Если же это определение и новый указ, которого не заслуживает даже неприязненность варваров, вышли не от тебя, то мы еще более просим не презреть нас среди столь явного грабительства». В третьем отрывке Мелитон говорит о том благополучии, какое принесла с собой и будет приносить римскому государству христианская философия, и напоминает императору о рескриптах, которые его дед Адриан и отец Антонин Пий издали в защиту преследуемых христиан. «Наше любомудрие первоначально процвело среди варваров (т. е. иудеев); потом в могущественное владычество твоего предка Августа, встретившись с подвластными тебе народами 505 , было для твоего царства добрым предзнаменованием; потому что с тех пор римская держава возвеличилась и прославилась. Ты сделался вожделенным преемником престола и будешь владеть с сыном (Коммодом), если сохранишь то любомудрие, которое возрастало с твоим царствованием и началось с Августом, и которое твои предки чтили наравне с другими верами. А что наше учение расцвело вместе с благополучным началом империи, именно к ее благу, величайшим доказательством служит то, что с владычества Августова не случилось ничего худого, напротив, по общему желанию, все шло счастливо и славно. Из всех императоров только Нерон и Домитиан, склонившись на убеждения некоторых зложелательных людей, старались оклеветать наше учение, и от них-то, через безумное обыкновение клеветать, полилась ложь на последующих христиан. Впрочем, благочестивые твои предки исправили их неведение: они много раз письменно выговаривали тем, которые относительно христиан осмеливались вводить какие-либо новости. Известно, что дед твой Адриан писал как другим, так и проконсулу Асии Фундану; а твой отец, когда уже и ты разделял с ним правление, писал различным городам и, между прочим, лариссянам, солунянам, [афинянам] 506  и всем чтобы относительно нас они не предпринимали ничего нового. Что же касается до тебя, то мы еще более убеждены, что, питая одинаковые с ними или даже проникнутые высшей любовью к человечеству и мудрости мысли о христианах, ты сделаешь все по нашему прошению» (IV, 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

114 Все послания Игнатия – к церковным общинам городов, которые, по всей видимости, Игнатий проплывал на своем пути в Рим: Смирна, Эфес, Магнезия, Траллы, Филадельфия – города в Малой Азии. И будучи в Смирне, Игнатий, видимо, имел контакты с представителями этих общин. 117 Поликарп родился ок. 80 г. в г. Смирне и был воспитан христианкой Каллистой. После ее смерти Поликарп роздал свое имущество и стал служить бедным. Он был посвящен епископом Смирны Вуколом во диаконы, а затем в пресвитеры. Перед смертью Вукол завещал Поликарпу смирнскую кафедру. Еще будучи диаконом, Поликарп сопровождал апостола Иоанна в его путешествиях. Скончался Поликарп мученически в 167 г. 118 Вопрос о дне празднования Пасхи дискутировался в церкви с сер. II в. На Востоке, прежде всего в церквях Малой Азии, практиковалось празднование Пасхи одновременно с иудеями (14 день месяца нисан). На Западе Пасху никогда не связывали с Пасхой иудейской и праздновали ее в первый после полнолуния воскресный день. В 160 г. Поликарп посетил епископа римского Аникиту для достижения соглашения в том вопросе, но неудачно, и каждая из сторон осталась при своем мнении. 119 Антонин Пий (86–161 гг.), римский император с 138 г. Он был выходцем из галльского сенаторского рода, в 120 г. был избран консулом, затем был проконсулом провинции Азия. В 138 г. он был усыновлен императором Адрианом в качестве преемника. Время его правления отмечено тем, что Антонин не вел внешних войн, лишь укрепляя границы империи: в Британии, Германии и Реции. Однако ему пришлось подавлять антиримские восстания в Британии, Мавретании, Египте и Иудее. В целом его правление было весьма благоприятным для империи. 