Крупный вклад И. С. Перетерского в советскую юридическую науку, его юрисконсультская, законопроектная, педагогическая и общественная деятельность были отмечены Советским государством. Он был награжден орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Перечень имен римских юристов, писателей, императоров и должностных лиц, цитируемых или упоминаемых в Дигестах (Как правило, даты рождения и смерти перечисленных лиц не могут быть названы точно: они либо вообще неизвестны, либо можно назвать лишь столетие, в лучшем случае упомянуть, при каком императоре протекала их деятельность. Что касается римских императоров, то, как принято в литературе, в скобках даются не даты рождения и смерти, а даты их правления. Несколько имен принадлежат не римской, а греческой истории) Абурний Валенс (L. Fulvius Aburnius Valens), юрист первой половины II в. Август Октавиан (27 г. до н. е.–14 г. н. е.), император (Imp. Caesar Augustus). Авл Касцелий (Aulus Cascellius), юрист в. до н. е. Авл Офилий (Aulus Ofilius), юрист конца I в. до н. е. Аврелий Аркадий Харизий (Aurelius Arcadius Charisius), юрист первой половины III в. Аврелий Марк (161–180 гг.), император (Imp. Caesaj М. Aurelius Antoninus Augustus). Адриан (117–138 гг.), император (Imp. Caesar Traianus Hadrianus Augustus). Аквилий Галл (С. Aquilius Gallus), претор 66, г. до н. е., юрист. Александр Север (222–235 гг.), император (Imp. Caesar М. Aurelius Severus Alexander Augustus). Алъфен Bap Публий Гай (P. Alfenus Varus Gaius), консул 39 г. до н. е., юрист. Анатолий (Anatolius), византийский юрист VI в. Антиан Фурий (Furius Antianus), юрист III в. Антонин Пий (138–161 гг.), император (Imp. Caesar Т. Aelius Hadrianus Antoninus Augustus Pius). Аппий Клавдий (Appius Claudius), V в. до н. е., децемвир, один из составителей законов XII таблиц. Аппий Клавдий Цек (Appius Claudius Caecus), цензор 312 г. до н. е., консул 307 и 296 гг. до н. е., юрист. Аппий Клавдий «Сторукий» (Appius Claudius «Centemmanus»), юрист. Арриан (Arrianus), юрист времени Августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

   До основанья сгоришь ты, твое богатство погибнет,    И в жилищах твоих поселятся лисицы и волки:    Ты запустеешь тогда, тебя как бы не было вовсе.    Где твой палладиум будет? Какие спасут тебя боги -    Медные, каменные иль златые? Где Рея, где Кронос,    Те, которых ты чтил, — бездушные демоны эти -    Изображения мертвых бессильных?..    Продолжая созерцать будущие судьбы Рима, сивиллист говорит далее: «Вот уже пятнадцать царей (столько насчитывали от Юлия Цезаря до Адриана), подчинив мир от востока до запада, перестали править, придет еще один, коего имя будет подобно морю (здесь игра слов: Адриатическое море указывает на Адриана), затем будут править еще три (т.е. Антонин Пий, Марк Аврелий и Вер, при которых, вероятно, и составлено пророчество), но их время будет последним временем. Ибо тогда возвратится из дальних пределов земли матереубийца (т.е. Нерон, изображающий собою антихриста), и, о Рим, ты будешь сетовать, снимешь пурпур властелина и облечешься в одежду плача. Ибо произойдет смятение между всеми смертными, когда приидет всесильный Владыка и, восседая на своем престоле, будет судить живых и мертвых. Вопль, землетрясение и пагуба постигнут тебя и бездны земные разверзутся». Тот же предмет в поэтических красках изображали и другие сивиллисты, и один из них с воодушевлением воспевал победу христианства, которую он изображает так: с неба нисходит храм и объемлет собою всех смертных. Так велики были чаяния христиан II века касательно непрочности язычества и торжества христианства; это казалось им очень, очень недалеким. В том