Прошедшие высшую степень посвящения в мистерии именовались «эпоптами», то есть «узревшими невыразимое». Посвященными были Платон, Аристотель, многие римские императоры: Август, Адриан, Антонин Пий, Луций Вер, Марк Аврелий. Впечатления, получаемые во время мистерий, были очень сильны. Участие в мистериях, в которые он был посвящен неким языческим философом Максимом, сделало племянника Константина Великого Юлиана отступником, ревностным язычником и гонителем христиан (10). Первоначально мистерии появились в Древнем Египте, затем получили широкое распространение в Греции и Риме. В обычаях участников мистерий было употребление напитков, содержащих наркотические вещества. В Елисейских мистериях применяли галлюциногенные грибы. В наиболее известных Элевсинских мистериях почти 2000 лет использовался препарат спорыньи, содержащий ингредиенты, близкие по химическому составу к ЛСД-25 (11). Кроме этих, относительно облагороженных форм мистерий, в Греции и Риме с древности существовали дионисийские и вакхические мистерии, сопровождавшиеся безудержным пьянством, развратом и кровавыми безумствами. Помимо мистериального употребления психоактивных веществ, в Греции и Риме присутствовало и чисто магическое. Колдуньи, согласно «Мета-морфозам» Апулея, использовали их в виде мазей и снадобий, наносимых наружно, на кожу. Мусульманская мистика не составляет исключения в практике использования наркотиков. В ней откровение свыше, получаемое в состоянии экстаза, считается наиболее ценной формой познания истины. Символом этой формы познания является вино, как разрушающее границы человеческого «Я». Помимо общих для всех аскетических традиций приемов, таких, как: пост, самоизнурение, следование руководству наставника-шейха, важную роль в суфизме (мистическом течении ислама) играют «зикры», общие радения. Цель их — достичь созерцания Аллаха в состоянии транса. Многократно повторяя определенные фразы и словосочетания, включающие упоминание Аллаха, участники «зикров» подавляли проявления воли и чувств, отвлекались от бренного мира и приближались к «божественной реальности».

http://azbyka.ru/zdorovie/duhovnye-osnov...

Андриан и Антонин Пий явно запрещали принимать во внимание крики черни против христиан, но оба они оставляли общий принцип в силе. Того прямого и сильного антагонизма, который дает о себе знать по отношению к римскому государству в Апокалипсисе и в посланиях св. Игнатия, нельзя объяснить этим путем. Для объяснения действительных причин, определявших собою общую политику императорской власти, установившуюся окончательно, как мы видели выше, около 75–80 г., нужно взглянуть глубже, и тогда дело представится в следующем виде. Успех императорского правительства в деле управления обширной монархией с ее разнообразными народами и государствами, превратившимися в отдельные римские провинции, весьма много зависел от его способности приспособляться к обычаям, нравам и религии своих подданных; оно принимало в свою систему и находило в ней место для всех богов и всех культов. Религиозная нетерпимость была противна основным началам римского императорского режима, и в сущности лишь очень немного следов ее можно заметить в истории. Оно запрещало христианство, но вместе с тем запрещало и друидизм. В обоих этих случаях очевидно императорское правительство усматривало какую-нибудь общую им особенность, которая требовала исключительного отношения к себе. В обоих случаях был на лицо один и тот же опасный принцип: обе эти религии поддерживали «единство», выходившее за пределы ведения императорской власти, и поэтому были запрещены по политическим, а не религиозным основаниям. С другой стороны иудеи должны были казаться правительству весьма близко похожими на христиан. К ним может быть применима всякая черта в нарисованной Аристидом картине, и они также были предметом общей ненависти. Но в этом случае императорское правительство не только не уступало народным страстям, а напротив во многих случаях защищало иудеев от народной ярости. Если иудеи на взгляд правительства так много походили на христиан и однако, оно относилось к ним совершенно иначе, чем к последним, то ясно, что причина различного отношения заключалась в тех пунктах, в которых христиане различались от иудеев по взгляду императорского правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/goneni...

