всех святых, живших когда-либо, подвизавшихся или претерпевших мученичество в Афинах. 524 О П.Н. Стремоухове см. выше, примеч. 228 в разделе 4. «Заправлял» он Азиатским департаментом и, по положению, Палестинской Комиссией с ноября 1864 по декабрь 1875 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

“Если этот выйдет, – бешено крикнул Антонин, обращаясь к Красницкому, – я тотчас сойду с кафедры и уйду в облачении прямо в народ -мы пойдем в другой храм совершать литургию”. “Хорошо, хорошо, владыко, все будет так, как вы говорите”, – отвечал наученный горьким опытом Красницкий, зная, что в таких случаях лучше не противоречить. “И чтобы в алтаре его не было!” – воскликнул Антонин и затем, выйдя царскими вратами на солею, извинился перед народом за перерыв в богослужении. “Я вынужден был прервать Божественную службу, чтобы изгнать из алтаря самозванца”, – заявил Антонин при полном одобрении молящихся. А затем спокойно прошел на кафедру, бросив по пути псаломщику: “Читай!” Между тем изгнанный “самозванец” вышел из алтаря и простоял всю службу на клиросе. Таким же образом Антонин категорически отказался иметь что-либо общее с прибывшим из Сибири “митрополитом” Петром Блиновым. Все эти острые инциденты чуть было опять не привели к расколу, и только после новых длительных переговоров было достигнуто соглашение, причем Антонин, наконец, пошел на уступку: согласился признать женатый епископат в том случае, если будущий Поместный Собор примет соответствующее постановление. Между тем пора было, действительно, подумать о Поместном Соборе и вместе с тем и о положительной программе церковных реформ. В журнале “Живая Церковь ” No 10 была опубликована программа, принятая еще 16–29 мая 1922 года и составленная при участии А.И.Введенского : “Программа церковных реформ, намеченных группой духовенства и мирян “Живая Церковь ” в развитие своих основных положений, принятых на учредительном собрании группы 16–29 мая 1922 года. I. Реформа догматическая. 1 . Восстановление евангельского первохристианского вероучения, с нарочитым развитием учения о человеческой природе Христа Спасителя и борьбе со схоластическими извращениями христианства. 2 . Развитие христианского учения о Боге как об источнике правды, любви и милосердия в противовес древнееврейскому пониманию Бога, как грозного мстителя и карателя грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

80 Тахир-эль-Халеди Сеид Мухаммед – наместник судьи города Иерусалима. Оформлял ряд купчих документов на участки о. Антонина. 81 Мусульманский дервишский монастырь на месте легендарной могилы пророка Моисея. По мнению русских авторов XIX в., монастырь был устроен на месте византийской Лавры преп. Евфимия Великого, а сама почитаемая арабами гробница представляет собой не что иное, как гроб святого основателя обители ( Леонид (Кавелин) , архимандрит. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М., 2008. С. 301). Так же думал о. Антонин: Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. 1866–1891. М., 2010. С. 75. 82 Древний пещерный монастырь, известный в византийских источниках под названием «Лавра Хозева (Хузива)», был основан в ущелье Вади Кельт (см. выше примеч. 55) в 535 г., достиг расцвета при преподобных игуменах Иоанне и Георгии Хозевитах («хозевит» – житель ущелья Хозева и монах одноименной Лавры), неоднократно впоследствии разрушался и возобновлялся. В 1850-е гг. сюда первыми пришли иноки-отшельники («бедные сиромахи») Варнава и Неофит, из монастыря Саввы Освященного. В 1859 г. они открыли почти случайно древнее пещерное кладбище, а потом и руины храма с древнейшими в Палестине образцами византийской живописи. В 1878 г. по благословению Патриарха Иерусалимского Иерофея здесь поселился игумен Каллиник. Постепенно, с помощью Святогробского братства и русских православных паломников, он отстроил кельи для монашествующих и «кафоликон» – соборный храм во имя Рождества Богородицы (освящен Патриархом Герасимом 10 декабря 1893 г.) с приделом Иоанна и Георгия Хозевитов и пещерным храмом во имя Пророка Божия Илии. 83 О. Антонин вспоминает о первом своем посещении ущелья Вади Кельт 13 ноября 1866 г.: «Через час времени достигли Хузевитской Лавры. С полчаса пробыли в древнем монастырском кладбище, устроенном в пещере и преисполненном надписей вроде следующей: “здесь почиет отец наш имярек, такого-то числа и месяца и индиктиона”. Но года, к сожалению, нет ни в одной из надписей. Затем перешли в самый монастырь, пристроенный подобно Саввинскому к скале и не раз, как видно, возобновлявшийся. В церкви еще много сохранилось стенной иконописи. Есть придел в честь св[ятых] Иоакима и Анны, видимо, устроенный в подтверждение предания о молении Иоакима на этом месте» ( Антонин (Капустин) , архимандрит. Дневник за 1866 г.