Однако ж, такого сходства между христианством и стоическою моралью совершенно недостаточно для утверждения того положения, что христианство находится в ближайшей родственной связи с стоическою моралью. Это положение могло бы приобрести некоторую вероятность разве в том случае, если бы сходство между христианским нравоучением и стоическою моралью замечалось не в отдельных и частных выражениях и мыслях, но по существу. Но мы уже охарактеризовали кратко направление стоической философии и можем теперь сказать прямо и решительно, что между высокомерным и холодным нравоучением стоиков и смиренным, мягким и любвеобильным нравоучением христианским не было и не могло быть никакого сходства, а была и могла быть разве только полнейшая противоположность. Затем, Сенека, Эпиктет, Антонин Пий и Марк Аврелий жили уже в эпоху христианства. Сенека жил в царствование Нерона; Эпиктет родился в конце того же царствования; Антонин Пий и Марк Аврелий жили и царствовали в половине II-ro века. Христианство при этих философах распространилось уже повсюду в римской империи, и его возвышенные, светлые идеи невольно проникали в уши и сердца людей мыслящих, самых даже врагов и гонителей его. Таким образом, очень возможное дело, что встречающиеся у лучших представителей стоической философии отдельные мысли нравственного характера, напоминающие христианское нравоучение, суть плод сознательного или бессознательного влияния христианства на этих лиц. Б. Внешние признаки Новозаветного христианского откровения § 71. Божественное достоинство Основателя христианства. Его безгрешность и вообще чрезвычайные нравственные совершенства. Историческая действительность Евангельского образа Иисуса Христа. а) Божественное достоинство Основателя христианства открывается в, прежде сего и главным образом, из Его божественного характера, а затем из тех чрезвычайных обстоятельств, когда Он явился. Уже общие свойства божественного характера Иисуса Христа превосходят всякое человеческое величие и указывают в Нем Лице Божественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Gulya...

Надпись единственной рукописи Сирийского текста говорит о том же: «апология, которую философ Аристид держал пред Императором Адрианом в защиту Богопочтения» – ( πèρ τη ς θεοσεβεας). Но к этому заглавию непосредственно примыкают следующие слова: «Самодержцу кесарю Титу Адриану Антонину, благочестивому и милостивому, от Маркиана Аристида, философа Афинского ». Таким образом, в Сирийской рукописи два заглавия; первое – краткое указание относительно автора и содержания – несомненно происходит от переписчика, а второе имеет все признаки первоначального адреса в собственном смысле. Но адрес в том виде, в каком он стоит в рукописи представляется непонятным, особенно слова: «благочестивые и милостивые» – множественное число ничем здесь не оправдывается. Неизвестно, повинен ли в этой ошибке переписчик, или же ее необходимо возводить к самому переводчику. В исправленном виде и в обратном переводе на Греческий язык этот адрес может быть представлен в такой форме: ( Ατοκρτορι καìσαρι Ττ δριανω @ ντονινω @ Σεβαστω @ Εσεβει Μαρκιανòς ριστεδης φιλτοφος θηναι ος). Как в той первоначальной форме, какую представляет Сирийский перевод, так и в исправленном виде в особенности, адрес указывает, что апология была представлена Аристидом не Адриану, а Императору Антонину Пию, на чем настаивает большинство известнейших исследователей апологии (A. Harnack, Th. Zahn, A. Ehrhrard, E. Egli, E. Hennecke, R. Seeberg, O. Bardenheweru другие), указывая на то, что Антонин Пий именовался: Тит. Элий Адриан Антонин Пий и что обращенная к нему первая апология Иустина надписывалась: ( Ατοκρτορι Τι τ Αλ δριανω @ ντωννω @ Εσεβει Σεβαστω @ Κασαρι). Поэтому и в адресе апологии Аристида считают возможным вставить Αλ между Ττω @ и δρκχνω @. Происхождение ложного предания, по которому адресатом апологии явился Император Адриан, объясняют таким образом: как показывают Сирийский и Армянский переводы очень рано явилось желание дать книге краткое заглавие, но при выборе имени Императора была допущена ошибка; позднее адрес совершенно опустили, или, где он был удержан, не замечали противоречия между заглавием и адресом (так в Сирийском переводе). Евсевий возвел эту ошибку на степень господствующего ученого предания. Со своей стороны, он также был введен в заблуждение ложным заглавием и в этом нет ничего удивительного, если принять за вероятное, что самой апологии он не читал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