Особый интерес представляют обстоятельства этого гонения, так как происходившее невозможно рассматривать как законное преследование христиан, к которому призывали Адриан (lust. Apol. I, 68) или Антонин Пий (Eus. НЕ, IV, 13) 530 . Наряду с обычными причинами гонений – нелюбовь местного населения к христианам, которая могла подогреваться римской администрацией, подозрения в нелояльности и уголовных преступлениях, природные и социальные бедствия, возможно, демонстративное поведение самих христиан – здесь могли действовать и иные факторы. Некоторые ученые предполагают, что Марком Аврелием в то время было начато общее преследование христиан по всей империи 531 . В пользу этого говорит упоминание неких «новых законов» Мелитоном Сардийским , фрагмент из сочинения которого процитировал Евсевий: «Сейчас в Азии по новым эдиктам (κανοις δγμασιν) гонят и преследуют благочестивый народ (христиан), так как бесстыжие доносчики и любители чужого, пользуясь распоряжениями как предлогом, открыто разбойничают, ночью и днем грабя ни в чем не повинных людей» (Eus. НЕ, IV, 13). Кроме того, на это время приходится небывалая активность апологетов: помимо упомянутого выше Мелитона, сочинения в защиту христиан пишут Аполлинарий, епископ Иерапольский (Eus. НЕ, IV, 26; 27, 1), Мильтиад (Eus. НЕ, V, 17), Бар Дайсан (Eus. НЕ, IV, 30) и, наконец, Афинагор (возможно, он обращается к Марку и его сыну Коммоду). Хотя все это и наводит на мысли о серьезных проблемах, связанных с положением христиан уже в 3-й четверти II в., церковная традиция единогласно называет первым инициатором общегосударственных гонений императора Деция. А. Оден предположил, что особую роль в качестве подстрекателей гонений сыграли поклонники Кибелы и Аттиса. Он указал на то, что в 177 г. Великая пятница выпала на 29 марта, совпав с праздниками в честь Аттиса. Это обстоятельство привело к росту напряженности в Лионе и в итоге к взрыву ненависти по отношению к христианам 532 . Р. Туркан, напротив, полагает, что у нас нет никаких оснований считать христиан жертвами фригийских фанатиков-галлов, так как «Послание» ровным счетом ничего об этом не сообщает 533 . Больший интерес представляют свидетельства из Лиона о связи религии Кибелы и Аттиса с императорским культом: в честь императора совершались тавроболии, а дендрофоры Кибелы и Аттиса были seven Augustales 534 Но если поклонники этих божеств и сыграли какую-то роль в событиях 177 г., то это связано не с самой их религией, а именно с почитанием императора и отказом христиан поклоняться римским цезарям. Д. Фишвик близок к этой точке зрения и тоже говорит о связи преследований с императорским культом: он приурочивает первую часть гонений и казней мучеников к праздничным играм в честь дня рождения Марка Аврелия, который отмечался 26 апреля 535 , а вторую – к провинциальным собранием Трех Галлий в начале августа 536 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богу нужна была эта бесконечно великая жертва Своего Единородного Сына в удовлетворение правде Его за грехи человечества и для возрождения растленной грехом природы человеческой. Опровержения мнения касательно развития христианского учения из философских учений в эпоху явления христианства. Говорят, что христианство само собой вытекло из философских направлений, современных его появлению. Но ничего нельзя сказать несправедливее этого. В эпоху его появления философия находилась в самом жалком состоянии. Напрасно защитники происхождения христианства из современной его появлению философии в подтверждение своего мнения ссылаются на философов: Сенеку, Эпиктета, Антонина, Пия и Марка Аврелия, которые принадлежали к стоической школе, но в нравоучении которых встречаются мысли, сходные с нравоучением евангельским. Но такое сходство в частностях между христианством и стоической, или какой другой философской системой совершенно неудивительно, и защитники Божественного· происхождения христианства вообще не отрицают его возможности; наоборот, общее убеждение всех и каждого из христиан то, что душа человека по природе христианка и может и должна предчувствовать некоторые истины христианства. Затем, Сенека, Эпиктет, Антонин, Пий и Марк Аврелий жили уже в эпоху христианства. При них оно распространилось уже во всей римской империи, и его возвышенные, светлые идеи невольно проникли в уши и сердца людей мыслящих, самих даже врагов христианства, плодом чего и явились у лучших представителей стоической философии мысли нравственного характера, напоминающие нравоучение христианское. Внешние признаки новозаветного христианского откровения. Божественное достоинство Основателя христианства. Его безгрешность и вообще чрезвычайные нравственные