В связи с этим в начале 1923 года разыгрался очередной скандал. 19 января 1923 года, в день Крещения Господня, Антонин возглавлял торжественное богослужение в храме Христа Спасителя. Во время Часов, когда митрополит стоял в полном облачении на кафедре, посреди храма, к нему подошел иподиакон и что-то шепнул ему на ухо. И вот изумленные богомольцы увидели, как митрополит стремительно сбежал с кафедры и пошел в алтарь. Чтец поперхнулся на полуслове. Вбежав в алтарь через северные двери, Антонин вихрем ворвался в дьяконник, к тому месту, где стоял облаченный в архиепископское облачение Николай Соловей. – Если этот выйдет, – бешено крикнул Антонин, обращаясь к Красницкому, – я тотчас сойду с кафедры, и уйду в облачении прямо в народ – мы пойдем в другой храм совершать литургию. – Хорошо, хорошо, владыко, все будет как вы говорите, – ответил, наученный горьким опытом Красницкий, зная, что в таких случаях лучше не противоречить. – И чтобы в алтаре его не было! – воскликнул Антонин и затем, выйдя царскими вратами на солею, извинился перед народом за перерыв в богослужении. – Я вынужден был прервать Божественную службу, чтобы изгнать из алтаря самозванца, – заявил Антонин при полном одобрении молящихся. А затем спокойно прошел вновь на кафедру, бросив по пути псаломщику: – Читай! Между тем, изгнанный “самозванец» вышел из алтаря и простоял всю службу на клиросе» 421 . Внесем необходимые поправки, обычные для этих авторов. «Епископ» Николай (Соловей) являлся креатурой А. И. Введенского . «Хиротония» его была не первой у обновленцев. Первая самочинная обновленческая «хиротония» была совершена на Троицком подворье 22.05(4.06). 1922, когда во «епископа» Бронницкого был рукоположен ими дядя православного епископа Евгения (Кобранова; тогда еще архимандрита), – вдовый протоиерей церкви Воскресения в Барашах, Иоанникий (Чанцев Иван Иванович, род. 5.05.1858), впоследствии, по покаянии, вернувшийся в Православную Церковь . Следующей «хиротонией» была таковая петроградского священника (без пострижения в мантию) о. Иоанна Альбинского, – в Подольск.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

вынудила Грецию принять условия ультиматума. 2 июля подписано греко-турецкое соглашение в Константинополе. 567 О. Антонин последний раз виделся со своей матерью в Батурине в июле 1863 г., в единственный свой приезд с Востока в отпуск в Россию. 568 Пальмовые ветви освящаются в Русской Духовной Миссии для раздачи участникам крестного хода из Виффагии в Вербную субботу. 569 Архимандрит Антонин по благословению Иерусалимского Патриарха ежегодно говорил проповедь на пассии (в Страстную Пятницу) на Голгофе. Некоторые из них были опубликованы в русских журналах: Духовная беседа. 1870. Т. 1. С. 229; 1872. Т. . С. 361; Труды Киевской Духовной Академии. 1871. 4. С. 219–224; 1875. 6. С. 818–822; 1876. 5. С. 410–417; Душеполезное чтение. 1882. С. 204–212; 1884. 6. С. 170–179; 1885. 5. С. 94–102; 1886. 6. С. 206–213; 1887. 6. С. 129–134; 1888. 6. С. 202–208; 1889. 6. С. 202–210; 1890. 6. С.133–141; 1891. 6. С. 259–266; 1893. 5. С. 3–14. См. также: Антонин (Капустин) , архимандрит. Слово на Голгофе. М., 2007. 570 Имеется в виду ежегодное торжественное шествие мусульманских верующих из Иерусалима к мусульманскому монастырю Наби Муса (Пророк Моисей), в 28 км от Иерусалима по Иерихонской дороге. По мусульманскому преданию, там находится могила Моисея. См. красочное описание праздника: Архимандрит Киприан (Керн) . Отец Антонин (Капустин) . М., 2005. С. 221. 571 В 1881 г. на о. Хиос в Эгейском море произошло сильнейшее землетрясение. Погибло ок. 4 тыс. жителей. 572 Греч. ‘святой монастырь’. Имеется в виду монастырь Успения Пресвятой Богородицы, в современных путеводителях – Неа-Мони (Новый монастырь), выдающийся памятник средневековой церковной архитектуры, находящийся в самом центре о. Хиос, основанный в 1042 г. императором Константином Мономахом. Во время землетрясения 1881 г. монастырь был частично разрушен, треснул купол соборного храма, но мозаики, несмотря на повреждения, сохранились. 577 4 апреля 1866 г. в Летнем саду в Петербурге на императора Александра II было совершено первое покушение.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