же роде можно находить свидетельства в апологиях II века. Сравнительно спокойные времена для христиан во II веке настолько возвысили самочувствие христианского общества, настолько дали ему возможность ценить ему себя как силу необоримую, что христиане не задумывались прямо заявлять о своем достоинстве и превосходстве пред лицом самих царей и власти. Это именно можно находить в апологиях II века. Татиан вообще говорит о себе как провозвестнике истины, голос которого, как бы исходя из самых небес, раздается по всей земле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но так как это точно не было определено, то указ, хотя и был выражением благоволения верховной власти к христианам, однако значение его для христиан было условным. Указ, впрочем, и при его неопределенности не остался бесплодным для христиан. По крайней мере, Неандер в одном свидетельстве Тертуллиана усматривает доказательство, что некоторые проконсулы, более точные в исполнении законов и не чуждые расположенности к христианам, прилагали к делу разбираемый указ Адриана в Африке. Именно Тертуллиан говорит, что в его время проконсул Веспроний Кандид одного представленного ему христианина отпустил на свободу под тем предлогом, что противозаконно было бы судить представленного ему христианина в угоду шумной толпе. Тот же Тертуллиан замечает, что другой проконсул, Пуденс, узнав из протоколов, на основании которых переслан был к нему для суда какой-то христианин, что он схвачен бушующей толпой, освободил его, заявив, что он не может подвергать суду такого человека, который не имеет определенного обвинителя. Из этих фактов можно заключать, что закон Адриана не оставался без действия. Недаром христианские сивиллисты и апологеты говорят об Адриане с такими похвалами и с такими чувствами признательности. Христианские сивиллисты называют его «прекрасным мужем, человеком, которому все было понятно, таким, который дал благое направление делам и на будущее время»; и при другом случае представляют его щедролюбивым, религиозным, царем, «даровавшим продолжительный мир», «рачителем справедливости и законности». Из апологетов хорошо отзываются об Адриане Иустин и Тертуллиан. Последний указывает на его гуманные чувства и утверждает, что он не следовал в отношении христиан примеру прежних жестоких императоров, почему и лишал значения те законы, которые изданы были во вред христианству.    Политику мира в отношении к христианам продолжает и преемник Адриана Антонин Пий (138—161 гг.). Это был лучший из римских государей, украшенный многими добродетелями, дорожащий жизнью своих подданных. Марк Аврелий рисует самый прекрасный образ этого императора в своих «саморазмышлениях».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Император Нерва (96-98) возвратил из заточения всех сосланных Домицианом, в том числе и христиан. Он запретил рабам доносить на господ и, вообще, боролся с доносами, в том числе и на христиан. Но и при нем христианство оставалось ещё недозволенным . При имп. Траяне (98-117) потерпели, в числе многих христиан, св. Климент , еп. Римский, св. Игнатий Богоносец , еп. Антиохийский и Симеон , еп. Иерусалимский, 120-летний старец, сын Клеопы, преемник по кафедре ап. Иакова. Имп. Адриан (117-138) гонения продолжал, но он принял меры для обуздания неистовства толпы против христиан. Обвиняемые должны были подвергаться судебному разбирательству и только по признании их вины наказываться. При нём впервые выступают защитники христиан — апологеты. Таковы были Аристид и Кондрат . Их апологии способствовали изданию указанного закона. Преемник Адриана, Антонин Пий (138-161), продолжал его политику в отношении христиан. При