Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.

http://e-vestnik.ru/tags/zhizn_tserkvi/p...

И это было обличением зловерия Юлиана и знамением его будущего гонения на Церковь Божию. Таковое чудо совершалось при гробе святого: ибо не желал святой, чтобы в честь его была построена церковь для тех, коим в скором времени предстояло гонение за истинную веру. Мученики Меласипп, Касиния и их сын Антонин Святые мученики Меласипп, супруга его Касиния и сын их Антонин пострадали за веру христианскую при императоре Юлиане богоотступнике в городе Анкире во Фригии в 363 г. Пытаясь заставить святое семейство отказаться от истинной веры, мучители юного Антонина ввергли в темницу, а родители его – Меласиппа и Касинию – подвесили на древе и начали жестоко терзать: их строгали острым железом и опаляли огнем. При этом у святой Касинии отрезали сосцы, а у святого Меласиппа отсекли ноги до колен. Во время таковых мучений Меласиппа и Касинии был приведен из темницы сын их Антонин. Мучители надеялись, что тот, видя, как страдают родители, станет склонять их к отказу от христианской веры, но отрок лишь стал укреплять мать с отцом и, взявши отсеченные части тел своих родителей, лобызал их. В таковых жестоких мучениях Меласипп и Касиния вскоре предали праведные души свои Господу. Тогда Антонин, подойдя к Юлиану, плюнул в лицо жестокому императору. Разозленный Юлиан повелел повесить Антонина, как ранее его отца и мать, и строгать тело юноши; голени его перебили и привесили тяжелый камень к его ногам, чтобы еще более усугубить мучения; затем, сняв его с дерева, положили на железную, раскаленную докрасна на огне, решётку. После всех этих мучений мученику остригли в знак позора голову, привязали на шею камень и стали водить по городу, как преступника. Затем, не довольствуясь этим, его отослали к известному своей жестокостью военачальнику Агриппину, который приказал вначале ввергнуть юношу в разожженную печь, а потом – бросить на съедение зверям; но ни огонь, ни дикие звери не причинили праведнику никакого вреда, мученик остался невредимым. Сорок юношей, смотревшие на таковые мучения своего сверстника, уверовали во Христа, за что были обезглавлены. Святого Антонина разложили на железном раскаленном ложе и били железными же прутьями. Но когда и после этого святой остался невредимым, мучитель приказал отсечь ему голову. Мученики Терентий и Неонила Сирийские и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Архимандрит Антонин в это время только начал входить в константинопольские дела. О патриарших выборах в своем дневнике он замечает кратко: «Фанарь весь в эти дни находится ουνω– κτω по случаю патриарших выборов. Кандидаты на высокую кафедру суть: Анфим, бывший Патриарх Вселенский, Каллиник П[атриарх] Александрийский и Иоаким митрополит Кизический» (запись от 4 октября). Так же лаконично сообщает он на следующий день о выборе Иоакима II. 47 12 октября Антонин отправился с визитом к новому Патриарху. «Был с визитом у нового Патриарха, всесвятейшего Иоакима, – пишет он в дневнике. – Нашел его человеком весьма ласковым и умным, по крайней мере – отлично смышленым. Более часу я разговаривал с ним, преимущественно занимаясь вопросом болгарским. Ни малейшей уступки соплеменникам нашим нельзя ожидать от упорного старца. Я уже предлагал ему в образец устройства систему церковного управления на 7-ми островах». Патриарх пытался уверить Антонина, что болгарский вопрос есть интрига немногих лиц. «Пусть только церковь поступит по всей строгости с Иларионом, от него все отступятся и дело кончится», – уверял Иоаким. После того Антонин посетил митрополита Илариона, который также не был согласен ни на какие уступки. 