144 Ко времени Септимия Севера именно и нужно отнести явственное обособление управления разными родами имущества, потому что самая мысль о различии императорского коронного от императорского частного имущества являлась и раньше. Еще Антонин Пий, тотчас по восшествии на престол, отдал свое имущество, которое он раньше имел, своей дочери, чтобы не допустить смешения его с остальным императорским имуществом. 145 См. также: Löning, Gesch. d. deutsch. Kirchenr., I, 250 – 251; II, 638 и сл.; Roth, Ueber Stiftungen, 196; Zhishman, Das Stifterrecht (%Г [tò %Г [kmhmorixò%Г [n díkaion), Wien, 1887, S. 4 sqq. 149 Fr. 22 D. XLVI, 1. Кеппен (Erbschaft, 88) старается обессилить фрагмент Флорентина указанием на цель, которую преследовал этот юрист в своем решении. Флорентину нужно было решить, возможно ли поручительство за умершего должника, и он желает сказать лишь, что поручительство за долг возможно и при отсутствии физического лица должника, так как наследство заступает место этого лица, подобно тому как муниципия и декурия заступают место физического лица. Но ведь и Флорентин, и Юстиниан, принявший фрагмент Флорентина в дигесты, сравнивают наследство с муниципией и декурией, имея в виду не одно только отрицательное сходство (несуществование физического индивида – должника), а и положительное (наличность чего-то реального, в данный момент существующего, каковым и является наследство, уподобляемое в этом случае реально существующим муниципии и декурии). 151 Institutionen des römischen Rechts, Leipz., 1886, 372 – 373. То же в изд. 1899 г., стр. 489 – 490. 152 Fr. 8 D. XII, 1 (легат, в случае непринятия его легатаром, считается собственностью наследника ex die aditae hereditatis); fr. 80 D de leg. II (легат, не отклоненный легатаром, hereditate jacente, считается собственностью наследства, а затем прямо переходит в собственность легатара, никогда не быв собственностью наследника: recta via dominium quod hereditatis fuit, ad legatarium transeat nunquam factum heredis). См. также fr. 1 § 6 D. XLVII, 10 о том, что actio injuriarum по поводу оскорбления, нанесенного умершему в период лежачего наследства, принадлежит наследству и затем уже посредственно, через наследство, приобретается наследником, тогда как оскорбление, причиненное умершему post aditam hereditatem, составляет непосредственное оскорбление самого наследника: quotiens autem funeri testatoris vel cadaveri fit injuria, si quidem post aditam hereditatem fiat, dicendum est heredi quodammodo factam... quotiens autem ante aditam hereditatem, magis hereditati et sic heredi per hereditatem adquiri> .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Многие черты в «Диалоге» составляют может быть только литературную форму. При всём том весьма вероятно, что в основе «Диалога» лежит исторический факт беседы Иустина с каким-либо иудеем в Ефесе. 1) Иустин вообще имел обычай записывать свои диспуты и в «Диалоге» (Iust. Martyr. Dial. cum. Tryph., 80//PG. T. 6. Col. 665A; р. п.: C. 265) сам высказывает обещание записать свой разговор с Трифоном в особую книгу; 2) Евсевий (Euseb. Hist. eccl. IV, 18//PG. T. 20. Col. 376AB; р. п.: 175) свидетельствует об историческом характере этого разговора и указывает место его в Ефесе, и собеседника называет знаменитейшим из иудеев того времени. Имя собеседника Трифон указывает действительно на современного Иустину знаменитого раввина Трифона, изречения которого часто приводятся в Мишне под именем Тарфона (в евр. перечне). Но замечательно, что исторические черты в изображении Трифона