Иерусалим. Начальник Руской Духовной миссии архимандрит Антонин с членами братии Миссии. 1892 г. После выяснения неприятных ему обстоятельств порученного дела, архимандрит Антонин принялся за изучение Миссии и положения Греческой Церкви в Палестине. Он попытался сразу же завязать знакомство со Святогробским братством и быстро пленил их своим обаянием. Настоящего помощника и друга отец Антонин обрел в лице «великого простеца во Христе Иисусе», «нелестного раба Божия» патриарха Кирилла. При его участии архимандрит Антонин смог хорошо изучить греческое богослужение и издать ряд статей о нем. В 1868 году «за горячее благочестие и ревность о Гробе Господнем» патриарх Кирилл наградил своего друга крестом с частицей «Животворящего Древа» при особой грамоте. В тот же год Россия получила Синайский кодекс Библии в свою собственность, в чем немалая роль принадлежала отцу Антонину, ведшему переговоры, а в 1869 году, по ходатайству патриарха Кирилла, архимандрит Антонин был утвержден в должности Начальника Миссии. Это назначение не укрепило его позиции, так как Консульство продолжало свою борьбу, обострившуюся в 1872 году, когда патриарх Кирилл, не подписавший болгарскую схизму, был вынужден оставить патриарший престол. А так как новый патриарх Прокопий не был признан частью арабского духовенства, недоброжелатели поспешили обвинить в этом Миссию. И заслуга архимандрита Антонина заключается в том, что, не имея определенных инструкций из России, он занял выжидательную позицию (несмотря на свое мнение о незаконности низложения патриарха Кирилла) и не вверг Миссию в круговорот событий, развивавшихся в ту пору довольно бурно. Напряжение в отношениях Миссии и Патриархии сохранялись довольно долго (благодаря все тому же Консульству, обвинявшему отца Антонина в неподчинении несуществующим синодальным указам относительно Патриарха). Начальник предпринимал шаги для улучшения отношений, и даже предложил поставить Миссию в прямую зависимость от Синода или превратить ее в одну из посольских церквей, но Синод решил подождать с решением, а вскоре патриарх Прокопий был низложен, и на его место пришел представитель Святого Гроба в Смирне Иерофей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

История монастыря Основание монастыря связано с именем архимандрита Антонина (Капустина), который сменил на посту начальника Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме о. Леонида, у которого не сложились отношения с иерусалимским патриархом. Антонин прибыл в Иерусалим в 1865 г., но только в 1869 г. вступил в должность, которую и исполнял до своей смерти 24 марта 1894 г. Архимандрит Антонин обладал разносторонними научными интересами, проводил раскопки, изучал древние рукописи и монеты, наблюдал за звездами из обсерватории, оборудованной им в здании РДМ в Иерусалиме. Кроме того, он покупал для РДМ земельные участки, одним из которых оказалась масличная плантация с двухэтажным домом в селении Эйн-Карем. Участок был куплен в 1871 г. у драгомана французского консульства в Иерусалиме Ханны Джильяда за 55.000 франков, для сбора каковой суммы в России был создан специальный комитет. Известно, что через нескольких дней после подписания купчей Джильяд был убит, что, возможно, явилось чьей-то местью ему за продажу земли. Архимандрит Антонин расширил владения, докупая прилегающие участки, и построил странноприимный дом. Через некоторое время там стали селиться русские монахини, и отец Антонин задумал постройку небольшого храма. Архитектурный проект он разработал сам, и церковь была построена за два строительных сезона (1880-1881). И строительство, и последующее освящение храма сталкивались с определенными трудностями из-за трений между о. Антонином как с францисканцами, владеющими прилегающим участком, так и с Иерусалимской патриархией. Первые ставили препоны, требуя получения все новых и новых фирманов от Высокой Порты, вторая же желала, чтобы вся начинания православных на Святой Земле получали ее благословение. Наконец, все трудности остались позади и 14 февраля 1883 г. церковь была торжественно освящена во имя Казанской иконы Божией Матери. Чин освящения о. Антонин совершил сам. Затем о. Антонин испросил у Синода разрешения на установление особого праздника Целования в память о встречи Божией Матери с праведной Елисаветой.

