II. Хронологический перечень римских и греческих императоров, восточных патриархов, римских пап, русских князей, царей и императоров А. Римские и греческие императоры Октавиан Август 30 до P. X. – 14 по P. X. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба, Оттон и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Пертинакс 192. Дидий Юлиан 193. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Макрин 217–218. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–­249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Фацит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283­–284. На востоке. Диоклитиан 284–305. Максимиан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Св. Константин В. 306–337. Ликиний 307–324. Константин II 337–340. Констанций II 337–361. Юлиан Отступник 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На западе. Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций I Хлор 305–306. Св. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций 353–361. Юлиан Отступник 361–863. Иовиан 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Максим 455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Олибрий 472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На востоке. Анастасий I Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий II 578–582. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Константин III 641. Констанс или Константин (1V) 641–668. Константин Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–695. Леонтий 695–698. Тиверий III 698–705. Иустиниан II (вторично) 705–711.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Первые пятнадцать лет царствования Адриана протекли спокойно. Император был кроток и расположен к палестинским иудеям, так что даже снова дозволил им построить свой храм в Иерусалиме. Но впоследствии он совершенно изменил свое отношение к иудеям и потребовал, чтобы храм этот был посвящен Юпитеру, а также чтобы уничтожено было обрезание как обычай нечеловечный и жестокий и чтобы новостроящийся город Иерусалим был назван Элиею Капитолиною. Иудеи не могли исполнить этого требования, – и опять возгорелось страшное восстание. Симон, называемый Варкохеба («сын звезды», Чис.24:17 ), стал во главе иудеев, как их «Мессия», и восстание скоро распространилось по всей Палестине. Три с половиной года (132–135 гг.) продолжалась самая ожесточенная борьба, концом которой было совершенное поражение иудеев: возмущение было потушено кровью мятежников, которых было избито до 580 тысяч человек. С этих пор иудейский народ уже никогда более не получал своей самостоятельности; теперь он остался и без отечества, и без храма, в рассеянии между всеми народами. Иерусалим был назван, действительно, Элиею Капитолиною; в нем были поселены языческие жители; явились языческие храмы; введены языческие обычаи и устройство общественной жизни; иудеям под угрозой смертной казни было запрещено даже приближаться к этому городу. Антонин Пий (138–161 гг.), впрочем, снова дозволил иудеям обрезание, а после Константина († 337) они могли являться даже и в Иерусалим. Какую грустную повесть представляет последняя политическая история этого народа, бывшего некогда избранным народом Божиим! И как все было бы иначе, если бы он не отверг от себя Спасителя! Тогда Спаситель, предвидевший гибель города и прискорбную участь всей страны ( Мк.13 ), не имел бы причины плакать о городе ( Лк.19:41 ), сетовать и говорить: «Вы не захотели! Се оставляется дом ваш пуст!» ( Лк.13:34 и далее). В то время, когда жил на земле Иисус Христос, гибель Иудейского царства еще была отдалена на несколько десятилетий. Но посмотрим поближе, каковы были те, которых Он называл своими братьями и которые привели свое отечество и свою национальную святыню к такому печальному концу. Глава III. Синедрион и первосвященники

