Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРИСТИД Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святой Аристид философ Аристид философ (греч. Αριστεδης; + 120 ), один из первых христианских апологетов, мученик Память 13 сентября (Греч.) Более чем скудные сведения о нем приводятся у Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима . Согласно этим источникам, Аристид был афинским философом и " под прежней одеждой - ученик Христов " . Согласно греческому житию , принял мученическую кончину 13 сентября 120 года, был повешен на афинском рынке. Сочинения Аристид известен своей апологией в защиту христиан. Время составления апологии и имя императора, которому она была адресована (Адриан или Антонин Пий), не поддаются точному определению (крайние даты - 124 и 143). Долгое время текст сочинения Аристида считался неизвестным, пока в 1878 году венецианские мхитаристы не опубликовали армянскую рукопись X века с версией первых двух глав апологии. Более или менее полный ее текст в сирийском переводе был открыт в 1889 году в рукописи VII века из монастыря вмц. Екатерины на Синае . На греческом языке сохранились короткие папирусные отрывки, а также конспективное изложение подлинного греческого текста, которое св. Евфимий Мтацминдели включил в " Повесть о Варлааме и Иоасафе " , переведенную им с грузинского языка в конце X - начале XI века. Сравнение всех версий между собой позволяет с достаточной надежностью судить о подлинном виде апологии Аристида. Философское и богословское содержание сочинения Аристида не отличается оригинальностью. Интерес представляет своеобразное деление человечества на четыре рода, в основе которого лежат как национальные, так и религиозные признаки: варвары поклоняются стихиям; эллины почитают антропоморфных богов (внутри политеистов Аристид выделяет египтян как наиболее неразумных из язычников, поклоняющихся зооморфным богам); иудеи, хотя и признают единого Бога, оставили истинное богопочитание (согласно греческой версии, их заблуждение заключается в отвержении Сына Божия), и только христиане обладают подлинным знанием о Боге и отличаются от других праведностью жизни. Стиль и язык Аристида простой, не чуждый дидактики, терминология равномерно распределяется на фоне христианского словаря по всем философским школам, известным в античности, и не выдает пристрастия автора к какому-либо одному направлению.

http://drevo-info.ru/articles/13679356.h...

Примечания Страдание святых мучеников Космы и Дамиана Император Карин царствовал с 283 г. по 284 г. Каин — имя старшего сына Адама и Евы. Как первый плод чадорождения в греховном состоянии, Каин был угрюм и злобен и из зависти убил кроткого брата Авеля (Быт.4:1–16). Это событие и имеется в виду в житии. Кончина святых безмездных врачей Космы и Дамиана последовала в 284 г. Память преподобного отца нашего Петра Патрициями у римлян назывались полноправные, свободнорожденные дети коренных римских граждан. Патрицианских родов считалось в Риме около ста. Обыкновенно патриции занимали высшие государственные должности. Константин VI-oй (VII-oй) Порфирородный царствовал с 780 г. по 797 г. Мать его Ирина царствовала с 797 г. по 802 г. Никифор I-ый царствовал с 802 г. по 811 г. Память его совершается св. Церковью 26-го сентября и 8-го мая. Олимпийская гора находилась в Малой Азии, на границах Фригии и Вифинии. Память его — 4-го ноября. Кончина святого Петра последовала около 865 г. Страдание святого мученика Потита Император Антонин Пий царствовал с 138 г. по 161 г. Сардиния — один из островов Средиземного моря; ныне входит в состав итальянского королевства. Даниил — четвертый из так называемых великих пророков (Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил). Был отведен в плен в Вавилон, в 604 году до Р. Хр., по повелению царя Навуходоносора. Здесь прославился свое мудростью и истолкованием снов Навуходоносора. По клеветам завистников был брошен в ров на съедение львам, но силою Божией остался невредимы (Дан.14:29–42). Это событие и имеется в иду в житии. Память св. прор. Даниила празднуется св. Церковью 17 декабря. Зевс — верховный бог древнегреческой религии, считавшийся родоначальником прочих богов и людей. Арей или Марс — бог войны. Минерва или Афина — богиня мудрости. Давид — пророк, псалмопевец и знаменитый царь израильский, живший за XI веков до Р. Хр.; — вел успешно войны с соседними народами, значительно расширил границы израильского царства, заботился о упрядочении внутренней жизни иудеев и благоустроении богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