48 Русской Церкви не оставалось ничего другого, кроме нейтралитета. После праздника Рождества 1860 г. Антонин получил просфору от попечителей болгарской церкви с приглашением служить литургию на престольный праздник Св. Стефана. «Попробуй-ка, сходи. Еще не то заговорят гръци», – с грустной иронией комментирует он это в дневнике (запись от 26 декабря 1860 г.). 49 Новый Патриарх Иоаким II занял позицию крайней неуступчивости в болгарском деле. При поддержке Зографоса и Зарифиса Иоаким предпринял все усилия к нейтрализации влияния бывшего Патриарха Григория VI, стремившегося достичь компромисса в болгарском вопросе и имевшего репутацию русофила. В этой обстановке часть болгарских церковно-политических деятелей (Д. Цанков, игумен Габровского монастыря Иосиф Сокольский, архимандрит Макарий) решили прибегнуть к унии с Католической Церковью. Первые официальные переговоры по этому вопросу были проведены в декабре 1860 г., а уже в апреле 1861 г. Иосиф Сокольский был рукоположен в Риме в качестве болгаро-католического епископа. Иларион Макариупольский отказался присоединиться к унии; напротив, он обращался к своей пастве с призывами не поддаваться соблазну. Уния с папским престолом, предпринятая частью болгарских церковных политиков, была политическим маневром, который имел довольно широкий резонанс и повлек за собой присоединение к Риму целого ряда населенных пунктов в разных частях Болгарии, Македонии и Фракии. Прочного успеха это движение, впрочем, не смогло добиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Антоний, архиепископ Ставропольский см. Антоний (Романовский), митрополит Антоний, епископ Волынский, см. Антоний (Храповицкий) , митрополит Антоний, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский см. Антоний (Вадковский) , митрополит Антоний, митрополит см. Антоний (Храповицкий) , митрополит Антонин (Грановский), епископ, обн. митрополит 8, 9, 26, 31, 69–71, 76, 77, 79, 80, 82, 84, 96, 99, 103, 104, 119, 121, 126, 218, 219, 223, 226–228, 242, 246–248, 252, 253, 264, 265, 270–272, 282–286, 293, 300, 301, 307, 308, 312, 313, 318, 320, 321, 329–331, 334–336, 341, 346, 348, 351,357, 363–366, 368–381,390, 398, 463–465, 519, 574, 670–673. 687, 688, 747, 849, 874, 990 Антонин, епископ см. Антонин (Грановский), епископ, обн. мифополит Антонин, митрополит см. Антонин (Грановский), епископ, обн. митрополит Антонов А. Г., осуждённый по петроградскому процессу 251 Апраксин Петр Николаевич, князь, член Собора 1917–1918 гг. 192 Арефский Н., авт. соч. 71 Арий 257 Аристарх (Николаевский), обн. архиепископ 419, 673–675 Аристофан, др. греческий поэт 503 Аркадий Ильич см. Кузнецов Аркадий Ильич Армагаков Алексий, бывший священник 377, 378 Арсений (Брянцев) , архиепископ 162 Арсений (Краснов), обн. епископ 675 Арсений (Покровский), обн. архиепископ 420, 676–677 Арсений (Смоленец), архиепископ 240, 241 Арсений (Стадницкий) , митрополит 188, 209, 210, 243, 249 Арсений Мацеевич , митрополит Ростовский, свмч. 165 Арсений, архиепископ Новгородский см. Арсений (Стадницкий) , митрополит Арсений, епископ см. Арсений (Смоленец), архиепископ Арсений, митрополит см. Арсений (Стадницкий) , митрополит Артамонов Леонид Константинович, генерал, член Собора 1917–1918 гг. 192 Артемий (Ильинский), обн. архиепископ 79, 110, 248, 256, 304, 306, 308, 313, 317, 318, 338, 339, 677–679, 756, 831 Артемий, епископ Лужский см. Артемий (Ильинский), обн. архиепископ Артемий, епископ см. Артемий (Ильинский), обн. архиепископ Архангелов Серафим, петроградский обн. протоиерей 339, 1013 Аттила 293 Ауссэм, генеральный консул СССР в Париже 101