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Однажды, гуляя по берегу моря в уединенном месте и размышляя о смысле бытия, святой Иустин повстречался с неким старцем, который в беседе с ним убедил его в суетности языческой философии и преподал ему основы христианской веры. «Какой-то огонь разгорелся во мне, – вспоминал впоследствии святой Иустин, – воспламеняя дух мой стремлением к Богу, и возросла во мне любовь к святым пророкам и к тем мужам, которые друзья Христовы. Размышляя о словах старца, я познал, что возвещенная им философия – единственно истинная, начал читать пророческие и апостольские книги и от них стал действительно философом, т. е. истинным христи анином». На 30 году жизни Иустин принял Святое Крещение и с этого времени все свои способности посвятил служению Церкви. Он оказался одним из первых христианских писателей, которые предприняли попытку изложить Евангельское учение на языке античной философии и тем самым содействовали принятию христианства в Римской империи. Святой Иустин в своих трудах сосредоточил внимание на личности Христа – Божественного Логоса, воплотившагося ради спасения человеческого рода. В творениях святого Иустина философия  и богословие тесно переплетаются, однако, используя философский язык того времени, святой никогда не примешивал языческие идеи к Богооткровенному учению; его философия – строго христианская. Изложение вопросов вероучения у святого Иустина живо связано с нуждами Церкви. Так, например, когда император Антонин Пий (138–161) начал гонение на христиан, святой Иустин Философ написал Апологию в защиту трех невинно осужденных последователей Христа (около 165 года). В этом труде он обличал ложность языческих суеверий и несправедливость обвинений христиан, доказывая, что жизнь их – целомудренна и праведна. Несколько ранее он написал Апологию, адресованную императору Антонину Пию, его сыну Марку Аврелию и римскому сенату. Обе апологии произвели столь сильное впечатление на императора, что он прекратил гонение. Святой Иустин отправился в Азию с радостной вестью об этом. В Малой Азии, в Ефесе, состоялся диспут Иустина с иудейским раввином Трифоном. Святой Иустин доказывал истину христианского учения на основании глубокого знания ветхозаветного Священного Писания . Об этом диспуте осталось сочинение Иустина Философа «Разговор с Трифоном иудеем».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

. Слова «не бодрствуйте все вместе» отсутствуют в некоторых рукописях. . РСП: «на последнее время». . Юлий Цезарь, считавшийся первым римским императором, но правивший сравнительно недолго: 48-44 гг. до н. э. . Цезарь Август, находившийся у власти 57 лет: 44 г. до н. э. -14 г. н. э. См. далее, 12:15. О долгом царствовании Августа говорится и в Сивиллиных книгах (12:26). . Император Тиберий Цезарь: 14-37 гг. н. э. . 284 Император Гальба: 68-69 гг. н. э. (?) . По мнению Г. Бокса, – Пизон или Отон. См.: Box, 1917. Р. 92. . По мнению Г. Бокса, – Цивилис и Вителлин. – Ibid. . Император Веспасиан: 69-79 гг., основатель династии Флавиев, отец императоров Тита (79-81) и Домициана (81-96). . Возможно, автор полагал, что в борьбе за власть Домициан устранил брата Тита. . В других версиях: «смотри, Ездра…». – Ibid. Р. 93. . По армянской версии просто «лев». . В некоторых версиях: «слушай, орел…». . Автор отождествляет орла с «четвертым зверем» Книги Даниила (7:3-8). . По распространенной версии, в число двенадцати «перьев-царей» нужно включить императоров Цезаря, Августа, Тиберия, Калигулу, Клавдия, Нерона, Гальбу, Отона, Вителлин, а также Виндекса, Нимфидия и Пизона, претендовавших на власть во время Гражданской войны 68-69 гг. н. э. (тех, кто «поднимались, но не получали начальства») – Stone, 1989. Р. Ю. Версия эта, однако, наталкивается в дальнейшем на трудности, поскольку в тексте апокалипсиса возникают то два (11:22,24,28), то четыре (11:24), то шесть (11:23,24), то восемь (11:11) «перьев-царей», причём не совсем ясно, как их следует соотносить с прежними двенадцатью: какие из них включаются в это количество, а какие выходят за его пределы?. . Видимо, нужно различать три периода в хронологии 3-го Ездры: начальное царство, включающее в себя 12 правителей; среднее, включающее в себя 8 царей, из которых 4 принадлежат также последнему, третьему периоду царства. Таким образом, всего получается 20 правителей. Если следовать распространенной версии, то к 12-ти римским императорам (от Юлия Цезаря до узурпаторов Гражданской войны 68-69 гг.) нужно прибавить ещё 8 правителей. Это будут императоры Веспасиан, – Тит, Домициан, Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий и Марк Аврелий; та есть хронологию 3-го Ездры нужно довести до второй половины II в.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