В эту эпоху на римском троне появились самые лучшие императоры. Такие императоры, как Траян или Антонин Пий, ни по своему личному характеру, ни по своему правительственному благоразумию не были расположены преследовать христиан, как христиан, – за их религиозныя убеждения. И если в этот период христиане терпят преследования со стороны языческой власти; то терпят именно потому, что таинственность христианских религиозных собраний казалась подозрительною для римских язычников: христиан принимали за членов тайного общества с противогосударственными целями и преследовали их (христиан) как политических преступников, на основании эдикта против гетерий. Таким образом, эти гонения были случайны и основаны на недоразумении. Сами императоры старались своими (эдиктами) указами на имя областных начальников ограничить возможность применения к христианам эдикта против гетерий. Нерасположенные к христианству, императоры запрещали, однако, разыскивать христиан, хотя и наказывали тех из них, которые были обвинены юридически правильным путем в принадлежности к христианскому обществу. Общею чертою отношений императоров этой эпохи к христианам является желание игнорировать, не замечать самого факта существования христианского общества, безвредного (по крайней мере, ни в чем не выразившего своих вредных стремлений), но не находящегося под покровительством законов. 3амечателен светлый взгляд (несогласный, правда, с строгою историею в частностях, но в общем правильный) Лактанция об императорах этого периода. В своем сочинении «De mortibus persecutorum» Лактанций ни одного из этих императоров (от Траяна до Септимия Севера включительно) не причисляет к гонителям церкви, отзываясь с похвалою об их характере. «После смерти Домициана, – пишет Лактанций , – церковь Христова не только возвратилась к своему прежнему состоянию, но даже достигла более блестящего и цветущего положения. Во последующий период времени, когда во главе Римской империи стоял ряд добрых государей (multi ас boni principes), церковь не претерпела никаких враждебных нападений (nullos impetus inimicorum passa) и распространилась на востоке и на западе». (Сар. Ш).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Примечания . Карин царствовал с 283 г. по 284 г. . у римлян назывались полноправные, свободнорожденные дети коренных римских граждан. Патрицианских родов считалось в Риме около ста. Обыкновенно патриции занимали высшие государственные должности. . Антонин Пий царствовал с 138 г. по 161 г. . место в Константинополе на берегу моря у корабельной пристани. Оно получило наименование от некоего известного скифского воеводы, по прозванию Влахерна, убитого на том месте, где впоследствии была устроена прекраснейшая церковь во имя Божией Матери. . (Младший) царствовал с 408 г. по 450 г. . Траян царствовал с 98 г. по 117 г. . на севере Месопотамии, на реке Евфрате. . епархов носили в греко-римской империи правители областей. . (или Кандия) — наибольший из островов Средиземного моря; находится в восточной части этого моря, к югу от Эгейского моря. Принадлежит ныне Турции. . заметить, что святая праведная Марфа, мать святого Симеона Дивногорца, преставилась в пятый день сего месяца; но так как служба ей положена в Минеи в сей, четвертый, день, а равно также и в Прологе читается синаксарь сего дня, то по сей причине и житие ее помещено под четвертым числом месяца июля. . Траян царствовал в Римской империи с 98 до 117 года. . Диоклитиан управлял Римской империей с 284 г. до 305 г. . разумеется Спасо-Евфимиева обитель, основанная преподобным Евфимием по желанию и на средства суздальского князя