http://sobory.ru/article/?object=03446

 Богослужение на русском языке практиковал в петроградской Захариевской церкви и ближайший сподвижник А. Введенского церковный бунтарь о. Евгений Белков, основавший т.н. «Союз религиозно-трудовых общин»: «В области чисто культовой Союз не производит никаких реформ, за исключением введения русского языка» – говорилось в декларации этого антицерковного Союза.  А вот высказывания по этому вопросу епископа Антонина (Грановского). Антонин (Грановский) расказывал, как он предлагал в 1924 году верующим похлопотать у власти об открытии одного храма, но с условием: принять русский язык и открыть алтарь. Верующие обратились за советом к Патриарху Тихону. Святейший Тихон ответил: пусть лучше церковь провалится, а на этих условиях не берите. Антонин говорил: " Посмотрите на сектантов всех толков. Никто не устраивает в своих молельнях скворечников. Все католичество, вся реформация держит алтари отгороженными, но открытыми. Вот эти два наших приобретения: русский язык и открытый алтарь – представляют два наших разительных отличия от старого церковного уклада. Они так претят Тихону, то есть поповству, что он рад, чтобы такие церкви провалились " . А вот как описывалось в одной из провинциальных газет богослужение, совершавшееся епископом Антонином (Грановским) в Заиконоспасском монастыре в Москве в 1922 году: " Антонин в полном архиерейском облачении возвышается посреди храма в окружении прочего духовенства. Он возглашает; отвечает и поет весь народ; никаких певчих, никакого особого псаломщика или чтеца... У всех ревнителей служебного благочестия и церковного Устава волосы дыбом становятся, когда они побывают в Заиконоспасском монастыре у Антонина. Не слышать " паки и паки " , " иже " , и " рече " . Все от начала до конца по-русски, вместо " живот " говорят " житие " . Но и этого мало. Ектении совершенно не узнаешь. Антонин все прошения модернизировал. Алтарь открыт все время... В будущем он обещает уничтожить алтарь и водрузить престол посреди храма " . Сам Антонин заявлял в 1924 году: " Богомольцы входят в Заиконоспасский храм, видят здесь обстановку, для них необычную. Мы совершаем службу на русском языке при открытом алтаре. Мы произвели изменения в чинопоследованиях таинств – крещения, бракосочетания и исповеди, изменили способ преподания причастия " . (Антонин распространял кощунственную идею о " негигиеничности православного способа причащения мирян " с помощью лжицы.)

http://bogoslov.ru/article/1929089

257 Апокрисиарий – греч. αποκρισιριος ‘посланец императора, патриарший легат’, здесь ‘полномочный представитель Поместной Церкви при другой Поместной Церкви’. 259 Антонин спешил закончить статью «Праздник Рождества Христова в Вифлееме», опубликованную в журнале «Церковная летопись “Духовной беседы”» (1866, 9, 10). См. современное издание: Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. М., 2010. С. 35–45. 260 Речь идет о переведении школы, основанной в 1858 г. в Иерусалиме Е.Ф. Бодровой, в Бет-Джалу. Архимандрит Антонин впервые познакомился с Бодровой и ее ученицами 7 октября 1865 г. «Посидел в приюте г-жи Бодровой и подивился на ее питомиц, читающих и даже поющих русские молитвы, – отметил он в дневнике. – Есть и у нас люди, могущие соперничать с наилучшими из сестер милосердия. Честь почтенной старушке». В ноябре вопрос о переезде на новое место Антонином был решен. 23 ноября читаем в дневнике: «Г. Бодрова, к удивлению моему, согласна на то, чтобы поселиться в Бет-Джале. Вот подведем мину Sua Eminenza !» Не получив из Петербурга ни из МИДа, ни из Синода согласия на финансирование школы, Антонин на свой страх и риск – и на свои средства, «продав часы и бинокль», арендовал дом и уже 10 марта 1866 г. разместил Бодрову и ее школу в Бет-Джале. В дальнейшем первую русскую школу в Палестине содержала до самой своей кончины (1880) императрица Мария Александровна. В 1886 г. Антонин передал ее Православному Палестинскому Обществу. В 1890 г. на ее основе была организована женская учительская семинария ИППО. 261 Капустин Платон Иванович (1815–1891), протоиерей – старший брат архимандрита Антонина. Окончил Московскую Духовную Академию (1840), преподавал в ней философию и физику. Активно участвовал в переводах творений святых отцов, публиковал в академическом журнале проповеди и стихи. Увлекался астрономией, фотографией, являлся автором ряда изобретений. В 1844 г. женился на внучатой племяннице митрополита Филарета (Дроздова) Марии Яковлевне, имел семерых детей. Состоял членом многих научных и благотворительных учреждений и обществ, исполнял должность благочинного московских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