//Библиотека ИППО. Шифр: И.П.П.О. Б. IV. 853/8. С. 139–140).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Антонина и нашел в его лице деятельного помощника. Подбирая себе молодых и энергичных сотрудников в константинопольское посольство, Игнатьев с подачи Антонина проявлял не меньшую озабоченность относительно состава клира посольской церкви. Во время дискуссий по поводу дел Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Игнатьев, не желая расставаться с Антонином, разрабатывал проект, согласно которому миссия и константинопольская посольская церковь будут управляться одним лицом. Этот план, быть может, и пришелся бы Антонину по вкусу, однако оказался совершенно невыполним. Антонин же, в свою очередь, ратовал за учреждение в Константинополе апокрисиариатства – духовного представительства Русской Церкви в Османской империи, независимого от МИДа. Весьма вероятно, что в качестве главы такого учреждения он видел именно себя. Понимая малую результативность непосредственных официальных встреч по поводу спорных вопросов, Антонин устанавливал прямые контакты с влиятельными представителями неофанариотских фамилий, от которых, по сути, зависела политика Константинопольского Патриархата. От них же он получал дополнительную информацию о ходе дел в Патриархии. Особенно активными были его переговоры со Стефаном Карафеодори, членом смешанного совета, одним из главных руководителей светской партии. «Виделся с г. Карафеодори и взял на себя отправку его панфекты ко владыкам столиц русских», – писал он 15 ноября 1861 г. 81 Антонин высоко оценивал достоинства С. Карафеодори и считал, что привлечение его на сторону России могло бы способствовать установлению более близких отношений с неофанариотскими кругами. В самом деле, семья Карафеодори была более других расположена в пользу сближения с Россией; позднее сын Стефана, Александр, вместе с сыном Николая Аристархиса, Ставраки, действовали в качестве посредников между посольством, Патриархией и неофанариотами; благодаря их сотрудничеству с Н. П. Игнатьевым состоялось избрание угодного России Патриаха Григория VI в 1867 г. 82 Антонин неоднократно настаивал на награждении Карафеодори русским орденом, однако его предложение не было принято: ведь Карафеодори выступал самым непримиримым противником болгарских требований.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Следует отметить, что настоятельство в Афинах было важным этапом насыщенной биографии о. Антонина. Именно там он начал свою длительную и богатую по результатам ученую и миссионерскую деятельность на христианском Востоке. В Афинах о. Антонин, по представлению МИДа, получил сан архимандрита; само производство совершил 5 апреля 1853 г. председатель Священного Синода Элладской Церкви – митрополит Аттики Неофит. Перед отъездом из Афин в Константинополь, архим. Антонин удостаивается «за христианские добродетели, ученость и филэллинские чувства» награждения Командорским Крестом греческого Ордена Спасителя. Собранные им материалы вошли в обширную статью «Христианские древности Греции» 161 и монографию «О древних христианских надписях в Афинах». Афины стали для о. Антонина «бесплатной, долговременной и самой приятной школой изучения христианских древностей» 162 . В апреле 1860 г. архим. Антонин получил сообщение о переводе в Константинополь и в сентябре того же года прибыл в столицу Османской империи. Здесь он быстро установил близкие отношения с Вселенским Патриархом, высшим греческим духовенством и русским дипломатическим корпусом. Новому настоятелю было поручено заниматься болгаро-униатским вопросом, выполнять некоторые поручения Синода в связи со вступлением на Константинопольский престол Патриарха Софрония и изучать Синайский кодекс Библии . Наряду с этим о. Антонин изучал рукописи, памятники археологии и искусства, предпринимал научные экспедиции, и вскоре его имя стало одним из самых известных среди византологов. Архимандрит планировал построить новый посольский храм, открытый и доступный для православных жителей Константинополя, но не успел осуществить свой замысел. 1 сентября 1865 г. он простился с Царьградом в связи с назначением «следователем и временно заведующим Иерусалимской Духовной Миссии» 163 . Позднее архим. Антонин был избран почетным членом Императорского Православного Палестинского Общества, Императорского археологического общества, Одесского общества истории и древностей, Афинского археологического общества, Немецкого восточного археологического общества и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архим. Антонин возглавлял миссию в течение 29 лет, до 1894 г., и за время своего служения многое сделал для России и Русской Церкви. Прежде всего благодаря его дипломатическим талантам чрезвычайно укрепилось положение миссии в Палестине. Кроме того, он употребил много усилий для создания благоприятных условий пребывания русских людей на Св. Земле. С этой целью отец Антонин начал приобретать в собственность земельные участки по всей Палестине и строить храмы, монастыри и приюты для русских паломников. «Я… применился всем существом своим к одной цели – утвердить и закрепить имя русское в Святой Земле обетованной так, чтобы мы не были в ней только гостями, а и в известной доле хозяевами, на утешение своим и на страх чужим по вере и духу» 142 . В 1868 г. Россия купила первый участок земли с растущим на нем Мамврийским дубом, там же был построен дом для паломников. 