926 Имеется в виду узурпатор Лже-Бардия или, по-гречески, Лже-Смердис, т. е. маг Гаумата, убитый в 522 г. до н. э. вместе с братом (Геродот. История, III 61 79). 930 Соправители Птолемей VI Филометор и Птолемей VIII Эвергет II (Фискон) были как раз современниками Антиоха Эпифана, которому временно уступали престол. 939 Императоры Марк Аврелий Антонин (Гелиогабал) (218 222) и его двоюродный брат Александр Север (222 235) были весьма расположены к восточным культам, в том числе и к христианству. Сохранилось также сообщение, что Гелиогабал собирался учредить в столице империи «религиозные обряды иудеев и самаритян, а равно и христианские богослужения» (Элий Лампридий. Антонин Гелиогабал, III 5). 940 Император Флавий Клавдий Юлиан (361 363) попытался реставрировать в империи традиционную («эллинскую», «языческую») религию и ограничить влияние христианства, за что получил у христианских историков прозвище «Отступник». 942 Имеется в виду изгнание и рассеяние евреев после поражения в двух войнах против римлян (66 74, 132 135 гг.) 953 Имеются в виду римские императоры Нерон (54 68), Домициан (81–96), Траян (98–117), Антонин Пий (139–161), Септимий Север (193–211), Максимны Фракиец (235–238), Деций (248–251), Валериан (253 259), Аврелиан (270–275), Диоклетиан и Максимилиан (284–305). 955 Так, в 3Езд. 7:29–35 от казни Христа до окончательного суда исчисляется 400 лет. Некоторые еврейские апокалиптики делили мировую историю на 12 эпох по 400 лет каждая; считалось, что девять с половиной таких эпох прошли до разрушения Храма вавилонянами (586 до н. э.), и, таким образом, до конца света должно пройти ещё 3,5 эпохи, или 1400 лет (3 Бар 27, 53; АпокАвр, 29). 961 Несмотря на плачевное состояние империи во времена Августина, все же не предвиделось, что в ней могут возникнуть разом десять императоров или же она может разделиться на десять частей царств. Отсюда стремление Августина показать условность числа «десять» в пророчестве Даниила о царях. 980 Духом уст Своих (2:8), то есть силою Святого Духа. Когда говорится: дух уст, это значит, что он выйдет из Него.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Учение Фомы Аквинского, несмотря на его не раз отмечавшуюся противоречивость, стало поворотным пунктом в истории католической социальной доктрины. Если до него доктрина следовала святоотеческим заветам, то вместе с Аквинатом она меняет курс. (Правда нужно отметить, что у Фомы Аквинского уже были предтечи. Так, Руфин (+1158) говорит, что естественное право не всегда непререкаемо, как, например, в случае частной собственности/49:84/.) Цель же нового курса нам хорошо знакома — «умеренная доктрина». Интересно, что современники Фомы Аквинского сначала не поняли тонкостей его учения и интерпретировали его в коммунистическом духе. Так поняли Фому отцы Венского собора 1267г. Католическая святая Екатерина Сиенская (1347–1380) неотступно молила Бога, чтобы Он отнял у ее близких богатство и удостоил бы их бедности/55:99/. Но «новые вещи» в лице нарождающегося капитализма становятся все яснее, и в позднее средневековье схоласты стали постепенно приближать церковное учение к реалиям «века сего». Так, Антонин, архиепископ Флорентийский (+1459), оценив потенциальные возможности теории Фомы Аквинского, применяет ее для нравственной оценки экономических институтов этого капиталистического города, исследуя право собственности, налоги, торговлю, страхование, процентные займы и прибыль/48:61/. Относительно двух последних он пишет: “Простой ссудный процент во всяком виде запрещен; прибыль на капитал во всяком виде дозволена, вытекает ли она из торговых дел или из ссудного “закладного” предприятия, или она извлекается из транспортного предприятия, или путем участия в предприятии” (цит по/56:191/). Антонин со знанием дела пишет о быстроте оборота капитала для повышения прибыли. Постепенно теологи начинают признавать законными рыночные цены, открывая путь католикам для участия в капиталистических сделках. Позднее и Рим признает займы с низким процентом — до 5% ( Лев X, 1515 ) и ренту (Пий V, 1568г.)/46:176/. Католицизм окончательно встал на рельсы «умеренной» доктрины. Почему так получилось? Ведь, казалось бы, католицизм 700 лет возвещал евангельский социальный идеал.