. Император Флавий Клавдий Юлиан попытался реставрировать в империи традиционную («эллинскую», «языческую») религию и ограничить влияние христианства, за что получил у христианских историков прозвище «Отступник». . Император Цезарь Юлий Констанций (II) (337-361). . Имеется в виду изгнание и рассеяние евреев после поражения в двух войнах против римлян гг.) . Точнее, статую Зевса Олимпийского (2 Мак 6:2?), которая, правда, могла иметь черты Антиоха IV. . Точнее, храм богини Нанайи в Сузах (Элимаисе – 1 Мак 6:1.; Персеполисе – 2 Мак 9:2). См.: Полибий. Всеобщая история, XXX 11; Иосиф Флавии. Древности, XII 9.1. . В Танахе слово маоз (мавоз) обычно употребляется в значении «скала», «твердыня», «защита», «крепость» (Суд 6:26; Пс 26/27:1; 30/31:3,5; 36/37:39; 42/43:2 и др.). В данном случае это слово стоит во множественном числе; поэтому перевод Акилы кажется наиболее удачным. . Поход Антиоха IV в Египет в 165/164 гг. до н. э. . Средиземное море. . То есть фессалоникийцы. . Исх 7:10-12. . Мф 24:24. . Рим 5:5. . В Ин 8:44 лжецом и отцом лжи называется дьявол. . Имеются в виду римские императоры Нерон (54 68), Домициан (81-96), Траян (98-117), Антонин Пий (139-161), Септимий Север (193-211), Максимны Фракиец (235-238), Деций (248-251), Валериан Аврелиан (270-275), Диоклетиан и Максимилиан (284-305). . Исх 7-14. . Так, в 3 Езд 7:29-35 от казни Христа до окончательного суда исчисляется 400 лет. Некоторые еврейские апокалиптики делили мировую историю на 12 эпох по 400 лет каждая; считалось, что девять с половиной таких эпох прошли до разрушения Храма вавилонянами (586 до н. э.), и, таким образом, до конца света должно пройти ещё 3,5 эпохи, или 1400 лет (3 Бар 27, 53; АпокАвр, 29). . В оригинале: «отступление», в Вульгате: «разделение». . Иов 1:16. . В Вульгате: «внутри существа» (territus sum). . Дан 12:11,12. . Отк 13:5. . Несмотря на плачевное состояние империи во времена Августина, все же не предвиделось, что в ней могут возникнуть разом десять императоров или же она может разделиться на десять частей царств. Отсюда стремление Августина показать условность числа «десять» в пророчестве Даниила о царях.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Эта апология заканчивается призывом: «О, если бы вы ради самих себя судили правильно, как того требует благочестие и любомудрие (философия)». Характерную особенность апологий Св. Иустина составляет их примирительный тон. Автор не бичует пороков языческого общества, не нападает резко на эллинскую философию, напротив, он старается проводить аналогии между христианством. И всем тем, что было лучшего в язычестве. Этим он желает расположить язычников в пользу христиан. Объясняется такой тон тем, что Св. Иустин был человеком благородного умственного склада и тем, что писал тогда, когда еще образованное языческое общество не отвернулось окончательно от христианства. «Разговор с Трифоном иудеем» по своей форме представляет описание собеседования или диспута между христианином и иудеем. Трудно сделать заключение: представляет ли этот «разговор» описание действительного события, или использовал распространенную литературную форму диалогов для выражения своих мыслей. Здесь христианин на основании ветхозаветных писаний доказывает иудею, что закон Моисеев уже утратил свое значение, что поклонение Христу не противоречит учению о единстве Божием, что Христос есть Сын Божий, и что христиане являются истинным Израилем, к которому относятся ветхозаветные обетования. «Разговор с Трифоном иудеем» написан Св. Иустином после первой апологии, которая в нем цитируется, т. е. после 153 г., по – видимому, в царствование того же императора, которому адресована Апология (Антонин Пий умер 161 г.). БОГОСЛОВСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СВ. ИУСТИНА Св. Иустин высоко ценил античную Философию. Он один из первых высказал мысль, что античная философия приготовляла мир к принятию христианства, подобно тому, как Моисеев закон подготовлял к Христу иудеев. «Философия, – говорит он, – поистине есть величайшее и драгоценнейшее в очах Божиих стяжание: она одна приводит нас к Богу и делает нас угодными Ему, и подлинно святы те, которые устремили свой ум на философию (Диал.2). Здесь имеется в виду не содержание отдельных направлений, но самое – «философское стремление к познанию истины». Из отдельных направлений наиболее близкой к христианству Иустин считал Платона. Платон, по мнению Иустина, был знаком с Пятикнижием Моисея, откуда заимствовал учение о свободе воли человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