Бориса Константиновича около 1352 года по берегу реки Каменницы или Каменни близ города Суздаля. Об основании обители рассказывается в житии преподобного Евфимия, помещенном под 1 числом месяца апреля. . в переводе с греческого значит «бессмертие». . св. Антония Великого совершается 19 января. . мученица Лукия производится здесь из Сицилии по смешению с другою Лукиею, память которой празднуется 13 декабря. Сказание о первой в месяцеслове императора Василия начинается так: «Христова мученица Лукия, отличалась от Лукии сицилийской» и проч. . называлась римская провинция в Малой Азии. Она граничила на севере с Вифинией, на востоке — с Галатией и Ликаонией, на юге — с Писидией и Карией, а на западе — с Лидией и Мизией.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТИД [греч. Αριστεδης], св. (пам. зап. 31 авг.), один из первых (наряду с Кодратом ) христ. апологетов. Более чем скудные сведения о нем приводятся у Евсевия Кесарийского (Hist. eccl. IV 3. 3; Chronica// Euseb. Werke. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus. B., 18843. S. 199, 416) и блж. Иеронима Стридонского (De vir. illustr. 20//PL. 23. Col. 639; Ep. 70 ad Magnum//PL. 22. Col. 667). Согласно этим источникам, А. был афинским философом и «под прежней одеждой - ученик Христов». Время составления апологии и имя императора, к-рому она была адресована ( Адриан или Антонин Пий ), не поддаются точному определению (крайние даты - 124 и 143). Долгое время текст сочинения А. считался неизвестным, пока в 1878 г. венецианские мхитаристы не опубликовали арм. рукопись X в. с версией первых 2 глав апологии. Более или менее полный ее текст в сир. переводе был открыт в 1889 г. в рукописи VII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. На греч. языке сохранились короткие папирусные отрывки, а также конспективное изложение подлинного греч. текста, к-рое св. Евфимий Мтацминдели (Святогорец) включил в «Повесть о Варлааме и Иоасафе», переведенную им с груз. языка в кон. X - нач. XI в. Сравнение всех версий между собой позволяет с достаточной надежностью судить о подлинном виде апологии А. Философское и богословское содержание сочинения А. не отличается оригинальностью. Интерес представляет своеобразное деление человечества на 4 рода, в основе к-рого лежат как национальные, так и религ. признаки: варвары поклоняются стихиям; эллины почитают антропоморфных богов (внутри политеистов А. выделяет египтян как наиболее неразумных из язычников, поклоняющихся зооморфным богам); иудеи, хотя и признают единого Бога, оставили истинное богопочитание (согласно греч. версии, их заблуждение заключается в отвержении Сына Божия), и только христиане обладают подлинным знанием о Боге и отличаются от др. праведностью жизни. Стиль и язык А. простой, не чуждый дидактики, терминология равномерно распределяется на фоне христ. словаря по всем философским школам, известным в античности, и не выдает пристрастия автора к к.-л. одному направлению. В историческом плане апология - как самая ранняя из дошедших до нас - имеет большое значение. Апология была известна не только в сир. и арм., но и в груз. лит-ре, о чем свидетельствует житие Евстафия Мцхетского (VI в.). Благодаря популярности «Повести о Варлааме и Иоасафе» апология А. в обработке Евфимия принадлежала к числу самых читаемых текстов в период позднего средневековья. Т. о., по своей культурно-исторической значимости апология выделяется среди всех остальных текстов этого жанра. А. также приписываются (по всей видимости, ложно) одна древняя проповедь и отрывок из «Послания ко всем философам», дошедшие до наст. времени на арм. языке.