122 Марк Аврелий Антонин (121–180 гг.), римский император с 161 г. Он родился в сенаторской семье испанского происхождения. В 138 г. по желанию императора Адриана был усыновлен наследником Адриана Антонином Пием, который приходился дядей Марку. В 145 г. он женился на дочери императора Антонина Пия Фаустине и после смерти последнего взошел на престол в 161 г. До 169 г. он правил вместе со своим сводным братом Луцием Вером. Период его правления был весьма беспокойным в военном отношении – кроме подавления антиримских и сепаратистских восстаний в провинциях (в Британии – в 162 г., в Египте и Сирии – в 175 г.) Марк был вынужден вести многочисленные внешние войны: на Востоке (с парфянами в 162–166 гг.) и главным образом на Западе (знаменитые Марко-манские войны 166–180 гг.). Однако наиболее известен Марк стал благодаря своим научным занятиям философией. Марк Аврелий, именуемый в античных источниках зачастую «Марком Антонином философом», был одним из наиболее выдающихся представителей поздней Стои.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

256 Не забудем, что Евсевий после прекращения Великого гонения (311) написал «Историю палестинских мучеников». 258 О крестных муках Иисуса напоминают распятые апостол Петр (Н.25.5; Ш.1.2), Симеон Иерусалимский (III.32.6) и галльская исповедница Блан- Дина (V. 1. 41). 259 Этот вопрос, однако, не трактуется Евсевием однозначно. Хотя он и приводит слова анонимного автора, что отсутствие мучеников в секте Монтана – признак ее не православия (V. 16.12–13), другая цитата из того же источника показывает, что этот принцип применяется только к монтанистам (V.16.20–21). В четвертой книге (15.47) историк рассказывает о мученичестве еретика Митродора. 260 На неоднозначность евсевианской концепции мученичества указывает Д. Тимпе (Timpe D. Op. cit. S. 191). 261 Речь идет об историческом Марке Аврелии. Однако, пытаясь снять с него ответственность за преследования, Евсевий возлагает ее на какого-то «императора Антонина», которого он называет наследником Антонина Пия. По мнению Р. Гранта, Евсевий, намеренно смешивая имена правителей того времени, «отдает исторический факт в жертву своему моралистическо-политическому повествованию», ибо его покровитель Константин Великий был большим почитателем Марка Аврелия (Grant R. М. The Case against Eusebius... P. 416). T. Барнс не согласен с этой точкой зрения. Он считает, что таким способом Евсевий просто пытался разрешить противоречие между используемыми им источниками – трудами Аполлинария и Тертуллиана (Barnes Т. D. Constantine... Р. 137). 262 В начале цитируемого Евсевием императорского послания стоит, однако, «Марк Аврелий Антонин» (IV. 13. 1). Это, вероятно, ошибка автора: в Парижском кодексе 450 содержится текст того же послания, начинающийся со слов «Тит Элий Адриан Антонин Себаст Евсевий» (Антонин Пий). Из содержания данной части «Истории» ясно, что речь идет именно об Антонине Пии. 263 См. об этом: Кривушин И. В. История и народ в церковной историографии V века. Иваново, 1994. С. 16–19. 265 Этот список является далеко не полным, так как здесь мы не привлекаем материал трех последних книг «Церковной истории».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

242 В состав Русских Построек в Иерусалиме, возведенных в 1860–1864 гг., входят, кроме здания Духовной Миссии, мужское (Елизаветинское) подворье, женское (Мариинское) подворье, здание Консульства и Русская больница. 244 Напряженность между РДМ и Иерусалимской Патриархией во многом объяснялась финансовыми отношениями. Паломники, пожертвования которых составляли существенную статью бюджета Патриархии, с появлением в Иерусалиме Духовной Миссии и Русских Построек с большими странноприимными домами, почти полностью уходят из греческих монастырей, где традиционно размещались. Естественно, вместе со своими деньгами. Как писал В.Н. Хитрово , посетивший впервые Палестину в 1871 г., «смотреть доброжелательно на наше вмешательство оно (греческое иерусалимское духовенство. – Н.Л.) не может, т. к. это вмешательство выразилось в том, что мы отняли от них ежегодный доход в 20 или 30 тысяч рублей» (Хитрово В.