22 мая 1871 г. на этом месте впервые было совершено русское богослужение. «Досточтимая святыня, – писал о. Антонин, – составляет теперь собственность русскую. И сказать не могу, с какой радостью мы встретили весть эту… Дубрава Мамврийская есть дубрава русская» С. 82–83]. В 1870 г. был приобретен участок земли на Елеонской горе вблизи места Вознесения Господня, где был построен храм во имя Вознесения Господня. В 1885 г. при храме Вознесения началось возведение колокольни «Иван Великий», или «Русская свеча». «С высоты ее наблюдатель видит как на ладони Мертвое море и Заиорданье, а при помощи бинокля, в ясную погоду, даже синеву Средиземного моря. Мощный звон ее колоколов оглашает всю гору и даже Иерусалим» С. 83]. Во время раскопок на Елеонском участке был обнаружен мозаичный пол с изображением рыб, птиц и орнаментом, а также надпись с текстом об армянском еп. Иакове, византийские мозаики V-VI вв. и древние погребальные пещеры. Здесь же о. Антонин открыл свой археологический музей. В 1871 г. архим. Антонин купил в селении Эйн-Карем неподалеку от Иерусалима плантацию оливковых деревьев и на приобретенной земле (за ней закрепилось название «Горняя») устроил женскую общину монастырского типа. Там же был построен храм во имя Казанской иконы Божией Матери, освященный 14 февраля 1883 г. Через три года Горненская община приобрела статус женского монастыря, который действует до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это уже был открытый раскол, поскольку епископ Антонин заявил, что он не будет признавать действий ВЦУ, в которых участвует епископ Корнилий (а епископ Корнилий, как член ВЦУ, принимал участие во всех действиях ВЦУ), тем самым Антонин игнорировал все действия ВЦУ. Поскольку Антонин заявил, что он порывает общение с Николаем Федотовым только потому, что тот участник съезда (с Красницким Антонин еще раньше порвал каноническое общение), а большинство ВЦУ – участники съезда, он тем самым порывал общение с ВЦУ. «Живая Церковь » подняла брошенную ей перчатку. В своем заседании от 23 сентября 1922 года ВЦУ постановило снять Антонина со всех занимаемых им должностей и предложить ему в 24 часа покинуть пределы Московской епархии. И тут Красницкий решил, что настал момент пустить в дело главную козырную карту, в силу которой он верил так же, как пушкинский Герман в силу своих трех карт. 28 сентября Красницкий от имени ВЦУ обратился в ОГПУ с настойчивой просьбой выслать Антонина из Москвы, так как вокруг него группируется вся контрреволюция в приходах и он становится знаменем контрреволюции. Ответ был получен в тот же день. Красницкому было указано, что, согласно декрету об отделении Церкви от государства, органы власти не имеют никаких оснований вмешиваться в церковные дела, не имеют ничего против Антонина Грановского и нисколько не возражают против организации нового, второго ВЦУ. Это было ошеломляюще; оказалось, что Красницкий переоценил свои возможности. Его могущество исчезло в один день. В то же время раскол в расколе стал фактом. Отныне в Москве было уже два церковных центра: один – в Троицком подворье, другой – в Заиконоспасском монастыре. «Нет Христа между нами!» – во всеуслышание заявил епископ Антонин Красницкому. Был ли Христос в Русской Церкви в это время? Такой вопрос, может быть, задаст себе верующий читатель, прочтя эту главу. А что скажет читатель неверующий? «Вот ваша церковь », – с злорадной усмешкой заметит он. Нет, это не наша церковь, ответим ему мы, этр только одна часть нашего духовенства. И тут вспоминается старая женщина, которой один из авторов как-то стал рассказывать о церковных делах. «Это все меня не интересует, – с кроткой улыбкой перебила она. – Я люблю ходить в церковь , всегда становлюсь перед Распятием и чувствую, что Христос смотрит мне в душу, а до всего остального мне дела нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ну как же ты живешь? Такой злодей, ведь и не похвалится своим. Верно хорошо тебе, так и молчишь?.. Увы, любезный Серафим! Через две недели не будет на свете сем Андрея Капустина, будет на его месте какой-нибудь о. А... Сегодня пришло мое дело. Числа 6 или 7 ноября помолись обо мне. Надежде Яковлевне поклон до сырой земли... Твой еще Андрей ». Действительно, 7 ноября Андрей Иванович был пострижен в пещерах митрополитом Киевским Филаретом и получил имя Антонин в честь празднуемого в тот день мученика Антонина. 