http://pravenc.ru/text/75978.html

Первое восстание рабов в Сицилии: 138–132 гг. до н. э. Борьба Гая Мария и Корнелия Суллы, открывающая эпоху военных диктатур: 88–64 гг. до н. э. Первая война с Митридатом VI, царем Понта: 89–85 гг. до н. э. Вторая война с Митридатом VI: 83–81 гг. до н. э. Третья война с Митридатом VI: 74–64 гг. до н. э. Восстание рабов под предводительством Спартака: 73–71 гг. до н. э. Завоевание Помпеем Понта и Палестины. Сирия – Римская провинция: 64 г. до н. э. Заговор Каталины, военное выступление, разгром и его самоубийство: 63–62 гг. до н. э. Галльские войны Цезаря: 58–50 гг. до н. э. Первый триумвират – Цезарь, Красе, Помпей: 60 г. до н. э. Гражданские войны: 49–31 гг. Цезарь – пожизненный диктатор: 45 г. до н. э. Убийство Цезаря: 44 г. до н. э. Второй триумвират – Август, Антоний, Лепид: 43 г. до н. э. Постановление Сената об обожествлении Цезаря: 42 г. до н. э. Победа Октавиана над Антонием и Клеопатрой в морском сражении при Акции. Октавиан – единоличный правитель: 31–30 гг. до н. э. Получение Октавианом титула «принцепс Сената»: 28 г. до н. э. Октавиан принимает титул «Август»: 27 г. до н. э. Август – великий понтифик: 12 г. н. э. Смерть Августа. Его обожествление: 14 г. Правление Тиберия: 14–37 гг. Калигула: 37–41 гг. Клавдий: 41–54 гг. Миссионерская деятельность апостола Павла: 50е гг. Нерон: 54–68 гг. Грандиозный пожар в Риме (18–21 июля). Первое преследование христиан: 64 г. Гражданская война в Риме и приход к власти династии Флавиев: 68 г. Династия Флавиев – Веспасиан, Тит, Домициан: 69–96 гг. Разрушение Иерусалима: 70 г. Династия Антонинов – Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий, Коммод: 96—192 гг. Гражданская война: 192–193 гг. Династия Северов – Септимий Север, Каракалла, Макрин, Элагабал, Александр Север: 193–234 гг. Эдикт Каракаллы о даровании прав римского гражданства свободным жителям империи: 212 г. Переход христианского богослужения в Риме с греческого языка на латинский: ок. 230 г. Эпоха «солдатских императоров»: 235–284 гг. Диоклетиан – агония языческого Рима: 284–305 гг.

http://azbyka.ru/fiction/vera-i-razum-ev...

А. была украшена цветниками, бульварами и парками. В 9 км к юго-западу от города располагался живописный пригород Дафна, окруженный лавровыми и кипарисовыми рощами, с фонтанами и источниками. В Дафне находился храм Аполлона , где ежегодно в августе отмечался религ. праздник в его честь. В правление Антиоха в городе случилась эпидемия некой болезни, и, чтобы остановить бедствие, на горе в виду города была высечена огромная маска, изображающая бога Харона, перевозчика душ умерших в загробное царство, и сделана надпись-заклинание для избавления от несчастья ( Malalas. Chron. 205. 8-13). Текст ее Иоанн Малала не сообщает, и на памятнике никакой надписи не сохранилось. Селевкидский период в истории А. закончился, когда в 64 г. до Р. Х., после победы над царем Митридатом Понтийским, в город вошло рим. войско консула Помпея. Селевкидское царство перестало существовать, а Сирия стала рим. провинцией. Помпей позволил жителям Антиохии сохранить собственное городское управление. При римлянах Антиохия была резиденцией наместника провинции Сирия и местом размещения штаба главнокомандующего военными частями Востока (лат. comes Orientis). Украшению и процветанию города способствовали Цезарь , Август , Тиберий , Антонин Пий и др. правители империи, в т. ч. Константин Великий . Богиня судьбы и покровительница Антиохии Тихе. Кон. IV в. (Британский музей. Лондон) Богиня судьбы и покровительница Антиохии Тихе. Кон. IV в. (Британский музей. Лондон) При имп. Октавиане Августе Сирия получила статус имп. провинции, управление к-рой было возложено на наместника (legatus Augusti). Его помощником в адм. делах был прокуратор, непосредственно подчинявшийся императору. Под командованием наместника было неск. легионов, дислоцированных в Сирии. А. была местом постоянного пребывания и наместника, и прокуратора. После рим. завоевания А., сохранив муниципальную автономию, до основания в К-поле новой столицы империи оставалась фактической столицей рим. Востока. В 1-й пол. I в. по Р. Х. в городе была выстроена центральная улица с портиками по обеим сторонам, к-рая протянулась параллельно реке с севера на юг на 2 рим. мили. Согласно свидетельству Иосифа Флавия (Иуд. война. 1. 425; Иуд. древн. 16. 148) и Малалы ( Malalas. Chron. 223. 17-19; 232. 17 ff.), в разное время этим строительством занимались Ирод и имп. Тиберий. Массивная статуя- «божественный император Тиберий», воздвигнутая на этой улице, постоянно напоминала горожанам о верховной власти.