Н. Собрание сочинений и писем. Т. 1. Православие в Святой Земле. М.–СПб., 2011. С. 105). 245 В 1860–1865 гг. Антонин занимал пост настоятеля русской посольской церкви в Константинополе, где имел возможность часто общаться с проживавшим преимущественно там же Патриархом Иерусалимским Кириллом. 246 Имеется в виду Валерга Иосиф (Джузеппе) (1813–1872) – латинский Патриарх Иерусалимский, выдающийся католический миссионер на Ближнем Востоке. Владел, помимо латинского и греческого, арабским, еврейским, турецким и курдским языками. В 1847 г., когда папа Пий IX восстановил не существовавшую со времен крестоносцев Иерусалимскую патриаршую кафедру, первым Патриархом был поставлен Валерга. За 25 лет его патриаршества влияние Рима в Святой Земле чрезвычайно усилилось, было открыто несколько католических школ и семинарий, тысячи православных арабов были обращены в католичество. 247 Антонин имеет в виду мягко говоря неточную интерпретацию российским МИДом турецкого визириального письма (т. е. отношения великого визиря) о разрешении русскому епископу находиться в Иерусалиме. См. выше документы 67 (визиальное письмо) и 69 и (интерпретация МИД).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

На стене синагогального комплекса находится памятная мраморная доска, сообщающая, что император Аврелий Антонин (Антонин Пий, 138–161 г. н.э.) дарует городу титул «неокорос» (хранитель храма). Как уже отмечалось выше, этот титул давался городу за особую лояльность к Риму и за строительство храма, посвящённого какому-то императору, т.е. построенный храм выступал в роли идеологического центра новой власти и новой религии, а город, в свою очередь, обязывался хранить и имперский храм, и его идею. Случай Сардиса можно считать уникальным, т.к. памятная надпись, сообщающая о том, что город получил желанный титул, установлена не в храме императора, а в синагоге. Нечто подобное было и в других городах, где культ императора объединялся с культом почитаемого местного божества (Ефес, Пергам). Это указывает на чрезвычайное влияние, которое имели иудеи и в Сардисе, и в государстве. Христианская община Сардиса к концу I века была, видимо, достаточно многочисленна и имела уже свою историю. Во II веке в Сардисе прославился епископ Мелитон, сохранившаяся часть письменного наследия которого представляет несомненный интерес, так как затрагивает конкретный исторический контекст жизни малоазийских церквей. В сочинении «О Пасхе» св. Мелитон защищает традицию этих церквей, опирающуюся на Евангелие от Иоанна, св. Поликарпа Смирнского и ефесскую практику праздновать Пасху всегда 14 нисана вне зависимости от того, на какой день недели приходится это число по лунному календарю. В этот день малоазийские христиане в согласии с еврейской пасхальной традицией соблюдали строгий пост, в течение ночного бдения с 14 на 15 нисана читалась и комментировалась 12 глава Книги Исход. Затем пост прерывался пасхальной трапезой (вечерей любви – агапой), за которой следовала Евхаристия. Между чтением Исхода и агапой обычно происходило крещение оглашенных. Известно, что иудеи во время пасхальной трапезы согласно седера (ритуала пасхи – см.: Талмуд. Песахим. 116) достаточно подробно вспоминали события Исхода, т.е. Ветхозаветного спасения. Читая пространное, рифмованное сочинение «О Пасхе» св. Мелитона, невольно создаётся впечатление, что это не просто размышления о Пасхе, а часть раннехристианского малоазийского пасхального богослужения. Епископ Мелитон демонстрирует прекрасное знание Ветхого Завета, иудейской толковательной традиции и сочинений Иосифа Флавия. Это невозможно объяснить лишь влиянием личности св. Иоанна Богослова – скорее всего, перед нами общий для этого региона иудео-христианский контекст. Малоазийская традиция празднования Пасхи по еврейскому календарю получила в древней церкви именование «Пасха страдания» в отличие от «Пасхи воскресения», которая праздновалась