Остановимся несколько подробнее на церковно-политической ситуации в Константинополе в 18501860-е гг. Середина XIX в. – эпоха преобразований в Османской империи, Танзимата. Широкомасштабные реформы в государственном и административном аппарате Османской империи были вызваны разными причинами. С турецкой стороны было стремление к выходу из внутреннего и внешнеполитического кризиса, в котором страна находилась в первой половине XIX в. Для европейских держав, в первую очередь Великобритании, явившейся инициатором реформ, целью преобразований было усиление их влияния на Ближнем Востоке и ослабление влияния русского. В результате победоносных войн с Турцией XVIII – первой половины XIX в. Россия не только значительно расширила свою территорию, но и получила возможность вмешиваться во внутренние дела Османской империи: согласно Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г., русское правительство официально получило право покровительства православному населению Турции. Таким образом, было максимально использовано важнейшее преимущество ближневосточной политики России перед западными державами – общность православной веры с христианским населением Османской империи. Ряд выгодных для России договоров касательно прохода торговых и военных судов через проливы Босфор и Дарданеллы поставил Россию в первенствующее положение в Восточном Средиземноморье. Европейские державы, имевшие свои военно-политические виды в отношении Турции, не желали мириться с таким преобладанием русского влияния. Подорвать авторитет России и ее силу на Ближнем Востоке можно было разными путями: во-первых, Россия оказалась связанной договорами о взаимопомощи «Европейского концерта» против революционных движений, в том числе национально-освободительных; во вторых, необходимо было ослабить влияние России, осуществляемое как через непосредственные контакты с султаном и Портой, так и через Церковь . Вестернизаторские преобразования в Османской империи предоставляли западным державам возможность, с одной стороны, ограничить единоличную власть султана и его ближайших советников, а с другой стороны, постепенно вовлечь Церковь в административную систему империи, поставить ее под контроль государства и тем самым упразднить поводы к иностранному вмешательству в ее дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Пеней. 20 июня 1865. Воскресение. Даровое: perpetuum mobile, и вместе – sonabile, творилось в удовольствие наше целую ночь. Так творилось оно постоянно, бессменно, в течение множества веков. Его слушал и видел еще Ной греческого баснословия Девкалион с женою Пиррою и сыновьями: Эллином, Греком и Ромеем скорословно – Ромьем. Последних двух придаем ему мы сами, на том же основании, на каком древность отыскала у него сына Эллина... Бывши в Македонии, мы имели случай узнать, что у него был сын Македон. В Элладе, естественно, родят ему Эллина. Надобно же откуда-нибудь вывести генеалогически и Грека 301 . Но дело не в том, кто при нем был, а что с ним случилось. В одно прекрасное утро, ему, как и нам, хотелось еще спать, может быть, под шумок ветерка и легкое хлопанье рогожи, как до него донесся отчаянный крик: потоп! И действительно, произошло нечто такое, что и сыну Пандоры 302 , слыхавшему про самые странные вещи, не могло придти в голову. С обычного-ли „отцу богов“ похмелья или так, ради потехи, Олимпиец толкнул ногой надоевший ему Олимп. Гора пошатнулась и налегла на соседнюю ей Оссу. Текшему между ними Пенею не осталось выхода в море, и он затопил Фессалию. Все живущее погибло. Спаслись только Девкалион и Пирра, доплывшие в лодочке до Парнасса. Заглянувши в Фессалию, можно-ли не вспомнить этого, в высшей степени любопытного, предания местного, в котором и слепой видит, по пословице, обезображенное сказание Библии ? Нас разбудил торопливый Терпко еще до солнышка известием тоже о наводнении только в самых малых размерах. Самовар кипел, и вода бежала через край. Пора было плыть на Зиго. Классически умылись мы священною водою чудо-творившей когда-то реки, и причесались, глядя в ее зеркальную поверхность. Все, как бывало встарь, до Троянской эпохи! Возвращаясь в хан, мы прочли высеченную на дверях его ктиторскую (sic) заметку, гласящую следующее: притяжание Св. Николая (т.е. церкви св. Николая, поблизости где-нибудь находящейся). Разрушен был (хан) пиратами мятежными в 1854.