сильных гонениях в царствование Марка Аврелия Философа (161-180) принял мученическую смерть в Риме св. Иустин Философ , основавший там христианскую школу; тогда же, в 166 г. замучены были и его ученики. Особенно сильны были гонения в Смирне, где был замучен св. Поликарп , еп. Смирнский, и в галльских городах Лионе и Вене. Преемник Марка Аврелия, его сын Коммод (180-192), мало занимался делами правления. Он не продолжал политики отца в отношении христиан. Лично он был даже, скорее, благосклонен к ним, под влиянием на него одной женщины, Марции, вероятно — тайной христианки. Но и при нём были отдельные случаи преследования христиан. Так в Риме был казнен сенатор Аполлоний, защищавший в сенате христиан, обвинённый своим рабом в принадлежности к христианству. Но за донос казнён был и раб. При императоре Септимии Севере , занявшем престол после междоусобной войны и царствовавшем с 196 по 211 г., в Александрии, в числе других, был обезглавлен Леонид, отец знаменитого Оригена, а также брошена в кипящую смолу девица Потамиена, поразившая красотой исполнителей казни и своим мужеством обратившая ко Христу одного из них, Василида, также принявшего мученический венец. В Лионе был замучен св. Ириней , тамошний епископ. Особенно замечательны своим мужеством мученики Карфагенской области, где гонения были сильнее, чем в других местах. Здесь Фивия Перпетуя, молодая женщина благородного происхождения, несмотря на просьбы и слезы отца и материнскую любовь к своему ребенку, объявила себя христианкой, за что была брошена в цирк на растерзание зверями и добита мечом гладиатора. Та же участь постигла и другую христианку, рабыню Фелицитату, мучившуюся родами в темнице, и её мужа Ревоката.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

Адо И., 58, 63. Александр из Минда (Полигистор, I в. до н. э.), греческий грамматик, историк и естествоиспытатель, упоминаемый Артемидором, автор популярных в поздней античности трудов по зоологии и мифологии, 11. Алкивиад (ок. 450--404 гг. до н. э.), афинский стратег, племянник и воспитанник Перикла, любимый ученик Сократа, политический авантюрист, заговорщик и перебежчик, 52, 234, 242. Альбин (II в.), философ-платоник, ученик Гая, жил в Смирне, где его лекции слушал Гален, автор Учебника платоновской философии, и комментариев к диалогам, 53. Антилл (изв. 330 г.), греческий врач, трактаты по гигиене и хирургии сохранились в своде Орибасия, 113. Антипатр из Тарса (II до н. э.), греческий стоик, схоларх, учитель Панетия, занимался логикой, этикой, мантикой, 160,175, Антонин Пий, Тит Флавий (86-161), римский император с 138 г., преемник Адриана, продолжатель его миролюбивой и либеральной политики, усыновил Марка Антония, 102. Антонины, династия римских императоров в 96--112 гг. Наиболее значительные представители -- Траян, Адриан, M. Аврелий, период правления императоров этой династии был высшей точкой в развитии ранней Империи и получил название " золотой век Антонинов " 111. Аполлодор Тельмесский (III в. до н. э.), греческий писатель и врач, цитируемый Артемидором, Галеном, Плинием Старшим, Атенеем, автор популярных мифологических и естественнонаучных и трактатов, 11. Апулей Луций (ок. 125 -- после 170-х), римский ритор и писатель, уроженец Мадавры в Африке, учился в Карфагене и Афинах, жил в Риме, преподавал риторику в Карфагене, автор литературных сочинений разных жанров, самое известное - сатирический роман Метаморфозы, или Золотой осел (подражание Лукиану) и ряда философских-мифологических трактатов, 53, 56, 246. Аретей из Каппадокии (кон. I -- нач. 2 в.), знаменитый греческий врач александрийской школы, известен в последние годы правления Нерона, два его трактата о признаках и лечении острых и хронических болезней сохранились практически полностью, 125, 127, 128, 132, 134.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