http://pravenc.ru/text/115782.html

См. Gregorovius: Gesch. Hadrians und seiner Zeit (1851); Renan: L " Église chrétienne (1879), 1–44; и Wagemann в Herzog, vol. v. 501–506. Адриан, испанского происхождения, родственник Траяна, усыновленный им на смертном одре, был человеком с яркими талантами и прекрасным образованием, ученым, художником, законодателем и администратором, в целом одним из наиболее способных римских императоров, но притом это был человек весьма сомнительной нравственности, идущий на поводу своего переменчивого настроения, мечущийся из одной стороны в другую и наконец потерявшийся во внутренних противоречиях и крайнем отвращении к жизни. Его мавзолей (Moles Hadriani), переименованный впоследствии в замок Святого Ангела, до сих пор величественно возвышается над построенным при Адриане мостом через Тибр в Риме. Об Адриане пишут и как о друге, и как о враге церкви. Он хранил верность государственной религии, яро противился иудаизму и был равнодушен к христианству, так как мало знал о нем. Он оскорбил в равной мере иудеев и христиан, воздвигнув храмы Юпитера и Венеры на месте храма и предполагаемого места распятия. Говорят, что он велел проконсулу Асии проверять случаи, когда народный гнев обращался на христиан, но наказывать только тех, кто должен быть наказан за нарушение законов в соответствии с действующими нормами правосудия 43 . Однако не приходится сомневаться в том, что Адриан, как и Траян, считал принадлежность к христианству преступлением. Христианские апологии, возникшие во время правления этого императора, свидетельствуют об очень отрицательном отношении общества к христианам и критическом положении церкви. Малейшее поощрение со стороны Адриана привело бы к кровавым гонениям. Квадрат и Аристид умоляли его о прощении своих братьев–христиан, но мы не знаем, к чему это привело. Более позднее предание утверждает, что во время этого правления имело место мученичество святого Евстахия, святой Симфорозы и семерых ее сыновей, римских епископов Александра и Телесфора и других, чьи имена малоизвестны, а даты смерти более чем спорны. §19. Антонин Пий, 137 – 161 г. по P. X.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Обращаясь к истории распространения христианства в римской империи в век апостольский, нельзя не заметить там нескольких фактов, сходных с теми, из которых слагается начало утверждения христианства в России. Одним из главных средств распространения христианства в век апостольский были чудеса. Тоже средство обратило в христианство и князей киевских. Особенно последнее чудо -сохранение евангелия неповрежденным в огне столь разительно и необычайно, что может быть сопоставлено с теми чудесными знамениями, которыя Господь обещает Своим последователям (Мр. 16:17 — 18), и которыя были не редки только в век апостольский. Христианство в России принимают князья и высшие сановники. Тоже было и в римской империи. Проповедь апостола Павла обратила ко Христу проконсула Сергия Павла и Дионисия Ареопагита (Деян. 13:7 — 12. 17, 34). В числе членов римской церкви ап. Павел упоминает о верующих из дома Кесарева (Фил. 4:22). Впрочем обращение в христианство членов императорской фамилии не имело особенно заметного влияния на отношения представителей языческой власти к христианам. Единственный известный исторически христианин из кесарева дома, консул Флавий Климент, родственник императора Домициана (из дома Флавиев), был казнен за принятие христианства вместе с женою своею, Домитиллою, также родственницею императора. 5) После этого — история (до последняго гонения) не упоминает о христианах из императорского дома. Вслед за смертию Оскольда и Дира началось княжение язычников Олега и Игоря (882 — 945). Этот период в истории христианства в России может быть сопоставлен с периодом не систематических гонений на христиан со стороны римского правительства 6). В эту эпоху на римском троне появились самые лучшие императоры. Такие императоры, как Траян или Антонин Пий, ни по своему личному характеру, ни по своему правительственному благоразумию не были расположены преследовать христиан, как христиан, -за их религиозныя убеждения. И если в этот период христиане терпят преследования со стороны языческой власти; то терпят именно потому, что таинственность христианских религиозных собраний казалась подозрительною для римских язычников: христиан принимали за членов тайного общества с противогосударственными целями и преследовали их (христиан) как политических преступников, на основании эдикта против гетерий. Таким образом эти гонения были случайны и основаны на недоразумении. Сами императоры старались своими (эдиктами) указами на имя областных начальников ограничить возможность применения к христианам эдикта против гетерий. Нерасположенные к христианству, императоры запрещали однако разыскивать христиан, хотя и наказывали тех из них, которые были обвинены юридически правильным путем в принадлежности к христианскому обществу. Общею чертою отношений императоров этой эпохи к христианам является желание игнорировать, незамечать самого факта