совершенства. Божественное достоинство Основателя христианства открывается прежде всего из Его божественного характера, а затем из тех чрезвычайных обстоятельств, когда Он явился. Уже общие свойства Божественного характера И. Христа превосходят всякое человеческое величие и указывают в Нем лице Божественное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Он настолько же отличается от подлинного идеала, насколько Диоген, живший в бочке и искавший «человека» днем при свете фонаря, отличается от Христа, действительно не имевшего где преклонить голову, но странствовавшего, чтобы благословлять добром тела и души людей. Так как мораль, описанная в «Энхиридионе» Эпиктета, отличается чистотой, христиане любили эту книгу. Симплиций, неоплатоник, написал к ней сложный комментарий; в средние века монахи воспроизвели его и придали ему христианский характер. Ориген считал, что Эпиктет сделал больше добра, чем Платон. Нибур говорит: «В его величии невозможно усомниться, и невозможно, чтобы здравомыслящий человек не был очарован его трудами». Хигтисон пишет: «Я не знаю книги, в которой более полно были бы отражены возвышенные представления о Боге и благородных задачах человека». Конечно, это сильно преувеличено, если только автор не имел в виду сравнение лишь с другими языческими трудами. §92. Марк Аврелий Μρκου ντωννου το ατοκρτορος τν εις εαυτν βιβλα iß» (De Rebus suis libri xii). Ed. Thomas Gataker, с латинским переводом и примечаниями (в том числе Казобона). Trajecti ad Rhenum 1697, 2 vols. fol. Второй том содержит критические труды. (Первое издание вышло в Кембридже, 1652, 1 том). Английский перевод: George Long, revised ed. London 1880. См. также список литературы в §20, стр. 52 и далее (особенно Renan, Marc–Aurele, 1882). Марк Аврелий, последний и лучший представитель школы стоиков, правил Римской империей в течение двадцати лет (161 – 180 г. по P. X.), в период расцвета ее влияния и благополучия. Он родился 26 апреля 121 г. в Риме, получил прекрасное образование и был воспитан в духе стоической мудрости. Адриан восхищался его добротой, кротостью и справедливостью, а Антонин Пий усыновил его и сделал своим преемником. Марк Аврелий рано научился презирать мирскую суету, сохранял простоту философа среди великолепия двора и находил время для уединенных размышлений среди забот правления и пограничных войн, которые ему постоянно приходилось вести.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Здесь возможно такое правдоподобное предположение. С течением времени, по мере того, как ослабевал интерес к прошедшей эпохе гонений, живая традиция об апологии Аристида стала забываться. Все эти апологии, утратив свое жизненно-практическое значение, получили лишь литературно-исторический интерес, и в этом отношении особенно выдвинулось царствование Антонина Пия, бывшее временем расцвета апологетической литературы. Не мудрено, что переводчик сириец, плохо осведомленный об истории апологетики, не знал о царствовании Адриана – как времени возникновения этого рода литературы, – но слышал о царствовании Антонина Пия, – как выдающемся периоде апологетической литературы, – а посему не задумался отнести и свою апологию именно к этому времени. Причем греческую надпись с указанием на Адриана он мог принять за сокращение полного имени императора Антонина, в состав которого входило и первое название. 1040 А так как сирский пере- —297— водчик, что мы уже видели, страдает вообще слабостью распространять текст не всегда удачными собственными толкованиями, то и в данном случае он захотел, для большей определенности, распространить краткую надпись греческого текста апологии, благодаря чему адресатом её вместо Адриана, ошибочно получился Антонин Пий. Итак, на основании внешних и внутренних признаков, мы, вместе с Евсевием, Нагпаск’ом, Himpel’oм, Hilgenfeld’oм и др., признаем подлинным согласное показание об адресате двух надписаний апологии – армян. и краткой сирской. А. Покровский Малахов В.Я. Пресуществление Святых Даров в таинстве Евхаристии//Богословский вестник 1898. Т. 2. 