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Загадки жития святителя Николая " Не позднее VI века предание о том, что святитель Николай был на I Вселенском Соборе " Источник:  Татьянин День О святителе Николае может рассказать любой христианин. Почти все знают, что он помогает путешествующим, выдает замуж бедных девиц и приносит подарки на Рождество Христово под именем Санта Клауса. Многие вспомнят о том, что он дал пощечину Арию на I Вселенском соборе в 325 году, а уж число народных легенд и сказок, связанных с именем святого Николы столько, что они сами по себе составят увесистый том на разных языках. Мне нравится 4 Между тем житие святителя Николая заставляет нас по-новому взглянуть на самого известного христианского подвижника. Так получилось, что самым распространенным текстом, посвященным святому, был текст Симеона Метафраста. Написанный в Х веке, почти через 700 лет после кончины праведника он представляет собой компиляцию из жизнеописаний двух святителей Николаев. Первый жил в конце III – первой половине IV века, а второй святой Николай Пинарский жил в VI в. и скончался 10 декабря 564 года. Знакомое нам житие святителя Николая архиепископа Мирликийского, которое можно найти и у святителя Дмитрия Ростовского, называет имена родителей праведника – Феофан и Нонна. На самом деле так звали отца и мать святого Николая Пинарского, о чем еще в XIX веке писал архимандрит Антонин (Капустин). Из жития святителя Николая, жившего в VI веке, в житие другого святого Николая попала и история о путешествии молодого священника в Палестину для поклонения святым местам. Старший святитель Николай скончался не позднее 337 года. Уже будучи епископом он пострадал от гонений Диоклетиана, которые начались в 305 году, а святая Елена – мать Константина Великого обрела Честной и Животворящий Крест Господень не ранее 326 года. Объединение житий двух святых с одинаковыми именами, живших в разное время, в истории христианства случалось не раз. До ХХ века исследователи обычно соединяли образы двух праведников в один, и в результате более известный святой " поглощал " своего менее знаменитого коллегу. В случае со святителем Николаем именно так и произошло. Лишь в начале XXI группа российских ученых издает житие архиепископа Мирликийского, исправленное по древним рукописям. В результате мы можем узнать много нового о жизни самого известного и любимого на Руси христианского подвижника. В ХХ веке были также проведены исследования мощей святого, подтвердившие достоверность жития святителя Николая даже в тех отрывках, которые традиционно считаются агиографическими топосами (общими местами).

http://religare.ru/2_98703.html

Приветствую в несчетный раз преименитое здание, которое в былое время считал настолько знакомым и как-бы своим, что мог все подробности его воспроизводить в памяти во всякий потребный момент. Теперь здоровался с ним, как со старым другом, но уже с оттенком грусти. Не мог я более сказать себе: когда захочу, его увижу. Завтра же он будет для меня уже предметом воспоминаний! Чудное состояние человека, мало-мало проникнутого сочувствием к отжившему миру, и способного воспроизводить в душе исторические образы. Стоишь или сидишь бывало тут в тени мраморного леса колонн по целым часам, и чего-чего не переведешь воображением! Как и естественно, языческий период здания давал мне видеть облики неясные. Бывший храм Афины (Минервы) не стоял, как говорится, в сказках наших, „к лесу задом, ко мне передом“. И в самом деле, теперешняя передняя часть его тогда была заднею, вопреки порядку вещей, указываемому Пропилеями. Христианский период его, длившийся не менее языческого, представляет исправленным недосмотр или каприз древних. Вход в бывшую Великую церковь Афинскую (по некоторым „св. Софию“) был в западной стороны, а на месте бывшего входа в капище богини, возвышался алтарь, которого основания существуют до сих пор, вопреки мнению и желанию чистых археологов, задающихся мыслию очистить древнее „святилище“ от всех позднейших „святотатственных“ покушений на его первобытный смысл и образ. Повторил я при этом и хорошо затверженные зады о бывшем когда-то стенном росписании христианского храма. Удивления достойны удержавшиеся еще на западной стене его, но бокам входной двери, кое-где краски бывших икон. Когда-то я имел в виду снять их фотографией при полном освещении их солнцем, но не нашел сочувствия своему делу в тогдашних фотографах. Теперь как будто их осталось уже гораздо меньше. Какой они даты, трудно сказать. Во всяком случае, мне казались восходящими к первому христианскому тысячелетию. Даже при помощи значительного оптического увеличения, я не мог разглядеть при изображениях обычных им надписей, чтобы по характеру букв судить об эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