По личному повелению Николая II в 1908 году епископ Антонин был уволен на покой с пребыванием в Сергиевой Пустыни под Петербургом. О своих злоключениях он рассказывает следующее: “26 января говорит Николай Извольскому: передайте кому следует, чтобы Антонин оставил службу. Митрополит все же тормозил, сколько мог, мою отставку. Наконец, в один прекрасный день Извольский говорит митрополиту: скажите Антонину, чтоб до пятницы подал прошение, а иначе в пятницу будет уволен без прошения, потому что два члена Синода – Серафим Орловский и Гермоген Саратовский -уже знают о воле Царского Села. Пришлось подать. Был на покое до 1913 года. 22 декабря 1913 года говорит Николай Саблеру: ну, я вижу, Антонин – хороший человек, так позаботьтесь о нем, устройте на службу. Стали думать, куда меня деть – хотели в Уфу, да потом вспомнили, что Елизавета Федоровна, великая княгиня, там монастырь построила – может приехать – и нашли другую дыру, куда меня сунуть – Владикавказ. А через два года и оттуда вышибли по болезни. Уже после революции, в 1919 году, когда жил я на покое здесь, в Москве, стал я опять проситься, чтобы меня куда-нибудь послали, да мои старые товарищи по Питеру Арсений, Кирилл и Никандр мне говорят: “Эх ты, балда, да разве тебе можно предоставить какое-нибудь место!” (Известия ВЦИК, 1923, 11 августа, 179, с. 4.) К этому следует добавить, что Антонин был строгим монахом, вел аскетический образ жизни и отличался общедоступностью: дверь его кельи была открыта для всех в любое время дня. История не определяется желаниями людей, но историю делают люди – и в каждом историческом деятеле отражается его эпоха. И в тех Теперь мы будем говорить о революции... Рассказ митрополита Нестора Старейший русский иерарх, Высокопреосвященный митрополит Нестор поделился с нами воспоминаниями о своих встречах с епископом Антонином (Грановским). Эпизоды, которые запечатлелись в памяти владыки-митрополита, столь характерны, что мы решили поделиться ими с читателем. “Познакомился я с епископом Антонином, – вспоминает митрополит, – еще будучи иеромонахом, когда я приехал с Камчатки в Петербург, жил в Александро-Невской Лавре; там же жил и епископ Антонин (это было еще при митрополите Антонии Вадковском – и он был викарием).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 ноября 1845 г. Андрей принял монашеский постриг и получил имя Антонин в честь празднуемого в тот день мученика Антонина. За тем последовало рукоположение во иеродиакона и священника. Некоторое время иеромонах преподавал в Академии обличительное богословие и библейскую герменевтику. В 1850 г. он получил должность настоятеля при Афинской Миссии, где на протяжении 3-х лет изучал древние христианские надписи и Парфенон. В 1859 г. митрополит Московский Филарет (Дроздов), рекомендовал Синоду перевести его в Константинополь на настоятельское место. Архимандриту Антонину было поручено заниматься болгаро-униатским вопросом, выполнять некоторые поручения Синода в связи со вступлением на Вселенский престол Патриарха Софрония и продолжить изучение Синайского кодекса Библии. В 1865 г. он был командирован в Иерусалим в качестве следователя и временно заведующего Русской Духовной Миссией. А в 1869 г. архимандрит Антонин был утвержден в должности Начальника Миссии. За время пребывания в должности архимандрит Антонин помогал прибывавшим из России паломникам, а также способствовал приобретению православных святынь в собственность Российской Империи. В 1869 г. при содействии архимандрита был приобретён Мамврийский дуб, а чуть позднее были выкуплены близлежащие земли. 12 июня 1869 г. начальник миссии совершил первую Божественную литургию на месте явления Святой Троицы Аврааму. В 1870 г. была приобретена вершина Елеонской горы. Тогда же было приобретено самое большое владение Российской Империя на Святой земле в Эйн Кареме. В те же годы о.Антонин приобрел имение около Яффы по дороге в Иерусалим – место погребения святой Тавифы, где была построена церковь апостола Петра. Подворье для отдыха паломников было также приобретено в Тивериаде. Всего архимандритом Антонином было куплено и законно оформлено 13 участков, площадью около 425 000 м², стоимостью до миллиона рублей золотом. Помимо выполнения служебных обязанностей отец Антонин занимался археологией и астрономией, нумизматикой, до глубокой старости писал стихи и рисовал.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/06/de...