в воскресный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Нерва (96–98) возвратил из заточения всех сосланных Домицианом, в том числе и христиан. Он запретил рабам доносить на господ и, вообще, боролся с доносами, в том числе и на христиан. Но и при нем христианство оставалось ещё недозволенным. Траян (98–117). В 104 году христиан впервые пытались подвести под закон о запрете тайных обществ. Это первый год государственных (законодательных) гонений. Результатом переписки с Плинием младшим становится распоряжение Траяна о преследовании христиан, но только в том случае, когда их обвиняют и доказывают обвинение; тем же, которые отказываются от христианства (это должно доказываться жертвоприношением языческим богам), даровать прощение. Потерпели, в числе многих христиан, св. Климент, еп. Римский, св. Игнатий Богоносец , и Симеон, еп. Иерусалимский, 120-летний старец, сын Клеопы, преемник по кафедре ап. Иакова. Адриан (117–138) гонения продолжал, но он принял меры для обуздания неистовства толпы против христиан. Обвиняемые должны были подвергаться судебному разбирательству и только по признании их вины наказываться.(См. Евсевий. Церк. ист. IV, 8,6) При нём впервые выступают защитники христиан – апологеты. Таковы были Аристид и Кондрат. Их апологии способствовали изданию указанного закона. Антонин Пий «Благочистивый» (138–161) продолжал политику Адриана в отношении христиан. Марк Аврелий Философ (Антонин Вер) (161–180) в 177 году запретил христианство законом. До него гонения на Церковь были фактически антизаконными и спровоцированными. Христиан преследовали, как уголовников (приписывая, например, поджог Рима или организацию тайных сообществ). При нем приняли мученическую смерть в Риме св. Иустин Философ и его ученики. Особенно сильны были гонения в Смирне, где был замучен св. Поликарп, еп. Смирнский, и в галльских городах Лионе и Вене (См. Евсевий. Церк. ист. V, 1–2 главы). Коммод (180–192) был даже, скорее, благосклонен к христианам, под влиянием на него одной женщины, Марции, вероятно – тайной христианки. Но и при нём были отдельные случаи преследования христиан. Так в Риме был казнен сенатор Аполлоний, защищавший в сенате христиан, обвинённый своим рабом в принадлежности к христианству. Но за донос казнён был и раб (см. Евсевий. Церк. ист. V, 21).

http://azbyka.ru/goneniya-na-xristian-v-...

11 . Следует указать, что египетский [месяц] Тот у римлян является сентябрем, всегда имея свое начало, то есть новомесячье, 29 августа. Каинан Мелелеил Мафусала Арфаксад Каинан 270 (?) Авраам Моисей в пустыне Иисус старейшины Хусарсафем Гофониил Семегар Иевусеи Девора Ориф и Зиф Гедеон Авимелех Амманиты Иевфае Ессевон Филистимляне Сампсом анархия имир 4310 4350 Илий иерей Самуил иерей Соломон Ровоам Иосафат Охосия Гофолия Амасия Иоафам Езекия Манассия Иоахас Иоаким Иехония Седекия Навуходоносор Уаламадарах Валтасар Дарий и Астиаг Кир Перс Камбис Дариймидянин Ксеркс Артаксеркс Артаксеркс Александрмакедонский Птолемей Египетский Птолемей Филадельф Птолемей Эвергет Птолемей Филопатор Птолемей Эпифан Птолемей Филометор Птолемей Эвергет Птолемей Фискон Птолемей Сидерит Птолемей Александр Птолемей Сотер Дионис Новый Клеопатра Гай Юлий (Цезарь) Римский Цезарь Август Тиберий Клавдий Веспасиан Домициан Адриан Элий Антонин (Пий) Марк (Аврелий) Антонин Антоний Каракаллу Антоний другой Александрмамеин Максимин Гордиан Филипп Галл и Волузиан Валериан и Галин (Галлиен) Клавдий Авриллий (Аврелиан) Кар и Карин Диоклетиан Константин (I) Констанций Иовиан Валентиниан Валент Феодосий (I) Аркадий Феодосий (II)млaдшuй Мартиан (Маркиан) Лев (I) Анастасий (I) Юстин (I) Юстиниан (I) Юстин (II)млaдшuй Тиверий Маврикий Ираклий Константин (III) Константин (Констант) Константин (IV) Юстиниан (II) Лев (Леонтий) Тиверий, он же Апсимар Юстиниан (II) опять Филиппик, он же Вардан Артемий, он же Анастасий Феодосий (III) Атрамитинец Лев (III), он же Конон Артавасд Константин (V), сын Льва