— Доклад о христианах Адриану проконсула малоазийского. — Указ Адриана, вызванный в особенности этим докладом. — Можно ли сомневаться в подлинности указа? (В примеч.) — Благосклонное отношение указа к христианам. — Почему указ не мог иметь особенно большого значения для христианства? — Император Антонин Пий, гуманный характер его. — Замечание об апологии св. Иустина, ее значение. — Рескрипты, изданные Антониной Пием на пользу христиан. — Влияние толерантных указов II века на положение христиан. — Подъем самочувствия у христиан; следы этого подъема у иудейско-христианских сивиллистов и апологетов. — Кто такие сивиллисты? — Сведения об Oracula Sibyllina, их содержании, происхождении и значении в изучаемом вопросе. — Предвещания сивиллистов о падении Египта и Рима и культов языческих. — Мысли апологетов. — Император Септимий Север, равнодушие его к религиозному греко-римскому культу и обусловливаемое этим обстоятельством благосклонное отношение к христианам; факты, доказывающие это. — Свидетельство Тертуллиана о благосклонном отношении Септимия Севера к христианам. — Общее положение христиан в это царствование. — Указ Септимия Севера 202 года. — Был ли этот указ неблагоприятен христианам? — Подробный анализ указа и выводы. — Указ этот вызвал преследование оглашаемых, но оставил в покое наличных христиан. — Процветание церкви Римской при Септимий Севере. — Следы гонения при Септимий Севере дают ли основания смотреть на него как на гонителя христиан? — Отношение римского правительства в первой половине III века к христианам и положение этих последних в это время, как доказательство, что сила христианства возрастала, а сила язычества ослабевала. — Император Галлиен; объяснение, почему он заявил себя толерантными грамотами касательно христиан. — Содержание грамот. — Объявил ли Галлиен христианство «религией дозволенной»? Разбор мнения Герреса. — Разбор мнения Гарнака, не придающего значения законодательству Галлиена. — Вероятнейший смысл грамот Галлиена: ими христианство ставится в разряд некоторого рода религиозных «коллегий», позволенных в Империи; понятие об этих «коллегиях»; желание христиан усвоить себе права этих коллегий (Тертуллиан); доказательства на основании грамот Галлиена и исторических фактов, что права эти могли быть усвоены христианами в царствование Галлиена.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Наша просьба ни неразумна, ни дерзка. Мы ничего другого не требуем, кроме того, чтобы жалобы на нас строже исследовались, и если они будут находимы основательными, наказывали бы нас как следует — строго; но если они останутся недоказанными, то здравый разум не велит по одной молве оскорблять людей невинных или лучше самих себя, когда вы действуете не по справедливости, а по страсти. Наша обязанность объявлять о наших действиях и учении, чтобы мы не были ответственны за преступления, в которых нас обвиняют невежество и слепота; ваша же обязанность, которую предписывает вам разум, — это исследовать дело и поступать, как следует хорошим судьям. Властители (αρχοντες), которые предпочитают пустые толки истине, то же, что разбойники в пустыне (λσται ρημα). Не поступайте как с врагами с невинными людьми и не осуждайте их на смерть». Голос Иустина, смелый, правдивый, решительный, взывающий к истине и справедливости, можно полагать, дошел до сердца императора, хотевшего лучше щадить жизнь одного человека, чем убивать тысячу врагов, и враги язычества, христиане, действительно нашли себе защиту в Антонине Пие. Несправедливости, совершавшиеся против христиан, вследствие предубеждения язычников против последователей новой религии, побудили Антонина Пия обнародовать несколько рескриптов в пользу христиан. По всей вероятности, указ Адриана, по своей неопределенности, не имел того значения для жизни христианского общества, какого можно было ожидать от него.    Гонения местные все же не прекращались. Почему и потребовалось новое вмешательство власти в видах улучшения положения христиан. Император Антонин Пий издал несколько рескриптов к разным городам, между прочим, к жителям Лариссы, Солуни, Афин и всей Греции. К сожалению, текст этих рескриптов до нас не дошел. Эти рескрипты признавались современниками как благоприятствующие христианам. Так смотрел на них Мелитон Сардийский. Во всяком случае, нельзя сомневаться в том, что царствование Антонина Пия было сравнительно счастливым временем для христиан.