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4053...

Ереси. История ересей у Евсевия является зеркальным отражением истории интеллектуальных преемств. Во-первых, их описание организуется по тому же хронологическому принципу, что и описание христианской литературы. Здесь также Евсевий ставит перед собой задачу показать, что ереси были всегда, во все времена от апостолов до Великого гонения. Хотя он называет началом истории ересей эпоху Траяна, цитируя свидетельство Егезиппа: «Вдохновленные тем, что апостолы уже умерли, еретики стали открыто противопоставлять свое лжеучение истинной проповеди» (III. 32. 8), он находит ересь даже в правление Клавдия (Симон Волхв; II. 13–14). Но именно со смертью последних из учеников Христа утверждается практически непрерывная линия лжеучений. Правление Ереси Траян Менандр, эвиониты, Керинф, николаиты Адриан Сатурнин, Василид, Карпократ Антонин Пий Валентин, Кердон Марк Аврелий и Луций Вер Эрмоген, энкратиты, Север Коммод Маркион, Монтан, Флорин, Власт Северы Артемон, Асклепиодот, Феодот, Павел Антиохиец, Домнин Гордиан Берилл Филипп Араб Элкесаиты Деций Новат Галлиен Непот Аврелиан Павел Самосатский Таким образом, у Евсевия еретики становятся неким постоянно действующим фактором истории от Траяна до Диоклетиана. Во-вторых, лжеучения тоже образуют непрерывную традицию. Возникает картина настоящих еретических преемств. «От Менандра, – пишет Евсевий, – преемника Симона, родилась двуустая и двуглавая змееобразная сила, и она произвела создателей двух разных ересей – Сатурнина из Антиохии и Василида из Александрии» (IV. 7:3). «Первым растлителем, – приводит автор слова Егезиппа, – был Февуфис, недовольный тем, что его не сделали епископом. Он принадлежал к одной из семи народных сект. Из них вышли и Симон, от него – симониане и Клеобий, от него – клеобиане и Досифей, от него – досифеане и Горфей, от него – горфеане и масбофеи. От них – менандриане, маркиониты, карпократиане, валентиниане, василидиане и сатурнилиане. Каждые приносили свое особое и отличное от других мнение. От них – псевдохристы, псевдопророки, псевдоапостолы, которые разделили церковь испорченным учением о Боге и его Христе» (IV. 22:5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010