Иустин соединяет с чертами вовсе к нему не относящимися, но вызываемыми самим колоритом «Диалога». Иустин в начале своего произведения представляет Трифона палестинским раввином, который только во время восстания Баркохбы оставил родину и жил в Коринфе (Dial., 1//PG. T. 6. Col. 473A; р. п.: C. 133), но затем в диспуте изображает Трифона в неправдоподобном освещении, как иудея-эллиниста, чуждого раввинского фанатизма, привыкшего уважать философию и не относящегося к христианству с такой нетерпимостью, как другие раввины. Всё это мало напоминает раввина Тарфона. Вероятно Иустин выставил в своём «Диалоге» Трифона, как наиболее знаменитого представителя иудейства того времени. б) Время написания диалога Хотя разговор с Трифоном имел место вскоре после восстания Баркохбы (132–135 гг.), однако написан он Иустином значительно позже, именно после первой Апологии, которая цитируется в диалоге, то есть после 153 г. и, по-видимому, в царствование того же императора, которому адресована апология (Антонин Пий, умер в 161 году). К. Сочинение «о Воскресении» (отрывки) а) Сочинение «О Воскресении» направлено было против отрицания этой истины Церкви гностиками и, судя по указаниям самого автора (De resurr., 2//PG.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Со стиха 14 нужно предполагать известный промежуток, хотя повествователь выражается вообще довольно неопределённо касательно времени. Лидия присутствовала на молитвенном собрании в этот первый субботний день, и сделалась постоянной слушательницей новой проповеди, и наконец, вместе с ней обратились и все члены её дома. 7 У Рамсэя толкование этого места по понятной причине сбивчиво, и потому мы не приводим его сполна, ограничиваясь лишь кратким изложением общей мысли. 8 1Кор.8:18 , каковое место уже по свидетельству древнего предания относилось к св. Луке. В то же самое время ясно, что ранее он не имел собственного жилища в Филиппах, потому что вместе с Павлом воспользовался гостеприимством Лидии. 9 В кодексе Безы в 30 стихе отмечается маленькая подробность, которая много говорит о хорошо дисциплинированном характере тюремного стража, так что можно признать её даже подлинной. Тюремный страж сначала обратил внимание на своё дело и удостоверился в целости своих узников, затем уже позаботился о Павле и Силе и вывел их. Кажется в высшей степени невероятным, чтобы христианин в позднейшее время внёс глоссу, что страж тюрьмы позаботился о своих узниках раньше, чем он позаботился о своём спасении; скорее в духе позднейшего времени было приходить в смущение от положения, что тюремный страж сделал именно так, и потому выбросить это место. 13 Ирод Аттик – знаменитый афинский ритор, род. в 104 г. по Р.Х. Он имел огромное влияние на умственную жизнь современного ему общества и в его аудиторию стекалась даровитая молодёжь из всех стран. Среди его учеников были и будущие римские императоры Марк Аврелий и Л. Вер, а Антонин Пий возвёл его в консульское достоинство в 143 г. Ирод Аттик, как ритор, дал и всему умственному направлению своего времени более риторический, чем философский, характер. 14 Кстати, считаем нелишним сделать маленькое примечание по поводу этого термина. В своё время мы подверглись нареканиям от казанского профессора Я. Богородского за то, что в своей «Библейской истории при свете новейших исследований и открытий» мы употребляли в приложении к египетским и вообще к древним школам мудрости название «университет», а преподавателей называли профессорами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/sv-apo...