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Приложение Римские и византийские императоры От Августа до Юстиниана Август 27 г. до н. э.–14 г. н. э. Тиберий 14–37 гг. Калигула 37–41 гг. Клавдий (I) 41–54 гг. Нерон 54–68 гг. Гальба 68–69 гг. Отон 69 г. Вителлий 69 г. Веспасиан 69–79 гг. Тит 79–81 гг. Домициан 81–96 гг. Нерва 96–98 гг. Траян 98–117 гг. Адриан 117–138 гг. Антонин Пий 138–161 гг. Марк Аврелий 161–180 гг. Луций Вер 161–169 гг. Коммод 180–192 гг. Пертинакс 193 г. Дидий Юлиан 193 г. Септимий Север 193–211 гг. Клодий Альбин 193–197 гг. Песценний Нигер 193–194 гг. Каракалла 211–217 гг. Гета 211–212 гг. Макрин 217–218 гг. Элагабал 218–222 гг. Александр Север 222–235 гг. Максимин 235–238 гг. Гордиан (I) 238 г. Гордиан (II) 238 г. Пупиен 238 г. Бальбин 238 г. Гордиан (III) 238–244 гг. Филипп Араб 244–249 гг. Филипп (Младший, соправитель Филиппа Араба, своего отца) 247–249 гг. Деций 249–251 гг. Деций (Младший) 251 г. Гостилиан 251 г. Требониан Галл 251–253 гг. Волузиан 251–253 гг. Эмилиан 253 г. Валериан 253–260 гг. Галлиен 253–268 гг. Постум 258–268 гг. (Провозглашен императором в Галлии, оспаривал власть у Галлиена) Викторин 268–270 гг. (Наследовал Постуму, правил Галлией) Клавдий (II) Готский 268–270 гг. Тетрик 270–273 гг. Квинтилл 270 г. Аврелиан 270–275 гг. Тацит 275–276гг. Флориан 276 г. Проб 276–282гг. Кар 282–283гг. Карин 283–285гг. Нумериан 283–284гг. Диоклетиан 284–305гг. Максимиан 286–305 гг.; 307–310 гг. Галерий 293–311 гг. Констанций (I) 293–306 гг. Караусий 286–293 гг. (Провозглашен императором в Британнии, оспаривал власть у Констанция). Аллект 293–296 гг. (Преемник свергнутого им Караусия. Оспаривал власть у Констанция). Флавий Север 305–307 гг. Максимин Дайа 305–313 гг. Максенций 307–312 гг. Александр 308–311 гг. (Провозглашен императором в Африке, оспаривал власть у Максенция). Лициний 308–324 гг. Константин (I) 306–337 гг. Константин (II) 337–340 гг. Констант 337–350 гг. Констанций (II) 337–361 гг. Магненций 350–353 гг. Юлиан 361–363 гг. Иовиан 363–364 гг. Валентиниан (I) 364–375 гг. Валент 364–378 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Эта теория получила наиболее полное воплощение в речах «О царской власти» Диона Хризостома и в «Панегирике» Плиния Младшего. Императоры кон. I-II в.- Траян (98-117), Адриан (117-138), Антонин Пий (138-161), Луций Вер (161-169), Марк Аврелий (161-180) - во многом соответствовали образу идеального принцепса, созданному греч. и рим. интеллектуалами. Они демонстрировали способности незаурядных гос. деятелей, полководцев и администраторов, стремились создать для себя репутацию скромных, простых и доступных людей, чуждых властолюбия. Императоры регулярно заботились об укреплении системы управления. Адриан реорганизовал совет принцепса, в состав к-рого вошли высшие чиновники, руководители ведомств и известные юристы. Возросло число ведомств, получивших гос. статус: вместо вольноотпущенников I в. их теперь возглавляли всадники. Отныне все управленцы имели каждый свой ранг, положенный по штату, и состояли на жалованье (т. е. стали чиновниками в совр. смысле). Аналогичным образом было организовано управление провинциями. Было упорядочено судопроизводство: по распоряжению имп. Адриана юрист Сальвий Юлиан на основе преторских эдиктов разработал т. н. Вечный эдикт (Edictum perpetuum), опубликованный в 130 г. от имени Адриана. С этого времени судебное правотворчество стало исключительной прерогативой императора. Форум Траяна, Рим. 107-113 гг. Форум Траяна, Рим. 107-113 гг. Существенно меняется структура экономики империи, провинции из объектов грабежа и произвола стали членами единого политического, экономического и культурного пространства Orbis Romanus (Римский мир). На фоне экономического подъема провинций все заметнее становился упадок Италии. Для оказания помощи беднеющему сельскому населению первые Антонины создали т. н. алиментарную систему: гос-во образовало денежный фонд, из к-рого выдавались кредиты для вложения в хозяйство. Полученные проценты шли на выплату пособий сиротам и детям бедняков. Опираясь на эффективный гос. аппарат и развитую экономику, императоры постоянно занимались укреплением армии.

http://pravenc.ru/text/180425.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010