протоиерей Георгий Пименов Скачать epub pdf Предисловие. «Богословие, понятное младенцам» Эти слова малоизвестного подвижника, схимонаха Антония Савваита, не только завершают его статью «Основная суть православного учения», помещённую в данном сборнике. Кратко изложенное «практическое богословие Святых Отцов и всех, хотящих спастись», необходимо каждому христианину. Таким богословием, понятным каждому «духовному младенцу», и являются наставления и опыт схимонаха Антония Савваита. Более 16 веков непрерывно несет монашеское служение на Святой Земле обитель Святого Саввы Освященного. С 484 года монастырь посещается паломниками, в том числе из России. Игумен Даниил еще в XII веке оставил его описание. Иеромонах Русской духовной миссии в Иерусалиме Феофан (Говоров), будущий святитель Феофан Затворник , часто приезжал сюда за творениями святых отцов и учился монашеской традиции. Создатель Русской Палестины архимандрит Антонин (Капустин) находил здесь духовное руководство, молитвенный опыт и богатый материал для научных исследований. Схимонах Антоний (Кузнецов) подвизался среди савваитской братии 39 лет, с 1925 по 1964 год. Переписка с теми, кто обращался к нему за советом, впервые была опубликована епископом Мефодием (Кульманом) в 1965 году в журнале «Вечное». Журнал и издательство «Вечное» плод просветительских трудов епископа Мефодия (1902–1974) и его помощников на приходе во имя Всемилостивого Спаса в Аньере под Парижем. Ежемесячный журнал «Вечное» епископ Мефодий издаёт с 1948 по 1974 год. Направление издания он характеризует в первой редакторской статье: «Журнал этот не будет повествовать о текущей церковной жизни, не будет и отражать современную богословскую мысль. Его задача просто приоткрыть для читателя великую сокровищницу православной веры и православной церкви». Помимо святоотеческих наставлений, в журнале печатались отдельные толкования на Евангелие, труды епископа Игнатия Брянчанинова , протоиерея Иоанна Кронштадтского , объяснения богослужений и молитв, жития святых, описание Святой Земли. В качестве издательства журнал «Вечное» издавал и книги: «Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея», «Что есть духовная жизнь» святителя Феофана Затворника , «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского , «Старец иеросхимонах Амвросий Оптинский » протоиерея Сергия Четверикова , «Духовные зернышки» митрополита Владимира (Тихоницкого), жизнеописание и письма русского монаха Антония Савваита. Отдельно выходили путеводители по Святой Земле и сборники песнопений по Святым местам Палестины и Синая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей архимандрит Антонин (Капустин) Слово на Голгофе. Проповеди и наставления для русских паломников в Иерусалим (1870–1892) " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Наставление поклонникам Святого Гроба по прочтении Великого Канона Благодатию Божиею, и на сей год, и на сей пост, мы сподобились выслушать Великий Канон покаянный, так премудро предлагаемый ежегодно Святою Церковию, в послушание и научение кающимся. Ни в каком месте отечества нашего вы, временные и блаженные обитатели Святого Града, не пользовались при этом тем неоцененным преимуществом близости всему, что содержится в Великом Каноне, каким пользуетесь здесь. Начнем с того, что богомудрый писатель Канона, св. Андрей Критский , сам был питомец Иерусалима, и то, что писал в старости лет, — писал, без сомнения, по сладким воспоминаниям благочестивого чувства, одушевлявшего его в юности, под наитием всех благочестивых внушений священной местности Палестины. Хвала ему и урок нам! И вы, пребывши здесь, если не 6 лет, как он, то 6 месяцев более или менее того, — унесите с собою на далекую родину память одушевляющего здесь вас чувства и, если не письмом, то словом учите других покаянию, рассказывая им и об Адаме, и об Аврааме, и о царе Давиде, и о всех, о ком говорится в Великом Каноне, — так, как бы вы их сами видели, видевши те места, где они жили, грешили, каялись и спасались. Преступил «первозданный Адам», а мы его «преступлению ревнуем», сказано в Великом Каноне. «Первая Ева и видела зле и уязвилася горце, и коснулася древа и вкусила дерзностно». А наша «мысленная Ева» — страсть — продолжает дело праматери, «показует нам сладкая и заставляет присно вкушать» одно «горькое напоение». Первый человек и первый урок нам! Первозданный Адам, близкий всему человечеству свойством плоти и крови и началом — бытием жизни, ближе всех других к нам, здесь живущим. Его гроб долгое время показывался в Хевроне поклонникам и, без сомнения, до сей минуты стоит там, скрытый, к сожалению, от взоров наших.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-golg...