В мае-июле 1865 года архим. Антонин совершил поездку в Румелию — так называли в то время балканские провинции Османской империи. Он посетил Македонию, Фессалию и Эпир (сегодня они в составе Греции, по большей части), описав в путевых дневниках богатый археологический материал по церковной истории этих мест. Все свои наблюдения он неутомимо публиковал в русской периодической печати, а потом и в книгах. Материал, собранный им в Румелии, позже был опубликован в Петербурге в двух томах. 1857 год: впервые на Святой Земле Интересно, что в годы жизни в Афинах о. Антонин впервые совершил путешествие на Святую Землю в сентябре 1857 года, когда ему исполнилось 40 лет. Это было паломничество в Иерусалим: он провёл на Святой Земле всего пять дней и даже не предполагал, что ему предстоит прожить в Иерусалиме 30 лет и что именно иерусалимский период его жизни станет самым наполненным и плодотворным. Он думал, наверное, что этими пятью днями всё и ограничится… Своё путешествие Капустин описал в книге «Пять дней на Святой Земле и в Иерусалиме». Она интересна как его первый взгляд на страну, где он в итоге прожил почти столько же, сколько и в России, на родине. За пять дней о. Антонин побывал в Яффе, добрался из неё до Иерусалима, осмотрел сам город и ближайшие окрестности и вернулся на корабль. Свою первую ночь на Святой Земле Капустин провёл у входа в средневековую церковь в Абу-Гоше, тогда ещё не восстановленную. «Моё ложе было в самых дверях здания. — пишет он. — Подняв голову, я с изумлением увидел, что мы находимся в большой, совершенно опустелой церкви с двумя рядами столбов и готическими арками. Достойная сожаления участь храма Божия, некогда великолепного, теперь же обращённого стыжусь сказать во что!.. Стены и своды церкви ещё в совершенной целости. По стенам внутри храма, во многих местах сохранились очерки и краски икон… С южной стороны под алтарём увидел спуск в глубокое подземелье… Кем, когда и в память чего выстроен этот замечательный храм? Архитектура его явно обличает время Крестовых походов» (Антонин Капустин, архим. Пять дней на Святой Земле. С. 21). Мы и сегодня можем посетить этот храм французского бенедиктинского монастыря, послуживший таким неустроенным пристанищем русскому архимандриту. На рубеже XIX–XX веков храм восстановили и обустроили, и сегодня он является одним из наиболее известных христианских монастырей в Израиле. Его построили и расписали в XII веке (Капустин не ошибся!), совместив западный гений в архитектуре и византийский — в искусстве фресок.