Мученичество Поликарпа Comte de Champagny (католик): Les Antonins. (A.D. 69–180), Paris 1863; 3 rd ed. 1874. 3 vols., 8 V0 . Merivale: History. Martyrium Polycarpi (древнейший, простейший и вызывающий меньше всего возражений из всех рассказов о деяниях мучеников), в послании от Смирнской церкви к христианам Понта или Фригии, приводится у Евсевия, Я. Eccl. IV. 15, издан также отдельно, на основании разных рукописей, Ашером (1647) и почти во всех изданиях трудов апостольских отцов церкви, особенно см. О. v. Gebhardt, Harnack, and Zahn, II. 132–168, и Prolog. L–LVI. Текст приведен в редакции Цана, который отходит от текста болландистов в 98 местах. Лучшее издание – Lightfoot, S. Ign. и S. Polycarp, I. 417 sqq. и 11.1005–1047. См. также греческую Vita Polycarpi – Funk, II. 315 sqq. Игнатий: Ad. Polycarpum. Лучшее издание – Lightfoot, I.e. Ириней: Adv. Haer. III. 3. 4. Его послание к Флорину приводится у Евсевия, v. 20. Поликрат из Ефеса (ок. 190), у Евсевия, v. 24. По поводу даты смерти Поликарпа Waddington: Mémoire sur la chronologie de la vie du rhéteur Aelius Aristide (in «Mém. de l " Acad. des inscript, et belles letters», tom. XXVI. Part II. 1867, pp. 232 sqq.) и в Fastes des provinces Asiatiques, 1872, 219 sqq. Wieseler: Das Martyrium Polykarps und dessen Chronologie, в его Christenverfolgungen, etc. (1878), 34–87. Keim: Die Zwölf Märtyrer von Smyrna und der Tod des Bishops Polykarp, в его Aus dem Urchristenthum (1878), 92–133. E. Egli: Das Martyrium des Polyk., в Hilgenfeld, «Zeitschrift für wissensch. Theol.» 1882, pp. 227 sqq. Антонин Пий защищал христиан от хаотического насилия, которое обрушивалось на них вследствие частых общественных бедствий. Но приписываемый ему эдикт, обращенный к правительствам асийских городов, в котором говорится о невиновности христиан и в пример язычникам ставятся христианские верность и рвение в поклонении Богу, вряд ли мог исходить из–под пера императора, носившего почетное имя Пия за сознательную верность религии отцов 44 ; в любом случае, он не стал бы сдерживать поведение провинциальных губернаторов и ярость народа, обращенную на незаконную религию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

327 С. I. L. У, 5287. 5447. 4418. 4016. 4017. 5272. 4449. 4294; 4871. 4410. 4440. 4448. 4489. 5272. 2315. 4990 (=Orelli. 4415). 4872. 6363. 5840; VI, 1925. 10297. 10234. 1872; III, 3893. 703; X, 5654; XI, 1436; IX, 5568. 4015. 1019. 5907. 7357; XIV, 2112; Orelli. 4412. 3999. Ср. W. Liebenam. Zur Geschichte und Organisation des Romischen Vereinswesens. Leipzig. 1890. Ss. 248–251. 328 Антонин Пий в годовщину смерти своих наставников приносил жертвы на их могилах, которые постоянно украшались цветами (Капитолин , Antoninus Philosophus–cap. 3). 332 De corona, с. 3: «oblationes pro defunctis pro nataliis аппиа die facimus cp. De monogamia, с 10: offert aanuis diebus dormitionis ejus»; De exhort, castitat., с 11: pro qua oblationes annus reddit. 338 Павлин Ноланск. De sancto Felice natalitum Carm. IX, v. 560 sq. Carm. VI, v. 38 sq. Migne patr. lat. t. 61, pp. 661. 491. Aurel. Prudentius Cathem. hymn. X, v. 171 sq. Migne p. 1. t. 59, col. 888; peri stephan XI, v. 193 sq. ibid. t. 60, 551 p. 339 Lactantius. Divin. institut. VI, cap. 2. Migne p. 1. t. 6, 637 p.: profundunt vina…, accendunt lumina. 342 4 can. concil. Eliberitanum. Mansi. Sacrorum conciliorum novaet amplissima collectio, t. II, p. 11 срав. pp. 24. 45–46. 