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

в греко-римской области назывались правители областей. Апамея и Апполония находились в малоазийской римской провинции Фригии близ юго-восточной границы ее с Писидией. назывались в римской империи разные должностные лица, в особенности же — военные начальники над тысячью солдат. ( < < back) приморский город в малоазийской римской провинции Карии. ( < < back) мученик Акакий скончался около 321 года. ( < < back) Синнада находился в Малой Азии, в римской провинции Фригии. ( < < back) Страдание святого мученика Иулиана Пий управлял римскою империею с 138 г. по 161 г. провинция в древней Италии, ограниченная на западе Лациумом, на севере Самниумом, на востоке Луканиею, на юге и юго-западе Тирренским морем. Древние авторы хвалят ее благодатный климат, так и плодородие почвы, дозволявшее трижды в год сеять и собирать жатву. Здесь было много виноградников, маслин и строевого леса. Жители Кампании (язычники) были известны своею изнеженностью и любовью к роскоши. в древности римская провинция. Далмация расположена узкой полосой по берегу Средиземного моря; граничит на севере с Хорватией, на востоке с Боснией и Герцеговиной, на юге — с Черногорией. Далмация подчинена была римскому владычеству в 6 г. по Р. Х.; с этих пор она, вместе с Иллириком, стала императорской провинцией. Жители Далмации принадлежали к иллирийскому племени и занимались охотою, земледелием и скотоводством. собственно божество египтян. Серапис считался у египтян верховным богом подобно тому, как Зевс считался главным богом у греков и римлян. Поклонение Серапису не ограничивалось Египтом; во II b. до Р. Хр. культ (поклонение) Сераписа проник в Грецию и Рим. Культу Сераписа особенно покровительствовал император Нерон и Антонин Пий, упоминаемый в житии. В Риме существовало несколько храмов, посвященных Серапису, было также много надписей и памятников с именем этого бога. точностью год кончины Иулиана неизвестен. Время кончины святого следует относить к половине II b. Святые апостолы Сила, Силуан, Крискент и другие с ними

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Об этом сохранилось упоминание у Иринея Лионского . Адриан усыновил Тита Аврелия Ария Антонина, имя которого дало наименование всей династии и целой эпохе. Антонин (138–161) за особое благочестие получил прозвище Пий, т. е. Благочестивый. Его правление стало эпохой мира, благоденствия и процветания. Антонин отличался человечностью, простотой, мягкостью и доброжелательностью. Однако и при нем шли процессы против христиан. В его эпоху был казнен муж апостольский Поликарп Смирнский . Описание его смерти является самым древним (если не учитывать новозаветные данные) рассказом о мученичестве конкретного христианина 39 . Преемником Антонина был Марк Аврелий (161–180), которого из-за его особой любви к философии называли «старушонка философесса». Философ-стоик, Марк Аврелий оставил после себя книгу размышлений «Наедине с собой», в которой нелестно отозвался о христианах (XI, 3:1). В его правление около 165 года стал мучеником христианский апологет Иустин Философ . Родным сыном Марка Аврелия был Коммод (180–183), который стал императором в 19 лет. По страсти к зрелищам он напоминал Нерона, а своим неблагочестием – еще и Калигулу. Однако для положения христиан его царствование было не самым худшим. Известно, что конкубиной, наложницей Комода была христианка по имени Маркия. По ее инициативе из рудников были возвращены римские христиане, в том числе будущий папа Каллист. Гонения на христиан не прекращались и при самых благочестивых правителях. Однако с такими императорами можно было надеяться хоть на какой-то разумный диалог. Поэтому к Антонинам обращались с христианскими апологиями Кодрат, Аристид, Мелитон, Иустин Философ . И хотя эти обращения значительных последствий не имели, само благочестие Антонинов породило мнение об их добром отношении к христианам. Так родились подложные указы Антонина Пия и Марка Аврелия, запрещающие преследовать христиан, которые передает Иустин Философ (Первая апология, 70, 71) 40 . Рядом с этими указами имеется и указ императора Адриана (Первая апология, 69), в котором предписывается наказывать христиан только в том случае, если обвинитель докажет, что они делают что-то противозаконное. По мнению В. В. Болотова , из всех этих трех указов, только указ Адриана может представляться подлинным 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гонения местные все же не прекращались. Почему и потребовалось новое вмешательство власти в видах улучшения положения христиан. Император Антонин Пий издал несколько рескриптов к разным городам, между прочим к жителям Лариссы, Солуня, Афин и всей Греции. К сожалению, текст этих рескриптов до нас не дошел. 