И принесет в тот храм народ, Богом избранный, жертвы, И народу тому бесконечную жизнь Бог ______________________ Orac. Sibyllina, V. Vers. 484–503. ______________________ Как здесь сивиллист предвещает падение знаменитого культа египетского, так другой сивиллист, говоря об имеющем скоро последовать падении же римской религии, предвещает вместе с тем и ниспровержение самого Рима, этого языческого Вавилона: И на тебя, гордый Рим, навлекут грехи твои кару Свыше, и склонишь впервые ты перед ней твою выю; Будешь простерт по земле, и пожрет тебя бурное пламя. До основанья сгоришь ты, твое богатство погибнет, И в жилищах твоих поселятся лисицы и волки: Ты запустеешь тогда, тебя как бы не было вовсе. Где твой палладиум будет? Какие спасут тебя боги - Медные, каменные иль златые? Где Рея, где Кронос, Те, которых ты чтил, — бездушные демоны эти - Изображения мертвых ______________________ Orac. Sibyllina, VIII. Vers. 37–48. ______________________ Продолжая созерцать будущие судьбы Рима, сивиллист говорит далее: " Вот уже пятнадцать царей (столько насчитывали от Юлия Цезаря до Адриана), подчинив мир от востока до запада, перестали править, придет еще один, коего имя будет подобно морю (здесь игра слов: Адриатическое море указывает на Адриана), затем будут править еще три (т. е. Антонин Пий, Марк Аврелий и Вер, при которых, вероятно, и составлено пророчество), но их время будет последним временем. Ибо тогда возвратится из дальних пределов земли матереубийца (т. е. Нерон, изображающий собою антихриста), и, о Рим, ты будешь сетовать, снимешь пурпур властелина и облечешься в одежду плача. Ибо произойдет смятение между всеми смертными, когда приидет всесильный Владыка и, восседая на своем престоле, будет судить живых и мертвых. Вопль, землетрясение и пагуба постигнут тебя и бездны земные разверзутся " Тот же предмет в поэтических красках изображали и другие сивиллисты, и один из них с воодушевлением воспевал победу христианства, которую он изображает так: с неба нисходит храм и объемлет собою всех Так велики были чаяния христиан II века касательно непрочности язычества и торжества христианства; это казалось им очень, очень недалеким.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

13 . (Мацер). Легионерам запрещается приобретение земель в тех провинциях, в которых они отбывают военную службу, конечно, в тех целях, чтобы занятие сельским хозяйством не отвлекало их от военного дела. Поэтому им не возбраняется приобретать себе дома и точно так же они могут приобретать полевые участки в других провинциях; но в той провинции, в которую они пришли по военным надобностям, им не разрешается приобретать земли даже на чужое имя; в противном случае приобретенное отбирается казною. § 1. Запрещается преследовать того легионера, который вопреки закону купил земельный участок, но до возбуждения об этом дела был уволен со службы. § 2. Поэтому можно утверждать, что указанные преимущества предшествующего постановления не распространяются на уволенных с поражением прав; они должны рассматриваться как награда, даруемая ветеранам. Ввиду этого возможно признать, что они распространяются на тех, кто по каким-либо уважительным причинам был уволен из армии и кто, следовательно, имеет право на получение награды. § 3. Существуют три основных вида отставки: почетная, уважительная и порочащая. Почетная дается при выслуге полного срока службы, уважительная (имеет место в тех случаях), когда военнослужащий объявляется непригодным более к военной службе вследствие физического или психического заболевания; порочащая наступает тогда, когда военнослужащий освобождается от присяги вследствие совершенного им преступления. Уволенный в отставку по позорящим основаниям не может оставаться ни в Риме ни в резиденции императора, и хотя бы он был уволен без указания (в приказе) порочащего его обстоятельства, тем не менее он считается позорно отставленным из армии. § 4. Легионер, не оказывающий должного почтения (начальству), может быть наказан не только трибуном или центурионом, но даже и старшиною; древние считали подлежащим позору (notaverunt) того, кто оказывал сопротивление центуриону, когда последний намеревался