343 Возможно иное толкование: индентификация sancti с fideles. Hetele. Conciliengeschichte 1-er Band. Freiburg. 1855. Ss. 140–141. 345 Ceteri mariti super tumulos conjugum spargunt violas, rosaslilia floresque purpureos et dolorem pectorem his officiis consolantur. Pammachius noster sanctam favillam ossaque veneranda eleemosynae balsamis rigat. Epist. 66 ad Pammachium. M. P. L. t. 22, p. 642. 351 Кулаковский. op. cit. стр. 54. Амвросий Медиол. De obitu Valentiniani. Migne p. l. t. 16, p. 1386; Иероним ер. 118 ad Ioviniatium. Mig. P. Lat. t. 22 p. 963. 363 Рус. пер. Корсунский, op. cit. «Строматы» стр. 312–313; Migne patr. gr. t. VIII, col. 1111–1112. 378 Quis dives salvetur § 29 привед. в отделе о Διδαχ: Педаг. II, 2: соединение чаши и Логоса называется евхаристией, то есть, славной и всехвальной милостью, потому что те, которые принимают участие в ней, освящаются и телом и душой» ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

областей Греции ( Smrabo. Geogr. VIII. IV 11; VIII 1-2; IX. II 25; X. II 3). Мн. греч. города десятилетиями находились в запустении, производя на путешественников впечатление больших деревень; впрочем, строились и новые города: Фессалоника, Адрианополь во Фракии. Греки по-прежнему занимались искусством и художественным ремеслом, однако гл. обр. вне пределов Греции. Крупнейшие банковские операции были сосредоточены в Коринфе, Патрах и Афинах. Залежи мрамора эксплуатировались силами имп. рабов. Было широко распространено производство шерстяных материй. В целом торговля и деловая активность в Ахайе пошли на спад с тех пор, как центры транзитной торговли между Азией и Европой с Родоса и Делоса переместились в Италию. Упадок Греции продолжался даже в благополучную эпоху Антонинов (96-192). Со времени имп. Траяна (98-117) императоры взяли под свой контроль хозяйственную жизнь Афин и др. «свободных» общин, для чего в Ахайю назначались т. н. корректоры - администраторы, осуществлявшие контрольные функции рядом с проконсулами и подчинявшиеся непосредственно императору. Императоры не скупились на акты благотворительности, адресованные жителям Ахайи. В Афинах построили водопровод, бесплатно поставляли хлеб, возвели храм Зевса Панэлления (Олимпейон), украшенный 120 колоннами; имп. Адриан соорудил большой водопровод для Коринфа; имп. Антонин Пий (138-161) выстроил больницу в Эпидавре. Магнаты (Герод Аттик) и вост. монархи (цари Антиох I Коммагенский, Ирод I Великий) за неск. столетий создали в Афинах много благотворительных и общественно полезных учреждений. Несмотря на эти благодеяния, в городской казне постоянно ощущалась нехватка денег, что вынуждало афинян прибегать к различным махинациям (напр., продажа прав афинского гражданства). Со временем торговля и ремесла в Афинах пришли в упадок, значительная часть населения зарабатывала на хлеб нищенством, росла социальная напряженность в гражданском коллективе. Социально-экономический кризис Греции был настолько глубок, что даже помощь императоров-филэллинов не спасла греков от застоя в экономике.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

Здесь возможно такое правдоподобное предположение. С течением времени, по мере того, как ослабевал интерес к прошедшей эпохе гонений, живая традиция об апологии Аристида стала забываться. Все эти апологии, утратив свое жизненно-практическое значение, получили лишь литературно-исторический интерес, и в этом отношении особенно выдвинулось царствование Антонина Пия, бывшее временем расцвета апологетической литературы. Не мудрено, что переводчик сириец, плохо осведомленный об истории апологетики, не знал о царствовании Адриана – как времени возникновения этого рода литературы, – но слышал о царствовании