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

310 Гнойные (Мусорные) ворота Старого города, ведущие от Храмовой горы, Стены плача и Магрибского квартала на юг – в долину Кедрона и арабскую деревню Силоам. 311 «Молва» – политическая, экономическая и литературная газета, издавалась в Санкт-Петербурге в 1879–1881 гг. 314 Игумен греческого монастыря во имя св. Харалампия, расположенного близ храма Гроба Господня в Иерусалиме. 325 Фр. ‘уровень моря’. Отметка уровня моря на дороге между Иерусалимом и Иерихоном (Иерусалим лежит на высоте 750 м над уровнем моря, а Мертвое море на 392 м ниже уровня моря). 326 Странноприимный дом, построенный Антонином на приобретенном им участке в Иерихоне («Иерихонская Московия»). 335 Мислех (в других документах Мыслех) – рабочий-каменотес, житель селения Бет-Джала, сосед о. Антонина по приобретенному им в Бет-Джале участку, на котором была им позже основана школа (сын Мыслеха Абдалла выступал свидетелем при оформлении купчей 1866 г.). 337 Краевский Яков Иванович – генерал-майор, участник Крымской войны и присоединения Средней Азии, сподвижник Кауфмана и Черняева, отличившийся при взятии Ташкента. Получил отличное образование, считался способным военачальником. Выйдя в отставку, приехал в Иерусалим, где прожил около года, одно время на Русских Постройках, затем на частной квартире. Решив провести остаток жизни на Востоке, отшельником в пустыне, выучил арабский язык и, не внимая советам и предостережениям, в июле 1880 г. отправился в иорданскую пустыню и поселился в уединении, в пещере на Сорокадневной горе. 8 сентября был найден в своей пещере мертвым, сидящим, прислонившись к скале. Архимандрит Антонин считал, что «с ним случился солнечный удар, от которого особенно его предостерегали тут, или – еще проще – разрыв сердца» ( Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима//Церковный Архимандрит Антонин (Капустин). Дневник. Год 1881 вестник. 1880. 41. С. 20–22. То же: Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. М., 2009. С. 286–287). 340 Так называемый «Царский курган» (Тель-ес-Султан) – тель древнего Иерихона. Высота кургана достигает 21 м. Работа нескольких поколений археологов (от разведок знаменитого Ч. Уоррена во второй половине XIX в. до фундаментального обследования, проведенного Кэтлин Кеньон в 1952–1958 гг.) позволили выявить на территории теля последовательные напластования двадцати трех разновременных городских поселений.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Следует отметить, что настоятельство в Афинах являлось важным этапом насыщенной биографии отца Антонина. Именно там он начал свою длительную и богатую результатами ученую и миссионерскую деятельность. В Афинах отец Антонин, по представлению МИДа, получил сан архимандрита; само производство совершил 5 апреля 1853 г. председатель Священного Синода Элладской Церкви митрополит Аттики Неофит. Уезжая из Афин в Константинополь, архимандрит Антонин «за христианские добродетели, ученость и филеллинские чувства» был награжден Командорским Крестом греческого Ордена Спасителя. Собранные им материалы вошли в обширную статью «Христианские древности Гpeцuu»[v] и монографию «О древних христианских надписях в Афинах». Афины стали для отца Антонина «бесплатной, долговременной и самой приятной школой изучения христианских дpebhocmeй»[vi]. В апреле 1860 г. архимандрит Антонин получил сообщение о переводе в Константинополь, и в сентябре того же года прибыл в столицу Османской империи. Здесь он быстро установил близкие отношения с Вселенским Патриархом, высшим греческим духовенством и русским дипломатическим корпусом. Новому настоятелю было поручено заниматься болгаро-униатским вопросом, выполнять некоторые поручения Синода в связи со вступлением на Константинопольский престол Патриарха Софрония и изучать Синайский кодекс Библии. Наряду с этим отец Антонин изучал рукописи, памятники археологии и искусства, организовывал научные экспедиции, и вскоре его имя стало одним из самых известных среди византологов. Архимандрит планировал построить новый посольский храм, открытый и доступный для православных жителей Константинополя, но не успел осуществить свой замысел. 1 сентября 1865 г. он простился с Царьградом в связи с назначением «следователем и временно заведующим Иерусалимской духовной миссии» [vii].Noздhee архимандрит Антонин был избран почетным членом Императорского православного Палестинского общества, Императорского археологического общества, Одесского общества истории и древностей, Афинского археологического общества, Немецкого восточного археологического общества и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591495/