358 Эти рескрипты признавались современниками, как благоприятствующие христианам. Так смотрел на них Мелитон Сардийский . 359 Во всяком случае нельзя сомневаться в том, что царствование Антонина Пия было сравнительно счастливым временем для христиан. Это доказывается и тем, что Иустин Философ открывает в это время школу в самом Риме; 360 и тем, что Поликарп Смирнский свободно приходит в Рим во время управления этою церковью епископа Аникиты и занимается здесь опровержением ереси Маркиона и Валентина; 361 наконец и тем, что с именем Пия сохранился у древних церковных писателей подложный указ, в котором Пий представляется сильно ратующим за христианство и неблагосклонно отзывающимся о язычестве: появление этого указа не имело бы никакого повода, если бы царствование Пия не было сравнительно счастливым временем для христиан. 362 Вот факты миролюбивых отношений римского правительства к христианам во II веке. Не одни Траяны и Марко-Аврелии правили в то время государством, но были и такие государи, которые не скупились на благосклонные указы в отношении к христианам. Такое благоснисхождение власти к христианам много улучшило и внешнее положение их во II веке и повело к поднятию самочувствия христиан, которое подсказывало им: вот-вот наступят для них еще лучшие времена. Как улучшилось внешнее положение христиан, это видно из того факта, что тотчас после царствования Марка Аврелия, при сыне его Коммоде, христиане состоят на службе при самом дворе императорском, пользуются щедротами государя и живут благополучно. 363 Христиане находят себе покровительницу в лице Марции, стоявшей в самых близких отношениях к императору Коммоду. 364 Многие знатные фамилии в самом Риме обращаются безбоязненно и безнаказанно к христианству в это царствование».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Цилону были определены консульские отличия, Аквиле – преторские. (Перевод А. С. Бобовича из: Корнелий Тацит. 1970. I. С. 202–204) Писатели истории Августов Под этим названием («Scriptores Historiae Augustae») сохранился сборник биографий римских императоров от Адриана до Нумериана (117–284 гг. н. э.). Создание первой редакции, как и составление этого сборника, датируют временем ок. 330 г. н. э., затем последовало несколько более поздних редакций. Разные биографии имеют разных авторов, о которых мы ближе ничего не знаем. «История августов» содержит множество уникальных сведений о борьбе варварских народов Восточной Европы с Римской империей. Издание: Scriptores historiae Augustae/Ed. E. Hohl. Vol. I–II. Lipsiae, 1965. Перевод: Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана/Перев. С. Н. Кондратьева. Под ред. А. И. Доватура. М., 1992. Литература: Barnes 1978; Kolb 1987; Syme 1971. Элий Спартиан Адриан 3.      ...[Адриан] был сделан претором во второе консульство Сурана и второе Сервиана 1033 ... После того, будучи послан в Нижнюю Паннонию в качестве преторского легата, подавил сарматов 1034 ... 5. Получив верховную власть, он тотчас же вернулся к старым взглядам [римской политики] и обратил свои усилия к сохранению мира по всему кругу земель. Ибо, кроме отпадения тех народов, которые покорил Траян, мавры тревожили [империю], сарматы шли войной... 6. ...Затем, услышав о восстании сарматов и роксоланов, он отправился в Мезию 1035 , выслав наперед войска. Марция Турбона 1036 , после Мавритании... 1037 украшенного повязками префектуры, он поставил на время правителем Паннонии и Дакии. С царем роксоланским 1038 , который жаловался на уменьшение дани, по разборе дела заключил мир. Юлий Капитолин Антонин Пий 5. ...[Антонин] вел множество войн через своих легатов. Именно, он победил британцев через легата Лоллия Урбика... принудил мавров просить мира, одолел германцев, даков, многие другие племена и восставших иудеев через начальников [областей] и легатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изданию такого, отчасти благодетельного для христиан, закона содействовали апологии Кодрата, христианского писателя, и Аристида, христианского философа, которые они представили императору. При Адриане в первый раз являются защитники христиан. Преемник Адриана Антонин Пий (138–161 гг.) держался той же политики относительно христиан, какой и его предшественник. В его время Римскую империю постигли