18 ноября он рукоположен в иеродиакона и 21-го – в иеромонаха. Память маститого старца Филарета чтил о. Антонин всегда и берег портрет его как большую реликвию. Митрополит же его называл в разговорах с близкими людьми «чадом благодати». «Моя жизнь,– пишет о. Антонин января 1846 г Серафимову,– несколько изменилась, хотя, к сожалению, не радикально. Переменив одежду, я не переменил своих грешних привычек и живу тем же Андреем, которого ты знал и во дни древние... Живу, как живут и прочие наши иеромонахи: пью, ем, сплю, иногда молюсь, часто читаю, еще чаще пишу и всегда грешу...» 65 . Близко знавший о. Антонина известный наш литургист и деятель Палестинского общества профессор Димитриевский так в своем посмертном о нем очерке говорит: «Монахом в общеупотребительном значении этого слова архимандрит Антонин никогда не был, и на это он сам неоднократно указывал. Никогда не жил он в монастыре, никогда он не проходил никаких монашеских послушаний. А, между тем, кто допускался до комнаты, где он проводил свою жизнь в Иерусалиме, кто видел, как даже в пути он скорей голодал, чем разрешал себе недозволенное мясное, что так обыденно на Востоке среди даже высших иерархов, и, наконец, кто не раз заставал его за починкой своей рясы, тот должен был сознаться, что по духу он был более монах, чем монахи, живущие в келиях» 66 . Академическая жизнь все больше с того времени его затягивает и завладевает его личностью. После ухода Серафимова в Одессу он получает греческий язык, с 11 сентября 1846 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

В зависимости от содержания корреспонденцию отца Антонина из Иерусалима можно разделить на несколько больших групп. Во-первых, это летопись церковной жизни Палестины, хроника богослужений, перемещения, избрания новых Пат­риархов и смерть или низложение прежних — прежде всего Поместной Иерусалимской Церкви. Во-вторых, это история Русской Палестины. Из статей и корреспонденций читатель в России впервые узнавал, что Дуб Мамврийский стал русским, что делается на Елеоне и продвигается ли там строительство русской церкви. В-третьих, в очерках и корреспонденциях перед нами предстает Русская духовная миссия, ее служащие и деятели, русское консульство, дипломаты, служащие и их семьи, сотрудники Палестинской комиссии и Императорского православного палестинского общества и, конечно, это простые русские паломники. В-четвертых, это и история Иерусалима. Отец Антонин активно и много сотрудничал с местным населением, особенно c православными арабами, о которых он тоже писал.  Известен отец Антонин и как опытный коллекционер-нумизмат, которому были обязаны своими нумизматическими собраниями Императорское православное палестинское общество и многие другие церковные и светские научные учреждения и музеи . 24 марта 1894 года в 5-м часу пополудни начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) закончил свой земной путь. В настоящее время нет такого человека, который, побывав на Святой Земле в качестве паломника или туриста, исследователя, занимающегося изучением Востока вообще и Палестиной в частности, археолога, византиниста, не знал бы имя архимандрита Антонина. Его наследие огромно, а его влияние на всю историю русского присутствия на Святой земле во второй половине XIX века еще предстоит в полной мере изучить и осветить. Список участков на Святой Земле, принадлежащих сегодня России и Русской Православной Церкви За 29 лет своего пребывания на Святой Земле архимандрит Антонин приобрел порядка 28 участков, часть из которых была объединена между собой (например, на Елеонской горе, вокруг Мамврийского дуба, возле Горнего монастыря). Участки приобретались и после его смерти. В итоге до 1917 года, согласно исследованиям Н.Н. Лисового, России принадлежало 18 участков. В советское время больше половины из них было продано Израилю (в частности, дом Российского генконсульства, Русская больница, Мариинское, Елизаветинское, Николаевское и Вениаминовское подворья в Иерусалиме, несколько участков земли в Хайфе, Афуле). Какими-то участками Израиль владел на правах долгосрочной аренды (например, Сергиево подворье, которое окончательно перешло под юрисдикцию России в 2004 году). Но некоторые участки уже в наше время были подарены России, например в Иордании. Таким образом, вместе с Сергиевским подворьем России и Русской Церкви сегодня на Святой Земле принадлежит 12 земельных участков. К ним относятся:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4972681...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010