наказать его; он подлежал переводу в другую часть, если схватился за жезл, который носил центурион, и карался смертью, если он с умыслом сломал этот жезл или поднял руку на центуриона. § 5. Как писал Менандер, бегство легионера, находившегося под стражей или заключенного в тюрьму, не может рассматриваться как дезертирство, потому что он беглец из-под стражи, а не дезертир из армии. Поэтому по указанию Павла бежавший посредством взлома тюрьмы карается смертью, хотя бы за ним и не числилось раньше дезертирство. § 6. Покойный император Пий приказал зачислять в штрафную часть дезертира, доставленного его отцом, чтобы это, по выражению императора, не носило такого характера, что отец привел сына на смертную казнь (ad supplicium). Покойные императоры Север и Антонин предписали подвергать ссылке дезертира, добровольно возвратившегося после пятилетней отлучки. Этому, писал Менандер, мы должны следовать и в других случаях дезертирства.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

Это был праздник, следовательно радость спасения, но тон этой радости получался серьезно-торжественный». Папа Аникита епископский престол в Риме занимал с 154–155 года по 166–167 16 . Таким образом путешествие св. Поликарпа могло иметь место не ранее конца 154 или начала 155 года. Вскоре, по возвращении из Рима, св. Поликарп, в то время 86-летний старец, закончил свою многотрудную земную жизнь мученическою смертью . Время его мученической кончины ранее обычно относили к царствованию императора Марка Аврелия, именно к 166 году. Но в 1867 году вышло сочинение французского ученого Ваддингтона 17 , которое произвело переворот в решении этого вопроса: кончину св. Поликарпа стали относить к 155–156 году 18 . Если в 155–156 году, то, следовательно, при императоре Антонине Пии (10 июля 138 – 7 марта 161 г.). Сам Антонин Пий, благородный и просвещенный государь, отличавшийся кротостью и добротой, не издавал эдиктов, направленных против христиан, но при нем продолжал действовать рескрипт Траяна на имя Плиния, в котором император писал своему наместнику в Вифинии: «Разыскивать христиан не следует, но если их обвинят и уличат, то их должно казнить. Однако, тот, кто не признает себя христианином и докажет это самым делом, т. е. поклонившись нашим богам, тот получит прощение за раскаяние, хотя бы прошедшее его было подозрительно». По этому рескрипту христиане подлежали преследованию уже за «самое имя», nomen ipsum, т. е. за одну принадлежность к христианскому обществу. Требовался только обвинитель. Сами же представители государственной власти в силу указа Траяна не должны были обращать внимание на вопли черни, чтобы против христиан принимались меры строгости. Но иногда власть под влиянием криков толпы, не имея на-лицо обвинителей, сама принимала на себя инициативу преследование против того или иного христианина. Это было незаконно с точки зрение основоположений римского права, однако нередко имело место. Обвинительный процесс против св. Поликарпа и является живым примером именно такого незакономерного процесса. В Смирне были отданы зверям 12 христиан из Филадельфии. Один из них, Квинт, сам явившийся пред трибуналом, увидя зверей, испугался и отрекся от Христа. Но другой, Германик, мужеством своим поразил всех, но его геройская смерть только возбудила ярость толпы. Послышались крики: «Смерть безбожным! Найти Поликарпа!» И Поликарпа нашли. Это было в великую пятницу, а на другой день, в великую субботу, он мученически скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Речь идет о книге I, состоящей из своего рода " благодарностей " , или посвящений,-- перечня близких Марку Аврелию лиц, которым он " обязан " (в оригинале пара -- " от " ) теми или иными своими качествами; Антонин Пий, которого усыновленный им Марк именует отцом, замыкает этот перечень (параграф 16), а завершает в этом фрагменте книгу благодарность богам (параграф 17).-Прим. ред.