А через два дня, замывая кровь учиненного душегубства, Красницкий с компанией собрали живоцерковническое московское духовенство в числе 97 человек и вынесли резолюцию в оправдание содеянного злодейства: «признать преступной и крайне вредной для Церкви деятельность митрополита Антонина, ставшего на путь реформации...» (С. 16–17). Синод обрядовые реформы, введенные Союзом, объявляет признаком сумасшествия епископа Антонина (указ 7–20 окт. 1923 г. за 2374). Другим указом от 12(25) окт. за 2490 – Синод лишает епископа Антонина сана...» (Труды... С. 20). Таким образом, «...сотрудники, которые окружали меня в 22– 23 годах, которые на Соборе 23 г. пели мне многое лета, потом меня прокляли и анафематствовали...» (Труды... С. 8). Относительно отказа от титула, Антонин (Грановский) разъяснял: «...Живая Церковь , спрятавшись в 1922 г. за спину епископа Антонина и эксплуатируя его имя, ради приличия почтила его на августовском съезде 1922 г. саном митрополита. Когда потом живоцерковники и содацы с неудержимым циничным азартом устремились за наградами и чинами и омерзили титулы и отличия, а прикрытием наградами пороков и беспутств втоптали награды в грязь, митрополит Антонин, в чувстве брезгливости к опошленным церковным званиям, 9(22) октября 1923 года снял митру и сложил титул митрополита и остался с апостольским именованием епископа...» (Труды... С. 19). Или: «...Антонин еще в октябре 1923 года сложил живоцерковнический титул митрополита и сбросил митру, ставшую теперь знаком пустоголовия и порока...» (Труды... С. 38). В бывшем Заиконоспасском монастыре Антонин закрыл царские врата, вынес престол на солею, совершал литургию вечером («литургия, рецензированная по чинам древних литургий»), преподавал причастие сахарными щипцами (во избежание заразы!), молился на русском языке, пел канты и т.п. По совокупности всех «художеств» квази-митрополит Антонин (Грановский) был запрещен в священнослужении и Святейшим Патриархом Тихоном и обновленческим Синодом. Однако, несмотря на взаимные анафемы, в отпевании праха Антонина (Грановского) (1–14.1.1927), в Заиконосспасском монастыре, приняли участие делегаты обновленческого Синода и «сам» протопресвитер П.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Желая «подвести мину под Sua Eminence», Антонин в Бет-Джале решил противопоставить католической пропаганде русскую школу для арабских девочек. Жесткая конкуренция не мешала ему, однако, уважительно относиться к своему противнику, описывая Иосифа Валергу как «человека высокого роста, с смелым открытым лицом и большой седой бородой». Бывало и так, что борода становилась поводом назвать католического миссионера «старым козлом», но в целом автор дневника всегда признавал «бедового иезуита» и его сотрудников «мастерами своего дела» и с его пера невольно срывалось пожелание: «Когда бы мы походили на них!» (15 октября 1865 г.). В первые свои иерусалимские годы Антонин внимательно следит за литургическими, богословскими и даже бытовыми особенностями жизни различных конфессий, часто посещает католические службы в Иерусалиме и Вифлееме. Свои наблюдения и размышления он подытожил в ряде статей, опубликованных в России. Сравнение дневниковых записей и изложения того же события в статьях позволяет сделать интересные наблюдения. Так, 17 марта 1866 г. Антонин впервые в своей жизни присутствует на католической службе Умовения ног в Чистый четверг. Конспективные заметки в дневнике были потом развернуты в подробном сравнительно-литургическом изложении для русского церковного журнала. Дневник Четверток, 17 . Храмовая площадь, затолпленная народом. Ожидание ключаря. Прибытие Reverendissimi со своим братством, и Vicarii. Дон-Карло. Отвержение врат. Нас поместили внутри Храма Воскресения на одной из эстрад над самым местом имеющего открыться священнодействия. Таз. Усаживание 12-ти. Выход духовенства. Чтение Евангелия. Умовение ног. Первые 9 были гости, по-видимому. Последние 3e fratres Franciscani. Умиление Валерги. Молитва и finis. На полчаса inmermeduя. Вторичный выход. Антифонное пение крикливое и печальное. In S. Parasceva ad Matutinam horam. [Рисунок светильника] 15-свещник. Северная сторона хора. Духовенство иноземное и воспитанники Бетджальской семинарии. Левая или южная. Fratres и 11 мальчиков a la motylek. В глубине Валерга в красной мантии с куколем, подбитой горностаем. Перед ним: фисгармоника, за ней на [а]налое нотная большая книга. За ней – на другом [а]налое – другая книга без нот. Архидиакон, преклоняющийся то перед архиереем, то перед Св[ятым] Гробом поминутно. Органист и с ним два мальчика альта и 2 тенора, да прежние 2 баса. Solo-aльm с аккомпанементом. Solo-mehopa. Дуэт и трио.