6. С. 298–320 (2-я пагин.). (Начало.) —298— Едва ли какое-либо другое слово, после μοοσιος, вызывало столько споров и разногласий в богословской литературе, как термин пресуществление. В XVI, XVII и XVIII вв., – эпоху развития протестантизма и его борьбы с католичеством, – по вопросу о пресуществлении писались многочисленные, нередко очень обширные, 1041 трактаты, где противники (католики и протестанты) всячески изощрялись доказать правоту своего воззрения на таинство Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Преемником Адриана был Антонин Пий (138—161 г.), человек мягкий и доступный для всех. Об отношениях его к христианству имеется два свидетельства:    1) Сульпиций Север говорит (Chron. II, 46): «Pio imiperante pax ecclesiis fuit» - в правление Пия церкви пользовались миром; 2) в апологии Мелитона, еп. Сардийского, читается (обращение к Марку Аврелию - Евс. Ц. И. IV, 26): «Твой отец, когда ты уже разделял с ним правление, писал к различным городам и между прочим Лариссянам, Солунянам, Афинянам и всем грекам (προς παντας τας λληνας), чтобы относительно нас они не предпринимали ничего нового» (μηδεν νεοτερζειν), вероятно в латинском рескрипте стояло - novae res facere, которое по-гречески было бы перевести более правильно ταραχην εμβαλλειν - чинить смуту. По свидетельству Спартиата, империя перенесла в царствовании Антонина Пия много бедствий «голод, язву, землетрясение, разлитие Тибра». Возбуждение толпы против христиан было понятно. Не все начальники оказались на высоте Адрианова рескрипта. И Антонину Пию пришлось повторить или подтвердить незыблемость Адрианова рескрипта жителям Лариссы, Солуни, Афин и прочих греческих городов. Насколько толпа принимала участие в преследовании христиан, - это показывают подробности мученичества Св. Поликарпа Смирнского - 23 февр. 156 г. (Евс. Ц. И. IV, 15).    Преемником на троне Антонина Пия был Марк Аврелий (161—180 г.), не столько правитель, сколько философ - стоик. При нем фактическое положение христиан в империи несомненно ухудшилось, но это ухудшение было вызвано именно тем перевесом, какой получили при нем крики толпы и развитие христианских процессов. Евсевий свидетельствует, что при Марке Аврелии «с большою силою возгорелось в некоторых странах земли гонение на нас, от восстания черни по городам» (Ц. И. V, предисл.). «Восстание черни» Евсевий относит к 17-му году царствования Марка Аврелия и, сверх того, заключает, что к концу правления его и эти столь поздно начавшиеся гонения прекратились. Доказательством гонения служат два документа: 1) послание Галльских Церквей Малоазийским о бедствиях гонения в первых (Евс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

326 Замечательный случай свирепости в это гонение, в Палестине, падает на 309 год. Евсевий рассказывает, что в палестинских рудокопнях собрано было очень большое число ссыльных христиан. Пользуясь тем, что власти были далеко от них, они начали делать церковные собрания в своих домах. По об этом узнал Максимин, приказал разослать виновных в новые места ссылки – в рудокопни на Ливан, в Кипр, а 39 человек из них приказал казнить мечем. 327 Лактанций , современник всего гонения Диоклетианова, представляет гонение это жесточайшим и величайшим из всех. Пользуясь словами Виргиния, он говорит: «если бы меня была сотня уст и железный язык, то и тогда я не мог бы начислить все роды зол, не мог бы хоти поименовать все наказания», то есть Лактанцию казалось, что целых томов книг недостаточно для описания мучений христиан. Как ни сильно отзываются поэтическою вольностью приводимые слова, однако же в устах Лактанция они имеют значительную долю справедливости. Гонение Диоклетианово было сильнейшее, но за то оно было последнее, последнее из тех, кои предпринимались с ясно сознанным намерением истребить христиан в Римской империи. О так называемых толерантных указах языческих императоров касательно христиан II – начала IV века Важность изучения римских толерантных указов касательно христиан. Общие условия происхождения таких указов. Император Адриан, характеристика его личности; какого рода знание о христианах имел Адриан, и могло ли это знание побуждать его враждебно относиться к христианам? Апологии, поданные этому императору первыми апологетами. Доклад о христианах Адриану проконсула малоазийского. Указ Адриана, вызванный в особенности этим докладом. Можно ли сомневаться в подлинности указа? Благосклонное отношение указа к христианам. Почему указ не мог иметь особенно большего значения для христианства? Антонин Пий, гуманный характер его. Замечание об апологии св. Иустина, её значение. Рескрипты, изданные А. Пием в пользу христиан. Сведения об указе касательно христиан, приписываемом Адриану: «к азийскому совету» и не подлинность указа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Храм в Идфу (Эдфу). 237 г. - сер. I в. до Р. Х. Храм в Идфу (Эдфу). 