Лев (IV), сын Константина Константин (VI), сын Льва, сматерью Ириной 10 л. 2мес. Константин (VI) один 6 л. 9мес. Ирина, мать его, опять 2 г. 6мес. Никифор 8 л. 9мес. Ставракий, сын его Михаил (I) и Феофилакт Лев (V) Армянин Михаил (II) Феофил, сын его михаил (III) один михаил (III) и Василий Василий Фракиец Лев (VI) и Александр, сыновья его Александр и Константин (VII) Константин (VII) один О шести тысячелетиях, когда и при ком окончилось каждое из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Краткий биографический словарь . Авраам (библ.) – первый из трех патриархов, живших после всемирного потопа. Сын Фарры. Потомок Евера, правнука Сима, старшего сына Ноя. Родоначальник многих народов. Ампер Андре-Мари (1775–1836) – выдающийся французский физик, математик и естествоиспытатель. Некоторые его исследования относятся к ботанике, а также к философии («Наброски по философии науки»). Антонин Пий (86–161) – римский император, правивший (с 138 г.) под именем Тит Элий Адриан Антонин. Аран (библ.) – рано умерший брат Авраама. Арфаксад (библ.) – третий сын Сима, отец Каинана, дед Евера. Бальби Адриано (1782–1848) – итальянский географ. В 1826 г. опубликовал в Париже «Этнографический атлас мира, или классификация древних и современных народов по их языкам». Бастиан Адольф (1826–1905) – немецкий этнограф, путешественник и философ. В 1860 г. издал свой труд «Человек в истории» (3 тома), в которой отстаивал идею о существовании уже на уровне первобытных культур определенных «элементарных мыслей», которые разнятся у различных народов совершенно незначительно и из которых со временем развилась человеческая культура. Из их различий возникли и различия между разными культурами. Выступал против теории эволюции Ч. Дарвина. Бауэр Бруно (1809–1882) – немецкий теолог, философ-гегельянец, историк. С 1839 г. примкнул к младогегельянцам и в отрицательно-критическом духе этой школы написал «Критику евангельской истории синоптиков». Вслед за Давидом Штраусом подверг критике подлинность Евангелия от Иоанна из-за философского изложения, напоминающего концепцию Филона Александрийского (идея Логоса). В дальнейшем подверг критике авторство посланий апостола Павла и высказал мысль, что христианство более эллинизировано, чем прежде считалось. Бедан см. Бёдан Франсуа Сюлышс Белинский Виссарион Григорьевич (1811–1848) – литературный критик и историк русской литературы. Беросс (ок. 350/340 – 280/270 до Р.Х.) – вавилонский историк. Прославился написанным на греческом языке сочинением по истории древней Месопотамии «Вавилонская (халдейская) история» (сохранилась до нашего времени лишь в отдельных отрывках и цитатах, воспроизведенных рядом античных авторов). Представляет собой развернутую картину исторического развития Месопотамии от сотворения мира до владычества Ахеменидов (IV в. до Р.Х.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

   В Малой Азии проконсул Аррий Антонин (впоследствии император Антонин Пий) предал мученической смерти нескольких христиан. Сначала христиане явились перед его трибуналом такой толпой, что он видел полную невозможность наказать их всех.    Он велел схватить лишь некоторых и предать смерти, а других отпустил со словами: «Вы жалкие! Если вы хотите умереть, то для этого есть камни (пропасти) и веревки».    В конце царствования Адриана в Риме пострадали, по имеющемуся преданию, свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София (около 137 г.).    