На общем бледноватом фоне преподавательского состава выделялась одна лишь фигура — мрачная, жуткая, всех отталкивающая, — иеромонах Антонин. Что–то в этом человеке было роковое, демоническое, нравственно–преступное с юных лет. Он был один из лучших студентов Киевской Духовной Академии, но клобук надел только из крайнего честолюбия, в душе издеваясь над монашеством. Мой товарищ о.К.Аггеев (тоже Киевской Духовной Академии) рассказал мне, как Антонин вечером уходил потихоньку из Академии и, швырнув обратно в комнату через открытую форточку клобук, рясу и четки, пропадал невесть где… Впоследствии он проявлял странности, похожие на ненормальность. В Донском московском монастыре, где он одно время жил, будучи смотрителем духовного училища, завел медвежонка; от него монахам житья не было: медведь залезал в трапезную, опустошал горшки с кашей и пр. Но мало этого, Антонин вздумал делать в Новый год визиты в сопровождении медведя. Заехал к управляющему Синодальной конторой, не застал его дома и оставил карточку: «Иеромонах Антонин с медведем». Возмущенный сановник пожаловался К.П.Победоносцеву. Началось расследование. Но Антонину многое прощалось за его незаурядные умственные способности. Он был назначен инспектором моей родной Тульской семинарии. В этой должности он проявил странное сочетание распущенности и жандармских наклонностей. Завел в семинарии невыносимый режим, держал ее в терроре; глубокой ночью на окраинах города врывался ураганом в квартиры семинаристов, чтоб узнать, все ли ночуют дома, делал обыски в сундуках, дознавался, какие книги они читают, и т. д. И в то же время его келейник устроил в городе что–то предосудительное вроде «танцкласса», где собиралась молодежь обоего пола. Семинаристы не выдержали и решили с Антонином покончить. Набили пороху в полено — и ему в печку. Но взорвало одну печку: Антонин куда–то ушел обедать, это его спасло. Началось дознание, приехал ревизор, темные дела инспектора раскрылись… Его бы следовало сослать в какой–нибудь глухой монастырь на покаяние, а его назначили преподавателем в Холмскую семинарию…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Антонин говорил: «... Народ ходит в церковь и желает, чтобы учение Христа мы проводили на понятном ему языке, и мы должны это сделать. Союз “Церковное возрождение” дает то, чего желает народ» (Труды первого Всероссийского съезда или собора Союза «Церковное возрождение». М. 1925. С. 25). Те же требования русификации богослужения выдвигал и «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), основанный виднейшими деятелями обновленчества А.Введенским и А.Боярским (последний образовал в Колпино т.н. «кружок друзей церковной реформации»). Приведем ещё высказывания по этому вопросу епископа Антонина (Грановского). Антонин рассказывал, как он предлагал в 1924 году верующим похлопотать у власти об открытии одного храма, но с условием: принять русский язык и открыть алтарь. Верующие обратились за советом к Патриарху Тихону. Святейший Тихон ответил: «пусть лучше церковь провалится, а на этих условиях не берите». Антонин говорил: «Посмотрите на сектантов всех толков. Никто не устраивает в своих молельнях скворечников. Все католичество, вся реформация держит алтари отгороженными, но открытыми. Вот эти два наших приобретения: русский язык и открытый алтарь – представляют два наших разительных отличия от старого церковного уклада. Они так претят Тихону, то есть поповству, что он рад, чтобы такие церкви провалились». А вот как описывалось в одной из провинциальных газет богослужение, совершавшееся епископом Антонином (Грановским) в Заиконоспасском монастыре в Москве в 1922 году: «Антонин в полном архиерейском облачении возвышается посреди храма в окружении прочего духовенства. Он возглашает; отвечает и поет весь народ; никаких певчих, никакого особого псаломщика или чтеца... У всех ревнителей служебного благочестия и церковного Устава волосы дыбом становятся, когда они побывают в Заиконоспасском монастыре у Антонина. Не слышать “паки и паки”, “иже”, и “рече”. Все от начала до конца по-русски, вместо “живот” говорят “житие”. Но и этого мало. Ектении совершенно не узнаешь. Антонин все прошения модернизировал. Алтарь открыт все время... В будущем он обещает уничтожить алтарь и водрузить престол посреди храма».

http://ruskline.ru/opp/2024/02/19/bogosl...

Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/(дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 См.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей.

http://e-vestnik.ru/tags/zhizn_tserkvi/p...

Тем не менее в Иерусалиме архим. Антонин оказался уже взрослым, сформировавшимся человеком: в 1965 г. ему исполнилось 48 лет. В этой статье мы расскажем о жизни архим. Антонина до Иерусалима. О его пути, который позволил ему сделать на Святой Земле всё то, что не смог сделать никто другой.  Образование и интеллектуальные интересы о. Антонина были очень широки: современные и древние языки, богословие, история, археология, эпиграфика, палеография, нумизматика, астрономия, изобразительное искусство и архитектура. И всё это при наличии выдающихся организационных способностях. Он был одним из лучших представителей русского дореволюционного духовенства. Детство и юность: Россия О. Антонин происходил из той же среды, что и его предшественник — архим. Порфирий (Успенский), первый начальник Русской миссии. Это была среда провинциального русского духовенства. Несколько поколений предков архимандрита Антонина были священниками в уральском селе Батурине. Важная особенность — они никогда не были крепостными! И паства их тоже состояла из лично свободных государственных крестьян, переселившихся за Урал в XVIII столетии. У таких людей оставалась свобода выбора своего жизненного пути. Антонин Капустин, так же как и Порфирий Успенский, пошёл путём «учёного монашества»: именно этот путь превращал сыновей сельских священников и дьяконов в архиереев, ректоров духовных академий и миссионеров. Но для этого нужно было иметь подлинные способности, ум и активную жизненную позицию. Андрей Капустин родился 12 (24) августа 1817 года в Зауралье — в селе Батурине Пермской губернии. Сегодня Батурино находится в Шадринском районе Курганской области — до Перми более шестисот километров. Род Капустиных священствовал в Преображенской церкви более ста лет, с самого основания села в середине XVIII века. И сегодня там стоит двухэтажный каменный храм, заложенный дедом о. Антонина и достроенный его отцом. Отец Антонин и после десятилетий служения на Востоке будет вспоминать этот храм: «Перед взором неотразимо стоит сельская, ещё недостроенная церковь, полная народу по случаю храмового праздника Преображения Господня… В крылосное окно чуть проникает свет начинающегося радостного дня». Построенная о. Антонином колокольня на Елеоне — «русская свеча» — станет фактически увеличенной копией колокольни батуринского храма.

http://bogoslov.ru/article/6174044

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010