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Последнее постановление вызвало, правда, раскол в расколе: обновленческий «первоиерарх» преосвященный Антонин (Грановский) и поддержавшие его единомышленники протестовали против столь радикального, даже по их мнению, нововведения. За это Антонина с площадной бранью выгнали со съезда. Тогда в 20-х числах августа он объявил об образовании новой группировки «Церковное возрождение», в которую перешли столпы петроградских деятелей «Живой церкви» – Введенский, Боярский, Белков. 10 сентября в Страстном монастыре совершалось лжерукоположение во епископа некоего Константина. Антонин (Грановский) во время проповеди клеймил «живоцерковников» как отступников от веры, давал им грубые, но не лишенные остроумия, меткие характеристики. В ответ выступил лжеепископ Николай (Федотов), но слушателям больше понравилась речь Антонина, раздались угрозы и крики прихожан. Новопоставленный лжеепископ Константин упал в обморок, а незадачливый оратор Николай (Федотов) и «живоцерковный» вождь Красницкий спрятались в алтаре и просидели там больше часа, пока народ не разошелся по домам. Обиженные изменой Антонина, «живоцерковники» назойливо агитировали против него, а в 10-м, октябрьском, номере «Живой церкви» появилась статья под названием «Антониновщина», в которой разоблачался «трогательный союз церковной реакции и общественного лицемерия, в объятия которого пал Московский митрополит Антонин, враг белого духовенства». Тут же опубликована и весьма крепкая характеристика, данная Антонину митрополитом Антонием (Храповицким) , который называет его развратником, пьяницей и нигилистом, побывавшим «клиентом дома умалишенных еще 20 лет назад», и все это с комментариями: мол, митрополит Антоний, разумеется, реакционер и мракобес, а Антонин поначалу показал себя вполне прогрессивным деятелем, но доля истины может быть и в словах митрополита Антония. Епископ Антонин в долгу не остался и назвал «Живую церковь » поповским профсоюзом с отрицанием канонов, «отвержением аскетического идеала Церкви, с требованием только жен, наград и денег» 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Уйдя на покой и поселившись в Заиконоспасском монастыре, митрополит Антонин продолжал делать своё разрушительное и преступное дело реформации. Освобождение Святейшего Патриарха митрополит Антонин встретил враждебно. Теперь у него ещё один, более сильный враг. 29 июня в Заиконоспасском монастыре митрополит Антонин собрал собрание своих единомышленников из духовенства и мирян и на нём предложил следующую резолюцию: «Тихон выпущен из заключения до суда, но не амнистирован. Его освобождение из заключения не означает политического прощения и возвращения доверия правительства к нему, Тихону, как общественному деятелю. Его выступления вызвали не только церковное расстройство, но и общественно-политическое недоумение. Отмежевание Тихона от внутренней контрреволюции, о чём он заявляет в своем обращении к правительству, должно произойти не только на словах, но и на деле, органически. Его священнодействия, не касаясь их правомочности с церковной стороны, до вхождения Тихона в советский, т. е. организованный, правительством разрешённый тип, надо считать его ошибкой с политической стороны, бестактностью по отношению к правительству и общественным авантюризмом, а для приходских общин – гражданской двусмысленностью и искушением гражданского чувства». Эта демагогическая резолюция показала лишь бессилие «Союза Церковного Возрождения» в борьбе против благородной деятельности Святейшего Патриарха. Вскоре состоялся Пленум «Союза Церковного Возрождения», на котором митрополит Антонин вновь повторил нападки на Святейшего Патриарха, пережевывая всем известные обвинения Патриарха в проступках перед Церковью и отчизной, не зная, по-видимому, о том, что малый Собор 561 православных епископов (более 20 чел.), собравшихся в Москве, уже восстановил Патриарха в чести и достоинстве и объявил деяния обновленческого «собора» незаконными и лишенными силы. Митрополит Антонин говорил на пленуме: «Если ему (Тихону) из 67 прибывших на собор архиереев ведомы только человек 10–15, то и этим 15 человекам плевать в лицо негоже. Ты добейся того, чтобы против этих 15 собралось 30, тебе ведомых, и путь эти 30 тебя оправдают и обелят и вернут тебе честь и достоинство, а тех 15 осудят».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