( здесь какая-то неразбериха в тексте yankos@dol.ru) Поистине, исключительно прилежная внутренняя работа над собой требуется для решения этих задач,-- решения тем более успешного, чем меньшим будет чванливое самоотождествление личности с внешними символами власти. Эпиктет также предложил принципы, которых должен придерживаться ответственный чиновник весьма высокого ранга. С одной стороны, ему надлежит исполнять свои обязанности, не щадя жизни и невзирая на личные интересы: " Ты поставлен в строй в державном полисе, и не на низкое какое-нибудь место, но пожизненно членом совета. Разве ты не знаешь, что такому человеку мало приходится заниматься своим домашним хозяйством, а большей частью приходится быть в отъезде, находясь у какой-то власти или в подчинении, служа какому-то должностному лицу или участвуя в военном походе, или верша суд? " 1 .Но коль скоро представитель власти вынужден оставить и частную жизнь, и все, что с нею связано, то именно его личные добродетели, добродетели человека, наделенного разумом, должны вести его и выступать принципом, регулирующим управление другими: бить осла,-- объясняет Эпиктет корректору " это не правление людьми. Правь нами как разумными существами. Показывай нам полезное -- и мы последуем ему. Показывай неполезное -- и мы отвратимся от него. Сделай нас твоими ревностными последователями. " Сделай это. Не делай этого. Иначе брошу тебя в тюрьму " . Это уже не как разумными существами правление получается. Но: " Сделай это, как установил Зевс. А если не сделаешь -- потерпишь вред, потерпишь ущерб " . Какой ущерб? Иного никакого, кроме этого: не сделать то, что следует. Ты потеряешь в себе человека честного, совестливого, порядочного. Иного, большего ущерба, чем это, не ищи " 2 . Модальность разумного существа, отнюдь не качество статуса, учреждает и, в соответствии со своим долгом, определяет конкретные формы отношений между правящими и управляемыми.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

Итак, производство хлеба от самого засева и вплоть до размола было строго организовано и находилось под строгим надзором. Вскоре дело зашло также далеко и с производством других предметов потребления. При Аврелиане (270–275) продавцы свинины ( Suarii) организовались на тех же началах, как раньше отправители хлеба. За ними последовали продавцы бараньего и воловьего мяса, виноторговцы, поставщики дров и угля, каменщики и плотники, торговцы известью и т.д. Ко времени Диоклетиана и Константина Великого в важнейших городах все ремесла по обработке и доставке необходимых для ежедневного обихода благ были организованы в принудительные профессиональные товарищества. Диоклетиан стремится еще усилить это непосредственное воздействие государства на сельское хозяйство и промышленность. Издав в первые месяцы своего царствования свой монетный устав для противодействия непрекращающемуся обесцениванию римских денег, он издал в 301 году указ о таксе, который устанавливал максимальные цены на все продукты сельского хозяйства и промышленности, а также максимум заработной платы. 5. Раз хозяйственные отношения времен империи не изменились по существу, то остались, разумеется, также в силе и их неблагоприятные последствия, описанные нами выше. В особенности продолжалось безбрачие. Вследствие этого уменьшение римского населения принимало все более грозные размеры. Когда убедились в том, что законы, изданные Августом для поощрения браков, не привели ни к чему, создан был институт по подобию государственной раздачи хлеба: государственный прокорм детей ( alimentationes). Уже при Августе некоторые муниципии учредили фонд, доход с которого поступал на содержание и воспитание свободнорожденных детей. Со времени Нервы сами императоры делали подобные вклады, чтобы создать более благоприятное для браков настроение и этим способствовать умножению числа граждан в Риме и Италии. Отныне и частная благотворительность нередко действовала в этом направлении. Траян взял на попечение в Рим. 5:000 детей, записав их в число получателей хлебных припасов, и распространил эти свои институты по всей Италии. Его примеру последовал Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий и позже Александр Север. Существовали воспитательные фонды для мальчиков и девочек. Лишь со времени Константина они снова исчезают, так как распространение христианства сделало их, хотя отчасти, излишними.

http://azbyka.ru/xozyajstvenno-eticheski...