http://bogoslov.ru/article/6174044

XI. Архимандрит Антонин об архимандрите Леониде делает следующий отзыв: «О. архимандрит имеет похвальную ревность о нравственности, добром имени и интересах бывающих и проживающих здесь (в Иерусалиме) русских». Если это справедливо, то нельзя оправдать тех тяжких жалоб, порицаний и унижающих поступков, которым подвергся архимандрит Леонид от подчиненных и неподчиненных. XII. Как отдаленные причины нерасположения Патриархии к Миссии архимандрит Антонин указывает упоминание в инструкциях о честолюбии греков и о том, чтобы учить их порядку, блеск Миссии и ее столкновение с интересами Патриархии. Жаль, если так писано в инструкциях. В другой раз жаль, что тайные инструкции провозглашаются. Жаль, если воззрение Патриарха на Миссию не духовное. XIII. Архимандрит Антонин приводит отзыв митрополита Петрского, что архимандрит смеялся над его титлом и отвращал поклонников от него как духовника, и отзыв Блаженнейшего Патриарха, что Леонид отсоветовал поклонникам жертвовать в пользу святых мест. Здесь собственно начинается исполнение поручения Святейшего Синода. Свидетельства сии важны, по важности лиц; но Леонид, конечно, не говорил в присутствии Патриарха и митрополита речей, которые выше показаны, следственно, Патриарх и митрополит свидетельствуют по слуху, и, может быть, по слуху от тех самых людей, которых усиленный антагонизм против Леонида так явен в деле. Итак, здесь надобно приложить закон о свидетельствующих по слуху. XIV. Опять архимандрит Антонин отходит к вводным речам и говорит, что Миссия была поставлена в отношении к Патриарху как равный к равному. Это несправедливо. Никто не думал поставить архимандрита Леонида равным Патриарху 256 . Когда Патриарх запретил Леониду быть в священнослужении в храме Воскресения, Леонид, сомневаясь в пространстве сего запрещения, не осмелился служить даже в своей церкви. XV. Архимандрит Антонин приводит слова Блаженнейшего Патриарха, «что он не признает здесь никакого стороннего начальника, что единственный тут православный начальник он сам».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вместе с сим позволяю себе обратиться к Вам, достойнейший отец Антонин, с покорнейшею просьбою передать прилагаемое при сем письмо мое за 87 и коносамент за 17/5088 в Старый Иерусалим, в село Бетжалу близ Вифлеема, в Русскую церковь иерею Георгию Яковлевичу Бетжальскому 677 , которому мною сегодня на пароходе «Цесаревич» отправлен также колокол весом 19 пуд. 10 фунт., пожертвованный из Москвы М.Н. Дубровским, для Русской церкви в селе Бетжале. О получении посылаемого Вам ящика и передаче моего письма с коносаментом иерею Георгию Бетжальскому благоволите, достойнейший отец Антонин, уведомлением. Поручая себя молитвам Вашим, прошу верить в чувства глубокого к Вам почтения и уважения, с которыми имею честь быть, Ваш покорнейший слуга М. Осипов Приписка Антонина: Уведомление о получении ящика и колокола 215 послано 31 декабря 1884 г. Архив РДМ, п. 80, д. 1350. 380. Письмо М.И. Осипова к архимандриту Антонину Одесса 26 февраля 1885 года. – Помета о получении: Иерусалим, 13 марта 1885 г. – Подлинник Милостивый богомолец отец архимандрит Антонин! Имею честь при сем препроводить коносамент за 2/2782 на отправленные мною сего числа на пар. «Одесса» 3 ящика церковных вещей весом 12 п. 25 ф., 1 железный посох – 10 ф. и 1 ящ. стекла оконного – 3 п. 20 ф. Вещи эти пожертвованы москвичами в Горний град Иудин и собраны настоятельницею находящегося там русского Сретенского монастыря 678 монахинею Леонидою. По означенному коносаменту мною также отправлены 5 мешков муки весом 25 пуд. и 1 ящ. восковых свечей – 1 пуд. 18 ф., пожертвованные киевскою купчихою Марфою Титовною Рыловниковою, каковые вещи, согласно выраженному желанию (не дописано). Архив РДМ, п. 83, д. 1351. 381. Письмо М.И. Осипова к архимандриту Антонину Одесса 11 апреля 1885 года. – Помета о получении: Иерусалим, 1 мая 1885 г. – Подлинник Милостивый богомолец отец архимандрит Антонин! Совершая в первый раз путешествие в Палестину и Египет, известный в литературном мире Евгений Львович Марков 679 просил не отказать в рекомендации его к Вам, достойнейший отец Антонин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1007 Автор имеет в виду развалины монастыря, основанного свт. Модестом, Патриархом Иерусалимским († 634), расположенные справа от Вифлеемской дороги, напротив горы Сион. 1009 В статье «Дуб Мамврийский» (1869) Антонин так описывал дорогу к Хеврону: «Конного пути до него от Иерусалима полагается от 7 до 8 часов, а пешеходного – от 9 до 10 часов. Дорога сперва та же самая, что и в Вифлеем, но у памятника Рахили на Хеврон отделяется другая, называемая здесь даже большою или караванною. Первый привал полагается у Прудов Соломоновых, часа через 4 пешего пути. Второй – у памятного путникам и столько желанного клюгика, тоже примерно часах в четырех от первого привала. Оттуда до Дуба остается часа полтора (или менее несколько) ходьбы» ( Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. С. 117–118). Пруды Соломоновы представляют собой каскад трех больших высеченных в скале водохранилищ, которые способны были обеспечить водой Иерусалим (отсюда шел так называемый «водопровод Соломона»). Древность бассейнов свидетельствуется строительной техникой, в которой они выполнены. Возле прудов находилась небольшая полуразрушенная крепость, и в ней – «источник запечатленный», т. е. закрытый. Здесь Антонин, согласно дневнику, одно время даже «высматривал пригодного места для промежуточной станции дубных поклонников наших, но такового не оказалось» (запись от 6 ноября 1870 г.). 1010 «Хальхульский ключик», как называл его Антонин (по развалинам библейского города Халхул на близлежащем холме, к северу от Хеврона), или источник Дер-Уе ( Норов А. С. Путешествие по Святой Земле в 1835 году. М., 2008). 1018 Палица – элемент церковного облачения, церковная награда, которой был удостоен брат Антонина, протоиерей Платон. 1019 В письме к архимандриту Антонину от 29 июня 1881 г. В. Н. Хитрово писал: «Ради Бога сообщите мне: и какое впечатление вынесли великие князья из Палестины, и какое произвели они на Вас? Какой результат их пребывания в особенности для Вас и Ваших учреждений? Ведь это стыд и позор: русские великие князья едут в Иерусалим, пребывают там две недели – и в русских газетах ни полслова, точно запрещено об этом говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010