разные общественные бедствия: голод, наводнения Тибра в Италии, землетрясения в Греции и Малой Азии, пожары в разных городах и тому подобное. Народные массы, видя в этих бедствиях выражение гнева богов за нечестие и безбожие христиан, волновались и производили на них нападения. По этому поводу Антонин издал эдикт, которым запрещал предпринимать что-либо новое против христиан, оставляя, таким образом, в силе действовавшие до него законы. Во время народного возмущения против христиан в Греции в это царствование погиб мученически епископ Афинский Публий. § 19. Гонение на христиан при Марке Аврелии и последующих императорах до Гелиогабала (161–219 гг.) При преемнике Антонина Пия Марке Аврелии Антонине Философе (161–180 гг.) произошла существенная перемена в отношениях римского правительства к христианскому обществу. Доселе правительство не разыскивало христиан, производя над ними суд лишь тогда, когда их приводили пред судилища и обвиняли; теперь оно само начинает разыскивать и преследовать их. Марк Аврелий, замечая постоянное увеличение христианских обществ и опасаясь за государственную религию, а вместе с нею и за целость империи, старался всеми мерами поддержать в народе отечественное служение богам. Кроме того, как государь-философ и притом стоик, он смотрел на христиан, как на заблуждающихся, упрямых фанатиков, и ненавидел их за их, по его понятию, суеверное учение, особенно за их горячую веру в будущую жизнь и святое одушевление при встрече со смертью . Такой государь не мог безучастно смотреть на христиан; если они, думал он, суеверы и фанатики, не разумеющие лживости своих убеждений и еще вредные для государства, то надо их разубедить, сообщить им правильные убеждения, чтобы они были достойными членами государства, хотя бы для достижения этой цели пришлось употребить насилие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1371 У Порфирия в его сочинении «De abstinentia“ IV, 17. Он же называет Вардесана происходящим «κ Μεσοποταμας“. См. Harnack. Geschichte I, 1. s. 184–185. 1375 Их переселение в Едессу, а позднее в Мабуг или Иераполь, по-видимому, стояло в связи с каким-то революционно-политическим движением (Ср. Nau. Vacant. II, с. 391). 1377 «Εδον κα ατς ν βγρον το βασιλως Μννου το παιδς ατο πολλκις πειρσοντος μο φηγησομνου. Τοξτης οτω δεινς ν, σте θρας ποτ μν οσης μφ μεσημβραν... ν δ ρα σοφς τοξτης Βαρδησνης επερ τις τερος... θαυμζομεν δ ρντες“,– у Hilgenfeld’a. Der letzte Gnostiker. s. 14–15, anm. 6. 1378 Haers. LVI: λγιος τις ν ν τας δοσ γλσσαις – λλνικ τε διαλκτω κα τ τν Σρων φων. 1380 «Accepit“– Nau понимает в смысле усыновления («adopta“). Это могло произойти вследствие внезапной смерти родителей Вардесана в связи с революционным движением в Едессе, где они находились в близких отношениях к прежнему князю. Ср. А. Vacant. II, с. 391. 1382 Цер. ист. IV, 30. Praep. ev. VI, 9: π’ κρον δ τς χαλδακς πιστρης ληλακτος. Patrologiae cursus compl. ser. gr. t. XXI, c. 464. 1386 Rubens Duval. Histoire d’Edesse. Paris. 1892, p. 48, 64–65. См. Vacant. II c. 393. Cp. Николаев Ю. В поисках за божеством, стр. 335. 1387 Евсевий. Цер. ист. IV, 30; Епифаний. Ерес. LVI, 1; Феодорит. Наег. fab. I, 22: Bar Hebraeus.– Patrol. syr. p. 526. Michael Syrus. Patrol. syr. p. 523. Из маркионитов, вероятно, Вардесан писал против Препона, так как последний, по Ипполиту II (VII, 31), полемизировал с Вардесаном. 1388 Вопрос о диалоге «περ εμαρμνης“ и его отношении к диалогу «καθ’ εμαρμνης“, как мы уже видели выше, очень запутанный и спорный. Неясность в дело вносит и то обстоятельство, что по Евсевию диалог назначен Антонину ( πρς ντωννον καντατος... περ εμαρμνης διλογος – Ц. И. IV, 30). Но какому Антонину? Это имя носили многие или даже почти все кесари, современники Вардесана – Луций Антонин Вер, Марк Аврелий (161–180), Елагабал или Марк Авр. Антонин Пий (218–222) и Каракалла (211–217). Гильгенфельд (Bardesanes. s. 18–19) и Липсий (Zur Quellenkrltik. s. 24) под адресатом диалога, опираясь на Епифания (LVI, 1), хотя он об этом ничего не говорит, понимают имп. Каракаллу; Nau (Vacant. II, с. 303) – Каракаллу или Елагабала. Мы следуем в данном случае Ф. Газе (Zur Bard. Gnosis. s. 13–15) и считаем адресатом диалога имп. Марка Аврелия (так бл. Иероним – О знам. мужах, 33). Эго на том основании, что диалог περ εμαρ. был написан в доказательство учения о судьбе; между тем в диал. Liber legum regionum (Nau. с. 18, с. 565) это учение представляется, как уже давно оставленное («Olim“).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010