По водворении в Афинах, о. Антонин прежде всего решился заняться устройством здесь русской церкви во имя Св. Троицы (иначе Св. Никодима), которая, по его сознанию, «до времени ее возобновления возбуждала в нем чуть не слезы своим достоплачевным видом 36 , при обаятельном изяществе своих форм, и заставила его, не смотря ни на что, взять судьбу её в свои пустые и сла­бый руки» 37 «Это без сомнения, по словам о. Антонина, есть редкий образчик византийской архитектуры из эпохи ее процветания, редкий и по своеобразности плана, и по изяществу, и по размерам (сравнительно с другими па­мятниками в Греции одного с ним времени) и даже по сохранности. Для меня, прибавляет о. архимандрит, он был даровою, долговременною и самою приятною школою изучения христианских древностей. Мы, так сказать, по­дали друг другу руку помощи» 38 .» Я рассказал г. Панагиоти Ромботи (известному ученому археологу), свидетельствует создатель храма Св. Троицы, всю историю возобновления прекрасного храма, со всеми ее грустными и радост­ными перипетиями, в которых недостатка не было, указал и на христианский Панафинеон 39 , которым могут любо­ваться и хвалиться «мужи афинейские», изучая его в лицах на стенах нашей церкви. Мы вместе облазили даже обширные подземелья, простирающиеся под церковью и под церковною оградою и принадлежащие еще языческим Афинам. Все это делалось мною с жалением и умилением, поставившим меня даже на верх нашей изящной башни колокольни, тоже детища моей мысли, имевшего то­же свои перипетии»... 40 . После развалин храма Никодима или Св. Троицы о. Антонин не менее усердно занимался в Афинах христианскими надписями, «отысканными им в значительном количестве на ложбинах (капеллюрах) периметры некоторых колонн перестиля Парфенона, преимуществен­но на западном фасаде его» 41 . Вот какими словами при­ветствовал по возвращении в Афины из Румелии, о. архимандрит Антонин это удивительное и дивное в своих развалинах произведение Ихтина и Каликрата: «привет­ствую в несчетный раз преименитое здание, которое в былое время считал на столько знакомым и как бы своим, что мог все подробности его воспроизводить в памяти во всякий потребный момент» 42 . «Работа эта (т. е. занятие надписями в Парфеноне), доставившая мне лет десять тому назад, пишет о. Антонин, такое высокое удовольствие, сделалось достоянием читающей публики в 1856 г. чрез афинскую археологическую газету где все 80 сделанных мною копий надписей, отлитографиро­ваны, к сожаление, весьма неудачно на шести таблицах, вместе с моим же планом древних подземелий, открытых мною под Никодимовою церковью, служащим пояснением к статье моей в том же номере газеты и произведенных мною под церковью раскопках 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Нередко в поэтической форме зашифрованы узнаваемые штрихи из истории Русской Духовной Миссии, ее взаимоотношений с константинопольским посольством, иерусалимским консульством, петербургской Палестинской Комиссией: Что в ней видится тебе, Андрей Иваныч? Новый консул, новый орден, новый штат. Старый Эппингер и старый Феофаныч 1426 ... Все-то здешнее! – А видится ль Царь-град? Достается в стихах и «Всесвятейшему» Патриарху Иерусалимскому Никодиму, и первоприсутствующему митрополиту Петербургскому Исидору (да заодно и всему Св. Синоду), и министрам, и самому царю: «Иль я, иль Антонин», – Глаголет Всесвятейший, Меня на свой аршин Примерив всепустейший. А наш-то как рыдал, Хлыща узрев, Исидор (Что душу б всю отдал За стерлинг иль луидор)! Синод, министры, царь В восторге от – чужого. А свой? «Пустая тварь!» – Услышишь от любого. Нам рабство по душе. Наш идеал – монголы. Тогда мы в барыше, Когда совсем мы голы. 11 сентября 1866 г., в годовщину своего прибытия в Иерусалим, Антонин записал в дневнике: «Не думал, не гадал я прожить столько времени во Св Граде. А кто знает, сколько еще придется прожить? Последние городские слухи оставляют меня здесь навсегда». Слухи напророчили верно. Годы шли, а Антонин за неустанными разнообразными трудами их почти не чувствовал. «11 августа 1888. Молитва и конец 71 году жизни. Как ни странно сказать, а по истиннейшей правде надо признаться, что я в течение его ни на одну минуту не осознал себя 70-летним стариком. Даже в последние дни истекшего года до такой яркости проглянул из меня пермский Андрей 30-х годов, что становится стыдно и страшно за самого себя. Чего же ждать впереди...» Впереди оставалось еще пять насыщенных лет жизни: закладка, строительство и освящение последнего храма – Петра и Тавифы в Яффе, освящение Сергиевского подворья и Русского дома (будущего Александровского подворья) в Иерусалиме, расставание с первым своим палестинским детищем – Бет-Джальской школой, подаренной Палестинскому Обществу. Наконец, пришедшее признание заслуг и уважение к результатам трудов вылилось в широкое празднование в России и Палестине юбилеев – 25-летия служения в Святой Земле (1890) и 50-летия духовной службы (1893).