237 г. - сер. I в. до Р. Х. В 130-131 гг. во время пребывания в Е. Адриан занимался делами провинции, посетил «поющего колосса Мемнона» в Фивах, устроил львиную охоту в Ливийской пустыне. В это же время неожиданно умер фаворит императора Антиной, и в его память Адриан основал г. Антинополь. В 50-х гг. II в. Е. посещал имп. Антонин Пий, построивший в Александрии ипподром и ворота в вост. и зап. стенах города, известные как ворота Солнца и Луны. В 153 г. в Александрии произошло восстание, закончившееся убийством префекта Луция Мунация Феликса. В 172 г. в обл. Буколия (зап. часть Дельты) произошло восстание египтян во главе с неким жрецом Исидором. Местный рим. гарнизон был перебит, и восставшие сделали попытку захватить Александрию. Восставшие были разбиты вызванными из Сирии войсками во главе с Авидием Кассием. В 175 г. на Востоке был провозглашен императором наместник Сирии Авидий Кассий, поднявший мятеж против имп. Марка Аврелия. Его власть была признана по всему Востоку, и в Е. он назначил наместником своего сына Мециана. Вскоре узурпатор и его сын были убиты. В 176 г. Е. посетил имп. Марк Аврелий, обошедшийся милостиво с жителями Александрии. В 193 г. Е. признал власть Песценния Нигера, правителя Сирии, провозглашенного императором; в Александрии чеканилась монета с его именем. После того как Песценний Нигер потерпел поражение в войне с Септимием Севером и был убит, Е. был вынужден признать власть победителя. В 199-200 гг. Септимий посетил Е. в сопровождении сыновей Каракаллы и Геты. В провинции были проведены нек-рые адм. реформы, построены новый храм Кибелы, термы, гимнасий и Пантеон в Александрии. Как и Адриан, Септимий посетил Фивы и приказал отремонтировать «поющий колосс Мемнона», после чего, как писали античные историки, статуя перестала издавать звуки. В 215 г., во время визита в Е., имп. Каракалла приказал выслать из Александрии всех «египтян», кроме пребывавших там по делам на законном основании, низложил префекта и издал указ об умерщвлении всей молодежи города за оскорбление, к-рое жители Александрии нанесли Каракалле, издеваясь над его подражанием Ахиллу и Александру Великому и обвиняя его в убийстве своего брата Геты. Каракалла позволил солдатам убивать и грабить в Александрии в течение неск. дней. Новые беспорядки в Александрии разразились во время борьбы за власть в империи между Макрином и Элагабалом (217-218). Макрин назначил префектом Е. Юлия Басилиана, а его помощником - сенатора Мария Секунда. Когда Басилиан узнал о провозглашении Элагабала императором в Сирии, он отказался ему подчиниться и приказал убить вестников. После известий о поражении Макрина в 218 г. между рим. гарнизоном, державшим сторону Элагабала, и жителями Александрии, бывшими на стороне Макрина, произошли многочисленные стычки. Сторонники Элагабала одержали верх: Марий Секунд был убит, а Басилиан бежал в Италию.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Первая Апология в рукописи стоит после второй, но в [традиции исследования литературы] апологетов 221 со времени Марана (1742 г.) установилось употребляемое теперь обозначение, и Апологии второй и первой Апологии усвояется подобающее место. Это вполне оправдывается текстом этих апологий, именно: 1) во 2-й Апологии три раза (гл. 4, 6:8) делается ссылка на другую апологию, 2) в 1-й Апологии имеется полное надписание адреса и имени автора, чего нет во второй. Ссылка во второй Апологии на первую указывает на несомненную тесную связь между ними. Эту связь между апологиями многие учёные преувеличивают настолько, что считают их за одно сочинение, случайно потом разделённое на два. В доказательство, во-первых, ссылаются на то, что во второй Апологии нет обычного начала и в то же время упоминания о второй Апологии делаются в такой же манере, которая, предполагает самую тесную связь между апологиями. Во-вторых, указывают на то, что Евсевий два раза (Euseb. Hist. eccl. IV, 17, 18//PG. T. 20. Col. 386В, 373В; р. п.: C. 172:175) цитирует Апологию как первую, чем даёт понять, что считает её за одно (целое) произведение. Но эти доводы вряд ли убедительны. Внутренняя связь Апологий говорит лишь за то, что они были написаны почти одновременно, причём 2-я Апология составляла как бы добавление первой. Показания Евсевия можно считать ошибкой с его стороны, подобно тому как он цитировал 1-ю Апологию вместо «Синтагмы» Иустина (Euseb. Hist. eccl. IV, 11//PG. T. 20. Col. 332B; р. п.: C. 159); при том один раз он цитирует 2-ю Апологию правильно. Д. Время написания апологий Для определения даты 1-й Апологии служит прежде всего её адрес, который читается так; «к императору Титу Элию Адриану Антонину Благочестивому Августу Кесарю, сыну его Вериссиму философу и Люцию философу, родному сыну Кесаря и усыновлённому сыну Благочестивого, любителю наук, и к Священному Сенату и всему народу Римскому». В этом адресе упоминаются: император Антонин Пий (138–161), Марк Аврелий, назвавшийся Вериссимом от своего усыновления и возведения в кесари, и Люций Вер, сын соправителя Адриана кесаря скончавшегося (в 138 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010