Антонина Пия, – как выдающемся периоде апологетической литературы, – а посему не задумался отнести и свою апологию именно к этому времени. Причем, греческую надпись с указанием на Адриана он мог принять за сокращение полного имени императора Антонина, в состав которого входило и первое название 97 . А так как сирский переводчик, что мы уже видели, страдает вообще слабостью распространять текст не всегда удачными собственными толкованиями, то и в данном случае он захотел, для большей определенности, распространить краткую надпись греческого текста апологии, благодаря чему адресатом ее вместо Адриана, ошибочно получился Антонин Пий. Итак, на основании внешних и внутренних признаков, мы, вместе с Евсевием, Нагпаск’ом, Himpel’oм, Hilgenfeld’oм и др., признаем подлинным согласное показание об адресате двух надписаний апологии – армян, и краткой сирской. 1 Так, в известной своей хронике он пишет: «Κοδρτος ο ερς τν ποσιλων κουστς Αλ δρ????? πρ Χριστιανν πδωκεν... Τοτ κα ριστεδης δριαν». (Chron. Ad. Hadr. VIII). Он же в церковной истории говорит: «Κοδρτος γονλ προσεφνησας ναδδωσιν, πολογαν συντςας περ τς καθ μς θεοσεβεας, τι δε πονηρο τινες νδρες τος μετρους νοχλεν περντο εσται δ φρεται παρ πλεστοις τν δελφν, τρ κα παρ μν τ συγγρμμα... κα ριστεδης δ πιστς νρ τς καθ μς ρμμενος σεβεας τ Κοδρτ παραπληςως πρ τς πστεως πολογαν πιφνησας δριανω καταλλοιπε, σζεται δ γε ες δερο παρ πλεστοες κα τοτου γραφ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aristid_Afinsk...

Конечно, закон издан с тем, чтобы ограничить успехи христианства, воспрепятствовать сильному и быстрому распространению христианских идей, но в той форме, в какой он дан, он должен был быть очень благоприятен для христиан. Этого мало, закон Септимия касательно иудеев не был чем-нибудь слишком суровым, каким-либо актом деспотизма со стороны римской власти. Он требовал одного. именно, чтобы иудеи не распространяли своего культа среди лиц языческого происхождения, не совершали над ними обрезания, которое считали римляне всегда чем-то недостойным разумного человека и возбуждающим презрение, но, ведь, это не было каким-либо дерзким посягательством на права иудеев. Иудеям никогда не разрешалось пропагандировать своего культа среди лиц неиудейского происхождения. Законы, направленные против иудейского прозелитизма, издавались императорами и до Септимия, и после него, например, христианскими, и притом часто такими императорами, которые очень веротерпимо относились к иудейству. Из языческих императоров II века подобного рода указы постановляли Антонин Пий, в III веке императоры из фамилии Северов, в христианские царствования – Константин Великий , сын его Констанций и Феодосий Великий. 395 Таким образом, указ Септимия Севера касательно иудеев не проставлял собою акта тирании, он был лишь повторением указов, издаваемых до него по вопросу об иудействе; а если так, то и применение указа к христианам не представляло собою какого-либо вопиющего зла. Закон скорее защищает status quo языческой религии, в особенности римской, чем делает нападение на религии, противные господствующему культу. Из вышеизложенного открывается, что закон Септимия, хотя и имел неблагоприятную для христиан тенденцию, тем не менее однако же в существе дела есть признание христианства в некоторой мере религией позволенною в Римской империи, хотя это признание высказано без громких слов, есть безмолвное признание. История христианства времен Септимия Севера в значительной степени может доказывать, что в практике закон Сиптемия ознаменовался теми последствиями, каких от него можно было ожидать по его смыслу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010