При императоре Антонине Пие (138—161 гг.) положение христиан оставалось таким же, как и при его предшественнике Адриане. В его царствование, во время народного возмущения в Греции, мученически скончался афинский епископ Публий, а также в других церквах пострадало несколько христиан. На предпоследний год правления императора Антонина Пия падает мученичество нескольких христиан в самом Риме. Об этом рассказывает святой мученик Иустин Философ во второй «Апологии». Одна знатная римлянка, еще будучи язычницей, вышла замуж за чрезвычайно развратного человека и некоторое время была достойной его парой. Но после обращения в христианство она раскаялась, резко изменила свое поведение и выразила недовольство поведением мужа, прося его изменить образ жизни. Оскорбленный муж выдвинул против нее обвинение, что она христианка. Обвиняемая, прежде чем отвечать на это обвинение, обратилась к императору с прошением о дозволении ей устроить предварительно свои домашние дела. Разрешение это последовало. В раздражении на христиан за обращение жены в христианство, муж донес и на учителя своей жены, Птоломея. Последний немедленно был заключен в темницу и представлен на суд префекту столицы Квинту Уройку, который только спросил его — христианин ли он, и когда тот признал себя христианином, осудил его на смертную казнь. Присутствовавший при этом судопроизводстве христианин Лукий сейчас же обратился к префекту с протестом: «Ты поступаешь недостойно наших императоров, одного благочестивого, другого — философа; ты осудил на смертную казнь человека, которого ни в каком преступлении не обвиняют, ни в грабеже, ни в убийстве, осудил только за то, что он признал себя христианином». Префект в ответ на это лишь спросил: «Мне кажется, что и ты христианин», — и когда тот признал себя христианином, осудил на смертную казнь и его. Выступил третий, признавший себя христианином, и тоже был казнен. Как видим, за одно только имя христианин предавали смерти и в царствование Антонина Пия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

В правление Домициана по тому же обвинению был казнен также и другой видный римлянин - Акилий Глабрион - консул 91 г. Бывший консул был приговорен к смерти в цирке и погиб в бою гладиаторов, сражаясь с мечом в руках. Так как Церковь безоговорочно осуждала бои гладиаторов, сам факт, что Глабрион принял в нем участие, свидетельствует против того, что он был христианином. Однако не исключен факт, что он, не будучи формально христианином, проявил к новому учению достаточно активный интерес, чтобы подставить себя под удар Домициана. С гонением Домициана церковное предание связывает ссылку на остров Патмос апостола Иоанна Богослова. Об этом говорится у Евсевия, который ссылается в этом случае на св. Иринея Лионского. Предание о том, что уже при Нероне апостол Иоанн был привезен в Рим и, брошенный там в котел с кипящим маслом, остался невредимым, можно найти у Тертуллиана. Книга откровения св. Иоанна, где обличается идолопоклоннический Рим, гонящий Церковь, где он называется багряной женой, упившейся кровью святых, возможно, отражает положение того времени в церквах Малой Азии. После убийства Домициана все гонения прекратились и сосланные были возвращены в Рим. Церковь смогла вздохнуть с облегчением. 3. До сих пор все гонения были как бы случайными, спорадическими. Надежда на мирное разрешение конфликта между Церковью и государством, конфликта, который многие христиане считали недоразумением, продолжала существовать. Наступил следующий, II век. Он стал золотым веком римской истории - «веком Антонинов», самым блистательным периодом в истории Римской империи. Все пять императоров этой эпохи (Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий) оставили по себе память как самые лучшие императоры, цвет кесарей. Помимо своих выдающихся государственных качеств, императоры-Антонины выделялись своим весьма обаятельным характером и высоким нравственным обликом. Они пользовались искренним всенародным почитанием и любовью. И вот при лучших императорах, когда как будто достигли торжества все нравственные ценности греко-римского мира, конфликт Империи с христианством и приобретает все свое трагическое значение. Именно в этот период в глазах правительства снимается тот «покров иудейства», который доселе прикрывал христианство. Отныне его повсеместно признают за самостоятельную секту.

http://sedmitza.ru/lib/text/434661/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010