Русская Духовная миссия: от прошлого к настоящему Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 На недавней встрече Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом из уст Святейшего прозвучали пожелания об оформлении церковной собственности в Хевроне и Иерихоне за Русской Духовной Миссией: “Полагаю, что настало время, когда юридически необходимо закрепить за Миссией право на эту собственность”. Архиереи Зарубежной Церкви встретили просьбу настороженно и заговорили “об угрозе процессу объединения”. Такая реакция с их стороны станет понятна, если вернуться к событиям сорокалетней давности, к началу весны 1966 года. Определением Святейшего Патриарха Алексия I у Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 1966 года архимандрит Владимир (Сабодан), ректор Одесской Духовной семинарии 1 , был назначен заместителем начальника Русской Духовной миссии в Израиле с пребыванием в Иордании, на территории которой действовали представители Русской Зарубежной Церкви. Для того, чтобы понять сложность и запутанность описываемых далее событий, следует подробнее представить предшествующую им историю. Начало духовного представительства России на Святой Земле положила высочайшая резолюция императора Николая I об учреждении Русской Духовной миссии в Иерусалиме в 1847 г. Ранее Россия оказала помощь в отстаивании самостоятельности Иерусалимской Церкви от притязаний Константинополя на право избрания Иерусалимского Патриарха. Миссия должна была представительствовать от лица Русской Православной Церкви перед Иерусалимским Патриархатом, содействовать интересам Православия и помогать русским паломникам в Святой Земле, а также помогать местному духовенству и мирянам, в основном православным арабам. Первым начальником Миссии стал архимандрит Порфирий (Успенский), выдающийся российский археолог. Особый вклад в развитие деятельности Русской Духовной миссии внес архимандрит Антонин (Капустин), назначенный на пост ее начальника в 1865 г. За годы его служения (до 1894 г.) Русская Православная Церковь не только укрепила свои отношения с Иерусалимской Церковью, но и благодаря его стараниям стала владеть многими священно-историческими местами Палестины. Верным помощником отца Антонина был Я. Е. Халеби. Турецкое законодательство разрешало приобретать земли только частным лицам и только подданным Порты. Именно поэтому земли приобретались на имя Халеби. Начало было положено в октябре 1868 г. покупкой Дуба Мамврийского с прилегающим к нему участком земли. Всего же архимандритом Антонином было куплено и законно оформлено 13 участков площадью около 425000 кв. метров, стоимостью до миллиона рублей золотом.

http://pravmir.ru/russkaya-duhovnaya-mis...

Свети Наум. 4 июня. Пятница. Каждое утро встречаешь в новом месте. Говорят, можно привыкнуть к переменчивому ночлегу. О наших „долгих“ извозчиках рассказывают, что их одолевает бессонница, когда они вынуждены бывают ночевать по нескольку дней на одних и тех же палатях. Пока я не имею основания поверить этому. Какой может быть сон, когда все кругом от малого до великого новое и непривычное, и в глазах, и в ушах, и под боком, и под головой, и... в голове? Особенно не давал мне покоя шум волновавшегося целую ночь озера. Хорошо, что мы успели вчера еще вовремя добраться до тихого пристанища. На рассвете, когда только что начал охватывать настоящий глубокий сон, раздался звон колокола, приглашающий на божественную службу. „Пустынным непрестанное божественное желание бывает“... повторяю я про себя, и нехотя иду в Церковь . Дом Божий оказался очень древним, хорошей византийской архитектуры, но очень малых размеров. Внутри вся церковь расписана кистью, сходною с академической только в свободе рисунка. Как та напяливает древним святителям греческим русские митры на головы, обрамив последние длинными по плечи волосами и пр., так эта расставляет глаза угодника Божия на такое пространство, что между ними еще может поместиться пара глаз. Одна делает по неведению, другая – по неумению. Насколько это одно и то же, пусть решают специалисты. Из памятной заметки видно, что расписал церковь (т. е. окончил свою работу) 6 сентября 1806 г. некто Константин из Корицы (Гюрдже – по-турецки и Горча – по-албански. А по-славянски?). Производилась же работа при Митрополите преспском (а не охридском?) Каллинике и Игумене Стефане из Филиппополя, „новом ктиторе». Заметка сделана по-гречески. Выражение: новый ктитор могло бы означать, что монастырь стоял до Игумена Стефана в запустении. Стефан, конечно, был грек. Оттого в монастыре все теперь носит на себе печать эллинства. Славянское остается только имя монастыря, да и то ученый и наблюдательный Пуквиль передает с оттенком не славянским, так-как Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Скачать epub pdf Кто читал со вниманием житие святителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна встречаемая в нем историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, будучи еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу 1 , и вошел раз в св. церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему сами. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится на архиепископский престол города Мир и уже после всего этого делается исповедником веры Христовой при царях Диоклитиане и Максимиане, и: сияет потом чудесами на весь мip при св. Константине Великом . Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность уже при сем самом христолюбивейшем императоре, и славная церковь Воскресения освящена только 13 сентября 335 года, то есть 30 лет спустя после Диоклитианова и Максимианова правления. Замечаем кроме сего, что в западных «мученикословах» св. Николай почти всегда называется исповедником, а в восточных «месяцесловах» ему усвояется название преподобного (так что даже и Евангелие на литургии в день памяти его у нас положено читать преподобническое), исповедником же едва ли он у нас где-нибудь назван, хотя в житиях его иногда и встречается сказание о его страдании за веру при императоре Диоклитиане. Вообще же то, что относится к монашескому жительству святителя, нелегко вяжется с положением христианства в 3-м веке. Историческая эта запутанность в житии св. Николая чувствовалась давно учеными исследователями церковной истории. Соллерий, издавая  в 1745 г. Мученикослов Чэуардов, в примечании к 6-му декабря говорит, что он считает недостаточными сведения о св. Николае, и намекает на то, что время его следовало бы на целый век, или и более, отодвинуть от эпохи  последнего гонения на христианство , хотя и боится при этом, чтобы бежа от Сциллы не впасть в Харибду... В эту Харибду действительно и попал один безыменный  летописец  западный XII-ro или около того века, записавший в одном месте своей хроники (французских государей, от Дагоберта I до Пипина): «при том же Константине (Погонате) процветал блаженный Николай архиепископ, который после в Мирее при Юстиниане младшем императоре, в год воплощения Господня 673-й отошел ко Господу " … Посреди таких разноречий желанным для всех казалось отыскать древнейшее и полнейшее изложение жизни и деяний славного чудотворца. Знаменитые собиратели и издатели Деяний святых в 1716 г.,  на вопрос одного ученого о деяниях св. Николая, отвечали: «Деяний истинных и подлинных ищешь ты св. Николая? Но таковые есть ли где-нибудь, никто не знает. И о если бы когда-нибудь (если не пропали) вышли из каких-нибудь тайников на свет!» Сему самому ученому случай помог отыскать то, чего он хотел. По крайней мере, отыскав, он убедил себя (и не думаю, чтобы еще кого-нибудь), что нашел Acta primigenia великого святителя. Со слов его самого расскажем, как происходило дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Смешение двух тезоименных святителей ликийских, живших один после другого на расстоянии 200 лет, Николая архиепископа Мирского и Николая епископа Пинарского 1 представляет собою не единственный в истории христианства пример подобного рода. Смешаны (вероятно) в одно лицо два Дионисия, – ареопагитский и просветитель Галлии, два Прокопия палестинских мученика, два Киприана, две Евдокии мученицы и проч. Наиболее чудным из всех кажется, однако же, смешение, допущенное при имени святителя Николая. Время, отделяющее двух тезоименных святых, простирается на 200 лет, и период, в который жили они, сравнительно не очень древен, так что смешение их в памяти народной в одно лицо представляется делом необъяснимым. Нить сомнения, что слава чудес первого Николая, особенно же его явление, при жизни, во сне императору, служила во все годы и веки основой такому безмерному значению имени Мирликийского святителя в церкви. Положительно не знаем, с какого времени начала воздаваться ему на востоке исключительная пред всеми святыми честь празднования ему, наравне с апостолами, каждую четверть недели. До нас не дошла ни одна богослужебная книга из периода, предшествовавшего св. Иоанну Дамаскину и даже из времени, непосредственно следовавшая за ним, так что нельзя решить, кто первый и когда создал великому угоднику и чудотворцу такую вселенскую беспримерную почесть 2 . Думается, что морская слава чудотворений второго Николая огласилась по востоку именно тогда, как древняя сухопутная слава ликийского чудотворца стала мало по малу ослабевать в народной памяти, и снова выдвинула столько известное церкви лице на первый, так сказать, план. Достойно удивления, что в 787 г., т.е. через 200 с небольшим лет по кончине второго Николая, архиепископ ливийский, рассказывая на 7-м вселенском соборе про вид и облик св. Николая, говорил о нем, как об одном лице 3 . Ему ли бы не знать истории своего места и не указать различия между одним и другим Николаем? Можно не сомневаться потому, что в самой Ликии, и особенно в самых Мирах, до самого запустения страны и города все чтим был один древний или первый святитель Николай, к которому относимо было все, что рассказывалось о чудесах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010