Те, кто желает делать ежемесячный взнос на похороны, пусть собираются в коллегии для совещания, где хоронить мертвых» 847 . Антонин Пий, стремясь подчинить коллегии государственному контролю, с широкою терпимостью относился к ним. Он сам в 144 году основал corpus pistorum 848 и дозволил в Гиспале collegium centonarium 849 . При нем впервые проявилась тенденция правительства обратить коллегии на службу и на пользу государства. В этих видах он постарался защитить коллегии от таких членов, которые, пользуясь известными правами и преимуществами, как члены, на самом деле составляли для ассоциации только тягостную обузу; в привилегированную коллегию теперь по закону могли вступать люди известного возраста и удовлетворяющее определенным требованиям со стороны физического здоровья. Та же тенденция характеризует правление Марка Аврелия, правление, имевшее громаднейшее значение для развития ассоциаций. Этим государем были дарованы правовым коллегиям (collegia licita) значительные юридические права, в состав которых прежде всего входит право отпуска рабов на свободу (pomesmas manumittendi 850 и право иметь представительство в лице легата 851 ). Желая увеличить производительную и полезную для государства деятельность коллегий, Марк Аврелий, по-видимому, также делал предписания, касающиеся условий вступления в то или другое общество. По крайней мере, он возобновил давно существовавшее и давно забытое постановление, по которому дозволялось быть членом только одной коллегии. «Не позволительно входить в более, чем одну дозволенную коллегию, как это постановлено и божественными братьями; и если кто нашелся бы членом двух, предписывается тому избрать такую, в какой остаться ему более желательно» 852 . И он же уже в соправлении с Коммодом издал рескрипт между 176 – 180 годами, которым распространил свободу от обязанностей опекунства и на mensores frumentarii 853 . Правление Септимия Севера имеет большое значение для ассоциаций потому, что он разрешил учреждать collegia tenuiorum, не только в Риме, который широко пользовался этим правом и до сего времени, но и в Италии и провинциях 854 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

383 От: λιος – солнце, хотя едва-ли строгая этимология не приведет нас тут вместо Аполлона к Посидону. На всех древних монетах элидских читаются буквы F. А... предположитнльно начальные имени ΗΛΙΣ. Книжная буква Н по-народному (Дорическому) произношению слышалась, как наше э отворотное, или и еще шире, как А. Буква же F есть вышедшая потом из употребления, дигамма – не горловое, а язычное «придыхание», почти свистение. А в таком случае, слово: λις надобно производить от F ΑΛΣ – море, соленая вода, а не от " Н Λ... Странно, что над λις ставится тонкое придыхание у лексикографов. 384 Сведения взяты мною из греческой брошюрки: περ τν δο περιωνμων ναυμαχιν, Тиммаха Влассопуло. Афины 1857. Испанских кораблей было 70, Венецианских 114, Папских 12, Мальтийских 6 и Савойских 3. 385 Славу его увеличивает одно обстоятельство чудесного оттенка или отсвета. Раскажем его словами одной старой книги, писанными всего 15 лет спустя, после великой баталии: La susdite victoire fut certainement obtenue miraculeusement, car l’ennemy au milieu de ses fortes retraictes, et plus grand en nombre tant de vaisseaux que d’hommes, fut vaincu sans doubte, plus par les oraisons et larmes des pieux et devotz chrestiens, que des glaives des combatans. Ce que l’on aperceut lors, par ce que à l’abordée le vent se montroit contraire aux Chrestiens, et venant au combat, il se tourna subitement en leur faveur... Автор прибавляет, что папа Пий V в это время учредил всенародные моления о победе, и сам avoit esté lors deux ou trois nuictz toutes entières en son Oratoire cubiculaire incessament priant, et que luy sortant du matin de ce lieu, le jour suivant la deffaite desditz turcs advenue, il dit (comme s’il en eust eu révélation, car iusques lors on n’en pouvoit avoir nouvelle) que les chrestiens estaient vainqueurs... etc. Le très – dévot Voyage de Jérusalem... par Jean Zvallart. Anvers. 1626, pag. 116. 386 В 1853 г. в Патрах было Вице-Консульство Русское, или собственно Консульское Агентство, но управлявший им г. Калогераки, за свою долгую службу, имел титул Вице-Консула. Потом вдруг, увлекшись невесть чем, мы открыли там Генеральное Консульство. Поняв полную ненадобность в нем, мы «с полка кинулись в снег», по пословице. Г. Ламбрино служил при г. Консуле, и теперь остался без места и без дела, храня в своем доме только ρμα κα σημααν (орла да флаг). Впрочем, при выборе нового короля, успел собрать в Патрах до 7000 голосов за нашего Принца.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010