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Попытки немецких екзегетов Френкеля и Пресснера воспроизвести еврейский оригинал, основываясь на анализе греческого текста, не дали никаких положительных результатов. Эту же задачу поставил перед собой Антонин. Не ограничиваясь, однако, греческим текстом, Антонин привлек тексты сирский – пешито, сирозигзаплический, арабский, коптский, эфиопский, армянский и грузинский. После скрупулезнейшего грамматического (морфологического, синтаксического) анализа Антонин приходит к выводу, что часть этих текстов переведена не с греческого, а с еврейского (впоследствии утерянного) подлинника. Такими текстами, в частности, являются сирский пешито, арабский и коптский. Основываясь на этих текстах (по его мнению, более древних, чем греческий текст, и более близких, чем он, к подлиннику), Антонин реставрирует древнееврейский пратекст, который помещен на с. 396–404 его труда. Восстановленный таким образом через несколько тысячелетий оригинал произвел сенсацию не только в христианских, но и в еврейских кругах: ученые раввины всего мира комментировали эту книгу. Через несколько месяцев после присуждения Антонину звания магистра богословия, 22 февраля 1903 года, последовал указ о возведении старшего члена Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета в сан епископа Нарвского с присвоением ему наименования третьего викария Санкт-Петербургской епархии (см.: Церковные ведомости, 1903, 9, с. 57), а 28 февраля 1903 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры была хиротония нового епископа, которую совершали митрополиты Антоний Петербургский и Владимир Московский, епископы Владикавказский Владимир, Таврический Николай, Саратовский Иоанн, Тамбовский (будущий экзарх Грузии) Иннокентий и епископ Ямбургский (будущий Святейший патриарх Московский и всея Руси) Сергий. “Испарения будней сгущаются, – говорил в своей речи на наречении Антонин, – и в мире тяжко дышится. Оттого, быть может, люди наших дней, не довольствуясь ароматом риз епископа, прикасаются к житейским его одеждам, желая, чтобы сила от него исходила и проявлялась во внешней, видимой деятельности”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Константинополе в 1862 году отец Антонин составил «Каталог рукописных книг, обретающихся в Пат­риаршей библиотеке Константинопольского Святогробского подворья», одним из украшений которого стало открытие знаменитого памятника «Учение 12-ти Апостолов»18.  Наиболее известен труд отца Антонина по составлению каталога библиотеки Синайского монастыря19. Сопровождая в 1870 году ректора КДА архимандрита Филарета (Филаретова) в паломничестве на Синай, Антонин составил по просьбе и при содействии братии монастыря на греческом языке описание 1310 греческих рукописей. Тогда же он открыл древнейший памятник славянской письменности — Киевские глаголические листки, подаренные в библиотеку Киевской духовной академии20.  Во второй половине 1860-х годов архимандрит Антонин участвует в подготовке к изданию актов Русского Пантелеимоновского на Афоне монастыря21, изучает рукописи Пат­риаршей библиотеки в Иерусалиме и грузинские рукописи Крестного монастыря, а также описывает собрание рукописей и старопечатных книг лавры святого Саввы Освященного. К сожалению, ни один из подготовленных отцом Антонином каталогов так и не был опубликован. В большом и многообразном литературном наследии архимандрита Антонина наряду со специальными работами (гомилетическими, библеистическими, церковно-историческими, археологическими и археографическими) совершенно особое место занимает цикл статей и корреспонденций, опубликованных за годы пребывания в Палестине.  Архимандрит Антонин сам пытался фиксировать объем своего литературного наследия. Например, 10 августа 1876 года он записывает в дневнике: «Каталогизирование всех отпечатанных мною с 1843 года статей больших и малых… Набирается больших и малых до 80». В списке публикаций архимандрита Антонина, который напечатал известный библиограф С.И. Пономарев в год смерти автора (1894), значилось 105 работ22. В последние годы удалось пополнить список прижизненных публикаций до 144 работ, причем оказалось, что за некоторые годы их число в 2–4 раза превышает цифру, указанную первым библиографом отца Антонина. 

http://e-vestnik.ru/analytics/200_let_ar...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010